Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность по российскому правуК обстоятельствам, исключающим противоправность деяния и юридическую ответственность, можно отнести следующие: 1) невменяемость (когда лицо не может отдавать отчета в своих действиях); 2) необходимая оборона 3) задержание лица, совершившего преступление 4) крайняя необходимость (допустима в случаях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц 5) физическое и психическое 6) обоснованный риск 7) исполнение приказа или 8) малозначительность правонарушения, не представляющего 8) казус (случай) и т.д.
23. Принципы верховенства права и верховенства закона: их понятие, сущность и соотношение. Следует понимать в следующих аспектах: 1. Способность гос-ва правом (право применить) должно основываться на правовых требованиях, не выходить за рамки права, не противоречить ему. 2. Принимаемые в гос-ве законы должны быть основаны на праве, т.е. д.б. правовыми законами. 3. Особое значение среды правовых законов должна иметь Конституция. Все НПА должны ей соответствовать и не противоречить. 4. Правовые законы принимаются уполномоченными на то органами (только предст-ми органами законодат-ва) и в соответствии со строгой установленной процедурой по Конституции. Законы подлежат официальному опубликованию. 5. Представления о господстве права над гос-вом, о верховенстве права преобладающие и в юр. науке и в обществе. Две позиции по вопросу- что такое правовое гос-во. 1-господство закона во всех сферах общественной жизни. Имеется в виду господство закона в конституционном смысле, т.е. актов высших представительных органов гос. власти; 2-господство, верховенство права. Здесь исходят из концептуального различия права и закона. Господство права- подразумевает верховенство правового закона, ибо не всякий закон, содержит право. По содержанию законы могут быть прогрессивными и отставными, логичными и противоречивыми, справедливыми и несправедливыми. Верховенство закона- важная, но все же внешняя, формальная сторона правового гос-ва. Внутреннее, содержательное свойство правового гос-ва есть качество, сущность самого закона. Закон должен соответствовать праву (в демократическом правовом гос-ве). Верховенство закона складывается тогда, когда тому соответствуют соответствующие экономич., социальные, политические предпосылки: свободный производитель, независимый потребитель, равноправие граждан, свобода личности, демократическая политическая система. В сфере правовой действительности современному обществу пока не удалось добиться должного. Длительный процесс приближения к этой цели и есть период формирования и становления правового гос-ва, с которым верховенство может принадлежать только закону. 24. Правовые отношения: понятие, признаки, виды и предпосылки возникновения, их юридические свойства. Состав (структура) правоотношений. Субъективное право и юридическая обязанность участников правоотношений. Правоотношение — это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности. Признаки правоотношений: 1) это общественное отношение, которое представляет собой двустороннюю конкретную связь между социальными субъектами; 2) оно возникает на основе норм права (общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся); 3) это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей; 4) это волевое отношение, ибо для его возникновения необходима воля его участников (как минимум хотя бы с одной стороны); 5) это отношение возникает по поводу реального блага, ценности, в связи с чем субъекты осуществляют принадлежащие им субъективные права и юридические обязанности; 6) это отношения, охраняемые и обеспечиваемые государство(в частности, возможностью государственного принуждения). Правоотношение имеет сложную по составу элементов структуру: — субъект; — объект; —- субъективное право и юридическая обязанность (юридическое содержание). Предпосылки возникновения правоотношений Выделяют два вида предпосылок возникновения правоотношений: 1) материальные (общие); 2) юридические (специальные). К материальным относятся жизненные интересы и потребности людей, под влиянием которых они вступают в соответствующие правоотношения. К юридическим предпосылкам относятся: — норма права; — правосубъектность; — юридический факт (как реальное жизненное обстоятельство). Виды правоотношений Правовые отношения могут классифицироваться по различным основаниям: 1) в зависимости от предмета правового регулирования (отраслевого признака) правоотношения подразделяются на конституционные, административные, уголовные, гражданские и т.п.; 2) в зависимости от характера — на материальные (финансовые, трудовые и т.д.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско процессуальные и др.); 3) в зависимости от функциональной роли — на регулятивные (возникают на основе норм права или договора) и охранительные (связаны с государственным принуждением и реализацией юридической ответственности); 4) в зависимости от природы юридической обязанности — на пассивные, связанные с осуществлением запретов, пассивных обязанностей (правоотношения собственности), и активные, связанные с осуществлением определенных положительных действий (право отношения займа); 5) в зависимости от состава участников — на простые, возникающие между двумя субъектами (правоотношения купли-продажи), и сложные, возникающие между несколькими субъектами (правоотношение отбывания уголовного наказания); 6) в зависимости от продолжительности действия — на кратко временные (правоотношения мены) и долговременные (правоотношения гражданства); 7) в зависимости от степени определенности сторон — на относительные, абсолютные и общие. В относительных правоотношениях конкретно (поименно) определены все участники (управомоченные и обязанные субъекты — покупатель и продавец, истец и ответчик). В абсолютных правоотношениях точно известна лишь управомоченная сторона, а обязанные лица — все возможные субъекты, призванные воздерживаться от нарушений интересов управомоченного (авторские правоотношения). Если общественные отношения выступают материальным содержанием правоотношений, то субъективные права и обязанности —юридическим. Именно через права и обязанности осущестнлиекн юридическая связь участников правоотношений. Субъективное право — это мера юридически возможного поне-дения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы. Субъективное право есть средство для удовлетворения какого-либо интереса управомоченного лица для достижения определенного блага, ценности. В этом заключается его предназначение, главная роль. Структура субъективного права: 1) возможность определенного поведения управомоченного лица; 2) возможность требования соответствующего поведения от обязанного лица; 3) возможность обращаться за защитой к компетентным государственным органам (прежде всего в суд); 4) возможность пользоваться определенным социальным благом, Юридическая обязанность — это мера юридически необходимого поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица. Обязанность есть гарантия осуществления субъективного права. Без нее последнее превратится в фикцию. Юридическая обязанность, являясь обратной стороной субъективного права, имеет следующую структуру. 1) необходимость совершать определенные действия или воздерживаться от них; 2) необходимость отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного; 3) необходимость нести юридическую ответственность за неисполнение этих требований; 4) необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, на которое тот имеет право. Различия между субъективным правом и юридической обязанностью:- 1) если субъективное право призвано удовлетворять собственные интересы лица, то юридическая обязанность — чужие интересы (управомоченного лица); 2) если субъективное право — мера возможного поведения (реализация его зависит от усмотрения управомоченного лица), то юридическая обязанность — мера необходимого поведения (от ее реализации отказаться нельзя). Вместе с тем рамки (мера) и возможного поведения (субъективного права), и необходимого поведения (юридической обязанности) должны быть четко очерчены в законодательстве. 25. Концепция разделения властей: понятие, сущность и значение. Главное требование принципа разделения властей, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо раздедить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающей гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого на-казания виновных). Причем каждая из этих ветвей власти, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах. Система «сдержек и противовесов», установленная в Конститу ции, законах, представляет собой совокупность правовых ограничьний в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Так, применительно к законодательной власти используется до вольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии. В системе противовесов важную роль призван играть Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя. Деятельность Конституционного Суда РФ также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет прапо блокировать все антиконституционные акты. В отношении исполнительной власти используются ограничь ния ведомственного нормотворчества и делегированного законода тельства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих такие отно шения, которые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отнести сроки президентской власти, импичмент, вотум не доверия Правительству, запрет ответственным работникам испол нительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью. Для судебной власти тоже есть Свои правоограничивающие сред ства, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодатель стве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судей и т.п. Кроме всего прочего, фиксируются правоограничения, которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону дру гому органу. Деятельность государственных структур должна огра ничиваться их компетенцией, которая основывается на принцип| «дозволено только то, что прямо разрешено законом»
|