Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нарушения внимания ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Нарушения внимания могут быть связаны с состоянием человека в так называемой норме, но могут быть следствием различных заболеваний. Обычно говорят о нарушении отдельных характеристик внимания - объема, переключения и т.п. Физиологическим механизмом нарушения внимания служит замедление скорости возбуждения и торможения в коре головного мозга, т.е. инертность корковой нейродинамики. Начнем с патологических нарушений мозга. Это прежде всего органические поражения головного мозга. Нарушения восприятия могут быть неспецифическими (так бывает при патологии лобных долей) или же связанными с отдельными модальностями: при затылочных поражениях - со зрительным анализатором, а при височных - со слуховым. В так называемой норме нарушения внимания могут иметь разные причины и носить разный характер. Чаще всего говорят о нарушении отдельных характеристик внимания. Прежде всего, внимание страдает при стрессовых состояниях или близких к ним. Поэтому нельзя в таких случаях выполнять сложную работу, нельзя водить транспорт и т.п. Однако и в спокойном состоянии вниманию присущи некоторые спонтанные колебания. Экспериментально показано, что минимальное количество отвлечений в течение часа активной сосредоточенной работы равно 54 и имеет общую продолжительность 1 минуту 5,5 секунд. Такие флюктуации являются обязательными. Нарушения большей длительности связаны в норме, как правило, с незаинтересованностью или утомлением. Наблюдения инженерных психологов показали, что на первой фазе работоспособности (врабатываемость) часты отвлечения внимания. Чтобы сосредоточиться, работнику требуется волевое усилие. Для фазы высокой и относительно устойчивой работоспособности характерно постпроизвольное внимание, при этом частота отвлечений значительно уменьшается. Наконец, в связи с развитием утомления внимание
вновь становится неустойчивым, сокращается его объем, затрудняются переключение и распределение. Специфические нарушения наблюдаются у детей. Разберем типичную ситуацию. Два ученика сидят на уроке. Первый ученик вертится, то к соседу обратится, то девочку за косичку дернет. А второй ученик замечтался и ничего не слышит. А в результате оба урок не усваивают. Но о первом ученике говорят, что у него порхающее внимание, а у второго - липкое. У первого ученика оно легко, непроизвольно переключается. Так часто бывает у детей. Во втором случае трудно включить произвольное внимание. Поговорим в заключение о рассеянности. Под рассеянностью понимают две противоположные вещи: во-первых, невозможность сосредоточиться, т.е. нарушается характеристика "устойчивость" (у детей это порхающее внимание); во-вторых, углубление в работу, которое исключает все остальное. Сюда относится и так называемая профессорская рассеянность, т.е. оборотная сторона сконцентрированности, неумения распределить внимание и невозможности быстро переключиться. Вот несколько таких примеров: а) Вместо шапки на ходу Все мы с детства помним этот литературный пример из стихотворения С.Я. Маршака; б) Жак Паганель вместо испанского языка выучил португальский; в) одной женщине однажды позвонила коллега из Таллина. Через 10 минут г) И. Ньютон однажды задумался и сварил часы, а яйцо держал при этом в д) знаменитый русский ученый начала XX в. Иван Каблуков, который по е) однажды поэт В.А. Жуковский пришел домой и спросил: - Хозяин дома? Невозмутимый слуга ответил: - Нет, барин. - А хозяйка? - Да, дома. - Передайте, что заходил Жуковский. ж) однажды композитор А.П. Бородин с женой поехал за границу. На - Катя, иди скорее - скажи, как тебя зовут! Великий Архимед, был до того поглощен геометрией, что узнал о штурме родных Сиракуз только будучи смертельно ранен. И что же умирающий Архимед крикнул римским солдатам? «Только не троньте моих чертежей!» идно из первых письменных упоминаний о внимании содержится у древних римлян в практическом руководстве по тренировке памяти у ораторов, составленном в 400 г. до нашей эры, где записано: "Первое, что нужно знать: если вы направите внимание на события, проходящие через ваш разум, то вы лучше их воспримете" (Norman, 1969). Внимание может рассматриваться не только как самостоятельный психический процесс, но и как сторона всех психических процессов. По сути, внимание не имеет ни своего содержания, ни своего продукта, т.к. оно включено в другие психические процессы — ощущения и восприятия, память, мышление, воображение, эмоции, проявления воли. Внимание, характеризуя динамическую сторону протекания любого психического процесса, может проявляться в разных вариантах, поэтому иногда говорят о сенсорной, моторной, интеллектуальной, эмоциональной и других формах внимания. Внимание можно рассматривать как динамическую сторону нашего сознания, которая будет характеризовать степень направленности и сосредоточения его на определенном объекте. Внимание — это психический процесс, который обеспечивает направленность и сосредоточенность психики на определенных предметах и явлениях внешнего мира, действиях, образах, мыслях и чувствах самого человека. Таким образом, внимание рассматривается не как психический процесс, являющийся самостоятельной формой отражения, а как процесс, организующий другие формы отражения (ощущения, восприятия, память, мышление, воображение, эмоции), в результате чего что-то отражается в сознании более отчетливо, а другое менее отчетливо.
|