Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внимание в системе психических процессов





Тема: Внимание

План:

Общее понятие о внимании.

Виды внимания.

Характеристики внимания.

1.

Едва ли не любой современный учебник психологии внимания открывается утверждением классика психологии сознания Уильяма Джемса (1842—1910), который, словно во избежание излишне долгих объяснений, обронил в свое время: «Каждый знает, что такое внимание». Поэтому с тех пор каждый из психологов пытался определить внимание по-своему. Первые такие попытки были предприняты очень давно: в классических учебниках психологии главы под названием «Внимание» стали появляться в первой половине XVIII в., за полтора столетия до оформления психологии как самостоятельной науки.

Некоторое время тому назад в кругах исследователей внимания начал ходить анекдот о дотошном студенте, который решил все-таки разобраться в том, что такое внимание. Он изучил все доступные теоретические работы и сделал из собственного дипломного исследования совершенно неутешительный вывод: «Никто не знает, что такое внимание». Действительно, до сих пор не существует ни общепринятого определения внимания, ни даже единого мнения относительно того, стоит ли изучать и рассматривать внимание как самостоятельный психический процесс (наряду, например, с процессами восприятия и мышления) или же это просто особая сторона иных психических процессов.

Один из современных исследователей внимания Хэрольд Пэшлер, опубликовавший в 1998 г. монографию «Психология внимания», на первой же странице довел развитие формулы У.Джемса до предела: «А может, того, о чем мог бы знать каждый, попросту нет». И только в скобках, как бы одумавшись и немного лукавя, автор добавляет: «Впрочем, не исключено, что и есть».

Откуда такая осторожность? С одной стороны, в человеческой психике немало явлений, весьма пестрых и разнородных, которые каждый из нас, не сомневаясь, отнесет к явлениям внимания.

С другой стороны, проблема существования внимания имеет свои основания, которые, пожалуй, наиболее удачно суммировал отечественный психолог П.Я.Гальперин.

^лР Особенности внимания

1. Во-первых, в наблюдении и в самонаблюдении внимание никогда не дано
как отдельный процесс, оно всегда «растворено» в других процессах,
сопровождает их, выступает как их сторона, иными словами, лишено
собственного специфического содержания.

Так, слова «Обрати внимание!» зачастую можно заменить словами: «Посмотри!», «Прислушайся!», «Вдумайся!».

2. Во-вторых, внимание не имеет собственного продукта, а только лишь
улучшает продукты других познавательных процессов и видов деятельности.


Например, оно делает образ восприятия более ясным и отчетливым, а образ памяти — более прочным

Поскольку вопрос о существовании внимания до сих пор стоит столь остро, многие исследователи считают, что от его решения во многом зависит дальнейшее развитие психологического знания. Значимость исследований внимания для развития общей психологии отметил в 1902 г. Освальд Кюльпе, будущий основатель Вюрцбуржской школы психологии мышления. А несколько лет спустя, в 1908 г., еще один классик психологии сознания Эдвард Титченер (1867—1927) повторил, что теорию внимания следует считать «нервом всякой психологической системы», а степень разработанности проблемы внимания в рамках этой системы дает основания для оценки системы в целом.

Внимание в системе психических процессов

Столь значимое место внимания в системе общей психологии в первую очередь определяется его местом в психике жизнедеятельности человека. Примечательно, что само по себе внимание — процесс, в котором есть и познавательные, и эмоционально-волевые аспекты.

С одной стороны, эмоционально окрашенные объекты и слова привлекают внимание сами по себе, нередко помимо нашего желания. А чтобы прочесть скучную книгу или выслушать нудного докладчика, нужно специально сконцентрировать на них внимание. Если же, напротив, человек станет уделять слишком много внимания своим эмоционально-личностным проблемам, к примеру, вновь и вновь возвращаясь к старой обиде, постоянно удерживая в уме услышанные от обидчика слова, это изрядно осложнит его повседневную жизнь. Один из современных психологов Михай Чиксентмихайи, формулирует то, в чем многие из нас смогли убедиться на собственном опыте: «Сила стресса, который мы испытываем, зависит куда больше от того, сколь успешно мы управляем собственным вниманием, чем от того, что с нами на самом деле происходит. Воздействие физической боли, потери денег, публичного оскорбления зависит от того, насколько мы обращаем на них внимание».

С другой стороны, внимание нередко требует от нас волевого усилия и сопровождается особым эмоциональным переживанием. Иногда это не самое приятное переживание напряжения, знакомое каждому, кому доводилось работать в шумной комнате, а иногда — радостное переживание увлеченности выполняемой работой.

Не менее очевидна связь внимания с нашими потребностями и мотивами.

С одной стороны, мы не можем быть невнимательны к жизненно значимым

объектам и событиям — предметам биологических потребностей. С другой —

испытывая сильное нежелание встречаться с определенным человеком или даже

предметом, мы можем ненароком не обратить на него внимания, даже когда он

оказывается рядом.

Среди познавательных процессов внимание занимает немаловажное, едва ли не центральное место. Участие его в восприятии несомненно: восприятие по определению избирательно, и знаменитая максима Козьмы Пруткова «Нельзя объять необъятное» в отношении него верна как никогда. Мир воистину необъятен, в нем значительно больше предметов, звуков, запахов, прикосновений,


чем чшговеьПГсостоянии воспринять в любой из моментов времени. Поэтому восприятие требует отвлечения от некоторых из них, и только в результате такого отвлечения мы можем рассмотреть, услышать, ощутить что-то другое, более важное. В итоге воспринимаемый предмет, который называется обычно объектом внимания, становится для нас более ясным, мы различаем в нем больше деталей и оттенков, прослеживаем, как он изменяется, что с ним происходит. Восприятие и внимание работают рука об руку, и сложно провести между ними жесткую границу.

То же самое можно сказать и о связи внимания и мышления. Когда мы размышляем, внимание предстает как сосредоточение сознания на решаемой задаче, как стремление не пропустить ни одной детали и способность не отвлекаться на сторонние мысли.

Насколько тесна связь между вниманием и речью, нам еще не раз предстоит убедиться. С одной стороны, именно речь позволяет организовать внимание. Посредством простейшей речевой команды мы можем привлечь внимание ребенка к скучной для него домашней работе, а внимание неосмотрительного пешехода — к приближающемуся автомобилю. С другой стороны, как недавно показал американский лингвист Рассел Томлин, человек, строя речевое высказывание, выбирает в качестве подлежащего название именно того предмета, на который обращено в данный момент его внимание.

Эту удивительную и вместе с тем вполне понятную закономерность Р.Томлин подметил, анализируя речь спортивных комментаторов во время хоккейных матчей. Сравним две языковые конструкции: «Смит перехватил шайбу» и «Шайба была перехвачена Смитом» (вторая, пассивная, конструкция не очень часто встречается в русском языке, но весьма распространена в английском). Если в фокусе внимания комментатора — нападающий Смит, то более вероятно первое высказывание, а если шайба — второе.

К сходным результатам привели и экспериментальные исследования. В них люди описывали содержание мультфильма про двух рыбок, одна из которых с аппетитом поедала другую. Благодаря специальным манипуляциям внимание зрителей было обращено то на одну, то на другую рыбку. Результат был вполне предсказуем: именно та рыбка, которая оказывалась «объектом внимания», становилась подлежащим в предложениях, формируемых наблюдателем.

Участие внимания в работе памяти не подлежит сомнению и постоянно дает о себе знать в нашей повседневной жизни. Если нам необходимо, чтобы человек запомнил какую-то информацию — скажем, название магазина на рекламном щите, мы обращаем на это его внимание. Если хочется, чтобы друг, вернувшись из путешествия, рассказал о чем-то особенном, например о том, как выглядит дом Владимира Набокова на Большой Морской в Петербурге, мы просим обратить особое внимание на этот дом — один из тысяч домов в городе. А ведь задача будет состоять в том, чтобы запомнить, как дом выглядел, и рассказать об этом спустя некоторое время. Наконец, возьмем известный анекдот о муже, который никогда не помнит, во что была одета его жена. «Во что-то, конечно, была одета, иначе я бы заметил», — говорит он. Поскольку не заметил, не обратил внимания, то и не запомнил.


А если информация уже хранится в памяти? Проблема в том, что ее там слишком много: по мнению некоторых теоретиков, не просто много, но всё, с чем человеку довелось встретиться в течение жизни. Значит, поиск и припоминание фактов, которые относятся к какому-то конкретному событию или необходимы для решения поставленной задачи, тоже едва ли возможны без участия внимания.

Date: 2015-07-27; view: 642; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию