Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. История учения о здоровье





 

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАНЯТИЯ:

 

В ходе занятия студент должен

знать:

· основные определения «здоровья» наиболее выдающихся ученых в различные социально-экономические формации человечества,

· эволюцию взглядов на характеристику уровня здоровья, факторов, влияющих на него,

· понятие «болезни» и ее причин,

· возможности сохранения и укрепления здоровья.

· ключевые позиции становления научного мировоззрения о здоровье, здоровом образе жизни как основном факторе сохранения здоровья людей.

уметь:

· оценивать значение научных трудов наиболее выдающихся ученых в расширении знаний о здоровье человека и становлении профилактического направления медицины.

 

В ходе самостоятельной работы студент должен обратить внимание на особенности подходов к оценке состояния здоровья в различные социально-экономические формации.

 

2. ВРЕМЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ – 2 часа

 

3. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: специализированные учебные классы «Основы формирования здоровья», детская поликлиника №1 Государственного Бюджетного Учреждения Здравоохранения Тверской области "Городская Клиническая Больница № 6".

 

4. ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ: Занятие – 3 академич. часа

1. Проверка посещаемости - 2 мин.

2. Теоретическая часть: собеседование по теме занятия, корректировка знаний - 43 мин.

3. Перерыв – 10 мин

4. Текущий тестовый контроль знаний студентов, корректировка знаний - 30 мин.

5. Самостоятельная работа студентов по презентации «Понятие здоровья в историческом аспекте» -15 мин.

6. Перерыв – 10 мин.

7. Защита рефератов и их обсуждение -40 мин.

8. Подведение итогов занятия и задание к следующему занятию – 5 мин.

 

5.МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

Вопросы для самоподготовки:

1. Понятие здоровья и методы его сохранения, характерные в эпоху первобытнообщинного строя и рабовладельческого общества.

2. Представления Гиппократа о здоровье. Учение о темпераментах.

3. Здоровье в трудах древнеримских (Сенеки, Цельса, Темисона Тральского, Сорана Эфесского и др.) и древнегреческих ученых (Демокрита и др).

4. Подходы к профилактике болезней в древнеиранской, древнеиндийской и древнекитайской медицине.

5. Представления Галена о здоровье и болезни.

6. Классификация состояний организма, предложенная Авиценной.

7. Представления Парацельса о здоровье и болезни.

8. Приоритет профилактического направления медицины в трудах ученых XIX –XX веков.

 

История учения о здоровье. Понятие (категория) «здоровье» в различные социально-экономические формации в истории человечества. Эволюция взглядов на определение и характеристику уровня здоровья, факторов, влияющих на него, понятие «болезни» и ее причин. Вклад наиболее выдающихся ученых в формирование профилактического направления медицины.

 

Содержание:

Долгую историю развития человеческого общества всегда сопровождала проблема охраны здоровья и борьбы с болезнями.

Отношение человека к своему здоровью обычно определялось способностью к сохранению жизни, к выполнению своего биологического и социального предназначения. Разумеется, такое отношение соответствовало уровню знаний об особенностях анатомии и физиологии человека, о факторах, вызывающих нарушения нормального функционирования организма. Следует отметить, что научным исследованиям в области проблем здоровья было уделено в тысячи раз меньше внимания, чем проблемам болезни.

В истории развития концепции здоровья можно выделить античный период, период средних веков, новое время, новейшее, а также современность.

В дородовом периоде, когда человек был беззащитен перед силами природы, своё физическое состояние он связывал с мистическими представлениями, которые в первобытнообщинном строе уже обожествлялись в амулетах, а сами меры по охране здоровья существовали в виде религиозных обрядов.

Однако человек наблюдал за своей жизнью и делал выводы, отмечал причинно-следственные связи между здоровьем, образом его жизни, факторами риска, целебными и оздоровительными свойствами различных средств. Уже тогда была отмечена зависимость состояния человека от физической работы, которую ему приходилось выполнять для сохранения жизни – своей, его семьи, общины, к которой он принадлежал.

В это время лечебная медицина вряд ли имела большое значение, так как без достаточных знаний о причинах и механизмах нарушений и заболеваний человек больше полагался на возможности самого организма, чем на собственное вмешательство в течение заболевания.

В рабовладельческом обществе началась систематизация знаний, касающихся здоровья человека. Усилия предпринимались для создания оздоровительных систем, примером чему, в частности, являются дошедшие до нас руководства по здоровью: китайское “Конг-фу”. Эти системы имеют основной идеей не лечение болезней, но формирование, сохранение и укрепление здоровья, а при его нарушении - использование резервных возможностей организма для восстановления здоровья.

Отношение к здоровью принципиально стало меняться в рабовладельческих сообществах по мере имущественного и социального расслоения людей. Рабовладельцы, предаваясь лени, излишествам и комфорту, всё меньше уделяли внимания своему здоровью и всё больше уповали на врачей. Так, медицина теряла своё оздоровительное и профилактическое значение и всё больше специализировались на лечении болезней.

Если проанализировать взгляды на здоровье человека ученых различных эпох, то многие из них соотносили «здоровье» с такими понятиями, как «гармония», «равновесное состояние». Так, еще издревле было известно, что здоровье человека обусловлено внутренней гармонией его организма. Так, древнегреческий врач и реформатор античной медицины Гиппократ (ок. 460 - ок. 370 до н.э.) считал, что за здоровье отвечают смешанные в правильных пропорциях четыре жидкости (сока): кровь, слизь, черная и желтая желчь. «Жди беды, если нарушатся пропорции»: предостерегал Гиппократ. «В устройстве человеческого тела всякое нарушение порядка ведет к расстройству равновесия, опрокидывающего незримую гармонию» писал он. Каждому из четырех соков, согласно Гиппократа, соответствует определенный темперамент: крови - сангвинический, слизи — флегматический, желтой желчи - холерический, черной желчи - меланхолический. В работах Гиппократа так же приводятся наблюдения над распространением болезней в зависимости от времени года, ветра и воды. Гиппократ делит причины болезней на два класса: общие (вредные влияния со стороны климата, почвы, наследственности) и личные (условия жизни и труда, питания, возраст и т.д.). Нормальное влияние на организм указанных условий, по его мнению, вызывает и правильное смешение соков – здоровье.

В тоже время, представители методической школы древнего Рима Темисон Тралльский, Соран Эфесский и др. считали, что жизнедеятельность человека обеспечивается не только соотношением жидкостей - соков (гуморальное учение), но и твердых частиц (солидарное учение). Соединения жидких и твердых частиц создают состояния напряжения и расслабления, правильное соотношение которых обуславливает здоровье. Этим самым врачи методической школы ввели в медицину идею тонуса (равновесного состояния напряжения и расслабления), при повышении или снижении которого возникает болезнь.

Из тех времен исходят убеждения врачей, что здоровье - это не только отсутствие болезней, т.к. нет людей хотя бы не предрасположенных к болезни.

Не потеряли до сих пор своей актуальности вывод древнеримского философа Сенеки (ок.4 до н.э. -65 н.э.): умение продлить жизнь - в умении не сокращать ее, а также классический принцип римского поэта-сатирика Ювенала (ок.60-ок.127): «здоровый разум в здоровом теле - великое благо». Древнегреческий философ Демокрит (ок.470 или 460 до н.э.) полагал, что основной фактор сохранения здоровья - рациональный образ жизни (диетика). Еще в I веке до нашей эры римский врач Цельс делил лечение на три способа: травами, хирургическим путем и образом жизни. Однако на последний способ лечения лишь в самые последние годы стали обращать внимание.

Со времен древнеримского врача Галена(ок.130 - ок.200)врачами было введено понятие «третье состояние», когда человек находится в промежуточном состоянии между здоровьем и болезнью. По Галену, существуют три состояния человеческого тела: «Здоровье - состояние, при котором тело человека полностью здорово; болезнь - противоположное состояние; третье состояние — ни здоровье, ни болезнь». Гален впервые ввел в медицину понятие о действии болезнетворной причины, назвав ее patos, что в современном понимании означает патология, а состояние организма, вызванное данной причиной, он назвал nomos, т.е. болезнь.

Главная заслуга Галена состояла в разработке аспектов анатомии и физиологии, посредством которых он заложил прочное основание для развития учения о патологии и имел такое могущественное влияние на последующее время, что до Парацельса считался неоспоримым авторитетом для всех медицинских школ. Теоретическая медицина вплоть до эпохи Возрождения практически не развивалась. Пневматическая теория и гуморальное учение в физиологии и патологии оставались практически незыблемыми, если не считать ртутно-серной теории, возникшей в Китае (как аналогия начал «ян» и «инь»), развитой арабскими алхимиками и послужившей в дальнейшем основой для спагирической теории Парацельса.

В то время основой всякого знания являлось учение древнееческого философа и ученого Аристотеля (384-322 до н.э.), односторонне воспринятое и поставленное на службу богословию.

Достижения древних египтян, греков и римлян в области медицины явились фундаментом для формирования цивилизации в Европе, но сами они черпали эти знания на Востоке: в Индии, Китае, Средней Азии. Так, например, система Йога, являющаяся бесценным сокровищем философии индийского народа, акцентирует свое внимание на здоровье и профилактике болезней на протяжении почти пяти тысяч лет, что позволило ей раскрыть беспредельные возможности гармоничного развития человека. Древневосточные целители придавали особое значение саморегуляции организма, как в здоровье, так и в болезни. Одним из важнейших условий выживания они считали способность сопротивляться болезни, преодолевать ее. Древневосточные целители безошибочно оценивали как силу болезнетворного фактора, так и силу защитных механизмов, предсказывая исход болезни и время этого исхода. Они видели, как в один день одной и той же болезнью заболевали двое, но один выздоравливал быстрее другого или один погибал, а другой - выживал. Определяя и оценивая индивидуальность человека, они и к болезни каждого подходили индивидуально.

Древние иранцы создали одну из первых натурфилософских систем: они создали представление о зависимости существования человека от четырех стихий - солнца, земли, воды и воздуха и четырех влаг организма - алой, черной, белой крови и желчи. Причем соки организма, то находятся в состоянии борьбы, то поддерживают друг друга, что дает начало здоровью или болезни. Иранцы выдвинули учение о свете, который они подразделяли на видимый и невидимый. Видимый свет ощутим, он исходит в природе от солнца и огня. Однако, как они считали, более важную роль играет невидимый свет. Он не ощутим, исходит от растений и животных и дает тепло организму. Если организм обладает способностью получать достаточное количество такого света, то в нем образуется тепло и человек становится добрым, т.е. уравновешенным, здоровым. Если же человек поглощает мало света, то он нездоров. Медицина в Иране определялась как искусство сохранять тело в здоровом состоянии, поэтому важное место отводилось предупреждению болезней: «вырви недуг прежде, чем он коснется тебя». Далее следовали многочисленные рациональные предписания, как правило, гигиенического характера.

Похожая трактовка здоровья отмечается и в документах древнеиндийской медицины: болезнь объяснялась неравномерным соединением пяти (по другим данным, трех) соков человеческого тела (в соответствии с пятью стихиями мира — земля, вода, огонь, воздух и эфир). Гармоническое сочетание их считалось условием, без которого не бывает здоровья. Среди причин, порождающих болезни, важное значение придавалось погрешностям в пище, пристрастию к вину, физическому перенапряжению, голоду, изменению климата, возрасту. В юридических памятниках Древней Индии имеются положения, которые могут рассматриваться как меры по охране народного здоровья. Так, по законам не разрешалось продавать беременную рабыню, резко осуждалось злоупотребление наркотиками и пьянство.

Теоретические изыскания, направленные на познание сущности здоровья и болезни, проводились еще врачами древнего Китая. Древнекитайские врачи также исходили из натурфилософских представлений: возникновение болезней они связывали с нарушением соотношений активного (ян) и пассивного (инь) начал, которые в организме находятся в постоянной борьбе. С действием ян связывалась гиперфункция, с действием инь - гипофункция отдельных органов или организма в целом. Когда эти начала уравновешены, то человек здоров. При этом признавалась возможность влияния на борьбу ян и инь различных факторов окружающей среды, условий и образа жизни, питания и др.

Таким образом, в античный период здоровье рассматривалось, прежде всего, как гармония, идеал красоты и нравственности.

Своеобразным связующим звеном между античностью и средневековьем является Абу Али Ибн Сина (Авиценна). По его мнению, медицина познает «состояние тела человека, поскольку оно здорово или утратит здоровье». Более тысячи лет назад Авиценна предложил классификацию состояний организма, в которой из 6 классов только 2 относились к болезни, а 4 отражали разные уровни здоровья:

I — тело здоровое до предела;

II — здоровое, но не до предела;

III — не больное и не здоровое;

IV — легко воспринимающее нездоровье;

V — плохо воспринимающее нездоровье;

VI — больное до предела.

Радикальным пересмотром всей средневековой схоластической медицины была вся деятельность Парацельса (1493-1541), который выступил решительным новатором и яростным противником прежней медицины, в ознаменование чего он даже сжег публично сочинения Галена и Авиценны. Хотя теоретические построения Парацельса, главным образом, исходили из старых традиций алхимии, он первый сумел взглянуть на процессы, совершающиеся в живом организме, как на процессы химические. При этом он учил, что в составе живого тела участвуют те же «элементы», которые входят в состав всех тел природы, а именно - ртуть, сера, соль. В здоровом теле эти элементы находятся в известном равновесии. Если же один из них преобладает над другими или находится не в достаточном количестве, то возникают различные заболевания. Парацельс прямо указывал, что пищеварение - это химический процесс, а остатки пищевых продуктов, не усвоенные при пищеварении, могут стать ядами и вызвать болезнь. Парацельс сблизил химию и врачебную науку: поэтому его учение называется ятрохимией. «Химия - один из столпов, на которые должна опираться врачебная наука. Задача химии …. в том, чтобы готовить лекарства», говорил Парацельс. Он выделял четыре главные группы причин болезней (entia): 1) ens astrale -космические и атмосферические влияния; 2) ens naturale - причины, лежащие в анатомо-физиологических свойствах организма; они разделяются на две главные группы: ens veneni - ядовитые вещества в пище и питье и ens seminis - наследственные аномалии; 3) ens spirituale -психические влияния и 4) ens Deale - Божье попущение. Таким образом, в средние века появились градации степеней здоровья, ведущей концепцией было определение здоровья как способности безупречного функционирования органов.

В последующие периоды развития цивилизации медицина уделяла всё меньше внимания здоровью человека, концентрируя его преимущественно на лечении болезней. Правда, такие выдающиеся умы, как Френсис Бекон, М.В.Ломоносов, М.Я. Мудров в своих работах неоднократно подчёркивали, что приоритет в отношении к здоровью должен быть отдан именно здоровью и профилактике болезней. В период XVIII-XIX веков ведущей концепцией было признание здоровья как состояния, качественно отличного от болезни, к сохранению которого должна стремиться медицина.

В новейшее время в истории нашей страны, по-видимому, заслуживает упоминания ориентация на профилактику инфекционных заболеваний, связанная с деятельностью наркома здравоохранения Н.А. Семашко. Организованные под его руководствам противоэпидемические мероприятия способствовали резкому возрастанию средней продолжительности жизни граждан страны за счёт устранения массовых инфекционных заболеваний, дававших высокую смертность, а именно чумы, холеры, оспы и др.

В последние десятилетия ситуация, однако, изменилась. Рост благосостояния людей, разработка высокоэффективных промышленных технологий, нарушенная экология привели к тому, что образ жизни современного человека всё в большей степени стал провоцировать гиподинамию, переедание, психическое перенапряжение и т.д. Это выдвинуло на одно из первых мест в причинах смертности заболевания, связанные именно с образом жизни человека.

Проблемы поиска новых подходов к оценке уровня здоровья, изучения факторов, влияющих на его формирование, и разработка здоровьесберегающих техологий стали особенно актуальными.

Следует отметить научные изыскания советского патолога И.В.Давыдовского, который в 50—60-е годы прошлого столетия разработал теоретические основы медицины будущего, исходя из представлений о здоровье как о приспособительных возможностях организма, и определил болезнь как результат снижения резервов, истощение защитных сил.

Важный вклад в понимание сущности здоровья и болезни был сделан известным канадским патофизиологом Гансом Селье (1976). Его учение о стрессе создало важные предпосылки для выделения в реакциях организма на разнообразные воздействия неспецифического компонента, обусловленного мобилизацией функциональных резервов. Согласно Г. Селье, истощение функциональных резервов ведет к поломке адаптационных (т.е. приспособительных) механизмов с последующим развитием болезни.

В тоже время при обилии информации о природе, течении и исходе болезней клиническая медицина до сих пор не располагает достаточными сведениями, позволяющими корректно охарактеризовать здоровье индивида. Существует значительное число определений понятия «здоровье». В большинстве случаев они имеют философский характер и исходят из того, что здоровье является конкретным, качественно специфичным состоянием человеческого организма, которое обеспечивает достижение им своего функционального оптимума.

Многие ученые (Амосов Н.М., 1987; Воронцов И.М., 1990; Гарбузов В.И., 1995; Царегородцев Г.И.,1973) пришли к мнению, что здоровье зависит от возраста, пола, индивидуальных и типологических особенностей человека. Для каждого человека существует много вариантов здоровья. В связи с этим можно говорить об определенном диапазоне здоровья, охватывающим все проявления нормальной жизнедеятельности организма. Иными словами, это диапазон от «абсолютного здоровья» до появления признаков болезни.

Впервые попытку сформировать современное представление о состоянии здоровья и механизмы здоровья сделали в 60х годах ХХ века патологи С.М. Павленко и С.Ф. Олейник. Они обосновали направление, получившее название «санология» - учение о противодействии организма болезни, в основе которого лежит саногенез. Они также предложили термины "предболезнь" и "оздоровление". И.И.Брехману, росcийскому ученому-фармакологу, принадлежит идея «валеологии» как науки о здоровье, направленной на формирование здорового человека и коррекцию здоровья до времени возникновения болезни.

Таким образом, всю историю развития человеческого общества всегда сопровождала проблема изучения здоровья, методов и способов его оценки.

 

6.ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ

Тесты и контрольные вопросы заключительного уровня:

1.По мнению Гиппократа, здоровье человека зависит от:

А) смешанных в правильных пропорциях жидкостей организма

Б) смешанных в правильных пропорциях твердых частиц

В) смешанных в правильных пропорциях химических элементов в организме

Г) смешанных в правильных пропорциях жидкостей организма и твердых частиц

 

2.Какой темперамент соответствует каждому из четырех соков, согласно Гиппократа:

А)крови

Б)слизи

В)желтой желчи

Г)черной желчи

1)меланхолический

2)холерический

3)сангвинический

4)флегматический

 

3.На какие классы делил Гиппократ причины болезней?

А)

Б)

 

4.Как называлось учение, рассматривающее здоровье человека с точки зрения правильного соотношения твердых частиц:

А) гуморальное учение

Б) солидарное учение

В) атомарное учение

 

5.Кому принадлежит высказывание: «Умение продлить жизнь - в умении не сокращать ее»:

А) Демокриту

Б)Цельсу

В)Сенеки

Г)Ювеналу

Д)Гиппократу

 

6.Перечислите состояния организма, отражающие различные уровни здоровья, согласно классификации Авиценны:

А) I —

Б) II —

В) III —

Г) IV —

Д) V —

Е) VI —

 

7.Кто из перечисленных ученых является основоположником ятрохимии:

А) Авиценна

Б)Аристотель

В)Парацельс

Г)Гален

 

8.Перечислите основные группы причин болезней, которые выделял Парацельс:

А)

Б)

В)

Г)

 

7.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Содержание: Подготовка реферативных сообщений по теме занятия.

Задание к самостоятельной работе.

Темы рефератов:

1. Здоровье в трудах Гиппократа.

2. Здоровье в трудах Авиценны.

3. Здоровье в представлении ученых средневековья.

4. Представления о здоровье и методах его изучения в научных трудах XVIII – XIX веков.

Самостоятельная работа студентов на практическом занятии: по презентации «Понятие здоровья в историческом аспекте».

 

8.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:

Основная литература:

1. Виноградов, А.Ф. Детская поликлиника: учебное пособие / А.Ф. Виноградов, Э.С. Акопов, Ю.А.Алексеева, М.А.Борисова.– Тверь «Герс», 2004.- 494 с.

2. Основы здоровья человека: учебно-методическое пособие / под ред. Б.Н. Давыдова, А.Н.Кудинова.- Тверь: Триада.- 2005.- 102 с.

б). Дополнительная литература:

1. Агаджанян, Н.А. Проблема адаптации и учение о здоровье: учебное пособие/Н.А.Агаджанян, Р.М.Баевский, А.П.Берсенева.- М.:РГУДН, 2006.- 283 с.

2. Сорокина, Т.С. История медицины: учебник/ Т.С.Сорокина.- М.:Академия,2008.- 559 с.

в). Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Лисицын Ю.П. История медицины: учебник / Лисицын Ю.П. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 400 c. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /

Date: 2015-07-27; view: 4135; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию