Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационно-правовые формы торговых организаций





В настоящее время коммерческую деятельность в торговле осуществляют организации и предприятия различных организационно-правовых форм (юридические лица) и физические лица (индивидуальные предприниматели).

Юридическое лицо – это организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая им по своим обязательствам.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Их права и обязанности фиксируются в учредительных документах (устав, учредительный договор). Учредительный договор заключается, а устав утверждается учредителями (участниками) юридического лица. В учредительных документах указывают:

­ наименование юридического лица (с обязательным указанием его организационно-правовой формы, а для коммерческих организаций – фирменного наименования, которое может быть зарегистрировано в определенном порядке),

­ место нахождения юридического лица (оно, как правило, определяется местом его государственной регистрации),

­ порядок управления деятельностью юридического лица (закрепляется порядок назначения или избрания высшего органа управления, представительного, исполнительного и других органов, круг решаемых ими вопросов и т.д.),

­ другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Коммерческая организация, как юридическое лицо, считается созданной с момента ее государственной регистрации.

Физические лица - субъекты КД, за которыми закреплено право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Эта деятельность регулируется теми же правилами, что и деятельность коммерческих организаций.

В зависимости от формы собственности юридические лица делятся на:

­ государственные;

­ коллективные;

­ частные.

В государственной торговле юридические лица представлены в основном унитарными предприятиями.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Органом управления государственного унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником и является подотчетным ему лицом.

Коммерческие организации в целях координации их деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов. Члены ассоциации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.

Главной задачей торговых и торгово-промышленных ассоциаций является координация деятельности входящих в них предприятий по организации торговли и социальному развитию трудовых коллективов.

Ассоциации выступают от имени своих предприятий при заключении договоров, организуют работу по экспортно-импортным операциям и другим видам внешнеэкономической деятельности, участвуют в создании совместных предприятий, представляют интересы своих членов при возникновении спорных вопросов, осуществляют правовую защиту.

Прогрессивной формой управления сферой обслуживания являются концерны – объединения предприятий и организаций с различными формами собственности, осуществляющие совместную деятельность по производству и оказанию услуг на основе договора, объединения финансовой и других сфер деятельности для эффективного использования имеющегося потенциала. Концерны образуются с целью предоставления комплекс производственно-коммерческих услуг, организации внешнеэкономической и научно-производственной деятельности. Кроме торгово-хозяйственной деятельности концерны могут заниматься выпуском ценных бумаг, строительством жилых домов, координировать действия предприятий – членов концерна в решении трудовых вопросов и социальной защите трудящихся.

В условиях перехода к рыночной экономике возникли новые организационные формы коммерческой деятельности в торговле в лице различных организаций и предприятий, имеющих правовой статус юридического лица. Наибольшее распространение в нашей стране получили коммерческие организации в форме обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ.

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается общество учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли определенными учредительными документами размеров. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Число участников ООО не должно превышать предела, установленного Законом об ООО. В противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество (АО) в течение года. Фирменное наименование ООО должно содержать наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью». Уставный капитал составляется из стоимости вкладов его участников. Высшим органом управления ООО является общее собрание его участников. В ООО создается исполнительный орган (коллегиальный или единоличный), осуществляющий текущее руководство его деятельностью.

К исключительной компетенции общего собрания участников ООО относятся:

­ изменение устава общества, изменение размера его уставного капитала,

­ образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий,

­ утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов, распределение прибылей и убытков,

­ решение о реорганизации или ликвидации общества,

­ избрание ревизионной комиссии и др.

Участник ООО вправе в любое время выйти из него независимо от согласия других его участников. При этом ему должна быть выплачена стоимость части имущества, соответствующая его доле в уставном капитале.

Обществом с дополнительной ответственностью (ОДО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники ОДО солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере, кратном стоимости их вкладов. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам ОДО распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам. Фирменное наименование ОДО должно содержать наименование общества и слова «с дополнительной ответственностью».

Акционерным обществом (АО) признается общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций. Участники АО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Фирменное название АО должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным.

АО, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым (ОАО). ОАО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, соответствующих законодательству. ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках.

АО, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым – ЗАО. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций, другими акционерами этого общества. Высшим органом управления АО является собрание акционеров. К исключительной компетенции общего собрания относится:

- изменение устава общества, изменение его уставного капитала,

- избрание членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий,

- образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий,

- утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, отчетов о прибылях и убытках,

- решение о реорганизации или ликвидации общества.

В АО с числом акционеров более 50 создается совет директоров (наблюдательный совет). Исполнительный орган общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) или единоличным (директор, генеральный директор). Он осуществляет текущее руководство деятельностью общества и подотчетен совету директоров и общему собранию акционеров.

В хозяйственной практике могут также создаваться дочерние и зависимые общества.

Дочерним обществом считается такое, в уставном капитале которого преобладает другое (основное) хозяйственное общество, имеющее право влиять на принятие решений. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества.

Зависимым считается хозяйственное общество, если другое общество (преобладающее) имеет более 20% голосующих акций АО или 20% капитала ООО.

По основным целям деятельности юридические лица могут быть коммерческими и некоммерческими организациями. Основная цель коммерческих организаций - получение прибыли. К некоммерческим организациям относят потребительские кооперативы, общественные, религиозные и благотворительные организации и фонды. Они осуществляют предпринимательскую деятельность лишь в том объеме, в каком это служит достижению цели их функционирования.

Потребительский кооператив – это добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

4 Ор­га­ни­за­ция кон­тро­ля за работой торговых организаций

Контроль над торговлей устанавливается государством для обеспечения защиты прав потребителей, а также для увеличения поступления в государственный бюджет денежных средств от товарооборота. Он включает в себя надзор за выполнением законов и установленных правил, а в случае их нарушения – применение санкций в пределах компетенции проверяющего органа.

Различают государственный, ведомственный и общественный контроль за деятельностью субъектов торговли.

Государственный контроль осуществляют следующие государственные органы:

1 Комитет государственного контроля;

2 Государственный комитет по стандартизации (центры стандартизации и метрологии (ЦСМ));

3 Министерство здравоохранения (центры гигиены и эпидемиологии);

4 Министерство экономики;

5 Министерство торговли;

6 Министерство по налогам и сборам (налоговые инспекции);

7 Министерство финансов;

8 Министерство внутренних дел (Управление по борьбе с экономическими преступлениями);

9 Министерство по чрезвычайным ситуациям (Управление государственного пожарного надзора (инспекции));

10 прокуратура;

11 Хозяйственный суд.

Основным государственным органом, осуществляющим контроль над торговлей в РБ, является Комитет государственного контроля. Им осуществляется проверка соблюдения предприятиями торговли установленных норм и правил торговли, порядка применения цен по отдельным группам товаров, а также контроль качества и безопасности товаров народного потребления.

Задачами госконтроля также являются искоренение злоупотреблений в торговле, недопущение поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров. Объектами контроля являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане, реализующие, производящие товары или услуги (продавцы, изготовители).

Комитету госконтроля подчинены территориальные управления по областям. В их обязанности входит выполнение следующих функций:

­ проверка соблюдения правил торговли и качества товаров у продавца,

­ контроль порядка применения цен по отдельным группам товаров на предприятиях торговли,

­ контроль правильности пользования весовыми измерительными приборами и другим торгово-технологическим оборудованием,

­ принятие мер по устранению выявленных недостатков и нарушений,

­ выявление товаров, не соответствующих требованиям стандартов, опасных (вредных) для жизни, здоровья, имущества людей, и приостановка их реализации.

Органы госконтроля имеют право:

  • осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговых предприятиях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в соответствии с основными задачами и функциями,
  • производить контрольные покупки товаров для определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследования их качества,
  • осуществлять контроль качества товаров (услуг), проверять соблюдение правил продажи и оказания услуг, а также наличия у продавца документов, подтверждающих соответствие реализуемых товаров (оказываемых услуг) установленным требованиям,
  • давать по просьбе продавца, потребителя заключение о качестве сертифицированных товаров или товаров, соответствие которых подтверждено декларацией о соответствии, но вызывающих сомнения в соответствии их стандарту,
  • получать от министерств, ведомств, предприятий, НИИ и лабораторий, а также граждан документацию, характеризующую качество продукции, данные о производителе (поставщике) и другие материалы, необходимые для выполнения возложенных на них функций,
  • составлять акты и давать обязательные для исполнения продавцом, изготовителем предписания:

- об устранении выявленных нарушений правил торговли и технологической дисциплины при производстве товаров,

- о снятии с реализации товаров, опасных (вредных) для жизни, здоровья, имущества граждан,

- о приостановлении или введении особых условий приемки и реализации товаров, изготовленных с нарушениями требований нормативной документации, до устранения недостатков и повторного заключения органов контроля,

  • передавать материалы в следственные органы для привлечения к ответственности должностных лиц, допускающих неоднократные злоупотребления в торговле, выпуск и реализацию недоброкачественной продукции, наносящей значительный ущерб интересам потребителей,
  • выступать одной из сторон в органах суда и арбитражного суда,
  • выносить решения о применении в установленном порядке штрафных санкций к продавцу (изготовителю) за реализацию товаров (услуг), произведенных с отступлением от требований стандартов, а также за нарушение дисциплины цен при реализации товаров (услуг).

Контрольные проверки правильности отпуска товаров на розничных торговых предприятиях по их стоимости, мере, весу, качеству, а также соблюдению правил торговли могут проводить штатные инспекторы госконтроля. Они действуют на основании постоянных служебных удостоверений.

Проверяющие могут сами осуществить контрольную покупку либо установить количество, вес и стоимость товара, отпущенного покупателю, а также подготовленных к продаже товаров, расфасованных в магазине.

Проверка правильности отпуска товаров и расчета с покупателями проводится после получения продавцом кассового чека и передачи товаров покупателю, а в магазине самообслуживания – после получения денег кассиром-контролером. При этом купленные товары не уносят с прилавка или контрольно-кассового узла. Для перевешивания или перемеривания они могут быть перенесены в другое место только в присутствии продавца и представителя администрации проверяемого предприятия.

Если в процессе проверки не будут установлены нарушения, то акт или другие документы не составляются, а делается соответствующая отметка в контрольном журнале.

Факты обмера, обвеса или обсчета покупателей, другие нарушения правил торговли фиксируются в соответствующем акте, составляемом в 2 экземплярах. Первый экземпляр акта остается у проверяющего. Он обязан вместе с другими материалами передать его в установленный срок руководителю органа госконтроля, по поручению которого проводилась проверка. Второй экземпляр акта под расписку оставляют на предприятии для устранения выявленных нарушений.

На основании выявленных нарушений, отраженных в акте, составляется протокол об административном правонарушении, который подписывается представителем органа госконтроля и нарушителем.

Продавцы, изготовители обязаны давать объяснения, связанные с результатами проверок, принимать меры по устранению вскрытых нарушений и сообщать об этом органам госконтроля в установленные сроки.

Закон РБ «О торговле» ст. 27 «В случаях выявления в ходе проверки (ревизии) реализации товаров, не соответствующих техническим нормативным правовым актам, устанавливающим обязательные требования к качеству, технологии и безопасности товаров, отсутствия необходимой и достоверной информации о товаре, а также реализации товаров без предусмотренных законодательством приходных документов и (или) документов, подтверждающих качество и безопасность товаров, либо с истекшими сроками годности (сроками службы) или без указания сроков годности (сроков службы), если установление этих сроков обязательно, а равным образом в случае отказа субъекта торговли допустить должностных лиц уполномоченных контролирующих органов к проведению проверки (ревизии) контролирующие органы приостанавливают или прекращают реализацию этих товаров».

Закон РБ «О торговле» ст. 28 «Нарушение законодательства РБ о торговле влечет дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством. Контролирующие органы и их должностные лица за необъективность и искажение результатов проводимых проверок (ревизий), а также за разглашение государственных секретов и коммерческой тайны субъектов торговли несут ответственность в соответствии с законодательством».

Ведомственный контроль за работой объектов торговли осуществляется вышестоящими органами соответствующих министерств и ведомств. (В вопросе 1 говорилось, что одним из четырех признаков организационного построения торговли является ведомственный, т.е. торговую деятельность осуществляют различные министерства и ведомства.)

Общественный контроль за деятельностью торговых организаций осуществляют:

­ общественные организации потребителей, создаваемые по территориальному признаку (республиканские, областные, городские, районные);

­ общества (клубы, группы) потребителей (граждан) по интересам: общества автолюбителей, садоводческие и др.;

­ органы рабочего и общественного контроля профсоюзных организаций, трудовых коллективов предприятий, учреждений.

 

Date: 2015-07-27; view: 837; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию