Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ результатов методики





В основе интерпретации результатов психосемантического исследования лежат два принципа: общего смысла и маркировки. Первый принцип основан на поиске смысла, который является общим для всех понятий, вошедших в кластер. Этот общий смысл необходимо обозначить неким термином, который так или иначе обобщал бы входящие в группу понятия и мог бы служить их заместителем при дальнейшем анализе результатов. Второй принцип состоит в изначальном включении в список тех понятий, смысл которых у экспериментатора не вызывает сомнения. Такие понятия могут служить своего рода маркерами, образцами или ориентирами в семантическом пространстве, по отношению к которым определяется смысл остальных понятий. Выбор маркеров определяется задачами исследования. Фактически принцип маркировки заключается в опоре не на абсолютные координаты понятий в семантическом пространстве, а на соотношения между ними. И если некоторое понятие расположено достаточно близко от эталонного, значит, они идентифицируются испытуемым. Например, если в одну группу у испытуемого попадают такие понятия, как «Приятный человек» и «Мой друг», то мы можем сделать вывод об их субъективной идентификации в сознании и о том, что испытуемый считает своего друга приятным человеком. В данном случае понятие «Приятный человек» выступает в качестве маркера или эталона, который несет смысл позитивного эмоционального отношения к людям. И все понятия, которые располагаются вблизи «Приятного человека», скорее всего, воспринимаются испытуемым так же, как и он.

Итак, семантическая близость понятий характеризует сходство эмоциональных отношений к ним испытуемых, степень субъективной идентичности понятий, которая выражается в сходстве профилей их шкальных оценок. Поскольку ряд понятий выражает некоторые человеческие потребности, то степень их близости с понятиями, которые обозначают определенные виды деятельности, характеризует соответствующие потребности как мотивы данных видов деятельности. Таким образом, расстояния между эмоционально значимыми понятиями могут быть показателями потребностей, удовлетворение которых мотивирует конкретные виды деятельности. Ранжируя ряд понятий, характеризующих потребности человека, по степени их близости к интересующему нас понятию, выражающему некоторую деятельность, можно определить ведущие мотивы, их иерархию для любого вида деятельности. Например, чем меньше расстояние между понятием «Моя работа» и такими понятиями, как «Мое увлечение», «Интересное занятие», «Достижение успеха», «Материальное благополучие», тем более выражена трудовая мотивация человека, поскольку понятие работы при этом идентифицируется с заведомо значимыми для большинства людей понятиями. Причем, чем теснее та или иная ценность связана с деятельностью, тем больше удельный вес соответствующей потребности в побуждении к этому виду деятельности.

Мотивация представляет собой систему мотивов различных видов деятельности. Мотивы – это осознаваемые или неосознаваемые переживания, которые обусловлены потребностями и побуждают к деятельности, направленной на их удовлетворение. В свою очередь, потребности представляют собой состояния зависимости от условий, необходимых для существования и развития индивида и личности. Существует большое количество классификаций человеческих потребностей. Ряд потребностей характеризует особенности человека как биологического существа. К ним относятся потребности в тепле, в кислороде, в воде, в пище, в выделении, сексуальные потребности, потребности в заботе о потомстве, в сенсорных впечатлениях, в двигательной активности, в безопасности. Другие потребности характеризует специфику личности человека. Это коммуникативные и познавательные потребности, потребности в любви, власти и самоутверждении, потребности в реализации творческих возможностей, в достижении успеха, нравственные и эстетические потребности.

Адекватной мерой интенсивности потребностей является частота актуализации этих потребностей в различных ситуациях. Человек может характеризоваться высокой силой какой-либо потребности вообще, но в конкретной ситуации она может не проявляться. И наоборот, слабо развитая потребность может обостриться в какой-то конкретной ситуации. При этом, чем в более широком классе ситуаций возникает данная потребность, тем с большей вероятностью она характеризует устойчивую черту личности человека.

Мотивы личности представляют собой функцию двух переменных. С одной стороны, они обусловлены устойчивыми особенностями личности, связанными с потребностями, с другой – они зависят от содержания ситуаций, в которых проявляются эти потребности. Поэтому в процессе психосемантической диагностики мотивации важно различать базовые и актуальные потребности.

Базовые потребности определяют содержание стремлений, увлечений и интересов, общую направленность личности, то, что является наиболее важным в жизни человека. Базовые потребности слабо зависят от внешних обстоятельств, в которых находится человек, они обусловлены устойчивыми характеристиками личности. Изменение базовых потребностей происходит относительно редко и у большинства людей сопровождается личностными кризисами. Удовлетворение базовых потребностей является необходимым условием эмоционального благополучия и счастья человека. Их неудовлетворение в настоящем и отсутствие надежд на удовлетворение в будущем может приводить к состоянию повышенной эмоциональной напряженности, беспокойству, нестабильному поведению и стремлению компенсировать их удовлетворением других потребностей.

О составе и содержании базовых потребностях можно судить на основе того, какие понятия попадают в общие кластеры вместе с такими понятиями как «Мое увлечение» и «Интересное занятие». Данные понятия являются маркерами или эталонами заведомо устойчивых и значимых потребностей. Предполагается, что любой здоровый человек характеризуется наличием тех или иных увлечений и интересов, к которым он относится, безусловно, позитивно. И те понятия, которые ассоциируются с увлечениями и интересами, также воспринимаются как увлекательные и интересные. В том случае, если понятия «Мое увлечение» и «Интересное занятие» не связаны с какими бы то ни было потребностями и видами деятельности, можно предположить наличие у испытуемого депрессивного состояния.

Степень удовлетворения базовых потребностей определяет состояние эмоционального благополучия или фрустрации в настоящее время, в ожидаемом будущем или во вспоминаемом прошлом. Она обусловлена внешними обстоятельствами, внутренним состоянием, способностями или другими ресурсами клиента по решению своих проблем. Показателем удовлетворенности базовых потребностей в настоящее время у испытуемого является объединение понятий «Мое увлечение» или «Интересное занятие» в одном кластере с понятием «Мое настоящее». В этом случае предполагается, что испытуемый в данный момент имеет возможность удовлетворения базовых потребностей, и настоящее воспринимается им как вполне интересное и увлекательное. Отсутствие связи между интересами и увлечениями испытуемого, с одной стороны, и его представлениями о настоящем, с другой стороны, свидетельствует о фрустрации, о затруднениях в удовлетворении базовых потребностей. Однако если при этом интересы и увлечения ассоциируются в сознании испытуемого с будущим, то мы можем сделать вывод о наличии у него ожиданий, надежд, планов или намерений на удовлетворение базовых потребностей в будущем. Если же в качестве наиболее интересного и увлекательного испытуемый отмечает свое прошлое, то это говорит о том, что базовые потребности удовлетворялись им ранее.

Актуальные потребности характеризуют, чем озабочен человек, на чем он сосредоточен в настоящее время, что он вынужден делать под влиянием ситуации, независимо от того, нравится ему это или нет. Актуальные потребности обусловлены, преимущественно, внешними обстоятельствами, они имеют временный характер и легко могут меняться при изменении ситуации. Содержание актуальных потребностей можно выявить на основе анализа того, какие понятия попадают в один кластер с понятием «Мое настоящее». Понятие «Мое настоящее» является маркером того, что является для человека актуальным в данное время, чем он озабочен сейчас. Поэтому можно предположить, что потребности, которые ассоциируются у испытуемого с данным понятием, обусловлены влиянием настоящей ситуации.

Соотношение между мотивами меняется при переходе от одного вида деятельности к другому, поэтому при изучении мотивации человека необходимо учитывать не столько каждый мотив сам по себе, сколько место данного мотива среди других в структуре побуждений к конкретному виду деятельности. Иными словами, любое занятие является полимотивированным. В свою очередь, каждая потребность может побуждать к различным видам деятельности, которые могут быть направлены на ее удовлетворение. Кроме того, необходимо учитывать, что мотивы не только предшествуют деятельности, но могут развиваться и изменяться в ходе ее освоения и реализации.

Мотивационная сфера личности охватывает феномены потребностей, побуждений, склонностей, интересов, ценностей, установок, позиций. Она тесно связана с системой отношений человека к различным аспектам действительности. В структуре отношений среди наиболее значимых - отношение к своему прошлому, настоящему и будущему, к себе и другим людям, к различным видам деятельности.

Отношение к будущему характеризуется ожиданиями, надеждами, намерениями, планами. О содержании отношения к будущему свидетельствуют понятия, ассоциирующиеся с понятием «Мое будущее», то есть входящие в один с ним кластер. Анализ отношений к различным этапам жизненного пути основан на том, с какими эмоциональными переживаниями, занятиями, людьми и событиями они ассоциируются.

Отношение к себе определяет, кем человек себя считает, с кем себя идентифицирует, к какой категории людей себя относит, на кого хочет быть похож, в какой мере удовлетворен собой.

Отношение к другим людям характеризует, какие чувства человек испытывает в связи с различными людьми, насколько он им верит, любит их, боится, считает друзьями, конкурентами и прочее. Для того чтобы определить отношение человека к себе или другим людям, достаточно выявить, какие понятия наиболее тесно связаны с понятиями «Я», «Моя семья», «Мои друзья», «Мой начальник» и т. д.

Отношение к различным видам деятельности характеризуется мотивами этой деятельности, потребностями, которые к данной деятельности побуждают, позитивными или негативными эмоциональными переживаниями, связанными с этим видом деятельности. Например, если понятие «Моя работа» ассоциируется с понятиями «Мое увлечение» или «Интересное занятие», можно говорить о том, что трудовая деятельность человека побуждается наиболее значимыми и устойчивыми базовыми потребностями. Если работа связана в сознании с настоящим, трудовая деятельность побуждается менее стабильными актуальными потребностями. Если в один кластер с работой попадают понятия «Угроза», «Неудача», «Неприятности» или «Болезнь», значит, работа воспринимается как источник стресса, негативных переживаний. Таким образом, отношение к различным видам деятельности выявляется на основе того, какие потребности, ценности и эмоциональные переживания попадают в кластеры, содержащие понятия «Моя профессия», «Моя работа», «Моя учеба», «Занятия бизнесом» и т. п.

Кроме определения силы, стабильности и содержания трудовой мотивации, методика семантического дифференциала позволяет выявить степень лояльности сотрудников, их преданности, отношение к своей организации. В качестве основных показателей лояльного отношения испытуемого к своей организации можно назвать малые расстояния между понятиями «Я» и «Моя фирма», «Моя работа» и «Моя фирма», «Моя фирма» и «Мое увлечение», «Моя фирма» и «Интересное занятие», «Моя фирма» и «Мое настоящее», «Моя фирма» и «Мое будущее». Кроме того, о лояльности может свидетельствовать отсутствие связи между понятием «Другие фирмы», с одной стороны, и понятиями «Я», «Моя работа», «Мое будущее», «Выгода» и т. п., с другой стороны.

Описание структуры мотивации может включать в себя источники стресса. Источники стресса характеризуют, какие занятия, люди или события вызывают негативные переживания и страдания, побуждают к деятельности, направленной на их избегание, и, как правило, осознаются человеком. Виды деятельности, события и люди, попадающие в один кластер с понятиями «Неприятности», «Неудача», «Угроза», «Болезнь» и т. п., могут указывать на источники стресса испытуемого.

Наконец, важными параметрами мотивации могут быть вытесненные из сознания представления и переживания. Вытесненные представления и переживания являются формой психологической защиты, характеризуют то, что человек старается не замечать, на что не обращает внимания, о чем стремится забыть, что игнорирует, вытесняет из сознания. Вытесненные комплексы обусловлены крайней значимостью представлений, которая может приводить к болезненным переживаниям. Они могут быть связаны с эмоциональными травмами, запретами, нереализованными фантазиями, внутренними конфликтами и т. п. Осознание вытесненных комплексов и их причин может быть затруднено.

Какие показатели методики семантического дифференциала могут указывать на наличие вытеснения из сознания отдельных представлений или переживаний? Иногда отдельные понятия не включаются ни в какие кластеры и остаются изолированными. Это свидетельствует об отсутствии ассоциаций данных понятий с другими в сознании испытуемого. Одной из причин такой изолированности может быть полное безразличие испытуемого к тому, что стоит за данным понятием. Однако, возможно и иное объяснение данного феномена. В том случае, если понятие символизирует для испытуемого нечто сверхзначимое, то все, что с ним связано, может вызывать у него болезненные переживания. В этом случае испытуемый будет стараться не думать об источнике страданий, не замечать его, игнорировать, вытесняя тем самым из сознания соответствующее понятие. Поскольку большинство понятий, которые используются в методике семантического дифференциала, характеризуют те или иные общечеловеческие ценности, маловероятно, что испытуемый будет к ним совершенно равнодушен. Поэтому изоляция тех или иных понятий, наиболее вероятно, свидетельствует об их вытеснении. Однако следует учитывать, что список оцениваемых с помощью методики семантического дифференциала понятий всегда ограничен, и отсутствие связей того или иного понятия с другими понятиями, входящими в список, вовсе не означает отсутствия связи этого понятия с другими понятиями, которые не вошли в данный список. Следовательно, выводы о наличии вытеснения тех или иных понятий из сознания испытуемого должны иметь предположительный характер и не всегда свидетельствуют о наличии у человека комплексов болезненных переживаний.

Таким образом, о содержании вытесненных комплексов могут свидетельствовать изолированные, одиночные, ни с чем не связанные понятия, находящиеся далеко от всех других понятий, ни с чем не ассоциирующиеся, не попадающие ни в один кластер. Например, если изолированным является понятие «Отдых», человек старается не думать об отдыхе, забыть про него, игнорировать отдых в своей жизни, что может привести к перегрузкам, переутомлению и внезапным срывам работоспособности. Если изолированным является понятие «Угроза», человек не обращает внимания на угрожающие ситуации, ведет себя как бесстрашный человек, часто рискует, что может привести к реальной опасности. Если изолированным является понятие «Деньги» или «Богатство», человек старается не обращать внимание на материальную составляющую своей жизни, игнорирует роль материального вознаграждения, упускает материальную выгоду, то есть никогда не будет богатым и обеспеченным человеком.

Date: 2015-07-27; view: 460; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию