Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пост – источник набожности





Вслед за предыдущим разделом, где рассматривалось несколько важных установлений Ислама, данные аяты обращены к еще одному установлению – посту, который является одним из наиболее значительных актов поклонения Господу. Эта группа аятов начинается в том же торжественном тоне, что был присущ и предыдущим аятам:

О вы, которые уверовали! Предписан вам пост, подобно тому как был он предписан тем, кто жил до вас…

Сразу же вслед за этими словами короткой, но очень емкой и исполненной глубокого смысла фразой раскрывается суть и предназначение этой формы поклонения, служащей возвышению человеческой души:

…быть может, станете вы богобоязненными…

Покойный Кулейни в своей знаменитой книге «Аль-Кафи» трактует набожность как отказ от греховных поступков. Большинство грехов проистекает из гнева и похоти. Пост умеряет эти инстинктивные проявления человеческой натуры, способствуя тем самым обузданию пороков и укреплению набожности.[198]

Действительно, пост является важнейшим инструментом для воспитания набожности, оказывая влияние на все стороны жизни верующего. Ниже мы поговорим об этом более подробно.

Поскольку эта форма поклонения Господу связана для человека с некоторым ограничением телесных радостей и преодолением определенных трудностей, особенно когда пост выпадает на летнее время, в рассматриваемом отрывке приводятся различные аргументы, подготавливающие человека к соблюдению этого Божьего установления.

С целью привлечь внимание и возбудить интерес к предмету обсуждения, первый из рассматриваемых аятов начинается такой фразой:

О вы, которые уверовали!

Затем говорится о том, что пост не является специфической особенностью жизненного уклада мусульманской общины, поскольку его издавна практиковали и другие народы.

Завершается первый аят данного отрывка словами, которые раскрывают суть и предназначение поста и показывают, что исполнение этой Божьей заповеди приносит прекрасные плоды.

В предании от Имама Садыка (ДБМ) сказано: «Вся прелесть этих слов ('О вы, которые уверовали!') в том, что они снимают усталость, проистекающую от трудов такого поклонения». [199]

****

Следующий аят содержит несколько установлений, которые также позволяют легче переносить тяготы поста. Начинается он такими словами:

…на число дней некоторое [, Богом] установленное

Это означает, что вы должны поститься не в течение всего года или большей его части, а всего лишь ограниченное число дней.

Следующее правило:

А если болен кто-либо из вас или находится в пути, то поститься следует в другое время столько же дней [, сколько пропущено]

Затем говорится о третьей категории верующих, которым пост полностью противопоказан. К ним относятся пожилые люди и хронические больные.

А тем, кому трудно поститься, надлежит кормить бедняка во искупление. А если добровольно сделает кто-либо большее, то ему же это и во благо

И, наконец, заключительные слова рассматриваемого аята еще раз подчеркивают смысл соблюдения поста.

А в посте для вас польза добрая, - знали бы вы только это

Эта фраза, ко всему прочему, подтверждает тот факт, что пост как одна из форм религиозного поклонения, ничего не добавляет к величию и славе Аллаха, а приносит пользу только верующему. Об этом же говорится и в ряде исламских преданий.

Так, например, святой Пророк (ДБАР) сказал: «Все грехи того, кто постится в месяц поста, будут прощены». [200]

В одном из преданий приводятся Слова Самого Аллаха: «Пост - Мой, и я вознаграждаю постящегося». [201]

Еще в одном предании есть такие слова святого Пророка (ДБАР): «пожертвование есть для всего, так вот пост - это пожертвование для плоти». [202]

Таким образом, становится ясно, что слова 'а в посте для вас польза добрая, - знали бы вы только это' обращены не к какой-то конкретной группе людей, а ко всем постящимся.

Последний аят данного отрывка содержит сведения о времени поста и разъясняет некоторые правила его проведения. Из первой части аята мы узнаем, что поститься следует в месяц рамадан:

И когда вступит кто-либо из вас в месяц рамадан, в котором был ниспослан Коран –…

А Коран – это не что иное, как

…руководство [истинное] для людей, разъяснение пути прямого и отделение [Истины от лжи], - …

Затем вновь повторяется повеление, обращенное к тем, кто болен или находится в пути:

…пусть проводит постясь ]эти дни]. А если будет кто болен или в пути, то пусть столько же дней [постится] в другие дни

Повторное обращение к больным и путникам, которое мы уже встречали в предыдущем аяте, возможно, связано с тем, что некоторые люди, считая несоблюдение поста делом постыдным и совершенно недопустимым, постятся даже во время болезни и длительной поездки. Поэтому таким повтором Коран дает понять этим людям, что пост - это религиозная обязанность для здоровых людей, находящихся в обычной обстановке. Но такой же обязанностью для больных и путников является и отказ от поста (соответственно их состоянию), и несоблюдение этой обязанности является грехом.

В конце аята еще раз говорится о смысле Божественного повеления, каким является пост.

Желает вам Аллах облегчения, а не затруднения…

Эти слова говорят о том, что, хотя пост и является своеобразным ограничением, все же в итоге он приносит человеку душевный покой и облегчает телесные недуги.

Кроме того, из этих слов можно сделать вывод и о том, что повеления Господа нельзя уподобить повелениям тиранов. Если исполнение повеления затруднительно для человека, Аллах предписывает ему более легкую обязанность. Именно исходя из этого, от поста, несмотря на всю его важность, освобождаются больные, путники и ослабленные люди, не способные соблюсти его требования.

Затем сказано:

…желает, чтобы вы завершили пост…

То есть каждому здоровому человеку следует для поддержания здоровья поститься каждый год в течение месяца. А если в месяц рамадан он заболеет или окажется в пути, то пост в течение требуемого количества дней надо провести в другое, более подходящее время. Даже женщины в период менструации, когда им разрешено не совершать молитву, не освобождаются от поста, а лишь переносят его на другое время.

 

Завершается аят такими словами:

…и чтобы возвеличивали вы Бога за то, что наставил Он вас на путь истинный. Быть может, возблагодарите вы Его

Да, мы должны восхвалять Аллаха за то, что Он направляет нас на путь истины, и благодарить Его за все блага, которые Он милостиво даровал нам.

Следует отметить, что о благодарении в аяте говорится в сочетании со словами 'быть может', а возвеличивание Аллаха подается как нечто само собой разумеющееся. Возможно, дело в том, что пост уже сам по себе представляет собой возвеличивание Божественной Сущности, в то время как благодарение, так же, как и надлежащее использование небесных благ и получение реальной пользы от поста, предполагает соблюдение определенных совершенно необходимых условий, наиболее важными из которых являются полная искренность, признание поста как реальности и осознание его истинной сущности.

Date: 2015-07-27; view: 274; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию