Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сословно-представительная монархия





Изменения в правовом положении сословий в XIV—XV вв. Дальнейший рост городов и товарного производства повлек за собой не только рост численности и политической активности городского населения. Он вызвал перестройку традиционного феодального хозяйства, форм эксплуатации крестьянства. Под влиянием товарно-денежных отношений произошли существенные изменения в правовом положении крестьян. К XIV в. в большей части Франции исчезает серваж. Основная масса крестьянства представляет собой лично свободных цензитариев, обязанных платить сеньору денежную ренту (ценз), размер которой возрастал.

Усиление феодальной эксплуатации, а также экономические трудности, связанные со Столетней войной с Англией, вызвали обострение внутриполитической борьбы. Это нашло свое отражение в ряде городских восстаний (особенно в Париже в 1356—1358 гг.) и крестьянских войнах (Жакерия в 1358 г.). Произошли изменения и в борьбе среди самих феодалов, что было связано с усилением королевской власти и ее столкновением в процессе объединения страны с феодальной олигархией. Во время Столетней войны было произведено много конфискаций земель крупных феодалов, изменивших французскому королю. Эти земли были розданы мелким и средним дворянам, активно поддерживавшим королевскую власть.

В XIV—XV вв. во Франции завершилась перестройка сословного строя, выразившаяся во внутренней консолидации сословий. Оформление трех крупных сословий не означало исчезновения унаследованного еще от предыдущего периода иерархического строения класса феодалов. Однако ради укрепления своих общих позиций феодалы были вынуждены поступиться былой самостоятельностью, отказаться от некоторых традиционных сеньориальных привилегий. Консолидация сословного строя означала постепенно прекращение истребительных междоусобных феодальных войн и установление новых механизмов улаживания внутриклассовых конфликтов.

Первым сословием во Франции считалось духовенство. Объединение всех священнослужителей в единое сословие было результатом того, что королевская власть к XIV в. одержала принципиально важную победу в борьбе с папством. Было признано, что французское духовенство должно жить по законам королевства и рассматриваться как составная часть французской нации. При этом ограничивались некоторые церковные прерогативы, которые мешали политическому объединению страны и признанию верховенства королевской власти, был сокращен круг лиц, подпадавших под церковную юрисдикцию.

С установлением единого правового статуса духовенства укрепились его важнейшие сословные привилегии. Духовенство, как и ранее, имело право на получение десятины, различных пожертвований, сохраняло свой налоговый и судебный иммунитет. Оно освобождалось от любых государственных служб и повинностей. Последнее не исключало того, что отдельные представители духовенства привлекались королем к решению важных политических вопросов, выступали в качестве его ближайших советников, занимали высокие посты в государственной администрации.

Вторым сословием в государстве являлось дворянство, хотя фактически в XIV—XV вв. оно играло ведущую роль в социальной и политической жизни Франции. Это сословие объединило всех светских феодалов, которые рассматривались теперь не просто как вассалы короля, а как его слуги. Дворянство представляло собой замкнутое и наследственное (в отличие от духовенства) сословие. Первоначально доступ в сословие дворян был открыт для верхушки горожан и зажиточных крестьян, которые, разбогатев, покупали земли у разорившихся дворян. Родовое дворянство, стремившееся сохранить дух феодальной кастовости, добилось того, что покупка поместий лицами неблагородного происхождения перестала давать им дворянские звания.

Важнейшей привилегией дворянства оставалось его исключительное право собственности на землю с передачей по наследству всех недвижимостей и рентных прав. Дворяне имели право на титулы, гербы и другие знаки дворянского достоинства, на особые судебные привилегии. Они освобождались от уплаты государственных налогов. По существу единственной обязанностью дворянства становится несение военной службы королю, а не частному сеньору, как было раньше.

Дворянство по-прежнему было неоднородным. Титулованная знать — герцоги, маркизы, графы, виконты и другие — претендовала на высокие посты в армии и в государственном аппарате. Основная же масса дворянства, особенно низшего, вынуждена была довольствоваться значительно более скромным положением. Ее благополучие непосредственно связывалось с усилением эксплуатации крестьян. Поэтому мелкое и среднее дворянство энергично поддерживало королевскую власть, видя в ней главную силу, способную держать в узде крестьянские массы.

В XIV—XV вв. в основном завершилось формирование и "третьего сословия" (tiersetat), которое пополнялось за счет быстро растущего городского населения и увеличения числа кресть-ян-цензитариев. Это сословие было весьма пестрым по своему составу и практически объединило в себе трудовое население и формирующуюся буржуазию. Члены этого сословия рассматривались как "неблагородные", не имели каких-либо особых личных или имущественных прав. Они не были защищены от произвола со стороны королевской администрации и даже отдельных феодалов. Третье сословие было единственным податным сословием во Франции, и на него ложилось все бремя уплаты государственных налогов.

Сама организация третьего сословия носила феодально-корпоративный характер. Оно выступало прежде всего как совокупность городских ассоциаций. В это время не возникла еще идея равенства и всеобщности интересов членов третьего сословия, оно не осознало себя единой общенациональной силой.

Становление английского парламента

Возникновение парламента

 

 

В период сословной монархии в Англии сложилось учреждение, которое стало

неотъемлемой и со временем все более значительной частью государственной

организации страны - представительный парламент. Своим возникновением он

был обязан как установившимся к 13-14вв. политическим формам

взаимоотношений сословий Англии с королевской властью, так и особенностям

ситуации в условиях кризиса власти второй половины 13в. Немалое значение в

этом длительном процессе сыграли и традиции привлечение короной высшей

знати к решению государственных дел, восходящие к ленной монархии.

Историческим началом сословного представительства были собрания вассалов

короля, которые с середины 12в. стали обязательной частью государственной

жизни. В 1146г. с участием баронов и епископов (как светских и духовных

вассалов короны) были утверждены Кларендонские статьи. Согласие такого

собрания на законодательные предложения королей впредь стало считаться

более чем желательным. Созываемое королем такое собрание стало играть и

роль высшего суда - суда пэров (равных). Во второй половине 12в. в

собраниях участвовали уже не только высшие, но и средние вассалы (" старшие

и меньшие бароны "). В Великой хартии 1215г. была специально оговорена

обязанность короны, созывать в необходимых случаях и в специальном порядке

" архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов…. и, кроме

того… всех тех, кто держит от нас непосредственно… к определенному дню и в

определенное место (ст. 14). В дальнейшем, опираясь на Хартию, сословия не

только неоднократно требовали от короны ее подтверждения, но и повели

политическую борьбу за влияния этого собрания на распределение королевских

должностей.

Во второй четверти 13в. совет магнатов (духовных и светских баронов) стал

обязательным спутником королевской власти. В 1236-1258гг. совет созывался

по два-три раза в год для совещаний по политическим вопросам; нередки были

требования магнатов ставить и снимать королевских должностных лиц. В

условиях кризиса и начавшейся гражданской войны в Англии (1236-1267)

влияние советов магнатов усилилось. По Вестминстерским провизиям 1258г.

собрание установило даже своеобразную сословную опеку над королевским

управлением, создав исполнительный совет 15-ти.

Стремление знати поставить только под свой контроль королевскую власть

вызвало оппозицию среди более широких кругов рыцарства и горожан.

Политическим и военным лидером оппозиции выступил выходец из французской

знати граф Симон де Монфор. Он стал инициатором организации более широкого

представительства для формирования новой политической структуры. После

захвата оппозицией значительной территории и поддержки ее Лондоном в июне

1264г., де Монфором был созван парламент в г. Лондоне, куда, помимо

прелатов и знати, были приглашены по 4 представителя от графств. Это

представительство приняло особый акт - "Форму управления", составленную де

Монфором, где по-новому решались вопросы власти короля и представительства.

(Эпизодически рыцарей на государственные собрания призывали и ранее, на

протяжении первой половины 13в.) В новый созванный де Монфором парламент -

в январе 1256г. - были приглашены не только рыцари от графств, но и

представители поддержавших оппозицию городов. Это стало рождением нового

учреждения, где были представлены основные сословия Англии.

К середине 14в. сложилось разделение парламента на две палаты - верхнюю и

нижнюю, палату лордов и палату общин. Эти названия вошли в широкое

употребление позднее, в 16в.

Верхняя палата включала представителей светской и церковной аристократии,

входивших и в Большой королевский совет. Лордам рассылались именные

приглашения на сессии за подписью короля. В теории монарх мог и не

приглашать того или иного магната; в действительности же случай, когда

главы знатных фамилий не приглашались в парламент, стали к 15в. редкостью.

Сложившаяся в Англии система прецендентного права давала основание лорду,

получившему однажды такое приглашение, считать себя постоянным членом

верхней палаты.

Число лордов было невелико. Даже если все приглашенные приезжали на

сессию, а такого в 14-15вв. почти никогда не случалось, редко собиралось

более ста человек. Заседание палаты лордов обычно проводилось в Белом зале

Вестминстерского дворца.

Ситуация с палатой общин была иной. Как отдельная парламентская структура

эта палата оформилась постепенно, в течение второй половины 14в.

Название нижней палаты происходит от слова commons (общины). В 14в. оно

обозначало особую социальную группу, включавшую рыцарства и горожан. Таким

образом, общинами стала называться та часть свободного населения, которая

обладала полнотой прав, определенным достатком и добрым именем. Постепенно

оформилось право каждого принадлежавшего к этой категории подданных

избирать и быть избранным в нижнюю палату парламента (сегодня мы называем

такие права политическими).

К концу столетия возникла должность спикера, который избирался депутатами

из своих рядов и представлял палату (отнюдь не возглавляя ее) на

переговорах с лордами и королем. Появление этой фигуры характерно для

специфики нижней палаты, которая была, прежде всего, собранием, т.е.

коллективной организацией. Депутаты избирались на местах по тому же

принципу, который действовал со времени первого парламента Монфора: по два

рыцаря от каждого графства и по два представителя от наиболее значимых

городов. Перечень таких городов не оставался неизменным; соответственно

менялось и число членов нижней палаты. В среднем оно составляло в середине

14в. двести человек (к началу 18в. представителей общин было уже более

пятисот).

Члены нижней палаты - в отличие от лордов - получали денежное

довольствие: рыцари графств - по четыре шиллинга, горожане - по два

шиллинга за каждый день сессии. К началу 15в. эти выплаты стали

традиционными.

Духовенство, кроме архиепископов, епископов и аббатов крупнейших

монастырей, приглашавшихся в палату лордов, участвовало в работе парламента

лишь на первых порах. Оно имело свой представительный орган, где

обсуждались и внутри сословные вопросы, и финансовые отношения с короной.

Палата общин заседала в капитуле Вестминстерского аббатства. Обе палаты

объединялись только для участия в торжественной церемонии открытия

парламентской сессии. Король произносил речь перед собравшимися; члены

нижней палаты слушали ее стоя за барьером.

С 1330г. парламент собирался не реже одного раза в год (фактически чаще -

до четырех раз на протяжении года, когда это требовала политическая

ситуация). Заседания, за вычетом времени переездов, праздников и прочих

перерывов, продолжались в среднем от двух до пяти недель. Так как парламент

открывался по приглашению короля, то его участники собирались в том месте,

где в данный момент находился королевский двор. Как правило, это было

Вестминтское аббатство.

Языком парламентской документации, особенно протоколов совместных

заседаний палат, был французский. Некоторые записи, в основном служебные

или относящиеся к делам Церкви, велись на латыни. В устной парламентской

речи в основном также использовался французский, но с 1363г. речи депутатов

иногда произносились и на английском языке.

В 14-15вв. в обществе складывается представление и о статусе депутата.

Это понятие равно касалось членов обеих палат и включало ряд юридических

привилегий, прежде всего депутатскую неприкосновенность. Последняя,

вошедшая в практику к началу 15в., подразумевала охрану жизни и имущества

депутатов, а также свободу от ареста (и то и другое - только на время

сессии).

О высоком престиже парламента свидетельствует запись в протоколе сессии

1453г. Два депутата палаты общин (в том числе спикер) были обвинены в

грабеже и арестованы по приказу всесильного тогда герцога Йорского. Нижняя

палата выступила с протестом. Отстоять неприкосновенность парламентариев не

удалось. Однако герцогу пришлось доказывать правомерность своих действий; в

частности, он сообщил, что арест состоялся, когда в сессии был перерыв,

т.е. не в "парламентское время".

Интересно и высказывание юристов, призванных для консультации. "Мы не

смеем дать ответ", - заявили они, так как не было до сих пор случая, чтобы

юристы определяли привилегии парламента. "Он так высок и могуществен по

своей природе, что может создать закон; а то, что само есть закон, не может

создать никакого закона" (RotuliparliamentorumVol.V.P. 239; перевод Н.О.

Майоровой).

Высокий авторитет представительного учреждения основывался на

возможностях, которых парламент сумел добиться за первые полтора столетия

своего существования. Его компетенция к середине 15в. была уже вполне

обозначена. Необходимо иметь в виду, что в этот период происходило

становление системы государственного управления в Англии. Важным элементом

этого процесса стало разделение функций королевской администрации (прообраз

современной исполнительной власти) и парламента.

Особое значение имело деятельность парламента, связанная с

налогообложением. Фискальная система государства еще только формировалась,

и многие налоги, в первую очередь прямые, явились чрезвычайными. Отметим,

что налоги в Англии платили все, и не только третье сословие, как во

Франции. Это обстоятельство устраняло одну из возможных причин конфронтации

между сословиями.

С 1297г. парламент обладал правом разрешать прямые налоги на движимое

имущество. С 1320-х гг. он вотирует (разрешает) сбор экстраординарных

налогов. В скоре палата общин добилась такого же права и в отношении

таможенных пошлин. Таки образом, основную часть финансовых поступлений

король получал при согласии нижней палаты (официально - в виде ее дара),

выступавшей то имени тех, кому предстояло эти налоги платить. Сильные

позиции палаты общин в таком важном для короля дели, как финансы, позволяли

ей расширить свое участие и в других областях парламентской деятельности.

Значительных успехов общины добились в сфере законодательства. К середине

15в. в Англии существовало два типа высших правовых актов. Король издавал

указы (ордонансы). Парламентские акты, принятые обеими палатами и королем,

также имели силу закона. Они назывались статутами.

Процедура издания статута предусматривала выработку предложений нижней

палаты (билль). Затем билль, одобренный лордами, направлялся на подпись

королю. Йорский статус 1322г. гласил, что все дела, "касающееся положения

сеньора нашего, короля… и … положения государства и народа, должны

обсуждаться, получать согласие и приниматься в парламенте нашего господина

короля и с согласия прелатов, графов, баронов и общины королевства" (Цит.

По: Гунтова Е.В. Английское государство в 14-15вв.//Средние века. Вып. 50.

М., 1987. С. 66).

Иногда и королевские ордонансы основывались на предложениях палаты общин

(например, ордонанс Генриха 5 о реформе денежной системы, 1421г.). Уже в 15

в. ни один закон в королевстве не мог быть принят без одобрения палаты

общин.

Палаты стремились влиять на назначение и отставку высших чиновников

королевства. В 14в. складывается практика отстранения должностных лиц,

обвиненных в серьезных нарушения законодательства, в злоупотреблениях, в

других неблаговидных поступках. Парламент, впрочем, не имел юридической

возможности увольнять неугодных ему чиновников, но под влиянием выступлений

депутатов король был вынужден смещать со своих постов лиц с подорванной

репутацией.

В условиях борьбы за королевский трон и междоусобицы парламент

легитимизировал смену королей на английском престоле. Так, низложение

Эдуарда 2 (1327г.), Ричарда 2 (1399г.) и последующая коронация Генриха 4

Ланкастера были санкционированы парламентом. В палате общин часто

радовалась весьма жесткая критика действий королей. В 1376г. с

антиправительственной петицией выступил спикер палаты Питер де ля Мар.

Судебные функции парламента также были весьма значительными. Они входили

в компетенцию его верхней палаты. К концу 14в. она приобрела полномочия

суда пэров и верховного суда королевства, рассматривавшего наиболее тяжкие

политические и уголовные преступления, а также апелляции. Палата общин

могла выступать в качестве ходатая сторон и представлять лордам и королю

свои законодательные предложения по улучшению судебной практики.

Наконец, существовала еще одна область деятельности парламента, очень

важная для понимания роли этого института в государстве и обществе. Являясь

высшей судебной инстанцией и законодательным органом, парламент принимал

многочисленные петиции по самым разным вопросам - как от частных лиц, так и

от городов, графств, торговых и ремесленных корпораций и т.д. Для их

рассмотрения создавались специальные комиссии, но первоначально петиции

поступали в палату общин.

Значение парламентской работы с петициями чрезвычайно велико. Это была

школа политического и правого воспитания, как для депутатов, так и для тех,

кто к ним обращался. Центральная власть, таким образом, постоянно получало

информацию о состоянии дел в государстве. Наиболее важные проблемы,

затронутые в частных и в коллективных петициях, находили отражение в

законопроектах палаты общин, а затем и в статутах.

Разумеется, реальная картина деятельности парламента была весьма сложной,

но также большой интерес вызывает развитие парламентских выборов в

средневековой Англии.

 

 

23.

Источники

В северных районах Франции применялись нормы обычного права, королевские указы, распоряжения местных властей, а на юге преобладало реципированное писаное римское право.

В отличие от обычного права государств континентальной Европы английское обычное право было в своей основе общим для всей страны. Многие из обычаев, которые отвечали интересам господствующих классов, включались в судебники (правды), изданные англосаксонскими королями (судебник Альфреда Великого, законы Этельстана и др.).

Королевские судьи, отправляя правосудие, руководствовались местными обычаями, о которых они узнавали через присяжных. Возвратившись в Лондон, они съезжались в Вестминстере (центральный район столицы), обсуждали нормы обычного права и оставляли в качестве действующих наиболее ценные из них. Кроме того, судьи, разрешая те или иные спорные, недостаточно точно регулируемые в законе правоотношения, могли исходить из доктрин, ими же созданных. Таким образом, установленный судьей принцип становился судебным обычаем (прецедентом), обязательным для всех других судов. Важное значение в выработке "общего права" в Англии сыграли предписания-приказы канцлера и решения его суда (право "высшей справедливости"). Образование парламента вызвало появление статутов и ордонансов. Статутами назывались постановления парламента, ордонансами – акты короля, изданные с согласия палаты лордов.

Характерной чертой права феодальной Германии является партикуляризм. Почти в каждом княжестве и в крупных городах имелись свои сборники гражданского и уголовного права.

В XIII веке наблюдаются попытки кодификации права. Об этом свидетельствует появление Саксонского и Швабского зерцала. Их источниками стали нормы обычного и канонического (церковного) права, а также заимствования из кодекса Юстиниана.

Вскоре после Великой крестьянской войны был разработан и в 1532 г. утвержден рейхстагом свод законов, названный в честь императора Каролиной. Из 219 статей Кодекса 142 посвящены уголовному процессу, остальные – уголовному праву. Составители Каролины руководствовались принципом устрашения. Процесс носил инквизиционный характер. Пытка считалась дозволенным способом получения признаний у обвиняемого. Жестокость наказаний была необычной даже для мрачной эпохи средневековья. В наказаниях преобладала квалифицированная казнь: колесование, четвертование, сожжение, утопление и др.

Своеобразием правовой истории феодальной Германии яв­ляется широкое использование римского права. Партикуляризм ленного, земского и городского права и отсутствие единого свода законов вынуждал судей все чаще обращаться к кодексу Юстиниана. Император Фридрих I (XII в.) объявил римское право "всемирным правом". Рецепцию (заимствование и усвое­ние) римского права можно объяснить, в первую очередь, тем, что оно содержало нормы, приспособленные почти для всех имущественных отношений, основанных на праве частной соб­ственности.

Римское право в странах Западной Европы, в частности в Германии, применялось не механически, а с необходимыми из­менениями и дополнениями. Римское право стали преподавать в университетах и комментировать. По сложным казусам судьи брали консультации у профессоров римского права, которое считалось общим правом Германской империи и действовало во многих княжествах почти до конца XIX века. Произошло чрез­вычайно редкое в истории явление, когда право давно погибшей цивилизации стало применяться в совершенно иных социально-экономических условиях.

Образцом германизированного римского права являлось Прусское земское уложение 1794 г., которое в то время называли "продуктом разума и идей просвещения". Уложение закрепляет феодальную собственность на недвижимость (землю), крепостные отношения и привилегии дворянства, самодержавие короля, полицейский режим. Но в нем уже высказаны типично буржуазные концепции. Например, собственность объявлялась в качестве важнейшего и безусловного имущественного права лиц, которые должны быть неприкосновенны.

Многие имущественные и семейные отношения регулировались нормами канонического права. Промышленная и торговая деятельность осуществлялась на основе городского права. Нормы этого права касались организации городского самоуправления, местного хозяйства и т.д.

24. Гражданское право

Право земельной собственности являлось привилегией господствующего класса. Часть своей земли сеньор отдавал вассалам на условиях феодальной службы. Однако со временем он теряет право неограниченного распоряжения землей.

Получает распространение приобретательская давность. Так, во Франции лицо, владеющее землей без перерыва в течение 10 лет, становилось его собственником. В Англии получил широкое распространение институт доверительной собственности. Одно лицо свое имущество передавало другому, последнее управляло этим имуществом в интересах собственника или третьих лиц по указаниям собственника. Со временем доверитель терял на него всякие права. Наследником феодала стал признаваться только старший сын, что предотвращало дробление земельной собственности. За пользование участком земли крестьяне платили оброк, несли разные повинности и были лично зависимы от феодала, находясь под его юрисдикцией и административной властью.

Феодальное право ограничивало гражданскую правоспособность. Каноническое право запрещало феодалу взимать проценты с долга, не разрешало ему заниматься торговлей, физическим трудом. Ограничение гражданской правоспособности, сохранение сеньоральной собственности на землю, сословное деление населения, цеховой строй сдерживали развитие свободной конкуренции.

В XIV–XV вв. получает развитие мануфактурное производство. Капиталистическое накопление капитала сопровождается освобождением производителя (крестьянина) от основных средств производства (земли), получением последним личной свободы, возникновением наемных рабочих, поставками сельскохозяйственного сырья городским мануфактурам.

Широкое распространение получают торгово-ростовщичес­кие операции, а также банковская и вексельная практика. Платежи по векселям осуществлялись в бесспорном порядке и всякая просрочка влекла за собой заточение в долговую тюрьму с конфискацией имущества. Процент по займовым операциям был очень высоким и составлял от 40 до 60% годовых. В залоге кредитора находились движимое и недвижимое имущество должника. Происходит усложнение договорных отношений. Наряду с куплей-продажей, меной, дарением получили распространение договоры найма, подряда, поручения и т.д. По-прежнему сохраняется древний обычай: при переходе крестьянской земли от одного лица к другому призывали 12 свидетелей и 12 мальчиков. При этом каждому из мальчиков, наблюдавших ввод во владение, надирали уши и давали пощечины, чтобы они лучше запомнили происходящее и могли быть свидетелями в будущем. Но все большее значение для удовлетворения сделок приобретали документы.

Семейные отношения регулировались, в основном, каноническими законами. Католическая церковь смотрела на брак как на "божественное таинство", запрещая внебрачные связи, кровосмешение, разводы. Совершенный по правилам церкви брак считался в принципе нерасторжимым до смерти одного из супругов. Муж как глава семьи имел большую власть над женой и детьми, распоряжаясь общей собственностью семьи по своему усмотрению. Супруги должны были проживать совместно, при отказе применялась сила. Домовладыка мог наказывать физически членов своей семьи. Супружеская измена приравнивалась к преступлению. Жена считалась недееспособной и находилась под опекой мужа.

В области наследственного права следует отметить различия, которые характерны для "страны обычного права" и для "страны писаного права". Так, на юге Франции под влиянием римского права было широко распространено наследование по завещанию. На севере свобода завещания ограничивалась, воспрещалось при наличии завещания устранять законных наследников. Исполнение завещаний осуществляла церковь.

25. Уголовное право и процесс

В период средневековья широкое распространение получило "кулачье право". Обычай разрешал феодалу для охраны имущественных и личных интересов применять оружие, разрешать спор на основе силы. Процветали внесудебныереспрессии и судебный произвол. Строго преследовались неверность сеньору, государственная измена, преступления против светской власти и церкви. Богохульство, атеизм, ересь, колдовство чаще всего карались смертной казнью. Широко практиковалась квалифицированная смертная казнь (колесование, четвертование, распятие на кресте, закапывание живьем, вытягивание внутренностей из живого тела и т.п.). Казнь часто осуществлялась публично и нередко приобретала массовый характер. По наиболее тяжким преступлениям преследовались родственники и даже опекуны виновного. Наказание сопровождалось конфискацией имущества. Среди других наказаний необходимо отметить ссылку на галеры, прогон через строй, каторжные работы, тюремное заключение. Нередко мужчины и женщины, взрослые и дети, новички и рецидивисты содержались в тюрьме вместе, закованные в кандалы или связанные цепью.

26. 27.

Английские суды различали преступления (филонии) и проступки (мисдиминоры). Последние исторически вели свое происхождение из гражданских правонарушений. К мисдиминорам относились лжесвидетельство, подлог и т.д.

В интересах нарождающегося класса буржуазии закон принуждал работника принимать навязываемые ему условия работы, преследовал бродяг. Последним предписывалось отрезать уши, а при рецидиве подвергать телесным наказаниям и смертной казни.

В XII–XIII вв. в странах Западной Европы на смену состязательному процессу приходит инквизиционный. Частное возбуждение уголовных дел заменяется государственным преследованием. Инквизиционный розыскной процесс был тайным и с применением пыток. Оценка свидетельских показаний велась по теории формальных доказательств. Защита не допускалась. Признание обвиняемого считалось царицей доказательств.

Некоторые особенности были присущи английскому процессу. Например, от обвиняемого не требовали доказательств невиновности, ему не вручалась копия обвинительного акта и об инкриминированном ему преступлении он узнавал в ходе следствия. Предварительное следствие проводилось возбудившей дело стороной с помощью адвокатов. Присяжные производили оценку доказательств, которые представляли суду стороны. По окончании следствия судья резюмировал его результаты перед присяжными, которые затем в отдельной комнате выносили вердикт (виновен – не виновен). После этого судья выносил приговор. При определении наказания наблюдалась свобода судейского усмотрения. В английском уголовном праве доказанное намерение совершить преступление влекло за собой такое же наказание, как и совершение его. Судьи Англии руководствовались правилом: злой умысел равносилен злому делу.

28. "Каролина" представляет собой судебно-наказательное уложе­ние законов империи, предназначенное для руководства в судах империи, в ча­стности для судей и шеффенов. Оно было создано в правление Карла V (1500-1558 гг.), обсуждено в рейхстаге и принято в 1532 г. Название "Каролина" происходит от латинского перевода Уложения.

Уложение состоит из 219 статей, примерно треть из них (ст. 104-180) посвящены карательному (уголовно-наказательному) праву, остальные — судебно-процессуальному регулированию. В Уложении имеются заимствования из итальянской юриспруден­ции, а также из сходных по назначению судебников. Все они представляли собой разновидности реци­пированного римского права. Это был своеобразный итог работ глоссаторов и постглоссаторов над всеобщими судебными обычаями.

Уложение составлено в жанре наставления императора, написанного по его же просьбе учеными-юристами и предназначен­ного для использования на всем обширном пространстве империи. В случае возникновения сомнений у судей им рекомендовалось "просить и искать указаний у своих высших судов, сведущих в древних сложных обычаях". В ст. 119 специально разъяснялось, у кого и в каких местах должно искать необходимых указаний.

Структура "Каролины" состоит из подразделов:

· состав суда, присяга судей, шеффенов и писца, понятые, основания для ареста (ст. 1-32);

· доказательства и улики (33-47);

· судебное заседание (48-103);

· наказание (104-129);

· о наказании совершителей злостных убийств (130-156);

· статьи о краже (157-192);

· вынесение приговора (193-219).

Являясь практическим руководством по судопроизводству для шеффенов, этот закон не содержал четкой системы и последовательного разграничения норм уголовного и уголовно-процессуального права.
Уложение Карла V действовало в течение 300 с лишним лет.

Особенно­сти содержания и практического назначения «Каролины»:

1. Это было практическое руководство для судей и шеффенов (последние выбирались для участия в суде в количестве от 4 до 25 человек). Оно имело целью установить единообразие су­допроизводства и одновременно отменить "неразумные обычаи" в княжествах и землях. Уложение Карла V стало одним из источников "общего немецкого карательного права".

2. В Уложении закреплены некоторые новые моменты в орга­низации правосудия и в толкованиях составов преступлений. Оно зафиксировало переход от частного (обвинительно-состязательного) процесса к розыскному (обвинительно-следственному) процессу.

3. Обращает на себя внимание широта судейского усмотрения: право судьи назначить одно или сразу несколько наказаний, при­нимать во внимание местные обычаи, обращаться за разъяснени­ями к законоведам.

4. Широкое применение наказаний устрашающего характера.

5. Сборник законов выделяется особым вниманием к преступлениям против религии и порядка управления (подделка монет, нарушение "земского мира", измена и бунт, вражда с местью, разбой).

6. Уложение включает ряд новшеств, касающихся использо­вания пытки для получения свидетельств виновности.

К общим понятиям уголовного права, известным "Каролине", можно отнести:

· умысел и неосторожность;

· обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие ответственность;

· покушение;

· соучастие.

Эти понятия, однако, не всегда были достаточно четко сформулированы и излагались применительно к отдельным видам преступлений и наказаний. Ответственность за совершение преступления, по "Каролине", наступала, как правило, при наличии вины - умысла или неосторожности. Однако феодальное уголовное право Германии нередко устанавливало ответственность и без вины, за вину другого лица ("объективное вменение"). Кроме того, применявшиеся методы установления виновности часто влекли за собой осуждение невиновного человека.

Обстоятельства, исключающие наказание, подробно излагаются в "Каролине" на примере убийства. Ответственность за убийство не наступала:

· в случае необходимой обороны;

· при "защите жизни, тела и имущества третьего лица";

· задержании преступника по долгу службы и в некоторых других случаях.

· "Каролина" предусматривает и некоторые смягчающие обстоятельства. К ним относились:

· отсутствие умысла ("неловкость, легкомыслие и непредусмотрительность");

· совершение преступления "в запальчивости и гневе";

· при краже малолетний возраст преступника (до 14 лет) и "прямая голодная нужда".

Отягчающие вину обстоятельства:

· публичный, дерзкий, "злонамеренный" и кощунственный характер преступления;

· повторность;

· крупный размер ущерба;

· "дурная слава" преступника;

· совершение преступления группой лиц, против собственного господина и т.п.

В судебнике различаются отдельные стадии совершения преступления, выделяется покушение на преступление, которое рассматривается как умышленное деяние, не удавшееся вопреки волепреступника. Покушение наказывалось обычно так же, как оконченное преступление. При рассмотрении соучастия уложение чаще всего упоминает пособничество. Законоведы того времени различали три вида пособничества:

· помощь до совершения преступления;

· на месте преступления (совиновничества);

· после его совершения.

В последнем случае от "корыстного сообщничества" отличалось "укрывательство из сострадания", влекущее более мягкое наказание.
"Каролина" не классифицировала составы преступления, а лишь перечисляла их, располагая в более или менее однородные группы.

Виды преступлений по «Каролине»:

1. преступления против религии (богохульство, кощунство, колдовство, нарушение клятвы);

2. преступления, несовместимые с христианской моралью (распространение клеветнических пасквилей, подделка монеты, документов, мер и весов, объектов торговли);

3. преступления против нравственности (прелюбодеяние, двоебрачие, кровосмесительство, сводничество, изнасилование, похищение женщин и девушек);

4. государственные преступления (измена, бунт против властей, различные виды нарушений "земского мира" - вражда и месть, разбой, поджог, злостное бродяжничество);

5. преступления против личности (различные виды убийства, а также самоубийство преступника, в результате которого наследники могли лишаться права наследования);

6. преступления против собственности (многочисленные виды кражи, недобросовестное распоряжение доверенным имуществом);

7. преступления против правосудия (лжесвидетельство, незаконное освобождение заключенного охранником, неправомерный допрос под пыткой).

Хотя в преамбуле "Каролины" имелось утверждение о равном правосудии для "бедных и богатых", во многих статьях подчеркивалась необходимость при назначении наказания учитывать сословную принадлежность преступника и потерпевшего лица.
Широта судейского усмотрения в "Каролине" была ограничена лишь формально указанием на верховенство императорского права при определении высшего предела наказания. Судьи могли по своему усмотрению назначать одно или несколько рекомендованных наказаний, применять местные обычаи, а в затруднительных случаях прибегать к разъяснениям законоведов.
Вся система наказаний определялась основной целью карательной политики - устрашением.

Основные виды наказания:

· смертная казнь;

· членовредительские наказания (урезание языка, ушей и т.п.);

· телесные наказания (сечение розгами);

· позорящие наказания (лишение прав, выставление у позорного столба в железном ошейнике, клеймение);

· изгнание;

· тюремное заключение;

· возмещение вреда и штраф.

Смертная казнь была прямо предписана или могла быть применена за подавляющее большинство преступлений, причем в квалифицированной форме (сожжение, четвертование, колесование, повешение, утопление и погребение заживо - для женщин). Телесные и членовредительские наказания могли назначаться за обман и кражу. Тюремное заключение, изгнание и позорящие наказания чаще применялись как дополнительные, к которым относились также конфискация имущества, терзание раскаленными клещами перед казнью и волочение к месту казни. Вместе с тем "злонамеренных" и "способных на дальнейшие преступные действия" лиц предписывалось заключать в тюрьму на неопределенный срок.

"Каролина" ознаменовала утверждение нового вида уголовного процесса. Если в период раннего феодализма в Германии применялся обвинительный (состязательный) процесс, то в конце XIII в. был законодательно упразднен судебный поединок. Однако окончательное утверждение нового, следственно-розыскного (инквизиционного) уголовного процесса происходит в Германии в связи с рецепцией римского права.
"Каролина" сохранила некоторые черты обвинительного процесса. Потерпевший или другой истец мог предъявить уголовный иск, а обвиняемый - оспорить и доказать его несостоятельность. Сторонам давалось право представлять документы и свидетельские показания, пользоваться услугами юристов. Однако эти права сторон были связаны многими формальными ограничениями, а обвиняемый находился в более ущемленном положении.

Основная форма рассмотрения уголовных дел в "Каролине" - инквизиционный процесс. Обвинение предъявлялось судьей от лица государства "по долгу службы". Следствие велось по инициативе суда и не было ограничено сроками. Широко применялись средства физического воздействия на подозреваемого. Непосредственность, гласность судопроизводства сменились тайным и преимущественно письменным рассмотрением дела.

Основными стадиями инквизиционного процесса были:

· дознание;

· общее расследование;

· специальное расследование.

Задачей дознания было установление факта совершения преступления и подозреваемого в нем лица.
Общее расследование сводилось к предварительному краткому допросу арестованного об обстоятельствах дела, в целях уточнения некоторых данных о преступлении (при этом действовал принцип "презумпции виновности" подозреваемого). Специальное расследование - подробный допрос обвиняемого и свидетелей, сбор доказательств для окончательного изобличения и осуждения преступника и его сообщников.
Специальное расследование являлось определяющей стадией инквизиционного процесса, которая заканчивалась вынесением приговора. Это расследование основывалось на теории формальных доказательств. Они были подробно и однозначно регламентированы законом. Вместе с тем по общему правилу все доказательства, улики и подозрения не могли повлечь за собой окончательного осуждения. Оно могло быть вынесено только на основании собственного признания или свидетельства обвиняемого (ст. 22). Поскольку такое признание далеко не всегда могло быть получено добровольно, инквизиционный процесс делал основной упор на допрос под пыткой в присутствии судьи, двух судебных заседателей и судебного писца. Таким образом, целью всего сбора доказательств фактически становилось отыскание поводов для применения пытки.

Все эти ограничения, однако, не являлись существенными. Во-первых, пытку предписывалось применять сразу же при установлении факта преступления, караемого смертной казнью. Более того, даже самого слабого подозрения в измене было достаточно для допроса под пыткой (ст. 42). Во-вторых, если обвиняемый после первого признания отрицал сказанное или оно не подтверждалось другими сведениями, судья мог возобновить допрос под пыткой. В результате "неправомерность" применения пытки судьей была практически недоказуема. При этом в "Каролине" указывалось, что, если обвинение не подтверждается, судья и истец не подвергаются взысканию за применение пытки, ибо "надлежит избегать не только совершения преступления, но и самой видимости зла, создающей дурную славу или вызывающей подозрения в преступлении" (ст. 61).

Процесс завершался судебным заседанием, которое в принципе не являлось его самостоятельной стадией. Поскольку суд сам производил расследование, собирал и обвинительные, и оправдательные доказательства, окончательный приговор определялся уже в ходе следствия. Судья и судебные заседатели перед специально назначенным "судным днем" рассматривали протоколы следствия и составляли по определенной форме приговор. Таким образом, "судный день" сводился в основном к оглашению приговора и приведению его в исполнение. Оглашение приговора происходило в публично-устрашающей обстановке - сопровождалось колокольным звоном и пр.

Виды приговоров:

· обвинительные;

· с оставлением в подозрении;

· оправдательные.

29. Причины Английской буржуазной революции

Однако система средневековых отношении в первой трети XVII в. уже серьезно препятствовала дальнейшему развитию Англии. Власть в Англии находилась в руках феодального дворянства, интересы которого представлял король. Особенно абсолютизм укрепился в Англии в XVI в., когда парламент всецело был покорен королю, королевской власти. Действовали Тайный совет и чрезвычайные суды – «Звездная палата», «Высокая комиссия». В то же время английский король не имел права собирать без разрешения парламента налоги. И если начиналась война, королю необходимо было созывать парламент для получения разрешения единовременного налога и установления его размера. В конце XVI в. отношения между королем и парламентом обострились, потому что английские короли стремились к усилению абсолютизма, считая, что власть королю дана богом и ее нельзя связать никакими земными законами. В 1603 г. после смерти бездетной королевы Елизаветы Тюдор трон перешел к Якову I Стюарту (1566-1625). Без разрешения парламента Яков I стал взимать старые пошлины и вводить новые, чем нарушил установленные обычаи страны. Он защищал цеховые ограничения, запрещал новые изобретения. Вызывала неудовлетворение и внешняя политика короля, который вопреки ожиданиям борьбы с католической Испанией – соперником Англии в захватах колоний – десять лет добивался с ней союза.

В 1625 г. после смерти Якова I английский трон занял король Карл I (1600-1649). Он также не понял необходимости перемен в английском обществе и не желал даже малейшего ограничения своей власти. Недоверие к нему усилилось, когда вопреки желаниям английского общества он женился на французской принцессе, католичке.

Поэтому идеологическим знаменем борьбы революционной оппозиции абсолютизму стал пуританизм, а возглавил ее парламент. Английский парламент состоял из двух палат – верхней и нижней. Верхняя палата лордов была наследственным собранием английской знати. Она пользовалась правом «вето». Нижняя палата – более представительная, но менее знатная. Избирательными правами пользовались только собственники, поэтому от графств в палате общин заседали дворяне. Они могли представлять и города, поскольку последние находились на земле знатного и богатого дворянина. Большинство в палате общин составляли пуритане.

В 1628 г. парламент опротестовал нарушение Карлом I подписанного им «Билля о правах», что стало поводом роспуска парламента королем. Следующие 11 лет были периодом личного правления Карла I. От участия в государственных делах были полностью отстранены новое дворянство, инакомыслящее духовенство, усилились гонения на пуритан, ожесточилась цензура. Неограниченный характер вновь получила торговля монополиями, что вызывало рост цен. Расстройство торговли и промышленности, усиление эмиграции – итог политики короля Карла I. В стране население голодало и бунтовало, начались уличные беспорядки в столице. К тому же Шотландия объявила Англии войну.

· противоречия между нарождающимся капиталистическим и старым феодальным укладом;

· недовольство политикой Стюартов;

· противоречия между англиканской церковью и идеологией пуританизма.

Главные движущие силы революции: городские низы и крестьянство главе с новым обуржуазившимся дворянством – джентри.

Повод революции: роспуск Карлом I «Короткого парламента».

Предпосылки Английской буржуазной революции

Предпосылками Английской буржуазной революции явились экономический и политический кризис в Англии в XVII в.

Экономический кризис:

1. Огораживание.

2. Введение новых пошлин королём без разрешения парламента.

3. Монополия короля на производство продажу некоторых товаров внутри страны.

4. Незаконные поборы.

5. Торговля монополиями.

6. Рост цен.

7. Расстройство торговли и промышленности.

8. Усиление эмиграции.

Политический кризис:

1. Смена правящей династии.

2. Противостояние короля и парламента.

3. Казнокрадство.

4. Недальновидная внешняя политика.

5. Женитьба Карла I на католичке.

6. Роспуск Карлом I парламента.

7. Гонения на пуритан.

8. Ужесточение цензуры.

Основные этапы буржуазной революции

1. Гражданские войны. Смена форм правления (1640-1649).

2. Республиканское правление (1650 – 1653).

3. Военная диктатура – протекторат Кромвеля (1653 -1658).

4. Реставрация монархии (1659 – 1660).

В англий­ской буржуазной революции впервые отчетливо проявились основные закономерности развития буржуазных революций нового времени, что позволило назвать ее прообразом Ве­ликой французской буржуазной революции.

Основные особенности буржуазной револю­ции обусловлены своеобразной, но исторически закономер­ной для Англии расстановкой социально-политических сил. Английская буржуазия выступила против феодальной мо­нархии, феодального дворянства и господствующей церкви не в союзе с народом, а в союзе с "новым дворянством". Раскол английского дворянства и переход его большей, обур­жуазившейся части в лагерь оппозиции позволили еще не­достаточно окрепшей английской буржуазии одержать по­беду над абсолютизмом.
Этот союз придал английской революции незавершен­ный характер, обусловил ограниченность социально-эконо­мических и политических завоеваний.

Сохранение крупного землевладения английских ленд­лордов, решение аграрного вопроса без наделения землей крестьянства — основной показатель незавершенности анг­лийской революции в экономической сфере.

В политиче­ской области буржуазии пришлось разделить власть с но­вой земельной аристократией при определяющей роли по­следней. Влияние аристократии сказалось на образовании в Англии такой разновидности буржуазной, конституционной монархии, которая наряду с представительным органом со­хранила феодальные учреждения, в том числе сильную ко­ролевскую власть, палату лордов, Тайный совет. Последо­вавшие в XVIII и XIX вв. аграрная и промышленная рево­люции в конечном счете обеспечили господствующее поло­жение капиталистическим производственным отношениям и лидерство промышленной буржуазии в осуществлении политической власти. На протяжении этого времени полу­феодальная, аристократическая политическая система Бри­тании медленно и постепенно превращалась в буржуазно-демократическую.

 

Date: 2015-07-27; view: 1423; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию