Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вещное право по законам Ману





Законы свидетельствуют о глубоком имущественном расслоении индийского общества. Несмотря на сохранение общинных и патриархальных отношений в индийском обществе, получила значительное развитие частная собственность. Объектами частной собственности были: рабы, скот, зерно, домашний инвентарь. Частная собственность на землю не получила распространение в Древней Индии, но законы Ману свидетельствовали об имущественной дифференциации в общине и появлении индивидуальных земельных владений.

В 8 главе говорится о межевых спорах между различными деревнями, а также о спорах между отдельными крестьянами.

В гл.10, ст.115 перечисляются семь законных способов приобретения имущества:

наследование, получение в качестве дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение приношений. Если первые три способа были доступны для всех каст, то четвертый только для кшатриев, пятый и шестой для вайшьев, а седьмой рассматривался как исключительная привилегия брахманов.

Собственник, обнаруживший свою пропавшую вещь и доказавший свое право собственности мог истребовать ее от любого владельца. Но если собственник вещи не требовал ее от добросовестного владельца в течении 10 лет, то он лишался права получить эту вещь обратно. Суровое наказание за: незаконное присвоение чужого имущества, воровство, уничтожение или повреждение.

7.Реформы Солона:

1. сисахфия - долговая реформа, которая означала прямое вмешательство в отношения собственности. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, - выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось.

2. установление максимального размера земельного владения. В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты - не произвел передела земли. Разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты.

3. цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства.

4. провозглашалась свобода завещаний.

5. закреплено деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку: класс пентакосиомедимнов (пятисотмерников, т.е. получающих 500 мер в совокупнос­ти сухих и жидких продуктов со своей земли); класс всадников (по­лучающих 300 мер);зевгитов (200 мер); фетов.

6. создан новый судебный орган – гелиэя, в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. Расширены функции народного собрания (принимает законы, обсуждает важные государственные дела); ареопаг надзирает за соблюдением законов и деятельностью народного собрания; гелиэя - суд присяжных.

7. учрежден новый орган управления - Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.

Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии. Но компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос. Борьба между ними продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей (560-527 гг. до н.э.), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном.

После низвержения тирании к власти пришел Клисфен (510-507 гг.), обещавший народной массе политические права.

Реформы Клисфена:

1. распределил всех граждан между десятью филами (новыми общинами) вместо старых четырех.

2. учредил Совет пятисот (по 50 граждан от каждой новой филы).

3. разделил страну по демам на тридцать частей: десять взял из демов пригородных, десять — из демов внутренней полосы и десять — из демов прибрежной полосы. Назвав эти части триттиями, он в каждую филу назначил по жребию три триттии, причем в состав каждой филы входили части из всех этих трех областей. Так произошло основательное "смешение народа" и возникло выражение "не считаться филами" (т.е. племенным происхождением).

4. ввел закон об остракизме, который предусматривал возможность изгнания (после процедуры голосования остраконами - черепками для голосования) лица, пользую­щегося сильным влиянием и являющегося в силу этого претендентом на тиранство.

Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах.

После реформы Клисфена афинское государственное уст­ройство пережило еще несколько перемен — правление тира­нов, затем аристократии, — прежде чем демократические тен­денции достигли наивысшей фазы. Это произошло под началом двух вождей демоса, ставших последовательно обладателями высших и наиболее влиятельных должностей. Первым был Эфиальт (462 г. до н.э.), человек неподкупный и справедливый в глазах демократической партии и одновременно неугодный партии знати. По оценке Платона, Эфиальт "опоил демос неуме­ренной свободой".

8. Государственный строй Афинской республики в 5-4вв.до н.э.Зарождение системы разделения властей

Высшая законодательная власть вручалась народному собранию - экклесии (26). В деятельности народного собрания принимали участие все граждане государства, достигшие 20 лет. Обычно из 30-35 тыс. граждан присутствовало 1-2 тыс. Собрание проводилось 4 раза в месяц. Местом проведения экклесии была площадь в Афинах – агора (1). Его повестка заранее доводилась до сведения граждан. Обычно голосовали поднятием рук (хайратония); иногда применялось тайное голосование с помощью цветных камешков, бобов, либо черепков. Вносить законопроекты и выступать на народном собрании формально мог любой, но чаще всего это делали должностные лица или так называемые демагоги – особая категория полупрофессиональных политиков.

Функции народного собрания были следующие:

1. законодательная (проект предварительно рассматривался Советом 500, принимался народным собранием и утверждался гелиэей);

2. избрание высших должностных лиц республик – стратегов;

3. объявление войны и заключение мира;

4. решение вопросов продовольственного снабжения;

5. прием и отправления послов;

6. дарование гражданства.

В целом экклесия была органом абсолютно неопределенной компетенции, имеющая властные полномочия во всех жизненных сферах.

Высшая исполнительная власть вручалась Совету 500 (буле) и коллегии стратегов (20).

Основными принципами их деятельности были:

1. выборность (либо по жребию, либо путем голосования);

2. сменяемость (повторное занятие одной и той же должности не допускалось в течение двух сроков, кроме стратегов);

3. срочность (1 год);

4. коллегиальность;

5. подотчетность (должностные лица по истечению срока полномочий отчитывались или перед народным собранием или перед Советом 500 и могли быть привлечены к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей);

6. возмездность (все должностные лица за исключением стратегов получали жалование, даже голосование в народном собрании оплачивалось).

Совет 500 (буле) выбирался путем жеребьевки в 10 территориальных филах (24) по 50 человек (из числа граждан, достигших 30 лет) от каждой. Вновь избранные члены Совета проходили процедуру докимассии – проверки гражданских и личных качеств человека, призванной отстранять от управления людей недостойных, запятнанных явными и тайными пороками. Так как 500 человек, собравшихся вместе, не могут эффективно осуществлять функции исполнительной власти, афиняне делили год на 10 частей, каждую десятую часть года 50 членов Совета находились у власти. Ежедневно избирался председатель, который в течении суток хранил государственную печать и ключи от казны, председательствовал в Совете и народном собрании.

Основными функциями буле (7) были:

1. предварительное рассмотрение законопроектов, поступающих в народное собрание;

2. исполнение законов, принятых на народном собрании;

3. контроль за деятельностью должностных лиц;

4. исполнение бюджета.

Коллегию стратегов (10 человек), ежегодно избираемую народным собранием из наиболее уважаемых граждан Афин, именовали «военным штабом республики».

Основными функциями стратегов были:

1. командование армией и флотом;

2. представительство страны на международной арене;

3. сбор чрезвычайных военных налогов;

4. председательствование на внеочередных собраниях буле и экклесии.

Высшая судебная власть вручалась гелиэе (9). Гелиэя ежегодно выбиралась путем жеребьевки из числа граждан, достигших 30-ти летнего возраста. Ежегодный состав гелиэи равнялся 6 тыс. (5 тыс. судей и 1 тыс. запасных). С момента создания гелиэи (594 г. до н.э.) в ее деятельности могли принимать участие все граждане, включая батраков. Год делился на 10 частей, в течение которых 500 судей и 100 запасных выполняли следующие функции:

1. осуществляли судопроизводство как суд первой инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц;

2. высшая апелляционная инстанция;

3. «конституционный надзор» (право отвергать законопроекты, принятые экклесией на основании не соответствия афинской «конституции»). Четкой иерархии государственных органов не существовало, хотя формально они были равны и имели возможность оказывать воздействие друг на друга, что, по мнению, афинян должно было препятствовать установлению тирании.Таким образом, в Афинах был впервые в мире применен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Афинское общество в 5-4 вв.до н.э.-граждане,метэки,рабы

гражданином Афин считался юноша, достигший 18-летнего возраста, родители которого были гражданами Афин. Смешанные браки допускались, но дети от этих браков за редким исключением, гражданских прав не получали. Афинское гражданство давало человеку широкие права:

а) право избирать и быть избранным

б) только граждане могли быть земельными собственниками;

в) право на помощь со стороны государства в случае нужды: неимущие граждане, имеющие 3 и более сыновей, освобождались от уплаты государственных налогов и военной службы, им предоставлялась возможность получения бесплатного питания и билетов на разного рода увеселительные мероприятия.

Обязанности граждан были следующие:

а) защита своего государства (все граждане с 18 до 60 лет считались военнообязанными, юноши с 18 до 20 лет даже в мирное время проходили обязательную военную подготовку в армии, на флоте, или в пограничной страже, только воины могли занимать государственные должности);

б) уважение законов и правителей;

в) уплата налогов (на особо богатых налагались почетные долги – строительство кораблей, спонсирование театральных представлений и спортивных состязаний, бесплатные пиры для бедных);

г) вступление в брак, воспитание

Следующей весьма многочисленной категорией афинского населения были метэки (15) – иностранцы, долгое время проживавшие на территории Афин. Метэки были существенно ограничены в правах:

а) им было запрещено приобретать в собственность землю;

б) каждый иностранец должен был иметь покровителя – простата из числа граждан, покровитель представлял интересы метека в суде;

в) уплата особого налога – метекиона (иностранец, не уплативший налог, мог быть продан в рабство с семьей, а имущество его конфисковывалось);

г) обязанность служить в армии;

д) полное отсутствие политических прав.

Самой многочисленной категорией населения были рабы. В Афинах существовало классическое античное рабство, при котором большая часть продукта (ремесленного, сельскохозяйственного, интеллектуального) производилась рабами. Источниками рабства были:

1. военный плен;

2. покупка рабов на международных рынках;

3. естественное воспроизводство;

4. обращение в рабство за не уплатуметекиона.

В Афинах были как частновладельческие, так и государственные рабы. Последние находились в более привилегированном положении.

2)Античное классическое рабство.

Античное классическое рабство – историческая форма рабства, в которой раб является собственностью хозяина, наряду с орудиями производства, предметами быта и т.д. Рабов можно было купить и продать, хозяин мог распоряжаться их жизнью по собственному усмотрению. Единственной мотивацией рабов к труду была система устрашений и наказаний.

9.

Основные источники

афинского права

Основным источником афинского права в период расцвета демократии был

закон. Официальная теория связывала строгое соблюдение законов с самой

сутью демократического правления. «Если в государстве будут соблюдаться

законы, этим самым сохраняется и демократия»,— писал один из политических

деятелей Афин Эсхин. «В гражданской присяге, которую принимал всякий

молодой афинянин по достижении совершеннолетия, говорилось: «И я буду

слушаться властей... и повиноваться установленным законам... И, если кто-

нибудьбудет отменять законы или не повиноваться им, я не допущу этого, но

буду защищать их один и вместе со всеми»»2.

Помимо многочисленных законов, принятых народным собранием, в Афинах

существовали и более или менее систематизированные своды законов. К ним

относятся законы Драконта, относящиеся к VII веку до н.э. Известны они

своей непомерной жестокостью: укравшие овощи и плоды несли то же наказание,

что и отцеубийцы, - смертную казнь.

Вместе с тем законы Драконта ограничивают кровную месть, установив, что

ответственность за убийство не должна распространяться, как в прошлые

времена, на род убийцы – отвечает сам виновный. Узаконивается практика

примирения с убийцей и его родом с помощью выкупа.

Законы Драконта различают умышленное убийство и неумышленное, назначая

за последнее не смерть, а изгнание (без конфискации имущества), т.е. такое

же наказание, какое назначалось за причинение телесных повреждений.

Законодатель освободил от ответственности убийцу, если его действия были

вызваны самообороной. Подстрекатель был объявлен столь же ответственным,

сколь и исполнитель.

Что касается суровости наказаний, назначаемых за кражу, то за этой

суровостью скрывается исторически объяснимое стремление собственников

оградить свое имущество от пережитков первобытного коллективизма. Законы

Драконта не представляют в этом отношении исключения из общего правила.

При Солоне законы Драконта были отменены, за исключением нескольких

постановлений об убийстве. С тех пор афинское право оставалось

несистематизированным. Значительная часть его была, как и в прежние

времена, неписаным обычаем. Производя суд, гелиэя могла создавать каждый

раз новую норму, руководствуясь убеждением.

Законы фиксировались на деревянных досках или на камнях, доступных

лицезрению каждого.

К сожалению, ни законы Драконта, ни законы Солона до нас не дошли в

подлиннике и целиком. Они известны по тем сообщениям, которые содержатся в

произведениях древних авторов.

Оставаясь в течение ряда столетий не кодифицированным, афинское право

страдало массой противоречий; формально действующим считались и такие

законы, которые фактически давно перестали применяться. И, наоборот, многие

новые отношения не были урегулированы правом. В силу этих обстоятельств

верховный суд Афин — гелиэя — мог руководствоваться не только законами и

обычаями страны, т. е. ее писаным и неписаным правом, но и убеждением,

создавая норму права своим решением.

Говоря об обычае, имеются в виду те нормы права, которые, будучи

известны с древнейших времен, оказались по ряду причин не записанными.

Многие из них носили сакральный, т. е. священный, характер и относились к

делам культа, религиозным преступлениям, семейным отношениям и пр.

«Судебный оратор Лисий сообщает, например, что Перикл советовал применять в

делах о религиозных преступлениях не только писаные законы, но и неписаные,

на основе которых жрецы дают свои разъяснения»1.

Дело в том, что свободы совести в Афинах не было. Несоблюдение

религиозных правил и запретов строго каралось.

Право собственности

Со времен Солона, предоставившего гражданам свободу завещания (вместо

ранее существовавшего права родового наследования), институт частной

собственности в том виде, в котором он существовал в рабовладельческом

обществе, получает в Афинах полное развитие. Собственник имущества имел

безусловное право распоряжения своей землей, скотом, рабами, орудиями труда

и другими вещами во всех дозволенных законами формах. Широкое развитие

денежных отношений позволяло накоплять огромные состояния

О прежней эпохе, когда частной собственности еще не существовало,

напоминают только названия земельных участков (ибо клерос, как они

назывались, означало в точном значении—жребий, то, что получено от общины

по жребию) да еще обычай литургий. Последний заключается в обязанности

богатого гражданина устраивать на собственный счет празднества, шествия,

театральные представления и пр.

В этом обычае нельзя не видеть своеобразного выкупа, который

разбогатевший член общества должен был платить за» свое право владеть

большим достоянием, чем другие, за право неравенства имуществ. Литургии

налагались в соответствии с имущественным положением лица, ибо одни из

них требовали больших, другие меньших расходов. Обязанное лицо могло

переложить литургию на другого, которого оно считало более богатым, а

если тот отказывался, — предложить ему обменяться имуществом. Такие

сделки действительно происходили.

В зависимости от имущественного положения определялись и суммы прямого

налога, падавшие на граждан. В этом случае каждый гражданин должен был

заявить под страхом ответственности за ложное показание о составе своего

имущества.

Весьма возможно, что характер афинского обложения был причиной

юридически санкционированного деления собственности на две категории:

видимой и невидимой. К первой относилось то, что было доступно обозрению

соседей: дом, поле, скот, рабы и т.п.; к невидимой собственности

причислялись главным образом деньги, которые было возможно запрятать,

держать у родственников, отдать взаймы и т. д.

Суровыми мерами афинское право защищало частную собственность граждан.

Достаточно сказать, что воровства наказывалось, как правило, смертной

казнью.

Для исков о нарушении права собственности были установлены определенные

формы. Строго охранялась не только собственность, но и всякое правомерное

владение. Нарушение владения влекло за собой, помимо возмещения убытков

потерпевшему, уплату штрафа государству.

Активную роль в хозяйственной деятельности Афин играло само государство.

В его непосредственной собственности находились рудника, корабельные верфи,

многие пахотные земли и пастбища, разного рода строения и другое имущество.

Все это, за исключением общественных и культовых зданий, передавалось в

аренду частным лицам. Государство осуществляло контроль за хозяйственным

состоянием арендованного имущества, за ввозом и вывозом, судостроением,

основанием колоний на захваченных землях, за состоянием торговли на рынках.

Правовое регулирование имущественных отношений достигло в Афинах

относительно высокой ступени развития. При всем том Афины так и не

выработали определения права собственности, как это сделали римские юристы.

Нет еще и такой терминологии, которая выражала бы с достаточной ясностью

различие, существующее между фактическим господством лица над вещью

(владением) и правом собственности на нее (хотя, конечно, и ораторы, и

писатели Афин прекрасно различают юридическую неоднородность указанных

отношений).

4. Обязательственное право

Обязательства, имеющие юридический характер, т. е. урегулированные

правом и, следовательно, связанные с возможным принуждением обязанного лица

к совершению определенных действий или воздержанию от них, возникают из:

o договоров, заключенных между сторонами;

o правонарушений — деликтов, — в результате которых определенное лицо

или лица понесли материальный или иной ущерб.

Афинское право хорошо различало оба эти обстоятельства.

Договорные отношения получили в Афинах широкое развитие. Источники

указывают на многочисленные сделки с землей и прочим имуществом, на весьма

развитые арендные отношения, на существование договоров займа, найма

недвижимости и рабов и т. п. Основная масса договоров заключалась в

письменной форме. Никаких особых формальностей (за исключением некоторых

особых случаев) не требовалось. Одно это свидетельствует о настолько

развитых имущественных отношениях, что под их влиянием право сумело

освободиться от всякого рода стеснительных условий, характерных дляего

начальной стадии (вроде клятв, обязательного присутствия свидетелей,

совершения религиозных обрядов и прочего, без чего сделки считались

недействительными). Со времени Солона ушла в прошлое долговая кабала,

последнее архаическое средство, с помощью которого стремились обеспечить

прочность договора и гарантировать арендодателю и ростовщику выполнение

обязательств их контрагентами. Право послесолоновское знает иные средства

обеспечения обязательств и среди них главным образом:

> залог;

> задаток;

> поручительство.

Залог был обычным средством обеспечения кредитора за взятые у него в

заем деньги.

Предметом залога служили как движимые, так и недвижимые вещи должника.

Первые, т. е. всякого рода ценности, в том числе одежда и утварь должника,

переходили, как правило, на хранение к кредитору, и последний должен был

возвратить их при уплате долга. При неуплате долга кредитор имел право

продажи заложенных вещей и присвоения той части вырученных денег, которая

ему следовала.

Гораздо большее значение в экономической и социальной жизни Афин имел

залог недвижимостей, одной из наиболее применяемых форм которого была так

называемая ипотека. Возникновение ипотеки относится еще к досолоновскому

периоду. Солон не только сохранил ее, но и упрочил, превратил в основную

форму обеспечения займа. Сущность ипотеки: состояла в том, что должник

закладывал кредитору свою землю, но с тем условием, что до момента

уплаты долга (как он определен договором) земля эта остается

во владении должника и последний сохранят возможность работать на

ней и извлекать в свою пользу приносимый ею доход. Однако, если в указанный

в договоре срок, долг не был уплачен, заложенная земля переходила в

собственность кредитора. На заложенной земле ставился закладной камень, на

котором писалось, что данный участок заложен такому-то за такую-то сумму.

Задаток, уплачиваемый, как правило, при заключении соглашения и

засчитываемый в общую сумму предстоящих платежей, имел своим назначением

гарантировать обе вступившие в соглашение стороны от возможного нарушения

договора. В последнем случае давший задаток терял его, а взявший задаток

должен был возвратить его в двойном размере. Если же должник не мог

предоставить соответствующего обеспечения хотя бы потому, что

принадлежавшая ему земля была уже заложена кредиторам, а срок платежей

наступал, и он, нуждаясь в деньгах, прибегал к новому займу, кредитор

(прежний или новый) мот поставить условием займа поручительство третьих

лиц. Эти лица, как правило, друзья или родственники должника, должны были

поручиться собственным имуществом за своевременный взнос денег, взятых

взаймы лицом, за которое они поручились.

Семейное

и наследственное право

По меткому выражению Энгельса, жена была для афинянина, помимо

деторождения, не более чем старшей служанкой.

Афинская женщина не имела ни политических, ни гражданских прав. Ее

уделом было домашнее хозяйство, и стены-дома ограничивали доступный ей мир.

Афиняне хвалились тем, что их жены выходят на улицу только по большим

праздникам (направляясь в храм), или, что их жены так хорошо воспитаны, что

стыдятся видеть любого постороннего, в том числе и своих родственников.

Женщина была лишена права совершать от своего имени юридические акты,

в том числе и такие, как заключение брачного договора. Это было делом ее

отца, а при отсутствии отца — старшего брата. Законным представителем

интересов замужней женщины был ее муж. Он же должен был подыскать своей

разведенной жене нового мужа.

Сам развод был для мужа сравнительно легко осуществим: достаточно было

призвать свидетелей и дать «разводную» жене. Если причиной развода не было

предосудительное поведение жены, муж должен был возвратить ей приданое.

Приданое было в принципе не обязательным для отца невесты, но если ее

выдавал замуж брат, он должен был дать за ней некоторую часть имущества

семьи. Так же поступал и муж, отправляясь на войну: в своем завещании он

обычно указывал, какое приданое дается им для жены, если он не останется в

живых.

Пережитков старых, до государственных обычаев был в Афинах обычай

заключения браков между кровными родственниками. Брак между дядей и

племянницей был обыкновенным явлением. Историк Непот сообщает, например, об

афинском политическом деятеле Кимсше, что он «был женат на своей

единокровной сестре... Он вступил в этот брак, скорее подчиняясь обычаю,

чем любви, ибо у афинян разрешается брать в жены сестру, если она

происходит от того же отца, но от другой матери».

Закон требовал от жены строгого целомудрия. В противном случае мужу

разрешалось изгнать ее из дому, и в своей последующей жизни она не могла ни

украшаться, ни входить в храм, чтобы, как говорили, не совращать других.

При нарушении женщиной этого запрета первый встречный был обязан разорвать

на ней платье, снять с нее украшения и избить ее.

Для мужа не считалось чем-то необыкновенным иметь любовниц и не только

рабынь, но и гетер. В богатых домах содержались настоящие гаремы.

Убийство и продажа детей, разрешавшиеся законом в досолоновские времена,

были запрещены, но зато отец получил право лишать своих детей наследства. В

условиях развитого классового общества, покоящегося на праве частной

собственности, эта новая мера воздействия была едва ли менее эффективной,

чем прежние. Основанием для лишения сына наследства могло служить любое

проявление непочтительности к отцу; под этим понималось и нарушение

отцовской воли. Точно так же мог быть лишен наследства сын — расточитель

отцовского имущества или сын, совершивший неблаговидный поступок.

При отсутствии каких-либо поводов для лишения сына его наследственной

доли завещатель был вправе резко ограничить ту часть имущества, которую он

оставлял сыну. О свободе завещателя распорядиться своим имуществом говорит,

например, завещание афинского стратега Кокона. «Из приблизительно 57 тысяч

золотых рублей он оставил сыну только 25 тысяч, столько же отдавал храмам

Афины и Аполлона, еще 2,5 тысячи завещал племяннику, управлявшему его

имуществом, и 4,5 тысячи — брату»1.

Всем этим отец имел возможность прочно держать сыновей в своей власти.

При наличии сыновей дочь по афинскому праву наследницей не являлась. Если

не было завещания, наследственная масса распределялась поровну между

сыновьями. При этом, как уже говорилось, братья должны были выделить

известную часть имущества на приданое сестрам.

Если не было сыновей, ближайшими наследниками становились дочери. При

этом завещатель поступал по обыкновению так: он указывал в завещании лицо,

которому следовало передать имущество, при условии, что это лицо женится на

дочери-наследнице; если было несколько дочерей, ставилось еще и

дополнительное условие: он должен был выдать их всех замуж, дав каждой

приданое, указанное в завещании.

Когда оставалась дочь-наследница, а завещания не было, государство само

в лице архонта брало на себя обязанности опекуна. При этом право обязывало

наследницу выйти замуж за ближайшего родственника, а если их было несколько

и все они добивались ее руки, архонт должен был отдать предпочтение

старшему. Всем этим имелось в виду сохранить имущество в пределах того же

рода.

Если не было детей вообще и завещатель не успел распорядиться своим

имуществом, оно передавалось (по закону) братьям и племянникам умершего, а

если и их не было, — дядям, двоюродным братьям и их сыновьям.

6. Уголовное право

Афинское правосознание долго и упорно сохраняло пережитки

первобытнообщинных воззрений на преступление и наказание. Следы кровной

мести пережиточно сохранились в праве мужа убить застигнутого им на месте

преступления любовника жены, в праве гражданина учинить самосуд над

самовольно вернувшимся: из добровольного изгнания убийцей; кровная месть

была обязанностью родственников в случае убийства (законы Дракон-та) и т.п.

Пережитки прошлой эпохи легко усматриваются и в праве мужа примириться с

соблазнителем своей жены, на условиях уплаты последним штрафа, такая же

сделка была возможна между убийцей и родственниками убитого. В случае

примирения ни потерпевший, ни его родственники не должны были возбуждать

против виновных судебные иски, и так как дела об убийстве или прелюбодеянии

возбуждались не иначе, как по заявлению частных лиц, виновные в этих

преступлениях освобождались от наказания. К делам частного обвинения

афинское право относило почти все те преступления, которые касались

причинения вреда личности или имуществу потерпевшего, например, ранения,

увечья, оскорбления, кражи и прочего.

Следы первобытнообщинных воззрений на преступление проявились и в том,

что многие из преступлений, которые в настоящее время причисляются к

государственным, например, убийство или оскорбление посла, считались в

афинском, праве преступлениями против религии (считалось, что личность

посла находится под покровительством бога).

Преступления, наносившие ущерб общественному интересу (как он тогда

понимался), преследовались как государством, так и частными лицами.

Последние имели право в определенном порядке делать правительственным

органам (в народном собрании, в совете 500) чрезвычайные заявления: о

государственной измене, о заговоре против демократии, о подкупе должностных

лиц, о притеснениях сирот, находящихся под опекой государства, и прочее.

Предание суду за государственные преступления, равно как и за преступления

против религии, относилось к компетенции народного собрания, совета 500,

некоторых коллегий и должностных лиц.

Среди преступлений государственных на первом месте стояла

государственная измена, за которую полагалась смертная казнь,

сопровождавшаяся конфискацией имущества, объявлением врагом народа,

запрещением хоронить изменника в Аттике и лишением чести всего его

потомства. Тот, кто убивал изменника, освобождался от наказания. Особое

место среди государственных преступлений занимали: ложный донос, за

который следовало наказывать смертной казнью, и лжесвидетельство в

суде. Наиболее распространенными наказаниями за государственные

преступления были смертная казнь, конфискация имущества,

изгнание, а также лишение гражданских прав. Последнее имело

своим следствием не только устранение осужденного от общественных

дел, но и невозможность для него защищать себя от обиды; как и раба,

его можно было подвергнуть пытке. Незаконное присвоение гражданских прав

влекло за собой обращение виновного лица в рабство. Смертная казнь,

равно как и тюремное заключение, могла быть заменена уплатой штрафа.

Наиболее тяжелыми преступлениями против религии, наказываемыми смертной

казнью, были разглашение тайны мистерий (особых религиозных таинств,

совершавшихся ежегодно), оскорбление богов, критика религии и т.п.

Грабители, воры, охотники за рабами (обращавшие в рабство свободных

граждан или похищавшие чужого раба) наказывались смертной казнью, если они

были пойманы на месте преступления или сознавались в нем.

В делах об убийстве строго различалось убийство умышленное, которое

влекло за собой смертную казнь, и непредумышленное — неосторожное или

случайное. Согласно законам Драконта, сохранявшим свою силу в том, что

касалось непредумышленных убийств, виновный в этом преступлении подлежал

изгнанию (такому же «наказанию» подвергались и предметы, вроде камня или

бревна, если они были причиной смерти человека).

Особую группу составляли воинские преступления и прежде всего

дезертирство, трусость и уклонение от воинской повинности. Суд над такими

преступниками осуществлялся соратниками виновного лица, а председателем

суда был стратег. Особый вид воинского преступления составлял незаконный,

без предварительной проверки кандидата в совете 500, переход из пехоты в

кавалерию, где служить было и легче и менее опасно, чем в пехоте. Эти

преступления влекли за собой различные наказания— от лишения гражданских

прав и штрафа до смертной казни.

Помимо различия умышленных и неосторожных преступлений, афинскому

уголовному праву были известны такие понятия, как покушение и

приготовление, подстрекательство, соучастие. Принимались во внимание

смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

Наказуемым было и недоносительство, например, в делах о краже

государственного и частного имущества.

7. Процессуальное право

Рассмотрению дела в афинском суде предшествовало предварительное

расследование, осуществлявшееся по определенным правилам. В делах о

государственных преступлениях оно производилось чрезвычайными следственными

комиссиями, в остальных случаях — архонтами и другими должностными лицами.

В особо важных случаях обвиняемый заключался в тюрьму.

В ходе следствия обеим сторонам - обвинителю и обвиняемому -

предоставлялось право давать показания и представлять доказательства, в том

числе свидетельские. Как сама жалоба, так и все другие заявления сторон

представлялись в письменной форме. Фиксировался и допрос свидетелей. По

окончании предварительного расследования все эти документы, равно как и

вещественные доказательства, если последние имелись, запечатывались в

специальные сосуды и в таком виде представлялись суду. На суде эти

показания зачитывались, и каждый допрошенный должен был личным заявлением

подтвердить их. Оглашались же эти показания во время произнесения речей -

обвинителя и защищавшегося от обвинения. И та и другая сторона могла в

любое время прервать свою речь и, обращаясь к секретарю суда, потребовать:

«Прочти показания такого-то» или: «В доказательство Моих слов я представлю

свидетелей». После этого свидетели выступали вперед и подтверждали свои

показания, прочитанные секретарем. Затем оратор продолжал свою речь.

Основным моментом судебного следствия были речи обвинителя и

обвиняемого. При том недоверии к свидетельским показаниям, 'которое было

свойственно афинскому суду, и общей недооценке их значения огромную роль

приобрела система логических умозаключений, умение сторон воздействовать на

судей своим поведением, демонстрацией искренности и пр. Составить судебную

речь было не просто.

Адвокатуры в нашем понимании в Афинах не было. Более того, следовало

тщательно скрывать помощь квалифицированного лица в составлении

обвинительной или защитительной речи. Однако эта помощь была неизбежной, и

стороны, прибегая к ней, скрывали ее заучиванием написанной им речи

наизусть.

Речи писались с учетом образованности и социального положения лица. От

судебной речи требовалось, чтобы она была проста, безыскусственна, лишена

ненужных украшений, насыщена фактами и умозаключениями.

От оратора требовалось знание закона; по ходу речи он обыкновенно, когда

считал это нужным, прерывал себя и, подавая секретарю соответствующий

текст, говорил: «Прочти закон». Как обвинитель, так и защитник получали

одинаковое время для своих речей, которое фиксировалось водяными часами (во

время чтения законов и допроса свидетелей часы останавливали). Считалось,

однако, особым достоинством, равно как и признаком правоты и искренности,

закончить речь ранее срока и предоставить противной стороне

неиспользованную часть регламента. Каждой из сторон давали возможность

выступать два раза.

Если та или другая сторона чувствовала себя неспособной произнести речь,

то ограничивалась кратким словом, предоставляя произнесение основной речи

избранному ею представителю (им был обыкновенно ближайший родственник или

друг). Иногда представителей было несколько. Чтобы не возникло подозрения,

что они наняты за деньги, представители («сияегоры») начинали обыкновенно с

того, что заявляли о своей вражде к противнику или о дружбе к лицу,

представителями которого они являются. О вражде и желании мести как мотиве

возбуждения иска говорил обыкновенно и обвинитель, и это утверждение,

которое было бы не на пользу говорившему в современном суде, считалось

естественным в суде афинском, поскольку не были изжиты 'представления о

кровной мести и взаимопомощи родственников (друзей) как священных

обязанностях гражданина.

По окончании судебного расследования приступали к голосованию. Вначале

решался вопрос о виновности лица. Если вердикт присяжных был обвинительным,

приступали к определению меры наказания, причем предварительно

испрашивалось мнение как обвинителя, так и обвиняемого.

Оправдание, помимо той чести, которую оно приносило, позволяло

оправданному возбудить иск против ложного доносчика, которому это грозило

денежным штрафом, лишением гражданских прав, а иногда и смертной казнью.

Афинские судьи имели значительную свободу в определении того, что

является преступным и непреступным, т. е. при вынесении вердикта о

виновности, при оценке представленных доказательств и, поскольку по целому

ряду дел не било установлено точно определенных наказаний, — в выборе

последних.

Весьма часто постановляемое судьями решение основывалось не столько на

праве, сколько на политических соображениях, на репутации тех или иных лиц.

Стороны по обыкновению приводили в суд своих родных, чтобы разжалобить

судей их мольбами и слезами.

Особой торжественностью и суровостью отличался судебный процесс в

ареопаге. По некоторым предположениям, он происходил ночью, чтобы судьи не

видели лиц и были тем более нелицеприятны (походя на богиню правосудия —

Фемиду, которую рисовали с завязанными глазами). Присяга свидетелей и

сторон была в ходу и в других судилищах, но здесь она отличалась особой

торжественностью; стоя на освященных внутренностях животных, стороны

клялись, что будут говорить правду, навлекая в противном случае гнев богов

на себя и своих родных. Камень, на котором стоял обвинитель, назывался

камнем непрощения, камень обвиняемого — камнем обиды. Приговор

постановлялся на третий день, За это время обвиняемый мог — по закону —

избавить себя от наказания добровольным удалением из Афин.

10.

Особенности общественного строя

В Спарте сложилось своеобразное классовое рабовладельческое общество, сохранившее существенные пережитки первобытнообщинных отношений.

Социальные группы:

1. спартиаты;

2. гипомейоны (опустившиеся спартиаты);

3. периеки;

4. илоты.

Господствующий класс составляли спартиаты. Только они считались полноправными гражданами. Жили спартиаты в подобии города, объединявшего 5 селений и напоминавшего своеобразный военный лагерь. Их быт был строго регламентирован. Главной обязанностью считалась военная. Немногие избранные граждане входили в привилегированный корпус 300 всадников. Женщины, почти полностью освобожденные от домашнего хозяйства и заботы о воспитании детей, обладали некоторой самостоятельностью и имели досуг для развития личности.

В целях поддержания единства спартиаты должны были участвовать в общественных трапезах - сисситиях. Одинаковыми были одежда и вооружение воинов. Поддержанию единства спартиатов способствовали и установленные Ликургом правила против роскоши. Запрещалось спартиатам и торговать, для них вводились тяжелые, неудобные в обращении железные монеты.

Однако эти ограничения не могли предотвратить развитие имущественной дифференциации, подрывавшей единство и "равенство" спартиатов. Поскольку земельные наделы наследовались только старшими сыновьями, остальные могли получить лишь выморочные наделы. Если таких не было, они переходили в разряд гипомейонов (опустившихся) и теряли право участвовать в народном собрании и сисситиях. Численность гипомейонов неуклонно возрастала, а численность спартиатов соответственно сокращалась - с девяти до четырех тысяч к концу IV в. до н.э.

Периеки - жители периферийных горных неплодородных районов Спарты - занимали в правовом отношении промежуточное положение между спартиатами и илотами. Они были лично свободны, обладали имущественной правоспособностью, но не пользовались политическими правами и находились под надзором особых должностных лиц - гармостов. На них распространялась военная обязанность: они должны были участвовать в сражениях в качестве тяжеловооруженных воинов. Основное занятие периеков - торговля и ремесло. По своему положению они были близки к афинским метекам, но в отличие от последних высшие должностные лица государства могли казнить их без суда.

Илоты - порабощенные жители Мессении - были собственностью государства. Они предоставлялись в распоряжение спартиатов, обрабатывали их землю и отдавали им около половины урожая (на домашних работах спартиаты использовали рабов из военнопленных). Хотя в Спарте, как и в Афинах, эксплуатация рабского труда стала основой общественного производства, коллективное спартанское рабовладение отличалось от классического рабства. Илотия была специфической формой рабства. Илоты практически самостоятельно вели свое хозяйство, не были товаром, подобно рабам, и свободно распоряжались оставшейся у них частью урожая. Их экономическое и социальное положение было близким к положению крепостных крестьян. Предполагается, что они имели семью и образовывали какое-то подобие общины, являвшейся коллективной собственностью общины спартиатов.

Илоты участвовали в войнах Спарты в качестве легковооруженных воинов. Они могли выкупиться на свободу, но в других отношениях были совершенно бесправными. Ежегодно спартиаты объявляли илотам войну, сопровождавшуюся массовыми убийствами. Впрочем, убийство илота допускалось и в любое другое время.

Государственный строй

Государственный строй Спарты сформировался в результате преобразования военной демократии в государственную организацию, сохранявшую некоторые черты родо-племенной организации власти. Это привело к "ликургову строю", сложившемуся, как отмечалось, к VI в. до н.э. Некоторые историки рассматривают его как переворот, связанный с окончанием завоевания Мессении и установлением илотии, потребовавшими консолидации общины спартиатов путем уравнения их в экономическом отношении и политических правах, превращения ее в военный лагерь, господствующий над массами порабощенного населения.

Во главе государства стояли два архагета. В литературе их часто называют царями, хотя даже афинский базилевс, в отношении которого термин царь условен, обладал большей властью, чем спартанские вожди. Власть архагетов, в отличие от власти родо-племенных вождей, стала наследственной, что, однако, не делало ее прочной. Каждые 8 лет проводилось гадание по звездам, в результате которого архагеты могли быть преданы суду или отстранены от должности. Иногда они смещались и без этой процедуры.

Первоначально наиболее полной была военная власть архагетов. Им подчинялось войско, в походах они пользовались правом жизни и смерти. Однако в дальнейшем и их военные полномочия были существенно ограничены.

Совет старейшин (герусия), как и архагеты, - орган власти, унаследованный от родоплеменной организации. В состав герусии входило 28 геронтов, пожизненно избираемых народным собранием из знатных спартиатов, достигших 60-летнего возраста. В герусию входили и оба вождя. Первоначально герусия рассматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение народного собрания, и тем самым имела возможность направлять его деятельность. Со временем полномочия герусии расширились. В случае несогласия геронтов и вождей с решением народного собрания они могли воспрепятствовать ему, покинув собрание. Герусия участвовала в переговорах с другими государствами, рассматривала уголовные дела о государственных преступлениях и вела судебные процессы против архагетов.

В народном собрании участвовали все спартиаты, достигшие 30-летнего возраста. Первоначально собрание созывали вожди, они же в нем председательствовали. Выступать в народном собрании могли только должностные лица или послы иностранных государств, участники же собрания лишь заслушивали выступления и голосовали. Созыв народного собрания (кроме чрезвычайных) производился раз в месяц. На собрании принимались законы, избирались должностные лица, решались вопросы войны и мира, союза с другими государствами, рассматривались вопросы о наследовании должности вождя, определялось, кому из вождей возглавлять войско в походе и т.д.

Эфоры в Спарте появились с VIII в. до н.э. в результате острых конфликтов между родоплеменными вождями и родовой аристократией. Последняя, получавшая большую долю военной добычи и возможность угнетать свободных общинников, стремилась ограничить пожизненную власть вождей властью избираемых на определенный срок представителей аристократии. Ими стали пять эфоров. Они избирались из "достойных" на один год, действовали единой коллегией, принимавшей решения большинством голосов. Первоначально эфоры считались как бы помощниками архагетов и осуществляли судебное рассмотрение дел по имущественным спорам. С середины VI в. до н.э. власть эфоров заметно возросла. Они поставили под свой контроль архагетов - в походе их сопровож дали два эфора. Эфоры получили право созывать герусию и народное собрание и руководить их деятельностью. Вместе с герусией они могли предотвратить принятие народным собранием неугодного им решения. К ним перешло руководство внешними сношениями Спарты и внутреннее управление страной, наблюдение за соблюдением спартиатами установленных порядков, суд над ними и наказание их, объявление войны и мира, контроль над деятельностью остальных должностных лиц (которых в Спарте было гораздо меньше, чем в Афинах). Деятельность самих эфоров практически не контролировалась - они отчитывались только перед своими преемниками. Особое положение эфоров подчеркивалось и их правом не участвовать в общих сисситиях и иметь собственный стол.

11. Развитие древнего государства.

Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения первобытно-общинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины. Члены старейших римских родов назывались патрициями.

Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой появление частной собственности. Возникает и рабство, источниками которого становятся войны, а вместе с тем и зачатки классового деления общества. В родах выделяются богатые аристократические семьи. К ним переходят лучшие земельные участки, считающиеся еще коллективной собственностью общины. Они получают и большую долю военной добычи. Вместе с тем появляется и обособленная социальная группа обедневших общинников, принятых в состав родов пришельцев, и, иногда, отпущенных на свободу рабов. Будучи лично свободными, но ограниченными в правах, они находились под покровительством патронов из патрициев, за что, в свою очередь, должны были оказывать им имущественные и личные услуги. Благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение и войны привлекали в Рим все возрастающее пришлое население из соседних племен. Они не входили в римскую общину. Оказавшееся вне римской родовой общины пришлое население получило название плебса. Плебс пополнялся и за счет разорявшихся и потерявших связь с общиной ее бывших членов. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами общины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами. Во главе римской общины стоял выборный вождь - реке. Хотя по традиции его называли царем (отсюда "период царей"), его полномочия были ограниченны. Они сводились главным образом к военным, жреческим и судебным. Органом управления был совет старейшин родов - сенат. Общие вопросы рассматривались на народном собрании. Однако его решения могли быть отвергнуты сенатом и рексом. Последний мог издавать общеобязательные постановления. В общину входило 300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые, в свою очередь, входили в 3 трибы. Каждая курия в собрании была представлена только воинами (100 пеших и 10 конных) и имела один голос. Военизированный характер римской родовой организации позволял ей какое-то время поддерживать свой замкнутый характер. Но в Риме развивались процессы, которые неизбежно должны были ускорить ее крушение. Появляются плебеи - богатые ремесленники и торговцы, которые начинают играть все возрастающую роль в экономике Рима. Вместе с тем увеличивается число плебеев-бедняков, многие из которых становятся неоплатными должниками патрициев и попадают в долговую кабалу. Беднеющая часть плебса в условиях возрастающей численности рабов становится еще более опасной для римской общины силой. Положение осложнялось и тем, что римляне были вынуждены привлекать плебеев к участию в военных походах. Развивающееся несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс, и его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в правах с членами ослабленной внутренними противоречиями римской родовой общины, представленной ее ведущей силой - патрициями. Она закончилась победой, разрушившей замкнутую римскую родовую организацию и расчистившей тем самым путь к образованию государства. Таким образом, возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытно-общинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима.

2 Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы. Все свободное население Рима - и члены римских родов, и плебеи - было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан - всадники, а безземельные - пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд.

Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии - сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1-3 разряды - тяжеловооруженной пехоты, 4-5 разряды - легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число центурий равнялось 193. Из них. 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий.

Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформ - деление свободного населения по территориальному принципу. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепенной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия.

Реформы Сервия Туллия, таким образом, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав "римского народа", допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства. Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных пролетариев.

Реформы, приписываемые Сервию Туллию, подвели итог важнейшему этапу процесса образования государства, но не завершили его. Этот процесс развивался как путем трансформации органов власти, унаследованных от родовой организации, так и путем создания новых. В основе его лежала дальнейшая консолидация свободных в господствующий класс, что требовало окончательного устранения былых различий между патрициями и плебеями. Реформы Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях, но не устранили полностью политических и социальных их ограничений. Последующие два века в истории Рима характеризуются продолжением борьбы плебеев за уравнение в правах с патрициями.

В этой борьбе можно выделить два основных этапа. В V в. до н.э. плебеи добились успеха в стремлении ограничить произвол должностных лиц, которые по сохранившейся традиции были патрициями. В этих целях в 494 году до н.э. была учреждена должность плебейского трибуна. Плебейские трибуны, избиравшиеся плебеями в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом veto - правом запрещать исполнение распоряжения любого должностного лица и даже постановления сената. Второе важное достижение плебеев - издание в 451--450 гг. до н.э. Законов XII таблиц, ограничивших возможности патрицианских магистратов произвольно толковать нормы обычного права. Эти законы свидетельствуют о почти полном уравнении плебеев с патрициями в гражданских правах - само слово "плебей", судя по дошедшему до нас изложению текста Законов, упоминается в них только один раз в связи с сохранением запрета на браки между плебеями и патрициями. Однако и этот запрет вскоре в 445 году до н.э. был отменен по Закону Канулея.

Второй этап относится к IV в. до н.э., когда плебеи добились права на занятие государственных должностей. В 367 году до н.э. Законом Лициния и Секстия было установлено, что один из двух консулов (высших должностных лиц) должен был избираться из плебеев, а рядом законов 364-337 гг. до н.э. им было предоставлено право на занятие и остальных государственных должностей. В этом же веке были изданы также законы, способствовавшие консолидации плебеев и патрициев.

Завершением борьбы плебеев за равноправие было принятие в 287 году до н.э. Закона Гортензия, по которому решения плебейских собраний по трибам стали распространяться не только на плебеев и, следовательно, получили такую же силу закона, как и решения центуриатных собраний.

12. Государственный строй Рима в период республики

Верховенство народа как коллективного правителя государства было закреплено в верховных политических, в основном законодательных правах народных собраний. В те времена существовало три основных вида таких собраний. Куриатные собрания проходили в присутствии курионов (глав курий) или 30 ликторов. Эти собрания имели права в решение проблем в семейно-родовой сфере:

контроль за усыновлением;

контроль за осуществлением отцовской власти в роде и семье;

контроль за утверждением в этой связи завещаний.

Центуриатные комиции проводили выборы важнейших магистратов (консулы, преторов, ценхоров) и диктатора. Решением комиций магистрату сообщались полномочия военного, распорядительного и судебного характера. В комициях проходило утверждение законов, предлагаемых магистратом, а также этот вид народного собрания обладал судебной властью: смертные приговоры в отношении граждан подлежали утверждению в собрании, а любой гражданин, несправедливо обвиненный имел право апеллировать к комициям. Решение комиций по судебным вопросам отмене не подлежало. Сходка комиций собиралась за стенами города во главе с одним из высших магистратов. Правом участия в таких собраниях обладали самостоятельные граждане Рима, прошедшие цензовую регистрацию и приписанные к одной из политических центурий. Сначала ценз исчислялся на основании только владения недвижимостью и свободного происхождения, потом в центурии были допущены вольноотпущенники. А затем ценз исчислялся уже и на основании движимого имущества, в комиции были тем самым расписаны не только землевладельцы, но и ремесленники, торговцы и др.; усилены были и позиции вообще богатых слоев. В трибутных комициях участвовали все граждане-собственники, а также вольноотпущенники по территориальным округам-трибам. Этим комициям принадлежала:

Судебная власть по обжалованиям, внесенным плебейскими магистратами;

Выборы плебейских магистратур (народных трибунов и эдилов);

Законодательство.

Главным органом государственной власти в республике был Сенат – древнейший из политических институтов. Членов Сената, сенаторов, назначали вначале цари, а после их свержения – консулы. В него могли входить только старшие и младшие главы родовитых семей, отвечавшие высшему имущественному цензу. В период установления республики права сенаторов стали получать и плебеи. За период республики количество сенаторов колебалось от 300. Назначались они на срок цензорских полномочий – 5 лет, после чего происходило обновление, что не исключало и возобновления прав сенаторов. Сенату отводилась роль учреждения, с которым советуются магистраты, так как их решения имели опору в согласии народа. В период республики Сенат далеко вышел за рамки совещательного органа, став главным правительственным и даже распорядительным учреждением с некоторыми законодательными полномочиями.

Функции сената:

Общее попечение над культами, надзором за храмами и священными местами и т.д.;

Общее финансовое управление (он выделял деньги на ведение войны, определял характер их поступления в казну и т.д.);

Соблюдение безопасности и добрых нравов гражданами в городе;

Военно-организационное управления;

Дипломатические и международные отношения Рима;

Право управлять подвластными Риму провинциями (назначение туда магистратов, определять их полномочия);

Рассматривание законодательных предложений магистратов, которые они вносили в народные собрания. После полного установления республиканских институтов Сенат рассматривал законы до их предложения народным собраниям;

Возможность вынести собственное заключение (сенатус-консульт), не требовавшее утверждения комициями;

Возможность продлевать властные полномочия магистратов в зависимости от их деятельности.

Сенаторское звание давало право принимать участие в прениях в Сенате и голосовать. Заседание проходило 4 раза в месяц в священном храме.

Исполнительная власть в республике находилась в руках магистратов.

Вообще появление магистратур в Риме было связано со свержением власти царя. В полномочия магистрата входили обязанности по исполнению решений народных собраний или Сената и в широкой собственной правительственной и правовой деятельности.

Первый вид римских магистратов называли сенаторским, а второй – городским. Этот орган власти был выборным, обычно это делали народные собрания. Преторы занимались судебными спорами. Благодаря их участию в судебном процессе, он стал формулярным.

В период республики был установлен общий порядок избрания в магистраты. Для граждан определялся имущественный и возрастной ценз: низшие – в 30 лет, претор – 40, консул – 42 года. Гражданин, желавший избрания, заявлял о себе сам (его имя объявлялось на форуме). Потом он вел предвыборную агитацию (встречались массовые подкупы), но закон предусматривал строгую ответственность за предвыборную коррупцию.

Еще одним из важных составляющих государственной власти была Римская армия. В республике предусматривалась всеобщая воинская повинность: с 17 до 46 лет граждане могли призываться на участие в войне, у генералов срок службы продлялся до 50. Уклонение от воинской службы без законных причин было жестоко наказуемо, вплоть до продажи в рабство.

В период республике в Риме имело большое значение народное ополчение. Оно состояло из четырех легионов по 4 200 воинов (позднее – до шести тысяч). Конницу содержало государство за счет особого налога с богатых вдов. Воинов обучали бою в едином строю, правильной организации боя. Все это сопровождалось жестокой воинской дисциплиной. Большую часть армии теперь составляли выходцы из малоимущих и недоимущих слоев населения. Армия профессионализировалась, становилась самостоятельной деклассированной политической силой и стала постоянной.

13.

Римская империя — важнейшая эпоха в истории Древнего Рима, когда он достиг наибольшего расцвета во всех сферах. Формально Римская империя насчитывает почти пятнадцать столетий: с 27 года до н. э. до 1453 года н. э. Столь длительное время существования одного государственного строя — хотя его единство с некоторых пор стало почти символическим — можно разделить на три отдельных периода. Первый из них, называемый ((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228269']=__lxGc__['s']['_228269']||{'b':{}})['b']['_698163']={'i':__lxGc__.b++};

Date: 2015-07-27; view: 957; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию