Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция представлений о праве. Идеализм и реализм в правопонимании





Правопонимание – процесс и результат целенаправленного познания права: учения, концепции, дающие представление о сущности и назначении права.

Юр. идеализм. Появляется вместе с христианским учением. В основе лежит естественное право, т.е. не зависит от гос-ва и появляется с рождением. Естественные принципы опред. должное поведение людей.

Существует два течения:

- Религиозный идеализм в правопонимании опред. правовые предписания того, что можно или нельзя человеку, которые прямо или косвенно исходят от Бога. Право представляет собой выражение божественного разума и ставит целью установление в обществе порядка по воле божьей. Учение Фомы Аквинского явл. официальной доктриной римско-католической церкви, сделал возможным практическое и непосредственное применение естественного права и напрямую связал его с человеческим законом, с проблемами устроения земной жизни. В своем главном трактате «Сумма теологии» он выстраивает иерархическую схему права – как вечное, естественное и человеческое право.

- Светский идеализм в правопонимании исходит из видения права как создания самой человеческой натуры, как результат того, что человек – мыслящее и разумное существо, способный осознать требования к нему и собственные обязанности, связанные с жизнью в упорядоченном обществе. Классическое учение естественного права (Гроций, французские просветители) провозглашало права человека на жизнь, свободу собственность, достоинство абсолютными ценностями. Они явл. первичными по отношению к гос-ву, даны каждому от рождения и не м.б. предметом посягательства со стороны гос-ва. Такие права вечные и неизменные, раз и навсегда установленные природой.

Юр. реализм формируется с приходом буржуазии к власти. Позитивное право – право устанавливаемое гос. властью. Суть позитивизма состоит в утверждении, что право должно ассоциировать себя как совокупность общеобязательных норм и правил, которые устанавливаются или санкционируются гос-вом и соблюдение которых должно поддерживаться гос. принуждением. Начало юр. позитивизму было положено в Англии И.Бентамом и Дж.Остином

В 20 столетии преемником юр. позитивизма становится правовой нормативизм (амер. Г.Кельзен). Данное направление большое внимание уделяло теоретическим аспектам права. Эта теория пытается дать ответ на вопрос, что есть право как оно есть, но не стремиться дать ответ на вопрос каким оно д.б. Право, в интерпретации нормативистов, - лишь совокупность специфических юр. предписаний, требующих должного поведения. Содержание права опред. исключительно гос-вом, исходя из его интересов. Гос-во может по своему усмотрению менять юр. нормы, не согласовывая свои решения с какими-то ни было высшими или неписаными нормами.

Сторонники социологического подхода к праву (во Фр. Огюст Конт, в Герм.- Иеринг, в России - Коркунов, Ковалевский, Муромцев) обращались к научно-эмпирическим исследованиям его сущности и развития в недрах общества, в реальных процессах жизни. Право рассматривалось юридически защищенным интересом, а его предназначение - обеспечение общих интересов против агрессивного частного интереса.

Классики марксизма постулировали положение, формально схожее со взглядами естественно-правовой теории: право не создается законодателем. Но далее следовало принципиальное отличие - критерием истины называлась зависимость права от соц.-эк. жизни: законодатель лишь протоколирует требования эк.отношений, право в той мере правильно, насколько оно соответствует тем или иным потребностям эк. базиса.

28. Понятие права: признаки, принципы, функции.

Право – это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений. Признаки:

Нормативность (устанавливает определенные правила поведения); Общеобязательность (действие распространяется на всех, либо на большой круг субъектов);Государственно-волевой характер- право возникает не само по себе, а по воле государства.Формальная определенность правовых норм- закреплены в официальных документах.Связь с государством.Системность (нормы права строго взаимосвязаны между собой, находятся в различных зависимостях, взаимодействуют друг с другом). Право-регулятор общественных отношений (право служит средством организации гос и общ жизни, без права не может нормально сущ и функционировать современное общ-во.)

Принципы права: понятие и виды

Принцип права – идеи на которых строится система права и которые лежат в основе её функционирования. Принципы делятся на:

Общеправовые – характеризуют систему права в целом, они присущи всей системе права. Межотраслевые присущи двум и более отраслям права. Отраслевые принципы присущи одной отрасли права (принципы гражданского права). ТГП изучает только общеправовые принципы,

межотраслевые и отраслевые принципы изучаются отраслевыми юридическими науками. Общеправовые принципы системы права:

·​ демократизма (система права строится на демократических началах).

·​ Гуманизма

·​ Справедливости

·​ принцип равенства юридических прав и обязанностей

·​ принцип единства прав и обязанностей.

Принципы выступают в форме правовых норм.

функции права: понятие и критерии классификации

Функции права – это определенные направления воздействия права на общественные отношения и общество. Выделяют общесоциальные ф-ии - экономическая, политическая, воспитательная (Они оказывают воздействие на различные сферы общественной жизни – экономику, политику.). Собственно-юридические включают регулятивную ф-ию, в составе которой выделяют статическую, динамическую, и охранительную. Регулятивная функция выражается в том, что право регулирует, упорядочивает общественные отношения, является, как и все другие социальные нормы, регулятором общественных отношений. Оценочная - право, регулируя общественные отношения, оценивает и поведение их участников.(Правомерное и неправомерное поведение) Воспитательная - право не только регулирует общественные отношения, но и выступает в качестве образца поведения участников регулируемых отношений.

29. Источники права: исторические и современные трактовки их понимания.

Источники права ­– это официальные юридические документы или положения, содержащие общеобязательные правила поведения в обществе.

Источники римского публичного права по Титу Ливию – Законы XXII таблиц

Источники – это форма права.

Источники права понимаются многозначно и выделяют следующие трактовки:

1. Религиозно-духовная – о Боге, который творит право
2. Способ бытия – как социальная основа его возникновения, отражающая их качественные характеристики как членов человеческого общества;
3. Историко-познавательная – памятники правовой культуры, судебные решения, летописные свидетельства, имевшие значение для действовавшего права (Салическая правда, Саксонское зерцало, Русская правда, Судебники);
4. Идеологическая – как учение, идеологически обоснование того или иного права (Христианское, социалистическое), определяется нематериальными факторами осознания и обоснования права. Такими факторами выступают философские взгляды на суть и назначение права, нравственные воззрения общества, государственная идеология, правосознание различных групп и слоев населения;
5. Материальная – историческая производственно-экономические отношения (К.Маркс, Ф.Энгельс) представляет экономические условия, которые оказывают прямое или опосредованное влияние на процессы создания юр. актов и др. официальных документов государственной власти, содержащих общеобязательные веления;
6. Формально-юридическая – форма внешнего закрепления и выражения правовых норм, придания им общеобязательного характера.


Формирования нового типа правопонимания оказывает существенное влияние на понятийный аппарат юр. науки. Поэтому подходы к правовой действительности, претендующие на новизну, неизбежно вызывают необходимость обогащения традиционных юр. понятий, выработки новых общих положений и в связи с этим известной рационализации и развития юр. терминологии.

 

 

30. Нормативный правовой акт: понятие, признаки и классификация.

НПА – офиц. док-т, принятый правотворч.органом в пределах его компетенции, кот. содержит, нормы права направленные на регулирование общественных отношений.

Признаки НПА: 1. Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом).

2. В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью.

3. Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти).

4. В нормативных актах нормы права группируются по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям (например, в Гражданском кодексе: раздел «Обязательное право», глава «Исполнение обязательств», статья «Досрочное исполнение обязательства»).

Классификация НПА:

1) Конституция - основной закон гос-ва, содержащий его первичные нормы.

2) Закон -обладающий высшей юр.силой НПА, принятый в особом порядке непосредств. народом или его представительным (зак.) органом и регулирующим важнейшие стороны жизни общества и гос-ва.

3) Подзаконный НПА – офиц. доку​мент, принимаемый публ.властью на основе и во исполнение законов, содержащий общеобязательные правила поведения. (акты главы государства (в частности, в России - норматив​ные указы Президента РФ); акты высшего исп. органа государства (в России - нормативные постановления Правительства РФ); акты (приказы, инструкции, положения) иных органов исп. власти (общих, региональных и местных); муниципальные акты (органов местного самоуправления); ведомственные акты (в пределах компетенции отдельных ве​домств); локальные акты, принимаемые в пределах полномочий кон​кр. орг-й, учреждений или предприятий.)

Date: 2015-07-27; view: 2629; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию