Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема. Морфологические нормы имен существительных





Цель: расширить знания студента о морфологических нормах имен существительных.

Освоение темы направлено на формирование следующих компетенций:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).

Организационная форма занятия: развернутая беседа.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Морфологическая норма.

2. Род имён существительных.

3. Категория падежа имен существительных.

4. Особенности склонения некоторых существительных.

Методические рекомендации

При подготовке ко второму вопросу студент должен дать определение морфологических норм, обратить внимание на категорию рода имен существительных (несклоняемых существительных, сложносоставных терминов, сложносокращенных слов), категорию числа, рода, склонения имен существительных.

Студент должен обратиться к следующей литературе: Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с., а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн».

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1. Установите род несклоняемых существительных, согласовав с ними определения.

Вульгарн... арго, французск... атташе, звучащ... банджо, вкусн... безе, хрустальн... бра, больш... гризли, глубок... декольте, истинн... денди, вагонн... депо, малинов... желе, жирн... иваси, талантлив... импресарио, старинн... канапе, уютн... кафе, тепл... кашне, австралийск... кенгуру, остроумн... конферансье, крошечн... колибри, заморск... кольраби, творческ... кредо, уважаем... кюре, длинн... лассо, сочн... манго, сед... маэстро, больш... медресе, забавн... пони, стар... рантье, заброшенн... ранчо, популярн... регби, справедлив... рефери, вкусн... салями, маленьк... цеце, умн... шимпанзе, увлекательн... шоу, установленн... эмбарго.

Задание 2. Образуйте формы родительного падежа множественного числа от следующих существительных, выбирая окончание, употребляемое в литературном языке. В случае затруднения обращайтесь к словарям.

Абрикосы, баклажаны, блюдца, болгары, боты, будни, валенки, вафли, верховья, вишни, герцы, грабли, граммы, драгуны, заморозки, калмыки, колени, колечки, лохмотья, макароны, монголы, нападки, низовья, носки, облака, оладьи, осетины, плечи, побережья, потемки, простыни, рельсы, ремесла, саперы, сапожки, снадобья, сплетни, сумерки, таджики, туфли, турки, узбеки, устья, цапли, чулки, шаровары, эполеты, ясли.

Задание 3. Подберите к данным существительным, учитывая их род, согласованные определения-прилагательные / причастия.

Интернет-кафе, крепость-герой, плащ-палатка, машина-автомат, павильон-беседка, фильм-опера.

Кресло-качалка, ракета-носитель, рок-группа, поп-звезда, платье-костюм, блок-схема.

Задание 4. Какое окончание в именительном падеже множественного числа должны принимать следующие имена существительные? В каких случаях возможны вариантные формы окончаний?

Архитектор, бас, боцман, буфер, бухгалтер, волос, двор, инспектор, инструктор, инженер, катер, клапан, конструктор, лектор, лоцман, мичман, ордер, отпуск, офицер, пекарь, прожектор, рапорт, свитер, сектор, суп, тенор, токарь, тополь, торт, цех, шофер, якорь, ястреб.

Задание 5. Слова, заключенные в скобки, поставьте в соответствующей форме числа и падежа.

1) На совещание прибыли многие (инженер, директор). 2) У причала стояли небольшие (катер); на внешнем рейде - военные (крейсер). 30 На курсе учатся несколько (якуты) и (туркмены). 4) В работе совещания приняли участие многие (доктор наук, профессор). 5) Я весь вечер танцевал на (бал). 6) Мои знакомые в этом году не были в (отпуск). 7) Новые модели (сапоги, ботинки, туфли) выставлены в витрине магазина. 8) Ученые многих стран приняли участие в Международном физическом (год). 9) Для выступления перед рабочими артисты пошли в некоторые (цех). 10) Банки могут принимать (вексель, мн.ч.).

1) Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шофер). 2) Большой урожай (мандарины) и (яблоки) собрал колхоз «Приморский». 3) С тех пор о нашем назнакомце ни слух… ни дух… 4) Сад занимает свыше 100 (гектар). 5) Мы готовы заключить долгосрочные (договор). 6) В магазин поступило несколько партий (покрывало) и (полотенце). 7) Для (ясли) надо установить разные (прожектор). 8) В депо срочно требуются опытные (кондуктор). 9) По обе стороны строительной площадки возвышались аккуратно сложенные (штабель) кирпичей. 10) Многие мои знакомые провели свои (отпуск) в круизах по новым маршрутам.

Задание 6. Учитывая значения многозначных и омонимичных слов, образуйте форму именительного падежа множественного числа следующих существительных.

Адрес (новосёлов) - адрес (поздравление юбиляру), орден (рыцарский, монашеский) - орден (знак отличия), ток (электрический) - ток (место молотьбы), тон (музыкальный звук) - тон (перелив цвета), хлеб (выпечка) -хлеб (посевы), зуб (животных и человека) - зуб (пилы, бороны), корень (растений и в математике) - корень (лекарственный), лист (в книге) - лист (на дереве), муж (государственный деятель) - муж (супруг, по отношению к жене), сын (Отечества) - сын (у родителей), колено (сустав) - колено (в песне, танце; разветвление рода), пропуски (в тексте; прогулы) - пропус­ка (документы), тормозы (препятствия) - тормоза (устройство).

 

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3. Розенталь, Д.Э. Русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь – М., 2010. – 537 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Данцев, А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов: учеб. пособие / А. А. Данцев, Н. В. Нефедов. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.

3. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языке и практической стилистике: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

4. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2003. – 427 с.

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://slovari.yandex.ru/ - Словари.

3. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

4. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

5. www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».

Date: 2015-07-27; view: 1335; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию