Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Экономическая природа и типы монополии





Монополия (греч. monos – один, poleo – продаю) – вид хозяйственной организации на рыке, которая захватывает подавляющую часть рынка в целях своего обогащения.

Хозяйственное объединение, скупающее какие-то продукты у всех продавцов, – монопсония. Например, гигантские по своим размерам корпорации пищевой промышленности превращаются в монопсонии по отношению к фермерам, сбывающим им сельскохозяйственную продукцию.

С учетом степени охвата рынка выделяются следующие виды монополистических организаций:

· в масштабе одной отрасли рыночной деятельности – абсолютная монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой;

· в отраслевом масштабе может развертываться деятельность абсолютной монопсонии. В отсутствие каких-либо конкурентов она полностью контролирует скупку продукции множества товаропроизводителей по установленной ею цене;

· в масштабе национального хозяйства может также сформироваться государственная абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его каких-то хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т.п.).

Аналогично – в общенациональном масштабе – действует абсолютная монопсония.

В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополистических объединений.

Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся некоторые отрасли и виды производства, в которых из-за особой технологии недопустимо развивать конкуренцию.

Легальные монополии, образующиеся на законном основании. К ним можно причислить формы монополизации, на законных основаниях защищенные от конкуренции:

· патентная система. В данном случае имеется в виду, что выданный физическим и юридическим лицам патент – это свидетельство, которое удостоверяет их авторство и исключительное право на изобретение, полезную модель, промышленный образец;

· авторские права. В законодательном порядке регулируются отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм исполнений, постановок, передач, организацией эфирного или кабельного вещания (смежные права);

· товарные знаки. Имеется в виду законодательное регулирование отношений, которые возникают в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров.

Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет данные организации от естественных монополий) имеются в виду объединения, создаваемые ради получения монополистических выгод.

Искусственные монополии выступают в виде конкретных форм:

· картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства. А созданные изделия они сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте (доле каждого в общем выпуске продукции), о продажных ценах, распределении рынков и др.;

· синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору;

· трест – объединение юридических лиц, в котором создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию;

· концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками.

Существует несколько типов монополий: - искусственная монополия. Возникает в результате заключения между отдельными предприятиями соглашений, которые определяют объемы выпуска продукции, рынки сбыта, устанавливают цены и т.д.; - естественная монополия. Состояние рынка, при котором удовлетво-рение спроса эффективнее в условиях отсутствия конкуренции в силу тех-нологических особенностей производства, обусловливающих меньшие из-держки производства на одном крупном предприятии, нежели на множе-стве мелких (водо-, газо- и электроснабжение, телефонная связь и т.п.); - государственная (легальная) монополия - на производство денег, наркотических средств, ядерного вооружения, водочная монополия и т.п.; - временная монополия, обусловленная научно-техническим прогрессом. Возникает на основе монопольного обладания фирмой каким-либо научно-техническим достижением. Такая фирма занимает монопольное положение на рынке до тех пор, пока соответствующее достижение не получит всеобщего распространения; - случайная монополия - результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением. Случайная монополия может перерасти в искусственную, если дефицит закрепляется искусственно. Организационно монополистические объединения выступают в сле-дующих формах. Картель - соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах, рынках сбыта, объемах производства, обмене патентами и т.д. Предпри-ятия, вступающие в картельные соглашения сохраняют свою юридическую и экономическую самостоятельность. Синдикат - соглашение, предусматривающее, что его участники сбывают свои товары через единую торговую контору, которая осуществляет также закупки сырья для участников синдиката. Последние сохраняют свою юридическую и производственную самостоятельность, но утрачивают коммерческую независимость. Трест - объединение, в котором входящие в него предприятия теряют свою производственную и коммерческую самостоятельность, а руково-дство их деятельностью осуществляется из единого центра. Руководящий орган треста диктует предприятиям политику в отношении цен, условий сделок, объема производства и т.п. Трест может быть одноотраслевым или многоотраслевым, объединяющим предприятия разных, но технологически связанных между собой отраслей. Концерн - наиболее развитая форма объединений предприятий разных отраслей. Возникает концерн на основе скупки одним (головным) предприятием контрольного пакета акций других предприятий. Входящие в концерн предприятия номинально остаются самостоятельными, но фактически подчиняются единому хозяйственному руководству. Конгломерат - объединение предприятий разных отраслей, но в от-личие от концерна не имеющее головной фирмы. Таким образом, основные отличия разных форм объединений связаны со степенью сохранения самостоятельности предприятий, входящих в объединения. В основе объединения предприятий может лежать: - горизонтальная интеграция - объединение предприятий одной отрасли, одной сферы производства; - вертикальная интеграция - объединение предприятий разных отраслей, технологически связанных между собой; - диверсификация - объединение предприятий разных отраслей, тех-нологически между собой не связанных.

Последствия монополизации рынков.

Социально-экономические последствия монополизации рынков.

Следствием свободной конкуренции по праву можно считать производственную эффективность, и эффективность размещения общественных ресурсов[6].

Производственная эффективность достигается тем, что предприятия, стремясь удержаться на рынке, работают при оптимальной норме выработки, когда удельные издержки производства – минимальны. Цена продукта при этом находится на низшем уровне, согласующемся со средними валовыми издержками.

При монополии распределение ресурсов менее эффективно, т.к. отсутствует конкуренция за ресурсы, конкуренция между производителями, стимулы к снижению издержек и повышению эффективности минимальны

Эффективность размещения ресурсов отражается в том, что производство в условиях конкуренции происходит до той точки, в которой цена (мера стоимости продукта для общества) была бы равна предельным издержкам (менее альтернативной продукции, от которой отказалось общество, производя любой данный товар). При тех же издержках фирма, действующая в условиях чистой монополии, достигнет намного менее желательных результатов. Монополисту выгоднее продавать меньший объем продукции и назначать более высокую цену, чего не сделал бы конкурирующий производитель. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу не производится.

Таким образом, ни производственная эффективность, ни эффективность размещения ресурсов недостижимы при монополистических рынках.

При оценке роли любой формы монополии в экономике имеются аргументы в пользу и против монополий. Аргументы «за» связаны с тем, что в качестве монополиста обычно выступает крупное объединение. Как таковое оно имеет возможность:

· применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производить продукцию с меньшими издержками и снижать цены;

· выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса;

· противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения, более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.

В то же время, монополии имеют возможность:

· увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;

· «эксплуатировать» потребителей, завышая цены против их равновесного уровня;

· ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции.

 








Date: 2015-07-27; view: 983; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.006 sec.) - Пожаловаться на публикацию