Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическая природа и типы монополии





Монополия (греч. monos – один, poleo – продаю) – вид хозяйственной организации на рыке, которая захватывает подавляющую часть рынка в целях своего обогащения.

Хозяйственное объединение, скупающее какие-то продукты у всех продавцов, – монопсония. Например, гигантские по своим размерам корпорации пищевой промышленности превращаются в монопсонии по отношению к фермерам, сбывающим им сельскохозяйственную продукцию.

С учетом степени охвата рынка выделяются следующие виды монополистических организаций:

· в масштабе одной отрасли рыночной деятельности – абсолютная монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой;

· в отраслевом масштабе может развертываться деятельность абсолютной монопсонии. В отсутствие каких-либо конкурентов она полностью контролирует скупку продукции множества товаропроизводителей по установленной ею цене;

· в масштабе национального хозяйства может также сформироваться государственная абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его каких-то хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т.п.).

Аналогично – в общенациональном масштабе – действует абсолютная монопсония.

В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополистических объединений.

Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся некоторые отрасли и виды производства, в которых из-за особой технологии недопустимо развивать конкуренцию.

Легальные монополии, образующиеся на законном основании. К ним можно причислить формы монополизации, на законных основаниях защищенные от конкуренции:

· патентная система. В данном случае имеется в виду, что выданный физическим и юридическим лицам патент – это свидетельство, которое удостоверяет их авторство и исключительное право на изобретение, полезную модель, промышленный образец;

· авторские права. В законодательном порядке регулируются отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм исполнений, постановок, передач, организацией эфирного или кабельного вещания (смежные права);

· товарные знаки. Имеется в виду законодательное регулирование отношений, которые возникают в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров.

Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет данные организации от естественных монополий) имеются в виду объединения, создаваемые ради получения монополистических выгод.

Искусственные монополии выступают в виде конкретных форм:

· картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства. А созданные изделия они сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте (доле каждого в общем выпуске продукции), о продажных ценах, распределении рынков и др.;

· синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору;

· трест – объединение юридических лиц, в котором создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию;

· концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками.

Существует несколько типов монополий: - искусственная монополия. Возникает в результате заключения между отдельными предприятиями соглашений, которые определяют объемы выпуска продукции, рынки сбыта, устанавливают цены и т.д.; - естественная монополия. Состояние рынка, при котором удовлетво-рение спроса эффективнее в условиях отсутствия конкуренции в силу тех-нологических особенностей производства, обусловливающих меньшие из-держки производства на одном крупном предприятии, нежели на множе-стве мелких (водо-, газо- и электроснабжение, телефонная связь и т.п.); - государственная (легальная) монополия - на производство денег, наркотических средств, ядерного вооружения, водочная монополия и т.п.; - временная монополия, обусловленная научно-техническим прогрессом. Возникает на основе монопольного обладания фирмой каким-либо научно-техническим достижением. Такая фирма занимает монопольное положение на рынке до тех пор, пока соответствующее достижение не получит всеобщего распространения; - случайная монополия - результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением. Случайная монополия может перерасти в искусственную, если дефицит закрепляется искусственно. Организационно монополистические объединения выступают в сле-дующих формах. Картель - соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах, рынках сбыта, объемах производства, обмене патентами и т.д. Предпри-ятия, вступающие в картельные соглашения сохраняют свою юридическую и экономическую самостоятельность. Синдикат - соглашение, предусматривающее, что его участники сбывают свои товары через единую торговую контору, которая осуществляет также закупки сырья для участников синдиката. Последние сохраняют свою юридическую и производственную самостоятельность, но утрачивают коммерческую независимость. Трест - объединение, в котором входящие в него предприятия теряют свою производственную и коммерческую самостоятельность, а руково-дство их деятельностью осуществляется из единого центра. Руководящий орган треста диктует предприятиям политику в отношении цен, условий сделок, объема производства и т.п. Трест может быть одноотраслевым или многоотраслевым, объединяющим предприятия разных, но технологически связанных между собой отраслей. Концерн - наиболее развитая форма объединений предприятий разных отраслей. Возникает концерн на основе скупки одним (головным) предприятием контрольного пакета акций других предприятий. Входящие в концерн предприятия номинально остаются самостоятельными, но фактически подчиняются единому хозяйственному руководству. Конгломерат - объединение предприятий разных отраслей, но в от-личие от концерна не имеющее головной фирмы. Таким образом, основные отличия разных форм объединений связаны со степенью сохранения самостоятельности предприятий, входящих в объединения. В основе объединения предприятий может лежать: - горизонтальная интеграция - объединение предприятий одной отрасли, одной сферы производства; - вертикальная интеграция - объединение предприятий разных отраслей, технологически связанных между собой; - диверсификация - объединение предприятий разных отраслей, тех-нологически между собой не связанных.

Последствия монополизации рынков.

Социально-экономические последствия монополизации рынков.

Следствием свободной конкуренции по праву можно считать производственную эффективность, и эффективность размещения общественных ресурсов[6].

Производственная эффективность достигается тем, что предприятия, стремясь удержаться на рынке, работают при оптимальной норме выработки, когда удельные издержки производства – минимальны. Цена продукта при этом находится на низшем уровне, согласующемся со средними валовыми издержками.

При монополии распределение ресурсов менее эффективно, т.к. отсутствует конкуренция за ресурсы, конкуренция между производителями, стимулы к снижению издержек и повышению эффективности минимальны

Эффективность размещения ресурсов отражается в том, что производство в условиях конкуренции происходит до той точки, в которой цена (мера стоимости продукта для общества) была бы равна предельным издержкам (менее альтернативной продукции, от которой отказалось общество, производя любой данный товар). При тех же издержках фирма, действующая в условиях чистой монополии, достигнет намного менее желательных результатов. Монополисту выгоднее продавать меньший объем продукции и назначать более высокую цену, чего не сделал бы конкурирующий производитель. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу не производится.

Таким образом, ни производственная эффективность, ни эффективность размещения ресурсов недостижимы при монополистических рынках.

При оценке роли любой формы монополии в экономике имеются аргументы в пользу и против монополий. Аргументы «за» связаны с тем, что в качестве монополиста обычно выступает крупное объединение. Как таковое оно имеет возможность:

· применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производить продукцию с меньшими издержками и снижать цены;

· выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса;

· противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения, более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.

В то же время, монополии имеют возможность:

· увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;

· «эксплуатировать» потребителей, завышая цены против их равновесного уровня;

· ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции.

 

Date: 2015-07-27; view: 3881; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию