Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Некоторые случаи управления





1. Важное значение для построения предложения имеет правильный выбор падежа и предлога. Одна из распространенных ошибок — употребление пред- ложного сочетания вместо беспредложной конст- рукции: «разъяснение о допущенных ошибках» (вместоразъяснение допущенных ошибок), «показа- тели по использованию электроэнергии» (вместо показатели использования...), «оперировать с точ- ными фактами» (вместо оперировать точными фактами). 2. Некоторые сравнительно недавно образовавшиеся предложные сочетания (так называемые новые пред-логи: в деле, по линии, в части, за счёт и др.) при неуместном их использовании придают речи канце- лярский характер: в части удовлетворения запро- сов молодёжи; в деле изучения покупательского спроса. 3. При выборе предлога следует учитывать прису- щие ему оттенки значения. Так, для выражения причинно-следственных отношений употребляются синонимические предлоги ввиду, вследствие, в си- лу, в связи с, по причине, благодаря и др. Напри- мер, следует говорить: ввиду предстоящего отъезда (а не «вследствие предстоящего отъезда», так как отъезд еще не состоялся и последствий пока не име- ет), но: вследствие прошедших дождей (а не «ввиду прошедших дождей», так как явление относится к прошлому). Не утратил своего лексического значения и пред- лог благодаря. Обычно он употребляется, когда речь идет о причинах, вызывающих желательный результат: благодаря принятым мерам; благодаря помощи товарища. Поэтому не следует использо- вать этот предлог, если речь идет о чем-то отрица- тельном. 4. Предлоги благодаря, согласно и вопреки упот- ребляются с дательным падежом: согласно приказу. 5. Предлоги в — на и их антонимы из — с могут употребляться в синонимическом значении: ехать в поезде — на поезде; уйти с кухни — из кухни. Предлог в, употребляющийся для выражения пространственных значений, обозначает направле- ние внутрь чего-либо (с винительным падежом) или нахождение внутри чего-либо (с предложным паде- жом); предлог на обозначает направление на по- верхность или нахождение на поверхности; предлог из имеет значение 'изнутри', а предлог с — 'с по- верхности'; ср.: в столе, на столе, из стола, со стола. Если речь идет о какой-либо территории, которая представляется ограниченным пространством, то употребляется предлог в: находиться в поле. Если же мысль об ограничении отсутствует, то употребля- ется предлог на: находиться на поле; ср.: во дворе (в окруженном забором или домами пространстве) — на дворе (вообще вне дома). С названиями городов, районов, областей, рес- публик, регионов, государств употребляется пред- лог в: в Туле, в Красногорском районе, в Москов- ской области, в Татарстане, в Сибири, в Герма- нии. С названиями гор употребляется предлог на: на Алтае, на Кавказе (имеется в виду горная мест- ность без резко очерченных границ). Но: в Крыму (строго ограниченная территория, включающая и горы и степное пространство). При названиях предприятий употребляют и пред- лог на: на заводе, на фабрике, на почте, на теле- графе, на шахте, и предлог в: в конструкторском бюро, в издательстве, в карьере, в магазине и т. д. При названиях учебных заведений употребляет- ся предлог в: в институте, в техникуме, в школе, но: на курсах. При названиях частей учебного заве- дения используется предлог на: на филологическом факультете, на III курсе (но: в аудитории, в лабо- ратории, в III классе — под влиянием представле- ния о помещении для занятий). При названиях зрелищных мероприятий устано- вилось такое употребление: в театре, в кино, в цир- ке, но: на концерте, на опере, на представлении^ на сеансе. При названиях средств передвижения возможны варианты: в/на поезде, в/на трамвае, в/на метро (более общее значение имеет предлог ко). Для указания обратного направления предлогу в соответствует предлог из, предлогу во — предлог с: поехал на Кавказ — вернулся с Кавказа; поехал в Белоруссию — вернулся из Белоруссии. 6. После переходных глаголов с отрицанием упот- ребляется как родительный падеж: не читал этой книги, так и винительный падеж: не читал эту книгу. Р о д и т е л ь н ы й падеж обычно употребляется: 1) в предложениях с усиленным отрицанием, кото- рое создается наличием частицы ни или местоиме- ния и наречия с этой частицей: Не люблю ни чрез- мерной жары, ни чрезмерного холода; Никогда ни- кому не доверял своей тайны; 2) при разделительно-количественном значении до- полнения: не приводил примеров; не знает дат; не сделал вычислений; не понял многих слов; не дос- тал тетрадей; не принимает мер; 3) после глаголов видеть, слышать, думать, хо- теть, желать, чувствовать, ждать и др., обозна- чающих восприятие, желание, ожидание: не слы- шал крика; не чувствовал желания; не видел опас- ности; не ждал прихода; 4) при словах, выражающих отвлеченные понятия: не теряет времени; не имеет желания; не скрыва- ет подозрений; не осуществляет контроля, не объ- ясняет правил; не уяснил всей важности. В и н и т е л ь н ы й падеж обычно употребляется: 1)для подчеркивания конкретности объекта: Сту- дент не прочитал книгу, которую ему рекомендо- вали; 2) при одушевленных существительных, при име- нах собственных: не любит свою дочь; не наказы- вал Петю; 3) если дополнение стоит перед глаголом (хотя это не обязательно): Эту книгу я не возьму; 4) для внесения ясности, чтобы избежать совпаде- ния одинаково звучащих форм: Я не читал ещё га- зету (слово газеты могло бы быть воспринято как форма множественного числа); 5) при двойном отрицании: Нельзя не признать си- лу его доводов (основной смысл высказывания — утверждение, а не отрицание); 6) при наличии наречий со значением ограничения: едва не потерял терпение; чуть не пропустил урок; 7) при наличии в предложении слова, по смыслу от- носящегося одновременно к сказуемому и дополне- нию: не нахожу эту книгу интересной; 8) во фразеологических оборотах: не скалить зубы. Бели прямое дополнение относится не непосред- ственно к глаголу с отрицанием, а к инфинитиву, зависящему от глагола с отрицанием, то такое до- полнение обычно ставится в форме винительного па- дежа: не хотел читать эту книгу; не могут при- знать его правоту. Если имеющееся в предложении отрицание стоит не при глаголе, а при другом слове, то дополнение ставится в форме винительного падежа: не часто слушаю музыку; не вполне усвоил урок. После глаголов с приставкой недо-, указываю- щей на выполнение действия ниже нормы, дополне- ние обычно ставится в форме винительного падежа: недовыполнить план. 7. Следует различать конструкции со словами, близ- кими по значению, но требующими разного управ- ления: беспокоиться о чем-ком-нибудь — тревожиться за кого-нибудь; упрекать в чем-нибудь — порицать за что-нибудь; препятствовать кому-чему-нибудь — тормозить что-нибудь; отчитаться в чем-нибудь — сделать отчёт о чем- нибудь; обращать внимание на кого-что-нибудь — уделять внимание кому-чему-нибудь; удивляюсь чему-нибудь — удивлён чем-нибудь; превосходство над чем-нибудь — преимущество пе- ред кем-чем-нибудь; уверенность в чем — вера во что, в кого. 8. Некоторые глаголы могут иметь дополнение в раз- ных падежных формах в зависимости от смысловых или стилистических оттенков: бросить камень (значение объекта: бросить камень в воду) — бросить камнем (значение орудия дейст- вия: бросить камнем в змею); вертеть пальцы ('крутить, причиняя им боль') — вертеть пальцами (от нечего делать); двигать ногу (чтобы ступить) — двигать ногой (на- пример, во сне); жертвовать ч т о (конкретные предметы: жертво- вать деньги) — жертвовать чем (отказываться от чего-либо в чьих-либо интересах: жертвовать жизнью); завязать узел (на вещах) — завязать узлом (напри- мер, галстук); знать, говорить, напомнить, сообщить ч т о (в пол- ном объеме, по существу) — знать, говорить, на- помнить, сообщить о ч е м (в общем виде, поверх- ностно); лежать на постели ('отдыхать') — лежать в по- стели ('быть больным'); наблюдать ч т о ('проводить наблюдения': наблю- дать солнечное затмение) — наблюдать з а ч е м ('иметь надзор': наблюдать за порядком); удовлетворять ч т о ('исполнять чьи-либо зада- ния, требования': удовлетворять потребность, просьбу) — удовлетворять чему ('оказаться в соот- ветствии с чем-либо, вполне отвечающим чему-либо': работа удовлетворяет всем требованиям); удостоить ч е г о ('признав достойным, наградить чем-либо': удостоить награды, премии) — удосто- ить чем ('сделать что-либо в знак внимания': удостоить ответом, беглым взглядом). 9. Некоторые глаголы требуют одновременно двух дополнений, и выбор падежной формы зависит от смысла. Например: обеспечить кого (что) чем ('снабдить в потребных размерах': обеспечить школь- ников учебниками) — обеспечить кому (чему) что ('гарантировать что-либо, сделать что-нибудь несомненным': обеспечить больному хороший уход). Слово обязан в значении 'должен испытывать благодарность за какую-либо услугу, признатель- ность за что-либо' обычно употребляется с двумя па- дежами: дательным, указывающим на адресата, и творительным, указывающим на объект призна- тельности, на ее причину: Так этим вымыслом я вам ещё обязан? (Гр.); Своим спасением я обязан случаю; Чему я обязан вашим посещением? 10. Разница между конструкциями выпить воду — выпить воды, купить книги — купить книг и т. п. заключается в том, что родительный падеж обозна- чает распространение действия не на весь предмет, а лишь на некоторую часть его, тогда как винитель- ный падеж указывает, что действие полностью пере- ходит на предмет. 11. Разница между конструкциями искать место — искать места, просить деньги — просить денег и т. п. заключается в том, что форма винительного падежа указывает на определенный, конкретный предмет (известное наперед место; обусловленная сумма денег), а форма родительного падежа имеет общее значение (какое-либо свободное место, напри- мер в зале, а также в переносном смысле — 'искать работы'; неопределенное количество денег). 12. Следует избегать конструкций с одинаковыми падежными формами, зависящими одна от другой, так как это затрудняет понимание смысла предло- жения. Чаще всего наблюдается «нанизывание» форм родительного падежа: Дом племянника жены кучера брата доктора. Нередко в этих оборотах встречаются отглагольные существительные на -ениеи -ание: Для решения задачи ускорения подъёма уровня знаний студентов необходимо улучшить качество лекций. Такие предложения можно уп- ростить, в частности заменив отглагольное сущест- вительное какой-либо другой формой или оборотом (например: Чтобы повысить знания студентов, необходимо улучшить качество лекций). 13. Нельзя сочетать в одном предложении родитель- ный субъекта (указывает на производителя дейст- вия: выступление докладчика) и родительный объ- екта (указывает на объект Действия: чтение книги). При исправлении предложения родительный субъ- екта («Последовательное изложение ученика мате- риала урока») обычно заменяют формой творитель- ного падежа (Последовательное изложение учени- ком материала урока). В отдельных случаях может возникнуть неяс- ность при использовании даже одной формы роди- тельного падежа: Чтение Маяковского оставляло неизгладимое впечатление (читал сам поэт или чи- тались его стихи?). Если читал поэт, то можно ска- зать: Чтение Маяковским своих произведений...', если кто-то читал его стихи, то можно сказать: Чте- ние стихов Маяковского... 14. При двух или более однородных членах предло- жения общее управляемое слово возможно только при условии, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога: читать и конс- пектировать книгу; выписать и проверить цита- ты. Предложения, в которых общее дополнение имеется при словах, требующих разного управле- ния: «любить и увлекаться спортом» (любить что?, а увлекаться ч е м?), необходимо исправ- лять. Обычно ко второму управляющему слову до- бавляют местоимение, заменяющее дополнение-су- ществительное при первом слове: любить спорт и увлекаться им.

 

338. Выберите один из заключенных в скобки вариантов.

1. Докладчик оперировал (непроверенными — с непро- веренными) данными1. 2. Преподаватель указал (о том — на то), что в реферате имеется ряд ошибок1. 3. Русские народники в последней трети XIX века рьяно отстаивали взгляд (об «особом» пути — на «особый» путь) развития России1. 4. Всё это говорило (за то — о том), что, не- смотря на сильный состав зарубежных участников турни- ра, наши мастера могут с честью бороться с ними1.5. Ответ (по заявлению — на заявление) был получен немедлен- но1. 6. Многие молодые режиссёры добились больших ус- пехов (в деле создания — в создании) исторических кино- фильмов2. 7. Движение на дороге было прервано (благода- ря — из-за) неосмотрительности стрелочника3. 8. Посевы производились согласно (указаний — указаниям) агро- нома4. 9. Закончив гастроли, артисты цирка вернулись (с — из) Крыма5. 10. В выходной день мы с товарищем были (в — на) концерте5.

 

339. Используя предлоги в и на, составьте предложе- ния с данными словами. Объясните выбор предлога. Квартира, почтамт, вокзал, предприятие, комбинат бытового обслуживания, полевой стан, собрание, мед- пункт, киностудия, опера, флот, море, озеро, небо, село, Украина, Кавказ, Урал, Карпаты, Балканы, метро, по- езд, трамвай, самолёт, автобус.

 

340. Прочитайте предложения. Укажите, правильно ли выбран падеж дополнения при глаголе с отрицанием. (См. п. 6.)

1. Некоторые ученики не выполняют домашние зада- ния. 2. Критика справедливо указывала, что писатель не замечает в своём творчестве чуждые влияния. 3. Врач не обнаружил никакие признаки болезни у ребёнка. 4. Бы- ло бы неправильным отрицать наличия положительных сторон работы. 5. Некоторые мастера не приняли учас- тие в розыгрыше первенства страны по шахматам. 6. Мальчик не боялся свою маму, хотя она была довольно строгая. 7. К сожалению, я не часто получаю писем из дому.

 

341. Выберите один из заключенных в скобки вариант!

1. Мать сильно беспокоилась (за сына — о сыне)'1. 2. Легко заметить преимущества новой модели автомо- биля (над — перед) старой7. 3. Решимость народов всех стран не допустить новую войну вселяет в нас уверен- ность в (победу — победе) дела мира7. 4. К концу года правление фонда должно будет отчитаться (о — в) про- деланной работе7. 5. Астрономы с большим интересом наблюдали (за солнечным затмением — солнечное за- тмение) 8. 6. Мальчик бросил (камень — камнем) в во- ду8. 7. (Чем я обязан такому лестному отзыву — чему я обязан таким лестным отзывом) о моей работе9. 8. Необходимо своевременно обеспечить (школам по- требное количество — школы потребным количест- вом) топлива на зиму9. 9. Успокойтесь, выпейте (воду — воды)10. 10. Главный герой повести в течение несколь- ких месяцев безуспешно ищет (работу — работы.)11. 11. (В целях дальнейшего улучшения качества про- дукции — чтобы улучшить качество продукции) за- водская лаборатория должна будет провести испытания новых синтетических материалов12. 12. Проверка (дека- ната — деканатом) условий жизни студентов в обще- житии института выявила ряд недостатков13. 13. Наш преподаватель организовал и руководит кружком люби- телей родного языка14.

 

Date: 2015-07-25; view: 947; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию