Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические концепции финансов: воспроизводительная и распределительная





Распределительная концепция финансов изначально была сформулирована на Западе.К советской действительности ее адаптировал В.П.Дьяченко.Современные приверженцы – Лушин, Дробызина, Родионова.

Распределительная концепция финансов реализуется в их распределительной функции. Ее суть: распределение и перераспределение ВВП и национального дохода происходит с помощью финансов.

Распределительная функция финансов обеспечивает

— первичное распределение стоимости продукта;

— формирование первичных доходов;

— денежные поступления в различные экономические секторы;

— денежные поступления в бюджетные и внебюджетные фонды, собственникам и участникам факторов производства;

— образование и распределение прибыли предприятия;

— использование амортизационного фонда.

В распределение вовлекается и доля национального богатства страны.К нему обращаются тогда, когда нужно перераспределить накопленный раньше производственный потенциал, возместить ущерб после катастроф и т.п.

Распределительная функция неразрывно связана с воспроизводственным процессом. Благодаря ей реализуются следующие задачи:

— возмещение использованных средств производства;

— формирование фондов целевого назначения (для развития производственных фондов, стимулирования трудовой активности и т.п.);

— образование доходов;

— аккумулирование ресурсов для реализации общегосударственных целей (внутриотраслевое и межрегиональное распределение средств, развитие социально-культурной сферы).

Таким образом, распределительная концепция финансов связывает их возникновение и функционирование со стадией распределения в процессе общественного воспроизводства.

 

3) Функции финансов:

Аккумулирующая (или накопительная) функция финансов выражается через процесс образования денежных средств, необходимых для функционирования любой хозяйственной системы.

Распределительная

Регулирующая

Контрольная

Стимулирующая

Распределительная функция финансов выражается через процесс использования раннее мобилизованных денежных средств для удовлетворения соответствующих целевых потребностей хозяйственной системы в финансовых ресурсах.

На уровне мировых финансовых отношений - при осуществлении финансовых программ межнациональных финансовых институтов.

На уровне государственных финансов - при использовании расходной части бюджета.

На уровне субъекта хозяйствования - при распределении полученной прибыли.

На уровне частных финансов - при распределении доходов домохозяйств.

Контрольная функция финансов выражается через финансовый контроль за количественными и качественными параметрами процессов как мобилизации, так и использовании финансовых ресурсах.

Контрольная функция финансов реализуется через:

Финансово-хозяйственный контроль на отдельных предприятиях, на основе выполнения хозяйственных договоров, осуществления коммерческого расчета.

Финансово-бюджетный контроль, при выполнении налоговых платежей и выполнении финансирования из бюджетных ресурсов.

Кредитно-банковский контроль, при использовании кредитования и денежных расчетов.

 

Контрольная и распределительная функция финансов реализуется через финансовый механизм.

Финансовый механизм - это:

Совокупность организационных форм финансовых отношений в экономике.

Порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Методы бюджетного планирования

Формы управления финансовыми и финансовой системой

Финансовое законодательство.

 

Регулирующая функция финансов тесно связанна с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.

На микроуровне эта функция стимулирует его деятельность, создавая различные фонды, которые способствуют улучшению качества производственного процесса, увеличению его объема, улучшению материального положения работающих.

На микроуровне - эта функция, используя государственные расходы, налоги, гос кредит, достигают таких же результатов.

 

4) Финансы, их роль и функции в процессе общественного воспроизводства.

Финансы представляют собой экономическую категорию существующих в различных общественно-экономических формациях.Они имеют единую абстрактную сущность во всех формациях, но в каждой из них принципиально новое содержание.Сущность финансов их роль в общественном воспроизводстве определяется экономическим строем, обществом, природой и функциями государства.

Первые финансовые отношения возникли с разделением общества на классы и появлением государства, с разделением казны на две основные части, одной из которых стал бюджет.

Термин «финансы» происходит от латинского «денежный платеж», что говорит о том, что в основе любых финансовых отношений лежат деньги, однако финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.Деньги – это особый товар служащий всеобщим эквивалентом и используемый для соизмерения стоимостей товара.Деньги составляют материальную основу финансов.

ФИНАНСЫ – определенные экономические отношения, возникающие в момент движения денег.Однако не все денежные отношения могут рассматриваться как финансовые.Финансы выражают лишь такие денежные отношения, которые связаны с формированием и использованием фондов денежных средств, т.е.централизованных и децентрализованных.

Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства органов местного самоуправления, являются централизованные, а денежные фонды создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов являются децентрализованными.

ФИНАНСЫ – это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Из вышесказанного выделим основные признаки финансов:

1)это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств;

2) это экономический инструмент распределения и не распределения ВВП и основной её части национального продукта;

3)это основное средство контроля формирования, распределения и использования фондов денежных средств.

Главное назначение финансов:

1) Обеспечить потребности государства и хозяйственных субъектов в денежных средствах путем образования денежных доходов и фондов;

2) Контроль за формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения:

- между предприятиями и вышестоящими организациями;

- между предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей при реализации продукции;

- между предприятиями и государством при уплате налогов; - между населением и государством при уплате налогов;

- между отдельными звеньями бюджетной системы.

 

5) Роль финансов в распределении и перераспределении валового общественного продукта.

Отсюда, важным признаком финансов является распределитель­ный характер финансовых отношений. Но разнообразие распредели­тельных отношений приводит на второй стадии воспроизводственного процесса к образованию и других экономических категорий: прибыль, кредит, заработная плата, цена. Финансы же существенно отличаются от других указанных категорий, функционирующих на стадии стоимо­стного распределения.

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости обществен­ного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денеж­ных доходов и накоплений. Например, это фонды оборотных средств, амортизационный фонд, отчисления на социальное страхование, фонд

оплаты труда, прибыль.

В дальнейшем происходит процесс перераспределения упомяну­тых элементов стоимости в соответствии с установленными пропор­циями, определяемыми нормативами распределения.

Часть полученного дохода или прибыли отчисляется в распоря­жение государства для формирования его централизованных фондов, другая часть остается у производителя и используется по его усмотре­нию.После этого сформированные фонды денежных средств подвер­гаются перераспределению, дроблению или, наоборот, укрупнению в зависимости от целевого назначения средств, адресному их направле­нию или использованию в процессе кругооборота производственных и непроизводственных фондов.

Значительная часть стоимости, созданная в материальном произ­водстве, передается на общегосударственные нужды и, получив само­стоятельное движение в денежной форме, включается в сферу финан­совых отношений государства в качестве государственных доходов.

Помимо отчислений от доходов первичных звеньев экономики государство мобилизует часть средств населения в форме налогов, добровольных платежей, займов, лотерей, сбережений, хранящихся в банках с государственным участием.

Часть средств поступает от государственных, кооперативных, общественных предприятий и организаций и населения в фондовой и не фондовой форме в виде разных платежей, отчислений, сборов.

 

Понятие, источники их формирования и виды финансовых ресурсов.

Материальным вещественным выражением финансов выступают финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы в отличие от финансов являются реальной категорией. В учебной литературе так же даются различные толкования финансовых ресурсов. Впервые оно было введено при составлении первого 5 летнего плана СССР, когда был составлен баланс финансовых ресурсов страны.
Признаки финансовых ресурсов:
1. всегда являются денежными средствами, но не все денежные средства являются финансовыми ресурсами.
2. финансовые ресурсы всегда имеют собственника или лицо которое распоряжается ими.
3. целевая направленность то есть конкретное использование финансовых ресурсов на определенные цели (расширение воспроизводства, материальное стимулирование, социальные нужды, оборудование, управление и тд.).
Таким образом финансы ресурсы - денежные поступления, доходы, накопления, находящиеся в собственности либо в распоряжении хозяйственных субъектов, государства, граждан, аккумулируемые в различных фондах денежных средств, как централизованных так и децентрализованных и использование в соответствии с их целевым направлением.
Объем, состав и структура финансовых ресурсов определяются государством и устанавливаются в ходе разработки финансовой политике, законодательно закрепляется в определенных НПА.
Важный законодательный акт в котором закрепляется объем обще государственных финансовых ресурсов на конкретный год - закон о бюджете РБ.
Формы мобилизации финансовых ресурсов так же устанавливаются государством и они постепенно изменяются и совершенствуются в зависимости от объективных экономических условий, стратегических и тактических задач финансовой политики государства.
Важнейший источник финансовых ресурсов государства стоимость ВВП. От объема созданного ВВП в первую очередь и зависят объемы мобилизуемых финансовых ресурсов. Таким образом объем финансовых ресурсов зависит от масштабности и эффективности процесса производства.
Величина финансовых ресурсов инвестируемых в производство будет оказывать непосредственное влияние на темпы его роста и эффективности.
Источники финансовых ресурсов государства:
- ВВП
- часть национального богатства государства
- поступления от внешней экономической деятельности
Виды финансовых ресурсов - материальное выражение конкретных форм финансовых отношений:
1. Налоги
2. Не налоговые доходы
3. Другие платежи, уплачиваемы ЮЛ и ФЛ в общегосударственные фонды денежных средств
4. АО
5. Прибыль хозяйственных субъектов
6. страховые взносы по социальному страхованию имущественному, личному и другим.
7. государственные займы: внутренние и внешние
8. доходы от приватизации государственной собственности
Формирование и использование финансовых ресурсов может осуществляться как в фондовой так и не в фондовой форме.
Фондовая форма характерна для движения финансовых ресурсов на макроуровне.

 

Характерные черты финансовых фондов:
- являются обособившейся частью в общем объеме денежных средств субъекта
- имеют относительную самостоятельность движения
- всегда имеют целевое назначение, причем цели могут быть широкие или узкие
На микро уровне финансовые ресурсы могут проявляться как фондовые так и вне фондовой форме. В отличие от макро уровня, реализация фондовой формы движения финансовых ресурсов менее регламентирована.
Предприятия могут формировать фонды накопления, потребления, резервные фондов, если это предусмотрено их учредительными документами. В тоже время есть обязательные фонды:
- Фонд заработной платы
- амортизационный фонд
Не фондовой форме предприятия используют финансовые ресурсы в первую очередь на выполнение финансовых обязательств перед государством, учреждениями банковской системы, страховыми организациями.
Все финансовые ресурсы государства, в зависимости от того в чьей собственности они находятся, делятся на 2 группы:
- централизованные (общегосударственные)
- децентрализованные (финансовые ресурсы предприятий и организаций)

Понятие финансовой системы. Сферы и звенья финансовой системы

Финансовая система – это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных между собой.

Звенья финансовой системы.

1. Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов.

Уровни бюджетной системы:

1) федеральный бюджет плюс бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов Федерации плюс бюджеты государственных территориальных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты. Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются в друг друга.

В состав бюджетной системы входят государственные внебюджетные фонды. Внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом.

2. Государственный кредит. Между государством и юридическими и физическими лицами могут складываться определенные экономические отношения, в которых государство выступает как заемщик, кредитор, или гарант. Государственный кредит совмещает особенности и финансов, и кредита. Как звено финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование централизованных денежных фондов. Как финансовая категория государственный кредит выполняет распределительную и контрольную функции. Проводя ту или иную финансовую политику, государство использует государственный кредит как инструмент регулирования экономики. Выступая на финансовом рынке как заемщик, государство увеличивает спрос на заемные средства и этим способствует росту цены кредита, что сокращает инвестиции в производство, но стимулирует накопления в форме приобретения государственных ценных бумаг.

3. Децентрализованные финансы:

1) финансы организаций – это система денежных отношений, связанная с созданием и использованием различных видов доходов и накоплений хозяйствующего субъекта;

2) финансы домохозяйств – это экономические отношения, осуществляемые отдельными членами домашнего хозяйства по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств в процессе своей деятельности в целях обеспечения своих потребностей.

4. Фонды страхования.

Страхование – это совокупность замкнутых перераспределительных отношений по формированию и использованию целевых денежных фондов для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещение им материального ущерба в связи с последствиями страховых случаев.

Фонды страхования – страховой рынок – особая форма организации страховых отношений, при которой происходит купля-продажа страховых услуг как товара, формируется спрос и предложение на них.

 

Типы финансовых систем.

Финансовая система – совокупность способов накопления финансовых ресурсов, включающая соответствующие учреждения (государственные финансовые органы, соответствующие службы предприятий и учреждений, банки, налоговые службы и т.п.)

Банковский тип, при котором ключевую роль в процессе перераспределения НД играют коммерческие банки и другие ссудно-сберегательные учреждения.

Рыночный тип, при котором аналогичную роль в перераспределении национального дохода выполняют предприятия, способные к эмиссии, то есть фирмы, концерны, корпорации, в ценные бумаги которых вкладывает свободные финансовые ресурсы значительная часть юридических и физических лиц.

Бюджетный тип, при котором наибольшая часть финансовых ресурсов общества в централизованном порядке перераспределяется государством через систему бюджетов и внебюджетных фондов.

 

Содержание и значение финансовой политики.

Успешное функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их реализации в соответствии с целями экономического развития.

Изменение цели развития экономики обусловливает необходимость изменения финансовых отношений в ее отраслях, сферах деятельности, пересматриваются источники формирования финансовых ресурсов и формы их использования. В этих условиях государство вырабатывает соответствующую финансовую политику, представляющую собой совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами с целью определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства.

Субъектами финансовой политики являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства. Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.

Содержание финансовой политики раскрывается в ее структурных элементах, к которым относятся:
- выработка научно обоснованной концепции развития финансов;
- определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;
- разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов на перспективу.

 

Типы финансовой политики.

Выделяют три основных типа финансовой политики:

1) классическая;

2) регулирующая;

3) планово-директивная.

До конца 20-х гг. прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, что позволяло создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Система управления финансовой деятельностью сосредоточивалась, как правило, в министерстве финансов.

Переход к регулирующей финансовой политике в западных странах осуществлялся в конце 20-х гг. прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В ее основу вначале была положена экономическая теория Дж. Кейнса и его последователей. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог. Большое внимание уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов.

В 70-е гг. в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему. Ставится задача сокращения налогов и уменьшения степени прогрессивности обложения.

Date: 2015-07-27; view: 5189; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию