Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие теории и практики управления в России: 19-20 вв., менеджмент в России начала 21 в., факторы и тенденции его развития





Рубрика: Лекции

Периоды развития наука управления в России. Современный российский менеджмент.

В России наука управления развивалась периодами:

  • до 19 века (основание – слияние областей, земель, княжеств, образование единого общенационального рынка; А.Л.Ордин-Нащеки н, ок. 1605-1680 гг. – реформатор, сторонник идеи местного самоуправления; Петр I – учрежден Сенат; И.Т.Посошков, 1652-1726 гг. – меркантилист, эффективное управление и наличие справедливых законов воспринимал как богатство; В.Н.Татищев, 1686-1750 гг. – главный источник богатства страны – торговля, превышение экспорта над импортом; М.В.Ломоносов, 1711-1765 гг. – выработаны подходы к экономической политике, внедрение идеи замены рабочих машинами; М.М.Сперанский, 1772-1839 гг. – предложил сословно-коллегиальный принцип организации власти, чтобы снизить злоупотребления в государственном аппарате; Н.С.Мордвинов, 1754-1845 гг. – автор идеи промышленного протекционизма и управления финансами, поддерживал идею Смита о разделении труда, критиковал догматический подход);
  • промышленный переворот в конце 30-х начале 40-х годов 19 в. (переход от мануфактуры к фабрике, замена ручного труда машинным, техническая перестройка, формирование пролетариата и крупной буржуазии);
  • вторая половина 19 в. (С.Ю.Витте, 1849-1915 гг. – автор денежной реформы в России — 1928 г., дифференцированных тарифов на железнодорожные перевозки; П.А.Столыпин, 1862-1911 гг. – автор серии реформ, выступал против хаоса, беззакония, коррупции, взяточничества, защищал идею обеспечения трудолюбивого крестьянина землей);
  • начало 20 в. (период «военного коммунизма», широкое распространение в России процессов индустриализации и коллективизации, «великой чистки и террора», распространение НЭПа и НОТ; деятельность Н.А.Витке – крупный организатор НОТовского движения в России, представитель социального направления в отечественной науке управления; А.К.Гастева – директор ЦИТ, автор концепции «трудовые установки», «узкой базы», «узкого места»; А.А.Богданова-Малиновского – автор понятий «организованность» и «дезорганизованность», идеи развития системного подхода и тектологии – науки об общих принципа организации, директор института переливания крови; О.А.Ерманского – создатель теории социалистической рационализации, разработчик принципов «положительного подбора», «организационной суммы» и «оптиума»; «основной закон организации – организационная сумма больше арифметической суммы сил, ее составляющих», «оптиума – нахождение коэффициента рациональности путем сопоставления проделанной работы затраченным силам»; др.);
  • расцвет 20 в. (центральное звено управления в России — планирование; первая и вторая всероссийские конференции 1921 г. и 1924 г. о НОТ; укрепление идеи рационализации труда; деление на тейлористов – В.И.Ленин, И.Каннегисер, Н.Гредескул, П.М.Керженцев — и антитейлористов – О.А.Ерманский, В.М.Бехтерев, Л.В.Грановский; развитие школ НОТ — «платформа 17-ти», «группа 4-х»; реформы Н.С.Хрущева – 1953-1965 гг. и провозглашение принципа сочетания отраслевого и территориального аспектов управления; 1967 г. — выделение основных функций НОТ: экономической, психофизиологической, социальной и определение основных задач НОТ: рациональное разделение труда и кооперация, подбор, подготовка и расстановка кадров, обслуживание рабочих мест, внедрение передовых методов и приемов труда, нормирование труда, выбор методов и форм материального и морального стимулирования, улучшение условий труда, укрепление дисциплины труда; экономическая реформа 1979 г. – понятие о норме и нормировании труда);
  • современный этап (события августа 1991 г. и завершение социалистического этапа общественного развития; развитие рыночных отношений; разработка теорий «7S», «Z», «хаоса»; развитие идей системного подхода, инноваций, интеграции, интернационализации, развитие информационных систем, экономико-математических методов, формирование нового типа руководителей «менеджер-профессионал», понятий «стратегические» и «тактические» цели управления; достижение рационального сочетания рынка и государственного регулирования в менеджменте, постоянная корректировка целей как реакция на изменения внешней среды, тщательный анализ альтернативных вариантов управленческого решения).

Современный российский менеджмент сформировался в условиях перехода от чрезмерно централизованной, плановой экономики к рыночной. Некоторые черты командно-административной системы управления были естественно унаследованы.

Особенности современного российского менеджмента:

  • преобладание вертикальных отношений в организациях, формальных связей, пирамидальных (линейных) иерархических структур;
  • преобладание административного принципа управления;
  • делегирование полномочий осуществляется упрощенно, ограниченно;
  • слепое копирование западных моделей менеджмента, отсутствие в управлении гибкости, правовой компетентности;
  • привычка надеяться на помощь;
  • игнорирование этики управления.
Основные положения школы "научного менеджмента" (Принципы Ф. Тейлора)
Первые попытки теоретического обобщения накопленного опыта были ответом на потребности развития в условиях промышленной революции. Механизация производственных процессов, развитие инфраструктуры (железнодорожный транспорт, телеграфная и телефонная связь) способствовали росту размеров предприятий. В ситуации ненасыщенных рынков ключевым фактором успеха функционирования предприятия являлись объемы продаж и доступность цены. Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации труда и производства, в четкой и взаимосвязанной работе подразделений и служб. Именно поэтому управление мощными корпорациями, ориентированными на рынки большой емкости, с позиций эффективного распределения и использования ресурсов, в том числе и человеческих, стало основной проблемой менеджмента на рубеже XIX и XX вв. У истоков школы "научного менеджмента" стояли Ф. Тейлор, супруги Ф. и Л. Гилберты, Г. Гант. Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки управления был сделан американским инженером Ф. Тейлором (1856-1915), который возглавил движение научного управления. Областью профессиональных интересов стала проблема роста производительности труда в организации. Основные труды Ф. Тейлора: · "Управление фабрикой", 1903 г. · "Принципы научного менеджмента", 1911 г. В них были сформулированы методы научной организации труда, основанные на анализе рабочего времени и рабочих движений, стандартизации приемов и орудий труда. Эффективность совместного труда в организации рассматривалась с позиций затрат времени и движения. Расчленение работы на автономные, полностью программируемые элементы и последующее оптимальное объединение их в единое целое - обязательные условия, которые в соответствии с концепцией школы научного управления формируют высокопроизводительную организацию. Тейлор утверждал, что менеджмент - это истинная наука, базирующаяся на определенных законах, правилах и принципах. Их правильное использование позволяет решить проблему роста производительности труда. Если на научной основе отобрать людей, обучить их, применяя прогрессивные методы, активизировать их деятельность с использованием различных стимулов и соединить воедино работу и человека, тогда можно получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Его основная заслуга в том, что он: · разработал методологические основы нормирования труда; · стандартизировал рабочие операции; · внедрил в практику научные подходы подбора и расстановки кадров; · разработал методы стимулирования труда рабочих; · добился признания того, что работа и ответственность делятся между рабочими и менеджерами почти поровну. 1. Авторы теории "научного менеджмента" полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь более эффективного их выполнения (анализ содержания работы и определение ее компонентов). 2. Учет человеческого фактора. Важным вкладом явилось систематическое использование стимулирования с целью заинтересованности работников в увеличении производительности труда и объемов производства. Предусматривалась также возможность необходимого отдыха и неизбежных перерывов в производстве. Это давало руководству возможность устанавливать нормы выработки и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум. 3. Научное управление также выступало в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от физического выполнения работы. Тейлор и его современники признавали, что работа по управлению - это определенная специальность, и что организация выиграет, если каждая группа сотрудников сосредоточится на том, что она делает лучше всего. Раньше рабочие сами планировали свою работу. Благодаря концепции научного менеджмента управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители, практики и ученые увидели, что методы и подходы, применяемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике реализации целей предприятия.  

Теории мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере их предмет сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка понять, что побуждает человека к деятельности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория ERG (потребностей существования роста и связей), разработанная К. Альдерфером, теория приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда, теория двух факторов Ф. Герцберга, теория ожиданий В. Врума, модель Портера-Лаулера.

Date: 2015-07-27; view: 905; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию