Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и социальной политики РБ





Бюджетно-налоговая политика в Республике Беларусь как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.

Приоритетами налоговой политики Республики Беларусь по-прежнему остаются дальнейшее упрощение налоговой системы, снижение налогового давления на экономику и улучшение налогового администрирования.

Реализация намеченных подходов осуществляется по следующим конкретным направлениям:

снижение ставок по следующим платежам в бюджет: сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; налога на приобретение автомобильных транспортных средств; местного налога на услуги;

установление единой ставки местного налога с продаж товаров в розничной торговле на отечественные и импортируемые товары;

исключение из объекта обложения налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов и распространение этого налога только на здания и сооружения.

Существенные преобразования предусмотрены по налогообложению доходов граждан.

Продолжается совершенствование механизма взимания и уплаты основных применяемых налогов и сборов (НДС, налоги на прибыль и доходы, экологический налог).

Были снижены ставки налога при упрощенной системе налогообложения; значительно расширены критерии по валовой выручке, дающие право на ее применение; расширены сферы действия пониженных ставок за счет распространения их на всю территорию сельской местности; установлены ежеквартальные сроки подачи налоговых деклараций и уплаты налога для плательщиков, применяющих упрощенную систему без уплаты НДС; усовершенствована методика определения средней численности организаций; конкретизированы иные элементы упрощенной системы налогообложения.

Завершающим этапом формирования налоговой системы Республики Беларусь является вступление в силу с 1 января 2010 года Особенной части Налогового кодекса. По сути, Особенная часть представляет собой свод налоговых законов, но созданный не путем простого объединения в одном документе ранее действовавших актов, а с одновременным их совершенствованием.

Налоговый кодекс Республики Беларусь стал единым, комплексным актом, который собрал воедино все то, что связано с налогообложением, начиная от правил установления налогов и заканчивая порядком осуществления налоговых проверок и обжалования действий налоговых органов, и обеспечил прозрачный и стабильный механизм налогообложения.

В условиях мирового финансового кризиса бюджетная политика Беларуси направлена на обеспечение устойчивости и бездефицитности бюджетов всех уровней.

Концентрация финансовых ресурсов осуществляется в первую очередь на приоритетных государственных программах. Это позволяет выполнять гарантированные государством социальные обязательства перед гражданами, не допуская дестабилизирующего воздействия на реальный сектор экономики и банковскую систему.

Значительную часть в государственной казне, как и прежде, составляют расходы на выполнение государственных социальных стандартов, пенсий, стипендий, социальных пособий и других выплат социального характера. При этом упор делается на адресную социальную поддержку.

Основными направлениями бюджетной политики стали:

развитие и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования на всех уровнях бюджетной системы;

переход бюджетов всех уровней к среднесрочному финансовому планированию;

совершенствование межбюджетных отношений;

формирование реестра расходных обязательств бюджетов (перечня нормативных правовых актов и расходов на их реализацию);

оптимизация состава распорядителей бюджетных средств исходя из выполнения ими государственных функций;

приведение бюджетной классификации и бюджетного учета в соответствие с международными стандартами.

В прогнозируемом году основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является выход экономики страны на траекторию устойчивого сбалансированного экономического роста, активизация процессов модернизации, структурной перестройки национальной экономики и повышение на этой основе ее конкурентоспособности.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь как неотъемлемая часть общегосударственной социально-экономической политики имеет многофункциональную природу. Она должна способствовать решению различных задач — общих, возникающих в контексте развития страны и макроэкономической ситуации, и специфических, связанных с особенностями банковского сектора, обеспечивающего сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса.

Реализация самостоятельной денежно-кредитной политики Республики Беларусь де-факто началась в 1993 г., а де-юре — в 1994 г.

1990-е годы были периодом перехода от командно-административной системы к рыночным принципам ведения хозяйства, либерализации ценообразования и внешнеторговой деятельности, периодом становления и формирования национальной монетарной системы, создания ее организационного, технического и кадрового потенциалов. За эти годы были решены многие сложные проблемы: преодоление гиперинфляции, неконтролируемой девальвации, административного определения обменного курса и др.

Денежно-кредитное регулирование осуществляется посредством процентной политики Национального банка (регулированием учетной ставки, ставки рефинансирования, ломбардной ставки, депозитной ставки), политикой резервирования (установлением Национальным банком норм обязательных резервов коммерческих банков), операциями на открытом рынке, рефинансированием банков и валютным регулированием.

При этом рыночно ориентированные методы и инструменты денежно-кредитного регулирования все больше заменяют административные методы. В 1998—1999 гг. преобладало жесткое и последовательное проведение государством административных принципов прямого директивного управления денежным рынком. Был введен режим множественности курса рубля, валютный рынок начал дробиться на не связанные друг с другом сегменты. Проникновение иностранных банков на межбанковский рынок было сначала ограничено, а затем запрещено. Последствия директивного управления были негативны.

С начала 2000 г. Национальный банк стал проводить умеренно жесткую денежно-кредитную политику. Используя инструменты эмиссионной, процентной и валютной политики, он ужесточил ограничения в денежной сфере, ориентировал субъектов экономики на преимущественное использование рубля на внутреннем рынке страны. Темпы эмиссии Национального банка (прирост рублевой денежной базы) и СДМ (совокупной денежной массы) были поставлены под более жесткий контроль. В результате этих мер изменилась экономическая среда для банков, фирм и граждан, что изменило приоритеты их поведения в денежно-кредитной сфере.

Фактически современный этап денежно-кредитной политики Республики Беларусь начался в 2000 г., его главная цель — обеспечение стабильного и предсказуемого обменного курса белорусского рубля. При этом в тактическом плане политика направлена на постепенное и последовательное снижение темпов девальвации рубля, но не на его жесткую фиксацию.

Новые подходы к денежно-кредитному регулированию, стратегические установки и тактические решения вырабатываются и выполняются в рамках реализации долгосрочной Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001 — 2010 годы и ежегодно разрабатываемых Национальным банком во взаимодействии с Правительством Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь, которые утверждаются Президентом страны. В свете Концепции основными целевыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики в 2001—2010 гг. и деятельности Национального банка являются:

• защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

• развитие и укрепление банковской системы;

• обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Эти цели были реально закреплены в Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2002—2004 годы. На их реализацию было направлено решение следующих задач:

• формирование динамики обменного курса белорусского рубля, адекватной макроэкономическим условиям, уровню производительности основных факторов производства и общей конкурентоспособности национальной экономики;

• обеспечение конвертируемости белорусского рубля по текущим операциям платежного баланса;

• развитие и укрепление банковской системы, прежде всего в части расширения ресурсной базы и повышения капитализации банков;

• повышение операционной эффективности автоматизированной системы межбанковских расчетов, ее надежности и безопасности.

Анализ кредитно-инвестиционной деятельности банков показывает, что тенденция опережающего роста долгосрочного кредитования экономики и населения по сравнению с ростом

объема инвестиций в основной капитал в целом приобрела устойчивый характер. Основными факторами роста объемов долгосрочных кредитов банков экономике и населению являются:

• увеличение ресурсной базы банков;

• сокращение доли проблемной задолженности;

• снижение процентных ставок по кредитам;

• рост поступлений валютной выручки на счета предприятий;

• высвобождение ресурсов банков в иностранной валюте (связанное с замещением средств в фондах обязательных резервов по привлечению ресурсов в СКВ средствами в белорусских рублях).

Достижение стратегических целей и задач денежно-кредитной политики должно осуществляться поэтапно, путем постепенного расширения сферы действия рыночных подходов к государственному регулированию денежно-кредитной сферы.

В период до 2010 г. предполагается решение следующих задач:

• недопущение годовой инфляции выше 5 %;

• создание третьего уровня кредитно-финансовых учреждений — специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений с ограниченными лицензионными полномочиями и без права ведения расчетных счетов юридических и физических лиц (инвестиционные, трастовые, ипотечные и т.д.);

• формирование золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем полное покрытие рублевой денежной базы.

В период после 2010 г. прогнозируется обеспечить:

• недопущение годовой инфляции выше 2—3 %;

• достижение свободной конвертируемости белорусского рубля на национальном и внешних валютных рынках.

Основной вектор преобразований денежно-кредитной сферы — переход к зрелым рыночным институтам и механизмам. Одновременно будет совершенствоваться методологическая база регулирования и надзора за банками, координация деятельности Национального банка с другими органами денежно-кредитного регулирования.

Социальная направленность нашего государства закреплена в Конституции. На современном этапе социальная политика имеет ряд особенностей, которые обусловлены:

переходным периодом страны;

наличием трудностей в экономике, что снижает возможности реализации социальной политики;

изменением демографической ситуации.

С учетом этих обстоятельств были осуществлены на уровне государства изменения в социальной политике. Они выразились в упорядочении социальных льгот и усилении адресной социальной помощи. Социальная политика связана, прежде всего, с реализацией функций социальной защиты. Она выражается в помощи одиноким гражданам пожилого возраста, которая осуществляется территориальными центрами обслуживания населения:

Создание сети интернатов для престарелых и инвалидов.

Поддержка ветеранов войны и труда.

Поддержка инвалидов.

Политика в сфере занятости населения.

Развитие пенсионной системы.

В нашей стране реализуется и функция социального развития, которое находит свое выражение в совершенствовании здравоохранения, дошкольных учреждений, системе образования, культуры, науки, спорта.

Содержание, цели и показатели экономического роста. Устойчивый экономический рост.

Экономический рост - процесс, характеризующийся увеличением массы создаваемых потребительных стоимостей (или благ) в национальной экономике в связи с ростом объемов или структуры общественных потребностей.

Цели экономического роста:

1) увеличение предложения товаров и услуг производственного и непроизводственного (личного) назначения, что означает насыщение внутреннего рынка, увеличение экспорта, расширение ассортимента, снижение цен;

2) увеличение доходов населения, что повышает совокупный спрос на товары и услуги непроизводственного назначения, который, в свою очередь, стимулирует развитие предприятий и отраслей, работающих на население (легкая, пищевая отрасли, сельское хозяйство и т.п.);

3) увеличение доходов хозяйствующих субъектов, что означает повышение совокупного спроса на товары и услуги производственного назначения, что, в свою очередь, стимулирует развитие соответствующих производств.

Таким образом, конечная цель ЭР – увеличение потребления, что обеспечивает достойную жизнь населению и динамику экономике.

Следует различать как количественные, так и качественные показатели экономического роста. Общепринятой количественной мерой экономического роста являются показатели абсолютного прироста или темпов прироста реального объема выпуска в целом или на душу населения:

где t — индекс времени.

ба показателя дополняют друг друга. Динамика и темпы роста реального ВВП характеризуют общие масштабы национальной экономики, изменение ее доли в системе мирового хозяйства, но ничего не говорят о жизненном уровне населения. Показатель реального ВВП, деленный на численность населения (ВВП на душу населения) даст представление и о темпах экономического роста, и об изменении в этой связи благосостояния населения. Сведения о динамике производства в расчете на душу населения применяются для характеристики уровня жизни и его сравнения с уровнем жизни в других странах.

Кроме общих показателей экономического роста (ВВП и ВВП на душу населения) используют ряд частных показателей. Важнейший частный показатель экономического роста — производительность труда, чаше всего измеряемая как производство продукции за один час. Производительность труда в общем виде характеризуется соотношением объема произведенной продукции и затратами трудовых ресурсов. Измеряется она отношением выпуска продукции (в масштабах страны — национального дохода) к затратам живого труда. Показатель, обратный производительности Труда, - Трудоемкость продукции. Трудоемкость — затраты рабочего времени на производство единицы продукции. Изменение трудоемкости тесно связано с производительностью труда, что описывается следующими формулами:

где ΔПТ — прирост производительности труда к базовому уровню, %; ΔТ — изменение трудоемкости продукции по сравнению с базовым уровнем, %.

Для характеристики экономического роста используется также показатель фондоотдачи, характеризующий производительность капитала. Фондоотдача — отношение произведенного продукта к затратам капитала. Показатель, обратный фондоотдаче, — капиталоемкость продукции. Капиталоемкость — соотношение, показывающее, какое дополнительное количество капитала необходимо для производства единицы продукции.

Кроме количественных, используются и качественные показатели экономического роста, характеризующие его социальную направленность. Это показатели динамики свободного времени населения, степени социальной защиты населения, развитости социальной инфраструктуры, роста инвестиций в человеческий капитал и пр.

Следует иметь в виду, что между темпами экономического роста и повышением его качества существуют определенные противоречия. Так, например, темпы роста окажутся выше, если будет увеличена продолжительность рабочего дня или рабочей недели. Но при этом сокращаются ресурсы свободного времени населения. С другой стороны, скажем, улучшение условий труда требует дополнительных затрат на совершенствование эргономических характеристик рабочих мест, установку средств очистки воздуха в производственных помещениях от пыли и газа, снижение чрезмерного шума и вибрации и т. д. И хотя подобные меры, как правило, способствуют определенному повышению производительности труда, однако в целом связанные с этим издержки не дают немедленной экономической отдачи и сдерживают темпы экономического роста.

Устойчивый экономический рост — положительная динамика макроэкономических показателей без значительных колебаний в их значениях на протяжении долго периода времени, при росте этих показателей постоянными и пропорциональными темпами.

 

 

Date: 2015-07-27; view: 4459; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию