Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Роль банковской системы в создании денег. Денежный мультипликатор. Равновесие денежного рынка





Банковская система – функциональная подсистема рыночного хозяйства, управляющая развитием денежного рынка.

В мире известно несколько типов банковских систем: 1) двухуровневая банковская система; 2) централизованная монобанковская система; 3) децентрализованная банковская система (Федеральная резервная система США), включающая в себя несколько национальных банков (12 федеральных банков в США) в различных регионах страны.

Наиболее распространена двухуровневая банковская система, состоящая из Центрального банка (первый уровень), коммерческих банков и специализированных кредитно-финансовых учреждений (пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные компании, ссудно-сберегательные ассоциации и т.п.) – второй уровень.

Основные задачи Центробанка: - обеспечение стабильности национальной валюты; - проведение государственной политики в области кредита, денежного обращения, расчетов и валютных отношений; - содействие государственному контролю за коммерческими банками и небанковскими организациями.

Основные функции Центробанка: осуществляет эмиссию денег и организацию их обращения; выступает кредитором в последней инстанции; является центральной кассой хозяйственных платежей; обеспечивает контроль за деятельностью коммерческих банков.

Коммерческие банки – второй уровень банковской системы. Это кредитные учреждения универсального характера. Основные их функции: - принимают и размещают денежные вклады; - привлекают и предоставляют кредитные средства; - осуществляют расчеты по поручению клиентов и банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание.

Основные операции банка делятся на пассивные и активные. Пассивные операции – это привлечение денежных ресурсов. Результатом проведения пассивных операций банка является формирование банковских ресурсов, которые отражаются в пассиве баланса банка. Источниками банковских ресурсов могут быть собственные, заемные и привлеченные средства (вклады клиентов). Активные операции – это размещение денежных ресурсов: ссудные (учетно-ссудные), расчетные, кассовые, инвестиционные операции, фондовые операции с ценными бумагами и т.д.

Балансовый отчёт коммерческого банка - это перечень активов и требований к коммерческому банку, который отражает финансовое положение банка в определённое время.

Существует понятие задолженности банка. У платежеспособного банка величина активов равна или больше его задолженностей. Задолженности – это размещенные в банке депозитные суммы, которые он обязан вернуть по первому требованию клиента. Банк должен быть ликвидным. Если банк хранит все депозиты в виде денежных купюр (банкноты), то он является абсолютно ликвидным. Но такое хранение невыгодно, так как не приносит дохода. Чем выше ликвидность банка, тем ниже его доходы.

Кроме того, всякие денежные средства у банка представляют собой: наличные + депозиты, часть средств идёт в виде резервов.

Денежная база (МВ) – это наличные + резервы: MB = CU + RE, резервная норма: r = RE/D.

Денежный мультипликатор – это числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз возрастет или сократится денежное предложение в результате увеличения или сокращения вкладов в банковскую систему на одну денежную единицу, либо отношение новых денег к общим резервам.

Равновесие денежного рынка. Оптимальным для денежного рынка является равновесие между спросом на деньги и их предложением. Равновесие денежного рынка может нарушаться вследствие изменения, как предложения денег, так и спроса на деньги. Процентная ставка, реагируя на эти изменения, восстанавливает равновесие денежного рынка.

Таким образом, нарушения равновесия на денежном рынке приводят к колебаниям процентной ставки. Изменяясь, она влияет на спрос банков, населения на деньги и восстанавливает равновесие на рынке денег.

 

 

47. Финансовая система страны. Государственный бюджет: понятие, доходы и расходы.

Финансовая система —совокупность звеньев, взаимодействующих между собой и объединенных одной целью и определенной финансовой политикой государства. Через финансовую систему государство воздействует на формирование денежных фондов, используя налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит. Финансовая система Республики Беларусь — это совокупность взаимосвязанных между собой звеньев финансовых отношений, посредством которых государство планомерно образует, распределяет и использует соответствующие фонды денежных средств и выполняет, таким образом, общие задачи, определяемые финансовой политикой.

Финансовая система РБ включает в себя следующие сферы:

1. Общегосударственные (централизованные) финансы.

Централизованные финансы — экономические отношения, связанные с формированием и использованием денежных средств государства.

2. Финансы предприятий, учреждений, организаций (децентрализованные финансы).

Децентрализованные финансы — экономические отношения, связанные с кругооборотом денежных фондов хозяйствующих субъектов. Состав финансовой системы РБ характеризуется звеньями, которые выражают государственное устройство и экономические основы хозяйственной деятельности. Основные звенья — это государственный бюджет и финансы субъектов хозяйствования. Общегосударственные финансы представляют систему денежных отношений по формированию централизованных фондов денежных средств и их использованию для выполнения функций государства (социальных, экономических, политических) путем распределения национального дохода, созданного хозяйствующими субъектами. Выделяют два уровня централизации: республиканский и региональный.

Звеном финансовой системы является государственный бюджет. Через него государство концентрирует и перераспределяет значительную часть национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, содержания милиции, армии, органов государственной власти, управления и т.д. Немалое значение в составе общегосударственных финансов имеют внебюджетные фонды. Их наличие обусловлено ограниченностью бюджетных ресурсов и возможностью привлечения дополнительных средств на конкретные цели: социальные услуги населению, стимулирование развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечение дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики.

В любом обществе государство использует финансы для осуществления стоящих перед ним задач. Важную роль в реализации поставленных задач играет финансовая политика. Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий, направленных на формирование финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций. Для реализации финансовой политики используется финансовый механизм. Финансовый механизм — совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. Финансовый механизм включает в себя виды, формы и методы организации финансовых отношений, а также способы их количественного определения.

Финансовое право не имеет самостоятельного метода правового регулирования и использует административно-правовой метод или метод государственно-властных предписаний, для которых характерны империативный характер, неравное положение сторон. Один из участников в этих отношениях, выступающий от имени государства, наделен властными полномочиями относительно других участников. Однако, эти полномочия ограничены законом: последний наделяет вторую сторону правом защиты своих интересов в установленном порядке. Метод властных предписаний в основном распространяется на обязанности юридических и физических лиц уплачивать причитающиеся налоги.

Государственный бюджет – это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования денег.

Государственный бюджет является составной частью финансов и отражает их качественные признаки. Поскольку финансы представляют собой денежные распределительные отношения, то и бюджет – это совокупность денежных отношений, но более узкая.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть – на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и другими факторами.

Для обеспечения сопоставления показателей бюджетов всех уровней используется бюджетная классификация доходов и расходов.

Бюджетная классификация Республики Беларусь включает:

1. классификацию доходов;

2.классификацию расходов, в том числе функциональную, ведомственную, экономическую и программную классификацию расходов;

3.классификацию источников внутреннего финансирования дефицита;

4.классификацию источников внешнего финансирования дефицита;

5.классификацию видов внутреннего государственного долга Республики Беларусь и долгов органов местного управления и самоуправления;

6.классификацию видов внешнего государственного долга Республики Беларусь.

Доходы бюджета включают налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Все бюджетные расходы в зависимости от их роли в процессе общественного воспроизводства делятся на текущие и капитальные.

Не смотря на различия в структуре бюджетов различных государств правительство любой страны в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной, соответствие которых называется “балансом дохода”.

На практике в процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов могут иметь место сбалансированность доходов и расходов, превышение расходами размера доходов, так называемый «бюджетный дефицит», либо наоборот превышение доходами расходов («профицит»).

Дефицит (от лат. «Deficit» – недостает) – 1) убыток, превышение расхода над доходом; 2) недостаток, нехватка чего-либо.

Как финансовая категория дефицит бюджета выступает производным от государственного бюджета и выражает такое его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета.

Уровень бюджетного дефицита является одним из важнейших индикаторов состояния экономической конъюнктуры. По формуле (1) дефицит бюджета равен сумме совокупных государственных расходов за вычетом налоговых поступлений в бюджет:

 

D=( G + N + F ) – T (1)

где D – бюджетный дефицит,

G – сумма закупок товаров и услуг,

N – выплата процентов по государственному долгу,

F – общий объем социальных выплат,

Т – налоги.

Бюджетный дефицит является проявлением кризиса государственных финансов. Однако следует учитывать, что в отличие от других внутренне присущих экономической системе отрицательных категорий (кризис, инфляция, безработица) дефицит бюджета может заключать в себе и некоторые позитивные импульсы, утрата которых подрывала бы способность системы к разрешению периодически обостряющихся в ходе ее развития противоречий.

Международной практикой определен оптимальный размер бюджетного дефицита, который не должен превышать 2-3 % ВНП или 5 % от национального дохода, или 8-10 % от расходной части бюджета.

К возникновению и росту бюджетного дефицита приводят:

• частые и продолжительные спады производства;

• чрезмерные социальные расходы: на социальное обеспечение и здравоохранение, на образование и создание новых рабочих мест, – безотносительно к динамике экономической эффективности;

• усиление влияния на финансовую систему страны экономико-политических циклов;

• расширение "теневой экономики" в результате, прежде всего, чрезмерно высоких налогов: нередко их рост, преследующий цель сокращения бюджетного дефицита, становится, напротив, фактором его роста.

• бюрократизация государственного управления, вызывающей рост непроизводительных управленческих расходов;

• увеличение затрат на обслуживание государственного долга, что формирует некий порочный круг: старый долг через рост расходов порождает новые долги государства;

• неудовлетворительная организация процесса налогообложения и негативное отношение к ней налогоплательщиков;

• милитаризация экономики: увеличение расходов на ведение "холодной" (гонки вооружений) или "горячей" войны (связанной с ведением активных военных действий).

Говоря о сущности дефицита важно уяснить, что речь идет не об арифметическом превышении расходов над доходами. Дефицит бюджета – это сложная финансовая категория, выражающая совокупность денежных отношений, возникающих в процессе перераспределения вновь созданной стоимости через бюджетную систему страны.

Таким образом, планирование и исследование государственного бюджета и его составляющих является важным направлением государственной экономики. Достижение такого состояния государственных финансов, при котором бы доходы равнялись расходам, является основной задачей всех государств. При этом необходимо учитывать, что в современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось с бюджетным дефицитом. И не всегда наличие дефицита бюджета свидетельствует об отрицательных ситуациях в экономике. Он не страшен в количественно допустимых границах. Однако количество не должно переходить в отрицательные качества и ложиться тяжким грузом на экономику страны и население, сопровождаться сокращением средств на выполнение социально значимых программ.

 

 








Date: 2015-07-27; view: 1359; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.007 sec.) - Пожаловаться на публикацию