Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»





к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

 

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» разработан Минюстом России совместно с Минкомсвязи России, Минэкономразвития России совместно с заинтересованными органами и организациями во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. № ВВ-П10-1516 межведомственной рабочей группой, созданной приказом Минюста России от 11 июля 2011 г. № 260.

Предлагаемый проект федерального закона направлен на установление правового режима электронного документа и обеспечение его юридической значимости в деятельности органов судебной власти, прокуратуры и нотариата, в том числе при оказании государственных услуг в электронном виде.

Проблема обеспечения юридической значимости электронных документов является особенно актуальной в связи с необходимостью создания единого пространства доверия электронной подписи для унифицированного оказания государственных услуг в электронном виде и обеспечения электронного взаимодействия органов государственной власти, судебной власти, органов прокуратуры, нотариата, а также формирования единого информационного пространства судов и нотариата.

Таким образом, в настоящее время назрела необходимость разработки законопроекта, который бы наряду с положениями, содержащимися в ранее принятых законодательных актах и сохраняющими свою актуальность, включал в себя новеллы правового регулирования, позволяющие в совокупности с прежними нормами создать современную и эффективную систему обеспечения юридической значимости электронного документа.

В Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы) законопроектом предлагается внести изменения, направленные на обеспечение нотариусов средствами электронной подписи за счет небюджетных средств нотариата России и позволяющие нотариусам принимать для совершения нотариальных действий электронные документы, в том числе являющиеся результатом оказания государственных услуг, а также представлять результаты совершения нотариальных действий в виде электронных документов.

Предоставление результатов нотариальных действий для оказания государственных услуг предполагается через Единую информационную систему нотариата Российской Федерации, в настоящее время работающую в экспериментальном режиме, дальнейшее функционирование которой будет обеспечиваться Федеральной нотариальной палатой в соответствии с Положением «О Единой Информационной Системе нотариата Российской Федерации» (ЕИС), утвержденным Правлением Федеральной нотариальной палаты (протокол № 07-2/09 от 22-23 июня 2009 г.).

Единая Информационная Система нотариата (далее – «еНот») была введена в эксплуатацию в июне 2006 г. Исключительные права на базы данных «еНот» принадлежат Федеральной нотариальной палате. В настоящее время с «еНот» работают 97% нотариусов Российской Федерации.

Сервисы «еНот» постоянно расширяются, за 2010 год объем информации, с которой работают нотариусы, увеличился в 4 раза. В настоящее время осуществляется тестирование блока «Запросы в банк», ввод в постоянную эксплуатацию которого планируется закончить в первом полугодии 2012 года.

В рамках модернизации «еНот» на 2012 года предусмотрено создание единого архива электронных документов, связанных с совершением нотариального действия.

Также планируется технологическая проработка вопроса о создании архива нотариально удостоверенных документов. В настоящее время использование такого архива нотариусами не представляется возможным ввиду режима тайны совершения нотариального действия и отсутствия обязанности нотариуса по передаче документов в архив. Соответствующее правовое регулирование предусматривается в законопроекте.

В 2010 году Фондом «Центр инноваций и информационных технологий» создан Удостоверяющий центр нотариата России.

Удостоверяющий центр нотариата России на основании итогов проведенной оценки соответствия решением Министерства связи массовых коммуникаций Российской Федерации 27 октября 2011 г. присоединен к единой системе удостоверяющих центров в области электронной подписи.

Удостоверяющий центр нотариата России входит в сеть пространства доверия удостоверяющих центров Федеральной налоговой службы, Федерального государственного унитарного предприятия «Главный научно – исследовательский вычислительный центр Федеральной налоговой службы», Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

В настоящее время средствами электронной подписи обеспечены более 4500 нотариусов, а также лиц, временно исполняющих обязанности нотариусов Российской Федерации.

Во исполнение пункта 14 Положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 697, между Федеральной нотариальной палатой и Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 6 октября 2011 заключено соглашение об организации электронного взаимодействия с органами государственной власти с использованием Системы межведомственного электронного взаимодействия.

В этой связи для закрепления указанных положений на законодательном уровне предлагается внести изменения в статью 30 Основ в части наделения Федеральной нотариальной палаты полномочиями по обеспечению электронного взаимодействия Единой информационной системы нотариата с государственными и муниципальными информационными системами с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Вместе с тем следует отметить, что особенности осуществления нотариальных действий с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия также нашли отражение в рамках законопроекта, в соответствии с чем предлагается определить, что порядок совершения нотариальных действий в электронной форме, в том числе с использованием элементов инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, устанавливается Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Организация информационного взаимодействия через подсистемы межведомственного взаимодействия органов государственной власти и «еНот» предусмотрена в ряде соглашений о взаимодействии между Федеральной нотариальной палатой и органами государственной власти, в том числе с Федеральной службой судебных приставов и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

Введение новых нотариальных действий по удостоверению соответствия электронного документа и документа на бумажном носителе позволит сформировать единое по юридической значимости информационное и правовое пространство, распространить сферу нотариальной защиты прав граждан на правоотношения, возникающие, в том числе, и на основании электронного документа.

Для эффективного внедрения единого информационного пространства судов в России необходимо законодательно закрепить возможность использования электронных документов в судопроизводстве и определить их правовой режим.

На основании указанного законопроектом предлагается внести изменения в процессуальное законодательство (УПК РФ, АПК РФ, ГПК РФ) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления особенностей использования электронных документов.

В связи с этим предполагается предоставить участникам судопроизводства право направлять в адрес суда ходатайство, заявление, жалоба, представление и иные документы в виде электронных документов,

В то же время участники судопроизводства смогут получать по ходатайству копии процессуальных документов в электронном виде, в том числе уведомления о результатах рассмотрения судом их заявлений и жалоб и принятых по ним решениях. Допустимыми к использованию при осуществлении процессуальных действий являются виды электронной подписи, правовой режим которых установлен Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Кроме того, представляется целесообразным унифицировать в процессуальном законодательстве понятие документа в электронном виде и определить условия его допустимости.

Так, статью 5 УПК РФ предлагается дополнить понятием электронного документа, который определяется как приговор, определение, постановление, ходатайство, жалоба, представление и иные процессуальные решения и документы в электронном виде, юридическая значимость которых подтверждена в том числе усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В статье 84 УПК РФ под иными документами в уголовно-процессуальном доказывании подразумеваются не являющиеся вещественными доказательствами, а равно протоколами следственных (судебных) действий (заключениями эксперта либо специалиста) «любые письменные или оформленные иным способом акты, удостоверяющие или излагающие факты и обстоятельства, которые имеют значение по делу».

Одновременно предлагается дополнить часть 6 «Бланки процессуальных документов» УПК РФ нормами, обеспечивающими возможность использования документов в электронном виде при осуществлении уголовного судопроизводства. Так, в Главу 56 включена новая статья 476 «Порядок использования электронных документов в уголовном судопроизводстве», определяющая возможность направления участникам судопроизводства в адрес суда заявлений, ходатайств, жалоб и приложенных к ним доказательств, а также иных процессуальных документов в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», юридическая значимость которых подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью, а также получать копии процессуальных решений суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, дознавателя, вынесенных в порядке, установленном настоящим Кодексом, в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Урегулирование вопросов обмена юридически значимыми электронными документами в гражданском судопроизводстве отражено в статье 5законопроекта. Изменения в статьи 3 и 35 ГПК РФ позволят обеспечить возможность подачи заинтересованными лицами и лицами участвующими в процессе юридически значимых электронных документов в суд и получения в электронном виде копий судебных постановлений, извещений, вызовов и иных документов.

Вместе с тем возможность направления процессуальных документов в электронном виде в адрес суда посредством заполнения форм, размещенных на его официальном сайте в сети «Интернет» предусматривается в ГПК РФ (пункты 1 и 2 статьи 5).

Такой подход позволит упорядочить поток поступающей в суд информации, обеспечит ее безопасность и выполнение установленных законом требований к форме и содержанию процессуальных документов. Кроме того, это будет способствовать соблюдению установленных законом сроков рассмотрения жалоб и заявлений, поскольку позволит свести к минимуму случаи возвращения гражданам заявлений и жалоб для их пересоставления.

Также законопроектом предусмотрено внесение изменений в УПК РФ, АПК РФ, ГПК РФ и Федеральный закон от 2 ноября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в части возможности получения исполнительного листа в электронном виде.

В рамках дополнения АПК РФ нормами, обеспечивающими возможность юридически значимого электронного взаимодействия между сторонами процесса и судом, предусматривается внесение «сквозных» изменений в отдельные процессуальные нормы. Реализация указанного принципа в законопроекте определяется в соответствии с изменениями, внесенными в АПК РФ Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».

Одной из новелл законопроекта является введение дефинитивного аппарата, характеризующего наиболее общие и значимые для всей сферы понятия и определения, которые требуют однозначного толкования в целях формирования единой правоприменительной практики с учетом специфичности области регулирования.

Впервые на законодательном уровне предлагается закрепление дефиниций, связанных с обеспечением юридической значимости результатов оказания государственных услуг в электронной форме и возможности их последующего использования в судах – «юридически значимый документ», «правовой режим электронного документа», «результат предоставления государственной или муниципальной услуги и (или) межведомственного запроса».

Указанные определения вводятся в федеральные законы от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», содержащий определение понятия «электронный документ», регламентирующий порядок документирования информации, и от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Следует отметить, что законопроектом предусматривается исключение из сферы действия указанных федеральных законов правоотношений, связанных с документированием информации, представленной в электронной форме при осуществлении процессуальных действий.

Изменения также вносятся в Федеральный закон от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

Так, в целях обеспечения единого подхода к измерениям при осуществлении функционирования государственных информационных систем, муниципальных информационных систем и иных информационных систем при обмене электронными документами представляется необходимым урегулировать вопросы единства измерений. В связи с чем в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений, которые распространяются на измерения и к которым устанавливаются обязательные требования, следует включить осуществление функционирования государственных информационных систем, муниципальных информационных систем и иных информационных систем, в том числе при обмене электронными документами.

Указанные положения позволят устранить имеющиеся противоречия и разногласия в части обмена электронными документами между субъектами находящихся на территориях разных часовых поясов, а также обеспечат единые требования к временным параметрам государственных информационных систем, муниципальных информационных систем и иных информационных систем.

В Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» законопроектом предполагается внести изменения, направленные на возможность направления запроса и ответа на запрос в форме электронного документа, юридическая значимость которого подтверждена электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Кроме того, законопроектом предлагается изменение в федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части использования усиленной квалифицированной электронной подписи.

Особенности представления результатов предоставления государственной или муниципальной услуги в форме электронного документа в качестве письменных доказательств устанавливаются в Федеральном законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Результат предоставления государственной или муниципальной услуги и (или) межведомственный запрос в форме электронного документа, юридическая значимость которого подтверждена электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, может быть представлен в качестве письменного доказательства в соответствии с уголовно-процессуальным, арбитражным процессуальным, гражданским процессуальным и административным законодательством Российской Федерации.

Кроме того, результат предоставления государственной или муниципальной услуги может быть представлен в виде электронного документа, юридическая значимость которого подтверждена нотариусом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об электронной подписи и о нотариате.

Финансирование мероприятий, предусмотренных законопроектом предполагается осуществлять в рамках федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России».

В целях обеспечения юридической значимости электронных документов потребуется оснащение судов техническими средствами, осуществление электронного администрирования, обеспечение защиты информации, электронного представления информации, приобретение лицензионного программного обеспечения, осуществление информационного обеспечения судопроизводства, внедрение системы дистанционного обучения, формирование необходимой телекоммуникационной инфраструктуры для обеспечения эффективного взаимодействия всех объектов судебной системы.

В этой связи статьей 12 проекта установлен особый порядок вступления в силу статьей 2, 4, 5 с 1 января 2015 г.

Принятие данного федерального закона позволит устранить существующие в настоящее время пробелы правового регулирования на начальном этапе и позволит перейти к следующему этапу совершенствования законодательства в указанной сфере общественных правоотношений.

 

 

Date: 2015-07-27; view: 766; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию