Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






д-р филос. наук, Улан-Удэ

ПРИНЦИП КОНВЕРГЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ

НАУКИ И БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ КАК МЕТОДОЛОГИЯ КОГНИТИВНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Сандакова Л.Г. – проф-р БГУ,

д-р филос. наук, Улан-Удэ

Глобальный кризис общественного развития требует разработки новых социальных и когнитивных технологий, отвечающих на вызовы времени и основанных на новых нестандартных способах решения острых социальных проблем. Информационные и когнитивные технологии, пожалуй, единственная ниша в федеральном перечне критических технологий, демонстрирующая востребованность ученых философов. Из 27 наименований с натяжкой можно назвать еще три: технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения; технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; технологии снижения потерь от социально значимых заболеваний. Остальные наименования относятся к компетенции ученых естественнонаучного направления («наук о природе»). Инерция общественного сознания заключается не столько в отнесении гуманитарных и социальных наук («наук о духе») к «второсортным», ненужным, сколько в отсутствии правильного отношения к «человеку» и человечному в нем. Не от того ли в нашем обществе постоянно поднимаются и обсуждаются вопросы суицидального поведения населения, жестокость и безобразность правонарушений и преступлений, совершаемых «людьми», насилие по отношению к старикам и детям и прочие. В привычке искать причины проблем вовне, а не в себе наглядно демонстрируется «клеша» общественного сознания, обращение к себе, рефлексия это прерогатива философов и буддистов. Остальное население не имеет привычки к «самосознанию», поскольку традиционно антропологические, психологические и социальные теории преподносятся как нечто дополнительное, «довесок» к серьезным, важным наукам. Тогда как еще в осевое время восточные мудрецы Лао-Цзы, Будда Шакьямуни, Конфуций и другие обращали внимание на внутреннее состояние людей. Будда Шакьямуни учил - не важно откуда прилетела стрела, ранившая человека, мне важно вылечить его. Данный тезис актуален всегда, во все времена. Какой бы не была эпоха, каким бы ни было общество, люди страдают от одних и тех же пороков, омрачений (жадность, зависть, неведение, гнев и др.). Для обретения счастья достаточно освободить ум, сознание от корня сансары – неведение, страсть, привязанность. Существует даже Восьмеричный путь развития сознания, но человечество во все времена наступает на одни и те же «грабли». Но все больше ученых во всем мире приходят к мысли о том, что все проблемы человечества связаны с его умом, его сознанием. В этом контексте приведем слова Его Святейшества Далай-ламы XIY Тензина Гьяцо «Буддизм исследовал знания о внутреннем мире человека, наука исследует объективный, внешний мир. Пришло время объединить знания внутреннего и внешнего » [1]. Становится понятно, что он выводит нас на более высокий уровень понимания и разрешения человеческих проблем, научных парадоксов, а также за пределы применимости методов неклассической философии науки.

Поиск новых способов решения социальных, экономических, производственных и иных проблем требует новых методологических подходов. Многолетние поиски новой методологии приводят к идее синтеза буддийской философией и современной западноевропейской науки. Продуктивность данной идеи подтверждена исследованиями автора в области социальной философии, философии образования и философии спорта. В решении научно-исследовательских задач способствовала многоуровневая, целостная методология, суть которой изложена еще в авторском диссертационном исследовании [6]. Она во многом схожа с многоуровневой методологией К. Уилбера, представляющей собой синтез буддийской философии и постнеклассической науки. В последние годы мы используем авторскую методологию в праксеологическом направлении, которая позволяет решать прикладные задачи не менее интересно, чем исследовательские задачи. В данной статье на примере технологий, фундирующихся на идее синтеза буддийской философии и постнеклассической науки, осуществляется экспликация принципа конвергенции как методологии современных технологий в дополнение к рассмотренным ранее двум группам принципов, в том числе достаточно близкому по содержанию принципу взаимодополнительности Нильса Бора.

Принцип конвергенции означает сближение или совпадение двух или более сущностей. Сфера применимости его довольно широка – в лингвистике, экономике, физике и других науках. Ныне термин «конвергенция» используется при описании интегрирующих процессов. В основе мирового интеграционного развития лежат общие тенденции, принципы и императивы научно-технического и социально- экономического прогресса. Они обуславливают сближение экономик, культур, духовных практик все большего числа стран при сохранении их национальных особенностей.

Кроме методологии, необходимо обсудить переход к становящейся постнеклассической научной рациональности, в которой гносеологическая схема взаимодействия субъекта, объекта и средств познания представляет собой целостную систему. В ней имеет значение и то, что какими средствами постигается объект познания, и то, кто является наблюдателем (субъектом познания). С появлением сложных многомерных социальных систем рассмотрение взаимодействий элементов внутри систем, на основе интерсубъективности и интертекстуальности становятся философской проблематикой.

Философы науки, обобщая современные достижения ученых, стали считать в конце прошлого века, что неклассическая научная рациональность сменяется постнеклассической. Для последней характерны самоорганизация, целостность, вероятность, множественность смыслов, субъективность и интерсубъективность. Интересным является и тот факт, что западноевропейские ученые в последние годы продолжают поиски выхода из кризиса в данном направлении. Опыт западноев­ропейского информацион­ного общества, утилитарно понимающего процессы информатизации и компьютеризации («гаджетизации»), которые превосходят четыре предыдущие информационные револю­ции, показывает, что происходит даль­нейшее отчуждение человека от собственно «человеческого», ду­ховного. В связи с этим, проблема разработки и внедрения высоких технологий в область гуманитарного знания, а также гуманизация и гуманитаризация информаци­онных технологий является, таким образом, одной из центральных в эпоху цивилизационных трансформаций.

Сразу оговорим, мы не претендуем на полное понимание буддийской логики и философии, но все же попытки синтезировать научное и буддологическое знание при создании авторских технологий: технологии, основанной на методе «содержательного обощения», когнитивной «технологии трансформации сознания» и технологии «полного погружения» можно считать удачными. Смена семиотических кодов эпохи с необходимостью требует глобальных трансформаций, прежде всего трансформации индивидуального и общественного сознания. Не случайно авторская технология «трансформации сознания», основанная на конвергенции буддийской философии и современной науки, рассматриваемая как технология мыследеятельности позволяет решать какие угодно задачи нестандартно и достаточно легко. Она может быть отнесена к когнитивным технологиям по существующей научной классификации критических технологий. К слову сказать, в Дхармасале (Индия) существует Институт трансформации сознания, но он занимается в большей степени исследованием измененных состояний сознания, присущих буддийским, индуистским духовным практикам. Мы же пытаемся удержаться в позиции научной рациональности, хотя постнеклассическая научная рациональность очень близко подошла к буддийской гносеологии, в которой нет ноуменов (кантовских «вещей-в-себе»), а есть лишь феномены (явные, скрытые и очень скрытые).

Для буддизма как науки об уме, сознании человека, нет ничего трансцендентального, выходящего за границы осознания и понимания человека, есть лишь постепенный длительный процесс «очищения», восхождения от грубого ума, постигающего явные феномены материального мира до наитончайшего ума, постигающего очень скрытые феномены. Этот процесс по большому счету осуществляется ученым или духовным практиком весьма осознанно, здесь принцип осознанности субъектом своих действий важен. Вспомним притчи о том, как Будда Шакьямуни обучал учеников постоянно осознавать свои собственные действия. На самом деле, при осознанности и согласованности действий с действиями других появляется гармония, к которой человечество стремилось во все времена. Здесь уместно было бы напомнить о том, что философская рефлексия – это постоянное осознание субъектом собственных действий как осуществленных, так и неосуществленных. Философская рефлексия неосуществленного действия называется проектированием. Гармонизация отношений с окружающим природным и социальным миром, поиск ее способов всегда являлись и являются целями человеческого познания и развития человеческого общества. Было создано множество способов гармонизации через развитие тела (йога, в том числе буддийская йога, восточные единоборства), развитие речи (pr-методологии, нарративные техники и т.д.), развитие ума (психотренинги, медитативные техники и т.д.). Но лишь в буддийской философии мы находим целостную систему взаимосвязанных, взаимозависимых, расположенных в четкой логической последовательности этапов развития тела, речи и ума, которая известна под именем Восьмеричный Путь (Ламрим) [4]. Развитие трех составляющих человека невозможно одно без другого. Например, невозможно медитировать без развитого тела, которое дает возможность йогину не отвлекаться во время многочасовой медитации на смену положения тела или на то, чтобы контролировать возбуждение или сонливость. Тело же не может быть здоровым, если ум омрачен, загрязнен негативными мыслями или негативными эмоциями. Аналогично обстоят дела с правильной речью.

На самом деле, человек начинает учиться обдумывать информацию с момента знакомства с созданными до него в Культуре знаковыми сис­темами и «подклю­чения» к общему духу эпохи и обществен­ному сознанию. При этом, он осваи­вает вначале уже имеющиеся современные инфор­мационные, в том числе компьютерные техноло­гии, а затем уже создает свои собственные, основанные на новом способе той или иной деятельности.

Принято считать, что информационные, высокие, наукоемкие технологии – это, интеллектуальные технологии, в основе которых лежит совершенно новый научный или философский принцип и метод. Например, жидкокристаллический, сенсорный экран компьютера или лазерный диск изготовлены на принципиально новых способах, коренным образом отличающихся в научных подходах от существовавших ранее. В производственной, технической сфере общественного производства и соответственно в естественных, фундаментальных науках высокие технологии давно завоевали прочные позиции. Без них немыслимо развитие научно-технического и общественного прогресса. Тогда как в области гуманитарного и социального знания, в «науках о духе» (В. Дильтея) проблема разработки, пакетирования и тиражирования высоких технологий недостаточно изучена и не решена.

В гуманитарных и социальных науках существуют свои способы и технологии познания, структурирования, преобразования, передачи и хранения информации. В целом, они являются идиографическими (т.е. описывающими своеобразие, особенности феноменов, неунифицированные формы) и идеографическими (способы целостного «иероглифического письма», т.е. «упаковка» информации в объемном, многоаспектном «формате»).

Говоря о методологии современной постнеклассической науки мы можем сказать, что синергетическая парадигма позволяет исследовать своеобразные, многомерные, сложные, динамические системы. Более того, субъект познания включается в схему. И вот здесь - то мы обнаруживаем, что границы между субъектом и объектом познания размыты, неопределенны, мы не можем это объяснить с точки зрения современной философии, в частности, с т.з. философии науки. Когда мы обращаемся к буддийской философии, то обнаруживаем методологическое единство в принципиальной гносеологической схеме, но логика Прасангики Мадхъямики многократно превосходит все мыслимые эпистемологические модели. Она является Новым Органоном для постнеклассической науки, для решения многочисленных проблем, с которыми сталкивается современный мир.

Лао-цзы отмечает «знание гармонии называется постоянством. Знание постоянства называется мудростью. Обогащение жизни называется счастьем. Стремление управлять чувствами называется упорством» [5]. В технике тай-цзицюань также используется понимание спокойствия как основополагающего качества мастера: «…Великое совершенство похоже на несовершенное, но его действие [не может быть] нарушено; великая полнота похожа на пустоту, но ее действие неисчерпаемо. Великая прямота похожа на кривизну; великое остроумие похоже на глупость; великий оратор похож на заику. Ходьба побеждает холод, покой побеждает жару. Спокойствие создает порядок в мире» [5]. Идея авторской технологии плавания [7] основана на трехмерной модели Б.О. Майера и технике полного погружения Т. Лафлина, поскольку дополнительные ресурсы человека можно извлечь с одной стороны из архетипов, с другой – в осознанной отработке плавных, текучих движений тела. Следует учить плавать осмысленно, плавно и «замедленно». Для этого, сначала надо найти баланс, изменить положение тела на более обтекаемое и стабильное. Затем отработать поступательное движение, фокусируясь на самом важном – найти оптимальное положение тела, как бы включаясь в энергетический поток воды. Аналогично тому, как мастер тайцзыцюань находит поток воздуха. Такой подход открывает новые возможности. Когда тело работает согласованно, плавание приносит удовольствие. Оно перестает быть лишь тренировкой, физической активностью или состязанием. Когда человек концентрируется на совершенстве формы и энергии – концепции, лежащей в основе программы, – он укрепляет силы и выносливость, одновременно совершенствуясь духовно, как в йоге или тай-цзи. Грация, скорость, техника, здоровье и спокойствие духа присущи им, их усилия незаметны. Они оказались самыми экономными в плане движений. Очевидно, надо выполнять более длинные, а не более частые гребки. Первоочередная задача для любого пловца, который желает научиться плавать лучше и быстрее, – добиться более длинного гребка. Этого можно достичь двумя путями:

– за счет увеличения мощности: «вгрызаться» в воду при помощи рук и ног, наделяя каждый гребок максимальной мощностью;

– за счет уменьшения сопротивления: занять наиболее обтекаемое положение в воде, продвигаясь с каждым гребком как можно дальше при той же мощности гребка.

Естественно, инстинкты в воде подсказывают нам первый путь: грести сильнее и чаще, но тем самым мы увеличиваем сопротивление среды. Но скорость в воде определяется в первую очередь обтекаемым положением тела, достижением наименьшего сопротивления воды, равномерностью движения, «припоминания» паттернов движения, осмысленно используя паттерны в воде. Человек, за миллионы лет приспособившийся к жизни в воздушной среде, выглядит неуклюжим в воде. На каждый гребок он расходует колоссальное количество энергии. Для увеличения скорости в воде в два раза человеку нужно потратить в восемь раз больше энергии, чем на воздухе. В воде все решает гидравлическое сопротивление. Обтекаемые формы и правильное положение тела в воде – секрет морских млекопитающих. Исходя из этого, чтобы плыть как рыба, следует придать телу наиболее растянутое положение и обтекаемую форму, а не пытаться грести мощнее. В доказательство кинезиологи[1] рассчитали, что 70% спортивных показателей выступления пловца зависит от положения тела и обтекаемости его форм и только 30% определяется физической формой и подготовленностью спортсмена. Длина гребка увеличивается, когда пловец начинает осмысливать происходящее. Лучшие спортсмены пытаются увеличить свою скорость, прикладывая минимум усилий и при этом распределяя их между показателями. Например, если гребок становится длиннее, а частота гребков остается на прежнем уровне, то скорость увеличивается. Если длина гребка остается прежней, а частота увеличивается, то скорость также увеличивается. Но главная хитрость состоит в том, чтобы слегка прибавить частоту и слегка увеличить длину гребка – вот тогда скорость увеличится заметно. Синергетический «эффект малых возмущений» срабатывает здесь как нельзя лучше. Гребок – привычка, глубоко врезавшаяся в нервную систему тысячами или миллионами предыдущих гребков. Фраза «практика приносит совершенство» верна лишь отчасти. Более правдиво другое утверждение: «Практика приносит постоянство». Но чтобы добиться успеха, спортсмену необходмио отрабатывать только те движения, которые он желает зафиксировать в мускульной памяти, и тщательно избегать тех, которые он не желает в ней отпечатать. Изменение нынешнего гребка ограничит прогресс, потому что отпечаток миллионов предыдущих гребков будет изо всех сил сопротивляться переменам. Поколения пловцов и тренеров были глубоко убеждены, что все, включая отработку упражнений, нужно делать как можно быстрее и при этом как можно меньше отдыхать. Они постоянно беспокоились об объеме тренировок. В наших исследованиях цель тренировки – максимизировать посту­пление энергии, а предназначение упражнений – снизить расход энергии. Экономия энергии неизменно и быстро дает положительный результат. Чтобы воспользоваться всеми потенциальными преимуществами этого, следует выполнять упражнения терпеливо и вдумчиво. Иными словами, гармония между показателями приводит к лучшим результатам.

В анализируемых техниках, выполняя во время отдыха и восстановления расслабляющие дыхательные упражнения из йоги дыхания, спортсмен нормализует дыхание, замедляя тем самым сердцебиение, что также позволяет собраться с мыслями и сконцентрироваться. Техника проста: медленно вдохнуть, затем без усилия выдохнуть. Пловец легко может регулировать отдых, контролируя количество вдохов и выдохов перед следующим упражнением или заплывом. Используется йога и для восстановления дыхания после каждого заплыва. Таким образом, решая поставленную социально-философскую проблему, связанную с развитием спорта в нашей стране, мы вышли на глубинные основы секретов побед спортсменов из Китая, США и других стран, занимающих лидирующие положения в плавании и других видах спорта. Исследования показывают, что даже в традиционных видах спорта применимы дыхательные и физические техники из буддийской йоги, гимнастики тайцзицюань. Таким образом, гипотеза для решения основной проблемы такова, что ограниченные силы российских спортсменов, уже исчерпавших физический ресурс, можно восстановить за счет более рационального их использования с помощью внутренней работы с сознанием, дыханием. А это возможно достичь благодаря многоуровневой методологии, важное место в которой занимает принцип конвергенции.

В отличие от номотетических (описывающих наиболее общие свойства и законы) методов фундаментальных наук, методы «наук о духе» обладают менее широким спектром применимости. Очевидно, поэтому достаточно сложно разработать технологии (в широком смысле методологии) деятельности человека в области гуманитарных наук. Иными словами, трудно «технологизировать» мыследеятельность человека, развитие человека, его духовную практику.

Выход, на наш взгляд есть, а именно – применение современных междисциплинарных и философских принципов и методов в области гуманитарных и социальных наук. Кроме того, в самих «науках о духе» есть номотетические методы или можно обнаружить их при детальном исследовании. Коротко о том, как мыслится эта возможность: с момента «лингвистического поворота» когда сменяя картезианское (Декартово) cogito исходным пунктом философствования становится язык и межпредметные коммуникации. Не только сам объект познания и исследования, сколько его связи и взаимодействия. Касаясь популярной темы ныне ком­муникативности и социального взаимодействия, нет необходимости доказывать то огромное влияние, которое оказывают средства массовой информации на социальное поведение личности. Поскольку в современном обществе система получения знаний об окружающем мире, о правилах поведения и приспособления к среде давно уже полностью зависит от информационных потоков и каналов их распространения, для изучения социального взаимодействия необходимо, прежде всего, исследовать взаимосвязь между конкретными действиями и ус­тановками личности, направленными на удовлетворение потреб­ности в коммуникации, и условиями существования в информаци­онной среде. Рассматривая изменения в сфере социального взаимодействия (интертекстуальности) в российском «информационном» обществе, следует подчеркнуть, что это по­нятие в рамках социологической традиции является более ши­роким, чем понятие "межличностные контакты" или общение. Дело в том, что социальное взаимодействие подразумевает пре­ломление социальных норм и ценностей через сознание индивида и его реальное действие на основе осмысления этих норм и цен­ностей[2], в то время как простые личные контакты (например, просьба к члену семьи выключить свет или открыть окно) могут быть лишь актом передачи информации и реакции на нее вне какого-либо социального контекста, информационной среды, так называемой глобальной "инфореальности".

Анализ показывает, что высокие технологии в области гуманитарных наук так или иначе связаны с вербальными коммуникациями. Можно предположить дальнейшее их создание основано на фундаментальных понятия постнеклассической лингвистической философии: «текст», «гипертекст» и «культура» (феномены ХХ века), текстологический и нарративный анализ. Этот ход позволит создавать технологии, подобные www, http, html и другим информационным технологиям.

Следующий проектный шаг возможен на пути выхода на синергетику, фрактальный перенос и самоорганизацию. Возможности применения синергетических методов и методов «наук о природе» в области гуманитарных и социальных наук, как показывают исследования, чрезвычайно велики. Но следует сразу оговорить, что это не прямой, а гибкий перенос из физики в другие науки.

Высшим итогом развития высоких технологий можно считать духовные практики и физические тренинги как технологии совершенствования духа и тела человека. Очевидно это исследовательский ход, и попытка дать феноменологический анализ, насколько это возможно. Попытка рационализировать «медитативные», «экстатичные» методы восточных философских систем и практик, предпринимаются в западноевропейской культуре. Поэтому, мы не исключаем этот сценарий развития. В современном глобализирующемся мире возникающие проблемы человечества требуют еще более тонкой методологической основы научных исследований. Проводя некие параллели между буддийской логикой Праманавартика [2] и положениями современной философией науки, мы видим, что развитие гносеологической схемы «Объект-средство-субъект познания» происходит за счет включенности субъекта в процесс познания объекта, субъективации. Среди приверженцев идеалов классической научной рациональности, в частности объективации научного знания, этот факт вызывает наибольшее число возражений. Многоуровневая методология буддийского восьмеричного пути (Ламрим) и буддийская логика Праманавартики наиболее полно отвечает идеалам и нормам постнеклассической научной рациональности. Исследование сложных, многомерных систем невозможно без расширения горизонтов познания и новых методологических подходов (синергетический, экологический и др.). Например, понять феномен субъективации научного знания возможно, если мы принимаем положение буддийской философии, изложенное в коренных текстах, о том, что каждое живое существо воспринимает реальность через призму своих кармических отпечатков: один и тот же стакан с жидкостью воспринимается «голодными духами» как стакан с кровью, человеку – как стакан с водой, мирскому божеству – стакан нектара. Допустим, что мы принимаем это положение и углубляем его, даже в мире людей, каждый человек воспринимает реальность через призму своего теоретического и жизненного опыта, а, следовательно, возникает множественность, плюрализм мнений, теорий, систем. Существующие методологические подходы, рассматриваемые в современной философии науки, позволяют исследовать сложные и многомерные, множественные объекты. Но не дают объяснения результатов исследований и строгого, логического доказательства достоверности получаемого научного знания.

 

Литература:

1. Его Святейшество Тензин Гьяцо. Вселенная в одном атоме. – М., 2010.

2. Тинлей Д. Буддийская логика. – Новосибирск: Дже Цонкапа. – 2010.

3.Лафлин Т., Делвз Дж. Полное погружение. Как плавать лучше, быстрее и легче /пер. с англ. [Екатерины Шелеховой и Карины Бильдановой] под ред. М.Буслаева. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. – 208 с.

4. Майер Б.О. Внутренняя энергия тайцзицюань: мифы и реальность /Сборник материалов 3-й Международной конференции «Вопросы интеграции традиционной китайской и европейской медицины в России». – Новосибирск, 2010. – C. 89-95.

5. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности //Вопросы философии.–1989.-№2/

6.Сандакова Л.Г. Информационно-технологическая парадигма образования: гуманистическая сущность и концептуальные основы. – Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. – 2003.-23 с.

7. Сандакова Л.Г., Захаров А.К. Философская экспликация методики «полного погружения» Т.Лафлина и Дж.Делвз.//Вестник БГУ, Выпуск 6. Философия, социология, политология, культурология.- Улан-Удэ. – 2012.- С. 58-65.

 


[1] Кинезиология (от греч. кинезис – движение, логос – учение) – практическая дисциплина, изучающая мышечное движение и его связь с состоянием внутренних органов и психоэмоциональным статусом человека.

 

[2] В целом по России их имеют только 1,5% всего населения; для сравнения, в США — около 40% (Kling R. D-Lib Magazine: What is Social Informatics and Why does а Matter? Indiana University, 1998).

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
Задание 20 | Принятие управленческих решений по созданию и производству новых видов продукции

Date: 2015-07-27; view: 208; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию