Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ





 

 

Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (далее - целевые программы), представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ, а также инновационное развитие экономики.

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной, научно-технической и инновационной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных, научно-технических и инновационных проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Целевые программы включаются в государственные программы РФ.

Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках целевой программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Подпрограммы и (или) мероприятия целевых программ не могут дублировать подпрограммы и основные мероприятия, реализуемые в рамках государственных программ РФ.

Разработка проекта и утверждение целевой программы включают в себя следующие основные этапы:

1. разработка проекта концепции целевой программы;

2. принятие решения о разработке проекта целевой программы Правительством РФ и утверждение концепции целевой программы;

3. разработка проекта целевой программы;

4. предварительное обсуждение проекта целевой программы на заседаниях общественного совета при государственном заказчике (государственном заказчике-координаторе) целевой программы;

5. согласование проекта целевой программы;

6. экспертиза проекта целевой программы;

7. рассмотрение проекта целевой программы на заседании Правительства РФ;

8. доработка целевой программы в соответствии с замечаниями Правительства РФ;

9. утверждение целевой программы Правительством РФ.

 

Отбор проблем для программной разработки

 

Инициаторами постановки проблем для решения программными методами на федеральном уровне могут выступать федеральные органы исполнительной власти.

Отбор проблем для их программной разработки и решения на федеральном уровне определяется следующими факторами:

- значимость проблемы;

- невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки для ее решения;

- принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений и повышения на этой основе эффективности общественного производства;

- необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения данной проблемы.

При обосновании необходимости решения проблем программными методами на федеральном уровне должны учитываться приоритеты и цели социально-экономического развития РФ, направления структурной, научно-технической и инновационной политики, прогнозы развития общегосударственных потребностей и финансовых ресурсов, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния страны, внешнеполитические и внешнеэкономические условия, критические технологии, а также международные договоренности.

Предложение о программной разработке проблемы и проект концепции целевой программы с обоснованиями представляются федеральными органами исполнительной власти:

1. в Министерство экономического развития РФ;

2. в Военно-промышленную комиссию при Правительстве РФ - при программной разработке проблемы в области обеспечения обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства;

3. в Министерство образования и науки РФ - при программной разработке научно-технических проблем гражданского назначения, кроме прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, специального и двойного назначения, реализуемых в сфере оборонно-промышленного комплекса в интересах обеспечения обороны и безопасности государства;

4. в Министерство РФ по развитию Дальнего Востока - при проработке вопросов, связанных с социально-экономическим развитием регионов Дальневосточного федерального округа.

 

Концепция целевой программы должна включать следующие основные разделы:

1. обоснование соответствия решаемой проблемы и целей целевой программы приоритетным задачам социально-экономического развития РФ;

2. обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом;

3. характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода, включающие сведения о действующих расходных обязательствах РФ, а также о расходных обязательствах субъектов РФ и муниципальных образований в указанной сфере;

4. возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы;

5. ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом;

6. предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой программы по годам на вариантной основе;

7. предложения по объемам и источникам финансирования целевой программы в целом и отдельных ее направлений на вариантной основе;

8. предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы;

9. предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию целевой программы;

10. предложения по государственным заказчикам целевой программы и разработчикам целевой программы;

11. предложения по направлениям, срокам и этапам реализации целевой программы на вариантной основе;

12. предложения по механизмам формирования мероприятий целевой программы;

13. предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией целевой программы.

В проект концепции целевой программы, разрабатываемой в качестве продолжения действовавшей целевой программы, должен быть включен раздел, содержащий предварительный анализ итогов реализации указанной целевой программы.

Проект концепции целевой программы согласовывается предполагаемым государственным заказчиком целевой программы, а при наличии нескольких государственных заказчиков целевой программы - государственным заказчиком-координатором целевой программы (далее - государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы) с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также с Министерством образования и науки РФ (в части целевых программ, содержащих прикладные научные исследования и экспериментальные разработки гражданского назначения, выполняемые по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ), Военно-промышленной комиссией при Правительстве РФ (в части целевых программ, содержащих мероприятия по обеспечению обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства) и Министерством РФ по развитию Дальнего Востока (в части вопросов социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа).

Также предполагаемый государственный заказчик направляет проект концепции целевой программы (в части целевых программ комплексного территориального развития) в Министерство регионального развития РФ, которое рассматривает проект концепции целевой программы в части комплексного территориального развития и представляет в 10-дневный срок соответствующее заключение предполагаемому государственному заказчику (государственному заказчику-координатору).

В случае необходимости проект концепции целевой программы дорабатывается предполагаемым государственным заказчиком целевой программы.

Согласованный проект концепции целевой программы с пояснительной запиской и заключением Министерства регионального развития РФ (в части целевых программ комплексного территориального развития) предполагаемый государственный заказчик целевой программы направляет в Министерство экономического развития РФ и Министерство финансов РФ.

В случае положительной оценки проекта концепции целевой программы Министерством экономического развития РФ и Министерством финансов РФ согласованный проект концепции целевой программы вносится Министерством экономического развития РФ в Правительство РФ для принятия решения.

Правительство РФ на основе представленных предложений Министерства экономического развития РФ своим распоряжением утверждает концепцию целевой программы, принимает решение о разработке целевой программы в целях установления предельных размеров расходных обязательств РФ и определяет государственного заказчика целевой программы.

Для целевых программ, имеющих более одного госзаказчика целевой программы, определяется государственный заказчик-координатор целевой программы. Государственный заказчик-координатор целевой программы может быть одновременно определен в качестве ее государственного заказчика.

Государственный заказчик целевой программы в пределах своих полномочий:

а) подготавливает проекты решений Правительства РФ об утверждении целевой программы, утверждении ее государственного заказчика, о внесении в нее изменений и о досрочном прекращении реализации целевой программы, согласовывает их и представляет в Министерство экономического развития РФ для внесения в Правительство РФ;

б) подготавливает исходное задание на формирование целевой программы и координирует действия разработчиков;

в) разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные (индивидуальные) правовые акты (локальные акты), необходимые для выполнения целевой программы;

г) подготавливает доклады о ходе реализации целевой программы;

д) осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации целевой программы;

е) подготавливает ежегодно при необходимости в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий целевой программы на очередной финансовый год, уточняет затраты по мероприятиям целевой программы, а также механизм ее реализации;

ж) разрабатывает перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации мероприятий целевой программы;

з) заключает до утверждения целевой программы соглашения о намерениях с основными участниками целевой программы с указанием возможных сроков выполнения мероприятий, объемов и источников ресурсного обеспечения. После утверждения целевой программы, в случае если это предусмотрено правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, установленными в целевой программе, государственный заказчик целевой программы заключает соглашения с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ о предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию аналогичных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) по объектам и мероприятиям, расходы на которые включены в целевую программу;

и) организует в установленных случаях проведение экспертизы проекта целевой программы и в соответствии с ее результатами осуществляет его доработку;

и(1)) обеспечивает предварительное обсуждение проекта целевой программы на заседаниях общественного совета при государственном заказчике, на которые в обязательном порядке приглашаются представители общественных организаций предпринимателей, к сфере деятельности которых относится разрабатываемая целевая программа, а также члены Экспертного совета при Правительстве РФ;

к) несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию целевой программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;

л) организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией целевой программы и контроля за ходом выполнения ее мероприятий;

м) организует размещение на официальном сайте государственного заказчика целевой программы в сети Интернет информации о ходе и результатах реализации целевой программы, финансировании ее мероприятий, привлечении средств внебюджетных источников, проведении конкурсов по целевой программе, а также о порядке участия в ней инвесторов.

Государственный заказчик-координатор целевой программы осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков целевой программы по подготовке и эффективной реализации ее мероприятий участниками целевой программы, обеспечивающих достижение установленных показателей целевой программы, а также анализ использования средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств внебюджетных источников. Государственный заказчик-координатор целевой программы обеспечивает координацию работы с органами государственной власти субъектов РФ, осуществляемой на условиях заключенных соглашений о предоставлении субсидий на реализацию аналогичных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов).

Государственный заказчик-координатор целевой программы несет ответственность за подготовку и реализацию целевой программы в целом, в том числе за подготовку проектов решений Правительства РФ об утверждении целевой программы, утверждении ее государственного заказчика, о внесении в нее изменений и о досрочном прекращении реализации целевой программы, их согласование и представление в Министерство экономического развития РФ для внесения в Правительство РФ, а также за подготовку доклада о ходе реализации целевой программы.

Государственные заказчики целевой программы представляют государственному заказчику-координатору целевой программы:

- отчеты о ходе реализации целевой программы;

- запрашиваемую информацию и документацию в устанавливаемые государственным заказчиком-координатором целевой программы сроки;

- запрашиваемые копии актов, подтверждающих сдачу и прием в эксплуатацию объектов, строительство, реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение которых закончено, актов выполненных работ и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным государственным (муниципальным) контрактам, договорам о строительстве (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническом перевооружении) объектов капитального строительства, а также по договорам о приобретении объектов недвижимого имущества.

 

Формирование целевой программы

 

Формирование межгосударственной целевой программы, в осуществлении которой участвует Российская Федерация, производится с Российской Стороны государственным заказчиком целевой программы в соответствии с заключенным соглашением и решением Правительства РФ.

Целевая программа состоит из следующих разделов:

1. характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;

2. основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения;

3. мероприятия целевой программы;

4. обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;

5. механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления целевой программой, распределение сфер ответственности и механизм взаимодействия государственных заказчиков целевой программы;

6. оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.

Целевая программа также содержит паспорт федеральной целевой программы.

К содержанию разделов целевой программы предъявляются следующие требования:

а) первый раздел целевой программы должен содержать постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития и целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Указанный раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.

б) второй раздел целевой программы должен содержать формулировки целей и задач целевой программы с указанием целевых индикаторов и показателей.

Требования, предъявляемые к целям целевой программы:

- специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы);

- достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);

- измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);

- привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей).

Требования, предъявляемые к задачам целевой программы (дополнительно к требованиям, предъявляемым к целям целевой программы):

- необходимость и достаточность задач для достижения целей целевой программы;

- срок решения задачи не может превышать срок достижения соответствующей цели.

Целевые индикаторы и показатели являются инструментом объективной оценки достижения целей, выполнения основных задач и ключевых мероприятий целевой программы и должны быть запланированы по годам ее реализации, количественно заданными и измеряемыми по данным федерального государственного статистического наблюдения. В случае если значения целевых индикаторов и показателей определяются расчетным методом, к целевой программе прилагается проект методики сбора исходной информации и расчета целевых индикаторов и показателей.

В раздел включаются обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей целевой программы и обоснование сроков решения задач и реализации целевой программы с описанием основных этапов реализации и указанием значений целевых индикаторов и показателей по годам и этапам реализации, а также условия досрочного прекращения реализации целевой программы;

в) третий раздел целевой программы должен содержать мероприятия по направлениям "капитальные вложения" (строительство, реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства государственной собственности РФ, государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности, объектов капитального строительства, находящихся в собственности юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность РФ, государственную собственность субъектов РФ, муниципальную собственность и собственность указанных юридических лиц, а также приобретение оборудования, не входящего в смету строек), "прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, выполняемые по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ" и "прочие нужды" (в том числе услуги, оказываемые государственному заказчику целевой программы при осуществлении его деятельности, связанной с реализацией целевой программы) с указанием годовых размеров расходов с распределением по источникам финансового обеспечения. По объектам капитального строительства либо объектам недвижимого имущества, включаемым в целевую программу, также приводятся сведения о мощности и сроках реализации инвестиционного проекта в отношении объекта капитального строительства либо объекта недвижимого имущества.

Мероприятия целевой программы должны содержать следующие сведения:

- наименование мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта);

- сроки реализации (начало и окончание) каждого мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта);

- ожидаемые результаты мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта);

- стоимость выполнения мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта) в ценах соответствующих лет за счет всех источников ресурсного обеспечения;

- взаимосвязь мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта) и ожидаемых результатов с целевыми индикаторами и показателями;

- при необходимости наименование государственного заказчика мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта), если государственный заказчик мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта) не является получателем средств федерального бюджета, подведомственным государственному заказчику целевой программы;

- заинтересованные в реализации каждого мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта) организации или группы населения.

Объекты капитального строительства и объекты недвижимого имущества проходят интегральную оценку и проверку на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2008 г. N 590 "О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения". Если объект капитального строительства либо объект недвижимого имущества, в отношении которого предусмотрена проверка на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, получил отрицательное заключение Министерства экономического развития РФ, то такой объект должен быть исключен из проекта целевой программы. В противном случае Министерство экономического развития РФ не имеет право давать положительное заключение на проект целевой программы.

В целевые программы не включаются объекты капитального строительства либо объекты недвижимого имущества, не прошедшие интегральную оценку эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, проведенную государственным заказчиком целевой программы.

Результаты интегральной оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, проведенной государственным заказчиком целевой программы, и материалы, необходимые для проведения проверки на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, представляются в Министерство экономического развития РФ совместно с проектом целевой программы.

Объекты капитального строительства либо объекты недвижимого имущества, финансовое обеспечение которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, также подлежат проверке на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств соответствующих бюджетов в порядке и случаях, которые установлены соответственно нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.

Мероприятия целевой программы должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.

г) в четвертом разделе целевой программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования.

Обоснование ресурсного обеспечения включает следующие сведения:

- общие размеры средств, необходимые для реализации целевой программы, в том числе бюджетных ассигнований федерального бюджета, с распределением по годам реализации, по направлениям "капитальные вложения", "прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, выполняемые по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ" и "прочие нужды", а также по государственным заказчикам целевой программы (в ценах соответствующих лет);

- действующие расходные обязательства РФ по предлагаемым к включению в целевую программу объектам и мероприятиям.

Раздел должен включать в себя также обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) средств внебюджетных источников и средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) для реализации мероприятий целевой программы и описание механизмов привлечения этих средств. В целях обоснования ресурсного обеспечения также представляются документы и расчеты, позволяющие оценить необходимость и достаточность ресурсного обеспечения для выполнения мероприятий целевой программы, достижения целевых индикаторов и показателей целевой программы.

В случае если в целевой программе предусматривается предоставление средств из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях государственной поддержки реализации аналогичных целевых программ, финансовое обеспечение которых осуществляется из бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), этой программой устанавливаются правила предоставления и распределения бюджетных ассигнований в форме субсидий бюджетам субъектов РФ на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов РФ, которые осуществляются из бюджетов субъектов РФ, или в целях предоставления соответствующих субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, за исключением случаев, когда предоставление и (или) распределение указанных субсидий предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете. Указанные правила устанавливаются на срок, не превышающий срок реализации соответствующих целевых программ субъектов РФ (муниципальных образований). Проект целевой программы, предусматривающей правила предоставления и распределения субсидий бюджетам субъектов РФ на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов РФ, которые осуществляются из бюджетов субъектов РФ, или в целях предоставления соответствующих субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, подлежит направлению в Совет Федерации Федерального Собрания РФ и Государственную Думу Федерального Собрания РФ с расчетами распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, выполненными в соответствии с проектом указанных правил, для его рассмотрения трехсторонней комиссией по вопросам межбюджетных отношений.

Субсидии бюджетам субъектов РФ на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов РФ, которые осуществляются из бюджетов субъектов РФ, или в целях предоставления соответствующих субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, не могут направляться на проведение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации по объектам, включенным в целевые программы, на проведение технологического и ценового аудита инвестиционных проектов, а также на проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства;

е) шестой раздел целевой программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации целевой программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации;

ж) в составе целевой программы Правительством РФ утверждаются приложения, которые содержат:

- табличные материалы по отдельным разделам целевой программы;

- методику оценки эффективности целевой программы, разрабатываемую государственным заказчиком целевой программы с учетом специфики целевой программы.

При наличии в целевой программе оснований для предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ (местным бюджетам) совместно с целевой программой представляется в качестве приложения перечень аналогичных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов);

з) в составе пояснительной записки к проекту целевой программы должна быть приведена информация о включенных в него объектах капитального строительства и объектах недвижимого имущества государственной собственности РФ, государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности с указанием объемов всех источников ресурсного обеспечения по годам реализации. Информация подписывается руководителем государственного заказчика-координатора целевой программы и руководителями государственных заказчиков целевой программы по соответствующим направлениям.

Проект целевой программы согласовывается государственным заказчиком со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с приложением пояснительной записки, социально-экономических и технико-экономических обоснований, положительного заключения государственной экологической экспертизы (по целевым программам, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду), соглашений (договоров) о намерениях между государственным заказчиком целевой программы и участниками целевой программы с указанием возможных сроков, объемов и источников ресурсного обеспечения представляется в Минэкономразвития РФ и Минфин РФ.

Согласованный с Министерством экономического развития РФ и Министерством финансов РФ проект целевой программы представляется в Министерство юстиции РФ государственным заказчиком целевой программы на правовую экспертизу и антикоррупционную экспертизу.

После получения заключения по результатам проведения правовой и антикоррупционной экспертиз Министерства юстиции РФ государственный заказчик целевой программы представляет в Министерство экономического развития РФ согласованный проект целевой программы с приложением материалов.

 

Рассмотрение и оценка целевой программы

 

Министерство экономического развития РФ оценивает представленный проект целевой программы, обращая при этом особое внимание на:

· приоритетный характер проблемы, предлагаемой для программного решения;

· обоснованность, комплексность и экологическую безопасность программных мероприятий, сроки их реализации;

· привлечение прежде всего внебюджетных средств, средств бюджетов субъектов РФ для реализации целевой программы в увязке с возможностями ее государственной поддержки за счет средств федерального бюджета;

· эффективность механизма осуществления целевой программы;

· социально-экономическую эффективность целевой программы в целом, ожидаемые конечные результаты реализации целевой программы и ее влияние на структурную перестройку экономики России.

По результатам рассмотрения проекта целевой программы Министерство экономического развития РФ дает заключение о соответствии представленных материалов требованиям настоящего порядка.

При наличии замечаний и предложений Министерства экономического развития РФ государственный заказчик целевой программы совместно с ее разработчиками проводит доработку проекта целевой программы.

Доработанный проект целевой программы повторно направляется государственным заказчиком целевой программы на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

При наличии неурегулированных разногласий между федеральными органами исполнительной власти по проекту целевой программы государственный заказчик целевой программы организует и проводит согласительное совещание в соответствии с пунктом 59 Регламента Правительства РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260. В этом случае проект целевой программы представляется в Министерство экономического развития РФ с протоколом согласительного совещания и подлинниками замечаний, подписанными имеющими разногласия соответствующими руководителями или по указанию руководителей их заместителями.

В случае положительной оценки проекта целевой программы Министерством экономического развития РФ государственный заказчик целевой программы представляет проект целевой программы, согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Министерством финансов РФ, заключение соответствующего общественного совета по результатам предварительного обсуждения проекта целевой программы и заключение Министерства юстиции РФ в Министерство экономического развития РФ для последующего внесения проекта целевой программы на утверждение в Правительство РФ.

 

 

Утверждение целевой программы

 

Целевые программы и подпрограммы утверждаются постановлением Правительства РФ.

Целевые программы, предлагаемые к финансированию с очередного финансового года, подлежат утверждению Правительством РФ не позднее чем за 1 месяц до дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

Утверждение в установленном порядке целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы является основанием для объявления торгов и заключения государственных контрактов по мероприятиям программы и объектам капитального строительства.

Государственный заказчик целевой программы может на договорной основе передавать организациям часть своих функций на условиях, определяемых Правительством РФ при утверждении целевой программы.

 

Финансовое обеспечение целевых программ

 

Подготовка проекта концепции целевой программы, а также проекта целевой программы, разработка которого осуществляется по решению Правительства РФ, финансируется в установленном порядке государственным заказчиком за счет средств федерального бюджета.

Утвержденные целевые программы реализуются за счет средств федерального бюджета, а также привлекаемых для выполнения этих целевых программ средств внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

К средствам внебюджетных источников, привлекаемым для реализации целевых программ, относятся средства частных и иностранных инвесторов.

Иностранные инвесторы могут участвовать в реализации целевых программ на основании межправительственных соглашений и (или) в соответствии с законодательством РФ об иностранных инвестициях.

Государственные заказчики целевых программ с учетом хода реализации этих целевых программ в текущем году уточняют объем средств, необходимых для финансирования целевых программ в очередном финансовом году, и представляют в устанавливаемые Правительством РФ сроки предложения по размерам и направлениям расходов по целевым программам, предлагаемым к финансированию за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, в Министерство экономического развития РФ.

Для финансирования целевых программ за счет средств федерального бюджета Министерство экономического развития РФ совместно с Министерством финансов РФ в сроки, устанавливаемые Правительством РФ для формирования федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, направляют в Правительство РФ перечень федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета, и предложения по объемам их финансирования.

В федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период предусматриваются целевым назначением государственным заказчикам целевых программ бюджетные ассигнования.

При сокращении объемов бюджетного финансирования мероприятий целевой программы по сравнению с предусмотренными утвержденной целевой программой государственный заказчик целевой программы разрабатывает дополнительные меры по привлечению средств внебюджетных источников и средств бюджетов субъектов РФ для реализации мероприятий целевой программы в установленные сроки.

В случае если государственный заказчик целевой программы в отчетном году не принял меры по обеспечению полного и своевременного финансирования мероприятий целевой программы за счет средств внебюджетных источников и средств бюджетов субъектов РФ, предусмотренных утвержденной целевой программой, Министерство экономического развития РФ с участием Министерства финансов РФ подготавливает и вносит в Правительство РФ предложения о целесообразности дальнейшей реализации отдельных мероприятий целевой программы.

В случае несоответствия результатов выполнения целевой программы целевым индикаторам и показателям эффективности, предусмотренным утвержденной целевой программой, Министерство экономического развития РФ с участием Министерства финансов РФ вносит в Правительство РФ предложения:

1. о корректировке целей и срока реализации целевой программы и ее мероприятий;

2. об изменении государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) целевой программы, а также форм и методов управления реализацией целевой программы;

3. о сокращении финансирования целевой программы за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период;

4. о досрочном прекращении реализации целевой программы;

5. о принятии в установленном порядке мер дисциплинарной ответственности к руководителю целевой программы.

 

Правление реализацией целевой программы и контроль за ходом ее выполнения

 

Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации целевой программы государственный заказчик целевой программы ежеквартально отчитывается о ходе ее реализации.

Руководитель федерального органа исполнительной власти, определенного государственным заказчиком целевой программы, является руководителем целевой программы. Руководитель целевой программы несет ответственность за реализацию и конечные результаты целевой программы, рациональное использование выделяемых финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией целевой программы, а также возглавляет научно-координационный совет целевой программы (при его наличии).

Текущее управление реализацией целевой программы осуществляется государственным заказчиком целевой программы и (или) дирекцией, создаваемой в установленном порядке Правительством РФ.

До начала реализации целевой программы государственный заказчик целевой программы утверждает и представляет в Министерство экономического развития РФ положение об управлении реализацией целевой программы, определяющее:

v порядок формирования организационно-финансового плана реализации целевой программы;

v механизмы корректировки мероприятий целевой программы и их ресурсного обеспечения в ходе реализации целевой программы;

v процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга реализации целевой программы, мероприятиях целевой программы и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей.

Финансирование деятельности дирекции целевой программы осуществляется в установленном порядке. Для финансирования деятельности дирекции могут быть использованы средства, предназначенные для реализации целевой программы, если средства на содержание дирекции предусмотрены в целевой программе.

Реализация целевой программы осуществляется на основе государственных (муниципальных) контрактов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также на основе иных гражданско-правовых договоров.

Государственные заказчики (целевой программы сообщают в Министерство экономического развития РФ о заключенных государственных (муниципальных) контрактах на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также иных гражданско-правовых договорах в рамках ресурсного обеспечения целевой программы за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных источников.

Государственный заказчик целевой программы ежегодно с учетом выделяемых на реализацию целевой программы финансовых средств уточняет при необходимости целевые индикаторы и показатели, затраты по мероприятиям целевой программы, механизм ее реализации, состав участников целевой программы и в месячный срок после принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в порядке, предусмотренном для проекта целевой программы, представляет в Министерство экономического развития РФ указанную корректировку целевой программы для последующего внесения на утверждение в Правительство РФ.

При необходимости государственный заказчик целевой программы вносит в Министерство экономического развития РФ и Министерство финансов РФ предложения (с обоснованиями) о продлении срока реализации целевой программы, который истекает в текущем году. Срок реализации целевой программы может продлеваться не более чем на 1 год. При необходимости продления срока реализации целевой программы более чем на 1 год разрабатывается новая целевая программа, подготовка и утверждение которой осуществляются в соответствии с настоящим порядком. Корректировка целевой программы осуществляется в соответствии с настоящим порядком.

Обоснование продления срока реализации целевой программы или подготовки новой целевой программы должно включать в себя кроме основных требований, данные о результатах ее реализации за отчетный период, подтверждение актуальности нерешенных проблем, а также сведения об источниках финансирования затрат, предусматриваемых на реализацию целевой программы. Разработка новой целевой программы должна осуществляться на основе новых подходов к решению технологических, финансово-экономических и организационных проблем.

Министерство экономического развития РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготавливает заключение о продлении срока реализации целевой программы, разработке новой целевой программы или о нецелесообразности ее дальнейшего финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета и направляет его в Правительство РФ.

Федеральная служба государственной статистики совместно с государственными заказчиками целевой программы организует ведение ежеквартальной статистической отчетности по реализации утвержденных целевых программ. Перечень показателей и порядок представления отчетности устанавливаются Федеральной службой государственной статистики по согласованию с Министерством экономического развития РФ. Требования к представляемой статистической отчетности по реализации утвержденных целевых программ являются обязательными для всех отчитывающихся субъектов.

В случае непредставления государственными заказчиками целевой программы в установленный срок государственной статистической отчетности, в том числе об использовании средств бюджетных и внебюджетных источников на финансирование целевых программ, Министерство экономического развития РФ совместно с Министерством финансов РФ сообщает об этом в Правительство РФ. За непредставление в установленный срок государственной статистической отчетности должностные лица государственных заказчиков целевой программы, ответственные за представление государственной статистической отчетности, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

За непредставление в установленный срок государственной статистической отчетности должностные лица государственных заказчиков, ответственные за представление государственной статистической отчетности, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

 

Государственные заказчики целевых программ направляют:

1. в Министерство экономического развития РФ, Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и в Министерство образования и науки РФ (в части прикладных научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения, выполняемых по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ) статистическую, справочную и аналитическую информацию о подготовке и реализации федеральных целевых программ, необходимую для выполнения возложенных на министерства функций;

2. ежеквартально (ежегодно), до конца месяца, следующего за отчетным периодом, в Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ доклады о ходе работ по целевым программам и эффективности использования финансовых средств, подготовленные на основе форм и схем, рекомендуемых Министерством экономического развития РФ. Доклады должны содержать:

- сведения о результатах реализации целевых программ за отчетный период;

- данные о целевом использовании и объемах привлеченных средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников;

- сведения о соответствии результатов фактическим затратам на реализацию целевых программ;

- сведения о соответствии фактических показателей реализации целевых программ показателям, установленным при утверждении целевых программ Правительством РФ;

- информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий;

- сведения о наличии, объемах и состоянии незавершенного строительства;

- сведения о результативности прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

- сведения о внедрении и эффективности инновационных проектов;

- оценку эффективности результатов реализации целевых программ;

- оценку влияния фактических результатов реализации целевых программ на различные сферы экономики страны (мультипликативный эффект по результатам реализации целевых программ).

Министерство экономического развития РФ с участием Министерства финансов РФ подготавливает и представляет в Правительство РФ доклад о ходе реализации целевых программ, в том числе отчет по итогам предыдущего года, - до 1 марта текущего года.

В отношении целевой программы, срок реализации которой завершается в отчетном году, государственный заказчик целевой программы подготавливает и до 1 марта текущего года представляет в Правительство РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ доклад о выполнении целевой программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.

В случае непредставления государственными заказчиками целевой программы отчетности в надлежащей форме и надлежащие сроки Министерство экономического развития РФ направляет в Правительство РФ предложения:

1. о принятии в установленном порядке мер к руководителю целевой программы;

2. о смене государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) целевой программы;

3. об изменении форм и методов управления реализацией целевой программы;

4. о досрочном прекращении реализации целевой программы.

Основные сведения о результатах реализации целевой программы, выполнении целевых показателей, об объеме затраченных на выполнение целевой программы финансовых ресурсов, а также о результатах мониторинга реализации программных мероприятий публикуются в средствах массовой информации не реже двух раз в год. Целевая программа может быть досрочно прекращена решением Правительства РФ по итогам рассмотрения вопроса об эффективности реализации целевой программы.

Государственный заказчик целевой программы организует размещение в сети Интернет текста целевой программы, утвержденной Правительством РФ, нормативных правовых актов по управлению реализацией целевой программы и контролю за ходом выполнения программных мероприятий, а также информации о ходе реализации целевой программы, программных мероприятиях на ближайшие 2 - 3 года, фактическом финансировании целевой программы, заключенных государственных контрактах, об объемах их финансирования и исполнителях, результатах экспертных проверок выполнения программных мероприятий, о торгах или размещении заказа без проведения торгов на участие в реализации целевой программы, результатах мониторинга реализации целевой программы и об оценке достижения целевых индикаторов и показателей.

 


 

Приложение N 1

к Порядку разработки и реализации

федеральных целевых программ и

межгосударственных целевых

программ, в осуществлении которых

участвует Российская Федерация

 

СХЕМА

РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА И УТВЕРЖДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ

ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

 

Список изменяющих документов

(введено Постановлением Правительства РФ от 25.12.2004 N 842,

в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2009 N 927)

 

┌─────────────┐┌───────────┐┌─────────────┐┌────────────┐┌───────────┐┌──────────┐┌─────────┐

│ Разработка ││Утверждение││ Разработка ││Согласование││Рассмотре- ││Устранение││Утвержде-│

│ проекта ││ концепции ││ проекта ││ ││ние на за- ││замечаний ││ние Пра- │

│ концепции ││ ││ целевой ││ ││седании ││ ││вительст-│

│ ││ ││ программы ││ ││Правитель- ││ ││вом Рос- │

│ ││ ││ ││ ││ства Рос- ││ ││сийской │

│ ││ ││ ││ ││сийской ││ ││Федерации│

│ ││ ││ ││ ││Федерации ││ ││ │

└─────────────┘└───────────┘└─────────────┘└────────────┘└───────────┘└──────────┘└─────────┘

 

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Год, предшествующий принятию федерального закона о федеральном бюджете на очередной │

│ финансовый год │

│ август - октябрь ноябрь - февраль апрель апрель май │

│ сентябрь январь │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

┌─────────────┐┌───────────┐┌─────────────┐┌────────────┐┌───────────┐┌──────────┐┌─────────┐

│Отбор проблем││Определение││Формулирова- ││Согласование││Цели и за- ││Доработка ││Постанов-│

│ ││государст- ││ние конкрет- ││перечня ме- ││дачи ││программы ││ление │

│Цели и задачи││венного за-││ных целей и ││роприятий и ││ ││по итогам ││Прави- │

│на вариантной││казчика ││задач ││ресурсной ││Утверждение││обсуждения││тельства │

│основе ││ ││ ││части с Мин-││государст- ││Правитель-││Россий- │

│ ││Утверждение││Разработка ││экономразви-││венного за-││ством Рос-││ской Фе- │

│Целевые инди-││целей и за-││конкретных ││тия России, ││казчика ││сийской ││дерации │

│каторы и по- ││дач ││мероприятий ││Минфином ││ ││Федерации ││об утвер-│

│казатели (на ││ ││(инвестицион-││России, Мин-││Целевые ин-││ ││ждении │

│вариантной ││Целевые ин-││ные проекты, ││обрнауки ││дикаторы и ││Уточнение ││программы│

│основе) - ук-││дикаторы и ││НИОКР, прочие││России ││показатели ││объемов ││ │

│рупненные ││показатели ││нужды) ││ ││ ││финансиро-││Утвержде-│

│ ││(на вариан-││ ││Документаль-││Сроки реа- ││вания ││ние госу-│

│Государствен-││тной осно- ││Установление ││ное подтвер-││лизации ││программы,││дарствен-│

│ные заказчики││ве) ││конкретных ││ждение фи- ││программы ││перечней ││ного за- │

│(предполагае-││ ││целевых инди-││нансирования││ ││мероприя- ││казчика │

│мые) ││Источники ││каторов и по-││из источни- ││Объемы фи- ││тий и ││программы│

│ ││финансиро- ││казателей ││ков помимо ││нансирова- ││объемов их││ │

│Источники фи-││вания ││ ││федерального││ния из фе- ││финансиро-││Утвержде-│

│нансирования,││ ││Разработка ││бюджета ││дерального ││вания ││ние сро- │

│в том числе ││Установле- ││технико-эко- ││ ││бюджета по ││ ││ков реа- │

│из федераль- ││ние пре- ││номического ││ ││направлени-││ ││лизации │

│ного бюджета ││дельных ││обоснования и││ ││ям и годам ││ ││программы│

│(на вариант- ││объемов фи-││расчеты эф- ││ ││и конкрет- ││ ││ │

│ной основе) ││нансирова- ││фективности ││ ││ным меро- ││ ││Утвержде-│

│ ││ния, в том ││использования││ ││приятиям ││ ││ние объе-│

│Предваритель-││числе из ││средств, вы- ││ ││ ││ ││мов фи- │

│ные объемы ││федерально-││деляемых на ││ ││Утверждение││ ││нансиро- │

│финансирова- ││го бюджета ││разработку ││ ││перечней ││ ││вания │

│ния, в т.ч. ││по направ- ││программы ││ ││мероприя- ││ ││програм- │

│из федераль- ││лениям с ││ ││ ││тий, в том ││ ││мы, пе- │

│ного бюджета ││учетом по- ││Разработка и ││ ││числе ин- ││ ││речней │

│(на вариант- ││казателей ││обоснование ││ ││вестицион- ││ ││мероприя-│

│ной основе) -││социально- ││ресурсного ││ ││ных проек- ││ ││тий и │

│укрупненно на││экономичес-││обеспечения ││ ││тов, НИОКР,││ ││объемов │

│весь период и││кого разви-││ ││ ││прочие нуж-││ ││их финан-│

│по годам ││тия страны ││Подготовка ││ ││ды ││ ││сирования│

│ ││(укрупнен- ││приложения, ││ ││ ││ ││ │

│Сроки реали- ││но) ││предусматри- ││ ││ ││ ││ │

│зации (на ва-││ ││вающего пере-││ ││ ││ ││ │

│риантной ос- ││Подготовка ││чень объектов││ ││ ││ ││ │

│нове) ││решения ││капитального ││ ││ ││ ││ │

│ ││Правитель- ││строительства││ ││ ││ ││ │

│ ││ства Рос- ││с расшифров- ││ ││ ││ ││ │

│ ││сийской Фе-││кой объемов ││ ││ ││ ││ │

│ ││дерации ││финансирова- ││ ││ ││ ││ │

│ ││ ││ния по годам ││ ││ ││ ││ │

│ ││ ││реализации ││ ││ ││ ││ │

│ ││ ││(не утвержда-││ ││ ││ ││ │

│ ││ ││ется Прави- ││ ││ ││ ││ │

│ ││ ││тельством ││ ││ ││ ││ │

│ ││ ││Российской ││ ││ ││ ││ │

│ ││ ││Федерации) ││ ││ ││ ││ │

│ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │

│ ││ ││Методика ││ ││ ││ ││ │

│ ││ ││оценки эффек-││ ││ ││ ││ │

│ ││ ││тивности реа-││ ││ ││ ││ │

│ ││ ││лизации прог-││ ││ ││ ││ │

│ ││ ││раммы ││ ││ ││ ││ │

│ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │

│ ││ ││Организация ││ ││ ││ ││ │

│ ││ ││контроля и ││ ││ ││ ││ │

│ ││ ││мониторинга ││ ││ ││ ││ │

│ ││ ││реализации ││ ││ ││ ││ │

│ ││ ││программы ││ ││ ││ ││ │

│ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │

│ ││ ││Система уп- ││ ││ ││ ││ │

│ ││ ││равления ││ ││ ││ ││ │

│ ││ ││программой ││ ││ ││ ││ │

└─────────────┘└───────────┘└─────────────┘└────────────

Date: 2015-07-27; view: 1858; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию