Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рэфармацыйны рух на беларускіх землях





Предпосылки реформационного движения.

В XVI в. Западную Европу охватило реформационное движение, направленное против католической церкви. Оно началось в 1517 г. с выступления профессора Виттенбергского университета Мартина Лютера и завершилось оформлением протестантизма. Под влиянием западноевропейской Реформации развернулось реформационное движение и на белорусско-литовских землях. Это происходило благодаря соседству с лютеранской Пруссией, развитию европейского книгопечатания, внешней торговли, учебе выходцев из ВКЛ в университетах Западной и Центральной Европы.

Распространение реформационных идей косвенно было вызвано влиянием русского вольнодумства, например идей «стригольников» и «нестяжателей». Представители этих ересей выступали против церковного руководства, монашества, церковного землевладения. Спасаясь от гонений царских властей, еретики бежали в Великое Княжество Литовское, где господствовала религиозная толерантность — веротерпимость. Например, в середине XVI в. в Витебске появились трое православных монахов из Московского государства: Феодосии Косой, Артемий, Фома. Они призывали людей «обращаться к Богу только через Иисуса Христа при помощи Святого Духа».

На распространение реформационных идей повлияло сложное положение православной церкви в Великом Княжестве. Известно, что с конца XIV в. государственной поддержкой пользовалась католическая церковь. Православная конфессия существовала только за счет пожертвований верующих и сохраняла свой традиционный характер.

Развертыванию реформационного движения в ВКЛ содействовали рост городов, развитие ремесла и торговли, обострение классовых противоречий, столкновение экономических и политических интересов разных социальных групп, культурный подъем. В отличие от Западной Европы Реформация на белорусско-литовских землях не была обусловлена процессом формирования капитализма. Основными ее участниками были шляхта и мещане, поскольку буржуазия в то время еще не сформировалась.

Реформационное движение на территории Беларуси широко развернулось с середины XVI в. Его ведущим направлением являлся кальвинизм.

Историческая справка

Кальвинизм - течение протестантизма, основанное Ж. Кальвином (1509-1564) в Швейцарии. Его приверженцы считали Библию единственным источником веры и проповедовали изначальную предначертанность человеческой судьбы. Согласно кальвинистскому учению, Бог заранее избрал одних людей на спасение, а других — на погибель. Но человек должен верить, что Христос спас именно его, и доказывать это своим трудолюбием. Поэтому кальвинисты отрицательно относились к пустой трате человеком времени. Из семи таинств они признавали только крещение и причастие.

Идеи кальвинизма активно поддержали магнаты, часть шляхты, так как это вероучение соответствовало их свободолюбивым представлениям. Кальвинизм не допускал государственного контроля над церковью. Принимая протестантское вероучение, магнаты и шляхта таким образом выступали против Люблинской унии, поскольку католическая церковь активно поддержала идею включения ВКЛ в состав Польши. Нужно учитывать и тот фактор, что часть шляхты стремилась обогатиться за счет владений церкви.

Лидером кальвинизма стал Николай Радзивилл Черный, а центрами — Брест и Несвиж.

Историческая личность

НИКОЛАЙ РАДЗИВИЛЛ ЧЕРНЫЙ (1515-1565) - виленский воевода и канцлер ВКЛ. Возглавлял комиссию по проведению аграрной реформы. Был противником государственной унии с Польшей. Отстаивал самостоятельность ВКЛ. Первоначально приобщился к лютеранству, а в 1553 г. перешел в кальвинизм.

Кальвинисты в ВКЛ образовали шесть округов, состоявших из общин. Они в письменных источниках назывались «гельветскими сборами» — то есть швейцарскими. Центральным считался Виленский сбор, основанный в 1557 г. А самая первая кальвинистская община появилась в 1553 г. в Бресте. При сборах действовали школы, типографии и госпитали (приюты для больных и бедных). Всего во второй половине XVI в. в Княжестве насчитывалось около 180—200 гельветских общин.

В 1560-е гг. из кальвинизма выделилось самостоятельное направление Реформации — арианство, или движение антитринитариев. Их называли «литовскими братьями». Ариане отрицали догмат о триединстве Бога (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог — Святой Дух), не признавали крещение младенцев, считали Иисуса Христа только человеком. Наиболее широко арианство распространилось в Новогрудском и Брестском воеводствах. Арианские сборы во второй половине XVI в. действовали в Новогрудке, Лоске, Клецке, Ивье, Любче, Несвиже и других городах. Всего насчитывалось около 20 общин.

Антитринитаризм подразделялся на два течения: шляхетское и крестьянское. Представители первого течения во главе с Сымоном Будным развернули широкую религиозно-просветительскую деятельность.

Историческая личность

СЫМОН БУДНЫЙ (около 1530-1593) - деятель культуры, гуманист, философ, просветитель. Окончил Краковский и, возможно, Базельский университеты. Проповедовал кальвинизм в Вильне и Клецке. В Несвиже издал первую в пределах современной Беларуси печатную книгу на старобелорусском языке — «Катехизис» (1562). Затем перешел на позиции арианства.

Крестьянское течение представляли такие идеологи, как Якуб из Калиновки, Павел из Визны. Они не только критиковали католическую церковь, но и выступали против эксплуатации крестьянства, верховной власти и государственных учреждений. «Можно ли назвать христианским то общество, где люди владеют невольниками», — писал Якуб из Калиновки. Понятно, что подобная позиция обусловила их конфликт со шляхтой.

Реформация оставила глубокий след в истории Беларуси и имела положительные результаты. К ней примкнули многие магнаты из белорусско-литовских земель. К их числу относятся Радзивиллы, Сапеги, Ходкевичи, Глебовичи и др. Они с позиций государственного патриотизма стремились сохранить независимость ВКЛ.

Феодалы-протестанты («евангелики») во время подъема Реформации занимали многие высшие государственные должности, преобладали в составе панов-рады. По их инициативе был издан виленский привилей Сигизмунда II Августа 1563 г. Этот документ уравнивал в правах всю шляхту страны независимо от вероисповедания: и католическую, и православную, и протестантскую. А в 1573 г. в Речи Посполитой Варшавская конфедерация приняла акт о свободе вероисповедания. Текст его вошел в III Статут ВКЛ.

Протестантские школы, типографии, госпитали, письменность содействовали распространению в обществе просвещения, идей гуманизма, веротерпимости, миролюбия. Реформация способствовала развитию публицистической литературы, создававшейся в виде предисловий, послесловий, трактатов (научных произведений). Выдающимися публицистами были Сымон Будный, Василий Тяпинский, Андрей Волан, Лаврентий Крышковский. Они выступали в защиту родного языка, высмеивали религиозных фанатиков, отстаивали свободу личности.

Реформация позволила определенному кругу населения белорусских земель ознакомиться с ценностями европейской культуры. Вместе с тем Реформация в Княжестве не достигла того уровня, который она имела в западноевропейских странах. На ее спад повлияла не только узость социальной базы протестантизма, но и образование Речи Посполитой, где ведущие позиции занимали католическая церковь и католическая шляхта.


Date: 2015-07-27; view: 782; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию