Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пермь 2011ПЕРМСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Строительный факультет Кафедра архитектуры ПЕРМСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Строительный факультет Кафедра архитектуры Рефират по: ОСНОВНЫМ ВИДАМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ Выполнил: ПГС-09-2, Коржуев М.С Руководитель: Шептуха Т.С Пермь 2011 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ
Классификация промышленных зданий по назначению и капитальности Промышленными называют здания, предназначенные для осуществления производственно-технологических процессов, прямо или косвенно связанных с выпуском определенного вида продукции или полуфабриката. В зависимости от назначения промышленные здания подразделяют на следующие основные группы: 1) производственные, в которых размещают основные процессы производства (мартеновские, прокатные, механосборочные, ткацкие, кондитерские цехи и др.); 2) подсобно-производственные, предназначенные для вспомогательных процессов производства (ремонтные, экспериментальные, тарные цехи и др.); 3) энергетические, снабжающие предприятие электроэнергией, сжатым воздухом, паром и газом (ТЭЦ, компрессорные и газогенераторные станции, паро- и воздуходувные установки и др.); 4) складские, необходимые для хранения сырья, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции, горючих и смазочных материалов и пр.; 5) транспортные, обслуживающие средства транспорта, находящегося в распоряжении предприятия (гаражи, электровозные депо и др.); 6) санитарно-технические, предназначенные для обслуживания водопровода, канализации и т. п. (насосные и очистные станции, водохранилища, водонапорные башни, брызгальные бассейны и др.); 7) вспомогательные и общезаводские (административно-бытовые помещения, заводоуправления, столовые, медицинские пункты, профессионально-технические училища, пожарные депо и др.). На территории промышленных предприятий строят также специальные сооружения (резервуары, газгольдеры, скрубберы, градирни, сило-сы, дымовые трубы, различные эстакады и опоры и др.).
Не все группы зданий и сооружений обязательны для каждого предприятия; состав их зависит от назначения, специализации и мощности предприятия. Классификация промышленных зданий по капитальности необходима для выбора экономически целесообразных решений при проектировании. В основу классификации положено деление зданий на классы в зависимости от их назначения и значимости. Здания подразделяют на четыре класса (I, II, III и IV), причем к I классу относят постройки, к которым предъявляют повышенные требования, а к IV классу — постройки с минимальными требованиями. Для каждого класса установлены свои эксплуатационные качества, а также долговечность и огнестойкость основных конструкций зданий. Эксплуатационные качества, обеспечивающие нормальные условия эксплуатации зданий и сооружений в течение всего срока их службы, определяются; для производственных зданий — размерами пролетов, технической оснащенностью, наличием специального оборудования, удобством монтажа и демонтажа технологического оборудования, удобствами для работающих и для хода технологического процесса; для вспомогательных зданий — составом помещений, нормами их площадей и объемов, качеством отделки, санитарно-техническим оборудованием и т. п. Долговечность и огнестойкость основных конструкций здания обеспечиваются применением соответствующих строительных материалов и изделий и защитой их в конструкциях от всех разрушающих эксплуатационных воздействий. Долговечность конструктивных элементов определяется сроком их службы без потери требуемых эксплуатационных качеств в данных климатических условиях при заданном режиме эксплуатации. Установлены три степени долговечности ограждающих конструкций: I степень — срок службы не менее 100 лет, II степень — срок службы не менее 50 лет и III степень — срок службы не менее 20 лет. Долговечность ограждающих конструкций в зависимости от класса здания принимают: для зданий I класса — не ниже I степени, II класса— не ниже II степени, III класса — не ниже III степени, IV класса — не нормируется. Здания и сооружения по огнестойкости подразделяют на пять степеней. Степень огнестойкости, характеризуемая группой возгораемости и пределом огнестойкости основных строительных конструкций, принимается: для зданий I класса — не ниже II степени, для зданий II класса—не ниже III степени. Для зданий III и IV классов степень огнестойкости не нормируется. Проектируемое здание относят к тому или иному классу в зависимости от следующих условий: народнохозяйственного значения, размеров и мощности предприятия, в состав которого войдет данное здание; концентрации материальных ценностей и уникальности оборудования, устанавливаемого в здании; запасов сырьевых ресурсов, для переработки которых проектируется объект; фактора моральной амортизации здания; градостроительных требований к объекту. На территории предприятия могут возводиться здания с различным классом капитальности. При этом к повышенному классу относят здания, прекращение работы в которых в случае ремонта или аварии существенно нарушает работу всего предприятия. При проектировании зданий нельзя завышать их капитальность, так как применение более долговечных и огнестойких конструкций, чем требуется, приводит к повышению стоимости зданий. Виды промышленных зданий по архитектурно-конструктивным признакам По архитектурно-конструктивным признакам промышленные здания подразделяют на одноэтажные, многоэтажные и смешанной этажности. Для производств металлургической и машиностроительной промышленности (сталелитейные, прокатные, кузнечные, термические, механосборочные цехи и др.), характеризующихся тяжелым и громоздким оборудованием, крупногабаритными изделиями и значительными динамическими нагрузками, приемлемы только одноэтажные здания. В многоэтажных зданиях размещают производства с вертикально направленным технологическим процессом в тех случаях, если используется сила тяжести сырья и полуфабрикатов (мельницы, агломерационные фабрики, химические заводы, хлебозаводы и пр.). Многоэтажные здания сооружают также на предприятиях легкой, пищевой, радиотехнической, приборостроительной и аналогичных им видов промышленности, для складов. Нагрузки на междуэтажные перекрытия в многоэтажных зданиях могут достигать 4500 кГ/м2 (45 кН/м2). Для производств с горизонтальным и вертикальным технологическим процессом (например, многих химических предприятий) сооружают здания смешанной этажности. Ряд производств по характеру технологического процесса можно размещать как в одноэтажных, так и в многоэтажных зданиях (производства легкого машиностроения, текстильные и пищевые предприятия, фарфоровые заводы и др.). В настоящее время в одноэтажных зданиях размещается около 75—80% промышленных производств. Однако в будущем будет возрастать удельный вес многоэтажных зданий, позволяющих экономить территорию. В зависимости от количества пролетов одноэтажные здания могут быть одно- и многопролетными (рис. П-1). Под пролетом понимают производственный объем, ограниченный по периметру рядами колонн и перекрытый по однопролетной схеме. Расстояние между продольными рядами колонн называют шириной пролета. По ширине пролетов здания принято считать мелкопролетными, если ширина пролетов не превышает 12 м, и крупнопролетными — при ширине пролетов более 12 м. В современном промышленном строительстве основными типами являются многопролетные здания с широкими пролетами, в которых большие производственные площади мало стеснены промежуточными опорами. Применение в строительстве железобетоных и армоцементных оболочек, стальных и алюминиевых ферм, пространственных и висячих систем и других высокопрочных облегченных конструкций покрытий позволяет строить большепролетные здания с шириной пролетов в 36, 42, 60 м и более (рис. П-2). В большепролетных зданиях, оборудованных подвесными или напольными подъемно-транспортными средствами, целесообразно размещать цехи авиационных заводов, ангары, гаражи и т. п. Промышленные здания в зависимости от характера застройки территории предприятия подразделяют на здания сплошной ипавиль- онной застройки. Первые имеют значительные размеры в плане и являются многопролетными; для вторых характерны относительно небольшая ширина и ограниченное число пролетов. По расположению внутренних опор промышленные здания разделяют на ячейковые, пролетные и зальные. В зданиях ячейкового типа преобладает квадратная сетка опор с относительно небольшим продольным и поперечным шагом. Такую сетку опор целесообразно применять для зданий с подвесным или напольным транспортом, когда необходимо размещать технологические линии и транспортировать грузы в двух взаимно перпендикулярных направлениях. В зданиях пролетного типа, более других распространенных, в строительстве, ширина пролетов преобладает на^ ша^соддосьру Здания зального типа характерны для производств, требующих значительной площади без внутренних опор. В таких зданиях расстояние между опорами может достигать 100 м и более. Многоэтажные здания, как правило, сооружают многопролетными, причем в средних пролетах рекомендуется располагать второстепенные Первые этажи многоэтажных зданий обычно отводят для производств, имеющих тяжелое и громоздкое оборудование или выделяющих агрессивные сточные воды, а верхние —для производств, выделяющих газовые вредности, или производств, опасных в пожарном отношении. Внутрицеховое подъемно-транспортное оборудование Любой технологический процесс включает операции по перемещению внутри производственных зданий сырья, полуфабрикатов или готовой продукции. Применяемое при этом подъемно-транспортное оборудование необходимо не только с точки зрения технологии производства, но и для облегчения труда рабочих, а также для монтажа ф -—-л- з и демонтажа технологических агрегатов. Внутрицеховое подьем-но-транспортное оборудова-ние подразделяют на две группы: периодического и непрерывного действия. К первой группе относят подвесной транспорт (тали, кошки, тележки, подвесные краны и т. п.), мостовые краны и напольный транспорт; ко второй — конвейеры (ленточный, пластинчатый, скребковый, ковшовый, подвесной цепной, грузоведу-щий), нории, рольганги и шнеки. Наиболее распространены в промышленных зданиях подвесные и мостовые краны, обслуживающие не узкую линию, как при монорельсах, а площадь прямоугольника, и перемещающие грузы в трех направлениях. Подвесные краны, транспортирующие грузы массой от 0,25 до 5 т (встречаются краны грузоподъемностью до 20 т), состоят из легкого моста или несущей балки, двух- или четырех-катковых механизмов передвижения по подвесным путям и электротали, перемещающейся по нижней полке мостовой балки (рис. П-4,а). В зависимости от ширины пролета, шага несущих конструкций покрытия, грузоподъемности и требуемого числа транспортных операций по ширине пролета (или на одних и тех же путях) устанавливают один или несколько кранов. По количеству путей подвесные краны могут быть одно-, двух- и многопролетными. Управляют кранами с пола цеха (ручные краны) или из кабины, подвешенной к мосту. Мостовые краны имеют грузоподъемность от 3 до 500 т. Чаще других применяют краны грузоподъемностью 5—30 т. В тех цехах, где краны эксплуатируются в широком диапазоне грузоподъемностей и скоростей подъема, предусматривают краны с двумя механизмами подъема. Их грузоподъемность обозначают дробным числом, например Q = 50/5 т. Числитель показывает грузоподъемность главного крюка, знаменатель — грузоподъемность вспомогательного крюка, используемого для подъема легких грузов. Мостовой кран состоит из несущего моста, перекрывающего рабочий пролет помещения, механизмов передвижения вдоль подкранового пути и передвигающейся вдоль моста тележки с механизмом подъема (рис. П-4,6). Несущий мост выполняют в виде пространственных четырехплоско-стных балочных коробчатых или ферменных конструкций. Краны передвигаются по подкрановым путям, уложенным на консоли колонн; управляют ими из подвешенной к мосту кабины или с пола цеха (ручные краны). Все механизмы мостового крана приводятся в действие электромоторами, питание которых осуществляется при помощи троллейных проводов, укрепленных сбоку одной из подкрановых балок или подвешенных к нижнему поясу несущих конструкций покрытия. В первом случае расстояние между верхом крановой тележки с механизмом подъема и низом несущих конструкций покрытия предусматривают не менее 100 мм, во втором — не менее 400 мм. Грузоподъемность, габариты и основные параметры мостовых кранов, как и подвесных, определены ГОСТами. В зависимости от продолжительности работы в единицу времени эксплуатации цеха мостовые краны подразделяют на краны тяжелого режима работы (коэффициент использования 0,4 и выше), среднего (0,25—0,40) и легкого (0,15—0,25). В цехах с интенсивным технологическим процессом в одном пролете можно устанавливать два или несколько кранов, располагаемых как в одном, так и двух уровнях цеха. В промышленных зданиях встречаются также различного рода специальные мостовые краны: консольно-поворотные, консольно-передвиж-ные, с поворотной, тележкой, колодцевые, для раздевания слитков, завалочные, с вилообразным захватом и др. В современном промышленном строительстве наблюдается тенденция к замене мостовых кранов подвесными. Устройство специальных поворотных стрелок —крестовин —позволяет перемещать подвесные краны во взаимно перпендикулярных направлениях без переделок. Поэтому здания, оборудованные подвесным транспортом, легко приспособить к измененной технологии производства без нарушения архитектурно-конструктивной основы.
Здания бескрановые. Напольный транспорт
Мостовые краны и подвесное подъемно-транспортное оборудование по существу определяют объемно-планировочное и конструктивное решение промышленных зданий. Проектировщики стремятся по возможности уменьшить грузоподъемность мостовых или подвесных кранов или вообще освободить каркас здания от крановых нагрузок. В этих случаях уменьшаются сечения колонн и размеры фундаментов, отпадает необходимость в подкрановых путях, появляется возможность применить более укрупненную сетку колонн. Технологические процессы в зданиях без кранов обслуживают напольными средствами транспорта. К ним относятся вагонетки, электрокары, конвейеры и рольганги, автомобильные краны, погрузчики с вилообразными и штыревыми захватами. В крупнопролетных зданиях для перемещения тяжелых и громоздких грузов целесообразно применять козловые или полукозловые краны, передвигающиеся по уложенным в уровне пола цеха рельсам. Одной опорой полукозлового крана, как и мостового, является подкрановый путь. При замене мостовых кранов козловыми требуется несколько увеличивать пролет и высоту здания. Так, для пролетов 12 и 15 м увеличение пролета составляет 3 м, высота 1,6 м, а для пролета 18 м —соответственно 6 и 3 м. Но, несмотря на это, отказ от мостовых кранов в одноэтажных зданиях приводит к значительному экономическому эффекту, так как снятие крановых нагрузок с каркаса помимо экономии материалов открывает возможности создания легких большепролетных зданий с пространственными и висячими системами покрытий.
Рис. Основные типы одноэтажных промышленных зданий: а — однопролетное бесфонарное; б —то же, с мостовым краном; г — многопролетные с фонарями; д — общий вид здания
а — пролетом 60 м; б —пролетом 96 м; / 1— железобетонная ферма; 2 — железобетонные панели: 5 — своды-оболочки; 4 —затяжка; 3 — крановые пути; 6 — остекление Рис. 11-4. Здания с подвесным (а) и мостовым (б) кранами: / — несущая балка; 2— механизм передвижения; 3 — подвесной путь; 4 — электроталь; 5 — кабина крановщика; 6 — механизм передвижения вдоль кранового пути; 7— несущий мост; 8 —тележка с грузоподъемным механизмом; 5 —подкрановый ПУТЬ!
Список используемой литературы: 1. И.А. Шерешевский Конструирование промышленных зданий и сооружений. 2. Дятков С.В. Архитектура промышленных зданий.
|