Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные тенденции процессов слияния и поглощения





Крупные компании стремятся изыскивать дополнительные источники расширения своей деятельности, среди которых одним из наиболее популярных является слияние и поглощение компаний. Слияние – один из самых распространенных приемов развития, к которому прибегают в настоящее время даже очень успешные компании. Этот процесс в рыночных условиях становится явлением обычным, практически повседневным.

Слияния и поглощения (англ. Mergers and Acquisitions, M&A) — класс экономических процессов укрупнения бизнеса и капитала, происходящих на макро- и микроэкономическом уровнях, в результате которых на рынке появляются более крупные компании взамен нескольких менее значительных. Понятие поглощение (Acquisition) охватывает приобретение всего предприятия, отдельных его частей, а также стратегическое участие в капитале (прямые инвестиции).

Слияние — это объединение двух или более хозяйствующих субъектов, в результате которого образуется новая, объединённая экономическая единица.

Остановимся на наиболее часто встречающихся видах слияния компаний. В зависимости от характера интеграции компаний целесообразно выделять следующие виды:

 

горизонтальные слияния – объединение компаний одной отрасли, производящих одно и то же изделие или осуществляющих одни и те же стадии производства;

 

вертикальные слияния – объединение компаний разных отраслей, связанных технологическим процессом производства готового продукта, т.е. расширение компанией-покупателем своей деятельности либо на предыдущие производственные стадии, вплоть до источников сырья, либо на последующие – до конечного потребителя. Например, слияние горнодобывающих, металлургических и машиностроительных компаний;

 

родовые слияния – объединение компаний, выпускающих взаимосвязанные товары. Например, фирма, производящая фотоаппараты, объединяется с фирмой, производящей фотопленку или химреактивы для фотографирования;

 

конгломератные слияния – объединение компаний различных отраслей без наличия производственной общности, т.е. слияние такого типа – это слияние фирмы одной отрасли с фирмой другой отрасли, не являющейся ни поставщиком, ни потребителем, ни конкурентом. В рамках конгломерата объединяемые компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора. Профилирующее производство в такого вида объединениях принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе.

В зависимости от национальной принадлежности объединяемых компаний можно выделить два вида слияния компаний:

 

– национальные слияния – объединение компаний, находящихся в рамках одного государства;

 

– транснациональные слияния – слияния компаний, находящихся в разных странах (transnational merger), приобретение компаний в других странах (cross-border acquisition).

Поглощение — это сделка, совершаемая с целью установления контроля над хозяйственным обществом и осуществляемая путем приобретения более 30 % уставного капитала (акций, долей, и т. п.) поглощаемой компании, при этом сохраняется юридическая самостоятельность общества.

В широком смысле под слиянием и поглощением подразумевают также создание стратегических союзов с другими обществами и отделение активов (Divestitures). Наиболее часто стратегические союзы создаются на основе взаимного участия в капитале, либо с основанием совместных предприятий (Joint Ventures) за счет взносов в общее дочернее общество. Наиболее распространенной формой отделения активов является продажа существующего дочернего общества другой компании. Иногда часть предприятия выделяется отдельно в качестве самостоятельной компании («отпочкование») и доли участия в ней пропорционально распределяются между акционерами материнской компании (Spin-Off). Если при этом речь идет о ликвидации всего материнского предприятия, говорят о дроблении (Split-Up).

В настоящее время значительное количество крупных слияний и поглощений имеет международный характер и осуществляется в связи с этим часто в соответствии с международными, главным образом, англосаксонскими обычаями. Рассмотрим наиболее важные из них.

Можно выделить следующие основные мотивы слияний и поглощений компаний:

стремление к росту

синергетический эффект (то есть взаимодополняющее действие активов двух или нескольких компаний, совокупный результат которого намного превышает сумму результатов отдельных действий этих компаний. Одним из стимулов к слиянию может быть использование эффекта масштаба производства[2]. Это частный случай эффекта синергии.)

диверсификация Очень часто причиной слияний и поглощений является диверсификация в другие виды бизнеса. Диверсификация помогает стабилизировать поток доходов, что выгодно и работникам данной компании, и поставщикам, и потребителям (через расширение ассортимента товаров и услуг).

повышение качества управления

мотив монополии

мотив демонстрации оптимистических финансовых показателей в краткосрочном периоде

Налоговые мотивы. Действующее налоговое законодательство стимулирует порой слияния и поглощения, результатами которых являются снижение налогов или получение налоговых льгот. Например, высокоприбыльная фирма, несущая высокую налоговую нагрузку, может приобрести компанию с большими налоговыми льготами, которые будут использованы для созданной корпорации в целом.

 

Поглощение может применяться крупной компанией для того, чтобы дополнить свой ассортимент предлагаемых товаров, как более эффективная, по сравнению с постройкой нового бизнеса, альтернатива.

Ряд экономистов утверждают, что слияния и поглощения — рядовое явление рыночной экономики и что ротация собственников необходима для поддержания эффективности и предотвращения застоя. Другая часть управленцев считают, что слияния и поглощения «убивают» честную конкуренцию и не ведут к развитию национальной экономики, так как разрушают стабильность и уверенность в завтрашнем дне, отвлекая ресурсы на защиту.

Механизм слияний и поглощений компаний

Для того, чтобы слияние или поглощение прошло успешно, необходимо:

 

правильно выбрать организационную форму сделки;

 

обеспечить четкое соответствие сделки антимонопольному законодательству;

 

иметь достаточно финансовых ресурсов для объединения;

 

в случае слияния быстро и мирно решить вопрос “кто главный”;

 

максимально быстро включить в процесс слияния не только высший, но и средний управленческий персонал.

 

Возможны следующие организационные формы слияний и поглощений компаний:

 

объединение двух или нескольких компаний, которое предполагает, что одна из участниц сделки принимает на свой баланс все активы и все обязательства другой компании. Для применения такой формы необходимо добиться одобрения сделки не менее, чем 50% акционеров компаний, которые участвуют в сделке (уставы корпораций и законы иногда устанавливают более высокую долю голосов, необходимых для одобрения сделки);

 

объединение двух или нескольких компаний, которое предполагает, что создается новое юридическое лицо, которое принимает на свой баланс все активы и все обязательства объединяемых компаний. Для применения такой формы, также как и для предыдущей, необходимо добиться одобрения сделки не менее, чем 50% акционеров объединяемых компаний;

 

покупка акций компании либо с оплатой в денежной форме, либо в обмен на акции или иные ценные бумаги поглощающей компании. В этом случае инициатор сделки может вести переговоры с акционерами интересующей его компании на индивидуальной основе. Одобрение и поддержка сделки менеджерами поглощаемой компании в этом случае не обязательны;

 

покупка некоторых или всех активов компании. При этой организационной форме в отличие от предыдущей необходима передача прав собственности на активы, и деньги должны быть выплачены самой компании как хозяйственной единице, а не непосредственно ее акционерам.

 

Сделки по слиянию и поглощению компаний могут быть осуществлены следующим образом:

 

компания Х покупает активы компании У с оплатой в денежной форме;

 

компания Х покупает активы компании У с оплатой ценными бумагами, выпущенными компанией-покупателем;

 

компания Х может купить контрольный пакет акций компании У, став при этом холдингом для компании У, которая продолжает функционировать как самостоятельная единица;

 

проведение слияния компании Х и компании У на основе обмена акциями между ними;

 

компания Х сливается с компанией У и в результате образуется новая компания Z. Акционеры компаний Х и У в определенной пропорции обменивают свои акции на акции компании Z.

Последствия слияния и поглощения компаний.

Слияния могут повысить эффективность объединившихся компаний, но они же могут и ухудшить результаты текущей производственной деятельности, усилить бремя бюрократии. Чаще всего очень сложно заранее оценить, насколько велики могут быть изменения, вызванные слиянием или поглощением. Но и результаты множества исследований по измерению чистого эффекта уже произведенных слияний и поглощений дают очень противоречивые, зачастую абсолютно противоположные, выводы.

 

Экспертами обычно указываются три причины неудачи слияний и поглощений:

 

неверная оценка поглощающей компанией привлекательности рынка или конкурентной позиции поглощаемой (целевой) компании;

 

недооценка размера инвестиций, необходимых для осуществления сделки по слиянию или поглощению компании;

 

ПРИОРИТЕТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ СТРАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Приоритеты промышленной политики следует рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле под приоритетом промышленной политики следует понимать общее направление развития экономической системы, как правило, подразумевающее масштабную структурную перестройку. В узком смысле под приоритетом обычно понимают субъект промышленной политики, т.е. отрасли, предприятия, получающие поддержку правительства в той или иной форме

Целью промышленной политики Европейского Союза является увеличение конкурентоспособности европейской промышленности на мировом рынке. Для достижения этой цели особое внимание уделяется:

• Способности промышленности приспосабливаться к изменениям на рынке;

• Созданию благоприятной среды для развития производства и создания новых предприятий, на всей территории ЕС, уделяя особое внимание малым и средним предприятиям;

• Развитию изобретений, исследований и технологий;

• Гарантированию честной конкуренции.

Законодательством ЕС промышленная политика регулируется не очень строго. Политика стран ЕС различается, однако государства её реализуют, руководствуясь общими принципами.

 

Осуществляя промышленную политику, ЕС сосредоточился на следующих трех направлениях, оказывающих особенно заметное влияние на конкурентоспособность ЕС: наука и образование; инновации и предпринимательство.

В сфере науки и образования страны Европейского союза традиционно считались одними из лидеров мирового сообщества. Сегодня ставится задача достичь более высоких результатов в образовании, профессиональной подготовке и переподготовке кадров, научных исследованиях, а также в создании условий с тем, чтобы знания находили практическое применение в промышленности. Начинается активное развитие новейших технологий, включая биотехнологии и нанотехнологии, а также методов их внедрения и использования.

Предпринимаются всевозможные действия для повышения инновационности европейской промышленности. C этой целью на наднациональном уровне было реализовано несколько проектов по развитию кооперации между инновационными кластерами. ЕС рассматривает кластерную политику (система государственных мер и механизмов поддержки кластеров (объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами), обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов, предприятий, входящих в кластер, а также обеспечивающих внедрение инноваций) в качестве ключевого инструмента повышения конкурентоспособности отраслей и регионов, повышения инновационного потенциала и экономического развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Промышленная политика, как таковая, также должна быть инновационной, например, разрабатывать новые более либеральные инструменты регулирования, способные дать промышленности большую свободу в поиске собственных технологических решений.

Особое внимание Еврокомиссия уделяет стимулированию предпринимательства, особенно малого и среднего бизнеса, созданию новых и дальнейшему развитию существующих компаний этого сектора. В результате малые и средние предприятия стали основой социально-экономической модели ЕС. На их долю приходится порядка 2/3 занятых и 60% добавленной стоимости. По своей сути и целям промышленная политика нацелена на создание благоприятных условий для повышения конкурентоспособности производства, на невмешательство государства в действие рыночных механизмов. Ее инструменты в отношении отдельных компаний направлены на создание такой среды, при которой малый и крупный бизнес проявлял бы больше инициативы, внедрял новые идеи и расширял производство.

Вместе с тем существуют специфические требования и характеристики отдельных секторов, каждый из которых требует индивидуального подхода. Например, многие виды продукции, таких отраслей как фармацевтическая, химическая, автомобильная подпадают под специфические формы регулирования, связанные с присущими им особенностями. Таким образом, промышленная политика неизбежно подразумевает некоторые «послабления» для отдельных стран и отраслей.

Особого внимания заслуживают национальные особенности проведения промышленной политики. На национальном уровне некоторые страны предпочитают более либеральный подход, а некоторые, наоборот склоны к протекционизму (политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства.). Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Великобритания. У этой страны самый либеральный подход, который подразумевает обеспечение лучших конкурентных условий для частного производства и открытый доступ к финансовым и информационным ресурсам при минимальном вмешательстве государства.

 

 

Правительство в целях создания новых источников конкурентоспособности страны считает целесообразным:

– способствовать укреплению конкурентоспособности Британии в критически важных областях инноваций, профессиональных навыков, финансовой сфере, инфраструктуре и досту-пу на мировые рынки;

– оказывать стратегическое воздействие на рынки;

– использовать новый подход к целевым интервенциям ради развития преимуществ Британии в высокотехнологичных и наиболее быстрорастущих областях мировой экономики.

Правительство намерено действовать по семи направлениям:

1. макроэкономическая стабильность с целью обеспечить бизнесу возможность долгосрочного инвестиционного планирования;

2. поддержка частных инвестиций в основные фонды и передовые технологии, переподготовку профессиональных кад-ров, НИОКР;

3. обеспечить смычку научно-исследовательских центров и промышленного производства;

4. распространение методик «бережливого производства» (Бережливое производство» – уменьшение времени производственного цикла путём ликвидации потерь. Бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на рынок (производство под заказ). Целями бережливого производства являются: сокращение трудозатрат примерно вдвое, сокращение производственных и складских площадей (тоже примерно в 2 ра-за), сокращение сроков разработки новой продукции, гарантия поставки продукции заказчику, максимальное качество при минимальной стоимости.);

5. поддержка профессионального обучения и повышения квалификации, обеспечение гибкости рынка труда;

6. создание современной транспортной и коммуникационной инфраструктуры;

7. обеспечение благоприятного климата для бизнеса и содействие его конкурентоспособности на мировых рынках.

 

Германия строит социально ориентированную экономику, опирающуюся на саморегулирующиеся рыночные механизмы. Постепенно традиционные связи между бизнесом и политикой становятся менее значимыми.

Так, несмотря на то, что немецкий уголь являлся неконкурентоспособным на мировом и внутреннем рынках, поддержка угольной отрасли в течение более чем трёх десятилетий оставалась одним из главных приоритетов промышленной политики ФРГ.

В последние годы Германия делает упор на следующих направлениях господдержки инновационного развития:

· улучшение условий для инновационной деятельности, особенно по линии упрощения налогообложения и снижения его уровня для компаний, а также устранения административных препятствий для инновационной деятельности и возникновения новых предприятий;

· совершенствование системы образования и научных исследований с целью устранения дефицита в обеспечении высококвалифицированной рабочей силой и облегчения доступа к ней со стороны малых компаний, включая профессиональное обучение и подготовку кадров на местах в ходе производственного процесса, предоставление государственной научно-исследова-тельской базы для осуществления совместных инновационных проектов в рамках государственно-частного партнёрства;

· финансовая поддержка инновационной активности компаний в форме предоставления:

· грантов для проведения научных исследований в высокотехнологичных областях (например, целевые тематические про-граммы НИОКР BMBF);

· дотаций на выполнение малыми компаниями научных исследований на кооперационной основе (например, программы BMWi типа ProInno);

· кредитов или рискового капитала новаторским малым компаниям для реализации инновационных проектов; консультационных услуг, научно-технической и информационной инфраструктуры инновационным предприятиям.

 

Франция до сих пор практикует протекционизм. Французское правительство предоставляет финансовую помощь и политическую поддержку отдельным компаниям или даже целым отраслям.

Главными приоритетами, вариантами промышленной политики Франции:

- развитие комплекса новых технологий на основе активной инновационной, инвестиционной политики;

- создание международно-ориентированных технополисов;

- совершенствование общества знания, а следовательно, качественно иной уровень подготовки кадров;

- конструктивное сотрудничество национальных и наднациональных организаций по всем проблемам.

«Коньком» современной индустрии Франции являются машиностроение и авиационно-космическое производство. Французские производители в этой сфере пользуются широким признанием. Авиационная промышленность Франции занимает ведущие пози­ции в западноевропейском авиастроении, успешно конкурируя с США. На экспорт поступает около половины продукции французских авиационных заводов. Что же касается космической техники, то Франция - признанный лидер.

Приоритеты не только промышленной, но и общей экономической политики просматриваются в выборе областей будущего «большого государственного займа», который будет осуществлен в 2010 г. Цель этого государственного займа – увеличить рост экономики Франции в среднем на 0,3% в год в течение сле-дующих десяти лет. Этот займ составляет 35 млрд евро, которые будут потрачены следующим образом:

1. Высшее образование и обучение – 11 млрд евро. Из них 8 млрд евро будет потрачено «на создание 5-10 кампусов, располагающих достаточными средствами, размером и связями с част-ными предприятиями, чтобы конкурировать с лучшими универ-ситетами мира» (см. ниже). 500 млн евро будет потрачено на обновление зданий, создание новых программ и т.д.

2. Научные исследования – 8 млрд евро. Отмечаются два приоритета: повышение престижности французских научных работ целом, а также здравоохранение и биотехнологии.

3. Поддержка промышленности и малых предприятий – 6,5 млрд евро, которые будут потрачены на определённые многообещающие сектора: авиационная, космическая, автомобильная, железнодорожная и мореходная промышленность (см. ниже «большие программы»).

4. Экология и экологически эффективное экономическое развитие – 5 млрд евро. Деньги будут потрачены на возобновляемые энергоресурсы и новейшие технологии в атомной энергетике.

5. Переход к цифровой экономике – 4,5 млрд евро. Речь идёт о доступе к высококачественному Интернету на всей территории Франции, а также модернизации библиотек.

 

К приоритетным промышленным секторам относятся:

Цифровая промышленность (le numérique), а именно программное обеспечение, электронные компоненты и сетевое оборудование, электронные сделки и безопасность;

Экопромышленность и энергетическая промышленность;

Транспорт и транспортные материалы, а именно космическая промышленность, автомобильный, водный и железнодорожный транспорт;

Химия и инновационные материалы;

Фармацевтическая промышленность и другие технологии, связанные со здравоохранением;

Товары роскоши;

Продовольственная промышленность.

 

Латвия,

приоритетными направлениями развития являются: обеспечение благоприятной среды для развития промышленности и создание конкурентоспособной промышленной структуры. Перспективными названы такие отрасли, как информационные технологии, специфические химическая и фармацевтическая промышленности, биотехнология и др.

 

Date: 2015-07-27; view: 590; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию