Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Национальные особенности культуры. основе периодизации средневековой культуры - этапы развития ее социально-экономического фундамента - феодализма (его зарождения





основе периодизации средневековой культуры - этапы развития ее социально-экономического фундамента - феодализма (его зарождения, развития и кризиса). Соответственно выделяют раннее Средневековье - V-IX вв., зрелое или высокое (классическое) Средневековье - X-XIII вв. и позднее Средневековье - XIV-XV вв.

 

Раннее Средневековье (V-IX вв.) - это период трагического, драматического перехода от античности к собственно средневековью. Христианство медленно входило в мир варварского бытия. Варвары раннего Средневековья несли своеобразное видение и ощущение мира, основанное на родовых связях человека и общности, к которой он принадлежал, дух воинственной энергии, чувство неотделимости от природы. В процессе становления средневековой культуры важнейшей задачей было разрушение "силового мышления" мифологического варварского сознания, уничтожение древних корней языческого культа силы.

 

Становление раннесредневековой культуры представляет собой сложный, болезненный процесс синтеза христианских и варварских традиций. Драматизм этого процесса был обусловлен противоположностью, разнонаправленностью христианских ценностно-мыслительных ориентаций и основанного на "силовом мышлении" варварского сознания. Лишь постепенно главная роль в формирующейся культуре начинает принадлежать христианской религии и церкви.

 

Возникшие в VI веке варварские государства - вестготов (Испания), франков (Франция), остготов (Северная Италия), англо-саксонское (Англия) были слабыми и недолговечными. Наиболее заметные явления в культуре VI-первой половине VII вв. связаны с усвоением античного наследия в остготской Италии и вестготской Испании. Магистр остготского короля Теодориха Северин Боэций (ок. 480-524 гг.) стал одним из почитаемых средневековых ученых. Его труды по музыке, арифметике, теологические сочинения, переводы Аристотеля, Евклида стали основой средневекового образования и науки.

 

Таким образом, раннее средневековье, с одной стороны, это эпоха упадка, варварства, постоянных завоеваний, бесконечных войн, драматического столкновения языческой и христианской культур, с другой - это время постепенного укрепления христианства, усвоения античного наследия (даже в этот трагический для Западной Европы период не пресекалась античная школьная традиция). В конце VI-начале VII вв. против языческой мудрости резко выступила церковь. Однако античная культура была достаточно сильно представлена в культуре раннего средневековья. Интерес к ней особенно усилился во времена так называемого Каролингского Возрождения. При дворе Карла Великого (742-814 гг.), восстановившего Западную Римскую империю, была создана "Академия" по примеру античной (члены которой даже называли себя римскими именами). В империи Карла Великого были открыты начальные школы при монастырях. Придворный императора Флакк Альбин Алкуин (ок. 735-804 гг.) и его ученики собирали античные рукописи, занимались их реставрацией, многое сделав для сохранения античного наследия для последующих поколений.

 

В раннем Средневековье были созданы первые письменные "Истории" варваров. В целом для раннего Средневековья характерен прогресс в развитии культуры, несмотря на войны, набеги, покорение одних народов другими, захваты территорий, которые существенно замедляли культурное развитие.

 

Упразднение рабства способствовало развитию технических изобретений (уже с VI в. начинают использовать энергию воды).

 

Следует отметить, что в целом для средневековья характерно широкое использование технических изобретений. В XII в. появляется ветряная мельница, использующая силу ветра. В XIII в. было изобретено рулевое колесо. В период зрелого Средневековья (XIV в.) появились шлюзы с воротами, что позволило перейти к строительству каналов и способствовало развитию торговых связей, как внешних, так и внутренних.

 

Эпоха зрелого Средневековья (X-XIII вв.) начинается со времени "культурного безмолвия", продолжавшегося почти до конца X в. Бесконечные войны, междоусобицы, политический упадок государства привели к разделу империи Карла Великого (843 г.) и положили начало трем государствам: Франции, Италии и Германии. В XI в. улучшение экономической ситуации в Европе, рост населения, уменьшение военных действий привели к ускорению процесса отделения ремесла от земледелия, следствием чего был рост как новых городов, так и их размеров. В XII-XIII вв. многие города освобождаются из-под власти духовных или светских феодалов. Рост народонаселения, сопровождающийся нехваткой продовольствия и земель, вызвал Крестовые походы. Они способствовали знакомству с восточной, мусульманской культурой (с арабским миром Европа знакомилась через Испанию, захваченную арабами). Церковь, достигнув пика могущества в борьбе с государством в XII-XIII вв., постепенно стала терять свои позиции в борьбе с королевской властью. К XIII в. начинает разрушаться натуральное хозяйство в результате развития товарно-денежных отношений, ослабляется личная зависимость крестьян.

 

В период позднего Средневековья (XIV-XV вв.) прекращается личная зависимость крестьян в результате развития денежного хозяйства в деревне. Происходит ослабление влияния церкви на общество. Ослабевает и воздействие христианства на сознание. Появление светской рыцарской и городской литературы, музыки, искусства разрушало основы средневековой культуры. Постепенно стала расшатываться социальная структура средневекового общества. Возникает новый класс - буржуазия.

 

Начавшийся процесс разложения феодализма (социально-экономической основы средневековой культуры), ослабление влияния христианства вызвали глубокий кризис средневековой культуры, выразившийся прежде всего в разрушении ее целостности, ускорили переход к новой, качественно иной эпохе - эпохе Ренессанса, связанной с формированием нового, буржуазного типа общества.

34 )предпосылки недерландской революции

первой половине XVІ ст. хозяйствоНидерландов достигло высокого уровня развития. В северных провинциях населениязанималось хлеборобством, разведением скота. Большинство крестьян былисвободным. Удельный вес феодального землевладения составлял лишь 20-25%.Создавались фермерские хозяйства, районы "торгового земледелия", чтоспециализировались на выращивании определенных культур. Успешно развивалосьрыболовство, а нидерландская рыба имела большой спрос и сбыт во многих странах.

 

Южные провинциикроме хлеборобства имели развитую промышленность мануфактурного типа.Фландрийские ткацкие станки были известны еще со времен средневековья иотмечались высоким совершенством. Вырабатывали здесь сукно, полотно, шелковыеткани. Значительного развития достигла железорудная промышленность.Сформировался национальный рынок.

 

Успешноразвивалась торговля Нидерландов с Италией, Францией, Англией и балтийскимистранами. Главнейшим портовым городом был Антверпен. Сюда причаливало понесколько тысяч кораблей, иностранные фирмы имели здесь своих представителей,антверпенская биржа занимала одно из первых мест в Европе.

 

Важнойпредпосылкой Нидерландской революции и становление нового типа общества былареформация, идеи которой нашли в Нидерландах хорошую почву. Именно онаразбудила дух индивидуализма, рационализма и прагматизма вматериально-практической деятельности людей. Религиозно освященная установка наработу при категоричном протестантском осуждении расточительства оказываласодействие накоплению капитала, а затем и укреплению чувства личной свободыпредставителей предпринимательских кругов.

 

Ходэкономического развития Нидерландов тормозила феодально-католическая Испания,которая в середине XVІ ст. превратила страну в свою провинцию. Жестокаяинквизиция населения протестантских северных провинций Нидерландов, высокиеналоги относительно купцов, промышленников, ограничение в торговле ипредпринимательстве привели к массовому недовольству и наконец к революции,которая имела национально-освободительный характер.

 

Революция иосвободительная война победили только в северных провинциях, которые 26 июля1581 г. провозгласили свою полную независимость (Испания признала независимостьНидерландов лишь в 1609 г.).

 

Освобождение отиспанского феодального господства стало дополнительным стимулом дляэкономического роста Голландии. В середине XVІІ ст. голландские мануфактуры(кораблестроительные, текстильные и др.) были лучшими в Европе. Успешноразвивались парусные, канатные, бумажные, сахарорафинадные, мыловаренные,стеклянные, пивоваренные мануфактуры. Большинство были централизованным. На нихработало до 100 рабочих. Начала возрастать количество городского населения,удельный вес которого в первой половине XVІІ ст. представляла от 35 до 50%.

 

Развитиесельского хозяйства Голландии имело компромиссный характер. Революция неуничтожила окончательно феодальную земельну собственность, тем не менееприоритет в аграрном секторе получила фермерско-крестьянская собственность,которая крепла за счет распределения монастырских земель, осушения. ФермерствоГолландии было ориентировано на выращивание культур, которые давали наибольшуюприбыль - лен, конопля, табак, хмель, растения-красители. Эффективно развивалосьживотноводство. Голландский сыр и масло находили консумента во всей Европе.

39) проблема переодизации в средние века.

уществуют разные периодизации. Некоторые зовут поздним Средневековьем XIV-XVI вв., некоторые – вообще XVI-XVII. Мне попадались так же варианты IX-XVIIвв., XIII-XVI вв., и другие. Думаю, каждый может выбрать, что ему больше по душе. Я же буду придерживаться периодизации, которой меня учили в школе, потому что она укладывается в мои представления об истории, и я привыкла считать ее традиционной - XI-XVвв. Иногда этот период делят на два: Высокое Средневековье (XI—XIIIвв.) и Позднее Средневековье (XIV—XVвв.), но мы для удобства будем все это называть Поздним Средневековьем.

Строго говоря, по этой периодизации, Позднее Средневековье началось в 1095 году, а закончилось в 1492. В 1095 году был организован первый крестовый поход. В 1492 году Колумб Америку открыл, «страну для нас совсем чужую»(с). По-моему, это символично. Период между началом крестовых походов и началом освоения Нового Света смело можно считать самостоятельной эпохой. Мир изменился. События таких масштабов означают переворот в сознании. Виток мировой истории. Прыжок в неизвестность. И это легко запомнить.Хотя в качестве момента окончания эпохи Средневековья предлагаются так же следующие варианты: взятие Константинополя турками (1453г), начало Реформации, то есть раскол церкви и возникновение протестантизма (1517 год), Французская революция (1789 год) и другие. Из всех предложенных вариантов открытие Америки представляется мне наиболее знаковым событием, что я позднее аргументирую в соответствующем разделе.

Говоря об общей характеристики эпохи, уместно привести мысль, автора которой я не помню. Услышала из третьих уст, и она мне понравилась. Мысль заключается в том, что, когда люди живут в скотских (по сравнению с нынешними, конечно) условиях, им свойственно считать, что они произошли от ангелов, а по мере повышения уровня жизни мысль о том, что они произошли от скотов, кажется им более убедительной (я о нашей любимой эволюционной теории, конечно).

Думаю, не скажу ничего нового, если отмечу, что в Средневековье люди жили вечно. Вы везде в первую очередь прочтете о «повсеместном» монотеизме, теологической концепции мира, попросту, христианстве (если мы говорим о Европе), но лично мне в этом больше всего нравится то, что среднестатистический средневековый человек был уверен, что его жизнь - вечная. В конечном счете. Это романтично.

Другая основная характеристика эпохи - феодализм. Феодальная раздробленность, которая, грубо говоря, означает, что каждый барон сам хозяин на своей земле. Чем ближе к концу Средневековья, тем эта тенденция ослабевает, власть централизуется, государство становится более монолитным, роль отдельного аристократа в его истории заметно снижается. Когда они начинали, они говорили на одном языке, но чеканили свои монеты и жили по своим законам в пределах «частных» владений. Эта традиции постепенно искореняется. К тому же бароны плодятся, число ветвей и родов стремительно множится, наделов на всех не хватает. Становится очевидно, что есть национальное единство, которое невозможно сохранить, оставив прежние порядки. Со мной могут поспорить, но именно к этому периоду (к первой его половине, конечно, больше) я отношу рождение национального самосознания и единства в европейских государствах. Аргументирую тем, что и то и другое все меньше зависит от личности правителя и определяется общностью истории, культуры, языка, права и так далее. На мой взгляд, нельзя считать национальной целостностью сплоченные действия группы этнически родственных племен под предводительством сильного лидера. Это народ. Союз. И этот союз разваливается после того, как лидер исчезает с горизонта.

Средневековье часто называют темными временами, что верно только отчасти. Учитывая смысл слова «темный» можно отметить следующие темные особенности Средневековья:

- упадок изящных искусств, который, тем не менее, относится больше к раннему средневековью, чем к позднему. Что я лично объясняю крайне примитивно тем, что в ранее средневековье было не до искусств. В этой теме вы можете ознакомиться с образцами изобразительного искусства Позднего Средневековья. Незамысловато, но крайне стильно, по-моему)))

- «мракобесие». Крайняя необходимость любое научное знание начинать с констатации божественного чуда и заканчивать тем же, то есть, фактически сводить его к этому чуду. Никакое знание не могло хоть в чем-то противоречить Писанию. При этом, учитывая, что толковать сакральные тексты можно было до бесконечности, любое знание можно было объявить как пришедшим от Бога так и наоборот. Рекомендую "Молот ведьм" - научный трактат, написанный на излете Средневековья, который и позже служил пособием по ловле блох ведьм. Очень интересное, глубоко научное обоснование того, почему колдовства нет или почему оно есть, и чьи козни тут замешаны. Теология и толкование священных текстов – основа научного знания вообще и главная наука. Ученый - тот, кто толкует сакральные тексты. Не хочу ставить это в один ряд с мракобесием, потому что мракобесие это плохо, а в теологии ничего плохого нет. Но это вещи взаимосвязанные. Если хотите заниматься наукой в Средневековье – попробуйте провести тонкую грань между ученым мужем (женой) и еретиком.

- преследование ереси. Отделяю от мракобесия, потому что мракобесие я связывала именно с научной жизнью средневековья, а преследование ереси распространяется на всех. От баронов, чьи денежки/земли понадобились соседям/епископу и пр. до бедняков. Для эпохи характерно безусловное доминирование Церкви. Как это ни странно, у меня сложилось впечатление, что скептически настроенных людей среди церковников было больше, чем среди всех остальных. Может быть потому, что церковная власть была могущественнее светской (естественно, считаясь представительницей божественной власти на земле). А большая власть делает людей циничными)) Я это к тому, что искоренение ересей на низких уровнях социальной иерархии было делом спасения истиной веры от посягательств всяких гадов. А на высших уровнях социальной иерархии это было скорее делом укрепления своего вполне земного влияния, хотя и там, конечно, про истинную веру никто не забывал. Эпоха берет свое.

Надо отметить, что, вообще говоря, последние две «темные» характеристики Позднего Средневековья относятся не только к нему. Это было до, и было после. Однако, поскольку эту «рецензию» я пишу первой, я должна об этом сказать.

Так же к «темным» характеристикам Позднего Средневековья хочу отнести особенно извращенные жестокие казни. Поясню, почему. В свое время я писала статью об обычном (то есть проистекающем из обычая) праве. И обнаружила, что для раннего европейского средневековья свойственны очень мягкие меры наказания. Фактически, европейское право раннего средневековья говорит нам: «люди, вы можете сводить друг с другом счеты, убивая друг друга. Например, убить вора на месте кражи. Но если вы пришли со своими делами к князю за судом, то есть как бы условно в орган государственной власти - увольте. Вору присудят что-то вроде «все вернуть и извиниться».

Возможно, это связано с тем, что в раннее средневековья выше ценился человеческий материал. Проще говоря, если отрубить человеку руку – он не сможет работать на земле, и если рубить их каждому вору, то работать будет некому. Это, конечно, объяснение из детского сада, и я привожу его здесь только для наглядности.

Для периодов, следовавших за Средневековьем, характерны разные обезглавливания, повешения, четвертование и сожжение на костре. А в Позднем Средневековье выбор куда как шире. Возможно, этому будет посвящена отдельная статья. Но широкое применение таких казней, как свежевание, например, кастрация, залитие свинца и прочее, характерно именно для этого периода (если мы говорим о Европе. В России наблюдается та же эволюция, только с задержкой. В одиннадцатом веке, например, у нас были примерно такие же мягонькие законы, как в Европе в шестом веке, зато к 16 столетию мы их догнали).

Но довольно о грустном. Сосредоточимся на светлых сторонах Позднего Средневековья:

- технический прогресс. Как это ни парадоксально, хоть научное знание лежало в области теологии, прогресс не стоял на месте. В каждую эпоху развивается та область знаний/умений/искусств, в которых есть высокая общественная потребность. В Средневековье большую эволюцию претерпели такие вещи как телеги, седла, мельницы, печи и так далее. Разнообразные полезные в хозяйстве вещи. Можно сказать, что для средневековья (ну, конечно, не только для него, но все же) характерно бытовое изобретательство. Что я нахожу очень милым и самобытным.

- университеты. Как бы там ни было, университеты появились в Позднее Срденевековье:

11 век – медицинский университет в Салерно, Оксфорд

12 век – юридический университет в Болонье, Парижский университет

13 век – Кембридж (говорят, его основали сбежавшие из Оксфорда студиозы и преподаватели в результате большой ссоры с теми, кто остался, и с тех пор повелось)))

- подъем литературы. Подъем, конечно, по сравнению с ранним средневековьем, но никак не с античностью. И все-таки, это был прогресс. С образцами литературы позднего средневековья вы можете ознакомиться здесь.

- рыцарство. Тут спорный вопрос. В наши дни модно говорить, что рыцарь был на самом деле грязной безмозглой скотиной, вонючим дикарем, насильником, алкашом, наркоманом и так далее. Но в этом столько же правды, сколько в представлении о средневековом рыцаре как о принце Каспиане из одноименного кинофильма. Предлагаю не делать из наших предков скотов или идиотов, и рассуждать трезво. Я склонна считать рыцарство, культ прекрасной Дамы и все прилагающееся скорее плюсом, чем минусом или чем-то нейтральным. Мою аргументацию по этому поводу и информацию о рыцарстве вообще вы можете прочитать отдельно в соответствующей теме этого раздела.

Date: 2015-07-27; view: 418; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию