Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монополистическая конкуренция и ее признаки





Отличительная черта монополистической конкуренции – высоко эластичный спрос. Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Различия между монополистической и чистой конкуренцией весьма значительные. Для монополистической конкуренции не требуется присутствия сотен или тысяч фирм, достаточно сравнительно большого их числа(25).

Признаков монополистической конкуренции:

1. каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой;

2. тайный сговор почти невозможен;

3. в отрасли каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм. Реакцию конкурентов можно не учитывать, потому что влияние действий одной фирмы на каждого из ее многочисленных соперников настолько мало, что у этих конкурентов не будет причины реагировать на действия фирмы.

4. дифференциация продукта.

Качество продукта. Продукты могут различаться по своим физическим, или качественным, параметрам. "Реальные" различия, включающие функциональные особенности, материалы, дизайн и качество работы, являются крайне важными сторонами дифференциации продукта. Персональные компьютеры, например, могут различаться с точки зрения мощности аппаратуры, программного обеспечения, графического вывода и степени их ориентированности на потребителя.

Услуги и условия, связанные с продажей продукта, являются важными аспектами дифференциации продукта. Один бакалейный магазин может придавать особое значение качеству обслуживания покупателей. Конкурент в лице большого розничного магазина может предоставлять покупателям самим упаковывать и переносить свои покупки, но продавать их по более низким ценам.

Размещение. Продукты могут также быть дифференцированы на основе размещения и доступности. Небольшие мини–бакалеи или продовольственные магазины самообслуживания успешно конкурируют с крупными супермаркетами, несмотря на то, что последние имеют намного более широкий ассортимент продуктов и назначают более низкие цены. Владельцы маленьких магазинов располагают их вблизи от покупателей, на наиболее оживленных улицах, нередко они открыты 24 часа в сутки.

Стимулирование сбыта и упаковка. Дифференциация продукта может также являться результатом – в значительной степени – мнимых различий, созданных посредством рекламы, упаковки и использования торговых знаков и торговых марок. Когда та или иная марка джинсов или духов связывается с именем какой–либо знаменитости, то это может повлиять на спрос на эти продукты со стороны покупателей.

Одним из важных значении дифференциации продукта является то, что, несмотря на наличие относительно большого числа фирм, производители в условиях монополистической конкуренции обладают ограниченной степенью контроля над ценами на свою продукцию.

32. Олигополия и её место в рыночной экономике. -- тип рынка, где неск. крупных фирм контролируют основную его часть. Отличительные черты:

1) Товары однородны (сталь, алюминий, цемент), и дифференцированны (автомобили, сигареты, холодильники и т.д.).

2) большие входные барьеры вступления новых фирм на рынок. Ограничения связаны: - с эффектом масштаба (существуют отрасли, где экономия от масштаба существует даже при очень крупных размерах предприятия, например в автомобильной или сталелитейной промышленности).

- выдачей лицензий (например, чтобы заниматься торговлей медицинскими препаратами фирма должна иметь лицензию).

- патентование изобретений также служит определенным барьером для конкурентов.(Патент защищает интеллектуальную собственность и не позволяет конкурентам копировать изобретение в течение длит. срока)

3) возможна нечестная конкуренция, когда фирмы, входящие в олигополию, препятствуют вхождению на рынок конкурентов нерыночными методами (например, силовым давлением).

Существует ряд моделей, описывающих поведение олигополий на рынке.

1. Модель «Ломаной кривой спроса» описывает поведение фирмы, не проводящей стратегию тайного сговора с конкурентами. Объясняется это типичным поведеним олигополии — понижать цену вслед за понижением цены конкурента и не реагировать на увеличение цен последним (рис. 9.4).

Рис. 9.4. Ломаная кривая спроса на рынке олигополии

 

 

Р — цена единицы продукции; Q — количество продукции; D — спрос;

PО — существующая на рынке базовая цена

Если фирма А поднимет цену выше существующей цены Р0, то конкуренты скорее всего не поднимут цены. В результате фирма А потеряет часть своих потребителей. Спрос на ее продукцию выше точки А очень эластичен. Если фирма А понизит цену, то понизят цену и конкуренты. Поэтому при ценах ниже P0 спрос становится менее эластичным (при неэластичном спросе снижение цены ведет к меньшему изменению спроса, следовательно, объем прибыли после снижения цены падает).что невыгодно.

Снижение цен фирмой А может также вызвать «войну цен», когда фирмы по очереди снижают цену, пока для некоторых из них не приведут к убыткам и закрытию производства. В условиях ценовой войны побеждает сильнейший, однако эта политика крайне рискованна, так как неизвестно, какая из фирм окажется наиболее стойкой. В убытке могут оказаться все предприятия отрасли. Поэтому предприятия-олигополисты, как правило, стремятся поддерживать стабильные цены, перенося конкурентную борьбу в область неценовой конкуренции, т.е. больше используют рекламу, по возможности улучшают качество и внешний вид продукции, т.д.

2. Вторая модель рыночного поведения олигополии – тайный сговор. Тайный сговор возможен при условии, что фирмы сталкиваются с одинаковыми или очень похожими условиями спроса и издержек на свою продукцию. В подобном случае фиксированная цена никому из участников соглашения не даст конкурентных преимуществ. В результате тайных согласовании выбирается оптимальный для O объем производства и цена.

3. Третьей моделью поведения олигополий является модель лидерства в ценах. Kогда какая-либо фирма доминирует на рынке, и ее цена охватывает большую долю рынка. При такой ситуации именно ее цена становится рыночной. Поэтому обычно, когда крупнейшая из олигополии фирма изменяет цену, другие фирмы-олигополисты подстраиваются под нее. Но лидирующая фирма, всякий раз изменяя цену, все же рискует, так как конкуренты могут реализовать и свою самостоятельную ценовую стратегию.

4. «издержки плюс». Ее суть заключается в том, что фирма определяет уровень издержек на единицу продукции, затем прибавляет к издержкам плановый уровень прибыли (обычно около 10-15%). Данный принцип используется там, где продукция олигополии дифференцирована, т.е. по-своему уникальна (например, в автомобилестроении). Модель показывает, что фирма не подстраивает свои издержки под рыночную цену, а, наоборот, в цену, которую она выставляет, закладывает имеющиеся издержки.

33.Основные направления антимонопольной политики, особенности в России. Целью антимонопольной политики государства является пресечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, т.е. деятельности, направленной на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Антимонопольное регулирование включает в себя два направления: 1)структурное направление, связанное с регулированием структуры отрасли с целью препятствия возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта.

В рамках структурного направления антимонопольной политики проводится контроль за деятельностью предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке. По Российскому законодательству доминирующим на рынке признается предприятие, если его доля на рынке превышает 65%. Такие предприятия заносятся в реестр монополистов. Проводится также политика поощрения развития предпринимательства: создание условий, обеспечивающих выход на рынок новых товаров, в том числе за счет импорта.

2) функциональное направление, нацеленное на содействие развитию конкуренции на товарных рынках, запрещение действий хозяйствующих субъектов, направленных на ограничение конкуренции, ущемление интересов конкурентов или потребителей продукции.

В рамках функционального направления антимонопольного регулирования запрещаются действия фирм, направленные на ограничение конкуренции, например, изъятие фирмой товаров из обращения с целью создания дефицита или повышения цен; необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями; установление монопольно высоких (низких) цен.

Применяется контроль за деятельностью фирм, использующих рычаги нечестной конкуренции (препятствия для вхождения новых фирм на рынок, искажение информации товаре, некорректное сравнение товаров конкурирующих фирм, незаконное использование интеллектуальной собственности и др.). При обнаружении недобросовестной конкуренции дело передается в суд.

Date: 2015-07-27; view: 970; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию