Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность процесса воспитания. Воспитание в целостной структуре образова-тельного процесса





Воспитание – это осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется.

Основа воспитания – социальное действие, которое М. Вебер определял как направленное решение проблем, сознательно ориентированное на ответное поведение партнеров и предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие. Отличительная черта воспитания состоит в том, что это процесс дискретный (прерывный) – т. е. ограничен местом и временем.

Понятие «воспитания» многозначно, его рассматривают как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, систему, воздействие, взаимодействие и т. д. Воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений, в узком педагогическом смысле понимают как воспитательную работу, направленную на формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений; в еще более узком значении – это решение конкретных воспитательных задач.

Наиболее общие явные функции воспитания:

1) планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей;

2) подготовка необходимого для развития общества «человеческого капитала», в достаточной мере адекватного общественной культуре;

3) обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры;

4) регулирование действий членов общества в рамках социальных отношений с учетом интересов половозрастных и социально-профессиональных групп.

Воспитание – это многофакторный процесс, т. е. на него оказывает влияние не только образовательные учреждения, но и семья, общество и все его воспитательные институты. Поэтому к воспитанию применяют принцип комплексного подхода – объединение всех воспитательных сил.

Результаты и эффективность воспитания в условиях современного общества готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию).

В образовательном процессе проверка результатов воспитания проводится различными путями:

1) анализ ответов на прямо поставленные вопросы;

2) оценочные суждения (на примере какой-либо ситуации из жизни или из книги);

3) сочинения на свободную тему («Мой идеал», «Что такое нравственность?» и т. п.);

4) диспуты и дискуссии на тему, выбранную воспитателем;

5) личная беседа учителя с учеником.

21 Вопрос:

1. Факторы социализации личности

Социализация осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации.

А.В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:

• макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;

• мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

• микрофакторы, к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание - учебные, профессиональные, общественные и др.

Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, то есть лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом - и члены их семей. И. С. Кон утверждает, что нет иерархии агентов социализации по степени их влияния и значимости, которая бы не зависела от общественного строя, системы родства и структуры семьи.

Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального слоя, возраста человека. К ним можно отнести способы вскармливания младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах; разнообразные виды и типы отношений в основных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, познание, предметно-практическая и духовно-практическая деятельности, спорт).

Исследования показывают, что чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей оказать социализирующее влияние на личность. Однако социальные группы неравнозначны по своей возможности оказать воздействие на личность в различные этапы ее онтогенетического развития. Так, в раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрастах увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников, в зрелом же возрасте на первое место по значимости выходит сословие, трудовой или профессиональный коллектив, отдельные личности. Есть факторы социализации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека. Это нация, ментальность, этнос.

Факторы социализации являются одновременно и средовыми факторами формирования личности. Однако в отличие от социализации факторы формирования личности дополняются еще биологическим фактором. Ему в зарубежной педагогике в целом ряде случаев отводится первостепенная роль. Так, по мнению отдельных ученых, среда, обучение и воспитание являются лишь условиями для саморазвития, проявления природно-обусловленных психических особенностей.

Природные особенности являются важными предпосылками, факторами, но не движущими силами формирования личности. Мозг как биологическое образование является предпосылкой появления сознания, но сознание - продукт общественного бытия человека. Чем сложнее по своему психическому строению образование, тем меньше оно зависит от природных особенностей. Природные особенности обусловливают разные пути и способы формирования психических свойств. Они могут влиять на уровень, высоту достижений человека в какой-либо области. При этом их воздействие на личность не прямое, а косвенное.

В то же время нельзя переоценивать и роль социальных факторов формирования личности. Еще Аристотель писал, что "душа - есть неисписанная книга природы, опыт наносит на ее страницы свои письмена". Д.Локк считал, что человек рождается с душой чистой, как доска, покрытая воском. Воспитание пишет на этой доске, что ему заблагорассудится (tabula rasa). Французский философ К. А. Гельвеций учил, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития и различия в психических особенностях объясняются исключительно различным влиянием среды и различными воспитательными воздействиями.

Переоценка роли среды, утверждение, что развитие человека определяется средой (Гельвеций, Дидро, Оуэн), привело к заключению: чтобы изменить человека, надо изменить среду. Но среда - это прежде всего люди, поэтому получается замкнутый круг. Чтобы изменить среду, надо изменить людей. Однако человек не пассивный продукт среды, он тоже влияет на нее. Изменяя среду, человек тем самым изменяет самого себя. Изменение, развитие осуществляется в деятельности.

Признание деятельности личности ведущим фактором ее формирования ставит вопрос о целенаправленной активности, саморазвитии личности, т.е. непрерывной работе над собой, над собственным духовным ростом. Саморазвитие обеспечивает возможность последовательного усложнения задач и содержания образования, реализации возрастного и индивидуального подходов, формирования творческой индивидуальности школьника и в то же время осуществления коллективного воспитания и стимулирования самоуправления личностью своим дальнейшим развитием.

Человек развивается в той мере, в какой он "присваивает человеческую действительность", в какой он овладевает накопленным опытом. Это положение имеет большое значение для педагогики. Формирующие влияния среды, обучения и воспитания, природных задатков становятся факторами развития личности только через посредство ее активной деятельности. "Человека, - пишет Г. С. Батищев, - нельзя "сделать", "произвести", "вылепить" как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне - но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной - совместной с другими людьми деятельности он формируется в то, чем делает его эта (общественная, в своей сущности коллективная) деятельность (труд)... "

22 Вопрос:

Базовые теории воспитания и развития личности

теория воспитание развитие личность

Современный воспитательный процесс основывается на теориях, которые формировались и эволюционировали в течение многих веков. Практически любая современная теория воспитания и развития личности «вырастает» из психолого-педагогических идей и концепций прошлого.

Первые попытки научного осмысления воспитания человека были ещё в Древнем мире. Так, широко известны взгляды на воспитание Платона, Аристотеля, Сократа, Демокрита и других древнегреческих философов. Их представления о воспитании добродетелей актуальны и по сей день.

По мере развития наук о человеке развивалась и педагогическая теория, различные направления которой отличались значительным разнообразием.

Так, на основе идей Ж.-Ж. Руссо сформировалась теория свободного воспитания, основные идеи которой состоят в ненасильственном формировании личности ребёнка, в развитии его природных задатков.

Совершенно иные ценности положены в основу авторитарного воспитания, теоретиком которого считается И. Гербарт. Теория Гербарта ставит целью формирование у ребёнка послушания, при этом главными средствами воспитания становятся угроза, надзор, запрещение и наказание.

В ХХ в. в разных странах активно разрабатываются педагогические системы, в центре которых находится воспитывающее влияние группы на личность (Дж. Дьюи, Л. Колберг, Р. Штейнер и др.). В отечественной педагогике 1930-1980-х гг. большую популярность приобрела теория воспитания личности в коллективе (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, И.П. Иванов, В.М. Коротов и др.).

Многообразие подходов к воспитанию, созданных за века развития педагогической мысли, отразилось в современных базовых теориях воспитания и развития личности.

23 Вопрос:

Система воспитания во многом зависит от закономерностей, которые определяют

организацию воспитания и педагогическую инструментовку воспитательного

процесса и дают более или менее конкретное представление о том, как оно

должно осуществляться на практике.

К этим закономерностям относятся следующие:

1. воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Эта закономерность обусловливается тем, что личностное развитие человека происходит только благодаря "присвоению" им общественного опыта в самых различных его проявлениях. Но это овладение требует от него соответствующей деятельности. Например, чтобы человек овладевал знаниями, ему необходимо осуществлять познавательную деятельность. Нельзя воспитать у него трудолюбие, коллективизм, не вовлекая его в трудовую деятельность, в межличностные отношения и решение коллективных дел. Вот почему воспитание в его глубинном значении состоит вовсе не в воспитательных разговорах, назидательных беседах и наставлениях, как то представляется иногда, а во включении растущего человека в деятельность, в соответствующие его возрасту общественные отношения. Исходя из этого, С.Т.Шацкий и А.С.Макаренко значительно расширили данное понятие и определяли воспитание как содержательную организацию жизни и деятельности воспитанников. Поскольку, однако, целью воспитания является всестороннее и гармоничное развитие личности, то в процессе его осуществления необходимо включать учащихся в разнообразные виды деятельности. К ним, в частности, относятся:

А) Учебно-познавательная и технически-творческая деятельность, в процессе которой решаются задачи умственного и технического развития;

Б) Гражданско-общественная и патриотическая деятельность, связанная с гражданским и патриотическим воспитанием;

В)Общественно полезный, производительный труд, формирующий стремление к созидательной деятельности и цементирующий развитии всех других сторон развития;

Г)Морально-воспитательная и нравственно-практическая деятельность (защита слабых, взаимопомощь в учебе, шефство над стариками, инвалидами и т.д.);

Д) Художественно эстетическая деятельность, способствующая эстетическому развитию;

Е) Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа, обеспечивающая физическое развитие.

Если тот или иной школьник не принимает участия, например, в спорте, техническом творчестве или общественно полезном труде, он и не будет развиваться в этих направлениях. Необходимость взаимосвязанной организации всех названных видов деятельности как предпосылки всестороннего развития личности является существенной закономерностью воспитания.

24Вопрос:

Принципы воспитания

Воспитание есть одна из основных педагогических категорий. Она тесно взаимосвязана с другими педагогическими категориями и имеет достаточно сложную структуру. Процесс воспитания основан на принципах, которые необходимо знать любому педагогу.Принципы воспитания – это определенная система требований к процессу воспитания, их много и каждый педагог вправе пользоваться лишь некоторыми из них. На выборе педагога, на том, каких принципов воспитания он будет придерживаться, основан научно-педагогический процесс.

Как правило, принципы воспитания вначале формулируются в виде педагогической теории или концепции, и проверяются на адекватность в ходе проведения педагогического эксперимента или непосредственно на практике. В связи с тем, что с течением времени в обществе происходят самые различные изменения, педагогической науке постоянно требуется обновление принципов воспитания.

В советский период главными были принципы воспитания, связанные с теорией построения коммунизма, создания коммунистического общества. Суть их главным образом состояла в сочетании руководства педагогов и самостоятельной деятельности учащихся, а также в сочетании уважения и требовательности к личности. Этой эпохе свойственен строгий, подчас тоталитарный, контроль старшего поколения над формированием младшего.

Настоящее время представляет собой эпоху развития гуманистической педагогики. Предпосылки для ее развития существовали в России с самых древних времен и вплоть до 19 века, а потом и в начале 20 века. Это были теории и научные работы отечественных и зарубежных педагогов. Важную роль в становлении гуманистической педагогики в России сыграли концепция педоцентризма Дж. Дьюи, В. Лая и М. Монтессори, Вальфдорская педагогика, автором которой является Р. Штайнер, и некоторые другие.

Наибольшую поддержку гуманистическая педагогика получила черезгуманистическую психологию К. Роджерса, которая была основана на безусловной любви к ребенку, принятии его таким, какой он есть, психолого-педагогической поддержке и прочем. Кроме того, на окончательное обращение отечественного воспитания к гуманистической педагогике повлияли развитие демократии и изданные ООН «Конвенция о правах ребенка» и «Декларация о правах человека».

Рассмотрим самые основныепринципыгуманистического воспитания. В различной научно-педагогической литературе могут встречаться их различные вариации. Во-первых, по концепциигуманистической педагогики, воспитание должно быть направлено на развитие творческой индивидуальности и личности. Объектом воспитания является человек и его способности. От педагога требуется не просто изложить ученикам материал, но и поработать с каждым из них индивидуально, опираясь на особенности каждого из них. Во-вторых, процесс воспитания должен проходить в соответствии с особенностями окружающей культуры и позволять воспитуемым усвоить эти культурные особенности, поскольку человек сможет адаптироваться в социуме лишь при условии знания его культурных ценностей.

В-третьих, главным фактором успешного воспитания является активная развивающая самостоятельная деятельность детей. В интересах педагога побудить воспитанника к самостоятельной деятельности. Если ученик сам будет стремиться к получению знаний, то педагогический процесс будет идти намного легче и интереснее. Четвертый принцип воспитания – это связанность воспитания с трудом, обществом и личным опытом воспитанника. Этот принцип связан с адаптацией воспитанников к взрослой жизни, расширением их опыта и научением их использовать свои теоретические знания на практике. Пятыйпринцип воспитания состоит в обязательном пребывании в коллективе в процессе воспитания, участии в его деятельности и участии самого коллектива в формировании личности каждого из воспитуемых. Этот принцип также направлен на адаптацию воспитанников к жизни в обществе. Кроме того, коллектив – это очень мощное педагогическое средство.

Шестой принцип воспитания подразумевает выделение только положительных сторон воспитанника и построение воспитательного процесса исходя из них. Акцентируя внимание на положительных качествах ученика, педагог побуждает его развивать их и подавлять отрицательные качества. Однако этот принцип отнюдь не состоит лишь в восхвалении. Он должен сочетать в себе одновременно уважение к личности учащегося и требовательность к ней. И последний принцип заключается в сочетании активной самостоятельной деятельности учащихся с руководством педагога. Конечно же, педагог должен направлять деятельность своих воспитанников. Но при этом ни в коем случае не подавлять их инициативу, потому что подавление активности неминуемо остановит развитие личностей учащихся.

Обобщая все вышесказанное в единую мысль, получим следующую картину: воспитание обязательно должно стремиться к развитию личности воспитанников основываясь на их индивидуальных и возрастных особенностях в процессе освоения культуры. Концепция воспитания, которой руководствуется педагог при построении педагогического процесса, кроме ряда вышеуказанных факторов определяется также и волей самого педагога или педагогического сообщества.

25Вопрос:

Начертим формальную схему видов воспитания:

Умственное воспитание (как приобщение к интеллектуальной культуре человечества) - это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка и взаимодействие с ним с целью развития его ума и формирование мировоззрения. Оно протекает как процесс овладения общеисторическим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, умениях, навыков. Под умом человека мы понимаем такую функцию мозга, которая заключается в адекватном отражении закономерностей и явлений окружающей жизни. Ум - этo совокупность познавательных процессов, включающих в себя ощущения, восприятие, память, воображение, мышление. Ум проявляется в объеме, характере и содержании знаний, в динамичности умственной деятельности (быстро - медленно), в критичности (способность оценить результат), способности к обобщениям (широте ума), в творческом познании и стремлении к нему, в способностях, в памяти, в характере основной деятельности, ее успешном осуществлении. Средство умственного воспитания - обучение. Задачи умственного воспитания:

* развитие умственной деятельности: познавательных процессов, способностей;

* воспитание познавательных интересов, способностей к самостоятельному познанию и совершенствованию;

* усвоение определенного объема знаний;

* формирование научных мировоззрений.

Социальное назначение знаний - благо на пользу обществу.

Физическое воспитание - это целенаправленный педагогический процесс, ориентированный на приобщение к физической культуре, содержание которой составляют: личная гигиена - навыки опрятности, чистоты и аккуратности, в том числе, в одежде и в быту, привычки к режиму, рациональному распорядку в питании, деятельности и отдыхе; закаливание, регулярные физические упражнения, здоровый образ жизни.

Отсюда определяем задачи физического воспитания:

1. укрепление здоровья, правильное физическое развитие;

2. развитие и совершенствование природных двигательных качеств, силы, ловкости, выносливости, обучение новым видам движения;

3. повышение умственной и физической работоспособности;

4. формирование потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом.

Трудовое воспитание - целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться, направленный на успешное освоение трудового опыта человечества, нравственное отношение к труду, развитие личности. Задачи трудового воспитания - это осознание целей и задач, воспитание мотивов, овладение трудовыми навыками, самореализация в труде. Ведь труд в процессе воспитания выступает как ведущий фактор развития личности и как способ творческого освоения мира.

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения ценностных отношений, высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами гуманистической морали. Задачи:

1. формирование нравственного сознания системы нравственных представлений, понятий, суждений, ценностных отношений, эмоционально-интеллектуальных связей переживаний;

2. формирование нравственного поведения и его оценивания; когда нравственные нормы и принципы становятся мотивами поведения личности, они превращаются в личностные качества;

3. формирование нравственных чувств и отношений, позиции личности.

В основе нравственного воспитания, как усвоения общечеловеческих ценностей, непреходящих моральных норм и принципов, выработанных людьми в процессе исторического развития общества, лежит развитие осознанно-эмоционального отношения к ним, единство знания и переживания, нравственного смысла деятельности, поведения.

Эстетическое воспитание - целенаправленное педагогическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития. Эстетическое воспитание формирование творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, жизни, социуме, а также испытывать потребность в эстетической деятельности. Задачи:

1. формирование системы эстетических представлений, суждений, эстетического идеала; овладение культурным наследием;

2. формирование эстетических чувств и отношений, восприятия и переживаний;

3. формирование эстетического поведения, стремление быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках, внешнем виде; включение в эстетическую творческую деятельность.

26Вопрос:

Методы воспитания — это пути, способы достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике можно сказать также, что методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников, цель которых — выработать у них заданные качества. Сколько же их всего? Столько, сколько может использовать воспитатель, сотрудничая со своими воспитанниками, опираясь на их силы, возможности и желания. Несомненно, одни пути могут привести к цели быстрее, чем другие. Практика воспитания использует прежде всего традиционные пути, которыми вели своих учеников воспитатели, жившие прежде нас. Эти пути составляют общие методы воспитания. Однако во многих случаях они могут оказаться малоэффективными, поэтому перед воспитателем всегда стоит задача искать новые пути, которые бы максимально соответствовали конкретным условиям воспитания, позволяли быстрее и с меньшими усилиями добиваться намеченного результата. Конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания — вершина педагогического мастерства. Прием воспитания — часть общего метода, отдельное действие, приносящее конкретное улучшение. Образно говоря, приемы — это тропинки, которые прокладывает воспитатель вместе со своими воспитанниками, чтобы быстрее достичь цели. Если ими начинают пользоваться и другие воспитатели, то постепенно приемы могут превратиться в широкие пути — методы. Такова связь методов и приемов воспитания. Выделяются и средства воспитания. Под приемом понимается единичное воздействие, под средством — совокупность приемов. Средство — это уже не прием, но еще не метод. Например, труд — средство воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибку в работе — это приемы. Слово (в широком понимании) — средство воспитания, но реплика, ироническое замечание, сравнение — приемы. В связи с этим иногда метод воспитания определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения поставленной цели. Различных версий (модификаций) методов накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация. Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представит себе всю их систему, но и лучше поймет назначение, характерные признаки. По каким признакам могут быть выстроены в систему методы воспитания? Ведь метод воспитания — явление многомерное. По характеру методы воспитания делятся на (Н.И.Болдырев, Н.К.Гончаров, Ф.Ф.Королев и др.): - убеждение, - упражнение, - поощрение, - наказание. В данном случае общий признак — «характер метода» — включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны методов. К этой классификации тесно примыкает другая, трактующая характер методов еще более обобщенно (Т.А.Ильина, И.Т.Огородников). Она включает в себя: методы убеждения, методы организации деятельности, методы стимулирования поведения школьников. Таким образом, методы воспитания — это пути достижения цели. Нет методов хороших или плохих, эффективных или неэффективных. Все зависит от того, как они применяются.

27Вопрос:

Под методами воспитания следует понимать те специфические способы и приемы воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них соответствующей потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а так же его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств. (Харламов И. Ф.) Любые методы направлены на достижении цели, но одни из них приводят к достижению цели быстрее, другие медленнее. Это зависит не только от сущности метода, но и от условий его применения. Один и тот же метод в разных случаях может привести к совершенно разным результатам. В задачи педагога входит определение наиболее подходящего метода в каждом конкретном случае, а так же его адаптация к конкретным условиям воспитательного процесса. Методы воспитания, определенные и изученные в педагогике, взяты из опыта педагогов прошлого. Они носят общий характер и не могут быть применены в чистом виде, так как, наверняка окажутся при этом малоэффективными. Воспитатель, если он хочет добиться наилучших результатов своей деятельности, находится в постоянном поиске и анализе отдельных элементов воспитания, способов воздействия на человеческую личность. При этом сущность выбранного им метода остается неизменной, переработке подвергаются лишь пути достижения цели. Такие пути, разрабатываемые педагогом для применения в конкретных условиях воспитания, называются приемами. Проблема создания новых, наиболее эффективных, приемов воспитания постоянно стоит перед педагогами всех сфер педагогической деятельности. Они могут быть взяты из опыта других педагогов или выработаны с помощью собственной практики. Знание уже известных и зарекомендовавших себя с хорошей стороны приемов воспитания, умение правильно применить их или воспользоваться их идеей является одним из главных показателей педагогического мастерства. Совокупность приемов воспитания, комплексно используемых педагогом, является средством воспитания. Средство – это обобщение отдельных приемов, наиболее подходящих для применения в конкретных условиях организованной воспитательной деятельности.

Сам по себе метод не может быть плохим или хорошим. Каждый метод, имея свои особенности и специфику, оказывается наиболее эффективным в определенной ситуации при определенных условиях. Выбор методов воспитания и его условия имеют глубокую причинную связь. Существует множество факторов, оказывающих влияние на выбор оптимального в данном случае метода. Правильный выбор возможен только при условии знания педагогом основных общих методов воспитания, их сущности и особенностей, условий применимости, понимания причин, по которым отдается предпочтение именно этому, а не другому методу. Рассмотрим некоторые основные причины, обуславливающие выбор методов воспитания.

1. Цели и задачи воспитания являются основополагающими факторами определения методов.

2. Возраст воспитанников. Для каждого возраста существуют свои методы воспитания, разработанные с учетом психических и физиологических особенностей воспитанников каждой возрастной категории.

3. Особенности взаимоотношений в коллективе и воспитателя с воспитанниками, эмоциональная близость, уровень доверительности и т. д. В любом коллективе существуют определенные этапы формирования и развития внутренних отношений, вместе с этим должны изменяться или частично трансформироваться и методы воспитания.

4. Личностные особенности воспитанников предполагают индивидуальный подход к воспитанию каждого и, соответственно, индивидуальный выбор методов воспитания, имеющих наибольший успех применительно к конкретному человеку.

5. Средства воспитания, такие как наглядные пособия, средства массовой информации, предметы культуры и искусства. В зависимости от их наличия и доступности выбираются и методы воспитания.

6. Отдавая предпочтение тому или иному методу, педагог руководствуется информацией о нем, собственным или чужим опытом его применения, анализирует все известные ему общие методы. Наиболее верное решение может быть принято при условии знания и понимания педагогом большого количества различных методов, наличия у него значительного опыта воспитания, развитость интуиции. Другими словами, выбор оптимального в данном случае метода напрямую зависит от квалификации педагога.

7. Фактор времени. Если времени достаточно много, то и методы воспитания применяются более гуманные, проявляется особая забота о психическом здоровье воспитанников, производится постепенное и поэтапное продвижение к цели. При недостатке времени и, при этом, сложных целях и задачах, применяются более жесткие методы воздействия, требующие значительных усилий воспитанника и высокой квалификации педагога.

При выборе метода нужно учитывать все эти и другие, узко специализированные факторы. Важно ставить перед собой реальные достижимые цели, доводить до конца все задуманные действия, соблюдать логичное и поэтапное применение выбранного метода. Завершенность в любом начатом деле является хорошим примером для воспитанников и повышает авторитет педагога.

В настоящее время существует множество общих методов воспитания. Для того чтобы легче было выбрать из них наиболее подходящий, методы подвергают классификации, то есть упорядочению по определенному признаку. В зависимости от целей и задач воспитания, при выборе методов руководствуются наиболее подходящей классификацией. В современной педагогике наиболее объективной и часто используемой является классификация, предложенная Г. И. Щукиным, в основе которой лежит направленность воспитательного процесса. В соответствии с этой классификацией выделяются следующие группы методов воспитания: формирование сознания личности, организация деятельности и формирование опыта общественного поведения, стимулирование поведения и деятельности.

28 Вопрос:

Понятие о воспитательных системах

1. Система методов воспитания

В структуре педагогического процесса важнейшее место занимает система методов воспитания.

Метод - определенный способ достижения поставленной цели.

С другой стороны, под методом понимают систему действий и операций теоретического и практического понимания действительности.

Рассматривая воспитание в общеобразовательной школе, можно отметить, что для педагога освоение действительности - это способность управлять ходом воспитательного процесса и строить его целесообразно в соответствии с логикой и закономерностями развития.

Если воспитание в наших представлениях - это специфическая деятельность педагога, то метод является специфическим "орудием труда", который преобразует в каком-либо направлении воспитательный процесс.

Тогда метод воспитания будет представляться как совокупность действий учителя, которые направлены на решение конкретной задачи, а также как систему действий, без помощи которой непосредственный участник воспитательного процесса (учащийся) не сможет реализовать себя как личность.

В любом методе воспитания учитель должен понимать, каких результатов можно добиться при помощи данного метода, каковы причины построения именно этого набора действий.

Заметим, что метод также не может быть осуществим без предварительного и тщательного обдумывания необходимых средств и путей достижения желаемого результата.

С помощью вспомогательных вопросов учитель постепенно и поэтапно обеспечивает развертывание процесса воспитания во времени. Система действий учителя, которая является структурной единицей метода воспитания, имеет две стороны:

1) материально-организационную - средства и формы воздействия на учащегося;

2) социально-психологическую - позиция и приемы учителя.

Каждый педагог располагает определенными средствами воспитания.

Под средствами воспитания следует понимать любой предмет, явление, процесс, который концентрирует в себе основные достижения человеческой культуры, доступные для использования в педагогических целях.

В качестве средства воспитания в каком-то конкретном случае могут выступать книга, слово, игра, познание, труд. Универсальными средствами называют деятельность и общение.

При построении собственной системы действий воспитатель должен предусматривать определенный выбор средств, которые будут обеспечивать материальную основу метода воспитания. И уже при помощи этих материальных средств участники воспитательного процесса могут взаимодействовать между собой в разнообразных формах:

1) индивидуальная;

2) групповая;

3) коллективная;

4) фронтальная.

Социально-педагогическая сторона определенной системы действий включает позицию педагога, которая может быть различной.

Учитель может выступать с позиции организатора, консультанта, непосредственного исполнителя, зрителя и др. Любые взаимодействия людей сопровождают глубокие психологические процессы. Учитель обязан их учитывать.

2. Методы формирования личности

Данная категория методов воспитания находится в тесной связи с детской психологией, так как правильное формирование личности отдельного ребенка невозможно без четкого представления о специфических особенностях детской психики.

Методы формирования поведения

воспитательный система метод

Методами воспитания в педагогике называют способы педагогического воздействия на отдельную личность в целях формирования у них сознания и поведения.

Немалые трудности в типологии и классификации методов воспитания создают их многообразие и вариативный характер.

Поэтому ученые-педагоги практически условно делят методы воспитания на следующие группы:

1) методы формирования сознания личности;

2) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

3) методы стимулирования поведения и деятельности;

4) методы контроля;

5) методы самооценки в воспитании.

Методы формирования поведения.

К данной группе методов относятся методы разнообразного воздействия на сознание каждого отдельно взятого ребенка, проявление чувств, воли учеников с целью формирования у них определенных взглядов и убеждений на конкретные вещи.

Формами, которые учитель использует в данной группе методов, могут быть следующие: разъяснение; внушение; рассказ; беседа; внеклассное чтение; убеждение.

Любое воспитание по своей сути меняет личность в соответствии с поставленными целями.

Воспитание ведет к возникновению мыслей, чувств, эмоций, потребностей, которые в свою очередь побуждают к определенным поступкам.

Значит, необходимо в процессе воспитания школьников осторожно!!!, чтобы не задеть педагогическим давлением инициативы и самобытных особенностей школьников, формировать их поведение.

Основой процесса формирования личностного поведения будем считать, прежде всего, опыт, который приобретается в повседневной жизни и деятельности, во взаимосвязях со взрослыми и сверстниками. НО воспитание не должно начинаться и заканчиваться только личным опытом самого учащегося.

!!! Важнейшим фактором является также то, как воспринимает, осмысливает и оценивает человек данный жизненный опыт.

Главным оказывается вся совокупность скрытой работы человеческого сознания. Однако только личный опыт отдельного ученика не может составить полную картину воспитания.

!!! Важно подключить к личному опыту индивидуального характера нравственный и социальный опыт всего человечества.

Все приведенное выше показывает структуру метода формирования поведения, которую можно реализовать только с помощью словесного воздействия, которое в свою очередь организует преподаватель.

Само понятие воспитания можно трактовать по-разному.

Воспитание есть нечто иное, как упражнение учащихся в правильных поступках и действиях.

Под упражнением в широком смысле этого слова понимают организацию жизни, разумной, с определенной целью, разносторонней деятельности учащихся.

Кроме того, сюда же относится и приучение школьников к выполнению стандартных норм и правил поведения человеческого общества.

Основной задачей воспитания и конкретно данного метода является формирование характера.

Характер - совокупность прирожденных наклонностей и приобретенных жизненных привычек и убеждений. Особое значение приобретают воспитательные упражнения в деятельности.

5. Понятие о воспитательных системах

Под формами воспитания будем понимать различные способы организации воспитательного процесса. За многовековую практику воспитания сложилось великое множество подобных форм.

Классификация форм воспитания:

1) индивидуальные (к примеру, индивидуальная беседа на этическую тему);

2) групповые (сборы, собрания, классные часы и др.);

3) массовые (вечера отдыха, читательские конференции, военно-спортивные игры, соревнования и др.).

На современном этапе развития педагогической мысли в учебно-воспитательных учреждениях все большее значение приобретают разнообразные групповые и массовые формы воспитательной работы.

Если рассматривать данный аспект применительно к условиям работы в общеобразовательной школе, то данными являются различные формы внеклассной работы по предметной области (к примеру, работа кружка), формы общевоспитательного характера (по определенному плану работы классного руководителя).

Из опыта предыдущих поколений учителей в школе можно увидеть, что наибольший воспитательный эффект дает соблюдение следующих обязательных требований к организации внеклассной воспитательной работы:

1) содержание занятия необходимо сделать научным (если речь здесь идет о занятии, связанном с развитием познавательных интересов и способностей детей), политически выраженным, с учетом интересов и возрастных особенностей учащихся, соответствовать определенному уровню подготовки и развитию детей;

2) как правило, по объему внеклассные занятия не превышают 45 мин; однако, могут быть занятия длительностью в 15-20 мин. К ним относятся беседы, часы занимательной физики, химии, математики и др. Вечера, диспуты, читательские конференции в старших классах могут проходить в такое время, которое полностью исключает перегрузку учащихся, их длительность 1,5-2 ч;

3) любое внеклассное мероприятие готовится при участии самих школьников и классного актива. При этом нужно учить школьников приемам организации внеклассного занятия;

4) методика проведения внеклассного занятия должна отличаться от урока: больше самостоятельности предоставляется самим ученикам - они выступают с докладами, демонстрируют опыты и т. п. Нужно так построить занятие, чтобы вызвать интерес школьников, используя элементы игры, соревнования;

5) важно уметь правильно оценивать труд учащихся, правильно подводить итоги занятия, чтобы у учащихся осталось чувство удовлетворения своим трудом, желание сделать другую работу. Оценивая деятельность коллектива,!!!важно помнить и об индивидуальной оценке деятельности каждого;

6) любое внеклассное занятие нужно готовить на основе заранее продуманного и утвержденного учителем плана. План мероприятия необходимо обязательно согласовать с дирекцией школы, потому что это связано с выделением помещения и вторжением в режим школьника;

7) воспитательный эффект мероприятия будет достаточно высоким, если личную заинтересованность и внимание к нему проявит сам ученик, если он подойдет к нему с творчеством и выдумкой.

6. Социально ориентированное воспитание

На современном этапе развития педагогической науки в научный обиход вошло понятие "социальное воспитание", которое осуществляется в зависимости от потребностей общества. В расширенном смысле слова социальное воспитание включает в себя все виды воспитания: нравственное, трудовое, физическое и др. Главная задача социального воспитания сводится к формированию человека, который готов к выполнению общественных функций трудового человека и гражданина.

Под социализацией будем понимать непрерывный и разносторонний процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека.

Заметим, что рассматриваемый процесс наиболее интенсивно протекает в детстве и юности, когда закладываются практически все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные принятые в человеческом обществе социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения.

Окружающая среда непосредственно взаимодействует с процессом социализации ребенка, его формирования и развития, становления личности школьника.

Данная среда оказывает на данный процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов. Социальная педагогика рассматривает социум, социальную среду, прежде всего с точки зрения процесса включения учащегося в нее через ближайшую социальную среду, в общество в целом. Эта социальная среда находится наиболее близко к отдельно взятому индивиду, и ее освоение происходит последовательно и постепенно.

Младенец после своего рождения развивается в идеальном случае в семейной обстановке, но чем старше человек становится, тем больше разнообразных новых социумов входит в его жизнь.

Приведем примеры подобных социумов:

1) дошкольные учреждения;

2) школьные учреждения, лицеи, гимназии;

3) компании друзей;

4) дискотеки;

5) студенческая среда;

6) среда рабочего коллектива.

С возрастом освоенная маленьким человеком социальная "территория" все больше и больше расширяется. Ребенок находится в постоянном поиске той среды, которая для него является в высшей степени комфортной, где люди его лучше понимают, относятся с большим уважением и т. п.

В процессе социально-педагогического развития большое значение имеет тот факт, какие установки формируют различные виды социума, в котором находится человек, какой социальный багаж может накапливаться у ребенка в той среде (положительный или негативный).

Среда - это не просто улица, дома и вещи, которые расположены таким образом, чтобы, войдя в эту среду, чувствовать себя там комфортно и безопасно.

С другой стороны, среда - это также разнообразные общности людей, которые характеризуются своеобразной системой отношений и правил, которая распространяется на всех членов данной общности. Важнейшей составляющей процесса социализации личности является усвоение разнообразных социальных ролей.

Главная сложность состоит в существовании в обществе противоположных статусов: от одобряемых им до противоречащих общественным нормам и ценностям. Таким образом, в процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные.

7. Этика воспитательного процесса

Одной из главных задач как дошкольного, так и школьного возраста является становление нравственных основ личности.

Сегодня ученые-педагоги пытаются признать и установить приоритет общечеловеческих ценностей, нравственного воспитания над интеллектуальным развитием.

В сегодняшней современной жизни, полной жестокости, кризиса в духовной сфере, происходит размывание нравственных норм в воспитании школьника.

И единственная опора в данной ситуации - нравственные критерии жизни.

Реализовать их возможно путем включения в воспитательный процесс системы воспитания этической культуры, которая основана на принципах гуманизма и общечеловеческих ценностей.

Цель этических воспитательных дел - помочь ребенку раскрыть окружающий мир, сформировать у него конкретные представления о нормах отношений между людьми, о себе как об одном из представителей человеческого рода, о людях, об их чувствах, правах и обязанностях.

Внимание ребенка к себе, понимание своей сущности, понимание того, что он - человек, осознание своих возможностей будет способствовать тому, что школьник научится видеть других людей, понимать их поступки, чувства, мысли, у него будут сформированы определенные нравственные мотивы поведения, которыми он, в свою очередь, будет руководствоваться в своих поступках.

Каждый учитель самостоятельно производит отбор познавательных задач исходя из современных требований к обучению школьников:

1) придание обучению развивающего характера;

2) обеспечение максимальной активности детей в процессе познания;

3) интеграционный подход к содержанию и приемам организации педагогического процесса;

4) роли педагога;

5) конструирование педагогом педагогического процесса в соответствии с индивидуальными возможностями развивающейся личности.

Для школьников младшего возраста программа этического воспитания выглядит следующим образом:

1) формирование представлений детей о существующих нормах отношений между людьми;

2) усвоение форм приветствия, обращения, выражения просьбы;

3) прививание основных навыков поведения в театре, общественном транспорте, в гостях;

4) воспитание бережного отношения к вещам, игрушкам, книгам;

5) воспитание умения говорить спокойно, внимательно, сосредоточенно слушать собеседника;

6) обогащение словаря детей;

7) развитие детского внимания, мышления, творческого воображения;

8) создание условий для реализации ребенком своих чувств, ощущений, переживаний.

Для школьников более старшего возраста данная программа выглядит несколько по-иному:

1) формирование у школьников культуры общения, поведения, этических представлений;

2) развитие умения адаптироваться к людям, взаимодействовать с ними;

3) воспитание важнейших коммуникативных качеств и навыков;

4) развитие умения сочувствовать людям, сопереживать людям, животным, окружающим предметам, растениям;

5) закрепление навыков поведения в общественных местах;

6) активизация словаря детей, развитие воображения, мышления - качеств творческой личности;

7) поиск путей сотрудничества с родителями учащихся для достижения результатов работы по данной программе.

29Вопрос:

Характеристика системы воспитания в общеобразовательном учреждении:

6.1. Концепция воспитательной работы в образовательном учреждении (программы, планы, локальные акты, регламентирующие воспитательную деятельность);

Воспитательная система МОУ Черниговская СОШ строится на основе Устава ОУ, на принципе личностно-ориентированного подхода в соответствии с разработанной Моделью выпускника школы.

Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к деятельности, бережного, внимательного отношения к окружающему миру, владение культурой своего народа – вот ведущие ценности, которыми должен руководствоваться, на наш взгляд, педагогический коллектив и которыми должна насыщаться воспитательная система школы.

Воспитательная система школы создается объединенными усилиями всех участников образовательного процесса: педагогами, детьми, родителями. Немаловажна также роль социума, в котором функционирует образовательное учреждение.

Date: 2015-07-27; view: 911; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию