Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод проектирования урока





Постановка целей урока

ü Определение исходного уровня подготовки учащихся, то есть знаемого учащимися;

ü Определение содержания знаний, недостаточных для усвоения последующего учебного материала, то есть незнаемого учащимися;

ü Определение возможностей учащихся и собственных возможностей учителя

ü Определение того содержания знаний, которое может быть усвоено учащимися за отрезок времени, равный времени планируемого учебного занятия;

ü Формулирование целей урока или учебной задачи, то есть того, чему учащиеся должны и могут научиться на учебном занятии.

Планирование содержания и методов ведения урока.

ü Определение содержания учебных действий учащихся, которые они должны выполнить, чтобы самостоятельно поставить, а затем решить учебную задачу и проконтролировать результаты собственной учебной деятельности.

ü Отбор конкретного содержания учебного материала для освоения и последующей отработки знаний.

ü Определение последовательности выполнения учениками запланированных учебных действий в соответствии с доминирующей на занятии учебной задачей.

ü Определение сочетания наиболее целесообразных для учащихся форм осуществления их учебной деятельности (индивидуальной, парной, групповой, коллективно-распределительной самостоятельной деятельности, а также деятельности под руководством учителя) при постановке, выполнении учебной задачи и контроле результатов.

ü Определение перечня необходимых дидактических, наглядно-иллюстративных и др. учебных материалов, нужных для организации самостоятельной деятельности обучаемых. Определение места и роли объяснительно-иллюстративных методов передачи учащимся знаний и обоснование их целесообразности для конкретной ситуации.

ü Определение содержания организационных, мотивационных, информационно-разъяснительных, контролирующих и др. действий, которые необходимо будет на уроке выполнить учителю для включения учащихся в самостоятельную активную учебно-познавательную деятельность. Определение меры управления учителем самостоятельной деятельностью учащихся.

ü Определение времени, необходимого для выполнения запланированной на уроке самостоятельной учебной деятельности учащихся и деятельности учителя.

ü Внесение корректив в цели и план урока, исходя из реальных временных возможностей.

 

Непосредственная подготовка учителя к уроку заключается в конкретизации тематического плана применительно к каждому уроку, продумывании и составлении планов отдельных уроков. Она должна начинаться с изучения материала конкретного уро­ка в базовом учебнике. Изучая его, учитель мысленно соотносит характер и логику изложения в нем учебного материала с уров­нем подготовленности учащихся к его восприятию и со своими дидактическими возможностями.

Технология конструирования содержания урока на этапе не­посредственной подготовки информации для ее восприятия уча­щимися проявляется во взаимосвязанных действиях учителя: от­боре содержания учебного материала (в особенности конкретных фактов, раскрывающих сущность понятий) в соответствии с це­лями и задачами урока и уровнем подготовленности учащихся; выделении возможных затруднений при изучении отобранного материала; выборе наиболее доступных форм объяснения незна­комых и трудноусваиваемых понятий, словосочетаний, высказы­ваний и т.п.; выборе в каждом конкретном случае методов и приемов обучения; планировании своей деятельности и деятель­ности учащихся, способствующей пониманию передаваемой ин­формации.

На следующем этапе непосредственной подготовки к уроку учи­тель изучает и отбирает необходимые средства обучения по теме урока из имеющихся в школе. Он должен не только познакомиться с учебно-наглядными пособиями, но и просмотреть учебные диа- и кинофильмы, отработать при необходимости процедуру демон­страции наглядности, технику и методику постановки эксперимента.

В целом технологическая цепочка непосредственной подготов­ки к уроку учителя, работающего на системно-моделирующем уровне, включает в себя следующие конструктивные действия: выбор рациональной структуры урока и определение его ком­позиционного строения; четкое планирование материала урока, которое включает, в свою очередь, такие действия, как отбор необходимого материа­ла на одно занятие, выделение в нем главного, существенного; расположение в нем теоретического материала от более легкого и простого к более сложному и трудному; определение места и характера демонстраций или эксперимента на занятии; располо­жение задач и упражнений в порядке нарастания их трудности для учащихся; планирование работы учащихся на уроке: педагогические дей­ствия выбора наиболее рациональных видов учебной работы клас­са и отдельных учащихся на этапе усвоения нового материала; определение характера деятельности различных групп учащихся во время опроса; установление возможных затруднений учащих­ся в тех или иных видах деятельности (устный ответ, решение задач, лабораторная работа, домашнее задание, наблюдение за ходом эксперимента и пр.); увеличение степени самостоятельно­сти учащихся в учебной работе от одного урока к другому; рациональное распределение времени на отдельные этапы уро­ка; выявление логических переходов от одного этапа урока к дру­гому; определение характера руководства работой учащихся по овладению новым материалом на каждом этапе урока; отбор воз­можных вариантов изменения в ходе урока (если домашняя ра­бота оказалась трудна для большинства учащихся, если на отдель­ные виды работы придется затратить больше времени, чем пред­полагалось, и пр.).

Сам этап планирования урока включает в себя три взаимосвя­занные стадии: определение целей урока, конкретная разработка дидактического аппарата (содержание методов и средств) и уста­новление структуры урока с проработкой учебных ситуаций.

При определении целей урока необходимо предусмотреть единство образовательных, развивающих и воспитательных целей, направленных на усвоение знаний, выработку умений и навыков, развитие опыта творческой деятельности и формирование отно­шений личности. Цели должны обозначаться предельно конкрет­но в соответствии с темой и в зависимости от типа урока, имея в виду при этом воспитательную цель, пронизывающую систему уроков. Все это необходимо для обеспечения целостности урока и создания уверенности в том, что на уроке внимание будет фик­сироваться на важных, значимых результатах, а не на достиже­нии малозначимых целей. После определения общих целей уро­ка они подразделяются на частные, т.е. на цели отдельных учеб­ных ситуаций.

На второй стадии планирования урока сообразно общим и частным целям отбирается содержание, выбираются формы и методы работы, продумывается использование необходимых средств, намечаются упражнения творческого характера.

На третьей стадии окончательно определяется структура уро­ка и разрабатываются учебные ситуации. Так, в частности, важ­ным представляется продумывание учителем своих действий на этапе непосредственной передачи информации, направленных на активизацию внимания учащихся; создание психологического настроя учащихся и передачу им своего положительного отноше­ния к материалу; возбуждение активной самостоятельной мысли; разъяснение учащимся трудного и непонятного; логически пра­вильное, краткое и ясное изложение материала; использование на уроке учебных и наглядных пособий и т.п.

На этом же этапе учитель должен специально продумать, как он будет воздействовать не только на интеллектуальную, но и на мотивационно-потребностную и эмоционально-волевую сферы личности школьника. Это поможет устранить факторы, вызываю­щие негативное отношение к учению (монотонность, стереотип­ность, шаблонность изложения и т.п.); предусмотреть использо­вание специальных приемов работы в условиях недостатка вре­мени на уроке (цейтнота), средств эмоционального воздействия, не изменяющих стиля общения и характера требований, средств, усиливающих воспитательный потенциал не только содержания урока, но и форм и методов обучения.

Результатом подготовительной работы к уроку является его план. В отличие от тематического (календарно-тематического) его называют рабочим или поурочным. Его форма и объем жестко не регламентируются, но в зависимости от опытности педагога и спе­цифики темы краткий план может перерастать в план-конспект или даже с подробным указанием каждого педагогического дейст­вия учителя и учащихся. Подробный план свидетельствует о про­думанности учителем всех деталей предстоящего урока.

 

 

Date: 2015-07-27; view: 1042; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию