Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды гражданских правоотношений





Классификация гражданских правоотношений имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Она позволяет точнее определить характер взаимоотношений сторон и, следовательно, дает возможность более правильного толкования гражданско-правовых норм применительно к конкретному случаю.

Классификация возможна по различным основаниям.

В зависимости от экономического содержания, гражданские правоотношения делятся на:

1) имущественные правоотношения – имеют экономическое содержание. Их объектом является имущество (материальные блага). В свою очередь они подразделяются на правоотношения, опосредующие статику общественных связей (например, правоотношения собственности), и правоотношения, опосредующие динамику общественных связей (например, обязательства):

2) неимущественные правоотношения – не имеют непосредственно экономического содержания. Они могут быть подразделены на связанные с имущественными (право авторства) и не связанные с имущественными правоотношениями (личные неимущественные права – право на жизнь, честь и пр.).

По юридическому содержанию гражданские правоотношения подразделяются на:

1) абсолютные правоотношения – в этих правоотношениях носителю абсолютного права противостоит неопределенное количество обязанных лиц. Примером могут быть правоотношения собственности, где праву собственника соответствует обязанность всех и каждого не препятствовать ему в осуществлении его правомочий;

2) относительные правоотношения – здесь управомоченному субъекту противостоит одно или несколько конкретно определенных обязанных лиц. Например, в договоре займа управомоченным лицом является займодавец, который может требовать возврата долга от обязанного лица – заемщика.

По характеру осуществления права гражданские правоотношения делятся также на:

1) вещные правоотношения – это правоотношения, в которых управомоченный субъект может осуществлять свои субъективные права самостоятельно, без содействия обязанного лица. Примером могут служить те же правоотношения собственности, сервитутные правоотношения;

2) обязательственные правоотношения – это правоотношения, в которых управомоченный субъект для осуществления своих субъективных прав нуждается в содействии обязанного лица. Так, покупатель не может получить купленную вещь без содействия продавца, а право продавца на получение стоимости проданной вещи, в свою очередь, не может быть реализовано без исполнения соответствующей обязанности покупателем.

В зависимости от направленности и целей возникновения гражданские правоотношения делятся на:

1) регулятивные правоотношения – эти правоотношения предназначены опосредовать (регулировать) связи нормального торгового оборота. Чаще всего они устанавливаются при помощи договора. Именно в них проявляется диспозитивность гражданско-правового регулирования. Примером может быть любое договорное обязательство;

2) охранительные правоотношения – эти правоотношения возникают в случаях необходимости защиты интересов участников гражданского оборота цивилистическими средствами. Основанием их возникновения является гражданского правонарушение. Права и обязанности участников таких правоотношений определяются не только на диспозитивных началах, но и с использованием императивного метода. Типичным примером являются обязательства, возникающие вследствие причинения вреда (глава 40 ГК).

С учетом структуры содержания правоотношения могут быть подразделены на:

1) простые правоотношения – это правоотношения, которые имеют своим содержанием одно право и одну обязанность, либо по одному праву и одной обязанности;

2) сложные правоотношения – это правоотношения, которые характеризуются наличием нескольких прав и обязанностей.

 

Основания возникновения, изменения и прекращения гражданского правоотношения.
Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношения называются юридическими фактами. Юридические факты – жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношения. Юридические факты разнообразны и классифицируются по различным основаниям.
По признаку зависимости от воли субъектов юридические факты подразделяются на действия и события.
Юридические факты-действия. В действиях проявляется воля субъектов – физических и юридических лиц. По признаку дозволенности законом различают действия правомерные и неправомерные. Правомерные – действия, соответствующие требованиям законодательства и принципов права. Неправомерные – действия, нарушающие предписания законодательства и принципов права.
Правомерные действия подразделяются на юридические акты и юридические поступки. Юридические акты – правомерные действия субъектов, имеющие целью возникновение, изменение или прекращение гражданского правоотношения (основным видом гражданско-правовых юридических актов являются сделки). Помимо гражданско-правовых актов гражданские правоотношения могут порождаться административными актами (например, гражданские полномочия представителя возникают у опекуна и попечителя на основании решения органов опеки и попечительства об их назначении).
Юридические поступки – правомерные действия субъектов, с которыми закон связывает определенные юридические последствия независимо от того, была ли у субъектов цель достижения того или иного правового результата (например, создание произведений литературы, изобретения, промышленного образца).
Юридические факты-события. События – явления реальной действительности, которые происходят независимо от воли человека. События подразделяются на абсолютные и относительные. Абсолютные события - такие явления, возникновение и развитие которых не связаны с волевой деятельностью субъектов (например, наводнения, землетрясения). Относительные события – такие явления, которые возникают по воле субъектов, но развиваются и проистекают независимо от их воли. Так, смерть человека, убитого в драке, есть относительное событие, ибо возникновение самого явления произошло в результате волевых действий убийцы, а само его течение происходило по естественным причинам.
Возникновение, изменение или прекращение правоотношений может быть обусловлено одним юридическим фактом или совокупностью юридических фактов (юридическим составом).

Под представительством в гражданском праве понимается совершение одним лицом (представителем) в силу имеющегося у него полномочия сделок и иных юридических действий от имени и в интересах другой стороны (представляемого), которые непосредственно создают, изменяют и прекращают гражданские права и обязанности представляемого.

Виды представительства.

1.Обязательное (законное) представительство - возникающее в силу прямого указания закона вне зависимости от воли представляемого, имеющее своим основанием законодательство либо акт уполномоченного на то государственного органа или органа местного управления и самоуправления (ст. 183 ГК). Законными представителями несовершеннолетних в возрасте до 14 лет являются их родители, усыновители или опекуны; а граждан, признанных недееспособными, — их опекуны.

2.Добровольное (договорное) представительство — осуществляемое на основании договора. Оно отличается тем, что всегда требует специального оформления; основано на
воле как представляемого, так и представителя, выраженной в выданной доверенности, заключенном договоре. При добровольном представительстве круг действий представителя, т. е. его полномочие, определяется представляемым.

2.1.Коммерческое представительство является особой разновидностью добровольного представительства (ст. 185 ГК). Возникает это представительство тогда, когда требуется расширить сферу деятельности предпринимателя или заменить его в силу временной невозможности самому отправлять юридическую деятельность. Его основанием является договор, заключаемый предпринимателем (представляемым) с коммерческим представителем. Форма данного договора — простая письменная. В договоре указываются полномочия коммерческого представителя. Если в договоре нет указания на конкретные полномочия, то помимо него должна выдаваться доверенность.
Коммерческим представителем является лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 185 ГК). Такая деятельность есть не что иное, как одна из форм предпринимательства.

Доверенность - это документ, выдаваемый доверителем представляемым, в котором зафиксированы полномочия представителя по совершению сделок и иных правомерных действий, их содержание и пределы.

Во- первых она может быть совершена лишь в письменной форме. Во-вторых, как каждый документ, она должна содержать необходимые реквизиты: указания на субъекты, место, дату выдачи и т. п. В-третьих, в доверенности должен быть указан объем полномочий, которыми представитель наделяет представляемого. Представительство по доверенности может быть основано на акте органа юридического лица. В этом случае такой акт должен быть оформлен надлежащим образом (подписанный руководителем, заверенный печатью юр. лица и т.п.).

Форма доверенности должна отвечать форме, в которой соответственно закону может совершаться сделка. Доверенность всегда имеет письменную форму, она может быть просто письменной или нотариальной. Нотариальное удостоверение необходимо, в частности, на осуществление сделок, нотариальная форма для которых обязательна (напр., сделка купли или продажи домов).

Согласно ч. 2 ст. 245 ГК, доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, подлежит нотариальному удостоверению, кроме случаев передоверия получения заработной платы, стипендий, пенсии, других платежей и почтовой корреспонденции (почтовых переводов, посылок и т. п.), когда доверенность может быть удостоверена должностным лицом организации, в которой доверитель работает, учится, находится на стационарном лечении или по месту его проживания.

Доверенность, совершенная в простой письменной форме, как и удостоверенная не тем органом или должностным лицом, на которых возложено осуществление данных функций, не может считаться выданной с соблюдением установленного законом порядка и должна быть признана недействительной.

Доверенность на получение заработной платы и других платежей, связанных с трудовыми отношениями, на получение вознаграждение авторов и изобретателей, пенсий, пособий и стипендий, денег из учреждений сберегательных банков, а также на получение корреспонденции, в том числе денежной и посылочной, может быть удостоверена организацией, в которой доверитель работает или учится, жилищно-эксплуатационной организацией по месту его проживания, а также администрацией стационарного лечебно – профилактического учреждения, в котором он находится на лечении.

Непридерживание к форме доверенности влечет за собой признание доверенности не действительной и прекращение полномочий представителя.

 

43. Юридические лица как субъекты гражданского права.

Юридическое лицо— это организация, созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке. Юридическое лицо может быть создано путем объединения нескольких лиц и (или) имущества.

Признаками юридического лица являются:

1) организационное единство. Юридическое лицо имеет определенную структуру (отделы, управления, цехи, другие подразделения), руководство, определенную цель и задачи (закрепленные уставом или иным учредительным документом);

2) наличие обособленного имущества. Организация должна иметь свое имущество, обособленное от имущества учредителей или иных юридических лиц. Юридическое лицо владеет им на праве собственности, полного хозяйственного ведения (это касается государственных предприятий) или оперативного управления (это касается казенных предприятий — таких, которые не могут быть приватизированы). Кроме того, юридическое лицо должно иметь самостоятельные финансовые документы (баланс или смету, счет в банке);

3) самостоятельная имущественная ответственность.Юридическое лицо само отвечает по заключаемым им договорам, по долгам и иным обязательствам. Например, государство не отвечает за долги государственных предприятий;

4) участие в гражданском обороте от своего имени.Юридическое лицо имеет собственное наименование, закрепленное государственной регистрацией. Оно вправе приобретать гражданские права и обязанности, определенные его уставом или иным учредительным документом. Например, юридическое лицо вправе приобретать имущество, личные неимущественные права, заключать различные договоры;

5) способность быть истцом и ответчиком в суде.

От своего имени юридическое лицо вправе быть участником судебного или хозяйственного процесса.

Гражданская правоспособность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации и прекращается со дня внесения в единый государственный реестр записи о его прекращении. Юридическое лицо приобретает и осуществляет гражданские права и обязанности через свои органы (собрание участников, исполнительный орган).

Виды юридических лиц:

1)в зависимости от порядка создания различают юридические лица частного права и юридические лица публичного права. Юридические лица частного права создаются на основании учредительных документов (уставов, договоров). Юридическое лицо публичного права создается распорядительным актом Президента Украины, органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым или органа местного самоуправления;

2) в зависимости от форм собственности различают частные, коммунальные и государственные юридические лица;

3) в зависимости от организационно-правовой формы различают общества и учреждения. Общество создается путем объединения лиц (участников), имеющих право принимать участие в этом обществе. Общество может быть предпринимательским и непредпринимательским. Предпринимательским является общество, цель которого — прибыль и ее последующий раздел между участниками. Такими юридическими лицами являются хозяйственные общества и производственные кооперативы. Непредпринимательским является общество, не имеющее своей целью получение прибыли.

 

 

44. Физические лица как субъекты гражданского права.

Физические лица как субъекты гражданского права должны обладать право и дееспособностью.

Правоспособность – возможность лица обладать субъективными гражданскими правами и гражданскими обязанностями. Гражданская правоспособность физического лица возникает в момент его рождения и прекращается в момент смерти.

Дееспособность – способность лица своими действиями приобретать гражданские права и самостоятельно их осуществлять, а также способность своими действиями создавать для себя гражданские обязанности, самостоятельно их исполнять и нести ответственность в случае их неисполнения.

Гражданская дееспособность зависит от возраста и психического состояния физического лица. Возрастные градации объема дееспособности:

1) лица, не достигшие 14 лет (малолетние), являются частично дееспособными. Они вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, осуществлять личные неимущественные права на результаты интеллектуальной творческой деятельности. Все иные гражданско-правовые сделки от их имени и в их пользу совершают родители (усыновители) или опекуны;

2) лица в возрасте от 14 до 18 лет (несовершеннолетние) имеют неполную гражданскую дееспособность. Ряд действий они могут осуществлять самостоятельно: распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами; осуществлять личные неимущественные права на результаты интеллектуальной, творческой деятельности; быть учредителями юридического лица; заключать договор банковского вклада и распоряжаться вкладом. Все иные сделки они совершают с разрешения родителей (усыновителей) или попечителей;

3) с достижением совершеннолетия (18 лет) или вступлением лица в брак до совершеннолетия наступает полная гражданская дееспособность. Кроме того, полная гражданская дееспособность может быть предоставлена физическому лица, достигшему 16 лет, работающему по трудовому договору либо зарегистрированному в качестве предпринимателя, а также несовершеннолетнему лицу, записанному матерью или отцом ребенка.

Зависимость объема дееспособности лица от его психического состояния проявляется в следующем:

1) решением суда лицо может быть признано ограниченно дееспособным в двух случаях: злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами или токсическими веществами; психического расстройства. Такому лицу назначается попечитель, который дает согласие на совершение им гражданско-правовых действий. Ограниченно дееспособное лицо может самостоятельно совершать только мелкие бытовые сделки (купить продукты, билет в кинотеатр и т.д.);

2) лицо, страдающее хроническим, стойким психическим расстройством и не понимающее вследствие этого значения своих действий, решением суда может быть признано недееспособным. Такому лицу назначается опекун, который совершает гражданско-правовые действия от имени своего подопечного.

 

 

45 .Предмет и метод гражданского права. Источники гражданского права

Предметом гражданского права являются:

1) имущественные отношения, связанные с использованием товарно-денежной формы:

а) отношения собственности, закрепляющие существующий в обществе распределение материальных ценностей (благ), они выражают статику имущественных отношений, признаком которых является то, что владелец как уполномоченное лицо имеет абсолютное право по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом

б) отношения, возникающие при осуществлении товарооборота, т.е. товарно-денежные, возникающие в сфере товарного производства и отражающие движение товаров от производителя к потребителю, при этом переход м материальных благ от одних субъектов к другим осуществляется через опосредованную стоимость.

Признаками этих отношений являются:

- обособленность участников отношений;

- эквивалентный в платный характер отношений

Нормы гражданского права в отдельных случаях регулируют отношения в области товарооборота и на безвозмездной основе, что имеет место при дарении, благотворительности, меценатстве и т.д.

Гражданское право регулирует не все имущественные отношения Так, отношения, возникающие:

- в связи с платой налогов - регулируются нормами налогового права, является подотраслью финансового права;

- с уплатой таможенных пошлин - нормами таможенного права;

- с уплатой административных и уголовных штрафов - нормами административного и уголовного права;

- с конфискацией имущества - нормами уголовного права и т.д.;

2) отношения, возникающие в сфере интеллектуальной деятельности, и которые базируются на институте авторского права или права промышленной собственности Эти отношения связаны с созданием, использованием и охран Роной результатов интеллектуальной деятельности (произведений науки, литературы, искусства, товарных образцов, фирменных наименований, изобретений и т.д.).

Результаты творческой деятельности является товаром, находящимся в гражданском обороте и создает собственный рынок духовной и научно-технической продукции

3) личные неимущественные отношения, связанные с:

а) защитой чести и достоинства, деловой репутации физических и юридических лиц;

б) охраной интересов физического человека, изображенного в произведениях изобразительного искусства;

в) правом физического лица на жизнь, здоровье, личную свободу, на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции, на невмешательство в личную и семейную е жизнь, на свободу передвижения, на свободу и свободное выражение своих взглядов и убеждений, свободу мировоззрения и вероисповедания...

Метод гражданского права это определенный прием (способ) с помощью которого гражданско-правовая норма влияет на поведение субъектов гражданско-правовых отношений Гражданско-правовой метод характеризуется:

- юридическим равенством сторон;

- свободным волеизъявлением субъектов (автономией их воли);

- имущественной самостоятельностью сторон;

- диспозитивность сторон, т.е. их правом самостоятельно определять характер своих отношений в рамках действующего законодательства;

- особым способом разрешения споров между участниками гражданских правоотношений (судебным);

- наличием имущественной ответственности сторон Гражданское право и гражданское законодательство базируется на

принципах:

- недопустимость произвольного вмешательства в сферу личной жизни человека;

- недопустимость лишения права собственности, кроме случаев, установленных Конституцией и законами Украины;

- свободы договора;

- свободы предпринимательской деятельности, не запрещенной законом;

- судебной защиты гражданских прав и интересов;

- справедливости, добросовестности и разумности (в С ГКУ)

Основными источниками гражданского права Украины являются нормативно-правовые акты гражданского законодательства:

1) Конституция Украины;

2) Гражданский кодекс Украины - единый законодательный акт в котором систематизированы гражданско-правовые нормы;

3) законы Украины:

- \"О собственности\"

- \"О хозяйственных обществах\"

- \"О лизинге\"

- \"О залоге\" и другие (более 900 законов);

4) подзаконные нормативные акты содержанием которых является гражданско-правовые нормы:

- указы Президента Украины;

- постановления Кабинета Министров Украины;

- нормативные акты центральных органов исполнительной власти;

- нормативные акты местных органов исполнительной власти и местного самоуправления и т.д.;

5) международно-правовые нормы и международные договоры Украины

 

 

12. Специальный режим хозяйствования: понятие, виды, содержание, правовая основа.

Специальный режим хозяйственной деятельности применяется законодателем при необходимости установления особых условий хозяйствования на определенной территории государства, в определенной отрасли экономики или в ходе выполнения соответствующего договора.

Общее хозяйственное законодательство на данных территориях, в отдельных отраслях действует с учетом тех особенностей, которые предусмотрены специальными нормативно-правовыми актами для определенной территории или отрасли.

Причины законодательного закрепления специального режима хозяйствования могут быть различными. Во-первых, в случае необходимости охраны территории; во-вторых, специальный режим хозяйствования может быть закреплен на территории, где вводится особый порядок правления; в-третьих, это может быть связано с необходимостью установления особого контроля государства на определенных территориях за осуществлением хозяйственных операций; в-четвертых, придание статуса специального режима хозяйствования может быть связано с необходимостью создания на определенной территории государства благоприятных условий для организации рабочих мест, стимулирования притока инвестиционных вложений и т. п.

Таким образом, можно дать следующее определение специального режима хозяйствования — это институт хозяйственного законодательства, определяющий особый порядок осуществления хозяйственной деятельности на определенной территории, в определенной отрасли экономики или в процессе осуществления хозяйственного договора, который отличается от общего ре­жима хозяйственной деятельности, предусмотренного законодательством, и вводится для достижения целей, установленных государством [1].

Специальный режим хозяйствования устанавливается на: 1) государственной границе, 2) в случае введения чрезвычайного или 3) военного положения, 4) на территориях природно-заповедного фонда, 5) в свободных экономических зонах (СЭЗ), 6) на территориях приоритетного развития (111Р^, I) в отдельных отраслях экономики, 8) в процессе осуществления определенных хозяйственных договоров.

Если первые четыре вышеперечисленных вида территориальных специальных режимов направлены на определенные ограничения хозяйственной деятельности на той или иной территории, то режимы СЭЗ и ТПР направлены на создание определенных льгот для развития хозяйственной деятельности на соответствующих территориях. В отличие от указанных ограничительных режимов, режимы СЭЗ и ТПР могут быть названы поощрительными.

Специальный режим хозяйствования определяется рядом нормативно-правовых актов, регулирующих особенности осуществления хозяйственных операций в условиях этого режима. Чаще всего специальный режим хозяйствования отождествляется со специальными экономическими зонами. Однако это далеко не так. Специальный режим хозяйствования в Украине используется на отдельных территориях и в различных отраслях экономики. Например, хозяйственно-правовая деятельность на государственной границе Украины имеет специфику, обусловленную необходимостью охраны государственной границы. Осуществление хозяйственной деятельности не должно препятствовать установленному режиму государственной границы. Именно поэтому возникает необходимость закрепления специального режима хозяйствования. На государственной границе хозяйственная деятельность осуществляется как на основе нормативно-правовых актов внутреннего законодательства, так и с учетом международных договоров Украины. Закон Украины «О государственной границе Украины» от 1992 г. предусматривает, что порядок осуществления всех видов хозяйственной деятельности устанавливается компетентными органами Украины по согласованию с пограничными войсками. В ст. 24 этого Закона указывается, что разрешение на проведение работ в пограничной полосе дают пограничные войска Украины вместе с органами внутренних дел. А в необходимых случаях пограничные войска могут устанавливать дополнительные временные режимные ограничения на проведение работ в пограничной полосе.

Специальный режим хозяйствования вводится также в случае установления чрезвычайного положения. В соответствии с Законом Украины «О чрезвычайном положении» от 1992 г. объявление чрезвычайного положения предполагает установление особого правового режима деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений, что выражается в определенных ограничениях прав, а также закреплении дополнительных обязанностей. Специальный режим чрезвычайного положения может быть введен в случаях стихийного бедствия, аварий, катастроф, эпидемий, массовых нарушений правопорядка, попытки захвата государственной власти или насильственной смены конституционного строя Украины.

13. Агентская деятельность: понятие, субъекты, условия осуществления, ответственность, правовая основа. Агентский договор.

Хозяйственный кодекс в главе 31 впервые на законодательном уровне регулирует отношения, возникающие при осуществлении такого вида хозяйственной деятельности, как коммерческое посредничество.

 

Коммерческое посредничество, которое еще именуется в ГК агентскими отношениями, всегда является предпринимательской деятельностью. Понятие коммерческого посредничества раскрывается в ч. 1 ст. 295 ГК, положения которой позволяют выделить признаки этого вида хозяйственной деятельности.

 

Во-первых, коммерческое предпринимательство заключается в предоставлении услуг путем посредничества.

 

Во-вторых, коммерческое посредничество (агентская деятельность) является предпринимательской деятельностью, то есть деятельностью с целью получения прибыли.

 

в-третьих, коммерческое предпринимательство осуществляется только определенными субъектами: коммерческим агентом, которым всегда есть субъект предпринимательства, и субъектом хозяйствования (не обязательно субъектом предпринимательства), который является потребителем услуг посредничества. Согласно ч. 2 ст. 295 ГК коммерческим агентом может быть субъект хозяйствования (гражданин или юридическое лицо), который по полномочиям, основанным на агентском договоре, осуществляет коммерческое посредничество.

 

в-четвертых, коммерческое посредничество (агентская деятельность) имеет определенные границы применения: оно осуществляется в сфере хозяйствования и только при осуществлении субъектами хозяйствования хозяйственной деятельности. Вместе с тем, законом могут быть установленные ограничения или запрет осуществления коммерческого посредничества в отдельных отраслях хозяйствования (ч. 5 ст. 295 ГК).

 

в-пятых, коммерческое посредничество осуществляется коммерческим агентом от имени, в интересах, под контролем и за счет субъекта, которого он представляет. Поэтому предприниматели, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени, не признаются коммерческими агентами (ч. Ст. 295 ГК). Коммерческий агент не может заключать соглашения от имени того, кого он представляет, относительно себя лично (ч. 4 ст. 295 ГК).

 

ГК (ст. 296) устанавливает специальные основания возникновения агентских отношений, отмечая, что агентские отношения возникают в случае:

 

предоставление субъектом хозяйствования на основании договора полномочий коммерческому агенту на совершение соответствующих действий;

одобрение субъектом хозяйствования, которого представляет коммерческий агент, соглашения, заключенной в интересах этого субъекта агентом без полномочия на ее заключение или с превышением предоставленного ему полномочия.

Коммерческое посредничество (агентская деятельность) является деятельностью по оказанию услуг. Итак, агентский договор, которым опосредуются отношения субъектов такой деятельности, является одним из видов договоров о предоставлении услуг. Поэтому на него распространяется действие норм главы 63 ГК, которыми установлены общие положения относительно услуг и договора о предоставлении услуг (такой вывод следует из абз. 2 ч. 1 ст. 175 ГК), а также, как указано в ч. 2 ст. 305 ГК, положения ГК, которыми регулируются отношения поручения.

Агентским договором является договор, по которому одна сторона (коммерческий агент) обязуется предоставить услуги второй стороне (субъекту, которого представляет агент) в заключении соглашений или способствовать их заключению (предоставление фактических услуг) от имени этого субъекта и за его счет (ч. 1 ст. 297 ГК).

Итак, как следует из легального определения понятия агентского договора, его применение ограничено не только сферой хозяйствования, но и предметом этого договора, которым является заключение соглашений или способствовать их заключению.

Согласно ч. 2 ст. 297 ГК в агентском договоре должны определяться,

- сфера, характер и порядок выполнения коммерческим агентом посреднических услуг;

- права и обязанности сторон;

- условия и размер вознаграждения коммерческому агенту;

- срок действия договора;

- санкции в случае нарушения сторонами условий договора;

- другие необходимые условия, определенные сторонами (в частности, условие о территории, в пределах которой коммерческий агент осуществляет деятельность, определенную соглашением сторон. В случае если территорию действия агента в договоре не определен, считается, что агент действует в пределах территории Украины; форма подтверждения полномочий (представительства) коммерческого агента и т. п).

Агентский договор заключается в письменной форме.

Выполняя условия агентского договора, коммерческий агент обязан сообщать субъекта хозяйствования, которого он представляет, о каждом случае его посредничества в заключении соглашений и о каждую заключенную ним в интересах этого субъекта соглашение.

Соглашение, заключенное от имени субъекта хозяйствования, которого представляет коммерческий агент, без полномочия на ее заключение или с превышением предоставленного ему полномочия, считается одобренной этим субъектом при условии, если он не отклонит перед третьим лицом действия коммерческого агента. Следующее одобрение соглашения субъектом, которого представляет агент, делает соглашение действительным со дня его заключения.

Поскольку коммерческое посредничество является предпринимательской деятельностью коммерческого агента, было бы нелогично и несправедливо ограничивать ее предоставлением услуг лишь одному субъекту хозяйствования. С другой стороны, субъект хозяйствования в условиях конкуренции должен иметь возможность одновременно пользоваться услугами не одного, а нескольких коммерческих агентов.

С учетом этого ГК устанавливает, что субъект хозяйствования, которого представляет коммерческий агент, имеет право доверить коммерческое посредничество также другим субъектам, но с уведомлением об этом агента. В свою очередь коммерческий агент имеет право осуществлять коммерческое посредничество также для других субъектов хозяйствования, если интересы субъектов, которых представляет коммерческий агент, не являются противоречивыми в вопросах, для решения которых приглашен этот агент (отсутствие конфликта интересов).

Изложенное не распространяется на монопольные агентские отношения, при которых коммерческий агент, который представляет субъекта хозяйствования, не имеет права осуществлять коммерческое посредничество для других субъектов в пределах, предусмотренных агентским договором (ч. 2 ст. 299 ГК).

По общему правилу, установленному ст. 300 ХК, коммерческий агент должен лично выполнить действия, на которые он уполномочен субъектом, которого он представляет. Если агентским договором не предусмотрено иное, коммерческий агент не может передавать на свое усмотрение другим лицам прав, которыми он владеет в интересах того, кого он представляет.

За посреднические операции, осуществленные коммерческим агентом в интересах субъекта, которого он представляет, он получает агентское вознаграждение в размере, предусмотренном договором.

Агентское вознаграждение выплачивается коммерческому агенту после оплаты третьим лицом по соглашению, заключенной с его посредничеством, если другое не предусмотрено договором сторон.

Если это предусмотрено договором, коммерческому агенту платится дополнительное вознаграждение в случае, если он берет на себя обязательства гарантировать выполнение соглашения, заключенного им в интересах субъекта, которого он представляет.

Условия выплаты вознаграждения коммерческому агенту за соглашения, заключенные после окончания договорных отношений, а также другие условия, которые касаются расчетов сторон, определяются договором.

Согласно ч. 1 ст. 302 ГК коммерческий агент не имеет права передавать конфиденциальную информацию, полученную от субъекта, которого он представляет, без согласия этого субъекта, использовать ее в собственных интересах ли в интересах других лиц вопреки интересам субъекта, которого он представляет, как при осуществлении коммерческим агентом своей деятельности в интересах указанного субъекта, так и после прекращения агентских отношений с ним.

Часть 2 ст. 302 ГК устанавливает, что стороны агентского договора могут заключить отдельное соглашение о защите конфиденциальной информации субъекта, которого представляет коммерческий агент (договор о неразглашении).

Коммерческий агент несет ответственность за разглашение конфиденциальной информации согласно закону и договору.

Ответственность сторон агентского договора установлена ст. 303 ГК. Так, коммерческий агент несет ответственность в полном объеме за ущерб, причиненный субъекту, которого он представляет, вследствие невыполнения или ненадлежащего выполнения своих обязанностей, если иное не предусмотрено агентским договором.

В случае нарушения агентского договора субъектом, которого представляет коммерческий агент, последний имеет право на получение вознаграждения в размерах, предусмотренных агентским договором, а также на возмещение убытков, понесенных им вследствие невыполнения или ненадлежащего выполнения договора второй стороной.

Основания прекращения агентского договора установлены ст. 304 ГК, согласно которой агентский договор прекращается: а) по соглашению сторон; б) в случае: отзыва полномочий коммерческого агента субъектом, которого он представляет, или отказа коммерческого агента от дальнейшего осуществления коммерческого посредничества по договору, заключенным сторонами без определения срока его действия; в) выбытие одной из сторон договора вследствие ее прекращения или смерти; г) возникновения других обстоятельств, которые прекращают полномочие коммерческого агента или субъекта, которого он представляет.

В случае отзыва полномочий коммерческого агента субъект, которого представляет коммерческий агент, должен известить его о прекращении договора не менее чем за один месяц, если более длительный срок не предусмотрен договором.

В случае устранения (окончания) обстоятельств, которые привели к прекращению полномочий коммерческого агента, эти полномочия по согласию сторон могут быть возобновлены.

14. Стандартизация и сертификация: понятие, цель, содержание, ответственность, правовая основа.

Современные условия хозяйствования вынуждают каждое предприятие внедрять действенный контрольный механизм управления качеством продукции и строго придерживаться его требований. Определяющими элементами этого специфического менеджмента, оказывающими наиболее существенное влияние на процесс постоянного обеспечения производства и снабжения рынка конкурентоспособной продукцией, являются стандартизация и сертификация изделий.

Стандартизация продукции

Под стандартизацией понимают установление единых правил с целью упорядочения деятельности в определенной отрасли. Применительно к продукции стандартизация охватывает несколько структурных элементов (рис. 14.14).

В процессе стандартизации обязательно должны быть соблюдены определенные принципы. Среди последних основными считаются те, которые перечислены на рис. 14.15.

Результаты стандартизации отражаются в специальной нормативно- технической документации. Основными ее видами являются стандарты и технические условия — документы, которые содержат обязательные для продуцентов нормы качества и способы их достижения (набор показателей качества, уровень каждого из них; методы и средства измерения, испытания, маркировки; упаковка, транспортировка и хранение продукции). Нормативно техническая документация, применяемая на предприятиях, охватывает определенные категории стандартов, различающихся мерой жесткости требований к изделиям и множественностью объектов стандартизации

Наиболее жесткие требования к качеству продукции содержат международные стандарты, разработанные Международной организацией стандартизации — ИСО их используют для сертификации изделий на экспорт в другие страны и реализации на мировом рынке. В настоящее время существуют и применяются стандарты ИСО серии 9000.

Государственные стандарты Украины устанавливаются на:

изделия общемашиностроительного применения (подшипники, инструменты, крепежные детали и т. п.);

продукцию межотраслевого назначения;

продукцию для населения и народного хозяйства;

организационно-методические и общетехнические объекты (научно-техническая терминология, классификация и кодирование технико-экономической и социальной информации, информационные технологии, технологическая документация, организация работ по стандартизации и метрологии, справочные данные по свойствам материалов и веществ);

элементы народнохозяйственных объектов государственного значения (транспорт, связь, энергосистемы, оборона, окружающая природная среда, банковско- финансовая система и т. п.);

методы испытаний.

Они содержат обязательные и рекомендательные требования. К обязательным относятся требования, которые гарантируют безопасность продукции для жизни, здоровья и имущества граждан, ее совместимость, взаимозаменяемость, охрану. Все другие требования имеют рекомендательный характер.

Отраслевые стандарты разрабатывают на ТУ продукцию, для которой отсутствуют государственные стандарты Украины или относительно которой требуется дополнить и повысить требования существующих госстандартов. Стандарты научно-технических и инженерных обществ разрабатываются в случае необходимости распространения результатов фундаментальных и прикладных исследований, полученных в отдельных отраслях знаний или сферах профессиональных интересов. Эта категория нормативных документов может использоваться на основе добровольного согласия соответствующих субъектов деятельности.

Технические условия (ТУ) содержат требования, регулирующие отношения между поставщиком (разработчиком, производителем) и потребителем (заказчиком) продукции. Они призваны регулировать нормы и требования к продукции, для которой нет государственных или отраслевых стандартов. ТУ разрабатываются по заказу отдельного предприятия, а также для продукции, впервые осваиваемой производством.

Стандарты предприятия выделяют в самостоятельную категорию условно (без правовой основы). Их предприятия создают по собственной инициативе для конкретизации требований к продукции и самому производству. Объектами стандартизации на предприятиях могут быть отдельные детали, узлы, сборочные единицы, оснастка и инструменты собственного производства, определенные нормы в сфере проектирования и изготовления изделий, организации и управления производством и т. п. Такие стандарты используют также для создания внутренней системы управления качеством труда и продукции.

Стандарты и технические условия — это документы динамического характера. Их нужно периодически пересматривать и уточнять с учетом инновационных процессов и новых требований потребителей к проектируемой и изготовляемой продукции.

Современные направления совершенствования стандартизации состоят в разработке государственных и международных стандартов не для каждого конкретного изделия, а для группы однородной продукции, и по ограниченному количеству (наиболее существенных) показателей. Это позволяет заметно уменьшить количество действующих стандартов, упростить их содержание и удешевить весь процесс стандартизации.

Сертификация продукции и систем качества

Когда предприятие ведет активную внешнеэкономическую деятельность, важнейшим элементом производственного менеджмента вообще и системы управления качеством в частности становится сертификация продукции. Каждый вид товаров, который предприятие хочет выгодно продать на мировом рынке, должен быть сертифицирован, т. е. иметь документ, удостоверяющий высокий уровень его качества, соответствие требованиям международных стандартов ИСО серии 9000. Приобретенный нашими предприятиями опыт внешней коммерческой деятельности свидетельствует, что так называемая безсертификатная продукция оценивается на мировом рынке в 3—4 раза дешевле, следовательно, фактически реализуется за бесценок.

В Украине, как и во многих других странах, производят обязательную и добровольную сертификацию. Обязательная сертификация осуществляется исключительно в пределах государственной системы управления субъектами хозяйствования, охватывает проверку и испытание продукции с целью определения ее характеристик (показателей) и дальнейший технический надзор за сертифицированными изделиями. Добровольная сертификация проводится по инициативе самих субъектов хозяйствования (на договорной основе).

Субъекты хозяйствования (продуценты, поставщики, исполнители и продавцы продукции, подлежащей обязательной сертификации) должны:

в установленном порядке и в точно определенный срок проводить сертификацию соответствующих объектов;

обеспечивать изготовление продукции, соблюдая требования того нормативного документа, в соответствии с которым она сертифицирована;

реализовывать продукцию только при наличии сертификата;

прекращать реализацию сертифицированной продукции, если выявлено ее несоответствие требованиям определенного нормативного документа или закончился срок действия сертификата.

Организационной основой сертификации продуцированных предприятием изделий является сеть государственных испытательных центров (ГИЦ) для важнейших видов продукции производственно-технического и культурно-бытового назначения. Широкая сеть таких центров создана во многих промышленно развитых странах. В течение последних лет начали формироваться и международные системы сертификации. Мероприятия по созданию таких систем координирует специальный комитет по сертификации — СЕРТИКО, действующий в составе ИСО.

Этим комитетом разработаны:

правила и порядок осуществления сертификации продукции;

критерии аккредитации испытательных центров (лабораторий);

условия вступления в международную систему сертификации (наличие нормативно-технической документации, содержащей требования к сертификационной продукции; высокий уровень метрологического обеспечения производства; функционирование специальной системы надзора за деятельностю испытательных центров и качеством продукции).

В нескольких странах уже функционируют аккредитованные в СЕРТИКО и признанные мировым сообществом испытательные центры, которые выдают сертификаты на определенные виды продукции. В частности, в США действуют центры по испытанию тракторов и сельскохозяйственных машин, во Франции — автомобилей, Чехии и Словакии — электрооборудования и медицинской техники.

В начале 1993 года Украина стала членом ИСО и международной электротехнической комиссии — ИЭС. Это дает ей право наравне с 90-а другими странами мира принимать участие в деятельности более 1000 международных рабочих органов технических комитетов по стандартизации и сертификации и использовать свыше 12 тыс. международных стандартов.

Для получения максимально возможного успеха и создания имиджа надежного партнера на внешнем рынке предприятиям желательно создавать и сертифицировать также собственные системы качества. В соответствии с международным стандартом ИСО 8402 “Качество. Словарь” система качества — это совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающих осуществление общего руководства качеством изготовляемой и создаваемой продукции. Соответствующий уровень такой системы гарантируется сертификатом, который выдается на определенный срок — один год, два года и т. п. Право выдачи сертификата на систему качества имеет национальный орган по сертификации; в необходимых случаях ему предоставлена возможность делегировать такую функцию аккредитованной для этой цели другой организации.

Для оценки системы качества и получения сертификата разрешается привлекать любую иностранную фирму, занимающуюся сертификацией. “Весомость” сертификата и уровень доверия к нему зависит от имиджа выдавшей такой документ организации.

На предприятиях Украины такие системы качества еще необходимо создавать. Они должны обязательно предусматривать комплексное управление качеством, требующее коллективной деятельности и общих усилий. В связи с этим можно выделить главные принципы формирования системы качества.

подготовка всех категорий кадров наивысшего профессионального уровня по всем категориям; (необходимое качество обеспечивают люди, а не машиниы);

непосредственная заинтересованность первого руководителя и всего руководства предприятия в постоянном положительном решении проблем обеспечения качества продукции; подчинение организационной структуры системы основным целям и задачам предприятия (например, встречающееся на практике совмещение должностей заместителя директора предприятия по вопросам качества и начальника отдела технического контроля является нецелесообразным, поскольку технический контроль — это совсем не главнейшее в системе);

управление качеством продукции при участии всех без исключения работников предприятия; текущее распределение ответственности между подразделениями к их руководителями; привлечение рабочих и ежедневной работе в этом направлении через кружки качества (исходя из опыта Японии, США) и т. п.

Очень важной и крайне необходимой является также, активная поддержка государством инициативы и усилий предприятия и организации в сфере разработки, внедрения и сертификации систем качества продукции, выхода их на мировой рынок.

15. Понятие, функции, виды цен (тарифов) и порядок их установления. Ответственность субъектов хозяйствования за нарушение дисциплины цен.

свободные цены и тарифы, что в свою очередь подразделяются на договорные и цены, которые устанавливают самостоятельно предприятия и организации. Свободные цены и тарифы устанавливаются на все виды продукции, товаров и услуг, за исключением тех, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен и тарифов;государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы. Государственное регулирование цен и тарифов осуществляется путем установления: а) государственных фиксированных цен (тарифов); б) предельных уровней цен (тарифов) или предельных отклонений от государственных фиксированных цен и тарифов. Государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы устанавливаются на ресурсы, которые оказывают определяющее влияние на общий уровень и динамику цен, на товары и услуги, имеющие решающее социальное значение, а также на продукцию, товары и услуги, производство которых сосредоточено на предприятиях, занимающих монопольное положение на рынке.

Постановлением Кабинета Министров Украины "О ценообразовании в условиях реформирования экономики" от 21 октября 1994 г. № 733 намечено сократить объемы государственного регулирования цен и тарифов, ограничив их только природными и отдельными искусственными монополиями.Государственные фиксированные и регулируемые цены устанавливают государственные органы Украины. Постановлением от 25 декабря 1996 г. № 1548 Кабинет Министров утвердил Полномочия центральных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, исполнительных органов городских советов относительно регулирования цен и тарифов на отдельные виды продукции, товаров и услуг (приложение к постановлению). К органов, наделенных полномочиями по установлению цен и тарифов, этим постановлением отнесены Минэкономики, Минтранс, Минфин, Минобразования, другие министерства и ведомства, а также Совет министров Автономной Республики Крым, областные и городские (городов Киева и Севастополя) государственные администрации.

Государственные цены должны учитывать среднеотраслевой себестоимость продукции и обеспечивать минимальный уровень рентабельности продукции, на которую они распространяются. Если этот уровень рентабельности не обеспечивается государственным ценам, то государство должно обеспечить его дотацию при условии, что продукция предприятия является общественно необходимой.Кроме рассмотренных выше, Кабинет Министров Украины может вводить другие методы государственного регулирования цен.

Определенные особенности имеет ценообразования при осуществлении экспортных и импортных операций. В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона Украины "О предприятиях в Украине" и ст. 11 Закона Украины "О ценах и ценообразовании" в расчетах с зарубежными партнерами применяются контрактные (внешнеторговые) цены, которые формируются в соответствии с ценами и условиями мирового рынка.Важное значение для упорядочения ценообразования при осуществлении экспортно-импортных операций субъектами внешнеэкономической деятельности Украины имеет Указ Президента Украины "О мерах по совершенствованию конъюнктурно-ценовой политики в сфере внешнеэкономической деятельности" от 10 февраля 1996 г. и утвержденное им Положение об индикативных ценах в сфере внешнеэкономической деятельности.По общему правилу, контрактные цены в сфере внешнеэкономической деятельности определяются субъектами на договорных началах с учетом спроса и предложения, а также других факторов, которые действуют на соответствующих рынках на время заключения внешнеэкономических сделок (контрактов).

Однако в ряде случаев Министерство внешних экономических связей и торговли Украины может вводить индикативные цены на товары, которые являются обязательными к применению субъектами внешнеэкономической деятельности всех форм собственности при заключении и осуществлении внешнеэкономических сделок.Под индикативными понимают цены на товары, которые отвечают ценам, которые сложились или складываются на соответствующий товар на рынке экспорта или импорта на момент осуществления экспортной (импортной) операции с учетом условий поставки и условий осуществления расчетов, определенных согласно законодательству Украины.

Министерство внешних экономических связей и торговли Украины может вводить индикативные цены на товары:относительно экспорта которых применены антидемпинговые меры или начаты антидемпинговые расследования или процедуры в Украине или за ее пределами;

в отношении которых применяются специальные импортные процедуры в соответствии со ст. 19 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности";

относительно экспорта которых установлен режим квотирования, лицензирования;

относительно экспорта которых установлены специальные режимы;

экспорт которых осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 20 Закона Украины "О зовнішньоекономічну деятельность";

в других случаях во исполнение международных обязательств Украины? Индикативные цены разрабатывает Министерство внешних экономических связей и торговли Украины и уполномоченные им организации на базе результатов анализа информации, полученной от таможенных, финансовых, статистических государственных органов, банковских, информационных и других учреждений и организаций Украины, из других источников, по соответствующим методикам. При этом учитываются стандарты качества товаров, действующие в Украине и признанные в мировой практике, предусмотренные законодательством Украины условия поставки и расчетов, состояние конъюнктуры внешних и внутренних рынков, ценовая информация и прогнозы относительно возможных ценовых колебаний, контрактная практика в отношении определенного товара на соответствующем рынке и другая информация конъюнктурно-ценового характера.

Решение о введении индикативных цен на соответствующие товары принимает и перечни индикативных цен утверждает Министерство внешних экономических связей и торговли Украины.

Такое решение и перечни индикативных цен публикуются Министерством внешних экономических связей и торговли Украины или уполномоченными им организациями в газете "Правительственный курьер" не менее раз в месяц.

Учитывая то, когда и кому реализуются продукция и товары, все цены (и свободные, государственные фиксированные и регулируемые) делятся на оптовые и розничные.

Оптовые (отпускные) цены применяют при расчетах между предприятиями и организациями-товаропроизводителями и потребителями (покупателями) продукции и товаров. Оптовая цена в таких случаях включает в себя себестоимость, прибыль (норматив прибыли) и налог на добавленную стоимость. Если продукцию (товар) отнесено в установленном законодательством порядке к подакцизным, в цены включается акцизный сбор - непрямой налог на высокорентабельные и монопольные товары. В таком случае налог на добавленную стоимость исчисляется с учетом суммы акцизного сбора.

В случае реализации продукции (товаров) через посредников по свободным ценам в цены включаются также снабженческо-сбытовые надбавки (наценки), предельный размер которых может ограничивать государство.

Розничные цены на товары формируются исходя из оптовой цены, путем включения в нее торговой надбавки (наценки). Эти цены применяются в отношениях между предприятиями торговли и населением, потребляющим товары.

При расчетах за проданное сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственную продукцию применяют закупочные цены.

 

16. Защита экономической конкуренции: способы и порядок, виды нарушений и меры ответственности, правовая основа.

Функционирование рыночных отношений, в основе которых лежит многоукладная экономика, предусматривает создание равных возможностей для субъектов хозяйственной деятельности, а также их конкуренцию, под которой разум миеться состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство тех товаров которые требует потребителем.

С конкуренции, существующей в условиях развитых товарно-денежных отношений, вырастает классическая монополия В отличие от нее, \"социалистический\" монополизм родился в условиях достаточно специфических форм эконом и к ко-организаций его развития нашего государства в составе СССР Он является следствием сознательной экономической политики социалистического государства (как носителя политической власти и собственника основных средств производства) по п ланового ведения народного хозяйства на основе применения преимущественно административно-командных методов руководства экономикой, что привело, в конце концов, к превращению ее в единый народнохозяйственный и комплекс Монополизм в нашем государстве также порождением политики концентрации и специализации производства и других сфер жизнедеятельности Именно поэтому, определив в Законе Украины от 3 августа 1990 г \"П ро экономическую самостоятельность Украины \"1 содержание, цель и основные принципы экономической самостоятельности Украины как суверенного государства, механизм хозяйствования, регулирования экономики и социальной сферы, организ ции финансово-бюджетной, кредитной и денежной системы Украины, Верховная Рада в постановлении о реализации указанного закона включила в перечень законодательных актов, обеспечивающих действие Закона \"О экономическую самостоятельность Украины \", антимонопольное законодательстваquot;, антимонопольне законодавство.

За время, прошедшее, сделаны важные шаги на пути формирования антимонопольного законодательства Так, 18 февраля 1992 г был принят Закон Украины \"Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной й конкуренции в предпринимательской деятельности \"1, который определял правовые основы ограничения и предупреждения монополизма, недопущения недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности и осуществления гос авного контроля за соблюдением норм антимонопольного законодательства С вступлением в силу Закона Украины от 11 января 2001 \"О защите экономической конкуренции\" 2 Закон «Об ограничении монополизма и нед опущение недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности \"утратил силу Верховная Рада Украины 26 ноября 1993 приняла Закон\" О Лить монопольный комитет Украины \", которым определено прав ове положение Комитета, его органов и должностных лиц Правовые основы защиты хозяйствующих субъектов и потребителей от недобросовестной конкуренции определяет Закон Украины от 7 июня 1996 г \"О защ т от недобросовестной конкуренции р. "Про захист від недобросовісної конкуренції".

Порядок рассмотрения Антимонопольным комитетом Украины и его территориальными отделениями дел о нарушении антимонопольного законодательства определяется нормами разделов VII и XI Закона \"О защите эко ономичнои конкуренции \"и приведенными в соответствие с ними Правилами рассмотрения дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, утвержденными распоряжением Антимонопольного коми тета Украины от 19 апреля 1994 г (в редакции распоряжения от 29 июня 1998вня 1998 р.).

Таким образом, на сегодня законодательство о защите экономической конкуренции, которое основывается на нормах, установленных Конституцией Украины и состоит из законов Украины \"О защите экономической кон Энке \",\" Об Антимонопольном комитете Украины \",\" О защите от недобросовестной конкуренции \", других нормативно-правовых актов, принятых в соответствии с этими законами, можно считать сложившейсянів, можна вважати сформованим.

Одним из основных нормативно-правовых актов законодательства о защите экономической конкуренции является Закон \"О защите экономической конкуренции\", которым регулируются отношения органов государственной власти, органов мы исцево самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля с субъектами хозяйствования; субъектов с другими субъектами хозяйствования, с потребителями, другими юридическими и физическими лицами в связи с экономической конкуренциейнкуренцією.

Под экономической конкуренции (конкуренции) согласно закону понимается соревнование между субъектами хозяйствования с целью получения благодаря собственным достижениям преимуществ над другими субъектами хозяину вания, вследствие чего потребители, субъекты хозяйствования имеют возможность выбирать между несколькими продавцами, покупателями, а отдельный субъект хозяйствования не может определять условия оборота товаров на рынке.

Закон определяет группы нарушений законодательства о защите экономической конкуренции, одной из которых являются антиконкурентные согласованные действия субъектов хозяйствования

Согласованными действиями согласно ст 5 Закона является заключение субъектами хозяйствования соглашений в любой форме, принятие объединениями решений в любой форме, а также любое другое согласованное конкурентное п поведение (деятельность, бездеятельность) субъектов хозяйствованияя.

Согласованными действиями являются также создание субъекта хозяйствования, объединения, целью или следствием создания которого является координация конкурентного поведения между субъектами хозяйствования, то создали указанный с предприятие, объединение, или между ними и вновь созданным субъектом хозяйствования, или вступление в такое объединение.

Лица, оказывающие или намерены оказывать согласованные действия, являются участниками согласованных действий

Статья 6 Закона определяет антиконкурентные согласованные действия как согласованные действия, которые привели или могут привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции

Антиконкурентными согласованными действиями, в частности, признаются согласованные действия, которые касаются:

1) установление цен или других условий приобретения или реализации товаров;

2) ограничение производства, рынков товаров, технико-технологического развития, инвестиций или установления контроля над ними;

3) распределения рынков или источников снабжения по территориальному принципу, ассортименту товаров, объему их реализации или приобретения, по кругу продавцов, покупателей или потребителей или по другим признакам;

4) искажения результатов торгов, аукционов, конкурсов, тендеров;

5) устранение с рынка или ограничение доступа на рынок (выход из рынка) других субъектов хозяйствования, покупателей, продавцов;

6) применение разных условий к равнозначным соглашениям с другими субъектами хозяйствования, ставит последних в невыгодное положение в конкуренции;

7) заключение соглашений при условии принятия другими субъектами хозяйствования дополнительных обязательств, которые по своему содержанию или согласно торговым и другим честным обычаям в предпринимательской деятельности не сто осуються предмета этих соглашений

8) существенного ограничения конкурентоспособности других субъектов хозяйствования на рынке без объективно оправданных на то причин

Антиконкурентными согласованными действиями считается также совершение субъектами хозяйствования похожих действий (бездеятельности) на рынке товара, которые привели или могут привести к недопущению, устранению или ог ния конкуренции в случае, если анализ ситуации на рынке товара опровергает наличие объективных причин для совершения таких действий (бездействия.

Совершение антиконкурентных согласованных действий запрещается и влечет ответственность по закону

Вместе с тем указанные выше согласованные действия могут быть разрешены соответствующими органами Антимонопольного комитета Украины, если их участники докажут, что эти действия способствуют:

совершенствованию производства, приобретению или реализации товара;

технико-технологическому, экономическому развитию;

развития малых и средних предпринимателей;

оптимизации экспорта или импорта товаров;

разработке и применению унифицированных технических условий или стандартов на товары;

рационализации

Однако указанные согласованные действия не могут быть

Date: 2015-07-27; view: 340; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию