Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Административно-правовой механизм государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды: оценка воздействия на окружающую среду





Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) формировался как интегрированный системный процесс. Концепция ОВОС была впервые введена в США, с принятием Закона о национальной политике в области охраны окружающей среды 1969 года. ОВОС, как правило, используется для выявления отрицательного воздействия планируемого проекта на окружающую среду до его одобрения и реализации, а также для планирования соответствующих мер по сокращению или предотвращению такого воздействия. Рассматриваемый проект (например, строительство плотины или шоссе, осушение болот или орошение земель для расширения сельскохозяйственных угодий) обычно является одним из элементов более широкой программы развития.

В большинстве стран Европы и некоторых странах бывшего СССР ОВОС имеет статус национального закона. По своим функциям и особенностям ОВОС - инструмент превентивного характера, а не метод решения уже возникшей проблемы. Поэтому Оценка Воздействия на Окружающую Среду - процесс, который гарантирует, что все экологические последствия от реализации хозяйственной деятельности приняты во внимание перед тем, как решение реализовано. Процедура ОВОС дает возможность провести анализ возможных воздействий на окружающую среду и документировать их в виде отчета. После этого провести общественные слушания по рассмотрению отчета, принять во внимание все комментарии граждан и представить отчет с окончательным решением и, наконец, информировать общественность об этом решении.

Главные цели ОВОСа в контексте природообустройства следующие:

· оценить направление и глубину изменений в окружающей среде при осуществлении проекта;

· оценить возможные изменения в природных и антропогенных экосистемах;

· определить пути минимизации негативного влияния на окружающую среду и биоту;

· предложить альтернативы с различными экологическими последствиями;

· предотвратить ухудшение среды обитания, реализуя возможные альтернативные решения и принимая меры по уменьшению негативного влияния;

· ознакомить людей, принимающих решения, с возможными последствиями осуществления намечаемого проекта;

· огласить общественности причины согласия на реализацию проекта и возможные экологические последствия;

· способствовать сотрудничеству между заинтересованными сторонами;

· стимулировать дальнейшее участие общественности в процессе принятия решений, связанных с хозяйственной деятельностью.

 

ОВОС всегда проводится на начальной стадии разработки проекта (это обязательная процедура для проектов, перечисленных в национальном законодательстве по ОВОС). Процедура ОВОС координируется компетентным органом (например, Министерством природных ресурсов, Комиссией по ОВОС, уполномоченным департаментом местного правительства и т.д.).

Детальность оценки воздействий на разных стадиях принятия решений неодинакова. Несколько отличаются и цели. Так, при проведении оценки при выборе площадки строительства, разработке технико-экономических обоснований (ТЭО) и проектов строительства целями являются:

1. всестороннее рассмотрение всех предполагаемых преимуществ и потерь экологического, экономического и социального характера, связанных с хозяйственным развитием;

2. поиска оптимальных проектных решений, способствующих:

(а) недопущению деградации окружающей среды;

(б) обеспечению социально-эколого-экономической сбалансированности хозяйственного развития;

(в) улучшению условий жизни людей;

(г) выработке эффективных мер по снижению уровня вынужденных неблагоприятных воздействий на окружающую среду до незначимого или приемлемого уровня.

Как было показано выше, хозяйственная деятельность влияет практически на все сферы Земли, поэтому оценка воздействий осуществляется в отношении следующих объектов: флора, фауна, почва, воздух, вода, климат, ландшафт, исторические памятники и другие материальные объекты или взаимосвязь между этими.Функциями ОВОС являются:

1. выявление, анализ, оценка и учет в проектных решениях:

(а) предполагаемых воздействий[1] намечаемой хозяйственной деятельности;

(б) изменений[2] в окружающей среде, как результатов этих воздействий;

(в) последствий[3] для общества и экосистеме, к которым приведут изменения в окружающей среде;

2. выявление, анализ и сравнение всех реальных и разумных альтернатив (включая полный отказ от деятельности) на основе социально-эколого-экономических оценок каждой из них;

3. формализация, в рамках которой заказчик представляет результаты проведенных процедур ОВОС в процессе разработки проектного замысла на различных стадиях проектирования;

Таким образом, ОВОС является инструментом принятия решений. Результаты ОВОС должны представлять ясную картину изученных альтернативных возможностей развития и их последствий для общества и экосистемы с взвешенной социально-эколого-экономической оценкой преимуществ и недостатков каждой альтернативы.ОВОС базируется на следующих принципах:

1. Обязательность. Проведение процедур[4] ОВОС в полном объеме является обязательным для следующих видов объектов хозяйственной деятельности[5] – 1. Нефтеочистительные заводы. 2. Тепловые электростанции и другие установки для сжигания тепловой мощностью 300 мегаватт или более, а также атомные электростанции и другие сооружения с ядерными реакторами 3. Установки, предназначенные исключительно для производства или обогащения ядерного топлива, регенерации отработанного ядерного топлива или сбора, удаления и переработки радиоактивных отходов. 4. Крупные установки для доменного и мартеновского производства и предприятия цветной металлургии. 5. Установки для извлечения асбеста и переработки и преобразования асбеста и асбестосодержащих продуктов: в отношении асбестоцементных продуктов. 6. Химические комбинаты. 7. Строительство автомагистралей, скоростных дорог, трасс для железных дорог дальнего сообщения и аэропортов с длиной основной взлетно-посадочной полосы в 2100 метров или более. 8. Нефте- и газопроводы с трубами большого диаметра. 9. Торговые порты, а также внутренние водные пути и порты для внутреннего судоходства, допускающих проход судов водоизмещением более 1350 тонн. 10. Установки по удалению отходов для сжигания, химической переработки или захоронения токсических и опасных отходов. 11. Крупные плотины высотой 15 м и более, водохранилища с площадью поверхности 2 кв. км и более, магистральные каналы, гидромелиоративные системы и системы водоснабжения крупных городов.12. Деятельность по забору подземных вод в случае, если годовой объем забираемой воды достигает 10 миллионов кубических метров или более. 13. Производство целлюлозы и бумаги с получением в день 200 или более метрических тонн продукции, прошедшей воздушную сушку. 14. Крупномасштабная добыча, извлечение и обогащение на месте металлических руд и угля. 15. Добыча углеводородов на континентальном шельфе. 16. Крупные склады для хранения нефтяных, нефтехимических и химических продуктов. 17. Сооружения по очистке промышленных и коммунальных сточных вод с годовым стоком более 5% от объема стока бассейна реки. 18. Крупные животноводческие комплексы мощностью: 1) свиноводческие - 30 тыс. голов и более; 2) по откорму молодняка крупного рогатого скота - 2 тыс. голов и более; 3) молочные - 1200 коров и более. 19. Звероводческие комплексы. 20. Птицефабрики на 400 тыс. кур - несушек, 3 млн. бройлеров и более. 21. Объекты хозяйственной и/или иной деятельности, расположенные на особо охраняемых территориях и эксплуатация которых не связана с режимом этих территорий. 22. Сплошнолесосечная заготовка древесины на лесосеках с площадью вырубки более 200 га или вырубка древесины на площади более 20 га при переводе лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом. Для видов хозяйственной деятельности, не вошедших в этот перечень (в том числе и многих видов деятельности по природообустройству) обязательным является разработка " проекта Заявления о воздействии на окружающую среду (ЗВОС) ". Решение о целесообразности проведения всех последующих процедур ОВОС принимается государственными органами власти, управления и контроля (надзора) по результатам рассмотрения "проекта ЗВОС" и на основании оценки степени значимости предполагаемых воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду.

2. Превентивность. ОВОС применяется в качестве инструмента формирования решений на самых ранних этапах проектирования.

3. Вариантность. При оценки воздействий на окружающую среду должны быть рассмотрены альтернативные проектные решений и предложены, при необходимости, новые варианты.

4. Комплексность. Интеграция (рассмотрение во взаимосвязи) технологических, технических, социальных, природоохранных, экономических и других показателей проектных предложений.

5. Гласность. Доступность информации по проектным решениям для общественности на самой ранней стадии рассмотрения проекта.

6. Ответственность. О тветственность заказчика (инициатора) деятельности за последствия реализации проектных решений.

Порядок проведения ОВОС.Перед началом проектирования и проведения ОВОС намечаемой деятельности Заказчиком подготавливается "Уведомление о намерениях", которое содержит информацию о намерениях Заказчика по характеру намечаемой деятельности. Оно представляется в государственные органы власти и управления (по уровням компетенции) с целью получения согласия на дальнейшую подготовку и рассмотрение предложений по развитию намечаемой деятельности на возможных площадках ее осуществления. Согласие не означает закрепление за данным Заказчиком возможных площадок или землеотводов.

Вся документация по ОВОС подготавливается заказчиком намечаемой деятельности через разработчика или специалистами по проведению ОВОС.

Общий порядок проведения ОВОС включает следующие этапы:

· Разработка проекта "Заявления о воздействии на окружающую среду" ("проект ЗВОС").

· Представление "проекта ЗВОС" в государственные органы власти, управления и контроля.

· Разработка заданий на проектирование, изыскания и исследования в соответствии с требованиями, выдвинутыми по результатам рассмотрения "проекта ЗВОС" в государственных органах власти, управления и контроля.

· Разработка ЗВОС на основе "проекта ЗВОС", по результатам изысканий и исследований.

· Организация и проведение общественных слушаний ЗВОС.

· Доработка технико-экономического обоснования или проекта строительства хозяйственного объекта или комплекса.

· Принятие заказчиком решения о возможности и целесообразности реализации намечаемой деятельности на данной площадке на представленных и зафиксированных условиях, исходя из сформированного понимания экологических и связанных с ними последствий ее осуществления.

Date: 2015-07-27; view: 811; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию