Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экологопользования и охраны окружающей среды: экологическая стандартизация. Стандарты серии ISO 14 000





Экологическая стандартизация — активно развивающееся направление нормативно-правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования.

 

Экологические стандарты — это прежде всего нормативно-технические документы, в которых определяются отдельные экологические требования. Кроме того, в экологическом праве тем же термином обозначают ПДК загрязняющих веществ в окружающей среде (воздухе, воде, почве) и ПДУ вредных физических воздействий на ОС.

 

Экологические стандарты относятся к подзаконным правовым актам.

 

Кроме специальных стандартов, касающихся вопросов охраны ОС и природопользования, ст. 7 Закона от 10.06.93 № 5154-1 «О стандартизации» предусматривается, что если продукция, работы или услуги, на которые разрабатываются государственные стандарты, касаются вопросов охраны окружающей среды, то такие стандарты должны содержать требования по их безопасности для окружающей среды, жизни и здоровья людей.

 

Госстандартом РФ в настоящее время разработано и утверждено более 50 отечественных экологических стандартов. Центральным является ГОСТ 17.0.0.01—76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов», введенный в действие еще в 1977 г.

 

В системе стандартов в области охраны природы (ССОП), представляющей комплекс взаимосвязанных экологических стандартов, используется определенная структура обозначений. Так, цифровой код ГОСТ 17.2.3.02—78 («Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов промышленными предприятиями») означает следующее:

 

«17» — система ССОП;

 

«2» — шифр подсистемы (2 — атмосфера);

 

«3» — шифр направления действия стандарта (3 — правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов);

 

«02» — порядковый номер стандарта в данном направлении;

 

«78» — год утверждения или пересмотра стандарта.

 

Промышленно развитые страны первыми ощутили на себе экологические проблемы XX в., выработали и реализовали определенную стратегию управления ОС, т. е. применили экологически ориентированные методы управления. Большой практический опыт, накопленный мировым сообществом в области охраны ОС, стал основой ряда международных стандартов.

 

Международная организация по стандартизации1 (ИСО), продолжая традиционную для своей деятельности разработку стандартов на методы контроля компонентов биосферы (воздух, вода, почва), в 90-е годы приступила к созданию комплекса международных стандартов на системы экологического управления, а именно стандарты ИСО серии 14000. Для этого в 1993 г. ИСО создала Технический комитет ИСО «Экологическое управление» — ИСО/ТК 207.

 

Для использования международного опыта в нашей стране разрабатываются и постановлениями Госстандарта России вводятся в действие отечественные стандарты, представляющие собой аутентичные тексты международных стандартов ИСО серии 14 000. В 1998—2001 гг. в РФ были приняты и введены в действие первые 14 стандартов, в том числе:

 

- три стандарта по управлению ОС (экологическому менеджменту);

 

- три стандарта по экологическому аудиту;

 

четыре стандарта по оценке жизненного цикла продукции (системы услуг) и экологической эффективности;

 

- три стандарта — экологические этикетки и декларации;

 

- один стандарт — словарь основных терминов с определениями.

 

Полное официальное обозначение и название первого из этих стандартов: ГОСТ Р ИСО 14 001-98 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению».

 

Создание стандартов ИСО серии 14 000 есть результат настоятельной международной необходимости. Их создание еще практически только началось. На первом этапе работы (в ближайшее время) предполагается подготовить 20—30 международных экологических стандартов такого типа.

 

Методология оценки жизненного цикла пока еще находится на стадии становления и, как признается в самом стандарте, восприимчива для включения в нее новых научных результатов и усовершенствования технологий. Серия международных стандартов систем экологического менеджмента на предприятиях и в компаниях ISO 14 000. В 1992 году Британский институт стандартизации разработал стандарт в области систем экологического менеджмента BS 7750, который в 1996 году стал основой для создания и внедрения Международной организацией по стандартизации (International Organization for Standardization, или ISO) серии стандартов в области экологического менеджмента ISO 14 000. В России сертификату по стандарту серии ISO 14 000 соответствует ГОСТ Р ИСО 14001-98. Следование стандартам серии ISO 14 000 помогает компаниям эффективно решать экологические вопросы, а также проводить мониторинг и внедрять процедуры измерений, которые позволяют отслеживать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду.

Административно-правовой механизм государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды: экологическая экспертиза. Виды экологической экспертизы. Принципы и этапы экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, природные ресурсы и здоровье людей. То есть оценка хозяйственных и иных проектов на предмет их соответствия требованиям экологической безопасности и системе рационального природопользования. В России работы по экологической экспертизе основываются на Федеральном законе «Об экологической экспертизе» (1995 г.).

Объектами экологической экспертизы являются:

– проекты и технико-экономические обоснования (ТЭО) строительства и эксплуатации хозяйственных сооружений, а также действующие предприятия;

– нормативно-техническая документация на создание новой техники, технологий, материалов, а также на работающее оборудование;

– проекты нормативных и административных актов и действующее законодательство.

Субъектами экологической экспертизы являются:

– законодательные и исполнительные органы государственной власти, а также суды различных уровней;

– специализированные правительственные организации (комитеты, комиссии, министерства);

– специализированные неправительственные организации

(частные, общественные). Экологическая экспертиза основывается на ряде принципов:

1. Принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

2. Принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.

3. Принцип комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий.

4. Принцип независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы.

5. Принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу.

6. Принцип независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы.

7. Принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы.

8. Принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения.

9. Принцип ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Законодательство предусматривает два вида экологической экспертизы: государственную и общественную.

Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне государственную экологическую экспертизу проводит Министерство природных ресурсов РФ, на уровне субъектов РФ – Министерства природных ресурсов субъектов РФ (областей и краев) и их подразделения – Комитеты по охране окружающей среды (областные и краевые).

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией. В ее состав входят: руководитель, ответственный секретарь и эксперты. Результатом работы комиссии является заключение государственной экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от государственной экологической экспертизы. Экспертизе могут подвергаться те же объекты, за исключением объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну. Инициировать организацию и проведение общественной экологической экспертизы могут граждане, общественные организации (объединения) и органы местного самоуправления. Проводить общественную экспертизу могут общественные организации, в уставе которых оговорен данный вид деятельности. Заключение общественной экологической экспертизы, в отличие от государственной, носит рекомендательный характер.

Финансирование государственной экологической экспертизы осуществляется за счет средств заказчика, а общественной экологической экспертизы – за счет средств общественных организаций, общественных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, органов местного самоуправления. Расходы на экологическую экспертизу могут составлять в среднем 1% от общей стоимости предполагаемого проекта. Но эти затраты необходимы, поскольку они в несколько раз меньше тех, которые могут понадобиться для ликвидации экономического, экологического и социального ущербов, в результате ошибочных решений.

Административно-правовой механизм государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды экологический контроль. Виды контроля. Органы, осуществляющие экологический контроль.

Экологический контроль - это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и граждан по соблюдению экологических норм и правил.

Основные задачи экологического контроля:

 

· наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;

 

· проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдения требований природоохранительного законодательства, а так же принятие необходимых мер по его обеспечению.

 

Общеэкологический контроль относится к компетенции высших звеньев государственной системы управления, которые, наряду с другими функциями, осуществляют функции государственного управления и контроля в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. На федеральном уровне – это контрольное управление в Администрации Президента РФ и Правительства РФ, на региональном уровне – соответствующие органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ. Действующим законодательством федеральным органам власти предоставлено право не только осуществлять государственный контроль за рациональным использованием и охраной природных ресурсов, но и устанавливать порядок его проведения.

 

Экологический контроль состоит из двух этапов. Первый - сбор и обработка исходных данных. Второй - осуществление мероприятий по предупреждению и устранению экологических правонарушений на основе информации, полученной в процессе наблюдений. Для решения задач второго этапа сложились две формы экологического контроля - предупредительная и карательная. Предупредительная форма экологического контроля включает в себя разработку и введение в действие нормативов качества окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов. Карательная форма применяется в тех случаях, когда последствия правонарушения не позволяют ограничиться предупреждением. Она выражается в различных видах юридической ответственности.

 

Выделяют: государственный, муниципальный, производственный и общественный экологический контроль.

 

Государственный экологический контроль осуществляют законодательные и исполнительные органы, а также специально уполномоченные органы. Согласно закону «Об охране окружающей среды» они имеют право:

 

· посещать предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и подчинения, знакомиться с документами, необходимыми для исполнения служебных обязанностей;

 

· проверять работу очистных сооружений и установок, а также установленных природоохранных требований и нормативов;

 

· устанавливать нормативы и давать разрешения на сборы и выбросы вредных веществ;

 

· назначать государственную экологическую экспертизу;

 

· требовать устранения выявленных недостатков;

 

· привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и здоровью граждан;

 

· принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении функционирования любых предприятий и объектов, а также видов деятельности в случае нарушения экологических требований.

 

Муниципальный экологический контроль - это контроль органов местного самоуправления на территории муниципального образования. Основой для его осуществления служат законодательство Российской Федерации и нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

 

Основными задачами муниципального экологического контроля являются:

 

- выявление на территории муниципального образования природопользователей, нарушающих требования природоохранного законодательства и принятие мер для привлечения их к административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности;

 

- мониторинг состояния природной среды на территории муниципального образования;

 

- координация деятельности в области производственного экологического контроля и производственного экологического мониторинга;

 

- информирование населения через средства массовой информации о состоянии природной среды на территории муниципального образования и другой необходимой и достаточной экологической информации;

 

- пропаганда природоохранного законодательства;

 

- привлечение общественных организаций и населения к участию в процессе исполнения на территории муниципального образования природоохранного законодательства;

 

- контроль за выполнением плановых мероприятий по охране окружающей среды организациями, физическими лицами, независимо от правового статуса, формы собственности и подчиненности;

 

- осуществление плановых и внеплановых проверок по соблюдению природоохранного законодательства;

 

- проверка достоверности представляемых форм статистической отчетности на соответствие фактическим данным;

 

- контроль за наличием разрешений на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов;

 

- осуществление проверки обоснованности расчетов платежей за загрязнение окружающей природной среды, распределение платежей за пользование природными ресурсами между бюджетами различных уровней;

 

- осуществление оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности вновь создаваемых и реконструируемых предприятий, с целью выработки мер, снижающих уровень экологической опасности намечаемой деятельности;

 

- осуществление контроля за соблюдением требований природоохранного законодательства при строительстве (реконструкции), вводе в эксплуатацию сооружений и объектов хозяйственной деятельности.

 

Производственный экологический контроль - контроль предприятия за своей деятельностью в области природопользования и охраны среды.

 

Необходимость проведения этого вида контроля наряду с Федеральным законом «Об охране окружающей среды», также определена Федеральными законами от 04.05.1999г № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», от 24.06.1998г № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 30.03.1999г № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения».

 

Программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

 

Общественный экологический контроль - контроль выполнения требований экологического законодательства со стороны общественных организаций, профсоюзов, отдельных граждан. По возможностям получения информации и применения мер воздействия на нарушителей природоохранительного законодательства этот вид контроля уступает государственному, вместе с тем, он обладает и серьезным преимуществом – реальной независимостью от государственных структур и ведомственных интересов. Поэтому, общественный экологический контроль в большей степени отражает экологические интересы населения.

Date: 2015-07-27; view: 813; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию