Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 22(1) Реформы 1860-1870 г





Необходимость преобразований в стране, главное из которых заключалось в отмене крепостного права, для всех слоев российского общества особенно стала очевидной в период Крымской войны, закончившейся поражением для России.

Страна стояла перед дилеммой: либо империя теряет статус европейской державы, либо в спешном порядке проводит реформы и догоняет соперников.

Император Александр II (1855–1881) в сложившейся ситуации пришел к пониманию необходимости назревших перемен в стране.

Во внутренней политике появились новации, выразившиеся прежде всего в снятии множества запретов предыдущего периода царствования: разрешена свободная выдача (естественно, имущим слоям) заграничных паспортов; ослаблен цензурный гнет; ликвидированы военные поселения; проведена амнистия по политическим делам, в результате которой были освобождены декабристы, петрашевцы, участники польского восстания 1830–1831 гг.

В январе 1857 г. был создан Секретный комитет по крестьянскому делу, в который входили высшие сановники государства и который в течение года рассматривал проекты крестьянской реформы, разработанные в период предыдущих царствований.

В феврале 1858 г. Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Вводилось гласное обсуждение вопросов отмены крепостного права. Были созданы аналогичные комитеты в 46 губерниях.

Всего, не считая царского манифеста от 19 февраля 1861 г., Александр II утвердил 17 правовых документов, имевших силу закона и направленных на регулирование общественных отношений после отмены крепостного права в России.

После обнародования 5 марта 1861 г. манифеста об освобождении крестьян вступили в силу основные правовые положения, согласно которым крестьяне получали личную свободу, т. е. переставали быть собственностью помещика и получали определенные гражданские права: самостоятельно заключать сделки; заниматься промыслами по своему усмотрению; переходить в другие сословия; поступать на службу; приобретать движимое и недвижимое имущество и т. п.

Для нового поземельного устройства крестьян было решено создать сельские общества на основе общины. Община решала вопросы распределения и эксплуатации земельного фонда. Все вопросы обсуждались и решались на сельском сходе, объединявшем крестьян каждого помещичьего имения. Организационные и хозяйственные вопросы решал и координировал сельский староста, избираемый на три года. Несколько сельских обществ образовывали волость, которую возглавлял волостной старшина, выполнявший полицейские и административные функции.

Крестьяне освобождались с землей. Размер земельного надела определялся на основе добровольного соглашения между помещиком и крестьянином при участии мирового посредника и сельского старосты и зависел от региона России (черноземные, нечерноземные, степные губернии). Если крестьяне пользовались большим количеством земли, чем предусматривалось в Положении от 19 февраля 1861 г., то часть излишков, которые именовались отрезками, отбиралась в пользу помещиков.

Земля предоставлялась крестьянам за выкуп. Они должны были единовременно заплатить помещику 20 % стоимости надела, а остальную часть выплачивало государство, но с возвратом ему данной суммы в течение 49 лет с процентами. Размер выкупных платежей в зависимости от района России был разным, но рассчитывался исходя из величины денежного оброка, который платил крестьянин помещику.

Все крестьяне до заключения выкупной сделки, а также те, кто не смог заплатить 20 % стоимости надела, считались временнообязанными и должны были в полном объеме выполнять прежние повинности – барщину и оброк, хотя были лично свободными.

Для реализации крестьянской реформы учреждался специальный институт мировых посредников, которые назначались Сенатом из местных дворян для составления уставных грамот, в которых определялись конкретные условия освобождения каждой крестьянской семьи. Они также рассматривали земельные споры между помещиками и крестьянами.

В основе реформы лежал принцип постепенности, т. е. в течение двух лет необходимо было составить уставные грамоты, в течение девяти лет крестьянин не мог отказаться от своего земельного надела и покинуть общину.

Крестьянская реформа повлекла за собой реформы в других сферах общества.

Важным событием стало осуществление с 1 января 1864 г. земской реформы. В уездах и губерниях создавались органы местного самоуправления, которые занимались вопросами благоустройства, просвещения, здравоохранения, социального призрения, страхования, попечения о местной торговле и промышленности. Выборы в земства проходили один раз в три года по куриям, т. е. в соответствии с определенным имущественным цензом. Граждане подразделялись на три разряда: сельские общества (крестьяне); горожане; все остальные земельные собственники (в основном дворянство).

16 июня 1870 г. было утверждено новое Городовое положение, согласно которому повсеместно создавались всесословные органы городского общественного самоуправления с широкими полномочиями по благоустройству городов и развитию их экономики, а также обеспечению других городских нужд. Учреждениями городского самоуправления были: городские избирательные собрания, городская дума, городская управа.

Самой радикальной и последовательной была судебная реформа, осуществленная путем введения в правовую сферу новых судебных уставов, утвержденных 20 ноября 1864 г. Согласно этим нормативным актам закреплялись самые передовые по тем временам принципы организации судопроизводства и ведения судебных процессов. К ним относились: бессословный характер суда и равенство всех граждан перед законом; отделение судебной власти от административной и провозглашение несменяемости судей; гласность и состязательность судопроизводства; введение новых правовых институтов: присяжных заседателей, для рассмотрения сложных уголовных дел и вынесения вердикта (виновен или невиновен); присяжных (частных) поверенных – адвокатов, которые осуществляли юридическое консультирование и защиту сторон; сокращение числа судебных инстанций и упрощение системы судопроизводства.

Подготовку и проведение военной реформы (1861–1874) в России осуществлял Д.А. Милютин, ставший в 1861 г. военным министром. Он начал с облегчения службы солдат, добившись в 1863 г. уменьшения ее срока до 15 лет, отмены телесных наказаний, введения обучения солдат грамоте, запрета на отдачу в солдаты за преступления.

Весь комплекс военных реформ включал в себя следующее: сокращение численности армии; учреждение системы военных округов, т. е. децентрализации военного управления в стране; отмену рекрутской системы комплектования армии и введение всеобщей воинской повинности (с 1 января 1874 г.).

Новый устав о воинской повинности вводил одинаковые для всех сословий условия службы в армии.

Расширялась сеть военно-учебных заведений для подготовки офицерского состава: в 1862–1864 гг. были созданы военные гимназии и юнкерские училища. Было проведено перевооружение армии.

Военные преобразования сделали российскую армию более дееспособной, раскрепощенной и были нацелены на ликвидацию сословных ограничений. Недаром эту реформу называют одной из самых гуманных реформ 60–70-х гг. XIX в.

Важное место в ряду «великих» реформ занимала реформа системы народного образования. В 1860–1870-е гг. произошел поворот в сторону развития и становления женского образования. В 1860 г. было принято Положение о женских училищах, которые могли создаваться во всех губернских городах и были аналогами мужских гимназий. Гораздо сложнее обстояло дело с получением женщинами высшего образования, так как в университеты они не допускались, поэтому было разрешено под контролем министерства народного просвещения создавать Высшие женские курсы университетского типа.

Date: 2015-07-27; view: 1301; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию