Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неокантианство





Вторая половина ХIХ века прошла под знаком возвращения к учению Канта, которое выразилось в создании двух школ неокантианства – марбургской и баденской. Обе школы подчеркивали научный характер кантовской философии. При этом первая из них стремилась обосновать априорность математического и логического знания, представляющего, по мнению марбургцев, образец подлинно научного мышления, тогда как вторая поставила перед собой задачу разработать методологию гуманитарных наук. Представители баденской школы Г. Риккерт (1863 - 1936) и В. Виндельбанд (1848 - 1915) исходили из убеждения, что гуманитарные науки или, как они их называли, науки о духе, изучающие человека, не могут пользоваться естественнонаучной методологией. По их мнению, нужно обнаружить метод, способный превратить гуманитарное познание в процесс общеобязательных истин, но отражающий при этом индивидуальный характер человека и человеческой культуры. Такой метод баденцы видели в приеме, получившем наименование «отнесение к ценности». Согласно Риккерту и Виндельбанду, науки о духе не должны стремиться к открытию универсальных законов развития общества, но они вполне способны раскрыть смысл социального поведения и произведений культуры. Метод гуманитарного знания заключается в установлении ценности для человеческой жизни того или иного действия, поступка, предмета. Тем самым науки о духе раскрывают не закономерное в человеческой истории и культуре, но наиболее часто повторяющееся, типическое. Так, история предоставляет различные примеры патриотического поведения, а религия дает примеры святости и тому подобное. Вместе с тем типическое не является для гуманитарного познания самоцелью, наоборот, оно призвано оттенить, подчеркнуть уникальность исторических, культурных событий. Поэтому понятие в форме идеального типа выступает в гуманитарных науках не целью, но только средством познания.

Теории, отрицающие смысл жизни. Как уже говорилось, античный скептицизм полагал, что ни наши чувства, ни наш разум не дают нам достоверного знания о действительности. Отсюда делался вывод о невозможности установления того, чем является жизнь и каково ее предназначение. Выход из создавшегося положения скептики видели в воспитании у человека способности к «апатии», невозмутимости по отношению ко всему происходящему с ним. Примеры такого спокойствия, согласно скептикам, следует искать в поведении животных. Другим видом отрицания смысла существования является его перенесение за пределы жизни. Так, крупнейший философ 20 века Л. Витгенштейн писал в своем «Логико-философском трактате»: «Смысл мира должен находится вне мира. В мире все есть, как оно есть, и все происходит, как оно происходит, в нем нет ценности – а если она и была, что не имела бы ценности… То, что делает мир не случайным… должно находится вне мира… Высшее не выразить предложениями… Так же, как со смертью, мир не изменяется, а прекращается. Смерть не событие жизни. Стало быть, наша жизнь не имеет конца, так же, как наше поле зрения не имеет границ». Смысл мира следует искать вне его. Конечно, тогда не остается вопросов, но это и есть ответ. Проблема жизни решается в момент ее исчезновения. Наиболее радикальный ответ на вопрос о смысле жизни дал последователь А. Шопенгауэра Эдуард Гартман. Вслед за своим учителем он утверждал, что все природные существа сознательно или бессознательно стремятся поддерживать любыми средствами свое существование. Это объясняется тем, что в основании их желания лежит слепая воля к жизни ради жизни, которая не имеет цели. Одной из уловок мировой воли, стремящейся сохранить свое существование, является разум. Проявляясь в человеке, он убеждает его путем различных доводов, что необходимо бороться за свою жизнь. Но все доводы разума Э. Гартман считал обманчивыми и потому призывал человека покончить жизнь самоубийством.

Антропологический материализм Л. Фейербаха. Философия немецкого мыслителя Л. Фейербаха (1804 - 1872) служит своеобразным переходом от абсолютного идеализма к диалектическому материализму. При этом она имеет ярко выраженный антропологический характер. Философия, по Фейербаху, имеет конечной целью не познание природного и идеального бытия, но познание человека. Сам же человек не сводим к теоретическому мышлению, как это утверждал Гегель, но представляет собой единство тела и духа. Дух же вне тела существовать не может, поэтому представления о наличие Бога или идеального начала являются заблуждением. Вместе с тем, религиозные представления не следует понимать как нечто случайное и бессмысленное. По Фейербаху, в них отражается понимание человеком самого себя, спроецированное на вечность. Таким образом, представления о сверхъестественном бытии выражают процесс самопознания человечества, но этот процесс втакого рода форме должен быть завершен. Познав суть религии, человек должен преодолеть мифологическое мышление и заменить любовь к Богу любовью к своему ближнему и тем самым раскрыть сущность религии.

Содержательные концепции смысла жизни. Теперь рассмотрим концепции, отвечающие на вопрос о смысле жизни утвердительным образом. Их можно разделить на содержательные и формальные. Содержательные концепции можно разделить на монистические, сводящие существование к одной цели и плюралистические, предлагающие несколько целей. Рассмотрим сначала монистические концепции, среди которых можно выделить гедонистические и интеллектуальные теории.Примером гедонистического понимания смысла жизни может служить учение Эпикура, который полагал наслаждение главной целью человека. При этом последнему нужно научиться получать не только чувственные, но и душевные удовольствия. Кроме того, нужно, чтобы получение одного удовольствия не мешало получению другого. В противоположность гедонизму, Платон и Аристотель отстаивали интеллектуальный смысл человеческой жизни. В частности, Платон полагал, что человеку необходимо при жизни заниматься философией и математикой, чтобы после смерти душа, привыкнув воспринимать бестелесные предметы, смогла продолжать свое существование в вечности. Аристотель также считал, что теоретические занятия приближают человеческий способ существования к способу существования богов.В отличие отмонистический концепций, плюралистические теории полагают, что в течение своей жизни человек переживает смену своих целей. Примером плюралистической теории может служить индуистская этика, в которой рождение человека в мире объясняется желанием получить наслаждение (кама), стремление исполнить свой долг по поддержанию мира и необходимостью получить религиозное знание (дхарма). Реализацией первой задачи человек занимается в детстве и юности, второй – в зрелости, третьей – в старости. Сначала он испытывает удовольствие от пищи и семейной жизни, затем работает ради материального блага своих близких, и наконец, уходит от людей и занимается духовным самосовершенствованием (йогой). То, каким образом он решил поставленные задачи, определяется его положение в следующей жизни.

Философия жизни А. Шопенгауэра.с вое иррационалистическое переосмысление трансценденталистская философия нашла в системе немецкого мыслителя А. Шопенгауэра (1788 - 1860). Исходной точкой учения Шопенгауэра являлась концепция Канта. Но если кант утверждал, что человеческое сознание, конструируя окружающую реальность не может познать суть объективного предзаданного мира, которую он назвал «вещью в себе», то Шопенгауэр полагает, что сущность мира познаваема. Эта сущность заключается в том, что вещи как одушевленные, так и неорганические стремятся к самосохранению. Таким образом, сущность мира установима. Она состоит в воле к жизни, при этом она носит иррациональный характер, поскольку просто желает быть и не может указать смысла и цель своего наличия. Одной из высших форм самоутверждения воли является разум, который обосновывает необходимость существования. Разум представляет собой обман космического масштаба, так как он заставляет воспринимать волю к жизни в качестве рационально устроенного мира. На самом деле рациональность не свойственна реальности. Она есть ничто иное, как иллюзия, результат представляющей деятельности человеческого разума, уловка мировой воли. По Шопенгауэру, человек не знает солнца, но знает результат действия глаза, не знает внешних предметов, но знает собственную руку. Таким образом, окружающий человека мир есть синтез объективно существующей воли и представления индивидуального Я. Поэтому свое главное произведение Шопенгауэр озаглавил «Мир как воля и представление».Этические взгляды немецкого мыслителя во многом заимствованы им из восточной религиозно-философской традиции. Так, он полагает, что человек должен преодолеть иллюзорность и ложность окружающего мира. Главным препятствием на этом пути является стремление человека совершать действия, что приводит к тому, что после смерти он рождается вновь. Процесс перерождения может продолжаться до бесконечности, если человек не откажется от самоутверждения в социальной природной жизни, и не будет вести абсолютно аскетическое существование. Только таким путем можно преодолеть волю к жизни, раствориться в ничто и тем самым перестать испытывать душевные и физические муки.

Date: 2015-07-27; view: 401; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию