Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закономерности и принципы воспитания





Закономерности воспитания – это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между отдельными сторонами и явлениями вос.процесса. Выделение закономерности обусловлено тенденциями развития общества и характером развития пед. На одном и том же историческом отрезке различные ученые могут трактовать их по-разному. При анализе данной категории учитываются внешние и внутренние закономерности вос. Внешние – зависимость воспитания от общественных процессов и условий: социально-экономической и политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне ее воспитанности, т.е.цели, содержание и методы воспитания всегда носят социально обусловленный характер, отражая требования общества к уровню воспитанности личности. Внутренние – связи между: компонентами воспитательного процесса (целями, содержанием, методами, средствами и формами); характером деятельности педагога и деятельностью воспитанников; отношением воспитанника к воспитательному процессу и эффективностью его результатов. Внутренние закономерности: воспитание всегда связано с обучением; цели, содержание, методы, формы и средства воспитания закономерно связаны между собой, поэтому изменения одного компонента ведут к изменениям других структурных компонентов воспитательного процесса; эффективность вос.процесса закономерно опосредуется оптимальным выбором методов, форм и средств воспитания, проводимым на основе учета объективных и субъективных факторов, характерных для данной личности или группы лиц; чем активнее участвует личность в воспитательном процессе, тем успешнее он осуществляется; воспитательный процесс считается эффективным, если в ходе его организации нравственные понятия, привычки поведения и нравственные чувства личности формируются в неразрывном, целостном единстве.Объективный характер закономерностей как методологических основ воспитания выражается в том, что они присутствуют в вос.процессе всегда, независимо от того, известно ли о них педагогу или нет. Специфические законы воспитания касаются всех без исключения явлений, относятся к сфере воспитания: Закон целостного развития человека. Закон развития личности, индивидуальности, субъектности человека через социально, субъективно и культурно значимую деятельность. Если воспитанник не включен в деятельность, то даже при благоприятных внешних условиях позитивных изменений в нем не происходит. Закон развития через преодоление тесно связан с такой характеристикой вос.процесса, как его критичность и др. Принципы воспитания логически вытекают из законов воспитания и взаимосвязаны. Пед.принцип – это своеобразный мостик из пед.науки в пед.практику. Практические указания, направленные на разъяснения того, как должен работать педагог, чтобы эффективно реализовывать закономерности воспитания в ходе своей профессиональной деятельности, излагаются в принципах (правилах) воспитанияположениях, в которых выражены основные требования к содержанию и методам организации воспитательного процесса: персонификация ( определение индивидуальной траектории в воспитании и развитии воспитанника, предоставление каждому возможностей для оптимальной самореализации и самораскрытия), природосообразность ( воспитывать личность в соответствии (сообразно) с ее природными способностями и возрастными особенностями -Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Ф.А.Дистервег, Я.А.Коменский, современ.: воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и общества, формировать у человека ответственность за окружающую природу и себя, осознавать себя гражданином Вселенной, ощущать сопричастность природе и социуму), культуросообразность ( Д.Локк- душа ребёнка – чистая доска, Песталоцци – социокультурный фактор в воспитании, Дистервег -в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых родился и живет человек, т. е. культуру конкретной страны, Ушинский, Толстой – единство религии, быта, нравственности народа ), гуманизация ( уважения прав и свобод воспитанника; предъявления ему посильных и разумно сформулированных требований,отказа от телесных и других наказаний, унижающих честь и достоинство личности и др., дифференциация ( выбор пед.воздействия в соответствии с характером группы воспитанников, которые существуют в данном детском сообществе – по возрасту, успеваемости, учебной активности и др.). В авторитарном подходе – дети рождаются с так называемой дикой резвостью, которую нужно подавлять в процессе воспитания силой авторитета педагога и различными мерами педагогического воздействия, особенно на ранних этапах – И. Гербарт. В гуманистическом – последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, субъект-субъектных отношений – Коменский, Руссо, Толстой и др. Реализация этого принципа оказывает существенное влияние на становление человека, на все аспекты его социализации

  20. Цель и содержание воспитания. Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание как к идеальному образу будущего, своеобразный ориентир, на достижение которого направляются все воспитательные усилия. Понятие цели является центральной категорией воспитания, подчиняющей себе содержание, организацию, формы и методы вос.процесса. В пед.процессе – приоритет вос.целей. Различают общие (качества, которые должны быть сформированы у всех людей) и индивидуальные (у отдельного человека) цели воспитания. Общая – социальный заказ, цель-идеал, отражающая в себе философские, экономические, политические, нравственные, правовые, эстетические, биологические представления о гармонично развитом человеке и его предназначении в жизни общества. Цель воспитания содержит нравственные, эстетические и культурно-образовательные характеристики личности. Школьники ставят перед собой определенные задачи по собственному развитию и самосовершенствованию, намечают пути их решения и, побуждаемые внутренним стремлением, начинают настойчиво добиваться поставленной цели. Под содержанием воспитания понимают систему знаний, навыков, способов деятельности, отношений, качеств и черт личности, которыми должно овладеть подрастающее поколение в соответствии с поставленными целями и задачами. Содержание воспитания ориентировано на развитие личности в соответствии с требованиями, которые предъявляются к человеку со стороны общества, государства и мира в целом на данном историческом этапе его развития. Умственное – развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя формирование гуманистического мировоззрения; формирование культуры учебного и интеллектуального труда и т.д.; Задачи и содержание нравственного (этического) воспитания молодого поколения определяются морально-нравственными требованиями общества: накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах); развитие нравственных качеств личности. Трудовое – процесс вовлечения уч-ся в разнообразные педагогически организованные, общественно одобряемые виды деятельности с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них творческого практического мышления и трудолюбия. Задачей трудового вос. является и профориентационная работа. Эстетическое – развитие эстетического отношения к действительности, которое предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Физическое – гармоничное развитие тела в тесном органическом единстве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным и эстетическим воспитанием. Гражданское – формирование у человека ответственного отношения к семье, другим людям, к своему народу и Отечеству. Экономическое вос. – это система мер, направленная на развитие экономического мышления человека в масштабах семьи, производства, страны, формирование деловых качеств. Экологическое основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле, бережное отношение к природе. Правовое – знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение, формирование уважительного отношения к законодательству и правам человека и на критическое отношение к тем, кто преступает закон. О тражение содержания воспитания школьника в ФГОС: в области формирования социальной культуры: формирование основ российской гражданской идентичности; пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; формирование патриотизма и гражданской солидарности; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении проблем. В области формирования семейной культуры: формирование отношения к семье - основе российского общества; знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи. Система базовых национальных ценностей: патриотизм, социальная солидарность; гражданственность; семья; труд, творчество; наука; традиц. российские религии; искусство и литература; природа; человечество. 21.Базовые теории воспитания и развития личности Любая современная теория воспитания и развития личности «вырастает» из психолого-педагогических идей и концепций прошлого. Известны взгляды на воспитание Платона, Аристотеля, Сократа, Демокрита и других древнегреческих философов, представления о воспитании добродетелей актуальны и по сей день. Развивалась и пед. теория. Разнообразие взглядов: Ж.-Ж. Руссо сформировал теорию свободного воспитания, основные идеи которой состоят в ненасильственном формировании личности ребёнка, в развитии его природных задатков. Теория Гербарта ставит целью формирование у ребёнка послушания, при этом главными средствами воспитания становятся угроза, надзор, запрещение и наказание. В ХХ в. в разных странах активно разрабатываются педагогические системы, в центре которых находится воспитывающее влияние группы на личность (Дж. Дьюи, Л. Колберг, Р. Штейнер и др.). Теория воспитания личности в коллективе (А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, И.П.Иванов и др.). Прагматическая теория воспитания и развития личности: Дж. Дьюи (США, н. 20 в.), инструментализм: воспитание как приспособление к жизни, связь обучения и воспитания, школы и жизни; практическая направленность и полезность деятельности, содержание образования должно полностью определяться интересами ребенка. Пренебрежение систематическими знаниями, что в 1960-е гг. привело к кризису американской школы. В 1970 г. пед.прагматизм трансформировался в неопрагматическую теорию воспитания – самоутверждение личности усиление индивидуалист.направленности воспитания (А.Маслоу, К. Роджерс, А. Комбс и др. составили теорет.основу современной гуманист.педагогики, недостаток: отсутствие ограничений в развитии личности на практике нередко оборачивается неумением личности считаться с другими). Неопозитивизм («новый позитивизм» или новый гуманизм) – философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить явления, вызванные научно-технической революцией (на основе идей Платона, Аристотеля, Канта). Положения педагогики неопозитивизма (Дж. Вильсон, Л. Колберг и др.): отказ в воспитании от устоявшихся идеологий, формирование у ребёнка рационального мышления; гуманизация системы воспитания, установления между педагогом и воспитанником субъект-субъектных отношений и др. Неотомизм – религиозно-философское учение, получившее название от имени католического богослова и мыслителя Фомы (Томы) Аквинского (XIII в.). Основное положение неотомизма состоит в двойственной природе человека как единства его «материальной и духовной сущностей» ((Ж. Маритен, У. Макгакен, М. Казотти и др. утверждает христианские и общечеловеческие ценности в воспитании, религиозный характер. Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – психолого-педагогическая теория воспитания. Согласно этой теории, воспитание должно основываться на новейших достижениях наук о человеке(Дж. Уотсон обогатил педагогическую науку положением о зависимости реакции (поведения) от стимула. Необихевиористы (Б.Ф. Скиннер, К. Халл, Э. Толмен и др.) дополнили цепочку «стимул → реакция» положением о подкреплении: «стимул → реакция → подкрепление». Формирование научного мировоззрения, рационального мышления, организованности, дисциплинированности, предприимчивости. Важное место в организации воспитательного процесса отводится психолого-педагогической диагностике, использованию электронно-вычислительной техники для обработки диагностических данных. Общее: гуманистическая ориентированность, направленность на воспитание свободной, саморазвивающейся личности. Свободное воспитание как одна из концепций в педагогике основано на отрицании подавления личности ребёнка, регламентации всех сторон его жизни и поведения. Идеал: развитие сил и способностей ребёнка, не основанное на ограничениях. М. Монтень, М. Монтессори, Ж.Ж. Руссо, в России Л.Н. Толстой, В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили, К.Н. и др. Концепция коллективного творческого воспитания, разработанная И.П.Ивановым, основана на осознании и самопринятии себя как творца общего дела; на определении и развитии обучающимися своего творческого потенциала, своих способностей и возможностей, особенных личностных черт, а также способностей толерантного взаимодействия в процессе совместного творчества. Понятие "педагогика ненасилия" не ново, так как к ней обращались многие видные отечественные педагоги (Л.Н. Толстой, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.). В современной системе образования "педагогика ненасилия" - практика педагогов, исключающих в своей работе принуждение личности. Педагогика сотрудничества - направление в отечественной педагогике 2-й половины 20 в., представляющая собой систему методов и приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др. Авторы имели большой практ.опыт работы в школе, разработали оригинальные концепции обучения и воспитания: отношение к обучению как творческому взаимодействию учителя и ученика; обучение без принуждения; личностный подход к воспитанию, сотрудничество и др. 22. Воспитание культуры межнационального общения Культура межнац.общения – сложное явление, включает компоненты: когнитивный – знание и понимание норм, принципов и требований общей гуманистической этики (долг, ответственность, честь, добро, справедливость, совесть и др.), проблем теории и практики межнациональных отношений; мотивационный – желание освоить историю и культуру своей нации, а также других народов; интерес к общению с другими людьми, представителями других национальностей; эмоционально-коммуникативный – способность к идентификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соучастию, адекватной самооценке;самокритичность, толерантность; поведенческо-деятельностный – владение своими эмоциями, умение объективно оценивать ситуацию, непримиримость к нарушению прав человека любой национальности и вероисповедания."Теория и методика воспитания: конспект лекций" П П Процесс включает: ознакомление молодежи с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях; формирование гражданских и общечеловеческих чувств и сознания; развитие позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций, рас и религиозных конфессий; обеспечение высоконравственной мотивации поступков и поведения учащейся молодежи в процессе межличностного общения. На пед.уровневоспитание культуры межнационального общения начинается с воспитания устойчивого проявления дружелюбия к одноклассникам, своим сверстникам во дворе, на улице, в доме, вежливости в отношениях с людьми, сдержанности в проявлении негативных чувств, нетерпимого отношение к насилию, злу, лживости.В средних классах задачи воспитания культуры межнационального общения усложняются. Особое внимание обращается на товарищескую взаимопомощь в трудную минуту, чуткость к горю и другим нуждам чужих людей, проявление милосердия к больным, пожилым, всем нуждающимся в помощи, участии, нетерпимость к национальному чванству.У старшеклассников важно воспитывать качества: политическая осведомленность, сознательное участие в политической жизни общества, умение идти на компромисс при разногласиях и спорах, справедливость в отношениях с людьми, способность встать на защиту любого человека независимо от его национальности. Эти качества формируются в процессе деятельности и общения, направленных на созидание, заботу о людях, вызывающих потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствующих проявлению внимания и сочувствия к людям. На всех этапах работы с коллективом, где представлены разные национальности, независимо от возраста учащихся педагогу необходимо продумать практические меры, чтобы детям легче было преодолеть в себе национальную замкнутость, эгоизм, ориентироваться на повышение культуры общения всего ученического коллектива, использовать его возможности для противодействия вредным националистическим влияниям. Толерантностьозначает уважение, принятие и правильное понимание многообразия форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Это качество является составляющей гуманист.направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Межнациональная толерантность – это свойство личности, которое проявляется в терпимости к представителям другой национальности (этнической группы) с учетом ее менталитета, культуры, своеобразия самовыражения. Методика вос.культуры межнац.общения базируется на знании учителем особенностей детей, отношений между ними, этнопедагогических и этнопсихологических черт культуры, под воздействием которой складываются межнац.отношения среди учащихся и в семьях. Основные направления: обучение взаимодействию, взаимопониманию, формированию критического мышления; обучение поведению в конфликт.ситуациях, возникающих на нац.почве. Патриотическое воспитание — включение ребенка в национальную культуру в качестве ее носителя, выразителя и творца, в оспитание любви к «малой родине, в оспитание любви к Родине, гордости за ее достижения. На этом уровне особенно интенсивно идет процесс национальной идентификации. Важность интернационального воспитания.   23. Методы воспитания Методами воспитанияназывают пути взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, направленной на достижение целей воспитания. Классификации:1. По характеру воздействия на личность воспитанника: убеждение, упражнение, поощрение, наказание. 2. По источнику воздействия на личность воспитанника: словесные; проблемно-ситуативные; методы приучения и упражнения; методы стимулирования; методы торможения; методы руководства; методы самовоспитания.3. По результатам воздействия на личность воспитанника выделяются методы: влияющие на нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи; влияющие на привычки, определяющие тип поведения.4. По направленности воздействия на личность воспитанника методы восп.делятся на: формирующие мировоззрение и осуществляющие обмен информацией; организующие деятельность и стимулирующие мотивы поведения; в) оказывающие помощь воспитанникам и направленные на оценку их поступков. 5. Бинарные методы, предполагающие выделение пар методов «воспитания – самовоспитания», воздействуют на интеллектуальную сферу (убеждение – самоубеждение); мотивационную (стимулирование (поощрение и наказание) – мотивация); эмоциональную (внушение – самовнушение); волевую (требование – упражнение); сферу саморегуляции (коррекция поведения – самокоррекция); предметно-практическую (воспитывающие ситуации – социальные пробы); экзистенциальную (метод дилемм – рефлексия). "Теория и методика воспитания: конспект лекций" Наиболее оптимальной представляется классификация методов восп., выделяемая на основе комплексного воздействия на личность воспитанника и включающая методы: формирования сознания личности; организации деятельности и опыта общественного поведения; стимулирования поведения личности. Методы контроля и самоконтроля в воспитании:Теория и методика воспитания: конспект лекций на оценку эффективности воспитательного процесса, т. е. на изучение деятельности и поведения воспитанников педагогом (методы контроля) и на познание воспитанниками самих себя (методы самоконтроля): педагогическое наблюдение за учениками; беседы, направленные на выявление воспитанности; опросы (анкетные, устные и т. п.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления; создание пед.ситуаций для изучения поведения воспитанников.Пед.наблюдение характеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения, поведения личности в целостности и динамике их изменения. Виды: непосредственное и опосредованное, открытое и закрытое, непрерывное и дискретное, монографическое и узкое и др. Для эффективности необходимо: носило систематический характер; велось с конкретной целью; опиралось на знание программы изучения личности, критериев оценки ее воспитанности; имело продуманную систему фиксации наблюдаемых фактов (записи в дневник наблюдений, в карту наблюдений и др.).Беседыс воспитанниками помогают педагогам выяснить степень информированности учащихся в области нравственных проблем, норм и правил поведения, выявить возможные причины отклонений от соблюдения этих норм. Одновременно учителя фиксируют мнения, высказывания учеников, чтобы оценить качество своих восп.влияний, отношение детей друг к другу. Выбрать наилучший — оптимальный, позволяющий быстро и с разумными затратами времени, энергии, средств достичь намеченной цели. Учесть: цели и задачи восп.: цель не только оправдывает методы, но и определяет их. Какова цель, такими должны быть и методы ее достижения. Сочетание разнообразных методов является одним из важных условий воздействия восп. на различные стороны личности ребенка. Некоторые из перечисленных методов могут выступать в процессе воспитания то в качестве метода, то в качестве средства воспитания. Это относится к игре, труд.деятельности, работе с книгой, газетой. Динамичность, подвижность понятий объясняется сложностью самого процесса восп.А.С.Макаренко рекомендовал творчески применять разнообразные методы восп.с учетом зрелости коллектива, индивидуальных особенностей воспитанников, пед. ситуации. 24. Средства и формы воспитания Современными средствами восп.детей являются предметы духовной и материальной культур, которые применяются в процессе восп., чтобы решить определенные задачи. Средство восп.является таковым, если соответствует следующим основным условиям: оно доносит до ребенка ту информацию, которая необходима для того, чтобы внутренний мир малыша разносторонне развивался; его можно усвоить образно, в действительности, в какой-либо знаковой форме – письменной или же устной; средство воспитания содействует общей деятельности и общению как ребенка, так и воспитателей, и прежде всего – родителей. Средства восп.1. В широком – все социальное, культурное и природное окружение, все социальные институты и создания цивилизации.2.Средством воспитания называют предметы, вещи окружающей среды, преднамеренно, специально включенные в процесс восп.: бытовые и спец.созданные - пособия, игры и игрушки, в том числе сложные технические приборы и приспособления вроде компьютера, роботов. Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К средствам относятся: знаковые символы; материальные средства; способы коммуникации; мир жизнедеятельности воспитанника; коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания; технические средства; культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства...); природа (живая и неживая). Форма воспитания – организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса. Методы восп. сознания (лекции, беседы, диспуты, личный пример и др.) сочетаются с такими средствами как научная и худож.лит-ра, периодическая печать, знаковые средства мировой и нац.культуры. Взаимосвязь средств и методов восп.зависит от возраста и воспитанности учащихся. В начальной школе – личный пример и требование учителя. В подростковом возрасте - это положение сохраняется, но ведущую роль здесь играет коллектив, который выполняет функции: общественного мнения, требует от воспитанника определенной культуры поведения, формы организации коллективного обсуждения, содержания культуры и отношение к ней, коррекции поведения подростков путем оценки их поступков, планов и намерений. Формы восп. – способы организации восп.процесса, способы целесообразной организации коллек­тивной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термины «воспитательное мероприятие», «организационные формы воспитания». Мероприятие – организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо вос­п.целей. В процессе коллективного планирования, подготовки и про­ведения мероприятий создается обстановка сотворчества, что способствует развитию личности, коллектива, развитию внутриколлективных отношений. Мероприятие реализуется как це­ленаправленное взаимодействие педагога-воспитателя с каждым учащимся, учебным коллективом в целом, направленное на решение определенных восп.задач. Наиболее распростра­ненной является классификация организационных форм восп. в зависимости от того, как организованы учащиеся: массовые формы (участие всего класса), кружковая — групповая, индиви­дуальная форма. При осуществлении задач нравственного восп. могут применяться такие формы, как диспут, круглый стол, беседа на этические темы, телемост, акция милосердия, литературно-му­зыкальная композиция и т.п. Выбор форм восп.рабо­ты определяется на основе научных принципов восп. Для каждого детского коллектива следует выбирать наиболее подхо­дящие формы. Чем разнообразнее и богаче по содержанию фор­мы организации восп.процесса, тем он эффективнее. В основе выбора форм восп.итательной работы должна находить­ся педагогическая целесообразность. Формы восп. классифицируются по количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по времени (кратковременные, продолжительные), по виду деятельности (учебная, трудовая, спортивная, художественная и др.), по типу форм восп.работы (словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические).  
25. Детский коллектив. Понятие «коллектив»(от лат. сolligo – объединяю и collectivus-собирательный)-социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. Коллективы детей: учебные, спортивные, одновозрастные и разновозрастные, первичные (класс) и общие, объединяющие несколько первичных коллективов (например, общешкольный коллектив), временный детский (отряд в лагере). Признаки коллектива:наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед; систем.включение детей в разнообразную социальную деятельность; соответствующая организация совместной деятельности; систематическая практическая связь детского коллектива с обществом, наличие стабильного численного состава, традиций и увлекательных перспектив жизнедеятельности, взаимопомощи и доверия, требовательности членов коллектива друг к другу, развитых критики и самокритики, сознательной дисциплины и т.д. Теорет.основы концепции воспитания в коллективе разработаны в совет.педагогике Н.К.Крупской, А.С.Макаренко. Принцип воспитания в коллективе, для коллектива и через коллектив, провозглашенный А.С.Макаренко, стал ведущим принципом коммунистического воспитания. Принципы: «параллельного действия», мажорный стиль; традиции коллектива и др. А.С. Макаренко использовал «систему перспективных целей» (близких, средних и дальних), Развитие идей А.С. Макаренко получило в работах В.А. Сухомлинского, Т.Е. Конниковой, Л.И. Новиковой и др. В.А. Сухомлинский: коллектив – средство нравственного и духовного развития ребенка. Большой интерес вызывает идея «общинности» коллектива, который объединяет детей разного возраста и взрослых, что позволяет естественным путем передавать жизненный опыт, традиции, ценности (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова), идея межвозрастных коллективных объединений детей (Г.Г.Кравцов), сотворчества и коллективного сотрудничества в совместной деятельности учащихся и учителей, развития взаимодействия в коллективе на ненасильственной основе (В.А.Ситаров, В.Г. Маралов).Этапыразвития детского коллектива: по А.С. Макаренко для развития коллектива характерна следующая этапность: 1 этап- воспитательные требования предъявляет сам педагог; 2 этап – воспитательные требования предъявляет педагог и актив; 3 этап – воспитательные требования предъявляет актив; 4 этап – воспитательные требования члены коллектива предъявляют себе. Л.И. Уманский: конгломерат – люди практически не знакомы, их общение ситуативное, поверхностное; ассоциация – цели заданы извне и формально приняты, еще нет сплоченности и товарищества; автономия – цели еще замкнуты внутри группы; характерны внутренняя сплоченность, обособленность, единство целей; кооперация – в основном деловой, формальный характер общения, направленность на деятельность, четкое распределение функций; коллектив – выход целей за рамки интересов группы, чувство общности с другими коллективами, ценностные ориентации в деятельности. О.Ю. Ефремов: товарищества; социальной зрелости; социального единства. Основные пути формирования коллектива: совместная целенаправленная деятельность; определяется система перспектив; выдвигаются единые педагогические требования; формируется самоуправление; развитие соревнования; формирование традиций; тон и стиль отношений в коллективе задают все члены; взаимодействие с общешкольным коллективом. Критерии: взаимоответственность, взаимопомощь, преобладание мотива «надо», самоуправление самовоспитание членов коллектива. Детские и молодежные официальные общественные объединения существуют в виде организаций, клубов и т.д.: трудовые, досуговые, общественно-политические, религиозные, патриотические, познавательные, спортивно-туристические и другие объединения. Неформальные объединениядетей и молодёжи, социальные группы с разл. обществ, ориентацией. Взаимодействие школы и внешкольных организацийосновано на согласовании воспитательных влияний, координации, совместной деятельности.

Date: 2015-07-27; view: 1152; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию