Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание как система





Воспитательный процесс, представляющий собой динамическую систему, направлен прежде всего на социальное развитие человека. Для эффективного решения данной задачи необходимо, чтобы вос.процесс осуществлялся целостно. На практике реализуется через создание воспитательной системы. Три уровня существования феномена “воспитание” нашли отражение в языке, которым пользуются в пед.обиходе. Отсюда возникли понятия “система воспитания”, “вос.система”, “система вос.работы”. Обычно они употребляются рядоположено, хотя смысловое наполнение и механизмы их развития различны. Система воспитания – совокупность оригинальных теоретических положений и выстраиваемых на их основе воспитательных стратегий. Вос.система – развивающийся во времени и в пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов исходной концепции (совокупности идей, для реализации которых она создана). Система вос.работы – система взаимосвязанных восп.мероприятий, адекватных поставленной цели. Вос.система как пед.феномен интенсивно изучается наукой с н.1970г. Сегодня создана целостная концепция вос.системы, среди авторов которой следует назвать Л.И.Новикову, В.А.Караковского,, Н.Л.Селиванову и др. В их исследованиях воспитательная система рассматривается как целостный социально-педагогический организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л. И. Новикова). Общая логика и этапность развития воспитательной системы применительно к условиям школы были сформулированы в 1980-е гг. отечественным педагогом-практиком В.А.Караковским. Она достаточно прозрачна: выделение, создание, опробование на практике элементов вос.системы; отработка связей между этими элементами; совершенствование и коррекция развиваемых элементов и связей в повседневной жизни системы; функционирование системы, обновление вос.системы, стадии:1.Становление системы (отбор педагогических идей, формирование коллектива). 2.Отработка системы (развитие школьного коллектива, органов самоуправления и соуправления, отработка педагогических технологий). 3.Формирование системы. 4.Перестройка вос.системы (смена видов деятельности, возникновение новой системы).Для каждого этапа характерны специфичес­кие задачи, виды деятельности, организационные формы, системообразующие связи. 1этап – становление системы. Именно здесь осуществляется разработка теоретической концепции будущей вос.системы, моделируются ее структура и связи между ее элементами. Главная цель первого этапа – выработка нового педагогического мышления, формирование коллектива единомышленников. 2этап – отработка системы. На этом этапе происходит развитие школьного коллектива, органов само- и соуправления, утверждаются системообразующие виды деятельности, приоритетные направления функционирования системы, идет отработка наиболее эффективных пед.технологий. Главная трудность на этом этапе состоит в согласовании темпов развития ученического и педагогического коллективов. 3этап – окончательное оформление системы. На данном этапе происходит значительное повышение культуры педагогов-воспитателей, обретение ими гуманистической пед.позиции, овладение ими технологиями гуманистического воспитания. 4этап - обновления и перестройки системы. В нашей стране, за рубежом имеется богатый опыт по проведению воспитательной работы педагогическими коллективами. Одновременно в пед.практике XX в. отмечены такие уникальные «авторские» образовательные учреждения, школы, которые заставили думать, что некоторые школы живут и развиваются как сложные, своеобразные и эффективные вос.системы, а не просто как официальное безликое учреждение. Такие вос.системы были у А.С.Макаренко, С.Френе, Я.Корчака, В.А.Сухомлинского, Л.В. Занкова, Ховарда. К ним относят Вальдорфские школы, школы Кольберга со «справедливыми сообществами», школу А. Нилла в Англии. Среди авторов оригинальных вос.систем в нашей стране во второй половине XX в. называют Ф.Ф.Брюховецкого, А.А.Захаренко, а также ныне успешно работающих — В. А. Караковского, А. Н. Тубельского и др.Одной из главных проблем воспитания в настоящее время, в особенности с начала XX в., является соотношение свободы и принуждения в вос­питании. В истории образования разных стран можно выделить две группы вос.концеп­ций. В социологии в зависимости от степени свободы личности выделяют два взгляда на социализацию: индивидоцентристский (личность – высшая цель и ценность об­щественного развития) и социоцентристский (личность – часть общества, и ее значимость определяется ее вкладом в общество). Отсюда говорят о двух видах воспитания: «в одном акцент делается на индивидуальные, в другом — на общественно значимые цели и ценности».Основатель гуманист. системы В.А. Караковский. Вос.система ориентирована на личность школьника, интересы, способности. В гуманист.вос.системе используется коммунарская методика (методика коллективной творческой деятельности «КТД»).

Date: 2015-07-27; view: 1005; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию