Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Административно – правовой договор : понятие и место в системе форм реализации исполнительной власти





Административно-правовым договором называется соглашение, которое устанавливает административно-правовые нормы, обязательные для участников управленческих отношений, а также которые влекут установление, изменение или прекращение административных прав и обязанностей.
В свою очередь административно-правовой договор обладает рядом признаков:
1. Административно-правовой договор является разновидностью правового договора.
2. Административный договор устанавливает административно-правовые нормы.
3. Его правовая база содержится в Конституции РФ и действующем законодательстве.
4. Один из участников административного договора является государственным органом или должностным лицом.
5. Договорные нормы административного договора рассчитаны на длительное действие.
6. Административный договор заключается в соответствии со специальной процедурой.
7. Административный договор не допускает отказа от исполнения договорных обязательств в одностороннем порядке.
8. Несоблюдение норм административного договора влечет наступление юридических последствий.
Целью административного договора является реализация публичных интересов его участников.
Виды административно-правового договора можно подразделить по предмету действия и по субъекту.
По предмету различают административный договор:
1. о компетенции (разграничение полномочий и предметов ведения);
2. договор, обеспечивающий государственные нужды;
3. по управлению объектами государственной собственности;
4. контракты (трудовые соглашения) с государственными служащими;
5. финансовые и налоговые договоры;
6. договор о совместной деятельности и сотрудничестве;
7. об оказании некоторых услуг частным лицам, например, коммунальных, по обеспечению занятости населения;
8. инвестиционные договоры.
9. По субъекту административно-правовой договор может быть:
10. между субъектами управленческой деятельности;
11. между субъектами исполнительной власти и иными государственными (муниципальными) организациями;
12. между государственными и негосударственными организациями;
13. между государственными (муниципальными) органами и их служащими;
14. между субъектами управления и гражданами.

 

Каждый вид государственной деятельности характеризуется опре­деленными внешними проявлениями и регламентируется соответству­ющими нормативными правовыми актами. Принцип разделения влас­тей предполагает как различное функциональное назначение каждой ветви единой государственной власти, так и различия в принимаемых ими правовых актах. Например, деятельность органов законодательной власти заключается в принятии законов и постановлений, обязатель­ных для исполнения на конкретных территориях. Правосудие, осу­ществляемое судом, завершается вынесением приговоров, решений, постановлений, определений и т. д.

Исполнительная и распорядительная деятельность, осуществляе­мая органами исполнительной власти и их должностными лицами, может выражаться в издании подзаконных актов и других действиях, характеризующих их как субъектов внешних и внутриорганизационных управленческих отношений. Внешне выраженное действие органа исполнительной власти или его должностного лица в рамках своей компе­тенции называется формой управления.

Формы управления различаются (см. схему 12):

в зависимости от объекта управления (вида правоотношений) — на внешнюю (при выполнении органом исполнительной власти своих задач и функций по отношению к внешним участникам управленчес­ких общественных связей) и внутреннюю (при решении своих внутриорганизационных вопросов);

по способу выражения — на словесную (письменная и устная) и конклюдентную (с помощью условных знаков, изображений);

о характеру вызываемых последствий — на правовые и непра­вовые.

Правовые формы связаны с изданием таких правовых актов управ­ления, которые влекут возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений между субъектом и объектом управления либо имеют иное правовое значение. Основными и наибо­лее значимыми правовыми формами реализации исполнительной власти являются принятие органами исполнительной власти норматив­ных правовых актов и издание индивидуальных (административных, рас­порядительных) актов в случае применения норм права к конкретным индивидуумам, поэтому последние акты и называются индивидуаль­ными. Но органами исполнительной власти на основе действующего законодательства могут совершаться, кроме того, действия, имеющие иное правовое значение, например: представление обязательных отче­тов; осуществление обязательной государственной регистрации; выда­ча документов, подтверждающих наличие специального права (в част­ности, на вождение транспортных средств).

Неправовые формы реализации исполнительной власти именуются так потому, что не связаны с изданием правовых актов и совершением юридически значимых действий, — они не порождают, не изменяют и не прекращают административно-правовые отношения. Однако их роль велика, поскольку они обеспечивают выполнение органами ис­полнительной власти своих государственно-властных полномочий. Неправовые формы осуществления исполнительной власти могут предшествовать правовым, сопутствовать им либо следовать за ними. Одной из неправовых форм является осуществление организационных действий, которые составляют значительную часть повседневной работы органов исполнительной власти. Это разработка программ, проведение совещаний, контроль, разъяснение тех или иных меро­приятий, обеспечение сочетания коллегиальности и единоначалия, изучение и обобщение опыта работы, подбор кадров и т.д. и т.п.

20. Административно – правовые методы Административно- правовые методы, их сущность.

 

Методам управления присущи следующие наиболее характерные черты:

- органическая связь целевым подчинением этого вида государственной

деятельности как особого варианта практической реализации единой

государственной власти;

- выражение управляющего воздействия субъектов исполнительной власти

на соответствующие объекты;

- непосредственное выражение в связях между субъектами и объектами

государственного управления как формы практической реализации единой исполнительной власти;

- использование субъектами исполнительной власти в качестве средств

реализации закреплённой за ними компетенции;

- метод управления всегда имеет своим адресатом соответствующий

объект;

- с учётом многообразия приёмов и способов реализации управленческой

компетенции метод управления есть определённая возможность решения управленческих задач, стоящих перед субъектом исполнительной власти;

- в методах управления в соответствующем объёме находит своё выражение

государственный интерес, управляющая воля государства;

- непосредственное выражение в методе управления принадлежащих и его

исполнительному аппарату полномочий юридически властного характера;

- для методов управления характерна правовая форма их

непосредственного практического выражения;

- выбор конкретных методов управления и воздействия находится в прямой

зависимости не только от особенностей субъектов исполнительной власти, но прежде всего- от особенностей управления.

Итак, по своим показателям метод управления есть средство целенаправ-

ленного управляющего воздействия. Такой подход к его пониманию сближает его с методом правового регулирования управленческих общественных отношений.

Общее для них- и тот и другой являются регулирующими средствами, т.е. выступают в роли "носителей" административно- правовых дозволений, запретов, предписаний. Однако акценты при этом различны: либо речь идёт о механизме правового регулирования, в принципе едином для всех отраслей права, либо об управленческом инструменте, используемом конкретными исполнительными органами для решения стоящих перед ними повседневных задач.

 

Главный критерий, необходимый для разграничения названных вариантов в методологическом смысле следующий: метод правового регулирования- функция административного права; метод управления- функция субъекта административного права, причем не

всякого, а лишь того, который одновременно является субъектом

исполнительной власти (государственного управления).

 

Важность иных средств, используемых в работе органов управления,

несомненна, но связываются они с решением задач иного порядка. Так для принятия решения в виде правового акта субъект исполнительной власти предварительно проводит значительную работу, используя при этом различные средства-социологические, математические, графические, выполняемую до принятия решения в целях выработки его наиболее эффективного варианта. Но самого управляющего воздействия еще нет; оно найдет свое выражение в будущем управленческом решении.

Несомненно, что налицо определенные приемы или способы управленческой работы, но если нет управляющего воздействия, нет и собственно методов управления.

 

Вот почему не следует выделять в качестве самостоятельных методов

управления математические, графические, социологические, исследовательские, воспитательные и прочие средства. Подобного рода действия можно отнести к так называемым организационным мероприятиям, находящим свое выражение, как правило в неправовых формах государственно-управленческой деятельности и не вызывающих прямых юридических последствий внешнего характера, т.е. не

оказывающих влияния на объект управления.

 

Таким образом следует различать:

а) методы управленческого воздействия, они всегда имеют внешнее

юридически-властное значение и выражение и выявляются собственно методами

управления;

б) методы организации работы аппарата управления; имеют чисто внутри-

аппаратное значение;

в) методы совершенствования отдельных управленческих действий; это

методы процедурного характера.

 

Первые из них- административно- правовые методы. В них проявляются все основные качества, присущие государственно-управленческой деятельности, в рамках которой реализуется исполнительная власть. С помощью ряда методов, имеющихся в том или ином наборе в распоряжении каждого субъекта исполнительной власти, управляющее воздействие на объект практически осуществляется путем использования административно-правовых форм и методов. Практически тот или иной метод управления находит свое выражение в нормативных либо индивидуальных правовых актах управления.

 

Иная точка зрения на понятие применения методов государственного

управления заключается в том, что в каждом конкретном случае субъект

управления должен найти наиболее целесообразные и прогрессивные методы, пути, средства решения задачи. Можно назвать их наиболее существенные черты:

- это способы воздействия одного человека на другого, одного

коллектива на другой, одного человека на коллектив или коллектива на

человека. Во всех случаях метод управления выступает как особые связи

людей;

- это способы обеспечения преобладания, подчинения воли;

- это способы организации, упорядочения происходящих в системе

процессов, приемы осуществления общих функций, возникающих в процессе совместной деятельности;

- это средства достижения цели.

 

Методы при правильном применении образуют единую систему способов

воздействия, связанных друг с другом.

 

 

2. Классификация административно-правовых методов.

 

Средства реализации управленческих задач и функций разнообразны, что дает основу для их классификации. Подобный подход к проблеме административно-правовых методов допустим как с общеюридических, так и специальных позиций; последние основываются на первых и являются конкретизацией особенностей сферы применения методов. С общетеоритических позиций проявляется действие универсальных методов любой деятельности- убеждение и принуждение.

С помощью средств убеждения прежде всего стимулируется должное

поведение участников управленческих общественных отношений путём проведения воспитательных, разъяснительных, рекомендательных, поощрительных и иных мер преимущественно морального воздействия. Принуждение рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия, используемого в силу нерезультативности убеждения. В случае нарушения требований административно-

правовых норм оно выражается в применении дисциплинарной и административной ответственности. При необходимости обеспечения общественной безопасности действует особый комплекс принудительных мер, в совокупности с юридической ответственностью обозначаемых как административное принуждение.

Специальный подход к проблематике видовой классификации

административно-правовых методов исходит прежде всего из характера (

содержания) управляющего воздействия. Из множества классификационных вариантов, как правило, наиболее распространённым является выделение двух групп методов, а именно- административных и экономических.

 

Административные методы обычно квалифицируются в качестве способов или средств внеэкономического или прямого управляющего воздействия со стороны субъектов государственно- управленческой деятельности на соответствующие объекты управления независимо от конкретной области общественной жизни.

Своё выражение они находят в совершении субъектом управления таких управленческих действий, в содержании которых проявляется властное обеспечение должного поведения управляемых объектов. Прямой их характер означает, что объект управления в рамках своей компетенции принимает управленческое решение, юридически обязательное для объекта управления, т.е. адреса! л. Налицо- прямое предписание, ибо управляющее воздействие предполагает императивный (директивный) вариант волеизлияния субъекта управления. Такой характер управляющего воздействия вытекает из властной природы управления, являющегося одним из существенных каналов практической реализации государственной власти. Подразумевается реализация

исполнительной власти.

 

Внеэкономический характер данных методов означает, что реальным

объектом управления является сознательно- волевое поведение управляемых. Должное поведение в сфере государственного управления обеспечивается через волю и сознание управляемых. При этом используются в необходимой мере средства убеждения и принуждения. Допускается возможность юридического принуждения к должному поведению, что, однако, не даёт оснований для отождествления прямого управляющего воздействия с принуждением.

 

С учётом названных качеств административных методов очевидно, что без их использования невозможно достижение целей упорядочивающего воздействия на поведение различных участников управленческих общественных отношений.

Кто-то должен решать повседневно возникающие в этой сфере вопросы, для чего и необходимы соответствующие рычаги юридического властвования. И они находятся в руках субъектов государственно-управленческой деятельности, которые осуществляют администрирование, т. е. управление. На этой базе и возникло наименование наиболее характерных для этих субъектов методов - административные.

 

Экономические методы обычно характеризуются в качестве способов или средств экономического или косвенного воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты

управления. Главное при этом заключается в том, что с их помощью субъект управления добивается должного поведения управляемых путем воздействия на их материальные интересы, т. е. опосредствованно в отличии от способов прямого властного воздействия.

 

Последние здесь отсутствуют. Объект управления ставится в такие

условия, когда он сам начинает действовать должным образом не под влиянием директивных предписаний субъекта управления, а в силу того, что такое его поведение материально стимулируется. Чаще всего стимулирующие средства сводятся к экономическим.

 

В научной литературе, в директивных документах много внимания уделено соотношению административных и экономических методов. Но это разновидности прямого и косвенного воздействия, которое осуществляется на экономические процессы. В обороне, образовании экономические методы применяются мало, но другие разновидности косвенного влияния используются широко.

 

Для методов прямого воздействия характерны следующие признаки'.

 

а) прямое воздействие на волю;

б) директивность, приказной характер;

в) однозначность команд, которые, как правило, не оставляют

подчиненным возможности выбора вариантов и обязывают делать как приказано;

г) поскольку жизнь разнообразна, а приказы однозначны, их приходится

издавать много, что обуславливает существование многих норм и указаний, которыми стремятся как можно полнее регулировать деятельность подчиненных;

д) наличие большого аппарата, контролирующего выполнение команд;

е) стимулирование осуществляется по усмотрению руководителя за

выполнение команд, а то и просто за послушание, готовность выполнить любой

приказ;

ж) широкое использование внеэкономического принуждения. Прямое

воздействие во многих случаях позволяет быстро добиться результатов. Часто

без него не возможно обойтись.

Методам косвенного воздействия присущи следующие особенности:

 

а) руководящее воздействие осуществляется косвенно, через создание

ситуации, заинтересовывающей в нужном поведении, через интересы,

потребности исполнителей;

 

б) управленческие акты управомачивают на определенные действия;

в) у подвластных существует возможность выбора одного или даже

нескольких вариантов поведения;

г) юридическими нормами и обычаями закреплен автоматически действующий

механизм стимулирования;

д) наличие развитого механизма правосудия, решения споров,

обеспечивающего защиту законных интересов граждан и их коллективов,

цивилизованные процедуры разрешения противоречий.

 

Date: 2015-07-27; view: 2153; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию