Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Опыт реструктуризации отношений собственности постсоциалистических странПриватизация в постсоциалистических странах не была равномерным поступательным процессом смены титула собственности предприятий с государственного на частный или смешанный. Формирование структуры экономики, по критерию форм собственности отвечающей требованиям рынка, осуществлялось поэтапно, с замедлениями, отступлениями и корректировками первоначальных программных установок. Практически повсеместно началу нормальной легитимной приватизации по стандартным схемам и в соответствии со специальными законами и государственными программами предшествовал этап так называемой спонтанной приватизации. Если передача новым собственникам малых и части средних предприятий через аренду, продажу и реституцию (возвращение бывшим владельцам собственности, национализированной после второй мировой войны) прошла довольно легко и успешно, то «большая приватизация столкнулась с существенными трудностями.
В России, Болгарии, Польше, Румынии и Чехословакии (позже Чехии и Словакии) были приняты ваучерные (англ. voucher — расписка, поручительство - письменное свидетельство, квитанция, документ, подтверждающий получение товара, услуги, скидки на товар или услуги) схемы приватизации. Но, за исключением Чехословакии они не осуществлялись на практике вплоть до середины 90-х годов. В это время различные группы правящего слоя и криминального бизнеса боролись за контроль над государственной собственностью и делили ее. В итоге ваучерная приватизация уже к 1995-1996 годам потеряла свою привлекательность для населения, так как лучшие объекты были уже приватизированы. Практически единственным примером быстрой и успешной ваучерной приватизации в Восточной Европе является приватизация в Чехии и Словакии. Граждане этих стран получили ваучеры, которые смогли обменять на акции предприятий или инвестиционных фондов. Причем эти фонды у них не прекратили существование после завершения приватизации, как в России, а превратились в собственников бывшего государственного имущества и сумели наладить эффективное управление приватизированными предприятиями. В Польше применяются два метода приватизации – фондовый (когда объектом приватизации является действующее предприятие) и ликвидационный (при котором предприятие приватизируется как совокупность имущества).Трудовые коллективы приватизируемых предприятий пользуются существенными льготами перед другими покупателями. В Венгрии способы и порядок приватизации зависят как от особенностей предприятия (его размеров, финансового состояния и т.д.), так и от того, кем инициируется приватизация: агентством государственного имущества (т.е. «сверху»), трудовыми коллективами или внешними инвесторами. Третий путь считается наилучшим, так как предприятие продается по конкурсу на наиболее выгодных для государства и общества условиях. Во многих странах (Болгария, Украина), где теоретически приватизация была принята, но ее практическая реализация откладывалась, активы и доходы государства тем или иным образом перешли под частный контроль и даже в собственность частных владельцев. Это противоречило законодательству и вызывало широкое возмущение общественности. Болгарский опыт. Новое правительство, пришедшее к власти в 1991 г., отошло от курса реформ и заблокировало на много лет принятие программы приватизации. Как результат, руководители присваивали государственное имущество и денежные средства предприятий, не оставляя государству ничего, кроме обязательств. По мнению болгарских обозревателей, отсутствие четких прав собственности в переходный период из проблемы юридической превращается в одну из главных макроэкономических проблем.
Вследствие широкомасштабной приватизации в странах ЦВЕ сложился преобладающий по масштабам частный сектор. Его доля в валовом внутреннем продукте Чехии, Венгрии, Словакии и России уже в 1996 г. превысила 70-75%, в Польше достигла 60%, в Румынии 52%, в Болгарии, Хорватии и Словении — 45-50%. Приватизация ускорилась практически повсеместно с конца 1995- начала 1996 гг., когда по мере нарастания несбалансированности государственных бюджетов и платежных балансов стран ЦВЕ, под давлением требований Европейского Союза, членство в котором стало целью всех постсоциалистических государств, большинство стран отказалось от идеи сохранения в государственной собственности стратегически важных отраслей экономики, а также ранее выделенных в специальные списки объектов, не подлежащих либо подлежащих приватизации в длительной перспективе.
Малый бизнес в Европе составляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается свыше 20 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и добавленной стоимости. Число занятого населения в малом бизнесе Европы составляет порядка 70%. Наибольшее количество малых предприятий создано в торговле, строительстве и пищевой промышленности. Малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, "вынуждает" крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой – сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса. Основные цели регулирования и поддержки малого бизнеса в Европе: укрепление единого внутреннего рынка ЕС; устранение административных барьеров; унификация законодательной базы, усиление взаимодействия стран ЕС для более глубокого экономического сотрудничества. Уникальная система регулирования и поддержки малого бизнеса в Европе начала складываться в 70-х годах прошлого столетия. Чтобы максимально стимулировать малое и среднее предпринимательство, в Европе были приняты меры, чтобы устранить административные препятствия для малого бизнеса. Первым делом были внесены изменения, касающиеся налога на добавленную стоимость, корректировки условий финансирования и изменения в социальную политику государств. Кроме того, была разработана Европейская хартия для малого бизнеса Европы. В данном документе правительства европейских стран признали значительный потенциал малых предприятий и подчеркнули важность создания благоприятных условий для повторных попыток создания собственного бизнеса, даже если прежние попытки предпринимателя были не очень удачными. Положения Европейской хартии были учтены в Многолетней программе, и в первый же год было запущено 11 проектов по их внедрению. Государственное регулирование малого бизнеса в Европе осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые юридические модели (Европейская акционерная компания, Европейский пул экономических интересов), которые позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных государств. Политика поддержки малого бизнеса в Европе осуществляется через деятельность государств и через специальные программы, которые реализуются под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из Структурных фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд. К кризисным условиям малый бизнес в Европе адаптировался наиболее эффективно, имея возможность маневрировать на рынке. Малые предприятия достаточно оперативно стали занимать ниши, неинтересные крупным предприятиям, что в значительной степени помогает европейским странам преодолевать стагнационные явления в экономической сфере. 67 О собенности промышленной политики США Для американской модели промышленной политики характерно то, что она официально прямо не оформляется в виде правительственных документов. Цели промышленного развития страны являются элементами макроэкономической политики и сводятся, как правило, к формированию среды, способствующей повышению конкурентоспособности промышленности, укреплению ее позиций на внутренних и внешних товарных рынках, усилению пропорциональности промышленного развития в региональном разрезе и т.п. В такой модели промышленной политики отсутствует государственный орган, отвечающий за ее реализацию. Поэтому ее практическая реализация осуществляется в рамках общей системы государственного регулирования экономических процессов. Основными элементами промышленной политики являются военно-промышленная, научно-техническая, энергетическая, инвестиционная, бюджетная (включающая федеральные программы инвестирования НИОКР) политики, политика в отношении малого бизнеса, госзакупок, а также масштабные инвестиционные программы отдельных министерств. В США промышленная политика представляет собой один из наиболее грубых инструментов экономического регулирования, но и один из наиболее эффективных. Экономические меры, приводимые в движение индустриальной политикой, весьма обширны. Речь идет о последовательности решений, принимаемых изо дня в день, т.е. об отлаженной системе оперативного управления. Цели, задачи и стратегическая направленность промышленной политики определяются стремлением сохранить и упрочить лидирующие позиции США в мировой экономике. Эта стратегия предполагает сосредоточение усилий не на удержании достигнутых ранее преимуществ в какой-либо отрасли, группе отраслей или производстве той или иной продукции, а на приоритетном стимулировании опережающего развития группы наиболее современных, новых и новейших отраслей, производств, технологий и продуктов (электроники, биотехнологии, новейших материалов, возобновляемых энергоресурсов и энергосбережения, технических средств связи и т.п.). Материальная основа этого стратегического курса - дальнейшее укрепление научно-технической базы и совершенствование системы подготовки и использования научных и технических кадров, ориентированных на непрерывное и ускоренное создание и внедрение нововведений во всех сферах хозяйства. Основными целями промышленной политики США являются: · создание структуры американской промышленности и конкретных промышленных компаний, адаптированной к складывающимся (и перспективным) условиям международной конкуренции; · формирование максимально благоприятных условий для американской промышленности на мировом рынке, снижение торговых барьеров для американского экспорта и инвестиций; · изменение конкурентоспособности ключевых отраслей промышленности, значение которых особенно велико для роста конкурентоспособности экономики в целом. Таким образом, основное направление промышленной политики США – повышение конкурентоспособности национальной промышленности на всех уровнях. При этом государственная промышленная политика в США преследует решение следующих основных задач: · стимулирование структурной перестройки производства с целью повышения его эффективности и конкурентоспособности; · всемерное облегчение адаптации общества к структурным изменениям в хозяйстве и, в частности, в промышленности (программы подготовки и переподготовки кадров, создание новых рабочих мест, обеспечение условий, облегчающих миграцию населения и т.п.), поскольку конечной целью всей экономической политики государства, которая совпадает с его главной социальной функцией, является повышение жизненного уровня граждан; · восстановление отраслей промышленности после мирового финансово-экономического кризиса; · внедрение новых инновационных технологий во все отрасли промышленности. Для решения этих задач используются прямые государственные капиталовложения, целевое финансирование и субсидирование (прямое и косвенное), федеральная контрактная система закупок, протекционистские меры, налоговые льготы и скидки, правила и нормы амортизации, государственные программы и, наконец, различные меры административного контроля. Например, США проводят довольно агрессивную торговую политику, направленную на защиту своей автомобильной промышленности и производства полупроводников от японского и южнокорейского импорта, сталелитейной промышленности – от европейского импорта, легкой промышленности – от китайского импорта. Примечательно, что протекционистские настроения как в США, так и в странах ЕС в последние годы только усиливаются. Свою основную задачу государство видит не в заранее запланированных действиях, а в противодействии тем, кто стремится злоупотреблять своей властью против правил конкурентности, на которых должны основываться любые экономические взаимоотношения. В этом смысле государство более воздействует на правила поведения, чем на результаты деятельности: эти функции федерального правительства реализуются с помощью антитрестовского законодательства и системы регламентации, часто касающейся деятельности ТНК. Антитрестовские законы всегда были составной частью регулирования индустриальной среды, процессов концентрации и формирования ТНК. Промышленная политика США последних лет включала следующие основные направления: · инновационная (научно-техническая) и инвестиционная политика; · государственно-частное партнерство; · налоговая политика стимулирования промышленности и инновационных процессов; · другие мероприятия, оказывающие прямое или косвенное влияние на развитие промышленности.
69. Малый бизнес в Европе составляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается свыше 20 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и добавленной стоимости. Число занятого населения в малом бизнесе Европы составляет порядка 70%. Наибольшее количество малых предприятий создано в торговле, строительстве и пищевой промышленности. Малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, "вынуждает" крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой – сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса. Основные цели регулирования и поддержки малого бизнеса в Европе: укрепление единого внутреннего рынка ЕС; устранение административных барьеров; унификация законодательной базы, усиление взаимодействия стран ЕС для более глубокого экономического сотрудничества. Уникальная система регулирования и поддержки малого бизнеса в Европе начала складываться в 70-х годах прошлого столетия. Чтобы максимально стимулировать малое и среднее предпринимательство, в Европе были приняты меры, чтобы устранить административные препятствия для малого бизнеса. Первым делом были внесены изменения, касающиеся налога на добавленную стоимость, корректировки условий финансирования и изменения в социальную политику государств. Кроме того, была разработана Европейская хартия для малого бизнеса Европы. В данном документе правительства европейских стран признали значительный потенциал малых предприятий и подчеркнули важность создания благоприятных условий для повторных попыток создания собственного бизнеса, даже если прежние попытки предпринимателя были не очень удачными. Положения Европейской хартии были учтены в Многолетней программе, и в первый же год было запущено 11 проектов по их внедрению. Государственное регулирование малого бизнеса в Европе осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые юридические модели (Европейская акционерная компания, Европейский пул экономических интересов), которые позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных государств. Политика поддержки малого бизнеса в Европе осуществляется через деятельность государств и через специальные программы, которые реализуются под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из Структурных фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд. К кризисным условиям малый бизнес в Европе адаптировался наиболее эффективно, имея возможность маневрировать на рынке. Малые предприятия достаточно оперативно стали занимать ниши, неинтересные крупным предприятиям, что в значительной степени помогает европейским странам преодолевать стагнационные явления в экономической сфере. Национальный императив устойчивого развития, или обязательное требование к стране, нации в целом, состоит в том, чтобы, активно и конструктивно участвуя в мировом процессе перехода к устойчивому развитию, определить цели и механизмы развития страны посредством выработки стратегии устойчивого развития, объединяющей в одно целое социальную, экономическую и экологическую политику, интегрирующей усилия нации на достижение экономической эффективности, социальной справедливости и экологической безопасности. Концептуальным ядром НСУР является модель устойчивого развития. В теоретическом плане модель устойчивого развития Республики Беларусь основывается на научной парадигме социальной эволюции в экосовместимой форме и включает совокупность принципов и требований (императивов) к системе, структуре экономики, режиму функционирования и взаимодействия его подсистем, обеспечивающих гармонизацию отношений в триаде «человек–окружающая среда–экономика» с целью сбалансированного социально ориентированного, экономически эффективного и эколого-защитного развития страны, удовлетворения необходимых потребностей нынешних и будущих поколений. В социальной сфере основной целью является достижение научно обоснованных параметров уровня и качества жизни населения, увеличение средней продолжительности жизни населения, улучшение среды обитания человека, развитие его социальной активности, планирование семьи, рационализация масштабов и структуры личного потребления, обеспечение равных возможностей для получения образования, медицинской помощи и восстановления здоровья; социальная защита престарелых, инвалидов и других социально уязвимых групп населения. Социальный императив, таким образом, заключается в необходимости развития и эффективного использования человеческого капитала, наиболее полного удовлетворения его потребностей. Экономический императив состоит, в свою очередь, в том, что национальная экономическая система страны должна быть эффективной, конкурентоспособной и одновременно социально ориентированной, ресурсо- и энергоэффективной, экологозащитной. Важнейшими социально-экономическими составляющими устойчивого развития до 2020 г. и предметом особого внимания (приоритетами) с учетом принятого Плана выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге являются: · повышение уровня и качества жизни населения; · борьба с бедностью; · изменение структуры потребления и производства; · охрана и укрепление здоровья; · улучшение демографической ситуации; · противодействие криминализации жизни общества. Экологический императив включает следующие требования: · в центре внимания должен находиться человек, который имеет право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой; · обеспечить равенство возможностей развития и сохранения окружающей среды как для нынешнего, так и для будущих поколений; · охрана окружающей среды должна стать неотъемлемой частью общего социально-экономического процесса и не может рассматриваться в отрыве от него; · в отличие от сложившейся практики охраны природы акцент следует перенести на осуществление мер по экологизации хозяйственной деятельности, в первую очередь, на устранение причин отрицательных техногенных воздействий, а не их последствий; · социально-экономическое развитие должно быть направлено на улучшение качества жизни людей в допустимых пределах хозяйственной емкости экосистем; · экологизация сознания и мировоззрения человека, системы воспитания и образования.
|