Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опыт реструктуризации отношений собственности постсоциалистических стран





Приватизация в постсоциалистических странах не была равномерным

поступательным процессом смены титула собственности предприятий с государственного на частный или смешанный. Формирование структуры экономики, по критерию форм собственности отвечающей требованиям рынка, осуществлялось поэтапно, с замедлениями, отступлениями и корректировками первоначальных программных установок. Практически повсеместно началу нормальной легитимной приватизации по стандартным схемам и в соответствии со специальными законами и государственными программами предшествовал этап так называемой спонтанной приватизации. Если передача новым собственникам малых и части средних предприятий через аренду, продажу и реституцию (возвращение бывшим владельцам собственности, национализированной после второй мировой войны) прошла довольно легко и успешно, то «большая приватизация столкнулась с существенными трудностями.

 

В России, Болгарии, Польше, Румынии и Чехословакии (позже Чехии и Словакии) были приняты ваучерные (англ. voucher — расписка, поручительство - письменное свидетельство, квитанция, документ, подтверждающий получение товара, услуги, скидки на товар или услуги) схемы приватизации. Но, за исключением Чехословакии они не осуществлялись на практике вплоть до середины 90-х годов. В это время различные группы правящего слоя и криминального бизнеса боролись за контроль над государственной собственностью и делили ее. В итоге ваучерная приватизация уже к 1995-1996 годам потеряла свою привлекательность для населения, так как лучшие объекты были уже приватизированы.

Практически единственным примером быстрой и успешной ваучерной приватизации в Восточной Европе является приватизация в Чехии и Словакии. Граждане этих стран получили ваучеры, которые смогли обменять на акции предприятий или инвестиционных фондов. Причем эти фонды у них не прекратили существование после завершения приватизации, как в России, а превратились в собственников бывшего государственного имущества и сумели наладить эффективное управление приватизированными предприятиями.

В Польше применяются два метода приватизации – фондовый (когда объектом приватизации является действующее предприятие) и ликвидационный (при котором предприятие приватизируется как совокупность имущества).Трудовые коллективы приватизируемых предприятий пользуются существенными льготами перед другими покупателями.

В Венгрии способы и порядок приватизации зависят как от особенностей предприятия (его размеров, финансового состояния и т.д.), так и от того, кем инициируется приватизация: агентством государственного имущества (т.е. «сверху»), трудовыми коллективами или внешними инвесторами. Третий путь считается наилучшим, так как предприятие продается по конкурсу на наиболее выгодных для государства и общества условиях.

Во многих странах (Болгария, Украина), где теоретически приватизация была принята, но ее практическая реализация откладывалась, активы и доходы государства тем или иным образом перешли под частный контроль и даже в собственность частных владельцев. Это противоречило законодательству и вызывало широкое возмущение общественности.

Болгарский опыт. Новое правительство, пришедшее к власти в 1991 г., отошло от курса реформ и заблокировало на много лет принятие программы приватизации. Как результат, руководители присваивали государственное имущество и денежные средства предприятий, не оставляя государству ничего, кроме обязательств. По мнению болгарских обозревателей, отсутствие четких прав собственности в переходный период из проблемы юридической превращается в одну из главных макроэкономических проблем.

 

Вследствие широкомасштабной приватизации в странах ЦВЕ сложился преобладающий по масштабам частный сектор. Его доля в валовом внутреннем продукте Чехии, Венгрии, Словакии и России уже в 1996 г. превысила 70-75%, в Польше достигла 60%, в Румынии 52%, в Болгарии, Хорватии и Словении — 45-50%. Приватизация ускорилась практически повсеместно с конца 1995- начала 1996 гг., когда по мере нарастания несбалансированности государственных бюджетов и платежных балансов стран ЦВЕ, под давлением требований Европейского Союза, членство в котором стало целью всех постсоциалистических государств, большинство стран отказалось от идеи сохранения в государственной собственности стратегически важных отраслей экономики, а также ранее выделенных в специальные списки объектов, не подлежащих либо подлежащих приватизации в длительной перспективе.

 

Малый бизнес в Европе составляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается свыше 20 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и добавленной стоимости. Число занятого населения в малом бизнесе Европы составляет порядка 70%. Наибольшее количество малых предприятий создано в торговле, строительстве и пищевой промышленности.

Малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, "вынуждает" крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой – сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса.

Основные цели регулирования и поддержки малого бизнеса в Европе:

укрепление единого внутреннего рынка ЕС;

устранение административных барьеров;

унификация законодательной базы, усиление взаимодействия стран ЕС для более глубокого экономического сотрудничества.

Уникальная система регулирования и поддержки малого бизнеса в Европе начала складываться в 70-х годах прошлого столетия. Чтобы максимально стимулировать малое и среднее предпринимательство, в Европе были приняты меры, чтобы устранить административные препятствия для малого бизнеса. Первым делом были внесены изменения, касающиеся налога на добавленную стоимость, корректировки условий финансирования и изменения в социальную политику государств.

Кроме того, была разработана Европейская хартия для малого бизнеса Европы. В данном документе правительства европейских стран признали значительный потенциал малых предприятий и подчеркнули важность создания благоприятных условий для повторных попыток создания собственного бизнеса, даже если прежние попытки предпринимателя были не очень удачными. Положения Европейской хартии были учтены в Многолетней программе, и в первый же год было запущено 11 проектов по их внедрению.

Государственное регулирование малого бизнеса в Европе осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые юридические модели (Европейская акционерная компания, Европейский пул экономических интересов), которые позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных государств.

Политика поддержки малого бизнеса в Европе осуществляется через деятельность государств и через специальные программы, которые реализуются под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из Структурных фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд.

К кризисным условиям малый бизнес в Европе адаптировался наиболее эффективно, имея возможность маневрировать на рынке. Малые предприятия достаточно оперативно стали занимать ниши, неинтересные крупным предприятиям, что в значительной степени помогает европейским странам преодолевать стагнационные явления в экономической сфере.

67 О собенности промышленной политики США

Для американской модели промышленной политики характерно то, что она официально прямо не оформляется в виде правительственных документов.

Цели промышленного развития страны являются элементами макроэкономической политики и сводятся, как правило, к формированию среды, способствующей повышению конкурентоспособности промышленности, укреплению ее позиций на внут­ренних и внешних товарных рынках, усилению пропорциональности промышленного развития в региональном разрезе и т.п. В такой модели промышленной политики отсутствует государст­венный орган, отвечающий за ее реализацию. Поэтому ее практическая реализация осуществ­ляется в рамках общей системы государственного регулирования экономических процессов.

Основными элементами промышленной политики являются военно-промышленная, науч­но-техническая, энергетическая, инвестиционная, бюджетная (включающая федеральные программы инвестирования НИОКР) политики, политика в отношении малого бизнеса, госза­купок, а также масштабные инвестиционные программы отдельных министерств.

В США промышленная политика представляет собой один из наиболее грубых инструмен­тов экономического регулирования, но и один из наиболее эффективных. Экономические ме­ры, приводимые в движение индустриальной политикой, весьма обширны. Речь идет о последовательности решений, принимаемых изо дня в день, т.е. об отлаженной системе оператив­ного управления.

Цели, задачи и стратегическая направленность промышленной политики определяются стремлением сохранить и упрочить лидирующие позиции США в мировой экономике. Эта стратегия предполагает сосредоточение усилий не на удержании достигнутых ранее преиму­ществ в какой-либо отрасли, группе отраслей или производстве той или иной продукции, а на приоритетном стимулировании опережающего развития группы наиболее современных, но­вых и новейших отраслей, производств, технологий и продуктов (электроники, биотехнологии, новейших материалов, возобновляемых энергоресурсов и энергосбережения, технических средств связи и т.п.). Материальная основа этого стратегического курса - дальнейшее укреп­ление научно-технической базы и совершенствование системы подготовки и использования научных и технических кадров, ориентированных на непрерывное и ускоренное создание и внедрение нововведений во всех сферах хозяйства.

Основными целями промышленной политики США являются:

· создание структуры американской промышленности и конкретных промышленных ком­паний, адаптированной к складывающимся (и перспективным) условиям международной кон­куренции;

· формирование максимально благоприятных условий для американской промышленности на мировом рынке, снижение торговых барьеров для американского экспорта и инвестиций;

· изменение конкурентоспособности ключевых отраслей промышленности, значение ко­торых особенно велико для роста конкурентоспособности экономики в целом.

Таким образом, основное направление промышленной политики США – повышение конку­рентоспособности национальной промышленности на всех уровнях.

При этом государственная промышленная политика в США преследует решение следую­щих основных задач:

· стимулирование структурной перестройки производства с целью повышения его эф­фективности и конкурентоспособности;

· всемерное облегчение адаптации общества к структурным изменениям в хозяйстве и, в частности, в промышленности (программы подготовки и переподготовки кадров, создание новых рабочих мест, обеспечение условий, облегчающих миграцию населения и т.п.), по­скольку конечной целью всей экономической политики государства, которая совпадает с его главной социальной функцией, является повышение жизненного уровня граждан;

· восстановление отраслей промышленности после мирового финансово-экономического кризиса;

· внедрение новых инновационных технологий во все отрасли промышленности.

Для решения этих задач используются прямые государственные капиталовложения, целе­вое финансирование и субсидирование (прямое и косвенное), федеральная контрактная систе­ма закупок, протекционистские меры, налоговые льготы и скидки, правила и нормы амортиза­ции, государственные программы и, наконец, различные меры административного контроля.

Например, США проводят довольно агрессивную торговую политику, направленную на за­щиту своей автомобильной промышленности и производства полупроводников от японского и южнокорейского импорта, сталелитейной промышленности – от европейского импорта, легкой промышленности – от китайского импорта. Примечательно, что протекционистские настрое­ния как в США, так и в странах ЕС в последние годы только усиливаются.

Свою основную задачу государство видит не в заранее запланированных действиях, а в противодействии тем, кто стремится злоупотреблять своей властью против правил конкурент­ности, на которых должны основываться любые экономические взаимоотношения. В этом смысле государство более воздействует на правила поведения, чем на результаты деятель­ности: эти функции федерального правительства реализуются с помощью антитрестовского законодательства и системы регламентации, часто касающейся деятельности ТНК. Антитре­стовские законы всегда были составной частью регулирования индустриальной среды, про­цессов концентрации и формирования ТНК.

Промышленная политика США последних лет включала следующие основные направления:

· инновационная (научно-техническая) и инвестиционная политика;

· государственно-частное партнерство;

· налоговая политика стимулирования промышленности и инновационных процессов;

· другие мероприятия, оказывающие прямое или косвенное влияние на развитие промышленности.

 

69.

Малый бизнес в Европе составляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается свыше 20 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и добавленной стоимости. Число занятого населения в малом бизнесе Европы составляет порядка 70%. Наибольшее количество малых предприятий создано в торговле, строительстве и пищевой промышленности.

Малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, "вынуждает" крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой – сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса.

Основные цели регулирования и поддержки малого бизнеса в Европе:

укрепление единого внутреннего рынка ЕС;

устранение административных барьеров;

унификация законодательной базы, усиление взаимодействия стран ЕС для более глубокого экономического сотрудничества.

Уникальная система регулирования и поддержки малого бизнеса в Европе начала складываться в 70-х годах прошлого столетия. Чтобы максимально стимулировать малое и среднее предпринимательство, в Европе были приняты меры, чтобы устранить административные препятствия для малого бизнеса. Первым делом были внесены изменения, касающиеся налога на добавленную стоимость, корректировки условий финансирования и изменения в социальную политику государств.

Кроме того, была разработана Европейская хартия для малого бизнеса Европы. В данном документе правительства европейских стран признали значительный потенциал малых предприятий и подчеркнули важность создания благоприятных условий для повторных попыток создания собственного бизнеса, даже если прежние попытки предпринимателя были не очень удачными. Положения Европейской хартии были учтены в Многолетней программе, и в первый же год было запущено 11 проектов по их внедрению.

Государственное регулирование малого бизнеса в Европе осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые юридические модели (Европейская акционерная компания, Европейский пул экономических интересов), которые позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных государств.

Политика поддержки малого бизнеса в Европе осуществляется через деятельность государств и через специальные программы, которые реализуются под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из Структурных фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд.

К кризисным условиям малый бизнес в Европе адаптировался наиболее эффективно, имея возможность маневрировать на рынке. Малые предприятия достаточно оперативно стали занимать ниши, неинтересные крупным предприятиям, что в значительной степени помогает европейским странам преодолевать стагнационные явления в экономической сфере.

Национальный императив устойчивого развития, или обязательное требование к стране, нации в целом, состоит в том, чтобы, активно и конструктивно участвуя в мировом процессе перехода к устойчивому развитию, определить цели и механизмы развития страны посредством выработки стратегии устойчивого развития, объединяющей в одно целое социальную, экономическую и экологическую политику, интегрирующей усилия нации на достижение экономической эффективности, социальной справедливости и экологической безопасности.

Концептуальным ядром НСУР является модель устойчивого развития. В теоретическом плане модель устойчивого развития Республики Беларусь основывается на научной парадигме социальной эволюции в экосовместимой форме и включает совокупность принципов и требований (императивов) к системе, структуре экономики, режиму функционирования и взаимодействия его подсистем, обеспечивающих гармонизацию отношений в триаде «человек–окружающая среда–экономика» с целью сбалансированного социально ориентированного, экономически эффективного и эколого-защитного развития страны, удовлетворения необходимых потребностей нынешних и будущих поколений.

В социальной сфере основной целью является достижение научно обоснованных параметров уровня и качества жизни населения, увеличение средней продолжительности жизни населения, улучшение среды обитания человека, развитие его социальной активности, планирование семьи, рационализация масштабов и структуры личного потребления, обеспечение равных возможностей для получения образования, медицинской помощи и восстановления здоровья; социальная защита престарелых, инвалидов и других социально уязвимых групп населения.

Социальный императив, таким образом, заключается в необходимости развития и эффективного использования человеческого капитала, наиболее полного удовлетворения его потребностей.

Экономический императив состоит, в свою очередь, в том, что национальная экономическая система страны должна быть эффективной, конкурентоспособной и одновременно социально ориентированной, ресурсо- и энергоэффективной, экологозащитной.

Важнейшими социально-экономическими составляющими устойчивого развития до 2020 г. и предметом особого внимания (приоритетами) с учетом принятого Плана выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге являются:

· повышение уровня и качества жизни населения;

· борьба с бедностью;

· изменение структуры потребления и производства;

· охрана и укрепление здоровья;

· улучшение демографической ситуации;

· противодействие криминализации жизни общества.

Экологический императив включает следующие требования:

· в центре внимания должен находиться человек, который имеет право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой;

· обеспечить равенство возможностей развития и сохранения окружающей среды как для нынешнего, так и для будущих поколений;

· охрана окружающей среды должна стать неотъемлемой частью общего социально-экономического процесса и не может рассматриваться в отрыве от него;

· в отличие от сложившейся практики охраны природы акцент следует перенести на осуществление мер по экологизации хозяйственной деятельности, в первую очередь, на устранение причин отрицательных техногенных воздействий, а не их последствий;

· социально-экономическое развитие должно быть направлено на улучшение качества жизни людей в допустимых пределах хозяйственной емкости экосистем;

· экологизация сознания и мировоззрения человека, системы воспитания и образования.

Date: 2015-07-27; view: 363; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию