Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






III в. Кризис III в





6. III-V вв. Поздняя Империя (284 – 476 г.). Доминат.

a. 284-337 Диоклетиан и Константин.

b.337-476 Варвары, рабы и падение Империи.

 

25. Историография истории др. Рима

Изучение истории Древнего Рима в первой половине XIX в. Впервой половине XIX в. историческая наука развивалась под влиянием таких мощных течений в общественной мысли, как классическая немецкая философия, особенно теория объективного идеализма Гегеля, английская политическая экономия, в частности анализ капиталистической экономики Д. Рикардо, и французские социологические концепции, получившие свое наиболее яркое проявление в трудах утопистов-социалистов Ш. Фурье и А. Сен-Симона. Одним из выдающихся историков XIX в. и ч крупнейшим специалистом в области римской у истории был Георг Бартольд Нибур, профессор университетов в Берлине и Бонне (1776—1831). Нибур является создателем историко-критического метода, на основе которого историческая наука работает до сих пор. С точки зрения Нибура, любой источник несет в себе позитивную информацию, которая может быть скрыта под различными переработками и последующими толкованиями. Поэтому задача историка состоит в том, чтобы очистить источник от имеющихся наслоений, открыть исторически достоверное, подлинное ядро. Свой подход к источникам и источниковедческой критике Нибур блестяще продемонстрировал на разборе легендарной традиции о древнейшем Риме. Нибур отыскал в ней достоверное ядро, в частности он считал, что римская традиция о древнейшем Риме основана на древнейших песнях, в которых содержится реальная информация о древнейшем Риме. В своем труде «Римская история», (т. I—III, 1811—1S12) Нибур дал не только образцы критики источников, он предложил также новое и более глубокое понимание исторического процесса древнейшего Рима. Нибур рисует картину развития римского общества от родового быта к государственному, основанному на территориальных началах. В ходе этого развития важную роль играет борьба плебеев с патрициями, а в ней Нибур намечал линию противоборства мелкого и крупного землевладения. Ряд положений Нибура: родовое устройство как исходная ячейка исторического развития римлян, а также других народов, возникновение Рима из разных этнических элементов, трактовка происхождения патрициев и плебеев (теория «первоначального гражданства патрициев»), роль законодательства Сервия Туллия в развитии римского государства — были крупными открытиями в области ранней римской истории.

Одним из крупнейших историков Древнего Рима во Франции был М. Дюро де ла Малль (1777—1857). Из его многочисленных работ (исследования о военном искусстве древних, об античной Африке, 1847) особое значение в науке приобрела «Политическая экономия римлян» (т. I—II, 1840), написанная под влиянием школы английской политэкономии. Автор собрал и обработал большой фактический материал по аграрным отношениям, включая организацию труда и рабочей силы. Исследованы метрическая и монетная системы, цены на товары, рабочую силу и рабов, римские цензы, земельный кадастр. Целая книга (работа делится на два тома, а каждый том на две книги) посвящена изучению разных категорий населения Италии и провинций, соотношению свободного и рабского населения. Автор приходит к выводу о рабовладельческом характере производства и всего жизненного уклада древних римлян и в духе распространенных в Европе того времени антирабских настроений (аболиционистское движение в Европе и Америке за отмену рабства в колониях) приписывает отрицательное воздействие рабовладельческих отношений на римское общество и государство. Аргументация и выводы Дюро де ла Малля оказали сильное влияние на последующие исследования рабства и римской экономики. Его работу ценил К. Маркс.

Из русских ученых наибольший вклад в изучение римской истории в первой половине XIX в. внесли профессора Московского университета Д. Л. Крюков, Т. Н. Грановский и С. В. Ешевский.

Д. Л. Крюков (1809—1845) дал глубокую разработку двух исторических проблем: религиозных концепций патрициев и плебеев в раннем Риме (1842) (он развивал идеи о существовании различных религиозных систем у патрициев и плебеев), характера творчества Корнелия Тацита. По его мнению, деспотизм римских императоров и нравственная деградация римского населения вели к упадку римского могущества и обусловили трагический характер творчества Тацита. Большой общественный резонанс в России имела профессорская и научная деятельность Т. Н. Грановского (1813—1855). Грановский был горячим сторонником прогрессивного историко-критического метода Нибура, в своих лекциях и научной работе обращал главное шимание на исследование общественных настроений и политическую историю Римской империи. Показывая причины разложения общественно-политических порядков и духовных ценностей римского мира, Грановский подчеркивает внутренние причины такого разложения, борьбу различных общественных сил и интересов. Грановский был далек от односторонних оценок важных исторических явлений. Например, при всем деспотизме римских императоров он видит и позитивные моменты в римской «административной монархии»; неоднозначна и его оценка роли христианства в истории римского общества и культуры.

Крупным исследователем проблем римской империи был С. В. Ешевский (1829—1865). В лекциях по истории Римской империи, работе «Центр римского мира и его провинции» (1858), в своей диссертации об Аполлинарии Сидонии (1855) С. В. Ешевский разработал оригинальную концепцию Римской империи — более глубокую, чем те, которые имелись в современной ему западной литературе. Большое внимание он уделял содержанию романизации, значению провинций Империи, социально-экономическим аспектам жизни, социальным движениям, роли местной знати и др. 2. К.Маркс и Ф. Энгельс о Древнем Риме. Возникновение марксизма как научно сформулированного мировоззрения пролетариата во второй половине 40-х.годов XIX в. было революционным.событием в мировой общественной мысли. К. Маркс и Ф. Энгельс, основатели марксизма, открыли исторический материализм, который впитал в себя все достижения предшествующей науки. Материалистическое понимание истории дало научное объяснение хода мирового исторического процесса, решило ряд теоретических проблем, ранее бывших камнем преткновения для историко-философских систем. Центральным понятием исторического материализма стало понятие общественно-экономической формации, развитие которой определяется движением способа производства, диалектическим единством производительных сил и производственных отношений, от противоречивого соотношения которых зависит состояние политических учреждений и идеологической надстройки.

Исходя из учения о формациях, К. Маркс и ф. Энгельс разработали свое понимание римского общества как проходящего стадию рабовладельческой общественно-экономической формации, определяемой движением рабовладельческого способа производства.

Ими были очерчены границы рабовладельческой формации в римской истории (середина VI в. до н. э. — законодательство Сервия Туллия — падение Западной Римской империи в 476 г.), предложена периодизация, определены внутренние пружины развития.

26. Этруски: проблема происхождения, общество и культура

География. Этрурия, Паданский регион, Кампания. В VI в. двигаются на Ю и на С => захватывают Рим (последние цари Рима – этруски), но эллины прогоняют их назад на С (524, 474 при Кумах), в т.ч. в 510 освобожден Рим. К 400 галлы вытеснили этрусков на С, к 282 этруски завоеваны Римом и романизированы. Расцвет в ¾ VI в.

Значение. Одна из 2-х культур, сильно повлиявших на Римскую (вплоть до IV в. до). Сильно выделяется на фоне всяких лигуров, италиков, иллирийцев своим развитием (есть государство).

Археология. Вся этрусская археология идет без параллельных письменных источников => красива, но малоинфрмативна. Некрополи северной и средней Итаии с богатыми захоронениями, росписью по стенкам. Город V в. близ Марцаботто. Регулярная планировка. Порт Спина VI-IV вв. (аэрофотосъемка). Порт Пирга V в. (остатки святилищ, таблички с сакральным текстом параллельно на этрусском и финикийском языках). Этрусские жилые дома близ Аква Россы. До 11 000 инскрипций, они легко читаются, но смысл неясен. Архитектура. Регулярные планы (отсюда позже Гпподамова система). Фортификация. Храмы, похожие на греческие. Саркофаги, фрески, скульптура.

Date: 2015-07-27; view: 372; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию