Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы предпринимательской деятельности как экономические системы





 

Примеры эффективного взаимодействия малых и крупных предприятий различных форм и разновидностей можно наблюдать в нефтяной отрасли, являющейся лидером в сфере структурной перестройки и реструктуризации крупных предприятий. Функционирование этой отрасли основывается на рациональном взаимодействии малого и крупного бизнеса, предусматривающем самый широкий диапазон взаимоотношений – от переуступки прав на производственную деятельность до совместной производственной деятельности. Крупные вертикально интегрированные компании организуют работу таким образом, чтобы иметь все условия и возможности для реализации крупномасштабных проектов по разведке и эксплуатации богатых месторождений как внутри страны, так и за рубежом, причем в любых по сложности природно-климатических и геолого-экономических условиях. В то же время в тесной связи с крупными компаниями в производственной сфере, технологическом обслуживании, консалтинге, сервисе, «обкатке» новых бизнес-схем, маркетинге, сбыте продукции работают малые и средние фирмы-сателлиты.

На наш взгляд, именно производственное предпринимательство должно быть положено в основу экономической целесообразности взаимодействия малого и крупного бизнеса. В этой связи основой системы взаимодействия субъектов малого и крупного предпринимательства является именно производство товаров и услуг. К существенным признакам данной системы относятся: отраслевой, региональный, сырьевой, кадровый, инновационный.
Однако не нужно забывать о среде, в которой функционирует малый и крупный бизнес. Как было отмечено выше, Э.М. Коротков выделяет понятие «среда» в качестве одного из основных свойств системы. По нашему мнению, любая система создает внутреннюю среду, отличную от созданной другой системой, иначе говоря, внутренняя среда – это среда, где осуществляются связи между элементами и управляющей системой, а также возникают реакции на взаимодействие с внешней средой. На наш взгляд, необходимо классифицировать факторы, оказывающие то или иное воздействие на исследуемую систему (см. табл. 3). Следует отметить, что к субъектам взаимодействия относятся малое и крупное предпринимательство, а к объектам – совокупность отношений между ними.

 

Таблица 3.3 Факторы, влияющие на взаимодействие субъектов малого и крупного предпринимательства

На базе крупных предприятий реального сектора предпринимательская деятельность наиболее часто возникает в виде следующих форм:

1) интрапренерство (образование небольшого, часто временного коллектива для реализации некоторой цели или разработки некоторой идеи, необходимой для повышения технического уровня крупного предприятия);

2) инкубаторство («выращивание» малой фирмы, оказание различной помощи на этапах ее становления);

3) сателлитная форма (организация малых фирм-сателлитов, то есть различных дочерних фирм, сохраняющих «родственные связи» с головной организацией, образование малых фирм, юридически самостоятельных, но экономически существенно зависящих от коренной структуры, и т. д.).

Малый бизнес объективно играет подчиненную роль в системе отношений с крупным бизнесом, в то время как крупное предпринимательство, при определенных экономических условиях, способно продуцировать необходимое множество субъектов малого предпринимательства, в той или иной степени зависящего от крупного. В этой связи необходимо проводить не только исследования, позволяющие строить оптимальные производственно-технологические цепочки взаимодействия малого и крупного предпринимательства, но и совершенствовать нормативно-правовую базу этого взаимодействия, что позволит оптимизировать структуру предпринимательства и повысить его конкурентоспособность. На сегодняшний день на федеральном и региональных уровнях создана правовая база в части инфраструктурного и финансового обеспечения взаимодействия субъектов малого и крупного предпринимательства.

Таким образом, система взаимодействия субъектов малого и крупного предпринимательства представляет собой совокупность реальных субъектов и объектов взаимодействия, обладающих определенностью связей и отношений, функционирующую с целью достижения положительного синергетического эффекта.

 

Заключение

 

Приведенные информационно-аналитические материалы позволяют сделать вывод о том, что между развитием крупного и малого предпринимательства существует более жесткая связь, чем это принято считать. Поскольку крупное производство только лишь начинает возрождаться после длительного экономического кризиса в России, то и востребованность малого предпринимательства со стороны крупного бизнеса не могла быть значительной. Поэтому и явно выраженная стагнация в динамике роста числа малых предприятий, начавшаяся в 1998г. и продолжающаяся по сей день, не случайна. По сути, она свидетельствует о “псевдонасыщении” экономики малым предпринимательством, обусловленном недостаточно благоприятным экономическим климатом, который сложился вокруг него, слабой государственной поддержкой и, конечно же, низким уровнем развития крупной промышленности.

Рациональное соотношение между крупным и малым предпринимательством зависит от целого ряда факторов, включая культурно-исторические традиции, менталитет общества, природно-климатические особенности и др.

Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса имеет свою специфику, обусловленную ходом развития экономических реформ, которая заключается в том, что в складывающемся экономическом симбиозе предприятий значительная доля нагрузки на первоначальном этапе ложилась на малые предприятия, которые зачастую обеспечивали “выживание” крупных фирм. Эта тенденция не преодолена полностью и до сих пор.

Следовательно, роль малого бизнеса в России нельзя оценивать традиционным образом, как это происходит в стационарной экономике, например, только по количественным показателям. Такая оценка будет поверхностной. Малое предпринимательство как особый сектор общественного производства имеет в нем весьма незначительный удельный вес. Его большая часть находится в теневой экономике и не отражается официальной статистической отчетностью, хотя и определяет условия выживания значительной части общественного производства.

Малые фирмы, взаимодействуя с крупными предприятиями, сыграли значительную роль в первоначальном накоплении капитала и в процессах приватизации, взяли на себя тяжелое бремя проблем реформенного развития экономики.

Сегодня необходим поиск новых резервов для успешного развития малого бизнеса. Значительная часть из них находится в сфере создания условий для органичного взаимодействия, сотрудничества и кооперации малого, среднего и крупного бизнеса в интересах участников сотрудничества, государства и общества в целом.


 

Date: 2015-07-27; view: 529; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию