Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложения





 


 

Приложение 1

 

Фрагмент иллюстрации Ю.А.Васнецова к книге В.В.Бианки «Лис и мышонок»

 

Приложение 2

 

 

Иллюстрация В.М. Васнецова к сказке Ш.Перро «Спящая красавица»

 

 

 

Приложение 3

 

Иллюстрация Е.И.Чарушина

 

 

Приложение 4

 

 

Иллюстрация Т.П.Дедовой к книге «Старая Вятка. Города и села губернии»

 

 

Приложение 5

 

 

Иллюстрации С.Ю. Горбачева к его произведениям

 

 

 

Приложение 6

 

 

Занятие «Кто и как создает рисунки в книгах»

Цель: закрепить у детей представление о графике и таком ее виде, как книжная графика, ее особенностях и средствах выразительности, о сложности труда художника-иллюстратора, процессе и последовательности его работы над иллюстрацией! Подвести детей к пониманию того, что книга это произведение искусства, в создании которого принимают участие писатель, художник, редактор, печатники. В нее вложен труд многих людей, поэтому относиться к ней следует бережно и аккуратно. Вызвать у детей эмоциональный отклик на иллюстрации в книгах, на художественные образы, желание их рассматривать, радоваться творческим удачам художников; развивать художественное видение, зрительную память детей.

Материал. Книги с иллюстрациями Ю. Васнецова, Е. Чарушина, В. Лебедева, Т. Мавриной, Н.Кочергина, А. Пахомова, В. Хлебниковой и других художников. Книжки разного типа: книжка-игрушка, раскладушка, книжка-альбом и др.Чтение литературных произведений с иллюстрациями вышеназванных художников, рассматривание иллюстраций. Изобразительная деятеятельность детей на темы прочитанных сказок, потешек, рассказов. Возможно экскурсия в типографию. Она проводится с участием нecкольких взрослых, при этом маршрут заранее продумывается и могут увидеть дети, посещаются воспитателем те участки типографии, которые предусматривается их безопасность, продумывается содержание беседы. Организация. Дети сидят перед столом воспитателя, на котором лежат иллюстрированные книги.

Ход занятия

Воспитатель: «Дети, мы уже знаем, кто пишет живописные картины (художник-живописец). А кто создает рисунки в книжках? Да, тоже художник. А как называются эти рисунки? Иллюстрации, поэтому художники, создающие эти рисунки, называются художниками-иллюстраторами. Для чего нужна иллюстрация в книжке? (Ответы детей.) Чтобы помочь нам понять содержание книжки. Они наглядно рассказывают о героях: какие они, нравятся ли они художнику, как они поступают. Давайте посмотрим книжки с иллюстрациями разных художников. Посмотрите внимательно и скажите мне, можно ли по рисункам догадаться, о чем эта книжка? (Показывает книжку.) Да, эта книжка о животных. А эта? О людях. А эта? Это сказка. А как вы узнали? (Дети рассказывают.) Кого из художников вы узнали? (Дети перечисляют.) Очень хорошо. Про этих художников вы уже знаете, а о других мы с вами еще поговорим. Сейчас я вас хочу спросить: к какому искусству относится иллюстрация? Вспомните, как Карлсон открыл для себя и для нас новое искусство. (Ответы детей.) Да, это графика. И если в живописи главное средство выразительности – цвет, то в графике? Ответы детей: линия, штрихи, пятно, точки. Цвет здесь тоже используется, но он не такой, как в живописи. Иллюстратор как бы раскрашивает, украшает рисунок. Чем рисуют художники-иллюстраторы? Карандашами, углем, сангиной, фломастерами, пастелью, тушью. А иногда применяют кисть и краски. Сейчас мы поговорим о том, как работает иллюстратор над рисунками в книге. Рассматривая книги, мы видели, что они рассказывают о разном: о детях, о животных. Есть сказки, потешки, стихи о природе и т. д. Обычно художнику нравится рисовать про что-то одно: или про животных, или про детей, или иллюстрировать сказки. Он сначала внимательно читает то, что написал поэт или писатель, читает несколько раз. Если ему нравится произведение, он начинает думать, как рассказать обо всем написанном рисунками. Он представляет себе героя сказки или рассказа по его поступкам, поведению; пытается понять, какой он: добрый или злой, хвастливый или простодушный, сердитый или веселый; представляет себе его лицо, движения, жесты, где он живет, как одевается, что его окружает, какие предметы. Затем делает много разных рисунков набросков, часто он делает их с натуры, наблюдая за тем или иным животным, человеком, похожим на его героя. Очень известный художник Василий Алексеевич Ватагин (тот, который первым иллюстрировал книжку Р. Киплинга «Маугли») не только ездил в Индию, но и делал многочисленные наброски с мальчиков различных возрастов, в разнообразных позах. Он встретил уже в Москве мальчика с индусским типом лица и удивительно богатой мимикой – выражением лица. Мальчик легко принимал любые, соответствующие просьбам художника, выражения – гнева и ярости, радости или горя, нежности и ласки в разных оттенках. (Показать книжку «Маугли» с иллюстрациями В. Ватагина.) Художник Ватагин очень любил рисовать животных, он наблюдал за ними в зоопарках, на улице, делал многочисленные наброски. (Показать рисунки В. Ватагина.)

А Валентин Иванович Курдов, готовя рисунки к книжке «Где раки зимуют»,

наловил много раков в реке и наблюдал, как они ползают в тазу, рисовал их

движения, форму тела и клешней, а потом использовал эти рисунки для иллюстрации книжки. Чтобы сделать рисунки к повести Р. Киплинга» «Рикки-тикки-тави», он изучал змей и мангуст в зоологическом саду. Посмотрите, какие у него получились интересные рисунки. (Показать рисунки в книжке.) А художник Юрий Алексеевич Васнецов, когда иллюстрировал потешки, сказки, вспоминал дымковские игрушки, расписную посуду, прялки, придумывая фантастические, сказочные образы. (Показать рисунки.) Каждый художник посвоему видит мир, его красоту, каждый по-своему видит героев, о которых рассказывает писатель. Но все художники стараются, чтобы рисунки помогли нам понять содержание книги, ее главную мысль, чтобы герои были похожи на тех, о которых говорит писатель. Все средства выразительности, которые использует художник: рисунок, цвет, композиция, форма книги – направлены на то, чтобы показать, что это за произведение (жанр): сказка это или рассказ, потешка, стихотворение.

Дети, а чем сказка отличается от рассказа? (Дать возможность детям высказать свои суждения.) Да, сказка – это вымысел, фантастика, здесь много необычного, сказочного: если это звери, то они могут жить и действовать как люди, ходить на двух ногах, они одеты как люди, они совершают добрые и

злые поступки, используют те же предметы, что и люди. А в рассказах, повестях? (Ответы детей.) Да, здесь все как в жизни: герои похожи на настоящих людей, животных. Именно это и стараются передать художники. Художники-иллюстраторы придумывают и конструкцию книжки, ее оформление от начала до конца, расположение в ней иллюстраций, текста, букв. Вот посмотрите, какие бывают книжки по конструкции: книжка-игрушка, книжка-раскладушка, книжка-сцена, книжка-альбом, книжка-панорама. (Показывает эти книги, обращает внимание на расположение в них иллюстраций.) Иллюстрации могут быть разными по величине: большие – во всю страницу или даже разворот страниц, маленькие среди текста или сбоку, на полях. В одних иллюстрациях главное – яркое цветовое пятно, в других – линия, в третьих – силуэт. Некоторые художники сами придумывают рассказы, сказки, стихи и к ним делают рисунки». (Показать работы Е. Чарушина, В. Сутеева.) Детям можно показать книжки: книжка-образ «И котенок, и щенок», стихи В. Берестова, художник и автор конструкции Л. Майорова; «Мишка-Топтыжка», текст Б. 3аходера, художник А. Барсуков; «Привередница», текст В. Даля, художник В. Кульков и др.); книжка-игрушка «Кукла Машенька», стихи И. Михайлова, художник Л. Майорова); книжка-панорама «Первый снег», стихи И. Бунина, С. Есенина, художник В. Дугин); книжка-раскладушка, ширма «Где чей дом?», текст Т. Волжиной, художник М. Меженинов); книжка-сцена «Сказки-малютки», текст Л. Толстого, К. Ушинского, О. Капицы, художник С. Пынина; книжка с сюрпризом; книжка-альбом «В лесу», художник В. Горячева; книжки-малютки и др. Обобщая рассказ о творчестве художников-иллюстраторов, воспитатель

говорит: «Вот как много интересных книг придумали и оформили художники

для нас. Работа у них трудная и непростая. Над каждой книжкой они работают подолгу. Поэтому нам следует очень бережно относиться к каждой книжке, уважая их труд и труд писателя, который придумывает рассказ.

 

 


Приложение 7

 

 

3анятие «Сказочные избушки»

 

Цель: продолжать развивать у детей интерес к творчеству Ю. А.Васнецова, видение особенностей его творческой манеры в изображении домов: сказочность, декоративность, необычность. Формировать творческое воображение детей, их изобразительные умения в рисовании зданий.

Материал. Иллюстрации разнообразных домов, нарисованных художником Ю. Васнецовым в книге «Радуга» бумага, кисти, гуашевые краски для каждого ребенка.

Организация. Иллюстрации с различными изображениями домов выставлены перед детьми. Небольшая группа детей (7-8 человек) сидит перед выставкой. В другой части комнаты подготовлены мольберты и все, что нужно для рисования гуашью.

Ход занятия.

Воспитатель: «Дети, мы с вами уже знакомы с творчеством удивительного художника Васнецова, знаем, как интересно он изображает деревья, цветы, животных. А обращали ли вы внимание на то, какие разнообразные на его рисунках дома, избушки, сказочные домики?

Юрий Алексеевич часто бывал в русских деревнях, где каждый деревянный дом не походил на другой, видел их зимой и летом; охотясь, бродил по вятским лесам, где ему встречались различные домики, которые строили себе животные и птички. Удивлялся им. Художник он был очень наблюдательный. Все это ему пригодилось, когда он стал иллюстрировать сказки, потешки, песенки.

Вот перед нами очень интересный дом-теремок, теремок к потешке «Ладушки», расскажите мне, что это за дом такой? (Дети рассказывают, воспитатель поощряет их ответы.) Да, это дом-теремок в три этажа. Что мы видим на первом этаже вход с полукруглыми дверями и двумя маленькими окошечек по сторонам, а из чего сделан первый этаж? (Из бревен.) А как вы догадались? (Видны бревна и кольца – концы бревен). Вверху, над вторым этажом, в центре, украшение какое нарядное, как развернутое полотенце с волнистым узором на концах. А в центре полотенца – цветочек с лепестками и точечками беленькими. Видны и доски крыши с узорами, колечками.

А сейчас расскажите мне про второй этаж. Второй этаж занимает одно большое окно, из которого смотрит малыш, он в ладушки играет, а вокруг него птички летают, малыш им радуется. А окно-то, какое расписное, и ставни желтые, все узора разрисованы. По углам окна цветочки нарядные красуются. Есть еще и третий этаж – под самой крышей. Расскажи мне, что вы видите, какой он? Да, и здесь есть оконце в сам центре, разукрашено оно, и цветочки по бокам нарисованы; из-под крыши беленький узор выглядывает, как кружево. А это на самом верху? Солнышко с лучами, только сделано оно из дерева, поэтому такое необычное. И птички вверху тоже деревянные, таких птичек делают, чтобы еще больше украсить дом.

Вся страничка, какого цвета? Красная. На красном фоне очень нарядно смотрится светло-фиолетовый домик с бело-желтыми узорами. Вокруг теремка деревья и травы зеленые, они с необычными круглыми листочками-баранками. Вот какой интересный теремок придумал художник!

А вот другой дом, к сказке «3айкина избушка». Художник нарисовал зайкину избушку в разное время дня и разное время года. Белая страничка – утро; зима, летний вечер – синяя страничка; утро– розовая; черная – ночь, а желтая – солнечный день. Давайте рассмотрим зайкину избушку. На чем же это она стоит? (На большом пне.) Избушка какая по величине (маленькая.) Да, как

Огуречик, огуречик!

Не ходи на тот конечик–

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет

Чей же это домик? Да, мышек. А где они устроили свой дом? В пне. Там у них и печь топится – из трубы идет дымок и грибы на пеньке растут, и морковку себе большую притащили про запас. То-то страшно огуречику, боится идти: как бы мышки ему хвостик не отгрызли.

Мы с вами посмотрели много разных домов, которые придумал и нарисовал художник. А вот сейчас вы будете художниками, попробуете нарисовать интересный дом. Но сначала подумай, кто в этом домике будет жить. Придумайте, что это будет за дом: сказочный, волшебный или настоящий. Дети идут к мольбертам, можно включить мелодию. Воспитатель помогает детям советами. По окончании все рассматривают работы, взрослый одобряет рисунки, находит интересное в каждой работе с целью закрепления представлений детей об особенности творческой манеры художника Ю.А. Васнецова можно провести игру: «Найди рисунки Ю. Васнецова». Для этого подбираются рисунки животных, деревьев, цветов, домов, выполненные Ю. Васнецовым и другими художниками-иллюстраторами. Детям предлагается выбрать рисунок Васнецова и объяснить, почему они считают, что эти изображения выполнил данный художник. Играть можно группой в 3-4 человека, но для этого нужно, чтобы у каждого ребенка был набор иллюстраций. Выигрывает тот, кто выбрал все рисунки правильно. А из чего она сделана крыша? (Из деревянных досок, они видны – длинные полоски.) Избушка: стоит на пне, поэтому к ней ведет лесенка. Крыльцо с крыш (как маленький домик пристроен). А крыша у домика как формы? (Треугольной.) Она нарядно украшена, а сверху как будто бантик приделан. Из трубы дым идет – печь топится, вокруг дома кусты нарядные растут. А как интересно художник Васнецов придумал нарисовать избушку в разное время дня и в разное время года: он странички покрасил в разные яркие краски. И каждый раз избушка смотрится необыкновенно, по-новому. Нравится вам, как придумал художник? Сейчас мы посмотрим другой рисунок – здесь целая деревня изображена (рис. к дразнилке «Иванушка», Домов много, все деревянные и поставлены по-разному: и прямо, и боком показывает). Окошечки у всех беленькие на зеленом фоне, доски крыши – прицелены (лицевые доски сверху крыши) узорами расписаны. Страничка вся синяя, а домики светло-зеленные, такого же цвета огород и капуста. Деревенька очень нарядная. А какое время ода нарисовано? (Лето.) Что говорит об этом?

Деревню зимой, всю занесенную снегом, чуть-чуть окошечки видны, художник нарисовал к баюкалке «Баю-баю, баиньки «.

Баю-баю, баиньки,

Купим сыну валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке.

Будет наш сынок ходить,

Новы валенки носить.

Расскажите мне об этой деревеньке. Какие в ней домики? Заметили, как дым идет из труб? Да, прямо вверх – холодно-то как! Даже месяц замерз, как ежик ощетинился, и кусты все замерзли. Только сыночек доволен: валенки ему новые, нарядные купили, как тепло он одет.

А вот деревенька летом к потешке «Петушок».

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

маслина головушка,

Шелкова бородушка!

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Ване спать не даешь?

Почему я сказала, что здесь лето нарисовано? А домики, какие? А как украшены они? Но самый яркий и нарядный здесь петушок. Ишь, какой расписной! Еще хочу показать вам необычные дома, которые придумал художник. А живут в них разные зверюшки. Вот дом-дуб к потешке «Улита, улита»

Улита, улита,

Высунули рога!

Дам тебе улита

Пирога!

Это настоящее дерево с толстым стволом и огромной светло-зеленой кроной (листвой). Зайчик придумал устроить здесь свой дом. В самом центре кроны он вырезал окно, вон сидит, любуется с высоты на улиту. Радуется: вот как он высоко! Окошечко украшено расписными ставнями. А на дубе листочки резные и желудей полно. Крона дерева по краям как кружевом, точечками белыми украшена. А зайчата что это делают? Высоко приставлена. А вот еще интересный домик к потешке «Огуречик, огуречик».


Приложение 8

 

 

Занятие «Пушистые зверята»

Цель: знакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина на примере книг «Тюпа, Томка и сорока», «Друзья». Продолжать учить рисовать животных в движении, передавать в рисунке пушистую шерстку котенка, создавать его выразительный образ, используя приемы рисования сухой кистью или «веником». Совершенствовать навыки работы с гуашью. Воспитывать бережное отношение к животным.

Материал: тонированная бумага А 4, гуашь, кисти из щетины, веточки от веника, салфетки, клеенки; книги с иллюстрациями Е.И. Чарушина. Предварительная работа. Чтение рассказов Е.И. Чарyшина, рассматривание иллюстраций и ним.

Ход занятия.

Воспитатель. Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством одного из замечательных художников-иллюстраторов. Посмотрите на эти книги, на иллюстрации, выполненные художником (показывает), и скажите, о ком мы будем говорить? (О Евгении Ивановиче Чарушине.) Как вы догадались? (Этот художник рисовал животных, писал о них книги, в его произведениях зверята всегда как живые.) Читая книги Е.И. Чарушина, мы узнаем много нового, интересного. Истории, которые рассказал этот писатель и художник, учат нас понимать и любить мир животных. А как удивительно точно передает Чарушин не только внешний облик, но и характер животного. Посмотрите на этого котенка (демонстрирует ил люстрации из книг «Тюпа, Томка и сорока», «Друзья»), какой он пушистый, мягкий. Тюпа тянется за птичкой, подрывает, удивленно открывает глаза. Нам даже кажется, что мы слышим, как он мяукает. (Показывает иллюстрации.) Какие движения котенка изобразил автор книги? Как он это описывает в тексте рассказа? (Примерный пересказ детьми отрывок текста.)

Как мы рисуем зверьков? (Дети вспоминают строение животных, их характерные движения, последовательность рисования.) Молодцы! А нам можно сделать зверят пушистыми? (Дети называют знакомые им приемы рисования: «сухая кисть», рисование углем и сангиной, рисование по сырому акварельными красками.)

Я приготовила для вас сюрприз. Мы нарисуем веселых котят... веником. Посмотрите на эту веточку от веника, она похожа на кисточку, только прутики у нее жесткие, но это нам поможет. (Показывает прием рисования.) Закройте глаза и представьте себе...

Приоткрылась тихо, в дверь к нам пришел усталый зверь.

Он пушистый, мягкий, гладкий, мордочку он вымыл лапкой,

Он свернулся колобком и подпрыгнул за клубком.

Потянулся, спинку выгнул, высоко за птичкой прыгнул.

По дорожке пробежался и собаки испугался.

Угадай, кто он такой? Дыбом шерсть, хвост трубой...

(Ответ детей.)

Правильно, кот. Теперь сами нарисуйте кота: пушистого или гладкого, ленивого или шустрого, веселого или сонного, но обязательно симпатичного. Чем вы будете рисовать – кистью или «веником», – решайте сами. (Дети при ступают к работе, самостоятельно выбирая способ рисования).

По окончании работы дети дают котам имена и придумывают о них истории. Можно во время анализа рисунков выбрать самого пушистого, самого хитрого, самого ленивого, самого ловкого кота или котенка, который больше всех похож на Тюпу из книги Е. Чарyшина.

 

 


Приложение 9

 

3анятие: «Угадай, кто что делает»

 

 

Цель: подвести детей к пониманию того, как художник изображает движение, позу, жест животного и что они означают. Формировать художественное восприятие, умение в речи, в рисовании пластикой движении передавать воспринятые графические образы животных.

Материал. Иллюстрации Е. И. Чарушина в книгах «Детки в клетке», «Тюпа, Томка и сорока». Художественно-развивающая игра «Кто сидит, кто бежит».

Предварительная работа. Чтение вышеназванных книг, рассматривание иллюстраций в них.

Ход занятия.

Воспитатель: «Дети, сегодня мы попробуем разгадать по рисункам Е. И. Чарушина, кто из животных что делает. (Показывает рисунки из книги «Детки в клетке».) Первый рисунок – к стихотворению «Детский дом». Посмотрите внимательно и отгадайте, что делают здесь малыши? Вот два медвежонка. Расскажите о них. (Один сидит и сосёт из бутылочки молоко, лапкой придерживает, чтобы не отобрали, а другой тянет за конец бутылки, мордочку вытянул и просит: «Дай, а ну, дай пососать. Я чуть-чуть только, немножко по бую, дай, а?») Как просит один медвежонок у другого бутылочку с молоком? Покажите. А сейчас другая страничка. Что здесь происходит? (Вверху козлик бодает медвежат.) А как вы догадались, что козлик бодает медвежат? Да, он голову наклонил, лбом хочет забодать, а рожек– то еще нет, не выросли. А как он стоит? Да, он стоит на задних ножках. А медвежата что делают? Один с ревом (рот открыт) удирает, боится козлика, а другой сжался весь от страха, повернулся и рычит, хотя сам и побаивается. А барсук удирает со всех ног. А ниже на страничке что нарисовано? Да, волчонок и львенок гоняют мяч. Вон как бегут: передние лапы вытянули, задними отталкиваются, несутся вскачь. Стихотворение «Зоосад». – Здесь что делают малыши? Расскажите мне, как это рисовал художник? (Рассматривают с детьми рисунки, обращают внимание на позы и мимику животных, воспитатель предлагает детям принять некоторые позы.) Книга «Тюпа, Томка и сорока». Воспитатель предлагает детям послушать рассказ, который написал и рисунки к которому сделал Евгений Иванович Чарушин. Читает рассказ «Почему Тюпу прозвали Тюпой», при этом показывает рисунки. После чтения предлагает детям рассказать, что же делает Тюпа? – На первой страничке Тюпа удивляется. Глаза большие, удивленные, а сам он весь сжался от страха: «Что же это?» Что он увидел? А как художник нарисовал шерстку? Вон какой пушистый котенок – комочек пуха. А на второй страничке что нарисовано? Тюпа тихонько подкрадывается, прижался к земле, чтоб его не видно было. А ну-ка, покажите, как Тюпа ползет. (Дети показывают.) Полз, полз Тюпа, да как прыгнет. Хотел птичку схватить. Покажите, как прыгнул котенок (передние лапки вверх, только на задних стоит). Да не схватил птичку. Не дорос еще Тюпа птиц ловить. «Ловкач неуклюжий», – говорит писатель. А сейчас, дети, мы поиграем в игру «Кто бежит, а кто сидит). У вас на столах лежат карточки с изображением животных, нарисованных Е. И. Чарушиным. Вы внимательно их рассмотрите и разложите по группам: в одну группу животных, нарисованных сидящими, а в другую – тех, кто бежит, прыгает. Дети выполняют задание. Воспитатель поощряет детей. Иллюстрации можно выставить, чтобы дети могли их видеть. После этого детям предлагается – нарисовать какое-либо животное: зайчика, лисичку, кошку, белочку, собачку, птичку, при этом придумать его позу, движение. Воспитатель оказывает детям помощь, обращает внимание на иллюстрации, на то, как художник передал движения животных. Можно использовать фигурки с подвижными частями тела, показав, как могут быть расположены голова, туловище, лапы, хвосты у животных. В конце занятия следует одобрить работы, обратить внимание на выразительные образы, спросить детей, как они получились. Для закрепления у детей представлений об особенностях творческой манеры художников Ю. А. Васнецова и Е. и. Чарушина можно предложить детям такие игры, как «Узнай, какой художник меня нарисовал?), «Угадай, какие звери в этом домике живут?).

Приложение 10

 

 

Игра «Узнай, какой художник меня нарисовал?»

 

Цель: закрепить у детей представление об особенностях средств выразительности, используемых художниками Ю. А. Васнецовым Е. И. Чарушиным.

Материал. Карточки-иллюстрации, изображающие разных животных, выполненные художниками Ю. Васнецовым и Е. Чарушиным (l-й вариант). Большие и маленькие карты (2-й вариант по типу «Лото»).

Организация:

l-й вариант. Играют З-4 ребенка. У каждого несколько карточек с иллюстрациями двух художников. Детям предлагается разобрать картинки по группам, т. е. в одну группу рисунок Чарушина, в другую – Васнецова. Объяснить, почему так подобрали. Как узнали?

2-й вариант. Игра по типу «Лото». Детям раздаются большие карты – по одной каждому. В углу карты изображено одно животное (например, заяц), нарисованное Ю. Васнецовым или Е. Чарушиным. У воспитателя маленькие карточки с изображениями животных, выполненными тем или иным художником. Воспитатель показывает карточку и спрашивает: «Кто нарисовал меня?» Дети, посмотрев на свою карту, определяют по манере изображения, кто художник, и поднимают руку. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит свою карту.

 


Приложение 11

Игра «Угадай, какие звери в этом домике живут?»

 

 

Цель. Поупражнять детей в видении своеобразия художественного языка двух иллюстраторов – Ю. Васнецова и Е Чарушина.

Материал. Два нарисованных домика-книжки в стиле Ю. Васнецова (декоративная манера) и Е. Чарyшина (реалистическая манера). На коньке каждого дома нарисован в манере определенного художника петушок.

Организация. Играют 3-4 ребенка. Воспитатель расставляет на противоположных концах домики, а в центр стола кладет рисунки зверей, выполненные Чарушиным и Васнецовым.

Ход игры.

Воспитатель: «Дети, послушайте, что однажды случилось в детском саду.

На книжной полке стояли очень интересные книжки, в них рисунки разных животных, нарисованные художниками Чарушиным и Васнецовым. Днем эти книжки рассматривали дети, и животным – зайчикам, лисичкам, серым волкам, мишкам – очень нравилось, что на них так внимательно смотрят, любуются ими. Но пришел вечер, потом ночь, и уже никто на них не смотрел. Скучно им стало. Вот они все и выпрыгнули из книжек, собрались вместе и стали друг перед другом хвастаться. Одни кричали: «Мы сказочные, мы нарядны», а другие говорили: «Зато мы как настоящие!» Стали они хороводы водить да танцевать. Так развеселились, что и забыли, в какой книжке, в каком домике они живут. Пришло утро, а звери так и не могли узнать свой дом. Они очень растерялись, перепугались и перепутались. Сидят все вместе и горюют. Поможем им свои дома-книжки отыскать? Давайте сначала домики рассмотрим. Это что за дом? (Показываем дом-книжку, нарисованный в стиле Ю. Васнецова.) Да, это сказочный теремок. А как он расписан? Какие на нем узоры? Вот какой сказочный! И кто же его нарисовал? (Ю. Васнецов.) А это что за дом? (Дом-книжка, нарисованный в стиле Е. Чарyшина.) Как настоящая избушка лесника. Здесь могут жить лесные звери, которых лечит и подкармливает лесник. Как избушка нарисована? Похожа на настоящий дом? Кто его мог нарисовать? (Е. Чарyшин.)

А сейчас попробуем помочь животным, показать каждому его дом. Дети по очереди выполняют задание, при этом рассказывают, почему они относят то или иное животное к определенному домику.

По выполнении задания воспитатель говорит детям: «Вот мы и помогли животным найти свои книжки-дома. То-то они радуются! А еще они довольны потому, что вы правильно узнали, какой художник их нарисовал! А мы сейчас споем им песенки и прочитаем стихи про них».


Приложение 12

 

Игра «Угадай-ка»

 

Цель: соотносить содержание потешки с иллюстрацией. Закрепить у детей представление о связи рисунка в книге с текстом. Развивать зрительное восприятие, учить видеть творческую манеру изображения художника, его умение по-своему раскрывать текст, обогащая его изобразительно.

Материал. Иллюстрации художников Ю. Васнецова, Е. Чарушина, В. Сутеева к потешкам, с которыми дети знакомы; можно взять и несколько новых.

Организация. Дети сидят за столами, у каждого набор иллюстраций названных художников.

l-й вариант. Воспитатель объясняет детям игру: «Дети, перед вами лежат разные иллюстрации, посмотрите, как их много, некоторые вам уже знакомы, а другие нет. Я сейчас буду читать вам потешки, а вы постарайтесь найти иллюстрацию к прочитанной потешке и покажите мне ее. Слушайте. (Читает потешку):

Ваня, Ваня-простота,

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперед

И поехал в огород.

Найдем иллюстрацию к этой потешке.

Дети находят и показывают. Воспитатель спрашивает детей, как они догадались. Ребенок объясняет. Воспитатель: «А как зовут художника, который нарисовал эту потешку? (Ю. Васнецов.) Как догадались? (Говорят об особенности манеры изображения художника.) Расскажите мне, что придумал художник и чего нет в тексте? (Читаем потешку еще раз.) О чем не говорится в потешке? (О деревне, о тучках, о том, что растет в огороде, о цветах, о вороне; о том, как одет Ваня, что он держит в руках; о том, какая красивая лошадь.) Интересно придумал художник? Как красиво он подобрал краски! Послушаем новую потешку. Найдите эту иллюстрацию:

Ходит кот по лавочке,

Водит кошку за лапочки:

Топы, топы по лавочке!

Цапы, цапы за лапочки!

Дети находят. Воспитатель спрашивает, как они догадались.

Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть рисунок и рассказать, что интересного придумал художник. Читаем потешку еще раз. Дети рассказывают о находках художника. (Котик большой, черный, глаза желтые, усы большие. На нем рубашка голубая с красным пояском, белый нарядный бантик. Кошечка поменьше, беленькая, в нарядной узорчатой юбке, она вся в бантиках, красные сапожки на лапочках. Видно, что она радуется, довольна, даже язычок высунула. Очень нарядная лавочка. Под лавочкой много маленьких черненьких котят, все в рубашечках оранжевых, танцуют, бегают, с цветочками играют. Лавочка стоит у расписного окошка, вверху петушок нарисован, а по бокам его цветы красивые и птички.)

Воспитатель: «Вот удивительный рисунок! А как вы думаете, какой художник его нарисовал? (Ю. Васнецов.) Как догадались? «Читает следующую шутку-потешку – «Самолет»:

Вот машина так машина:

Нет ни пара, ни бензина,

Не пыхтит, не дымит,

Только крыльями шумит.

Воспитатель предлагает детям найти иллюстрацию к потешке.

Затем идет разговор о том, что интересного придумал художник, о чем не говорится в тексте. Предлагается узнать, кто нарисовал иллюстрацию к потешке (Е. Чарушина), поговорить о том, как дети догадались. Если дети затрудняются в ответе, можно показать знакомые им книги, иллюстрированные художником «Детки в клетке», «Птицы» и др.). Читается другая потешка – «Трус»:

Зайку спрашивает еж:

«Что ты, заинька, ревешь?»

«Очень я перепугался,

С диким зверем повстречался.

Он зеленый, пучеглазый.

Не видал таких ни разу».

– С кем это встретился зайчик? (С лягушкой.) Найдем иллюстрацию к этой потешке и расскажем о ней. Какой художник ее нарисовал? Как догадались? Затем читается следующая потешка, например «Барабею» К. Чуковского:

Рабин Бобин Барабек скушал сорок человек, и корову, и быка,

 

И кривого мясника,

И телегу, и дугу,

И метлу, и кочергу,

Скушал башню,

Скушал дом

И кузницу с кузнецом.

А потом и говорит:

«У меня живот болит!»

Снова дети находят иллюстрацию к потешке, рассматривают ее, выясняя, кто ее нарисовал. (В. Сутеев.) Затем читаются еще 2-3 потешки. В конце воспитатель одобряет работу детей.

2-й вариант игры возможен, когда дети знают потешки наизусть. Здесь воспитатель показывает иллюстрацию, спрашивает, кто из художников ее нарисовал, затем предлагает ребенку рассказать потешку. Правильно отгадавшему художника и рассказавшему всю потешку дается поощрительный приз.

 

 


Приложение 13

 

 

Игра «Театр теней» «Отгадай, какой характер у героя»

 

 

Цель. Развивать у детей наблюдательность, умение узнавать по позе, жесту характер героя и рассказывать, какой он.

Материал. Силуэтные фигурки в разных эмоциональных состояниях.

Организация. Дети сидят перед экраном, освещенным сзади, и воспитатель демонстрирует вырезанную из бумаги крупную фигурку.

Ход игры.

Воспитатель: «Дети, сейчас мы с вами посмотрим театр теней. На экране будут появляться герои, а вы попробуйте их узнать – они из знакомых вам книг. Нужно рассказать, кто это; какой герой – добрый или злой; объяснить, как догадались». При демонстрации, если дети затрудняются, можно подсказать им, высказавшись от лица героя, что он хочет делать или с кем собирается встретиться. Если герой из книги, можно предложить найти книжку, в которой он действует. Книги нужно расположить близко от детей. Показать действия и настроения героев можно, используя веселые и добрые картинки животных.

 

Date: 2015-07-27; view: 1045; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию