Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
приобретенного преступным путемСЛЕДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА Выпуск 172 Боголюбова Т.А, Истомин А.Ф. НИИ Академии ГП РФ Расследование легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем В результате совершения преступлений в сфере экономической деятельности федеральный и местный бюджеты лишаются значительной части доходов, сдерживается поток инвестиций, нарушается нормальная деятельность управленческих, банковских и предпринимательских структур. Огромные криминальные доходы, получаемые от преступной деятельности, умело используются преступниками. Они активно скупают акции предприятий топливно-энергетического комплекса и других, телекоммуникационного рынка, вкладывают деньги в развитие незаконного предпринимательства, занимаются «рейдерством», кримина-лизируя важнейшие отрасли экономики. «Грязные» деньги идут не только в экономику, но и в политику, создают условия коррупции. Необходимо лишать криминалитет возможности подкупать чиновников разного уровня, обеспечивать избирательные кампании своим ставленникам, проникать в законодательные собрания и т.п. Борьбу с отмыванием незаконных доходов в России нельзя назвать успешной по ряду объективных и субъективных причин. Затрудняет ее и отсутствие методик расследования данных преступлений. С целью восполнения пробелов авторы статьи ставят задачей рассмотреть некоторые наиболее сложные вопросы расследования преступлений рассматриваемой категории. Поводы для возбуждения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 174 и 174' УК РФ, перечислены в ст. 140 УПК РФ. Поскольку легализация (отмывание) полученных преступным путем денежных средств и имущества, как и предшествующего (основного) преступления - источника обогащения, бывает тщательно замаскирована, требуются значительные усилия и время для их выявления с использованием оперативно-розыскных мероприятий. Поскольку преступный способ обогащения является обязательным признаком составов преступлений, предусмотренных ст. 174 и 174' УК, его предстоит доказывать в ходе расследования легализации доходов. Оперативно-розыскные мероприятия позволяют собрать информацию, характеризующую и незаконный способ получения средств, и их легализацию. При расследовании легализации (отмывания) преступных доходов необходимо также доказать и факт придания правомерного вида происхождению (владению), пользованию и распоряжению денежными средствами, иным имуществом или правами на него. Легализация осуществляется путем документального либо иного фактического оформления финансовых операций и иных сделок. Под финансовыми операциями по банковскому и финансовому законодательству понимаются операции с денежными средствами (в наличной и безналичной форме), ценными бумагами и платежными документами. Формы и способы их совершения физическими и юридическими лицами, резидентами и нерезидентами могут быть различными, связан ными с поступлением, движением, хранением, выдачей или конвертацией денежных средств, ценных бумаг и платежных документов, а также сделок с ними, направленных на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В целях предотвращения преступления государством устанавливается специальная регистрация или учет определенных видов сделок. Так, например, на органы и уполномоченных лиц, осуществляющих регистрацию прав и сделок с недвижимостью, механическими транспортными средствами, ценными бумагами, культурными ценностями, золотом в слитках либо удостоверение таких сделок, возлагается обязанность уведомления налоговых органов по месту своего нахождения обо всех указанных фактах (ст. 85 Налогового кодекса РФ). Под сделкой понимаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ). При осуществлении конверсионных операций, связанных с обменом валюты, выдается справка, служащая основанием для вывоза в определенных размерах иностранной валюты из страны и одновременно подтверждающая легальность вывозимой валюты. Приобретение ценных бумаг и иных финансовых инструментов (дорожные чеки и т.п.) на предъявителя отражается в соответствующем реестре, ведущемся эмитентом либо уполномоченным агентом. Гражданским кодексом РФ предусматривается нотариальное удостоверение ряда сделок (путем купли-продажи, обмена, дарения, наследования и т.д.). Таким образом, в предмет доказывания по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 174 УК РФ, входят следующие обстоятельства: • совершение виновным действий по приданию правомерного вида происхождению, владению, пользованию и распоряжению денежными средствами, иным имуществом, приобретенным другим лицом; • преступный характер приобретения денежных средств и иного имущества другим лицом; • осознание виновным в легализации факта преступного происхождения денежных средств или имущества, с которыми осуществляются операции и сделки; • наличие у этого лица цели придания правомерного вида происхождению, владению и распоряжению указанным имуществом. По делам о преступлениях, предусмотренных ст. 174' У К в предмет доказывания входят: • преступный характер приобретения денежных средств или иного имущества; • совершение с этим имуществом лицом, его приобретшим, финансовых операций и других сделок для придания этому имуществу правомерного вида либо использование денежных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. Факт осознания лицом преступного происхождения денежных средств или имущества может быть доказан в результате анализа объективных обстоятельств совершения преступления. В частности, применительно к ст. 174 УК РФ нарушение существующих инструкций и правил проведения финансовых операций и сделок может служить косвенным доказательством осведомленности лица о незаконном происхождении предмета сделок и операций. Для проверки этого же обстоятельства может использоваться допрос должностных лиц, участвующих в оформлении сделки или финансовой операции, по следующим вопросам: 1) в каких отношениях (служебных, приятельских, родственных и т.п.) они находятся с лицами, в интересах которых проводились операции и сделки; 2) известно ли им было происхождение денежных средств и имущества, являвшихся предметом операций и сделок; 3) возникал ли при проведении сделки или финансовой операции вопрос об источнике используемых в них средств или имущества; 4) кто предоставил им информацию по этому вопросу, какими документами она подтверждалась, где они находятся; 5) почему были допущены нарушения правил и инструкций, регламентирующих порядок проведения финансовой операции или сделки; 6) было ли получено какое-либо вознаграждение за проведенную операцию (сделку), когда, где, в каком размере; чем объясняется факт получения такого вознаграждения; В отношении ст. 1741 У К РФ доказанность факта совершения преступления, послужившего источником получения денежных средств или иного имущества, свидетельствует о знании лицами (лицом), его совершившими, их преступного происхождения. Процесс доказывания осознания преступности происхождения денежных средств или иного имущества основывается на фактических данных, собранных в ходе расследования основного преступления. Доказывание незаконности происхождения имущества представляется менее трудоемким процессом, поскольку любое имущество обладает определенными материальными признаками и потому может быть идентифицировано. Доказывание незаконности происхождения денежных средств сложнее, поскольку в процессе легализации (отмывания) для маскировки источников их происхождения они могут смешиваться с денежными средствами, полученными законным путем. Так, подозреваемые нередко заявляют, что вовлеченные в легальный оборот денежные средства имели законное происхождение или же только часть из них была получена от преступной деятельности. В ходе расследования должно быть установлено: каков размер полученного преступного дохода; какая его часть и каким образом была легализована; какие документы и иные данные подтверждают факт их легализации (отмывания). При этом, если доходы от занятия преступной деятельностью были получены в течение продолжительного времени, эти данные целесообразно приводить с разбивкой по определенным периодам. Следственная практика свидетельствует, что по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 174, 174' УК РФ, чаще всего легализуются средства, полученные в результате совершения: хищений, злоупотреблений при приватизации и акционировании; взяточничества; контрабанды; уклонения от уплаты налогов и таможенных платежей; незаконного сбыта запрещенных к обороту предметов, товаров, веществ и продукции; незаконной предпринимательской и банковской деятельности; незаконных операций с ценными бумагами; нарушения авторских и смежных прав; незаконного пользования природными ресурсами; незаконного оборота алкогольной продукции, металлов, нефтепродуктов и т. д. При проведении финансовых операций и сделок виновные лица с целью сокрытия своей преступной деятельности часто используют поддельные или подложные документы. Поэтому все документы по проведению и оформлению сделок и операций, попавших в поле зрения следователя, должны быть своевременно изъяты. Их изъятие производится по месту оформления, местам жительства, работы подозреваемых. По изъятой документации проводятся различные экспертные исследования (почерковедческие, криминалистические и др.). Во всех случаях целесообразно допросить всех лиц, так или иначе причастных к осуществлению операций и сделок с легализуемыми денежными средствами и имуществом, и даже просто присутствовавших при их заключении и оформлении, включая секретарей, стенографисток, а также лиц, в чьи обязанности входил контроль за проведением сделок и операций. Анализ процесса и документирования кредитно-расчетных операций, связанных с поступлением денежных средств на расчетный счет в кредитном учреждении и их дальнейшим движением, иных финансовых операций и сделок, использованных для «отмывания», должен лежать в основе планирования следствия по делам этой категории. Он помогает обеспечить своевременность и полноту изъятия документации, необходимой для доказывания виновности подследственных; позволяет установить соответствие реально проведенной операции ее документальному оформлению и финансовой целесообразности. Указанная документация изымается и приобщается к материалам уголовного дела. Лица, являющиеся сторонами в сделке, а также нотариусы и сотрудники нотариальной конторы, непосредственно ее оформлявшие, должны быть допрошены. При таком способе легализации, как внесение денежных средств, ценных бумаг, иного имущества в уставной капитал при создании организации либо при увеличении ее уставного капитала, к материалам дела следует приобщить учредительные документы организации и банковские документы, свидетельствующие о переводе денежных средств на счета этой организации. При использовании денежных средств, полученных от незаконной предпринимательской и иной экономической деятельности, следует учитывать следующее. В случае если лицу инкриминируется деяние, предусмотренное ст. 171 УК РФ, но в ходе следствия не удалось доказать, что доходы от незаконного предпринимательства используются другим лицом для совершения финансовых операций и других сделок с целью «отмывания» этого имущества, (например, не были зачислены им на банковский счет или счет другой организации), то состав преступления, предусмотренный ст. 174 У К РФ, отсутствует. Вместе с тем в практике отмечаются случаи, когда полученные в процессе незаконного предпринимательства денежные средства используются самим виновным для осуществления дальнейшей незаконной предпринимательской деятельности. При доказанности в ходе расследования таких фактов в действиях виновных усматривается состав преступления, предусмотренный ст. 174' УК РФ. Одним из способов легализации денежных средств через заведения игорного бизнеса является оборот денежных средств посредством организации получения фиктивных выигрышей. Этот способ легализации - один из наиболее сложных в доказывании, поскольку может осуществляться только по сговору с работниками игорных заведений и при их непосредственном участии. С целью разоблачения их преступного сговора с лицом, легализующим свои нелегальные доходы, необходимо провести комплекс оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении заподозренных, в том числе допросов, очных ставок, контроля и записи телефонных переговоров и т.п. По делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества следствие должно располагать: • учредительными документами (заявления, уставы, учредительные договоры, свидетельства о регистрации, протоколы общих собраний учредителей, акционеров и др.), которые могут потребоваться для проверки их достоверности. Установление их поддельности может свидетельствовать о создании фиктивных финансово-кредитных организаций, иных предприятий и учреждений, благодаря деятельности которых преступники отмывают незаконно полученные доходы; • документами финансово-хозяйственной отчетности, подтверждающими конкретную деятельность организаций, учреждений и предприятий, которые изымаются там же и могут быть изъяты в соответствующих государственных налоговых инспекциях; • бухгалтерскими документами, в результате исследования которых анализируется финансово-хозяйственная и производственная деятельность соответствующих организаций, учреждений и предприятий и определяются легализованные суммы. Они изымаются, как правило, в бухгалтерии, но могут быть обнаружены по месту жительства предпринимателей или служащих, которые либо вошли в преступный сговор, либо пользуются особым доверием преступников. При рассмотрении бухгалтерских документов по статьям, связанным с расчетами (счета в банках, обороты по кассе, дебиторы, кредиторы) юридического лица, особое внимание следует обращать на соотношение расчетов в безналичной и наличной форме. Большой удельный вес расчетов в наличной форме в общей структуре расчетов, а также отсутствие ежедневной инкассации на предприятиях торговли и коммунально-бытовых услуг населению может косвенным образом свидетельство вать о проведении операций с доходами, полученными преступным путем; • компьютерными дисками и дискетами, содержащими данные о банковских счетах, финансовых и торговых операциях, которые могут быть найдены как в офисах, так и по месту жительства лиц, работающих в банке, фирме и т.д., их выемка производится с учетом необходимости обеспечения сохранности магнитных носителей, для чего целесообразно привлечь специалиста в области компьютерной техники. Примерный перечень документов, подлежащих изъятию в ходе выемки (обыска): 1. В фирме: устав (все редакции); все протоколы собраний учредителей; свидетельство о регистрации в Регистрационной палате; документы по лицензионной работе (лицензия, заявка на получение лицензии, акты проверки соответствия); баланс (с приложениями) за исследуемый период; договоры и контракты (в том числе об аренде помещения); первичные бухгалтерские документы (приходные и расходные кассовые ордера, квитанции, мягкие и товарные чеки); документы, связанные с кадровой работой (штатное расписание, трудовой договор, договор о полной материальной ответственности, должностная инструкция); документы по движению и сертификации товаров (карточки складского учета, сертификаты качества, соответствия, гигиенические сертификаты, товарно-транспортные накладные и сопроводительные документы, в том числе ТШ); «черновые записи». 2. В банке, кроме уставных, кадровых документов и «черновых записей» также изымаются кассовые документы (кассовые чеки, приходно-расходные кассовые ордера, инкассаторские ведомости); вторые экземпляры платежных поручений и мемориальных ордеров за исследуемый период в «документах дня» банка, корреспондирующих с «балансом дня», направляемым в подразделение Банка России, в котором обслуживается этот банк, сводная выписка по кассе банка с приложением подлинников всех кассовых документов; сводная выписка по счетам юридических лиц (корпоративных клиентов) и физических лиц с приложением подлинников платежных (платежное поручение, мемориальный ордер и др.) и кассовых документов; выписки по всем корреспондентским счетам, имеющимся у банка (и «соло» корр./счет исследуемого банка в другом банке, и «ностро» корр./счет другого банка в исследуемом банке). 3. В обменном пункте: свидетельство о регистрации обменного пункта в территориальном подразделении Банка России; валютная лицензия банка, от которого открыт обменный пункт; сертификат на кабину кассира, на лоток и на стекло; приказ об открытии обменного пункта и установлении лимита аванса обменного пункта; кадровые документы; копии справок строгой отчетности по проведенным операциям; препроводительные инкассаторские ведомости (в том числе на справки строгой отчетности); акты проверок работниками банка и государственных органов. Указанные документы изымаются в ходе выемок и обысков (ч. 2 ст. 12 и 13, ст. 165, 183, 182, 184УПКРФ). Типичная ошибка по делам о преступлениях рассматриваемой категории - несвоевременное и неполное изъятие документов, содержащих информацию об операциях по клиентским счетам и о межбанковских корреспондентских отношениях. Это позволяет организаторам и исполнителям преступлений уничтожить, подменить, фальсифицировать документацию. Ошибкой является также изъятие ксерокопий подлинных документов, по которым экспертизы проводить невозможно. Нередко обнаруживаемая впоследствии «утрата» оригиналов документов не позволяет восполнить ошибки, допущенные при изъятии документов, и лишает следствие важных доказательств по делу. Целесообразно еще на стадии планирования обысков и выемок документов получить консультацию специалистов в области бухгалтерского учета, банковского дела и определить вместе с ними объем и перечень документов, подлежащих изъятию. Решая вопрос о возбуждении уголовного дела по признакам ст. 174, 174' У К РФ, следователь должен убедиться в том, что представленная оперативная информация была получена в соответствии с требованиями действующего законодательства. Это дает возможность реализовать ее в ходе конкретных следственных действий (допросов, осмотров, экспертных исследований и т. п.)1. При наличии в представленном материале достаточных оснований для возбуждения уголовного дела следователь возбуждает дело и приступает к производству первоначальных следственных действий. По делам о преступлениях рассматриваемой категории к ним относятся обыски, выемки, осмотры документов, назначение экспертиз, допросы подозреваемых. Расследование легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, требует знания практическими работниками норм гражданского, финансового законодательства, а также подзаконных нормативных актов. Знание этих отраслей права и подзаконной регламентации финансовой деятельности обязательно как для следователя, ведущего расследование, так и для оперативных сотрудников. Поэтому целесообразна специализация практических работников на раскрытии и расследовании данной категории преступлений. Со следователями и оперативными сотрудниками, которым обычно поручается ведение дел по рассматриваемой категории преступлений, целесообразно провести занятия по повышению знаний в области гражданского и налогового законодательства. Расследование фактов легализации доходов, полученных преступным путем, должно производиться при участии сотрудников милиции, во взаимодействии с органами государственной налоговой инспекции и органами контроля в области финансовой и экономической деятельности. Оперативно-розыскное содействие не должно прекращаться с возбуждением уголовного дела. Следователь может дать поручению органу дознания по установлению свидетелей «отмывания», которые, например, могут подтвердить фиктивность определенной сделки (например, пользование дарителем подаренным им имуществом), внесение на счет крупных сумм наличных денег, приобретение выигрышных билетов лотереи, облигаций и т. п. Версии по рассматриваемой категории преступлений следует выдвигать с учетом основных закономерностей и этапов отмывания денежных средств. Прямое использование доходов, получаемых от незаконного оборота наркотиков, оружия, подпольного производства алкоголя и т.п., затруднено и грозит разоблачением преступной деятельности. Поэтому преступники и вынуждены заниматься «отмыванием» преступно нажитых денег, имущества и недвижимости. Первым этапом в сложной схеме «отмывания» является законспирированное (в смысле сокрытия путей незаконного обогащения и истинных владельцев средств) включение преступного дохода в законный оборот денежных средств. На этой стадии нередко используется перечисление средств на счета подставных лиц. Чаще всего это родственники или близкие лица преступников. В тех случаях, когда речь идет о высокой степени организации преступной деятельности, это могут быть лица, не связанные с преступниками родственными и дружественными связями. Знание такого механизма позволяет выдвигать следующие версии: • появление на счете лица, не имеющего постоянного легального дохода, крупного вклада может быть следствием его участия в легализации (отмывании) преступно полученного дохода; • владелец счета является лицом, которое имеет постоянные связи с лицом, добывшим преступным путем средства; • владелец счета - лицо, постороннее для заподозренного, но между ними были и будут дальнейшие контакты, которые следует выявить оперативным и следственным путем. На втором этапе «отмывания» денежных средств для сокрытия незаконного характера источника получения дохода и затруднения возможного расследования включенные в законный оборот средства преступниками неоднократно переводятся на другие счета, в том числе за рубеж. При анализе действий преступников, совершаемых на втором этапе отмывания ими денежных средств, следователем должны проверяться версии: о фиктивности фирм, на счет которых переводятся платежи; о принадлежности фирм фактически одному и тому же лицу. Следует иметь в виду возможность отправки денег в офшорные зоны путем их транспортировки с курьером. Перевозку крупных сумм денег обычно поручают особо доверенным лицам, которых можно установить в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также допросов сотрудников фирмы и иной организации, где работает подследственный (секретарей, водителей и др.), близких подозреваемого, обвиняемого, лиц из обслуживающего персонала (прислуги, массажистов, парикмахеров и др.). Зарубежные поездки курьеров могут маскироваться под деловые или экскурсионные поездки в те страны, в банки которых вкладываются денежные средства, полученные незаконным путем и переведенные в иностранные валюты. Отслеживанию индивидуальных переводов, по мнению отечественных следователей и прокуроров, мешает наличие банковской тайны на операции по вкладам и их перечислению. Подобное суждение не совсем верно. Центральный банк РФ направил на места письмо «О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 13 июля 2005 г. № 99-Т. В рекомендациях предусмотрена система мер противодействия отмыванию денежных средств, полученных незаконным путем. Банкам рекомендуется изучать документы и личность своих клиентов, фиксировать вызывающие сомнения операции, разрабатывать внутренние правила по противодействию легализации доходов, полученных незаконным путем. Разработаны и систематизированы признаки подозрительных операций, требующих повышенного внимания со стороны банка; признаки и критерии выявления необычных сделок; признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и о финансировании терроризма при проведении операций с денежными средствами в наличной форме и переводов денежных средств. Так, операция может быть отнесена к подозрительной и требующей повышенного внимания, если имело место: • открытие в течение небольшого периода на имя одного клиента нескольких срочных депозитных счетов на сумму, не превышающую сумму, эквивалентную 600 тыс. руб. (кроме случаев, когда известно, что клиент, исходя из характера его деятельности, регулярно в течение определенного срока получает подобные суммы денежных средств), с последующим зачислением сумм по истечении срока вкладов (депозитов) на один счет и (или) последующим переводом в другую кредитную организацию; • зачисление на счет клиента значительного количества платежей от физических лиц на сумму, не превышающую сумму, эквивалентную 600 тыс. руб., в том числе через кассу кредитной организации, если деятельность клиента не связана с оказанием услуг населению, сбором обязательных или добровольных платежей; • зачисление денежных средств на счет клиента - юридического лица, операции по которому не производились в течение более чем шести месяцев или были незначительными для данного клиента, с последующим снятием клиентом денежных средств в наличной форме; • регулярное зачисление на счет клиента денежных средств в наличной форме, в том числе на основании приходного кассового ордера, в результате продажи кредитной организации или инкассирования чеков, эмитированных международной платежной системой, предполагающих последующий акцепт, с переводом всей или большей части суммы, даже если эта сумма меньше суммы, эквивалентной 600 тыс. руб., в течение одного операционного дня или следующего за ним дня на счет клиента, открытый в другой кредитной организации или в пользу третьего лица, в том числе нерезидента (кроме разовых случаев); • перевод денежных средств на анонимный (номерной) счет (во вклад) за границу и поступление денежных средств с анонимного (номерного) счета (вклада) из-за границы; • регулярное представление чеков, эмитированных кредитной организацией - нерезидентом и индоссированных нерезидентом, на инкассо, если подобный характер деятельности не соответствует известной деятельности клиента; • не связанное напрямую с деятельностью клиента неожиданное существенное увеличение сальдо на счете, которое впоследствии переводится в другую кредитную организацию или используется для целей покупки иностранной валюты (с переводом в пользу нерезидента), ценных бумаг на предъявителя; • существенное увеличение доли наличных денежных средств, поступающих на счет клиента - юридического лица, если обычными для основной деятельности клиента являются расчеты в безналичной форме; • перевод денежных средств со счета клиента - юридического лица на его счет в другой кредитной организации без видимого основания (например, без закрытия счета, не в целях погашения кредита, полученного от другой кредитной организации, равные или более низкие ставки по вкладам или равные либо худшие условия обслуживания в другой кредитной организации) с назначением платежа «перевод собственных средств»; • нерегулярное или однократное использование клиентом счета для получения денежных средств с последующим их снятием в наличной форме на сумму меньше суммы, эквивалентной 600 тыс. руб., с последующим закрытием счета либо прекращением по нему операций. Определены признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, при проведении операций по кредитным договорам, расчетов по клирингу, международных расчетов и др. В рекомендациях дается подробный перечень подозрительных операций юридических и физических лиц с денежными средствами в наличной форме и по банковским счетам. При этом указывается, что банки могут дополнять этот перечень с учетом накопленного ими опыта работы. Ссылка в соответствующем запросе следственных органов на указанные методические рекомендации позволяет преодолеть непредставление сведений региональными банками под предлогом сохранения банковской тайны. О случаях нарушения рекомендаций надлежит информировать Центральный банк РФ, который может поставить вопрос об отзыве лицензии у банка, нарушившего его указание и активно участвующего в отмывании доходов, полученных незаконным путем. Для получения информации о вкладах по счетам юридических и физических лиц надо использовать банковскую информацию, возникающую при открытии счетов и движении вкладов по ним. Открытие счета производится при представлении копии: учредительных документов; нотариально заверенной карточки с образцами подписей лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, и образцом печати; документов, подтверждающих государственную регистрацию и постановку клиента на учет в налоговых органах. В каждом банке ведется книга регистрации открытых счетов, которая хранится у главного бухгалтера банка или его заместителя. В ней фиксируются следующие данные: дата открытия счета, дата и номер договора об открытии счета, наименование счета, номер лицевого счета, дата сообщения налоговым органам об открытии счета, дата закрытия счета, другие сведения. На каждого клиента банка заводится юридическое дело, в котором хранятся перечисленные документы, необходимые для открытия счета и фиксирующие полномочия по распоряжению счетом, и другая информация, в том числе об изменении права подписи. Данные об операциях каждого клиента содержатся в банковской выписке по счету. Для получения этой информации в запросе, подготовленном по материалам уголовного дела, целесообразно не только изложить конкретные установленные следствием факты, подтверждающие совершение заподозренным лицом преступления, предусмотренного ст. 174, 174' УК РФ, но и сослаться на письмо Центрального банка РФ от 13 июля 2005 г., а также на Положение об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденное приказом Банка России от 19 августа 2004 г. № 262-П (в ред. от 14 сентября 2006 г.). Вовлечение банка в коммерческие взаимоотношения с теневой или криминальной экономикой является одним из рисков банковской деятельности, влекущих за собой возможность утери ликвидности и (или) финансовых потерь. При подозрении в связях с криминальными структурами или в легализации доходов, полученных преступным путем, банк рискует утратить репутацию. Именно поэтому Центральный банк РФ поставил задачу: банки должны выявлять все подозрительные операции. Таким образом, обращение правоохранительных органов по вопросу получения информации по делам о легализации доходов, полученных незаконным путем, соответствует указаниям Центрального банка РФ, ориентирующим кредитные организации на самостоятельное проведение подобного рода работы и своевременное информирование правоохранительных органов о выявленных операциях по легализации незаконных доходов.
Представители организованных преступных групп нередко привлекают для участия в легализации незаконных доходов высококвалифицированных специалистов в области финансового, банковского и налогового законодательства. При проверке конкретных следственных и оперативных версий надо учитывать это обстоятельство и расширять поиск виновных среди лиц с высокой профессиональной и деловой репутацией, в том числе среди банковских служащих, обслуживающих заподозренного клиента. з Практические работники, используя при расследовании информацию, относящуюся к банковской и коммерческой тайне, должны обеспечить ее соблюдение. Это означает, что полученная информация должна применяться только в целях расследования легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. Следствие должно обеспечить анонимность источника соответствующих сведений. С целью выявления признаков, указывающих на причастность подозреваемого к совершению финансовых операций и иных сделок с доходами, полученными незаконным путем, и документов, подтверждающих использование незаконных доходов для занятия предпринимательской и иной деятельностью, а также с целью отбора документов для производства криминалистических и иных экспертиз, по рассматриваемой категории дел, как правило, проводится осмотр документов. В ходе осмотра изымается значительный объем документов, своевременно и правильно разобраться в которых следователю бывает трудно. Для анализа изъятых документов, восстановления бухгалтерского учета, завершения бухгалтерских проводок должны приглашаться специалисты из числа бухгалтерских работников. По делам о преступлениях, предусмотренных ст. 174, 174-1 УК РФ, допрашиваются следующие группы свидетелей: 1. Лица, осуществляющие документальную обработку всех хозяйственных, финансовых и банковских операций. При этом выясняются: какую именно операцию оформлял допрашиваемый; когда, где, для кого; что было предметом операции (товарная масса, валюта или денежные средства в рублях, ценные бумаги); от чьего имени совершалась операция и кто предъявлял необходимые документы; зачислялись ли, например, наличные денежные средства на различные виды счетов и в каких филиалах банка; зачислялись на специальные счета с последующим переводом вклада в другой банк в нашей стране или за рубежом и т.п. 2. Лица, участвующие в предпринимательской деятельности подозреваемого. При этом выясняются: обстоятельства их знакомства с подозреваемым; вид деятельности предприятия, организации; в чем заключались функциональные обязанности каждого члена фирмы или другого предприятия, организации; каков штат наемных работников; кто давал указания о правилах работы и устанавливал порядок сдачи и приема денежных средств; в каких банковских учреждениях имелись расчетные счета; кто имел право подписи в банковских и иных документах и др. 3. Лица, выполняющие технические функции (секретари, водители, другие технические работники). При этом выясняются: их взаимоотношения с сотрудниками фирмы и других организаций; известно ли им о наличии у подозреваемого какой-либо собственности, где она находится, на какие средства приобреталась; известен ли им круг знакомых подозреваемого и где он проводит свой досуг, отпуск. 4. Свидетели из числа родственников и близких подозреваемого, у которых могут быть выяснены следующие вопросы: о наличии и месте расположения у подозреваемого квартир, дач, домов; когда и кем они приобретались, на какие средства; могут ли по этим адресам храниться ценности, документация, компьютеры, с которыми работает сам подозреваемый или его служащие; имеются ли там сейфы и т.п. Для того чтобы избежать дачи ложных показаний обслуживающим персоналом банка, для участия в допросах целесообразно приглашать специалистов в области банковского дела, бухгалтерского учета или налогового законодательства. Если на допросах предстоит выяснять вопросы, относящиеся к каждой из этих сфер, необходимо спланировать допросы таким образом, чтобы на каждом из них выяснялись обстоятельства, относящиеся только к одной из них. Еще на стадии планирования допросов целесообразно использовать консультацию соответствующего специалиста, который поможет в точной формулировке вопросов, подберет нормативный материал, на который в ходе допроса можно сослаться и т.п. При выборе специалиста важно обеспечить его высокую компетентность в той или иной сфере и полную незаинтересованность в ходе следствия. Как правило, таким требованиям отвечают специалисты в области контроля за финансовой и экономической деятельностью. Допрос подозреваемых. В ходе допроса подозреваемого выясняют следующие вопросы: 1. Источники и размер легальных доходов (эти сведения подлежат тщательной следственной и оперативной проверке). 2. Факты, способы, время приобретения движимого и недвижимого имущества, ценных бумаг (купля, дарение и т.п.); точный перечень и местонахождение. 3. Наличие денежных вкладов, счетов в банках, их размеры, время возникновения и источники образования. 4. Причины допущенных нарушений при оформлении различного рода сделок и банковских операций. 5. Совершал ли подследственный различного рода сделки в пользу третьих лиц, какие, в чью пользу, когда? 6. Как он может объяснить выявленное следствием расхождение между размерами своих легальных доходов и стоимостным выражением приобретенного им имущества, счетов в банке? 7. Кому принадлежит фирма, на счет которой были переведены подследственным деньги, когда она была образована, кто ее учредитель; какие отношения поддерживал с учредителем и служащими этой фирмы; при каких обстоятельствах узнал о ее существовании; сколько времени поддерживал деловые контакты с ней? Если участником легализации незаконно полученных доходов является служащий банка, у него дополнительно выясняют следующие вопросы: а) почему допустил выявленные следствием нарушения в оформлении банковской операции? б) допускал ли ранее подобные нарушения, в отношении каких клиентов, по чьей просьбе (указанию) допустил выявленные нарушения? в) был ли осведомлен о том, что оформленная им банковская операция осуществлена с незаконно полученными доходами.' г) получил ли за допущенные им нарушения в оформлении операции вознаграждение от клиента, какое? д) осуществлялся ли контроль за его деятельностью со стороны руководства банка? Наложение ареста на денежные средства и иное имущество. Эффективность этого следственного действия определяется тем, насколько полно следственным и оперативным путем удается установить местонахождение имущества и денежных средств, принадлежащих подозреваемым. Именно поэтому следователь должен своевременно дать задание на оперативную проверку и установление этих фактов. При этом нужно исходить из того, что промедление с наложением ареста может быть использовано преступником для сокрытия имущества, его продажи, перевода вкладов на других лиц и т.п. Производство экспертиз. Судебно-бухгалтерские экспертизы назначаются с целью установления: расхождений в учетных данных о приходе и расходе денежных средств, материальных ценностей; наличия или отсутствия в фирме, объединении, учреждении денежных средств и материальных ценностей, порядка и времени внесения на различные счета денежных средств, в какой валюте и т.п.; правильности ведения бухгалтерского учета, отчетности и организации контроля; круга лиц, в ведении которых находились денежные средства и материальные ценности, и лиц, ответственных за нарушение правил ведения учета и контроля. При проведении судебно-бухгалтерской экспертизы анализируется производственная и финансово-хозяйственная деятельность коммерческой организации, определяются суммы легализованных средств. На разрешение судебно-бухгалтерской экспертизы могут быть вынесены следующие вопросы: 1. В течение какого периода осуществлялась предпринимательская деятельность; каковы ее виды; какой порядок движения денежных средств и их оприходования действовал в организации? 2. Соответствуют ли записи в системе счетов бухгалтерского учета об оприходованных денежных средствах, полученных от предпринимательской деятельности (указывается вид деятельности), данным, указанным в первичной документации; привели ли названные отклонения к завышению или занижению суммы оприходованных денежных средств? 3. Соответствуют ли записи в системе счетов бухгалтерского учета о расходах данным, указанным в первичной документации; привели ли эти отклонения к завышению или занижению суммы произведенных расходов? 4. Соответствуют ли данные синтетического учета и отчетности первичным документам по оприходованию денежных средств; на какую сумму допущено искажение показателей отчетности об объемах сделок в предпринимательской деятельности? 5. По каким хозяйственным операциям данные аналитического учета не соответствуют данным синтетического учета и отчетности? 6. К какому периоду относятся выявленные расхождения учетных данных о приходе (расходе) денежных средств и иных материальных ценностей? 7. Каковы суммарные объемы получаемых от предпринимательской деятельности денежных средств по месяцам; каковы расходы организации за аналогичные периоды? Для большей наглядности желательно, чтобы такое сопоставление было представлено в виде таблицы. Это делается в целях установления обоснованности оприходования и списания денежных средств и материальных ценностей, выявления расхождений в учетных данных о приходе и расходе денежных средств и материальных ценностей. Для установления наличия или отсутствия, а также движения денежных средств и материальных ценностей целесообразно на разрешение экспертизы поставить следующие вопросы: а) каким образом поступали денежные средства, полученные от предпринимательской деятельности; б) своевременно и полно ли оприходовались наличные денежные средства по кассе; в) соблюдались ли требования нормативных актов по хранению, обеспечению сохранности и операциям с наличными денежными средствами; какие нарушения были допущены и как они повлияли на недостачу денежных средств; г) каким образом использовались сторонние денежные средства; д) на какую сумму и по каким операциям осуществлено документально неоправданное оприходование (списание) денежных средств и материальных ценностей; когда и на какую сумму оприходованы (списаны) денежные средства и конкретные ценности по неверно составленным документам или без документов; какова сумма неоправданно оприходованных (выданных) денежных средств; е) имеются ли факты нецелевого использования денежных средств, каковы суммы и направления их расходования. Сопоставление полученных данных (акта ревизии, заключения экспертизы) с показаниями проходящих по делу лиц позволит судить о достоверности ранее заявленных сведений. Если для ведения бухгалтерского учета используется электронно-вычислительная техника, целесообразно назначать комплексную бухгалтерскую и компьютерно-техническую экспертизу. По делам о легализации преступных доходов должна назначаться судебно-экономическая экспертиза. Она производится сведущим лицом в пределах специальных экономических познаний и нацелена на решение вопросов, входящих в предмет доказывания по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 174, 174' УК РФ. В частности, судебно-экономическая экспертиза может способствовать установлению размера легализованных средств, признаков события преступления, объективной стороны расследуемого деяния, местонахождения легализованных средств. Криминалистические почерковедческие, технического исследования документов экспертизы производятся по делам рассматриваемой категории в тех случаях, когда надо установить исполнителя сделанных в документе записей, факт подделки, исправления документа. Расследование преступлений, предусмотренных ст. 174, 174' УК РФ, нельзя признать полным и всесторонним, если следственным и оперативно-розыскным путем не будут приняты меры по розыску имущества подозреваемых и обвиняемых. Это необходимо в целях обеспечения гражданского иска по делу (ст. 44, 115 УПК РФ). Практика показывает, что очень часто доходы и имущество, полученные преступным путем, аккумулируются за рубежом, включая ближнее и дальнее зарубежье. Розыск имущества и денежных средств, полученных преступным путем и осевших за рубежом, осуществляется в порядке оказания правовой помощи по уголовным делам в сфере международного сотрудничества. Для получения банковской информации и документов из-за рубежа рекомендуется использовать следующие пути: 1) международные следственные поручения через Генеральную прокуратуру РФ как уполномоченного субъекта международных отношений; 2) запросы, связанные с международными финансовыми расследованиями о движении денежных средств, добытых преступным путем, направляются в Федеральную службу РФ по валютному и экспортному контролю (ВЭК России), имеющую договоры об обмене информацией с Центром по борьбе с финансовыми преступлениями США, Итальянской финансовой полицией и другими аналогичными правоохранительными органами иностранных государств; 3) прямые запросы в полицейские подразделения ряда стран (Германия, Чехия и др.) об обмене «полицейской информацией» либо запросы по линии межбанковских электронных средств связи «свифт». (Полученные материалы не используются в дальнейшем в качестве доказательств, но определяют направление расследования и необходимы для планирования следственных действий.) При исследовании третьего этапа отмывания следователем проверяются версии: о конкретных получателях отслеживаемых финансовых средств; о дальнейшем их движении, вложении в недвижимость, об использовании для приобретения ценных бумаг, облигаций и т.п.; о вкладах в осуществление законной предпринимательской деятельности
|