Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
системы⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15 В конце 80-х гг. в условиях перехода к рыночным отношениям возникла реальная необходимость создания качественно иной кредитной системы, которая отвечала бы новым требованиям и позволяла бы аккумулировать достаточные средства для развития отечественной экономики. Процесс формирования двухуровневой банковской системы наметился еще в 1989 г., когда были образованы первые коммерческие банки. В начале 90-х гг., после принятия законов Российской Федерации “О Центральном банке РСФСР (Банк России)” и “О банках и банковской деятельности”, современная двухуровневая банковская система окончательно сформировалась. Были созданы Центральный банк Российской Федерации, составивший ее первый уровень, и коммерческие банки — второй уровень. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был образован 2 декабря 1990 г. Его деятельность строится на основе действующего законодательства и устава банка и направлена на решение задач, связанных с формированием и реализацией денежно-кредитной политики, стабилизацией денежного обращения, организацией межбанковских расчетов и кассового обслуживания, развитием системы коммерческих банков и надзором за их деятельностью, совершенствованием валютных отношений. Банк России, являясь эмиссионным центром страны, обладает монопольным правом выпуска в обращение и изъятия из оборота наличных денежных знаков в форме банкнот и монет, определяет их достоинство, отличительные признаки, порядок уничтожения, правила перевозки, хранения и инкассации. В качестве “банка банков” он предоставляет централизованные кредиты коммерческим банкам, является главным банкиром федерального правительства. В его функции входят: разработка и проведение денежно-кредитной и валютной политики; осуществление кассового исполнения государственного бюджета; обслуживание государственного долга Российской Федерации; участие в налаживании платежно-расчетного механизма; открытие корреспондентских счетов коммерческим банкам для осуществления безналичный расчетов. В мае 1995 г. был принят новый Федеральный закон “О Центральном банке Российской Федерации”, а в феврале 1996 г. — Закон “О банках и банковской деятельности в Российской Федерации”, которыми Банк России руководствуется в настоящее время. На территории Российской Федерации Банк России имеет 60 главных управлений, действующих от его имени на правах филиалов, 19 национальных банков и Временное главное управление по Чечне. Коммерческие банки за сравнительно короткий срок превратились в основу кредитной системы, способную обслуживать экономику страны. Особенность становления двухуровневой банковской системы в России — двоякий способ образования коммерческих банкой: некоторые их них возникли на основе уже функционировавших специализированных банков, имевших устойчивое финансовое положение и обладавших разветвленной сетью филиалов; другие создавались практически “с нуля”, т.е. на пустом месте. На ранних этапах развития неравнозначное положение различных коммерческих банков неизбежно сказывалось на размерах их активов, масштабах деятельности, устойчивости. На протяжении текущего десятилетия отмечался быстрый рост численности коммерческих банков: первые банки были созданы в 1989 г., а к маю 1996 г. их число достигало уже 2600. Из них 20% было учреждено на базе специализированных банков, а 80% создано “с нуля”. Значительное развитие получила их филиальная сеть (5680 филиалов), свыше 80% которой приходится на филиалы Сбербанка. Рост численности коммерческих банков обусловлен увеличением числа акционерных банков. Если на первых порах коммерческие банки создавались в основном как паевые, то к середине 1996 г. свыше 40% действующих в России банков являлось акционерными. В настоящее время кредитно-банковская система России сформирована преимущественно из банковских институтов; доля кредитных учреждений не достигает 1% (всего 22 кредитных учреждения). В 1995 г., который считается поворотным в истории развития банковской системы России, было создано лишь 36 новых банков, т.е. в 9 раз меньше, чем в предыдущем году. Россия перешла от интенсивного к экстенсивному пути развития банковской системы. По мере развития и расширения банковской деятельности наблюдался процесс концентрации банковского капитала, что было обусловлено усилением инфляционных процессов в экономике и предпринимаемыми Банком России мерами по капитализации российских банков. Так, в январе 1992г. Банк принял решение об увеличении уставного капитала коммерческих банков в 4 раза — до 100 млн. руб.[1], а в марте 1994 г. — до 2 млрд. руб. Кроме того, ежеквартально стала производиться корректировка уставного капитала с учетом темпов внутреннего и внешнего обесценения рубля: его размеры не должны быть менее 1 млн. ЭКЮ по состоянию на 17 февраля 1994 г. (1 ЭКЮ равнялся 1,12 долл. США). В 1996 г. для вновь образуемых коммерческих банков размеры минимального уставного капитала были повышены до 2 млн. ЭКЮ. К 1 января 1997 г. его размеры должны быть повышены до 3 млн. ЭКЮ, к январю 1988 г. — до 4 млн. ЭКЮ, а к июлю 1988 г. — до 5 млн. ЭКЮ. Таким образом, коммерческим банкам был предоставлен 3-летний период для увеличения размера своей капитальной базы. Увеличение объема минимального капитала коммерческих банков необходимо для повышения уровня их надежности и формирования банков, отвечающих критериям достаточности капитала, принятым в мировой практике. На 1 мая 1996 г. общая сумма объявленных уставных капиталов коммерческих банков составляла 12,3 трлн. руб. Уставный капитал 477 банков (20% от общего числа) соответствовал промежуточным требованиям Банка России к размеру собственного капитала коммерческих банков, эквивалентному 6 млрд. долл. Около 620 банков (27% от их общего числа) имели капитал ниже установленного уровня. Для России характерно неравномерное территориальное распределение банков. Значительная их часть (46%) сосредоточена в Центральном районе, преимущественно в Москве — крупнейшем банковском центре страны (на 1 жителя столицы приходится в 10 раз больше банков, чем на 1 жителя страны), поэтому любые кризисные явления приобретают здесь гипертрофированный характер. Роль банков в кредитно-расчетном обслуживании экономики характеризуется прежде всего структурой их привлеченных средств и вложений. В составе привлеченных ресурсов главное место занимают средства клиентов — 47% совокупного объема привлеченных средств; средства банков и кредитных учреждений составляют около 20%, выпущенные банками долговые обязательства — примерно 6%, удельный вес централизованных кредитов в настоящее время не достигает и 1 %. В структуре активов коммерческих банков около 10% занимают средства в банках и кредитных учреждениях, 8% — государственные долговые обязательства, 10%— остатки средств на корреспондентских счетах и обязательные резервы в Банке России, свыше 50% — кредиты в лизинг с учетом резерва на возможные потери по ссудам, около 1% — долгосрочные вложения в ценные бумаги. В структуре кредитных вложений коммерческих банков наибольший удельный вес (95 — 97%) составляют краткосрочные ссуды, что обусловлено сохраняющейся инфляцией. Начиная с 1992 г. возникла ярко выраженная тенденция резкого увеличения объемов сверхкраткосрочных кредитов (на 1 - 7 дней), получивших название “коротких денег”. В основном банки осуществляют кредитование движения оборотных средств, что определяет их малозаметное место в кредитовании инвестиций. Структура кредитных вложений коммерческих банков сложилась следующим образом: удельный вес кредитов в промышленность составляет около 25%, в сельское хозяйство — 3%, в строительство — 6%, в прочие отрасли экономики — 26%, в торгово-посредническую деятельность — 19%, населению — 3%, удельный вес межбанковских кредитов — 17%. В последние годы российские коммерческие банки стали производить операции в иностранной валюте, доля которых в структуре баланса банков составляет примерно 40% его объема. В мае 1996 г. 794 банка имели валютную лицензию, при этом 274 из них — генеральную, дающую право на осуществление весьма широкой внешнеэкономической деятельности, в том числе на открытие филиалов за границей. В настоящее время 10 российских коммерческих банков имеют филиалы в дальнем зарубежье. Финансовые результаты деятельности коммерческих банков достаточно высоки на фоне средних показателен российских предприятий: темпы роста валовых доходов намного превыша ют увеличение валовых расходов. Основным источником роста дохода являются проценты, получаемые за счет погашения кредитов в рублях и инвалюте (свыше 80%). Более 90% общей суммы расходов приходится па процентные платежи но привлеченным средствам и иным расходам; доля административно хозяйственных расходов составляет лишь 7%. Относительно высокий уровень доходности российских банков на первых порах их деятельности объясняется особенностями переходного периода в российской экономике. На начальной стадии формирования общероссийского рынка банки как финансовые посредники сыграли ключевую роль в установлении межхозяйственных, межотраслевых и межрегиональных экономических связей. В условиях постоянного роста потребностей в квалифицированных банковских услугах спрос на них намного опережал их предложение, что приводило к завышению процентной маржи (разницы между процентными ставками по представлению и привлечению банками денежных средств и тарифов на другие банковские услуги). Это положение сохранялось до середины 90-х гг. В конце 1995 г. многие банки стали испытывать серьезные финансовые трудности, а некоторые из них были лишены лицензий на совершение банковских операций. За 1994 —1996 гг. у 350 банков были отозваны лицензии. В первой половине текущего десятилетия в экономике страны наблюдались расширение присутствия иностранного банковского капитала, повышение интереса со стороны авторитетных международных банков к открытию в России своих отделений и филиалов. В 1992 г. начал формироваться сектор иностранных банков, а также банков со смешанным капиталом. В настоящее время в России функционируют 12 иностранных банков, а также московский филиал австрийского Лендербанка “Австрия АГ”. С 1 января 1996 г. иностранные банки, функционирующие в России, получили возможность осуществлять операции и в иностранной, и в национальной валюте с резидентами и нерезидентами, что значительно расширило спектр их деятельности. Помимо иностранных банков в России функционируют 17 банков, доля иностранного капитала которых в уставном капитале составляет свыше 50%, и 144 банка, имеющих долю иностранного капитала, равную менее 50%. 5. 3. 2. Денежно-кредитная политика: основные направления и инструменты Главные задачи в области денежно-кредитной политики России отражены в Основных направлениях денежно-кредитной политики, ежегодно разрабатываемых Банком России, и совместных Заявлениях Правительства Российской Федерации и Банка России об экономической политике. В условиях либерализации цен и доходов, введения свободного товарного обращения и последовавшего за этим стремительного роста цен основными целями проводимой Банком России денежно-кредитной политики стали снижение темпов инфляции и стабилизация национальной валюты. Экономические реформы, направленные на создание в России рыночного хозяйства, предопределили выбор инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых Центральным банком, переход на широко практикуемый центральными банками зарубежных стран методы. Вместе с тем неразвитость рыночных отношений и институтов в российской экономике, преобладание в ней государственного (нерыночного) сектора существенно ограничивали возможность полномасштабного использования уже апробированного инструментария для реализации денежно-кредитной политики. Однако по мере развития рыночных отношений стали использоваться более сложные методы регулирования. В 1994— 1996 гг. довольно эффективным средством сдерживания инфляции было соблюдение параметров ежегодно разрабатываемой Денежной программы, предусматривающей целевые ориентиры в денежно-кредитной сфере. При разработке этой программы Банк России исходит из прогнозируемых показателей состояния экономики (изменения в ее отдельных секторах и ВВП в целом, инфляция, дефицит государственного бюджета, международные резервы и т.п.). На основе оценки промежуточных целей денежно-кредитной политики устанавливаются количественные параметры снижения прироста денежной массы в обращении (наличные деньги вне банковской системы, а также депозиты до востребования, срочные и сберегательные депозиты в национальной валюте). Так, в 1995 г. было предусмотрено увеличение предложения денег в среднем на 4% в месяц. Контроль за соблюдением установленных параметров совокупного денежного предложения осуществляется на основе мониторинга темпов прироста де-нежной базы (наличные деньги вне центрального банка и средства коммерческих банков в фонде обязательных резервов Банка России). При этом Центральный банк РФ отслеживает соблюдение предусмотренных в Денежной программе размеров чистых внутренних активов и чистых требований органов денежно-кредитного регулирования к правительству, а также целевых показателей объемов международных резервов. Установление Банком России целевых ориентиров имеет весьма положительные результаты. Так, денежная масса возросла в 1995 г. в 2,26 раза; среднемесячный ее прирост составил 7%, т.е. несколько превысил запланированный уровень (4%), но был ниже аналогичного показателя предыдущего года (9,5%). Основным фактором роста денежной массы явились кредиты федеральному правительству на покрытие бюджетного дефицита (5% объема прироста денежной массы). Кредиты, направленные в экономику, и увеличение чистых иностранных активов банковской системы явились причиной роста остальной части денежной массы (чистые международные резервы страны возросли в 1995 г. в 3,4 раза). Годовой прирост кредитов Банка России правительству РФ не превышал 67% объема, предусмотренного в Денежной программе. Кредиты Правительству предоставлялись в форме приобретения Банком России на вторичном рынке государственных краткосрочных облигаций (ГКО), векселей Минфина РФ, переоформления задолженности по ранее предоставленным централизованным кредитам, реализации официальных валютных резервов правительства. В целях выполнения предусмотренных в Денежной программе ориентиров Центральный банк РФ снизил кредитование коммерческих банков — объем выданных им кредитов был в 2 раза меньше запланированного уровня. В целом динамика основных денежных показателей в 1995 г и в первом полугодии 1996 г. соответствовала установленным в Денежной программе целевым ориентирам. Об эффективности экономической политики, основанной на ограничении совокупного спроса, свидетельствуют итоги развития страны в предыдущие годы. Исходя из этого Банк России руководствуется принципами ограничительной денежно- кредитной политики. Важнейшими инструментами денежно-кредитной политики Банка России в настоящее время являются: регулирование официальной ставки рефинансирования; политика резервных требований; рефинансирование коммерческих банков; операции на открытом рынке. Регулирование официальной ставки рефинансирования[2]. Важным инструментом денежно-кредитного регулирования Центрального банка РФ в 90-е гг. было изменение ставки рефинансирования Банка России за пользование централизованными ресурсами, осуществляемое с учетом уровня инфляции и ситуации на финансовом рынке. До 1955 г. официальная ставка рефинансирования Банка России характеризовалась как отрицательная, т.е. ее уровень был ниже темпов инфляции. В связи с этим политика Банка была направлена на ее постепенное приближение к положительному уровню в целях стимулирования сбережения капитала и уменьшения его оттока из страны. В 1993 г. официальная ставка рефинансирования в соответствии с совместным заявлением Центрального банка и Правительства Российской Федерации устанавливалась на уровне не ниже 7 процентных пунктов межбанковской основной рыночной процентной ставки, а в 1994 г. пределы ее колебания были уменьшены до 5 процентных пункта. В зависимости от условий, складывающихся на денежном рынке, Банк России понижает или повышает ставку рефинансирования в рамках установленных пределов: в 1994 г. она менялась 9 раз, в 1995 г. — 5 раз. Начиная со II квартала 1995 г. наблюдалась устойчивая тенденция снижения ставки рефинансирования Банка России (с 200 до 160%), которая сохранилась и в начале 1996 г. В феврале 1996 г. ставка была резко снижена до 120% (на фоне снижения уровня доходности практически всех финансовых инструментов), и на этом уровне сохранялась до середины года. Официальная ставка рефинансирования лежит в основе формирования ставки по аукционным кредитам, складывающейся в зависимости от соотношения спроса и предложения на централизованные кредиты Центрального банка РФ. Как свидетельствует практика, ставки кредитных аукционов, как правило, находятся на уровне ставки рефинансирования или превышают ее. Политика резервных требований. Исходя из необходимости поддержания объема денежной массы в заданных размерах, регулирования ликвидности банков, Центральный банк РФ активно использует установление норм обязательных резервов на обязательства коммерческих банков. Размеры этих норм зависят от видов обязательств коммерческих банков. Порядок формирования фонда обязательных резервов и нормы резервирования не являются постоянными и периодически пересматриваются. Так, в 1993 г. Центральный банк РФ не повышал нормы резервных требований, и в течение всего года они сохранялись на следующем уровне: по счетам до востребования и по обязательствам банков сроком погашения до 1 года — 20%, свыше 1 года — 15%. В 1994 г. норма резервирования по обязательствам коммерческих банков сроком до 1 года была снижена на 5 процентных пунктов, что расширило возможности предоставления кредитов за счет привлечения средств на этот срок. В целях усиления регулирующей роли фонда обязательных резервов Банка России, а также в связи с напряжением, явившимся следствием октябрьского валютного кризиса 1994 г., с 1 февраля 1995 г. Банк России изменил нормы обязательного резервирования: по депозитам до востребования и срочным депозитам сроком до 30 дней норма обязательного резервирования была повышена до 22%, по депозитам, привлекаемым на срок от 30 до 90 дней, составила 15%, а свыше 90 дней — 10%. Данная мера была предпринята в целях переориентации вложений коммерческих банков если не в долгосрочные, то, по крайней мере, в среднесрочные инвестиции, а также пересмотра коммерческими банками структуры своих пассивов и привлечения депозитов на более длительные сроки. Однако эффект оказался противоположным: под давлением коммерческих банков Банк России уже в апреле 1995 г. был вынужден пересмотреть нормы обязательного резервирования: на депозиты до востребования и срочные депозиты до 30 дней норма была понижена до 20%, на срочные депозиты сроком от 30 до 90 дней — до 14%, а свыше 90 дней осталась на уровне 10%. С 1 мая 1996 г. норма на депозиты до востребования и срочные депозиты до 30 дней вновь была понижена до 18%. В начале 1995 г. Центральный банк РФ ввел 2-процентное резервирование на валютные депозиты с перечислением средств в рублях, поскольку многие коммерческие банки держали свои активы и пассивы в иностранной валюте, “долларизируя” баланс, что в условиях отсутствия налога на курсовую разницу делало валютные операции высокоприбыльными. Банки, осуществлявшие преимущественно операции в иностранной валюте, не участвовали в процессе регулирования объема денежной массы. Предполагалось, что введение резервирования по валютным депозитам улучшит структуру балансов коммерческих банков и стабилизирует ситуацию на валютном рынке. В октябре 1995 г. норма резервирования на валютные депозиты была снижена до 1,5%, а с мая 1996 г. — до 1,25%. Периодически подлежит пересмотру и сам порядок расчета обязательных резервов коммерческих банков. Начиная с 1 мая 1995 г. расчет средств, подлежащих резервированию, стал производиться на основе ежедневных балансовых остатков средств, привлеченных за определенный период и рассчитываемых па базе среднеарифметической. Правильность расчетов депонируемых в Банке России средств на выборочной или сплошной основе ежеквартально проверяется учреждениями IИпрпш. ного банка РФ. Согласно предусмотренным нормам проценты по остатку средств фонда обязательных резервов коммерческих банков Банк России не начисляются. Рефинансирование коммерческих банков. Политика Центрального банка направлена на ограничение денежной массы и обращении посредством рационирования централизованных кредитный ресурсов, предоставляемых коммерческим банкам в целях их эффективного использования на разви тие определенных отраслей экономики. Основной формой рефинансирования коммерческих банков в условиях перехода к рыночным отношениям является предоставление централизованных кредитов преимущественно на основе решений Правительственной комиссии по вопросам кредитной политики (свыше 95% совокупных централизованных кредитов). Это касается объемов, направления и сроков кредитования. На первых этапах формирования денежно-кредитной политики Банк России отдавал предпочтение прямому рефинансированию коммерческих банков — главным образом на цели финансирования сельского хозяйства, топливно-энергетического комплекса, завоза товаров в районы Крайнего Севера, а также выполнения важнейших государственных мероприятий, включая неотложные нужды регионов. В 1994 г. прямые кредиты из централизованных ресурсов, направленные на развитие экономики, составили 8,5 трлн. руб. (около 13% совокупного объема кредитных вложений в народное хозяйство). Начиная с 1995 г. Центральный банк РФ прекратил прямое кредитование коммерческих банков из централизованных источников. В рамках совместного Заявления Правительства и Банка России последний использовал (начиная с 1994 г. и до мая 1996 г) такой механизм распределения кредитных ресурсов, как кредитные аукционы. Первый кредитный аукцион был проведен 28 февраля 1994 г. (всего состоялось 28 аукционов — все в г. Москве; последний кредитный аукцион был проведен в апреле 1996 г.). По решению Правительственной комиссии по вопросам кредитной политики, на проведение кредитных аукционов в 1995 г. было выделено кредитных ресурсов на сумму 640 млрд. руб. (1,4трлн. руб. — в 1994 г.), из которых использовано немногим более 84%. Недоиспользование кредитных ресурсов было связано с несоблюдением рядом коммерческих банков условий участия в аукционах, в том числе отсутствия залога, нарушением экономических нормативов и других требований. При проведении кредитных аукционов, как правило, использовался американский способ, хотя зачастую они проводились по голландскому методу. При этом предусматривались следующие условия: ссуды выдавались сроком на 2 мес., причем досрочный возврат не допускался; минимальная сумма не устанавливалась. Выданные в 1995 г. аукционные кредиты погашались в основном своевременно в отличие от централизованных заимствований, предоставленных Банком России в 1992 - 1994 гг., по которым образовалась крупная задолженность. Вследствие отсутствия возможности погашения образовавшейся задолженности по централизованным кредитам и начисленных по ним процентов задолженность по состоянию на 1 апреля 1995 г. была переоформлена в долг Минфину РФ, и на эту сумму были выпущены векселя со сроком погашения в течение 10 лет (начиная с 1998 г.) из расчета 10% годовых. Однако многие коммерческие банки — владельцы векселей уже в октябре 1995 г. обратились в Банк России с просьбой об их досрочном выкупе. В конце 1995 г. Банк скупил векселя у коммерческих банков на сумму 1,8 млрд. руб., в первом квартале 1996 г. — на 2,1 млрд. руб. В апреле 1996 г. Банк России разработал новую форму рефинансирования коммерческих банков — предоставление ломбардных кредитов, выдаваемых под залог государственных ценных бумаг в пределах общего объема выделяемых Центральным банком РФ средств в соответствии с ориентирами денежно-кредитной политики. Главные условия получения ломбардных кредитов — своевременное и полное выполнение банком обязательных резервных требований Центрального банка РФ и отсутствие у него просроченной задолженности по ранее полученным кредитам. Ломбардные кредиты выдаются сроком до 30 дней на аукционной основе. Поочередно используются американский и голландский способы проведения аукционов. Банк России разработал список государственных ценных бумаг, принимаемых им в качестве залога под ломбардные кредиты. Операции па открытом рынке. проведение операций с ценными бумагами — сравнительно новый инструмент денежно- кредитного регулирования, применяемый Банком России, который не только оказывает содействие в размещении государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ), но и участвует в операциях на вторичном рынке, осуществляя регулирование банковской ликвидности. Банк России скупает ценные бумаги Правительства, когда у банков возникает потребность в ликвидных ресурсах, и продает их с целью изъятия избыточной ликвидности. Операции Центрального банка РФ на вторичном рынке государственных ценных бумаг оказывают существенное воздействие и на динамику денежной базы. Так, если в начале 1995 г. прирост портфеля ГКО и ОФЗ Банка России обеспечивал менее 1% прироста денежной базы, то к концу того же года непрямое покрытие финансовых потребностей Правительства Центральным банком стало основным источником прироста резервных денег. В будущем Банк России предполагает использовать для регулирования денежной сферы операции РЕПО (соглашение об обратном выпуске). Дальнейшее расширение операций на рынке ГКО — ОФЗ за счет предполагаемого роста объема продаж облигаций и выпуска новых государственных облигаций с более длительным сроком обращения, а также использование операций РЕПО должны оказать положительное воздействие на регулирование объема денежной массы в обращении и на уровень межбанковской процентной ставки.
[1] В конце 80-х гг. сумма минимального уставного капитала коммерческим банкам была установлена на уровне 5 млн. руб. [2] В понятие “ставка рефинансирования” включены ставки по кредитам рефинансирования, предоставляемым Банком России из централизованных источников.
|