Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






системы





В конце 80-х гг. в условиях перехода к рыночным отноше­ниям возникла реальная необходимость создания качественно иной кредитной системы, которая отвечала бы новым требо­ваниям и позволяла бы аккумулировать достаточные средства для развития отечественной экономики. Процесс формирова­ния двухуровневой банковской системы наметился еще в 1989 г., когда были образованы первые коммерческие банки. В начале 90-х гг., после принятия законов Российской Федерации “О Центральном банке РСФСР (Банк России)” и “О банках и банковской деятельности”, современная двухуровневая банков­ская система окончательно сформировалась. Были созданы Цен­тральный банк Российской Федерации, составивший ее первый уровень, и коммерческие банки — второй уровень.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был образован 2 декабря 1990 г. Его деятельность строится на осно­ве действующего законодательства и устава банка и направле­на на решение задач, связанных с формированием и реализа­цией денежно-кредитной политики, стабилизацией денежного обращения, организацией межбанковских расчетов и кассово­го обслуживания, развитием системы коммерческих банков и надзором за их деятельностью, совершенствованием валютных отношений.

Банк России, являясь эмиссионным центром страны, об­ладает монопольным правом выпуска в обращение и изъятия из оборота наличных денежных знаков в форме банкнот и мо­нет, определяет их достоинство, отличительные признаки, по­рядок уничтожения, правила перевозки, хранения и инкасса­ции.

В качестве “банка банков” он предоставляет централизован­ные кредиты коммерческим банкам, является главным банки­ром федерального правительства. В его функции входят:

разработка и проведение денежно-кредитной и валютной политики;

осуществление кассового исполнения государственного бюджета;

обслуживание государственного долга Российской Феде­рации;

участие в налаживании платежно-расчетного механизма;

открытие корреспондентских счетов коммерческим банкам для осуществления безналичный расчетов.

В мае 1995 г. был принят новый Федеральный закон “О Цен­тральном банке Российской Федерации”, а в феврале 1996 г. — Закон “О банках и банковской деятельности в Российской Федерации”, которыми Банк России руководствуется в насто­ящее время.

На территории Российской Федерации Банк России имеет 60 главных управлений, действующих от его имени на правах филиалов, 19 национальных банков и Временное главное управление по Чечне.

Коммерческие банки за сравнительно короткий срок превра­тились в основу кредитной системы, способную обслуживать экономику страны.

Особенность становления двухуровневой банковской систе­мы в России — двоякий способ образования коммерческих бан­кой: некоторые их них возникли на основе уже функционировавших специализированных банков, имевших устойчивое финансовое положение и обладавших разветвленной сетью фи­лиалов; другие создавались практически “с нуля”, т.е. на пу­стом месте. На ранних этапах развития неравнозначное поло­жение различных коммерческих банков неизбежно сказывалось на размерах их активов, масштабах деятельности, устойчиво­сти.

На протяжении текущего десятилетия отмечался быстрый рост численности коммерческих банков: первые банки были созданы в 1989 г., а к маю 1996 г. их число достигало уже 2600. Из них 20% было учреждено на базе специализированных бан­ков, а 80% создано “с нуля”. Значительное развитие получила их филиальная сеть (5680 филиалов), свыше 80% которой при­ходится на филиалы Сбербанка.

Рост численности коммерческих банков обусловлен увели­чением числа акционерных банков. Если на первых порах ком­мерческие банки создавались в основном как паевые, то к се­редине 1996 г. свыше 40% действующих в России банков являлось акционерными.

В настоящее время кредитно-банковская система России сформирована преимущественно из банковских институтов; доля кредитных учреждений не достигает 1% (всего 22 кредит­ных учреждения).

В 1995 г., который считается поворотным в истории разви­тия банковской системы России, было создано лишь 36 новых банков, т.е. в 9 раз меньше, чем в предыдущем году. Россия пе­решла от интенсивного к экстенсивному пути развития бан­ковской системы.

По мере развития и расширения банковской деятельности наблюдался процесс концентрации банковского капитала, что было обусловлено усилением инфляционных процессов в эко­номике и предпринимаемыми Банком России мерами по ка­питализации российских банков. Так, в январе 1992г. Банк принял решение об увеличении уставного капитала коммерческих банков в 4 раза — до 100 млн. руб.[1], а в марте 1994 г. — до 2 млрд. руб. Кроме того, ежеквартально стала производиться

корректировка уставного капитала с учетом темпов внутрен­него и внешнего обесценения рубля: его размеры не должны быть менее 1 млн. ЭКЮ по состоянию на 17 февраля 1994 г. (1 ЭКЮ равнялся 1,12 долл. США).

В 1996 г. для вновь образуемых коммерческих банков разме­ры минимального уставного капитала были повышены до 2 млн. ЭКЮ. К 1 января 1997 г. его размеры должны быть повышены до 3 млн. ЭКЮ, к январю 1988 г. — до 4 млн. ЭКЮ, а к июлю 1988 г. — до 5 млн. ЭКЮ. Таким образом, коммерческим бан­кам был предоставлен 3-летний период для увеличения разме­ра своей капитальной базы.

Увеличение объема минимального капитала коммерческих банков необходимо для повышения уровня их надежности и формирования банков, отвечающих критериям достаточности капитала, принятым в мировой практике.

На 1 мая 1996 г. общая сумма объявленных уставных капиталов коммерческих банков составляла 12,3 трлн. руб. Уставный капитал 477 банков (20% от общего числа) соответ­ствовал промежуточным требованиям Банка России к размеру собственного капитала коммерческих банков, эквивалентно­му 6 млрд. долл. Около 620 банков (27% от их общего числа) имели капитал ниже установленного уровня.

Для России характерно неравномерное территориальное распределение банков. Значительная их часть (46%) сосредо­точена в Центральном районе, преимущественно в Москве — крупнейшем банковском центре страны (на 1 жителя столицы приходится в 10 раз больше банков, чем на 1 жителя страны), поэтому любые кризисные явления приобретают здесь гипер­трофированный характер.

Роль банков в кредитно-расчетном обслуживании экономи­ки характеризуется прежде всего структурой их привлеченных средств и вложений. В составе привлеченных ресурсов глав­ное место занимают средства клиентов — 47% совокупного объ­ема привлеченных средств; средства банков и кредитных учреж­дений составляют около 20%, выпущенные банками долговые обязательства — примерно 6%, удельный вес централизован­ных кредитов в настоящее время не достигает и 1 %.

В структуре активов коммерческих банков около 10% зани­мают средства в банках и кредитных учреждениях, 8% — госу­дарственные долговые обязательства, 10%— остатки средств на корреспондентских счетах и обязательные резервы в Банке России, свыше 50% — кредиты в лизинг с учетом резерва на возможные потери по ссудам, около 1% — долгосрочные вло­жения в ценные бумаги.

В структуре кредитных вложений коммерческих банков наи­больший удельный вес (95 — 97%) составляют краткосрочные ссуды, что обусловлено сохраняющейся инфляцией. Начиная с 1992 г. возникла ярко выраженная тенденция резкого увели­чения объемов сверхкраткосрочных кредитов (на 1 - 7 дней), получивших название “коротких денег”. В основном банки осу­ществляют кредитование движения оборотных средств, что определяет их малозаметное место в кредитовании инвестиций.

Структура кредитных вложений коммерческих банков сложилась следующим образом: удельный вес кредитов в про­мышленность составляет около 25%, в сельское хозяйство — 3%, в строительство — 6%, в прочие отрасли экономики — 26%, в торгово-посредническую деятельность — 19%, населению — 3%, удельный вес межбанковских кредитов — 17%.

В последние годы российские коммерческие банки стали производить операции в иностранной валюте, доля которых в структуре баланса банков составляет примерно 40% его объе­ма. В мае 1996 г. 794 банка имели валютную лицензию, при этом 274 из них — генеральную, дающую право на осуществление весьма широкой внешнеэкономической деятельности, в том числе на открытие филиалов за границей. В настоящее время 10 российских коммерческих банков имеют филиалы в даль­нем зарубежье.

Финансовые результаты деятельности коммерческих банков достаточно высоки на фоне средних показателен российских предприятий: темпы роста валовых доходов намного превыша ют увеличение валовых расходов. Основным источником роста дохода являются проценты, получаемые за счет погашения кредитов в рублях и инвалюте (свыше 80%). Более 90% общей суммы расходов приходится па процентные платежи но привле­ченным средствам и иным расходам; доля ад­министративно хозяйственных расходов составляет лишь 7%.

Относительно высокий уровень доходности российских бан­ков на первых порах их деятельности объясняется особенно­стями переходного периода в российской экономике. На на­чальной стадии формирования общероссийского рынка банки как финансовые посредники сыграли ключевую роль в уста­новлении межхозяйственных, межотраслевых и межрегиональ­ных экономических связей. В условиях постоянного роста по­требностей в квалифицированных банковских услугах спрос на них намного опережал их предложение, что приводило к завы­шению процентной маржи (разницы между процентными став­ками по представлению и привлечению банками денежных средств и тарифов на другие банковские услуги). Это положе­ние сохранялось до середины 90-х гг. В конце 1995 г. многие банки стали испытывать серьезные финансовые трудности, а некоторые из них были лишены лицензий на совершение бан­ковских операций. За 1994 —1996 гг. у 350 банков были отозва­ны лицензии.

В первой половине текущего десятилетия в экономике стра­ны наблюдались расширение присутствия иностранного бан­ковского капитала, повышение интереса со стороны автори­тетных международных банков к открытию в России своих отделений и филиалов. В 1992 г. начал формироваться сектор иностранных банков, а также банков со смешанным капита­лом. В настоящее время в России функционируют 12 иност­ранных банков, а также московский филиал австрийского Лендербанка “Австрия АГ”. С 1 января 1996 г. иностранные банки, функционирующие в России, получили возможность осуще­ствлять операции и в иностранной, и в национальной валюте с резидентами и нерезидентами, что значительно расширило спектр их деятельности. Помимо иностранных банков в Рос­сии функционируют 17 банков, доля иностранного капитала которых в уставном капитале составляет свыше 50%, и 144 бан­ка, имеющих долю иностранного капитала, равную менее 50%.

5. 3. 2. Денежно-кредитная политика: основные направления и инструменты

Главные задачи в области денежно-кредитной политики России отражены в Основных направлениях денежно-кредит­ной политики, ежегодно разрабатываемых Банком России, и совместных Заявлениях Правительства Российской Федерации и Банка России об экономической политике.

В условиях либерализации цен и доходов, введения свобод­ного товарного обращения и последовавшего за этим стреми­тельного роста цен основными целями проводимой Банком России денежно-кредитной политики стали снижение темпов инфляции и стабилизация национальной валюты.

Экономические реформы, направленные на создание в Рос­сии рыночного хозяйства, предопределили выбор инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых Централь­ным банком, переход на широко практикуемый центральными банками зарубежных стран методы. Вместе с тем неразвитость рыночных отношений и институтов в российской экономике, преобладание в ней государственного (нерыночного) сектора су­щественно ограничивали возможность полномасштабного ис­пользования уже апробированного инструментария для реали­зации денежно-кредитной политики. Однако по мере развития рыночных отношений стали использоваться более сложные ме­тоды регулирования.

В 1994— 1996 гг. довольно эффективным средством сдержи­вания инфляции было соблюдение параметров ежегодно раз­рабатываемой Денежной программы, предусматривающей це­левые ориентиры в денежно-кредитной сфере. При разработке этой программы Банк России исходит из прогнозируемых по­казателей состояния экономики (изменения в ее отдельных сек­торах и ВВП в целом, инфляция, дефицит государственного бюджета, международные резервы и т.п.).

На основе оценки промежуточных целей денежно-кредит­ной политики устанавливаются количественные параметры снижения прироста денежной массы в обращении (наличные деньги вне банковской системы, а также депозиты до востре­бования, срочные и сберегательные депозиты в национальной валюте).

Так, в 1995 г. было предусмотрено увеличение предложения денег в среднем на 4% в месяц. Контроль за соблюдением уста­новленных параметров совокупного денежного предложения осуществляется на основе мониторинга темпов прироста де-нежной базы (наличные деньги вне центрального банка и сред­ства коммерческих банков в фонде обязательных резервов Бан­ка России). При этом Центральный банк РФ отслеживает со­блюдение предусмотренных в Денежной программе размеров чистых внутренних активов и чистых требований органов де­нежно-кредитного регулирования к правительству, а также це­левых показателей объемов международных резервов.

Установление Банком России целевых ориентиров имеет весьма положительные результаты. Так, денежная масса воз­росла в 1995 г. в 2,26 раза; среднемесячный ее прирост составил 7%, т.е. несколько превысил запланированный уровень (4%), но был ниже аналогичного показателя предыдущего года (9,5%). Основным фактором роста денежной массы явились кредиты федеральному правительству на покрытие бюджетного дефи­цита (5% объема прироста денежной массы). Кредиты, направ­ленные в экономику, и увеличение чистых иностранных акти­вов банковской системы явились причиной роста остальной части денежной массы (чистые международные резервы стра­ны возросли в 1995 г. в 3,4 раза). Годовой прирост кредитов Бан­ка России правительству РФ не превышал 67% объема, предус­мотренного в Денежной программе. Кредиты Правительству предоставлялись в форме приобретения Банком России на вто­ричном рынке государственных краткосрочных облигаций (ГКО), векселей Минфина РФ, переоформления задолженно­сти по ранее предоставленным централизованным кредитам, реализации официальных валютных резервов правительства.

В целях выполнения предусмотренных в Денежной програм­ме ориентиров Центральный банк РФ снизил кредитование коммерческих банков — объем выданных им кредитов был в 2 раза меньше запланированного уровня.

В целом динамика основных денежных показателей в 1995 г и в первом полугодии 1996 г. соответствовала установ­ленным в Денежной программе целевым ориентирам.

Об эффективности экономической политики, основанной на ограничении совокупного спроса, свидетельствуют итоги развития страны в предыдущие годы. Исходя из этого Банк Рос­сии руководствуется принципами ограничительной денежно- кредитной политики. Важнейшими инструментами денежно-кредитной полити­ки Банка России в настоящее время являются:

регулирование официальной ставки рефинансирования; политика резервных требований; рефинансирование коммерческих банков; операции на открытом рынке.

Регулирование официальной ставки рефинансирования[2]. Важным инструментом денежно-кредитного регулирования Центрального банка РФ в 90-е гг. было изменение ставки рефи­нансирования Банка России за пользование централизованны­ми ресурсами, осуществляемое с учетом уровня инфляции и си­туации на финансовом рынке.

До 1955 г. официальная ставка рефинансирования Банка России характеризовалась как отрицательная, т.е. ее уровень был ниже темпов инфляции. В связи с этим политика Банка была направлена на ее постепенное приближение к положи­тельному уровню в целях стимулирования сбережения капита­ла и уменьшения его оттока из страны. В 1993 г. официальная ставка рефинансирования в соответствии с совместным заяв­лением Центрального банка и Правительства Российской Фе­дерации устанавливалась на уровне не ниже 7 процентных пун­ктов межбанковской основной рыночной процентной ставки, а в 1994 г. пределы ее колебания были уменьшены до 5 про­центных пункта.

В зависимости от условий, складывающихся на денежном рынке, Банк России понижает или повышает ставку рефинан­сирования в рамках установленных пределов: в 1994 г. она ме­нялась 9 раз, в 1995 г. — 5 раз. Начиная со II квартала 1995 г. наблюдалась устойчивая тенденция снижения ставки рефинан­сирования Банка России (с 200 до 160%), которая сохранилась и в начале 1996 г. В феврале 1996 г. ставка была резко снижена до 120% (на фоне снижения уровня доходности практически всех финансовых инструментов), и на этом уровне сохранялась до середины года.

Официальная ставка рефинансирования лежит в основе формирования ставки по аукционным кредитам, складываю­щейся в зависимости от соотношения спроса и предложения на централизованные кредиты Центрального банка РФ. Как свидетельствует практика, ставки кредитных аукционов, как правило, находятся на уровне ставки рефинансирования или превышают ее.

Политика резервных требований. Исходя из необходимости поддержания объема денежной массы в заданных размерах, ре­гулирования ликвидности банков, Центральный банк РФ ак­тивно использует установление норм обязательных резервов на обязательства коммерческих банков. Размеры этих норм за­висят от видов обязательств коммерческих банков.

Порядок формирования фонда обязательных резервов и нор­мы резервирования не являются постоянными и периодически пересматриваются. Так, в 1993 г. Центральный банк РФ не по­вышал нормы резервных требований, и в течение всего года они сохранялись на следующем уровне: по счетам до востребования и по обязательствам банков сроком погашения до 1 года — 20%, свыше 1 года — 15%. В 1994 г. норма резервирования по обяза­тельствам коммерческих банков сроком до 1 года была снижена на 5 процентных пунктов, что расширило возможности предо­ставления кредитов за счет привлечения средств на этот срок.

В целях усиления регулирующей роли фонда обязательных резервов Банка России, а также в связи с напряжением, явив­шимся следствием октябрьского валютного кризиса 1994 г., с 1 февраля 1995 г. Банк России изменил нормы обязательного резервирования: по депозитам до востребования и срочным де­позитам сроком до 30 дней норма обязательного резервирова­ния была повышена до 22%, по депозитам, привлекаемым на срок от 30 до 90 дней, составила 15%, а свыше 90 дней — 10%. Данная мера была предпринята в целях переориентации вло­жений коммерческих банков если не в долгосрочные, то, по крайней мере, в среднесрочные инвестиции, а также пересмотра коммерческими банками структуры своих пассивов и при­влечения депозитов на более длительные сроки. Однако эффект оказался противоположным: под давлением коммерческих бан­ков Банк России уже в апреле 1995 г. был вынужден пересмот­реть нормы обязательного резервирования: на депозиты до вос­требования и срочные депозиты до 30 дней норма была пони­жена до 20%, на срочные депозиты сроком от 30 до 90 дней — до 14%, а свыше 90 дней осталась на уровне 10%.

С 1 мая 1996 г. норма на депозиты до востребования и сроч­ные депозиты до 30 дней вновь была понижена до 18%.

В начале 1995 г. Центральный банк РФ ввел 2-процентное резервирование на валютные депозиты с перечислением средств в рублях, поскольку многие коммерческие банки дер­жали свои активы и пассивы в иностранной валюте, “доллари­зируя” баланс, что в условиях отсутствия налога на курсовую разницу делало валютные операции высокоприбыльными. Бан­ки, осуществлявшие преимущественно операции в иностран­ной валюте, не участвовали в процессе регулирования объема денежной массы. Предполагалось, что введение резервирова­ния по валютным депозитам улучшит структуру балансов ком­мерческих банков и стабилизирует ситуацию на валютном рын­ке. В октябре 1995 г. норма резервирования на валютные депозиты была снижена до 1,5%, а с мая 1996 г. — до 1,25%.

Периодически подлежит пересмотру и сам порядок расчета обязательных резервов коммерческих банков. Начиная с 1 мая 1995 г. расчет средств, подлежащих резервированию, стал про­изводиться на основе ежедневных балансовых остатков средств, привлеченных за определенный период и рассчитываемых па базе среднеарифметической. Правильность расчетов депони­руемых в Банке России средств на выборочной или сплошной основе ежеквартально проверяется учреждениями IИпрпш. ного банка РФ.

Согласно предусмотренным нормам проценты по остатку средств фонда обязательных резервов коммерческих банков Банк России не начисляются.

Рефинансирование коммерческих банков. Политика Центрального банка направлена на ограничение денежной массы и обращении посредством рационирования централизованных кредитный ресурсов, предоставляемых коммерческим банкам в целях их эффективного использования на разви тие определенных отрас­лей экономики. Основной формой рефинансирования коммерческих банков в условиях перехода к рыночным отношениям является предоставление централизованных кредитов преиму­щественно на основе решений Правительственной комиссии по вопросам кредитной политики (свыше 95% совокупных цен­трализованных кредитов). Это касается объемов, направления и сроков кредитования.

На первых этапах формирования денежно-кредитной по­литики Банк России отдавал предпочтение прямому рефинан­сированию коммерческих банков — главным образом на цели финансирования сельского хозяйства, топливно-энергетиче­ского комплекса, завоза товаров в районы Крайнего Севера, а также выполнения важнейших государственных мероприятий, включая неотложные нужды регионов. В 1994 г. прямые креди­ты из централизованных ресурсов, направленные на развитие экономики, составили 8,5 трлн. руб. (около 13% совокупного объема кредитных вложений в народное хозяйство).

Начиная с 1995 г. Центральный банк РФ прекратил прямое кредитование коммерческих банков из централизованных ис­точников.

В рамках совместного Заявления Правительства и Банка Рос­сии последний использовал (начиная с 1994 г. и до мая 1996 г) такой механизм распределения кредитных ресурсов, как кредит­ные аукционы. Первый кредитный аукцион был проведен 28 фев­раля 1994 г. (всего состоялось 28 аукционов — все в г. Москве; последний кредитный аукцион был проведен в апреле 1996 г.). По решению Правительственной комиссии по вопросам кре­дитной политики, на проведение кредитных аукционов в 1995 г. было выделено кредитных ресурсов на сумму 640 млрд. руб. (1,4трлн. руб. — в 1994 г.), из которых использовано немногим более 84%. Недоиспользование кредитных ресурсов было свя­зано с несоблюдением рядом коммерческих банков условий участия в аукционах, в том числе отсутствия залога, нарушени­ем экономических нормативов и других требований.

При проведении кредитных аукционов, как правило, ис­пользовался американский способ, хотя зачастую они прово­дились по голландскому методу. При этом предусматривались следующие условия: ссуды выдавались сроком на 2 мес., причем досрочный возврат не допускался; минимальная сумма не уста­навливалась.

Выданные в 1995 г. аукционные кредиты погашались в основном своевременно в отличие от централизованных заим­ствований, предоставленных Банком России в 1992 - 1994 гг., по которым образовалась крупная задолженность. Вследствие отсутствия возможности погашения образовавшейся задолжен­ности по централизованным кредитам и начисленных по ним процентов задолженность по состоянию на 1 апреля 1995 г. бы­ла переоформлена в долг Минфину РФ, и на эту сумму были выпущены векселя со сроком погашения в течение 10 лет (на­чиная с 1998 г.) из расчета 10% годовых. Однако многие ком­мерческие банки — владельцы векселей уже в октябре 1995 г. обратились в Банк России с просьбой об их досрочном выкупе. В конце 1995 г. Банк скупил векселя у коммерческих банков на сумму 1,8 млрд. руб., в первом квартале 1996 г. — на 2,1 млрд. руб.

В апреле 1996 г. Банк России разработал новую форму ре­финансирования коммерческих банков — предоставление лом­бардных кредитов, выдаваемых под залог государственных цен­ных бумаг в пределах общего объема выделяемых Центральным банком РФ средств в соответствии с ориентирами денежно-кре­дитной политики.

Главные условия получения ломбардных кредитов — свое­временное и полное выполнение банком обязательных резер­вных требований Центрального банка РФ и отсутствие у него просроченной задолженности по ранее полученным кредитам.

Ломбардные кредиты выдаются сроком до 30 дней на аук­ционной основе. Поочередно используются американский и голландский способы проведения аукционов. Банк России раз­работал список государственных ценных бумаг, принимаемых им в качестве залога под ломбардные кредиты.

Операции па открытом рынке. проведение операций с ценными бумагами — сравнительно новый инструмент денежно- кредитного регулирования, применяемый Банком России, который не только оказывает содействие в размещении государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ), но и участвует в операциях на вто­ричном рынке, осуществляя регулирование банковской лик­видности. Банк России скупает ценные бумаги Правительства,

когда у банков возникает потребность в ликвидных ресурсах, и продает их с целью изъятия избыточной ликвидности.

Операции Центрального банка РФ на вторичном рынке го­сударственных ценных бумаг оказывают существенное воздей­ствие и на динамику денежной базы. Так, если в начале 1995 г. прирост портфеля ГКО и ОФЗ Банка России обеспечивал ме­нее 1% прироста денежной базы, то к концу того же года не­прямое покрытие финансовых потребностей Правительства Центральным банком стало основным источником прироста резервных денег.

В будущем Банк России предполагает использовать для ре­гулирования денежной сферы операции РЕПО (соглашение об обратном выпуске). Дальнейшее расширение операций на рын­ке ГКО — ОФЗ за счет предполагаемого роста объема продаж облигаций и выпуска новых государственных облигаций с бо­лее длительным сроком обращения, а также использование опе­раций РЕПО должны оказать положительное воздействие на регулирование объема денежной массы в обращении и на уровень межбанковской процентной ставки.


 

 


[1] В конце 80-х гг. сумма минимального уставного капитала коммерческим банкам была установлена на уровне 5 млн. руб.

[2] В понятие “ставка рефинансирования” включены ставки по креди­там рефинансирования, предоставляемым Банком России из централи­зованных источников.

Date: 2015-07-27; view: 303; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию