Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Cоциально-психологическая природа алкоголизма и его психологическая Характеристика





Наиболее последовательно и целостно концепция социально-психологической природы алкогольной зависимости реализована ленинградским ученым Г.А. Шичко [66, 67]. Она создавалась в ходе практической работы по избавлению людей от алкогольной зависимости в 1970-х - начале 1980-х гг. На основе этой концепции создан соответствующий метод, который около 20 лет показывает свою эффективность и надежность.

Согласно концепции Г.А.Шичко, алкоголизм - это психологическое расстройство. Подчеркнем, что это именно не болезнь, а некоторый беспорядок в понятиях, в эмоциях, установках, отношениях личности, который и обуславливает потребление алкоголя и табака (Психологическое содержание зависимости от алкоголя и табака, в принципе, идентично. Далее в тексте речь пойдет в основном об алкогольной зависимости, но все эти рассуждения применимы и к курению, и к другим видам химических зависимостей.) Поэтому задача заключается в том, чтобы восстановить естественный порядок в психическом мире личности, т.е. дать человеку возможность устранить противоречия, ложные установки, т.е. гармонизировать личность. При таком понимании алкоголизма как чисто психологического явления отпадает нужда в применении лекарств, операций и других опасных и травмирующих процедур.

1. Алкоголизм рассматривается в концепии Шичко, прежде всего, как психологическое расстройство, а именно как искаженность сознания лжеинформацией об алкоголе, которая заставляет человека употреблять ядовитое наркотическое вещество, и впоследствии это потребление приводит к формированию привычки употребления алкоголя, а затем и к потребности. Отказ от понимания алкоголизма как болезни позволяет, во-первых, решить в значительной степени проблему анозогнозии (то есть непризнания алкоголиком наличия у него такой болезни как алкоголизм, поскольку существуют определенные социальные предубеждения против алкоголизма), и, во-вторых, даёт возможность каждому страдающему от данной зависимости восстановить здоровую личность без каких-либо комплексов неполноценности. Как отмечал Шичко, традиционная наркология, включая и всевозможные формы гипноза и кодирования, приводит к воздержанию, не затрагивая глубинные структуры личности.

2. Вторая составная часть алкоголизма - это биологические последствия от употребления алкоголя, так как в результате систематического отравления этанолом (или другими наркотиками) происходит формирование нежелательных привычек и патологической потребности, что протекает на фоне комплексного разрушения личности, здоровья личности. Концепция Шичко признает доминирование психологического фактора над биологическим. Формирование дефектов сознания и подсознания в результате воздействия проалкогольной информации происходит за счет иррациональных механизмов: запечатления, внушения, привыкания, заражения, группового давления. Информация принимается без критического осмысления, в основном, в детстве. В сознании позднее складывается псевдологическая система убеждений, рационализирующих алкоголепитие. Комплекс психологических качеств, обуславливающих употребление алкоголя, Г.А. Шичко назвал проалкогольной запрограммированностью, которая включает в себя (определение даётся в нашем понимании):

1. Установку (настроенность) на употребление алкоголя - общую неосознаваемую или частично осознаваемую готовность совершать определенные действия при некоторых обстоятельствах и получать определенный эффект. Установка имеет варианты: допустимость употребления этанола, желательность, необходимость. Опрос детей 7-8 лет о том будут ли они употреблять алкоголь, когда станут взрослыми, показывает, что 70-80 % отвечают на этот вопрос утвердительно. Установка конкретизируется через:

2. Программы употребления алкоголя или заранее сформированные модели поведения, определяющие, как употреблять алкоголь - в каком количестве, какого качества, в каких обстоятельствах, т.е. это решение, каким образом употреблять алкоголь.

Ярким примером формирования программы и её реализации является ситуация с потреблением пива в последние 10 лет. Средства массовой информации внедрили в сознание и подсознание молодежи, что употребление пива на улице является «нормальным» и мы видим, что теперь это стало массовым явлением в любое время года.

3. Проалкогольные убеждения - система взглядов, знаний и стереотипов, объясняющих, оправдывающих и мотивирующих употребление алкоголя.

Распространенными стереотипами являются убеждения о том, что алкоголь позволяет снимать стрессы, улучшать настроение, укреплять здоровье, согревать при отрицательных температурах и т.д. На самом деле состояние алкогольного опьянения приводит к более быстрому замерзанию при переохлаждении, вызывает конфликтность в общении, вплоть до совершения тяжких преступлений, употребление алкоголя является причиной очень многих заболеваний и преждевременной смертности. Для формирования мифов о полезных свойствах алкоголя производители алкогольных изделий учреждают и финансируют псевдонаучные институты с благообразными названиями, которым ставится задача доказать и научно обосновать полезные свойства алкоголя. Еще в начале 20-го века в России производители алкоголя предложили Российской академии наук создать «Институт для изучения влияния алкоголя на организм и для исследования алкоголизма в населении». Главной задачей этого института было доказать, что нормальной и безвредной дозой алкоголя является 200 грамм водки в день для человека среднего веса. Только авторитет великого русского ученого И.П.Павлова не позволил ему открыться. Павлов заявил: «Институт, ставящий себе непременной целью открыть безвредное употребление значительного количества алкоголя, по всей справедливости, не имеет права наименоваться или считаться научным институтом. Институт с такой задачей, очевидно, представлял бы собой своеобразную, постоянную рекламу казенной продажи питей, или, в лучшем случае коммерческую лабораторию при казенной продаже питей» [цит. 17 с.66]. К сожалению, в современном мире существуют десятки таких псевдонаучных учреждений, которые, прикрываясь авторитетом науки, на деньги алкогольного бизнеса проводят, так называемые «исследования» о полезных свойствах алкоголя.

Следующей формой формирования алкогольных программ и убеждений является косвенное программирование, когда положительные герои многочисленных фильмов употребляют алкоголь и табак без каких-либо негативных последствий, тем самым, закладывая в сознание и подсознание человека преставление о нормальности употребления этих легальных наркотиков. Спонсорами этих сериалов и фильмов опять же являются производители алкоголя и табака, вкладывающие сотни и миллионы долларов за то, чтобы главный герой фильма на экране курил «Мальборо» и пил «Мартини» или «Столичную».

Определенные компоненты убежденности выполняют функции психологической защиты, препятствующей осознанию реальных отрицательных последствий алкоголепития.

Подводя итоги анализа существующих взглядов на алкогольную проблему, можно сделать вывод, что алкоголизм как явление имеет социальную природу, обусловлен социально-психологическими факторами.

В большинстве концепций алкоголизма недостаточно учитываются социально-психологические факторы его возникновения. Установки в отношении алкоголя усваиваются личностью не критически в раннем детстве. Как показывают последние исследования в области психологии и физиологии пренатального развития, усвоение эмоционального компонента понятий и установок в отношении окружающего мира происходит у младенца в период утробного развития. Центральная нервная система готова к восприятию социальной информации к 140-141 дню развития в материнском чреве. В этот период развивается способность понимания сигналов второй сигнальной системы, т.е. слова. "До рождения ребенок чувствует слово, которое есть для него набор импульсов, превращающихся для него в символы, коды. Зародыш приспосабливается к ним, трактует их в зависимости от реакции (ментальности обмена, биохимического состояния в утробе) матери, "первой земной вселенной ребенка", мать является "поставщиком информации", а воспринимает ее сам зародыш. Реакция матери становится посредником между комплексным значением слова, его семиотикой, и внутриутробным развивающимся организмом, его самостоятельным восприятием значения слова". (Доктор мед. наук, профессор Э.Шуберт. "Литературная Россия" №22 от 01.07.01). Поэтому отношение матери к алкоголю, табаку передаётся зародышу и усваивается им. А поскольку в нашем обществе отношение к алкоголю лояльное, то, естественно, такое положительное отношение к алкоголю передается и еще не родившимся младенцам. В последующем эти установки закрепляются многочисленными проалкогольными воздействиями из ближайшего социального окружения (прежде всего - пример родителей), видео-изображениями, аудио-воздействиями, и в результате складывается общее положительное отношение к алкоголепитию и табакокурению. Эта установка формируется на подсознательном уровне и воспринимается ребенком как некая абсолютная данность, как норма жизни. Именно на этом общем положительном эмоциональном отношении к алкоголю в дальнейшем формируются конкретные программы его употребления. Эти программы, как правило, связаны с чувством взрослости подростка, и употребление алкоголя в этих программах выступает как критерий взрослости. "Выпил в первый раз за компанию", "закурила потому, что хотела казаться взрослой", "все вокруг выпивали, и я тогда не задумывался, почему я так поступаю, просто поступал как все" и т.д. - это типичные воспоминания и объяснения мотивов потребления алкоголя и табака.

Наше общество проводит своего рода "кодировку" каждого подрастающего своего члена на потребление алкоголя, и, согласно заложенному коду-установке потребление алкоголя является желательным и обязательным в ряде ситуаций взрослого образа жизни (поминки, свадьбы, праздники и т.д.), а неупотребление алкоголя рассматривается как некая странность или даже патология (комплекс "белой вороны"). Вместе с тем, даже наличие общего положительного отношения к алкоголю у ребенка, подростка до начала физической алкоголизации не приводит в 95% случаев при первом потреблении алкоголя к эмоциональной положительной реакции. Вкус алкоголя неприятен, ощущения опьянения также расцениваются как отрицательные, но ближайшее социальное окружение (компания), в которой происходит алкоголизация, управляет этим процессом, происходит своеобразное обучение извлечению "кайфа" из процедуры поглощения ядовитого наркотического вещества, которым и является алкоголь. Аналогичная процедура обучения извлечения "кайфа" из сигаретного дыма происходит и с курением. В итоге, спустя некоторое время, которое варьируется от нескольких недель и месяцев до нескольких лет, потребитель алкоголя или сигарет научается интерпретировать и переживать процесс алкогольной и табачной интоксикации как эмоционально положительный. В последующем это отношение закрепляется, доза интоксикантов увеличивается и происходит формирование физической зависимости от алкоголя и табака. Подчеркнем еще раз, что психологическая зависимость является основой физической зависимости, и при устранении психологической запрограммированности на употребление алкоголя и табака физическая зависимость также легко разрушается.

Сложность заключается в том, что основная часть алкогольной и табачной запрограммированности «спрятана» в подсознании и поэтому с трудом подвергается сознательному анализу. Можно сказать о том, что 10 - 20% запрограммированности на потребление алкоголя относится к осознаваемым психическим явлениям, а 80-90% - к неосознаваемым. В методе Г.А.Шичко именно осознание психологических механизмов зависимости является основным содержанием программы избавления от алкоголизма и табакокурения.

 

Date: 2015-07-27; view: 538; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию