Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеллигенция, качества интеллигента, интеллигентность





Автор Интеллигенция Качества интеллигента Интеллигентность
  Барбакова К.Г.   сочетание профессионализма, нравственной зрелости и интеллекта этическая категория, характеризующая высокую степень нравственной зрелости личности, независимо от социально–классовой принадлежности.
  Беленький В. это социальный слой людей профессионального умственного труда высокой квалификации, требующего специального образования и выполняющего наиболее сложные общественные функции.   совокупность наиболее существенных субъективных характеристик этого слоя.
  Блюменау Д.И.   спорит с Соколовым, считая перечисленные качества формулой интеллигента, но не интеллигентности, убежден, что понятия разного семантического поля. это логическое произведение некоторых этических качеств личности - порядочности и тактичности, помноженное на чувство меры.  
  Вайсбурд Р.А. Интеллигент – проводник профессиональной и личностной культуры, важными составляющими которой являются патриотизм, порядочность, доброта, ответственное отношение к своему делу.    
  Викторова Л. Г. человек культуры, для которого характерны творческий потенциал, духовность, выражаемая в гуманитарном мышлении наличие гуманитарного мышления: духовность нравственность, чувство ответственности перед другими людьми, толератность, сопереживание, эмпатия, обладающего всеобщностью, инициативностью  
  Е. Галицких не просто человек культуры, носитель и храни­тель духовных ценностей, влюбленный в мир и его отражение в искусстве, но и творец культуры, он к самой жизни, ее процессу относится творчески.     гармо­ничное единство индивидуальной сво­боды саморазвития личности и обще­ственно необходимого ее проявления, ответственности за будущее своей страны; интегральная характеристика человека, она опреде­ляет целостную оценку человека с по­зиции другого; - открытость диалогу с людьми, миром, историей и культурой; - творческая активность, ответ­ственное отношение к своему призва­нию в жизни; . умственная и духовная самосто­ятельность; - гармоническое сочетание интел­лектуальных, нравственных и эстети­ческих сторон развития личности; четыре сферы последова­тельного самопроявления и саморазви­тия человеческой личности: самопозна­ние (отношение к себе), самообразова­ние (отношение к познанию), самовоспитание (отношение к людям и окружающему миру), самореализация (отношение к делу своей жизни как к призванию и творчеству).
  Горожанин Л.С. опора на словари: человек чести, неспособный на обман, предательство, подлость; наче говоря, не поступит непорядочно. - желание понять другого, невозможность поставить другого в затруднительное положение; - активное сочувствие; - гражданственность; -важные формы общественной деятельности — распространение научных знаний, культуры, меценатство; - внутренняя свобода, независимость, наличие собственного мнения; - рефлексивность; - требовательность к себе, самокритичность, скромность в оценке своей личности- все это – совестливость; - интеллект. Качества интеллигента см.
  Данилов А.А. Меметов В.С. интеллигенция российской провинции – специфическая социально-профессиональная и высоко-нравственная группа людей из периферийных районов России, главным занятием которой всегда являлась и является свободная творческая умственная деятельность (как и, в целом, всей интеллигенции) и которая рассматривает свою повседневную социальную предназначенность (функцию) как вполне естественный, профессиональный поиск Истины, Добра, Справедливости, честного служения своему народу.    
  Димитричева О.И.     - образованный и творческий человек, личность, обладающая определенной внутренней и внешней культурой, определенными психологическими чертами -появляется с середины 20 в. как светский тип духовности. Идеальное свойство; реальное качество, воплотившееся в конкретной личности, качество развивающееся; - тип духовности в когнитивно-аксиологическом аспекте; предполагает единство духовном личности и ее рациональности; - развитие когнитивных, эстетических, этических, ценностных характеристик личности; - это качество личности, которое формируется на основе ее моральной направленности, стремления к достижению высокого уровня образования, постоянного самосовершенствования и саморазвития, рефлексивности сознания. Это путь развития личности, поэтому она имеет разные стадии осуществления в направлении достижения идеального состояния
      3 главных подхода по отношению к интеллигентности: совесть (Д.С Лихачев, Б.Т. Лихачев), воспитанность (Коган Л.. Чернявская Г.,Лосев А.Г, Толстых В.и., Никульченкова С.А.), собственное мировоззрение (Колоскова В.И., Логуова Г.В., Абрамов Ю.Ф., Ткачев В. С.). Воспитанность – 1) наличие внешней и внутренней культуры 2) любовь к себе и окружающему миру 3) уважение к другому человеку, признание его самоценности, индивидуальности 4)интеллигентность – борьба с несовершенством в своей душе. Стремление изменить окружающий мир к лучшему, 5) обостренное чувство справедливости; 6) простота в общении; 7) наличие внутреннего стержня личности, определенного кодекса чести, порядочности и благородства 8)вежливость, такт, верность, сострадание Идеальное представление об интеллигентности включает в себя: 1.Высокие моральные качества (совесть, любовь и уважение к окружающим людям, осознание уникальности человеческой личности, доброжелательность, честность, порядочность, обостренное чувство справедливости, вежливость, такт, верность, сострадание и т.д 2. высокий уровень образования (сумма специальных знаний, информация об изменениях в науке с течением времени, критичность мышления, в т.ч и по отношению к самому себе) 3. особый интерес к вопросам мировоззренческого характера, потребность в рефлексии, желание ответить на все вопросы (как и почему) с помощью разума.  
  Запесоцкий А.С. тот тип личности, у которого высокое профессиональное мастерство и интеллектуальный потенциал оказался прочно сплетенным и нравственным признаются совестливость, правдивость, жертвенность. всемерная отзывчивость, способность сочувственно относится к страданиям и бедствиям народа, будь это в России или в Югославии, гражданская ответственность за все, что происходит в стране, мире»
  Интеллигент - это звучит горько?   Обобщение идей Лихачева, Лосева, Мамардашвили, Солженицына     - порядочность, наличие нравственного подхода к жизни. - образованность - Культура как «сознательная работе духа над своим самосовершенствованием и над укрощением хаоса жизни, над окультуриванием, одухотворением окружающей действительности... И тут интеллигентность вовсе не наивна, она сознательна, предприимчива и предусмотрительна, и если надо - осторожна, и если надо - решительна” (А.Ф. Лосев) - Наличие силы духа, стойкости перед трудностями, воли, чести и достоинства, готовности вступить за них в бой в критической ситуации - Созидание. Творение добра - Терпимость и толерантность Тактичность, исключающая проявление нетерпимости и агрессии или даже грубости как к человеку, так и к природе, к ситуации, толерантность, терпимость к инакомыслию, способность к состраданию - скромность, неприхотливость в быту и пище, не выпячивание своих заслуг и не отталкивание локтями других в борьбе за место под солнцем. «Образованность живет старым содержанием, интеллигентность - созданием нового и осознанием старого, как нового” (Д.С. Лихачев).
  Каган М.С. имеют ввиду не просто людей умственного труда, а особый их слой, отличающийся некими специфическими – именно национально-специфическими (не этническими, а национальными, сформированными культурой) – качествами нравственная позиция, чувство социальной ответственности, способность мучительно переживать протекающие в обществе процессы, а не замыкаться эгоистически и равнодушно в узких границах собственного, индивидуального или семейного бытия  
  Краевский В.В.   как представитель, по словам Д.Овсянико-Куликовского, "образованной части общества, созидающей и распространяющей общечеловеческие ценности". -развитость интеллекта + такие качества, как порядочность, высокая нравственность, приверженность общечеловеческим ценностям и стремление их распространять в обществе;   -подвижничество-то, что отличает интеллигента от интеллектуала -лучше говорить в этом смысле об интеллигентности как о качестве личности, которым в идеале должны обладать все, не только избранные. По отношению к образованию интеллигентность выступает как его интегральная цель, которую необходимо конкретизировать в контексте педагогики. - приобщенность к культуре, воплощающей опыт человечества, приобретенный им на его многотрудном пути, поэтому и содержание образования, целью которого было бы воспитание интеллигентности, должно представлять собой педагогически адаптированное содержание человеческой культуры, взятой в аспекте социального опыта.
  Келеман Л.А. представитель «образованной части общества, созидающей и распространяющей общечеловеческие ценности». Интеллигент - это не профессия. Это определенная идеологическая позиция, занятая человеком в обществе. Это общественная группа, статус, роль и функции которой в конечном итоге детерминируются специализированной профессиональной деятельностью в области научно-технологического, мировоззренческого и духовно-культурного обеспечения гуманистического разрешения проблем и противоречий общественного прогресса.   высокой степени развития интеллекта, такие качества, как порядочность, высокая нравственность, приверженность общечеловеческим ценностям и стремление их распространять в обществе. -образованность, выступает лишь как условие интеллигентности, которое на языке логики можно определить как «необходимое, но недостаточное» для ее возникновения.
  Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В.,   посланник трех миров: мира абсолютных ценностей, личностного бытия, социальной жизни; он всегда находится "между", не погружаясь целиком ни в одну из областей социума; он посредник, но не святой, созерцающий вечность, не ученый, посвятивший всю жизнь поиску истины, не политический трибун.   наличие некоей дополнительной мотивации, заявляющей о себе в любой деятельности; это сомнения святого и муки совести политика, это вечная критика обособленности, ограниченности, фанатизма.
  Культурологический подход группу лиц с ярко выраженными духовно-нравственными характеристиками, иначе говоря чертами интеллигентности.   группу лиц с ярко выраженными духовно-нравственными характеристиками, иначе говоря чертами интеллигентности.
  Лебедев В.   интеллигенция - категория социально-профессиональная o крупная социально-культурная общность, социальный массив людей с активной общественной позицией, профессионально занимающихся творческим умственным трудом; o общественная группа, мощный дифференцированный социальный контингент людей, получивших современное научное образование, обладающих системой знаний, что позволяет им творить в мире знаний в наиболее сложных формах культуры - науке, искусстве, образовании, религии; заниматься развитием и распространением культуры.   признаки: o ориентация на общечеловеческие качества, приверженность идее справедливости, критическое отношение к существующим социальным формам правления общества, далеким от идеалов гуманизма и демократии; o единство духовной природы человека-интеллигента и людей, чьи интересы и потребности он выражает; o верность народу, патриотизм, активное подвижничество, творческая одержимость; o глубоко развитое понимание своего "Я", независимость, достаточная самостоятельность, обостренная любовь к свободе, к свободе самовыражения. Личностное начало осознается интеллигентом как высшая ценность; o мужество, стойкость в отстаивании своих, продиктованных совестью и убеждением позиций; o противоречивость, социально-нравственная напряженность между различными отрядами интеллигенции; o своеобразное, двойственное осознание действительности, приводящее нередко к серьезным политическим колебаниям, проявлению консерватизма, некоторой импульсивности на события в жизни; o нередкое сочетание одухотворенности с меркантилизмом, высокой степени самосознания с эгоцентризмом - понятие духовно-нравственное, связанное с социально-личностными качествами и чертами людей; это синтез духовной тонкости, нравственных принципов и цивилизованности человека; включает комплекс гражданских, моральных, идейных качеств, формирует культурно-личностный облик человека; характеризуется определенной степенью нравственной зрелости личности независимо от социально-классовой принадлежности. Это качество мышления, безупречность в поступках, ощущение себя человеком по отношению к любому другому человеку, способность поставить себя на место другого человека. Интеллигентность есть ни что иное, как сплав умственной и нравственной культуры.
  Лихачев Д.С.   это представитель профессии, связанной с умственным трудом (инженер, врач, ученый, художник, писатель), и человек, обладающий умственной порядочностью; свободные в своих убеждениях, не зависящие от принуждений экономических, партийных, государственных, не подчиняющиеся идеологическим обязательствам   знает цену своим "знаниям". Это у него основное "знание". Отсюда его уважение к другим, осторожность, деликатность, осмотрительность в решении судеб других и крепкая воля в отстаивании нравственных принципов восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, вкус в искусстве, уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов и богатство и точность своего языка - разговорного и письменного; способность к приобретению знаний
  Лосев А.Ф   - основной чертой является осознание себя как всего и всего как себя -культурно- личностные (мировоззренческие, религиозно-духовные, этико-психологические) признаки или «идейность», на основе которой выделяются политические и гражданские позиции того или иного представителя интеллигенции - индивидуальная жизнь, или функция личности, понимаемый как сгусток природных общественно-исторических отношений, идеологически живущее ради цели общечеловеческого благоденствия, не созерцающий, но переделывающий несовершенство жизни, что повелительно требует от человека потенциального или актуального подвига для преодоления этих несовершенств.
  Малисник М.Н.   - в литературе существует два подхода к определению интеллигенции – культурологический и социологический; -культурологический ставит на первое место идейно-нравственные признаки, а социологический выдвигает социально-экономические критерии   моральные качества (высокая нравственность, толерантность, высокий уровень личной культуры, ответственное отношение к любой выполняемой работе и т.п.)  
  Моисеев Н.Н. понятие неотделимо от интеллектуальной деятельности – не от интеллектуального труда, а от духовной жизни человека, общества. Далеко не всякий интеллектуал – интеллигент и наоборот. это человек всегда ищущий, не замыкающийся в рамках своей узкой профессии или чисто групповых интересов. Интеллигентному человеку свойственные размышления о судьбах своего народа в сопоставлении с общечеловеческими ценностями разум, культура, проникновенность идеями гражданственности, патриотизма (профессионализм как элемент его гражданского долга), идеей служить человечеству. - это свойства людей обладать особым духовным миром и духовными потребностями, способность ценить и уважать духовный мир другого человека, может быть и очень непохожий на собственный. Сочетание гражданственности с нравственным началом и гуманистической системой обществоведческих суждений у меня и связывается с понятием интеллигентности
  Мухаметзянова Г.В. - прежде всего, человек образованный, специалист с широким кругозором, с знанием смежных дисциплин, с пониманием того, что происходит в мире, много знающий и много умеющий. Иначе учитель никогда не будет интересен ученику. - интеллигентный человек - это человек совестливый, не старающийся кому-то угодить ради личной выгоды, ибо он с высоким чувством собственного достоинства, который имеет свою собственную точку зрения на все происходящее наряду с классическими качествами интеллигентного человека сегодня добавляются новые Интеллигентность – профессиональная воспитанность.
  Нечаев В.Я. как хранитель и носитель топоса культурного пространства, ей общество поручает бережно хранить эту местность, на которой разворачивается культурно-историческая эпопея. В широком обиходе топос - это то, как принято жить в той или иной местности, каков уклад жизни, какие здесь действуют нравы.   свойство человеческой души это свойство высокообразованного человек плод воспитания и образования (в немалой степени - самовоспитания и самообразования).  
  Овсянниково-Куликовский Д.И.   -все образованное общество, в ее состав входят все, кто так или иначе, прямо или косвенно, активно или пассивно принимает участие в умственной жизни страны; - интеллигенция есть мыслящая среда, где вырабатываются умственные блага, так называемые «духовные ценности»   - образование - участие в умственной жизни страны (умственная инициатива, талант, фактическая возможность выступать) - субъективное отношение лица к той или иной умственной деятельности    
  . Осинский И.И,. Добрынина М.И   - социальная категория, характеризующая особый функциональный слой людей - участников духовного про­изводства, обладающих общепризнанными духовно-нравственными качествами. - общепризнанные в социуме духовно-нравственными качества; к ним относятся гражданственность, духовность, долг, порядочность, совестливость и другие социально-функциональных качества - определенные культурно-личностные свойства, совокупность которых выражается понятием интеллигентности.
  Пряжников Н.С.:   · Интеллигент - это благо­родный человек, представитель «выс­шего света», желательно дворянин. · Интеллигент - это работник умствен­ного труда. · Интеллигент - это вос­питанный, обаятельный человек, знаю­щий, как вести себя в приличном обще­стве. · Интеллигентность - это опре­деленная нравственная позиция, это оппозиционность всему антигуманно­му, это неравнодушие ко всему, что происходит в обществе. · Интеллигент сочетает в себе прекрасное образова­ние и воспитание с активной нравствен­ной позицией, то есть он не равноду­шен ко всему, что происходит в обще­стве и во всем мире.     развитое чувство долга перед своим народом, перед обществом» [ Психология элитарности, с.318].
  Репринцев А.В. Интеллигентность как профессиональная традиция российского учительства интеллигентность и интеллигенция 2 взаимосвязанных понятия       поскольку интеллигентность выступает как внешняя атрибутивная, органически присущая интеллигенции ее сущностная эксклюзивная характеристика, ее главное родовое свойство; - интегративная социально-психологическая, нравственно-эстетической характеристи­ка воспитанности личности интеллигентного человека. Интеллигентность оказывается синонимом профессиональной воспитанности
  Романенко Л.П.   - одним из главных признаков интеллигента является его независимость в суждениях, его отказ принимать на веру чужие мнения и оценки, не подвергая их собственному анализу, его умение противостоять «промыванию мозгов»  
  Смоляков Л.Я. не отказываясь от формальных признаков: профессии и образования, предлагает включить в понятие «интеллигенция» специфические черты ее образа жизни, мышления, социальной психологии, этические и психологические компоненты -тяга к бескорыстному служению истине, независимо от строя, в котором он живет  
  Социологический подход социальная группа, члены которой заняты умственным трудом. Это, по их мнению, специалисты, обладающие необходимым уровнем профессиональной подготовки.   социальная группа, члены которой заняты умственным трудом. Это, по их мнению, специалисты, обладающие необходимым уровнем профессиональной подготовки.
  Современный словарь иностранных слов те, кто профессионально занимается умственным, преимущественно сложным творческим трудом, развитием и распространением культуры    
  Современный словарь по педагогике     - сложное свойство человека, выражающееся в настроенности на культуру, на разум, на понимание, ощущение ценности и необходимости культуры; - совокупность личностных и интеллектуальных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым передовой частью общества к лицам, занятых умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте – людям, которые считаются носителями культуры; - особый тип мироощущения человека, высокая требовательность к себе и своему духовному миру, его приобщенности к высшим моральным законам; - внутренняя свобода человека, сознательно подчиняющего свое поведение защите добра; - включает комплекс гражданских, моральных, идейных качеств, формирует культурно-личностный облик человека.
  Соколов А.В.       самоопределение + эрудиция + творческая способность. Самоопределение – свидетельство морально-этической зрелости человека: осознание общечеловеческого нравственного закона, цели и смысла личной жизни, идеалов, принципов, долга и совести. Эрудиция – приобретение глубоких, основательных познаний в какой-либо области умственного труда, а также общей разносторонней образованности; Творческая способность – способность создавать новые это - порядочность, наличие нравственного подхода к жизни. самоопределившийся, эрудированный, творчески одаренный человек духовные культурные ценности, включая усовершенствование, разъяснение, критическую оценку уже созданного;
  Струве П.В. - определенный тип людей соответствующего уровня знаний и мировоззренческих принципов - высокая образованность и такое специфическое нравственное качество, как интеллигентность -особое мировосприятие, принятие гуманистических идеалов и ценностей просвещения
  Толковый словарь русского языка СИ. Ожегов, -как образованную часть общества, обладающую специальными знаниями в науке, технике, культуре и занимающуюся умственным трудом. -внешняя и внутренняя культура  
  Толстых В.И. в качестве носителя определенной совокупности морально-этических норм – интеллигентности    
  В.Е. Триодин   совестливость  
  Труфанов А.А. - интеллигенция представляет собой элемент российского национального культурного типа -в определении ссылается на Моисеева, Лихачева (см.) -специфическое свойство, которое определяется российской национальной духовной традицией. Характеризуется не просто качествами индивидуальной морали, а предполагает небезразличие не только к человеку, но и к судьбам всего человечества – универсальная моральная ответственность; функция личности, характеризующаяся существенными качествами: обостренным чувством социальной справедливости, больной совестью, сострадательностью, человечностью, нравственным идеализмом, антимещанством недостаточными качествами: способностью к критическому мышлению, тактичностью, порядочностью, идейной принципиальностью, терпимостью к инакомыслию, приобщенностью к богатствам мировой культуры и представляющая собой универсальную моральною ответственность за судьбы человечества (с. 60)
  ШмидтС.О. интеллигенция - образованность   манера поведения, свойство мысли.
  Шильникова А.Ю. -высоко образованный специалист, но, прежде всего, духовно богатый человек. -социально зрелая личность, как правило, характеризуется глубиной профессиональных знаний и широтой гуманитарной подготовки, широким кругозором и высокой нравственной культурой. Высокое сознание гражданского долга и патриотизма, ответственности перед народом. является показателем нравственной зрелости человека; проявляется в способно­сти действовать не во вред людям, быть честным и порядочным, неравнодушным к трудностям и проблемам общества и людей. - мера культуры и воспитанности человека
  . ЭлбакянЕ. Медведко С.В. -как социальная группа, отличающаяся занятием умственным трудом, высоким образовательным уровнем и творческим характером своей деятельности, проявляющимся в привнесении личностно-индивидуального начала в эту деятельность, производящая, сохраняющая и несущая в другие социальные группы общечеловеческие ценности и достижения мировой культуры, а также характеризующаяся специфическими психологическими чертами и позитивными нравственно-этическими качествами (интеллигентностью) - производит и несет в другие социальные группы общечеловеческие ценности и достижения культуры и характеризуется специфическими психологическими и нравственно-этическими качествами, которые можно назвать интеллигентностью. -позитивные нравственно-этические качества
  И.С. Якиманская     особое отношение к миру людей и ве­щей, как воплощения духа, душевных качеств
  Значимые качества во все времена  
А) П.Л. Лавров, С.Н. Трубецкой, Н.К. Михайловский, Д. Мережковский   -цельность человеческой личности, которая продуцирует идеал человеческого достоинства, воплощает его в жизнь и во имя его производит суд над окружающей действительностью  
Б) Р.В Иванов—Разумник, М.Горький, Р. Роллан, С.Цвейг, И. Франку А. Кинг   -благородство души, бескорыстие, энтузиазм, проявляемые делах во имя блага других, людей, равнодушие к деньгам, накопительству, роскоши и любым материальным благам вообще  
В) Вл. Соловьев, Г. Вильяме, Д.С. Лихачев, А.И. Солженицын, Й. Мец   -способность ощущать себя частью истории и ощущать трагизм жизни. Способность направлять инстинктивные устремления масс, отдавая себя на суд истории  
Г) 3. Фрейд, С. Цвейг, А. Печчеи, Э. Фромм, М. Бахтин   - нравственное мужество, как единственная форма героизма, не требующая никаких чужих жертв  
Д) Я Федоров, С. Цвейг, М. Горький, Ортега-и-Гассет, В. Сухомлинский, И. Осинский   - высокий уровень культуры и совести за ее состояние, c хранение интеллектуальных сил общества с целью преемственно развития нравственных начал в исторической цепи поколений  
Е) Вл. Соловьев, Г. Вильяме, Д.С. Лихачев, А.И. Солженицын, Й. Мец   -способность ощущать себя частью истории и ощущать трагизм жизни; -способность направлять инстинктивные устремления масс, отдавая себя на суд истории  

 


Date: 2015-07-27; view: 2837; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию