Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чудесные грызуны





Те, кто не любит грызунов, просто недостаточно осознают их огромный педагогический потенциал. Я и сам раньше его не осознавал. Но теперь убедился, что пользы от ручных домашних грызунов может быть так много, что и не опишешь всего. Много-много лет любимые и чрезвычайно милые грызуны участвуют во всех наших семейных процессах.

Сначала у нас жила хомячиха. Потом завели серебристую крыску с чудесным характером. Потом у нас жил хомяк. Параллельно с ним завели очень доброго и умного крысенка по имени Шусик, который все три с половиной года своей жизни был нам настоящим другом и соратником в играх и прочих делах. После Шусика жил другой крыс. И еще две мышки-песчанки. А сейчас с нами живут серебристый крыс Жмурик (он все время жмурится), изящная черно-белая крыса Мыша и очаровательный южно-американский грызун дегу (он похож на белочку, только хвост не такой пушистый). Мы долго думали, как назвать дегу, да так и назвали – Дега.

У каждого грызуна свой характер. И все они любят с нами общаться. Особенно продвинулась в деле приручения грызунов Маша. Мы учимся понимать наших любимцев, изучаем их психологию. Ну, и ухаживаем за ними, конечно, заботимся о них нежно и внимательно, пускаем их побегать по комнате, дрессируем.

Маленькие Тима и Коля помогали нашим грызунам интенсивно развиваться, тренировали их по-всякому. Хомяки и крысы путешествовали по специально сооруженным сложным лабиринтам, спускались в корзине на парашюте из-под потолка, плавали в подводной лодке (закрытая крышкой трехлитровая стеклянная банка) в глубинах наполненной до краев ванны, карабкались вверх по гладкой вертикальной стойке спорткомплекса за кусочком колбасы, лазали по канатам и лестницам, кружились на карусели… Я внимательно следил за тем, чтобы ребята обращались с животными бережно, не делали им больно, тщательно продумывали безопасность всех подобных мероприятий для грызунов-каскадеров.

Живут грызуны в клетках. Но мы пускаем их побегать. Приходится, конечно, приглядывать за ними. Ведь они любят все грызть. И часто лезут туда, куда совсем не надо. Но мы их не ругаем, а просто ласково берем и перемещаем в более подходящее место.

Я обратил внимание на тонкий психологический момент. Наблюдая за лазающими по стеллажам крысами, за их беготней по лежащим на полу подушкам и пледам, за их шнырянием под шкафом и за тумбочкой, мы как бы сопереживаем этим маленьким исследователям пространства комнаты. Кто в детстве не хотел побыть крошечным – чтобы пролезать в щелки, чтобы лазать по мебели как по огромным конструкциям, чтобы увидеть мир со сказочной стороны?! Приключение, происходящее с крысой, становится и нашим приключением. Мы расширяем диапазон своих психологических форм восприятия физической реальности. Мы проживаем нечто глубинно-сокровенное. Помните сказки про Дюймовочку, гномиков, Нильса, летающего с дикими гусями…?

Дрессировка грызунов – еще одна часть семейного педагогического процесса. Сколько радости! Крыса встает на задние лапки за кусочком сыра, хорошо понимает слово «нельзя», прибегает, когда ее зовешь по имени… А Шусика Маша даже научила давать лапку и прикатывать мячик. Дега умеет кружиться вокруг себя, чтобы получить вкусное зернышко.

Грызуны не умеют говорить. Их язык в общении с нами – это движение. Пробежать по руке, забраться на плечо, залезть под свитер, попутешествовать в рукаве… Или просто полежать на руках, вертя любопытной мордочкой и шевеля усами.

Хорошо брать грызунов с собой на прогулку. Особенно если одеваешь теплую одежду. Крысы и Дега уютно устраиваются в рукаве или за пазухой, лишь иногда немного высовываясь и поглядывая по сторонам. Они боятся ворон и других крупных птиц, а также резких громких звуков – тут же прячутся обратно. А вот если мы на прогулке зашли в магазин, то все грызуны норовят вылезти и освоить окружающее пространство. Прогулка с грызунами делается веселее, интереснее и круче.

Есть у ласковых грызунов еще одно большое достоинство. Они теплые и пушистые. Особенно Дега. Маша приучила его подолгу лежать на руках, сидеть на плече, дремать на подушке в машиной постели, нежиться в какой-нибудь мягкой тряпочке… Дега любит зарыться мордочкой Маше в волосы, что-то при этом нежно воркуя ей в ухо. Да-да-да! Эти удивительные зверьки активно «разговаривают». Громко чирикают и щебечут по утрам, желая разбудить заспавшихся хозяев и пообщаться. Подают голос во время хлопания входной двери и когда кто-то чихает. Возмущенно пищат, если им мешать во время еды. Довольно курлычут, если их ласкать. Устраивают жуткое верещание, если за окном пролетела ворона.

Дега любит, чтобы ему почесывали бочок. Он при этом даже лапку поднимает – для удобства почесывания. А у Коли он часами сидит на плече, когда тот занимается за компьютером. Мы прочитали, что в природе дегу живут группами, поэтому без общения они грустят и даже могут заболеть. Ну, и стараемся общаться с нашим любимцем побольше.

Но и не столь пушистую крысу погладить и подержать на руках очень интересно, приятно и полезно – и нам, и крысе. Конечно, если крыса сама вылезает из клетки и хочет общаться. Животное необходимо уважать, необходимо понимать его желания и настроения. Всему этому мы учимся с детьми. И я скажу однозначно: учась понимать маленького грызуна, ребенок учится через это и лучше понимать людей.

Песчанки и хомяки на руках почти не сидят. Но за ними очень интересно наблюдать: как они кушают, забавно держа зернышко передними лапками, как они роют норы в опилках, сене и туалетной бумаге. Две жившие у нас сестрички-песчанки постоянно очень потешно играли между собой: дергали друг друга за хвосты, пихались лапками, тянули в разные стороны какую-нибудь травинку…

Попускать зверюшек побегать по комнате – особая радость (и для них, и для детей). Дверь при этом закрываем. Маленькие мышки-песчанки стремглав носились из угла в угол, забегая под шкафы, периодически встречаясь друг с другом и даже с разгона иногда сталкиваясь мордочками. На поворотах их заносило на гладком паркете – просто умора! Набегавшись, они принимались сооружать нору за тумбочкой.

Если лежать или сидеть на полу, то бегающие грызуны обязательно на тебя забегают – им нравится так общаться. Приходится беречь лицо (особенно глаза) от случайного пробегания грызуна – на его лапках весьма острые коготки. А если накинуть на ноги одеяло, то шустрые домашние любимцы обязательно залезут под него и будут там шмыгать, как в норе.

Любимая игра Деги во время таких прогулок – таскать бумажку. И желательно ее у него отбирать. Вернее, делать вид, что хочешь отобрать. И тогда пушистый зверек радостно мчится за шкаф, волоча бумажку за собой. Один раз он так утащил лежавший доллар. Вот смеху было! Мы не стали тут же двигать шкаф и доставать доллар оттуда – чтобы не обидеть Дегу.

Маша часто говорит: «Хорошо, что у нас дома обстановка не очень цивильная. Деге можно обои обдирать». И действительно, любимый грызун обожает отдирать обои – кусочек за кусочком. Потом носит за тумбу – там у всех пускаемых грызунов общая нора. Пускаем мы их всех по одному – чтобы не ссорились. Может быть, некоторые из них и подружились бы между собой, но мы не хотим рисковать – после того, как одна из песчанок покусала молоденькую крысу.

Грызуны удобны тем, что живут в клетках. И тем, что маленькие. Но такие умные! И так чувствуют любовь и заботу!

Самый терпеливый был Шусик. Маленькая Маша, тогда еще плохо умевшая обращаться с животными, не всегда была с ним аккуратна и деликатна. Но Шусик все терпеливо выносил. Даже спал на маленьком матрасике и маленькой подушечке под маленьким одеяльцем, которые Маша сшила специально для него.

А самый забавный – Дега. Например, он может обидеться (за то, что его посадили в клетку, когда он хотел общаться и бегать). Если к обиженному Деге в клетку протянуть руку, то он отворачивается, пищит и отпихивает руку лапкой. Удержаться от смеха невозможно!

Разумеется, с грызунами есть и некоторые проблемы. Не уследишь – и телефонный или компьютерный провод перегрызен. Да и кормить их надо, поить, убираться в клетках. Для детишек все это прекрасные развивающие занятия, замечательный способ вырабатывать ответственность. Уделить достаточно внимания каждому грызуну становится одним из обязательных дел в течение дня. Они ведь не «живые игрушки» (как неправильно говорят некоторые взрослые), а полноценные члены семьи. Они вносят свой вклад в общую семейную атмосферу.

Словом, грызун дома – это чудесно. Раньше я этого не знал. А теперь так с ними сроднился (особенно после трехмесячного отсутствия дочки летом), что понял вполне.

 

Мечты

Ориентация на принцип безграничности естественным образом рождает мечты.

Мы с детьми часто мечтали о разных детских развивающих игровых сооружениях. Ну, просто гуляли, играли – и по ходу дела мечтали, прикидывали, что и как мы бы построили, где хотелось бы поиграть. Кое-что я записывал. Никаких особо гениальных идей не родилось. Но нам нравился сам процесс мечтания, изобретения, продумывания. Мы размышляли о продвинутых детских площадках, о больших детских игровых парках, о маленьких домашних устройствах и приспособлениях…

Вот, например, взять и построить из прозрачных пластиковых труб большого диаметра огромный многоярусный лабиринт – чтобы дети (а при желании и родители) могли бы там ползать. Установить такую штуку на детской площадке. Да еще трубы сделать разноцветные. И подсветку устроить.

Или такая идея: батут в воде. Почему-то она моим детям очень нравилась – и купаться чтоб, и прыгать одновременно!

Ведя малыша за руку по поребрику и видя, как ему нравится такое занятие, сколько реальной пользы получает ребенок, я естественным образом думал и о том, что здорово было бы устроить специальные маршруты – загогулины из поребриков. Чтобы детишки ходили, радовались и тренировали равновесие. Можно ведь ходить не только за ручку с папой или мамой, но и самому. А можно идти назад – это гораздо труднее. Или боком. Или с зажмуренными глазами. Тут простор для вариантов тренировки. В очень упрощенном виде я делал такие штуки дома – из уложенных на пол узких досок.

А как не помечтать, сидя рядом с играющими в ванне детишками, о большом выложенном кафелем зале – для игр с водой?! Там есть и удобные краники, и разноцветные пластмассовые тазы, и крошечные бассейны, и шланги, и брызгалки, и ведра, и кувшины…

Долгие годы я мечтал о защитной сетке на окно и о защитном металлическом чехле для лампы под потолком – дабы свободно кидаться в комнате мячом и подушками. Сейчас это уже почти не актуально – дети выросли. Но так ясно помню, такое сильное желание было!

Когда я говорю о детском игровом парке, то вовсе не имею в виду парк аттракционов, построенный по коммерческому принципу. Я мечтаю об огромной детской игровой площадке! Самые разные детские игровые развивающие сооружения – в гармоничном единстве с деревьями, прудами, естественно изгибающимися дорожками, неровностями рельефа, энергиями Земли…

И совсем не обязательно делать в таком парке нечто из ряда вон выходящее. Обычные горки и паровозики с вагончиками, песочницы и конструкции для лазания, кораблики и качели… Лишь бы всего этого было достаточно много и все было разное. Принцип безграничности мог бы воплотиться в полной мере.

Мне часто приходит в голову вопрос: «Почему на всех детских лесенках, на шведских стенках в домашних спорткомплексах, на сооружениях для лазания на детских площадках… расстояния между перекладинами одинаковые?» Я не понимаю такой странной вещи. Вот полезли мы на дерево. Разве расстояния между ветками одинаковые? Чертеж, конечно, легче сделать равномерный. И рабочему-сварщику легче, если все интервалы между привариваемыми трубами равны. А вот детям, не сомневаюсь, было бы существенно интереснее лазать по неравномерным лесенкам. Ну, хоть чуть-чуть чтоб отличались интервалы!

На своем домашнем спорткомплексе я делал такие эксперименты с разборной веревочной лестницей. Никаких проблем! Простой и хороший способ создания разнообразия в домашней развивающей среде. Заодно и папино творческое дизайнерское мышление расширяется.

И уж совсем просто сделать на висящем на спорткомплексе канате несколько узлов – на неодинаковом расстоянии друг от друга. Какие выбирать расстояния? Надо понаблюдать за лазающими детишками, почувствовать эстетический момент, подумать о функциональной целесообразности. Потребуется какое-то время и душевное внимание. Но зато такие «мелочи» радикально оживляют развивающую среду, стимулируют более разнообразную активность ребят.

В детском парке, который видится мне в мечтах, обязательно будут «тарзанки» – хорошо известные в народе и любимые большинством мальчишек приспособления. «Тарзанку» делают, привязывая к длинной и толстой ветке веревку с короткой палкой на другом конце. Держишься руками за палку, толкаешься ногами – и летишь, вися на руках. Вариант для низко подвешенной «тарзанки»: сидеть на палке, а за веревку держаться руками. Особенно здорово так кататься, когда дерево стоит на склоне холма или над водой. Описывая полукруг или даже целый круг в воздухе, испытываешь истинную радость полета!

А бывают необычные качели. Однажды мы с Тимой и Колей обнаружили такие, гуляя в лесочке у железной дороги. Кто-то привязал длинный-длинный толстый резиновый шланг между двумя березами. Фишка была в том, что привязан шланг был на большой высоте, а провисал он почти до самой земли. И потому качались качели медленно-медленно. Ведь период качания маятника тем больше, чем больше его длина. Простейшая штуковина, а какое необычное ощущение!

Размышляя вместе с ребятами над идеями детских площадок и парков, домашних спорткомплексов, всяких игрушек, хитроумных лабиринтов и других подобных вещей, мы учились мыслить масштабно. Мы выходили за рамки сиюминутной ситуации и пытались взглянуть шире. И не беда, что все эти мечты пока не осуществились. Мы уже ощутили через них вкус принципа безграничности. И внесли это настроение в наши обычные домашние игры и тренировки.

Мечтаю я так же и о том, что когда-нибудь все, описанное в данной книге, будет восприниматься не как некий оригинальный и достаточно радикальный опыт, а как нечто естественное и само собой разумеющееся. Всегда, конечно, будут люди, склонные возиться с детьми и несклонные. Но в целом, надеюсь, все большее количество родителей будут четко понимать, что лазание по деревьям, кидание подушками и ковыряние палкой в грязной луже ничуть не менее важны для развития ребенка, чем изучение математики и игра на пианино.

Еще раз подчеркну, что речь идет не о развитии каких-то «сверхспособностей» и «сверхталантов», а о нормальном, здоровом, естественном, разностороннем развитии. По-моему, если хоть в какой-то степени успешно решить данную задачу, то это уже будет очень немало. Особых талантов всегда единицы. А радостное детство нужно всем.

Иногда задают вопрос, а стоит ли так много заниматься с детьми, какие от этого такие уж особые «конкретные результаты». Мне нравится фраза из древнеиндийской священной книги Риг Веды: «Не пропадет ни гран из того труда, за которым наблюдают боги». Я считаю, что все эти годы старался не зря. А кроме того, я даже не представляю, что мог бы действовать как-то иначе. Нам было интересно так жить – мне и моим детям.

Взрослые часто забывают, что детство – это не только «подготовка к жизни». Детство – это существенная часть жизни. Смысл родительско-педагогической работы не только в том, что мы когда-то вырастим детей, разовьем в них те или иные качества, научим тому или этому. Смысл наших трудов во многом и в том, что мы живем вместе с детьми эту часть их и нашей жизни. Мы вместе радуемся, вместе узнаем новое, вместе играем, вместе развиваемся.

Ориентация педагогики не только на конечные результаты, но и на гармонию всего процесса чрезвычайно важна. Реально, конечно, полной гармонии не добьешься – к ней лишь старательно стремимся.

Все мы мечтаем о мире, где детство будет счастливым для каждого ребенка. Кто-то ясно осознает эту свою мечту, думая о своих детях и внуках. У кого-то эта мечта прячется в глубине души и почти незаметна. А уж как хотят быть счастливыми сами дети!

И переходя от мечтаний к реальности. Легко видеть, что в самых обычных наших домашних условиях, в ежедневных обычных делах заключены огромные возможности делать детство более радостным, более наполненным, более разнообразным по переживаниям. По-моему, это прекрасно. При всех трудностях жизни это внушает оптимизм. Мы не создадим идеальных условий для нашего ребенка. Но мы можем сделать условия его развития существенно лучше, можем помочь ему весьма во многом. Мы просто можем постараться сделать все, что можно – в данных конкретных условиях.

 

 

Date: 2015-07-27; view: 299; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию