Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
п°3.3 Примеры решения задач на построение методом подобия ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Стоит отметить, что при решении задач на построение этим методом часто бывает целесообразно объединять этапы «Анализ» и «Построение». Так как любое подобие есть композиция некоторого движения и гомотетии, мы будем пользоваться при решении задач методом подобия гомотетией. Задача №1 (Метод подобия) Построить общую касательную к двум данным окружностям. 1) АНАЛИЗ Предположим, что задача решена и l – общая касательная к окружностям и (рис. 12), тогда . Проведем (О1О2) – линия центров, Рассмотрим треугольники АО1С и ВО2С: угол С – общий, О1АС = О2ВС = 900, так как радиус, проведенный в точку касания, перпендикулярен к касательной, следовательно треугольники АО1С и ВО2С подобны. Отсюда , а так как , то . Значит точка С делит отрезок [О1О2] в отношении r1: r2 и является центром подобия. Таким образом, для построения касательной l, общей к окружностям и , необходимо построить касательную, проходящую через эту точку к одной из окружностей, которая также будет являться касательной и ко второй окружности. 2) ПОСТРОЕНИЕ (Рис. 13) Строим: 1. (О1О2) – линия центров 2. [АВ]: [АВ] – диаметр и 3. [А1В1]: [А1В1] – диаметр , 4. (АВ1), (АА1) 5. , С, D – центры подобия. 6. l1: l1 – касательная к , 7. l2: l2 – касательная к , 8. l3: l3 – касательная к , 9. l4: l4 – касательная к , l1, l2, l3, l4 – искомые касательные.
3) ДОКАЗАТЕЛЬСТВО а) l1 (l2) – касательная к по построению. Докажем, что l1 (l2) является также касательной к . Так как С – центр подобия окружностей и , то существует гомотетия с центром в точке С, переводящая окружность в : . Следовательно, . Так как l1 (l2) касается окружности , то ее образ (та же прямая) касается окружности , то есть l1, l2 – искомые касательные. б) l3 (l4) – касательная к по построению. D – центр подобия и , следовательно: , . Так как l3 (l4) касается окружности , то ее образ (та же прямая) касается , то есть l3, l4 – искомые касательные. 4) ИССЛЕДОВАНИЕ Если О1 = О2, то задача имеет бесконечное множество решений при r 1 = r 2, либо не имеет решений при r 1 ≠ r 2. Рассмотрим случай, когда О1 ≠ О2: 1. r 1 ≠ r 2. Пусть для определенности r 1 > r 2. Из анализа следует, что любая общая касательная окружностей и проходит через из центров подобия. Из доказательства следует, что если прямая проходит через центр подобия и касается одной окружности, то она касается и другой. Таким образом, число решений определяется числом всех касательных, проходящих через центр подобия и касающихся одной из окружностей. а) |О1О2| > r 1 + r 2 задача имеет 4 решения; б) |О1О2| = r 1 + r 2 задача имеет 3 решения; в) |О1О2| < r 1 + r 2 или |О1О2| > r 1 - r 2 задача имеет 2 решения; г) |О1О2| = r 1 - r 2 задача имеет 1 решение; д) |О1О2| < r 1 - r 2 решений нет. 2. r 1 = r 2. В этом подслучае задача всегда имеет 4, 3, или 2 решения. §4. Алгебраический метод решения задач на построение.
При решении задач на построение алгебраическим методом решение задачи сводят к построению некоторого отрезка, длину которого выражают через длины данных отрезков с помощью некоторой формулы. Анализ при решении алгебраическим методом сводится к нахождению этой формулы, а также к выяснению, какими простейшими построениями нужно воспользоваться, чтобы построить отрезок по полученной формуле. Алгебраический метод является универсальным. С его помощью можно решить любую разрешимую задачу на построение, но из-за громоздких выкладок его следует применять лишь к тем задачам, которые не поддаются решению другими методами. При решении задач на построение алгебраическим методом используются следующие простейшие построения отрезков, заданных формулами, где a,b,c,d - длины данных отрезков, х - длина искомого отрезка: 1. х = a + b; 2. х = a – b, где а > b; 3. х = n∙a, где n – натуральное число; 4. , где m – натуральное; 5. , где n, m – натуральные; 6. ; 7. ; 8. ; 9. , где а > b; Построения отрезков по формулам 1 - 9 считаются известными, к ним сводятся построения по более сложным формулам, и при решении задачи они просто выполняются, но не описываются. Построение отрезков по формулам 1 - 5 и 8 - 9 очевидны. Остановимся более подробно на построениях отрезков по формулам 6 и 7. - построение четвертого пропорционального . Для построения отрезка воспользуемся теоремой Фалеса. Строим: 1. k, l – два луча с общим началом О; 2. С, ; 3. ; 4. (СВ); 5. ; 6. [ВХ] – искомый отрезок. |ВХ| = х.
- построение среднего геометрического длин отрезков а и b. Строим: 1. Луч l с началом А; 2. ; 3. О – середина [АВ]; 4. ; 5. ; 6. ; 7. [СХ] – искомый отрезок. |СХ| = х. Докажем, что полученный отрезок действительно искомый. [СХ] – высота, проведенная из вершины прямого угла треугольника АХВ. Как известно |СХ|2 = |АС|∙|СВ| = а∙b, |СХ| = = х, следовательно [СХ] – искомый отрезок. Задача. От данного квадрата отсечь равные прямоугольные треугольники так, чтобы получился правильный восьмиугольник.
1) АНАЛИЗ Предположим задача решена и восьмиугольник А1В1С1D1E1F1P1Q1 – искомый, то есть у него все стороны равны (рис. 15). Пусть прямоугольные треугольники, которые надо отсечь – AA1P1, B1BC1, D1CE1, F1DQ1. Так как нам не сказано ничего о катетах прямоугольных треугольников, то будем считать, что треугольники равнобедренные. Тогда обозначим через х – сторону такого треугольника. D1C = CE1 = х, тогда сторона восьмиугольника |D1E1| = . Теперь рассмотрим сторону квадрата [ВС] и обозначим ее длину через а, тогда сторона восьмиугольника |D1C1| = а - 2 х. Но так как восьмиугольник правильный, то |D1E1| = |D1C1|, = а - 2 х. Преобразовав формулу: Построив х и отложив от каждой вершины на каждой из сторон квадрата, получим искомый восьмиугольник. 2) ПОСТРОЕНИЕ (Рис. 16) Строим: 1. [ОЕ) и [OF) – два луча с общим началом О; 2. [ОК]: |ОК| = 2 а, К [ОЕ); 3. [РК]: |РК| = , Р [ОЕ); |ОР| = 2 а - 4. [ОХ]: |ОХ| = ½|ОР| [ОХ] – искомый. |ОХ| = х. 5. [АА1] = [ВВ1] = [ВС1] = [СD1] = [CE1] = [DF1] = [DQ1] = [AP1] = x, где А1, В1 [АВ]; С1, D1 [ВС]; E1, F1 [СD]; Q1, P1 [АD] А1В1С1D1E1F1P1Q1 – искомый. 3) ДОКАЗАТЕЛЬСТВО Оно следует из анализа и построения. 4) ИССЛЕДОВАНИЕ Так как отрезок по заданной формуле всегда можно построить, то задача всегда имеет решение, причем единственное.
Заключение. Рассмотренные в курсовой работе задачи на построение являются достаточно сложными для ученика средней школы, но, тем не менее, могут быть с легкостью рассмотрены как дополнительный материал при изучении этой темы на уроке. Геометрические построения не связаны непосредственно с наиболее актуальными проблемами математики. Но в процессе их изучения усваиваются понятия и приобретаются некоторые навыки, имеющие значение и за пределами этого вопроса. В завершении хочется отметить, что я не стал рассматривать такие вопросы, как разрешимость задачи на построение, построение с помощью одного циркуля или линейки, теоремы конструктивной геометрии и т. д., поскольку не ставил своей целью создать некий учебник по построению циркулем и линейкой. За более обширным теоретическим курсом можно обратиться к книгам, которые указаны в списке литературы.
Литература 1. Аргунов Б.И. и Балк М.Б. Геометрические построения на плоскости. – М.:УЧПЕДГИЗ, 1952,268с. 2. Лотарева И.В., Ершов Д.А. Методика решения задач на построение (В помощь студентам очного и заочного отделений) Курск: КГУ, 2001, 38с. 3. Четверухин Н.Ф. Методы геометрических построений. – М.: УЧПЕДГИЗ, 1952, 146с. 4. Глаголев Н.А. Сборник геометрических задач на построение. – М.: 1903 5. Александров И.И. Сборник геометрических задач на построение. – М.: УЧПЕДГИЗ, 1950, 226с.
|