Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проектирование комплексной формы воспитания





учащихся 5-9-х классов «Стройград «Город наших Я»»

Только то в человеке прочно и надежно,

что всосалось в природу его в первую пору жизни.

Я.А. Коменский

Ученые убедительно доказали, что индивидуальность – это высший уровень (кульминационный этап) развития человека. Полное и яркое раскрытие данного качества происходит чаще всего за длительный промежуток человеческой жизни, включающий детство как важнейший период взращивания общего, особенного и единичного в растущем человеке. Отсюда становится очевидной целесообразность продолжения по окончании начальной школы работы по педагогическому обеспечению становления и проявления индивидуальности ребенка.

Эффективным педагогическим средством достижения поставленной цели может стать комплексная форма «Стройград», участники которой создают в пятом классе строительную компанию для возведения «Города наших Я». Образ города с его самобытностью и уникальностью соответствует неповторимому своеобразию каждого ребенка. Строительство города, становление его «индивидуального лица» сопоставимо с самостроительством и самовыражением ученика. Многоликий мегаполис со своей особой системой отношений подобен индивидуальности, творчески созидающей не только себя, но и окружающую действительность.

Задачами применения данной комплексной формы можно рассматривать следующие:

- содействие развитию задатков и способностей детей, проявлению их индивидуальности;

- формирование у учащихся авторского отношения к себе и своему бытию, социальному окружению;

- обучение детей умениям и навыкам самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения и саморефлексии;

- формирование у учащихся субъектного опыта решения собственных проблем.

Внутреннее единство всех структурных элементов «Стройграда» определяется возрастными особенностями подросткового возраста, главной приметой которого является становление чувства взрослости. Стремление к самоутверждению себя в роли взрослого определяет интерес учащихся к совместной деятельности, создающей шансы на самоутверждение и возможность самореализации. В этом возрасте школьники нуждаются в разнообразных активных творческих делах, в проявлении инициативы и самостоятельности.

Развитие индивидуальности в рамках сюжета данной формы можно соотнести со строительством города: от отдельного дома до целого квартала, от микрорайона до мегаполиса. Продолжительность ее использования и соответственно деятельности – 5 лет, весь период учебы в основной школе. В пятом классе в ходе творческого дела рождается проект возведения «Города наших Я». С целью его реализации из членов классного сообщества формируется стройкомпания. Каждый учебный год является отдельным этапом развертывания сюжета, имеет свое название и главный целевой ориентир. Каждый этап включает, как правило, проведение четырех ключевых дел, первое из которых – планирование деятельности по личностному развитию и самостроительству индивидуальности учащихся класса, а последнее – коллективная и индивидуальная рефлексия того, что удалось достичь, какие резервы остались, каковы перспективы на будущее.


Таблица13

Ключевые дела учащихся, участвующих в комплексной форме «Стройград «Город наших Я»

Класс Название этапа Главный целевой ориентир Название ключевого дела Форма проведения дела
5-й класс Домик моего Я Оказание помощи детям в осознании неповторимости своего Я Домик моего Я Творческая мастерская
Кто, кто в теремочке живет? Самопрезентация
Моя родословная Галерея
Чем богаты, тем и рады Рекламная кампания
6-й класс Парк успехов и достижений Содействие детям в проявлении их индивидуальности Фонтан идей   Проектная мастерская
О, вы, которых ожидает … Бенефис
Волшебная скамейка Час размышлений
Чтобы узнать, какими мы стали, загляните в наш классный альбом Вечер – портрет
7-й класс Фитнес–центр гармонии духа и тела   Создание условий для внешнего и внутреннего самосовершенствования учащихся Мой дневник Мастерская
Моя высота   Путешествие по карте индивидуального развития
Здоровей-ка! Акция
За чашкой чая! Чайная церемония
8-й класс Трамвай желаний   Развитие у учащихся умений и навыков в деятельности по самопознанию, самоопределению и самостроительству Перекресток моих дорог Вернисаж творческих работ
Дороги, которые мы выбираем Час размышлений
Остановка по требованию Интернет-кафе
Музей моего Я Экскурсия
9-й класс Мост моего выбора Формирование способности у подростков к совершению адекватного выбора профессии Мост моего выбора Защита проектов
Мир профессий Ярмарка профессий
Профи   Сюжетно-ролевая игра
Звездный фейерверк Шоу

 

Рассмотрим целевой, содержательный, организационный и результативный компоненты каждого этапа участия школьников подросткового возраста в комплексной форме «Стройград».

В пятом классе основные усилия педагога направлены на то, чтобы содействовать осознанию детьми не только своей неповторимости, но и своеобразия окружающих их людей. Самопрезентация «Кто, кто в теремочке живет?», рекламная кампания «Чем богаты, тем и рады», галерея «Моя родословная» позволяют реализовать поставленные цели. Итоги совместной деятельности находят свое отражение в пространстве классного помещения в виде квартала «Домиков моего Я», родословных семей учащихся.

В шестом классе внимание уделяется самоутверждению ребенка в различных видах деятельности. В арсенале классного руководителя появляются формы, приемы и методы, позволяющие детям наиболее полно продемонстрировать свою уникальность, оценить достоинства свои и одноклассников: час размышлений «Волшебная скамейка», бенефис юного дарования, вечер-портрет «Чтобы узнать, какими мы стали, загляните в наш классный альбом». В течение учебного года шестиклассники заполняют именными страничками «Энциклопедию наших достижений», а в конце года представляют ее своим родителям.

Возрастной период учащихся седьмого и восьмого классов характеризуется изменением самооценки, стремлением к самопознанию, физическому и духовному саморазвитию. Совместная и индивидуальная деятельность в рамках формы строится таким образом, чтобы у учеников была возможность задуматься о важнейших вопросах человеческого бытия, о своем физическом и психологическом здоровье, обсудить волнующие проблемы со своими сверстниками. Методы, способы и приемы педагогического взаимодействия (чайная церемония, акция, путешествие по карте индивидуального развития, час размышлений) акцентируют внимание подростка не только на внешнем самосовершенствовании, но и на познании своего внутреннего Я. Результаты самопознания и саморазвития находят свое отражение в личных дневниках учащихся.

На организационные формы и содержание воспитательного взаимодействия с учащимися девятого класса оказывает влияние профессиональное самоопределение подростков. Перед классным руководителем стоит задача помочь девятиклассникам определиться с выбором профиля обучения, стать успешными и самореализоваться во взрослой жизни. Девятый класс представляет собой своеобразный «мостик», по которому ученики переходят из среднего звена в старшую школу. Такие классные дела, как ярмарка профессий, сюжетно-ролевая игра «Профи», защита проектов «Мост моего выбора», позволяют создать для учащихся ситуацию выбора, в ходе которой девятиклассники могут адекватно оценить свои возможности, провести самоанализ уровня развития своих компетенций.

В конце девятого класса проходит заключительное дело «Звездный фейерверк», в ходе которого подводятся итоги пятилетней совместной и индивидуальной деятельности, демонстрируются коллективные и личные достижения и успехи участников комплексной формы.

 

Комплексная форма воспитания индивидуальности старшеклассников «Полет-экспедиция «Открой в себе небывалое»»

Цель жизни – поиск совершенства,

а задача каждого из нас – максимально

приблизить его проявление в самом себе,

в собственном состоянии и образе действия.

Р. Бах

В основу комплексной формы по развитию индивидуальности старшеклассников легла повесть-притча Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Как показывает практика, сюжет этой повести является привлекательным для старшеклассников, так как главный герой Джонатан Ливингстон сталкивается в жизни с проблемами, которые близки и понятны старшим школьникам. Выраженные в символичной форме, они пробуждают в них романтизм и веру в себя. Главным новообразованием самосознания в ранней юности является открытие своего внутреннего мира. Потребность познать себя на этом возрастном отрезке обеспечивается наличием у старшеклассников способности к самоосмыслению, самоанализу и самоконтролю. Отдельные, разрозненные представления о себе превращаются в целостный образ, идет формирование Я-концепции.

Идея повести настолько сильна, что может стать взлетной полосой для духовного полета старшеклассников. Так родился замысел полета-экспедиции, который после долгих размышлений получил название «Открой в себе небывалое». Каждое слово в нем несет особую смысловую нагрузку. Слово «полет» означает устремленность ввысь, к идеалу, к совершенству, «экспедиция» указывает на трудность пути, связанного с поиском смысла жизни, своего призвания. Слова М. Пришвина «Открой в себе небывалое» кратко и энергично призывают к открытию самого себя и вере в свои возможности.

Замысел формы позволяет в полной мере решить следующие задачи:

1) развивать способность к самоанализу, самостроительству и творческому самовыражению;

2) способствовать формированию ценностного отношения к другому человеку;

3) актуализировать и поддерживать стремление к созидательной социально ценной деятельности;

4) воспитывать веру в свои возможности.

В полете-экспедиции «Открой в себе небывалое» происходит расширение знаний старшеклассника о себе, оформление собственной системы ценностей, поиск возможных путей самоопределения во внешней (социальной) сфере и более осознанное самостроительство, изменение поведения благодаря организации процессов самоанализа.

Основное содержание комплексной формы связано с созданием условий для индивидуальной и коллективной деятельности, в ходе которой старшеклассники, став членами клуба духовно-нравственного полета «Чайка», обсуждают повесть Р. Баха и совершают двухлетнюю полет-экспедицию по индивидуальным картам полета (индивидуальным маршрутам самоосуществления), разработанным каждым на примере духовного полета главного героя повести Чайки Джонатана Ливингстона. Клубная деятельность является наиболее эффективной при взаимодействии старшеклассников друг с другом и взрослыми, поскольку позволяет в атмосфере доверия и творчества познавать себя, реализовывать свои способности, получать радость от совместных открытий, испытать искренний исследовательский интерес к другим людям, к жизни в целом.

Использование комплексной формы рассчитано на 2 года: 10 – 11-е классы. В течение этого времени проводятся вводное занятие и 8 клубных заседаний, три из которых организационные: посвященное рождению клуба, промежуточное и итоговое, а пять – являются темами для обсуждения или маршрутами.

 

Таблица14

Date: 2015-07-27; view: 436; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию