Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизм (аппарат) Российского государства





Проблемы укрепления Российского государства закономерно требуют, чтобы его рабочая часть, т.е. механизм, действовала четко, слаженно и эффективно.Механизм Российского государства – это система взаимосвязанных между собой объединенных общими принципами государственных органов (институтов), осуществляющих государственную власть и функции государства, решающих его задачи.Механизму нашего государства должны быть присущи единство всех частей (элементов), их тесное и деловое взаимодействие, поскольку все органы государства осуществляют единую власть народа, опираются на одни и те же принципы образования и деятельности – демократизма, законности, разделения властей, субординации и координации, федерализма и профессионализма.

Демократизм. В демократическом государстве все его органы (институты) должны создаваться и формироваться на демократических началах выборности, отчетности, подконтрольности, гласности, открытости и доступности народу. Однако в жизни данные принципы зачастую дискредитируются и в массовом сознании формируется негативный образ демократии как слабой, аморфной власти, отстаивающей прежде всего свои корпоративные интересы. Российское общество пока не ощутило демократизма органов государства, их прочной связи с народом. Кроме того, при формировании органов государства широко применяется принцип назначения.

Законность. В правовом государстве принцип законности обращен в первую очередь к государству, его органам. Уважать законы, беспрекословно следовать и подчиняться им, действовать в рамках своей компетенции, обеспечивать и гарантировать права и свободы граждан – важнейшая конституционная обязанность органов государства. Низкая правовая культура, беззаконие должностных лиц, работников государственных органов разлагающе действуют на механизм государства, на общество.

Разделение властей. Умелое использование этого принципа обеспечивает гибкий и постоянный взаимный контроль верхних эшелонов государственной власти, предостерегает против узурпации государственной власти тем или иным органом. Кроме того, данный принцип повышает эффективность работы государственного механизма.

Субординация и координация. Четкая, слаженная и высокоэффективная работа механизма государства невозможна без строгой государственной дисциплины, без подчинения по вертикали и деловой координации по горизонтали. Дисциплина цементирует весь механизм государства, обеспечивает его целостность и работоспособность.

Федерализм. Этот принцип оказывает большое влияние на механизм Российского государства. Ряд общефедеральных органов (например, Федеральное Собрание) формируются с участием представителей субъектов Федерации. Наряду с общефедеральными создаются и действуют государственные органы субъектов Федерации, между которыми складываются отношения координации и субординации. Профессионализм. От человеческого фактора, т.е. персонала государственного аппарата (профессионалы там трудятся или дилетанты), в решающей степени зависит качество его работы. Без персонала механизм государства представляет собой безжизненную абстракцию. Первоосновой профессионализма служит компетентность государственных чиновников. В государственном аппарате профессионализму противостоит дилетантизм. Подчас он самоуверен, агрессивен и стремится вытеснить профессионализм. В практическом деле дилетантизм выражается в отсутствии необходимых знаний, в организационной беспомощности, в неспособности предвидеть результаты своих действий, последствия принимаемых решений.

Молодой механизм (аппарат) Российского государства уже успел «приобрести» тяжелые и разрушительные болезни. Он стремительно разбухает, растет армия чиновников, среди которых немало дилетантов. Парадокс заключается в том, что уровень государственного управления общественными делами падает ниже низшего предела, а механизм государства бурно растет, усугубляя сверхнапряженное финансовое положение в стране. Особенно нетерпимы коррупция, подкуп, продажность должностных лиц, чиновников, поразившие определенную часть государственных служащих. Взятка сегодня – пропуск к решению очень многих проблем. Коррумпированному гниению государственного аппарата могут противостоять:

• точное правовое определение компетенции каждого органа, должностного лица;• действенный контроль;• строгая моральная и юридическая ответственность;• хорошо поставленные аттестация и переаттестация работников государственных органов.

На качественное совершенствование механизма Российского государства направлен Федеральный закон об основах государственной службы Российской Федерации от 5 июля 1995 г. Он устанавливает правовую основу государственной службы Российской Федерации, права, обязанности и ответственность государственных служащих.

13. Государственный орган - это одно лицо или организованная группа лиц, специально предназначенные для реализации государственной власти в предусмотренных законом случаях. К числу государственных органов относятся, например, суд, президент, парламент и т. д.

Основные признаки государственных органов:а) создаются и функционируют в соответствии и на основе норм права;б) относительная структурная и функциональная обособленность в механизме государства по признаку их специализации;в) функциональное взаимодействие друг с другом в процессе реализации каждым своих полномочий, обязанностей.

Среди государственных органов различают: а) единоначальные; б) коллегиальные;в) органы законодательной, исполнительной, судебной власти и др.

Система государственных органов образует так называемый государственный аппарат.

Государственный аппарат - это часть механизма государства в лице системы его государственных органов. Государственные предприятия, учреждения, организации - это организованные группы лиц, предназначением которых является выполнение работ, оказание услуг населению или государству в целом, его отдельным органам, должностным лицам. Государственные предприятия создаются для хозяйственной деятельности в государственном секторе экономики (например, космическая связь, производство взрывчатых веществ и др.). Государственные учреждения оказывают услуги, например, в сфере образования, медицинского обслуживания и т. д. Государственные организации выполняют работы, оказывают услуги, например, в сфере строительства, перевозок и т. д.

 

 

14. Основными принципами организации и деятельности механизма демократического государства являются:- представительство интересов населения страны, которое проявляется через суверенитет; -федерализм; - гласность; - профессионализм и компетентность; -законность; - демократизм; -принцип разделения властей.

15. Форма государства – это совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти.

На форму государства могут оказывать влияние следующие факторы: -социально-экономические, культурные;-исторические, национальные и религиозные традиции;-природные и климатические условия;- расстановка политических сил и т. д.

Чтобы иметь более полное представление о форме конкретного государства, необходимо проводить анализ его структурных элементов:

1) форма правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика;

2) форма государственного устройства – отражает политико-территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные;

3) государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный.

Таким образом, форма государства определяет: порядок формирования органов государственной власти; структуру государственных органов; особенность территориальной самостоятельности населения. характер взаимоотношений органов государственной власти друг с другом; специфику отношений государственных органов и населения; приемы, способы, методы осуществления политической власти.

В соответствии с указанной выше классификацией элементов государства рассмотрим форму современного Российского государства.

Российская Федерация в соответствии с Конституцией (ст. 1) является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

В результате можно выделить характерные черты государственного строя Российского государства:

демократизм; федерализм; республиканская форма правления; разделение властей; политическое, идеологическое многообразие; признание и гарантирование Основным Законом государства местного самоуправления; государственный суверенитет, носитель которого – многонациональный народ Российской Федерации; правовое государство; социальный характер, в соответствии с ним политика государства сориентирована на создание условий, которые обеспечивают человеку достойную жизнь и свободное развитие.

 

Российская Федерация является полупрезидентской республикой.

По своему государственному устройству Российское государство является федерацией, которая построена на следующих характерных признаках федерализма:

добровольное вхождение в состав Федерации субъектов Рф. равноправие субъектов Российской Федерации; самоопределение народов, наций и национальностей; государственная целостность; разграничение полномочий между федеративными органами государственной власти РФ и органами власти субъектов Российской Федерации и др.

Государственно-правовым режимом Российской Федерации является демократический режим.

16. Форма правления – это способ организации высшей власти государства. Она оказывает влияние как на структуру верховных государственных органов, так и на принципы их взаимодействия. Так, различают монархию и республику, главное различие которых состоит в процедуре и условиях замещения поста главы государства.

Монархия – форма правления, при которой:

высшая государственная власть сосредоточена в руках одного монарха (короля, царя, императора, султана и т. п.); власть наследуется представителем правящей династии и выполняется пожизненно; монарх осуществляет функции как главы государства, так и законодательной, исполнительной власти, контролирует правосудие.

Монархическая форма правления имеет место в ряде государств мира (Великобритания, Нидерланды, Япония и др.).

Монархии могут быть двух видов:

абсолютная – верховная власть по закону полностью принадлежит монарху. Главным признаком абсолютной монархии считают отсутствие государственных органов, которые ограничивают власть правителя; ограниченная – может быть конституционной, парламентской и дуалистической.

Конституционная монархия – такая, при которой имеется представительный орган, значительно ограничивающий власть монарха. Чаще всего это ограничение осуществляется конституцией, которая утверждается парламентом.

Признаки парламентской монархии:

правительство формируется из представителей партий (или партии), которые получили большинство на выборах в парламент; в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха практически отсутствует (имеет символический характер).

При дуалистической монархии:

государственная власть и юридически, и на практике разделена между правительством, которое формируется монархом и парламентом; правительство, в отличие от парламентской монархии, не зависит от партийного состава парламента и не ответственно перед ним.

Республиканская форма правления является наиболее распространенной в современных государствах. Ее основные формы – президентская и парламентарная республики.

В президентской республике:

президент имеет значительные полномочия и является одновременно главой государства и правительства. правительство сформировывается внепарламентским путем; жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основным признаком этого разделения является большая самостоятельность государственных органов по отношению друг к другу.

Такая форма правления существует, например, в США. Российскую Федерацию так же можно отнести к президентской республике.

В парламентарной республике: правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним; глава государства выполняет представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть обширными; правительство занимает основное место в государственном механизме и осуществляет управление страной; президент избирается парламентом и осуществляет свою власть с одобрения правительства.

Существуют также смешанные, гибридные формы правления – полупрезидентские, полупарламентские республики.

17. Формой государственного устройства называют политико-территориальное устройство государства, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями. Государство, достигая определенного уровня населения и размера территории, начинает делиться на части, которые имеют свои органы власти. В зависимости от формы государственного устройства выделяют простые и сложные государства.

Простыми (унитарными) государствами называют единые и централизованные государства, которые состоят из административно-территориальных единиц, полностью подчиняющихся центральным органам власти, не обладают признаками государственности. Они не обладают политической самостоятельностью, но в экономической, социальной, культурной сферах, как правило, наделяются большими полномочиями. Такими государствами, в частности, являются Франция, Норвегия и др.

Признаки унитарного государства: 1) единство и суверенитет; 2) административные единицы не имеют политической самостоятельности; 3) единый, централизованный государственный аппарат; 4) единая законодательная система; 5) единая налоговая система.

В зависимости от способа осуществления контроля можно выделить следующие виды простого (унитарного) государства: централизованные (власть на местах формируется из представителей центра); децентрализованные, в них функционируют избранные органы местного самоуправления; смешанные; региональные, которые состоят из политических автономий со своими представительными органами и администрацией.

 

Сложными государствами называют такие, которые состоят из государственных образований, обладающих различной степенью государственного суверенитета. Можно выделить следующие виды сложных государств: 1) федерация; 2) конфедерация; 3) империя.

Федерация – это объединение нескольких самостоятельных государств в одно государство. Такими государствами, в частности, являются США и Российская Федерация.

Признаки федерации:

наличие самостоятельности у субъектов государства; союзное государство; функционирование наряду с общефедеральным законодательством законодательства субъектов федерации; двухканальная система выплаты налогов.

В зависимости от принципа формирования субъектов существуют следующие виды федераций:

национально-государственная; административно-территориальная; смешанная.

В зависимости от юридической основы различают федерации:

договорные; конституционные.

Конфедерация – это межгосударственные объединения или временные юридические союзы суверенных государств, которые создаются для решения политических, социальных, экономических задач.

В отличие от федерации, конфедерацию характеризуют:

отсутствие суверенитета, единого законодательства, единой денежной системы, единого гражданства; совместное решение субъектами конфедерации общих вопросов, для реализации которых они объединялись; добровольный выход из государства и отмена действия общеконфедеративных законов, постановлений (которые носят рекомендательный характер) на своей территории.

Империя – это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти.

18.

19.! Следует отметить, что возможны разнообразные подходы к определению права, отражающие своеобразие взглядов, эпох, исследователей. Вопрос о понятии и сущности права не обходил своим вниманием ни один крупный философ древности. Мы рассматриваем некоторые теории понимания права, подходы к сущности права.

Право как нормативно-регулятивная система есть совокупность норм, идей и отношений, которая устанавливает поддерживаемый средствами власти порядок организации, контроля и защиты человеческого поведения.

Под правом можно понимать систему нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения.

Праву присущи следующие признаки: всеобщность, нормативность, общеобязательность, государственная гарантированность, определенность содержания, выраженность в законах и иных источниках и некоторые другие.

Эти признаки принадлежат так называемому позитивному, положительному праву, которое преимущественно выражено в законодательстве. Это право связано с государством, что и предопределяет большинство его свойств.

Рассмотрим основополагающие признаки права. Право представляет собой возведенную в закон волю. Воля - это сознательно обусловленное и психофизическое состояние человека, выраженное в целенаправленном поведении.

Воля отражает потребности и интересы человека. Они определяют направленность воли, ее содержание.

Воля пронизывает всю деятельность человека, все его целенаправленное поведение во всех сферах жизни, в том числе и в правовой сфере. Процесс возведения воли в закон представляет собой оформление ее определенным образом, издание законодательными органами обязательных нормативных предписаний. Право в этом случае получает государственное освещение или санкционирование. Истории политико-правовой мысли известны разные ответы на вопрос, чья воля получает закрепление в законе: общенародная, определенного господствующего класса, социальной группы и даже одного человека. Анализируя содержание воли и сопоставляя его с идеями справедливости и свободы, можно сделать вывод о сущности права, о его прогрессивном значении. Так, например, социологический подход к праву предполагает, что государство в лице своих законодательных органов «возводит в закон» существующие вне зависимости от государства идеи справедливости и свободы.

Праву присущ такой признак как формальная определенность. Она проявляется в четкости, однозначности законодательных предписаний. Достигается это с помощью правовых понятий, их определений, выработанных столетиями правил законодательной техники. Именно поэтому субъекты права знают границы правомерного поведения, свои права и свободы, обязанности, размер и вид ответственности за совершенное правонарушение. Формальная определенность позволяет внести строгость и четкость в общественный порядок, избежать произвольного толкования и применения юридических норм.

Системность права означает, что нормы права для выполнения своих функций составляют взаимосогласованную, связанную систему. Системность в право вносится законодательством. Законодатель, закрепляя в предписаниях новые юридические нормы, обязательно должен согласовывать их с уже существующими. Только системное, непротиворечивое, официально существующее право способно выполнить стоящие перед ним задачи. Эффективность права находится в прямой зависимости от его системности.

Динамизм права проявляется в подвижности, возможности быстрого изменения законодательных положений.

Это свойство права наиболее наглядно проявляется в период бурных социально-экономических и политических преобразований. Именно тогда интенсивно меняются и отменяются устаревшие нормативные правовые акты, активно разрабатываются и принимаются новые. Этот признак может входить в некоторое противоречие с требованием стабильности права, но постепенное развитие права не должно обострять указанные два принципа.

Право представляет собой равный масштаб свободы по отношению к разным людям. Благодаря данному принципу право может выполнять важные социальные функции, проводить равенство всех людей перед законом и судом. Идея социальной справедливости также опосредуется правом.

Важным признаком позитивного права является охрана государством, которое поддерживает право своим авторитетом и принудительной силой. Далеко не все нормы права соблюдаются и исполняются исключительно добровольно, в силу внутреннего убеждения. Часть населения подчиняется требованиям предписаний лишь потому, что опасается применения государством санкций. Государственная охрана правовых норм включает в себя государственное принуждение, различные организационные, технические и воспитательные, превентивные (предупредительные) меры государственных органов по соблюдению и исполнению гражданами юридических норм. Эти меры позволяют стабилизировать правовой порядок в обществе.

Праву свойственна всеобщность, нормативность. Право через свою документальную форму способно делать те или иные общие правила обязательными для всех в стране, на данной территории.

Признак письменности характеризует право именно как институционное образование, так как этот признак характеризует право как явление, имеющее определенные внешние формы выражения и внутреннюю структуру.

Таким образом, право обладает целым рядом признаков, которые позволяют его отделять от иных социальных норм, в частности, моральных и религиозных.

Различение публичного и частного права осуществляется по нескольким критериям. Один из них - сфера интересов правовой защиты. Публичное право имеет в виду интересы государства как целого, а частное право - интересы индивида. В качестве критерия может использоваться способ судебной защиты. Публичное право охраняется в порядке уголовного или административного производства по инициативе государственного органа. Частное право - по инициативе лица в порядке гражданского производства. В сфере публичного права государство своими нормами определяет роль каждого субъекта, его права и обязанности по отношению к государству как к целостному образованию. В сфере частного права юридически значимые решения принимаются множеством лиц, действующих самостоятельно.

20. Под принципами права понимают исходные и основополагающие начала, которые укрепляются законодательно и проявляют сущность и социальную обусловленность права.

Существует несколько свойств принципов права: наличие основополагающего характера; отражение политической, экономической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни; отражение основного содержания нормативных правовых актов и юридически значимого поведения; системность; устойчивость; фиксирование в законодательстве;

отражение своеобразия, другими словами, природы, сущности, специфики правовой системы; наличие самостоятельного регулятивного значения, поскольку принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности.

Существует несколько видов принципов права: общие (общеправовые) принципы; отраслевые принципы; межотраслевые принципы.

Общие принципы представляют собой исходные начала, которые имеют нормативно-руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом, их можно разделить:

на принцип законности – означает обязанность всех субъектов общественных отношений правильно и беспрекословно придерживаться всех нормативных правовых актов, а также обеспечивать верховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом; принцип федерализма – отражает федеративное устройство государства, определяет соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации и т. д.; принцип гуманизма означает уважение личности, предоставление всех условий для нормального существования и развития человека, утверждение прав и свобод человека, запрет на любую деятельность, которая могла бы посягнуть на человеческое достоинство, и т. д.; принцип справедливости закрепляет применение при регулировании отношений средств убеждения для необходимого предписанного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного; принцип равноправия обозначает законодательное утверждение равенства всех граждан вне зависимости от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения; принцип единства прав и обязанностей означает присутствие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей, иными словами, не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав.

Отраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые действуют в рамках какой-либо одной отрасли права и отражают ее специфику.

Межотраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые характеризуют общность и специфику нескольких смежных отраслей права и функционируют в рамках двух или нескольких отраслей права: принцип гласности. принцип состязательности; принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д.

Например, противоречия между правом и моралью выступают как объективное явление, которое невозможно устранить. В основе права лежит мораль и при отсутствии между нормами права и морали предпочтение должно отдаваться моральным требованиям как более высоким.

 

21. и 22. Порядок отношений между членами общества определяется и регулируется разнообразными социальными нормами: моральными, нравственными, этическими, религиозными, корпоративными и др. Правовые нормы - одна из разновидностей социальных норм, обладающая собственными специфическими признаками. Выше эти признаки были названы. Рассмотрим взаимодействие и различие между правом и иными социальными нормами.

Религиозными нормами называют правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах, произведениях авторитетных духовных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, регламентируется отправление обрядов, порядок церковной службы и т.п. Ряд религиозных норм имеет моральное содержание.

В настоящее время нормы права соприкасаются с религиозными нормами. Так, законодательством создана правовая основа деятельности религиозных организаций, установлены гарантии свободы вероисповедания и распространения религиозных убеждений и т.п. Вместе с тем между правовыми и религиозными нормами имеются существенные различия. Так, религиозные нормы не поддерживаются принудительной силой государства, не имеют формальной структуры, заключены в иных, неправовых формах (источниках) и имеют ряд других отличий.

Тесным является взаимодействие права и морали. Мораль определяется как известная совокупность исторически складывающихся и развивающихся взглядов, принципов, убеждений и основанных на них норм поведения, регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, окружающим. Мораль имеет внутренний и внешний аспекты.

Первый выражает глубину осознания индивидом своего собственного Я, т.е. общественного долга, ответственности, меру духовности. Это то, что называется совестью - способностью к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой.

Второй аспект - конкретные формы проявления указанных качеств. Эти два аспекта тесно связаны между собой.

Соотношение между правом и моралью достаточно сложное. Оно включает в себя четыре компонента: единство, взаимодействие, различие и противоречия.

Единство права и морали выражается в том, что они представляют собой разновидность социальных норм, которые в своей совокупности составляют целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают

Право в системе социальных норм определенными общими чертами; у них единая нормативная природа.

Право и мораль - оба эти явления обусловлены экономическими, культурными и иными факторами и причинами. Это делает данные понятия однотипными. И право, и мораль опираются на единый политический фундамент - реальное народовластие, демократизм, легитимную государственность, представляющую интересы различных слоев и групп населения.

Мораль и право имеют один и тот же объект регулирования - общественные отношения.

Объединяет право и мораль их цель: гармонизация личных и общественных потребностей, развитие личности, утверждение идей справедливости и гуманизма. Они основываются на свободе воли индивида, возможности выбора им вариантов поведения.

Как право, так и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса обществ, его созидательных и дисциплинирующих возможностей.

Несмотря на множество общих черт, право и мораль имеют определенные различия. Право и мораль различаются, прежде всего, по способам их установления, формирования, источниками. Правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством, им же отменяются, дополняются либо изменяются. Право выражает государственную волю и выступает государственным регулятором общественных отношений. По-другому складывается мораль. Ее нормы создаются не государством непосредственно, а всем обществом. Они постоянно возникают и развиваются в процессе практической деятельности людей, их взаимного общения.

Для того, чтобы нравственная норма получила право на существование, не нужно санкции официальных властей: достаточно, чтобы она была признана обществом, классом, социальной группой - теми, кто намерен ею пользоваться.

Государство оказывает на формирование морали опосредованное, не прямое воздействие. Оно осуществляется через право, политику, идеологию, печать и т.п. В любом государстве действует единое право, чего нельзя сказать о морали. Она дифференцируется в соответствии с классовым, национальным, религиозным, профессиональным и иным делением общества.

Право и мораль различаются по методам их обеспечения. Право обеспечивается, охраняется, защищается государством. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает. В этом смысле нормы права носят общеобязательный, непререкаемый характер. В праве, таким образом, объективно заложен принудительный момент.

По иному обеспечивается мораль, которая опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства официальной власти, применения юридических санкций. Само общество, его коллективы решают вопрос о формах воздействия на нарушителей, не соблюдающих моральные запреты. Право и мораль различаются по форме выражения, фиксации. Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства или общественных организаций (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям права и институтам, систематизируются для удобства пользования в кодексы, сборники, уставы и т.п., то моральные нормы не имеют четких форм выражения. Они возникают и существуют в сознании людей - участников общественных отношений.

Моральные нормы и принципы, возникая под влиянием определенных социальных условий в различных слоях и группах общества, распространяются затем на более широкий круг субъектов, становятся устойчивыми правилами и мотивами поведения. При этом нельзя точно указать ни время их создания, ни сроков их действия.

Наметим некоторые другие направления для более детального сравнения морали и права: по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей; по характеру и порядку ответственности за их нарушение; по уровню требований, предъявляемых к поведению человека; по сферам действия.

Право и мораль постоянно взаимодействуют. Они поддерживают друг друга в деле упорядочивания общественных отношений, позитивного влияния на личность, формирования у граждан должной юридической и нравственной культуры, правосознания. Их требования во многом совпадают: действия субъектов, поощряемые правом, поощряются и моралью.

Право является не только необходимостью и средством социального регулирования, но и благом, имеющим социальную ценность. Право обладает такими свойствами, благодаря которым возможно ввести в социальную жизнь всеобщую, стабильную, строгую по содержанию, гарантированную систему типовых масштабов поведения, функционирующих постоянно и непрерывно во времени. Право является одним из главных инструментов, способным обеспечить организованность общественной жизни, начала общественной дисциплины, действенность социального управления. Формальная определенность права дает ему возможность достижения определенности в содержании общественных отношений. Существование права дает ему возможность достигнуть гарантированного результата. Эту роль право выполняет ввиду присущих ему свойств в сочетании с обеспеченностью силой государственного принуждения.

Право имеет общие признаки с нравственностью, корпоративными и иными социальными нормами.

 

23. Средством организации трудовых процессов, сферы материального производства всей общественной жизни становятся определенные правила поведения, создаваемые людьми и объективно обусловленные потребностями их совместной жизни. Правила поведения, регулирующие отношения между людьми, и есть социальные нормы.

Социальная норма - это правило поведения или обобщенная информация о наиболее типичной жизненной ситуации или явления, созданные людьми и обращенные к ним в целях установления и поддержания условий человеческого общежития. Социальные нормы - одно из основных средств ориентации поведения личности или социальной группы в определенных условиях и средство контроля со стороны общества за их поведением. Основная функция социальных норм - функция регулирования общественных отношений - проявляется в том, что они содержат более или менее детальные «модели» поступков, так или иначе связанных с взаимоотношениями людей, оценивают полезность этих поступков, указывают (многие из них) на последствия их соблюдения или несоблюдения.

Важнейший вид социальных норм - правовые нормы.

Обладая всеми качествами социальных норм, они имеют и специфические черты, определяемые их непрерывной связью с государством.

Юридическая норма - исходный, главный элемент системы права, основополагающее понятие для всей правовой системы. Кроме того, она представляет собой продукт сознательной деятельности человека, она возникает как результат осознанной потребности правового опосредования, необходимости урегулирования правом общественных отношений.

В теории права содержится большое количество определений норм права, что тесно связано с многообразием типов правопонимания, так как от определения права зависит определение юридической нормы. Можно дать следующее определение нормы: юридическая норма (норма права) - это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее (воздействующее) на общественные отношения.

Анализируя юридическую норму, можно раскрыть суть понятия нормативности. Значение этого термина в юридической науке связывается с необходимостью отграничения правовых норм от индивидуальных правовых предписаний, не обладающих нормативностью.

Нормативность отражает типичность социальных процессов, явлений, связей, являющуюся следствием их типичности, распространенности. Они типичны в том плане, что обычно нормальны с точки зрения общественного сознания или сознания определенной социальной группы. Типичность относится, как правило, к существующим отношениям, однако она может касаться и новых социальных связей, повторяемость которых в будущем предполагается, если не с достоверностью, то с большой степенью вероятности.

Типизация - сложный мыслительный процесс, предполагающий обобщение, отвлечение от несущественных признаков явлений и выделение существенных. Применительно к юридической норме типизация проявляется в вычленении наиболее характерного, что присуще правовым явлениям или поступкам человека в определенной ситуации. Это процесс абстрагирования от конкретного в правовых явлениях, от индивидуальных черт личности и особенностей ее отдельного поведения. Благодаря этому в нормах появляется обобщенное, обезличенное правило поведения, что дает нормам возможность регулировать поведение неопределенного числа лиц, то есть ее адресат абстрактен. Типизация содержания норм приводит к тому, что они становятся «равным масштабом для различных лиц». Она обусловливает и такое свойство юридической нормы как ее стабильность.

Стабильность норм права постоянно вступает в противоречие с развитием общественных отношений. В том слуПонятие и признаки правовой нормы, ее специфика чае, если норма исходит из утративших свою жизненность обстоятельств, необходимо обновление законодательства.

Новое законодательство обретает относительную стабильность до тех пор, пока развивающиеся общественные отношения вновь не поломают ее. Этот диалектический процесс перманентно сопутствует существованию законодательства.Нормативность выражает всеобщность социальных связей и явлений. Всеобщность означает максимальную степень распространенности общественных отношений, их видов, вариантов среди членов общества.

Степень общности и важности отношений, моделируемых в юридических нормах, обусловливает иерархию этих норм. Всеобщие связи выражаются и закрепляются, как правило, в наиболее масштабных актах, обладающих высшей юридической силой, а не достигающие такого уровня обобщенности - в иных нормативных актах. Нормативность предполагает обязательность правовых предписаний. Это свойство называется всеобщностью и означает неукоснительность исполнения правовых предписаний всеми субъектами права и обязательную реакцию со стороны общества, государства, социальной группы на поведение человека, отклоняющееся от требований правовой нормы.

В отличие от других социальных норм, правовые нормы, поддерживаются силой государственного принуждения.

В юридической литературе в качестве существенного признака норм права указывается на их предоставительно-обязывающий характер. Данный признак связан со специфическим свойством нормативности юридических норм - правил поведения, которые, независимо от того, в какой словесной формулировке они выражены (управомочивающие, обязывающие, запрещающие), регулируют общественные отношения посредством одновременного предоставления их участникам определенных субъективных прав и возложения на них соответствующих юридических обязанностей.

Определив в самом общем виде факторы нормативности, необходимо выяснить, все ли предписания российского законодательства можно считать нормами - правилами поведения. Мы полагаем, что не все и вот почему.

Российское законодательство изобилует предписаниями, которые вряд ли можно назвать правилами поведения, то есть эталоном, которому должны следовать люди в своих поступках. Это предписания, закрепляющие определенные юридические понятия (дефиниции), принципы права в целом, его отраслей и институтов, задачи и цели правового регулирования, описание правил процедуры и другие нормы.

Нормы права, таким образом, не сводятся только к правилам поведения, которые составляют лишь одну, хотя и наиболее распространенную разновидность юридических норм.

Учитывая сказанное, можно дать следующее определение юридической нормы: это исходящее от государства и охраняемое им общее, обязательное, формально-определенное веление, выраженное (моделируемое) в форме отправного установления или правила поведения и являющееся государственным регулятором общественных отношений.

24. Рассматривая структуру юридических норм, необходимо руководствоваться следующими обстоятельствами: 1. Отправным при исследовании должно быть философское понятие структуры, то есть исходить из относительного единства элементов объекта и одновременном наличии устойчивых связей между элементами.2. Структура юридической нормы должна определяться применительно ко всем их видам, а не только по отношению к нормам-правилам поведения, как обстоит дело в настоящее время. Вопрос о структуре норм права, не являющихся правилами поведения, практически не ставится, хотя наличие этих предписаний - наиболее яркое свидетельство и проявление специализации в системе российского права.3. Структуру любой правовой нормы образует единство составляющих ее элементов. Однако характер этих элементов, их количество, расположение, способ связи и назначение зависят от вида юридических норм. Следует, таким образом, различать структуру юридических норм отправных (исходных, учредительных) и норм-правил поведения.

Структура отправных (учредительных) норм права

Эти нормы весьма неоднородны и отличаются друг от друга степенью общности, функциональным назначением, динамизмом действия, общеправовой или отраслевой принадлежностью. Но всем им присуще общее свойство - они законодательно закрепляют (учреждают) какое-либо правовое положение материального или процедурного характера. Делается это либо путем его словесного обозначения, либо указания одного или нескольких существенных признаков, либо полного определения (дефиниции). Эти признаки правового понятпя, явления, принципа, общественно-политической ситуации выступают в качестве структурных элементов отправной (учредительной) юридической нормы. При этом логическая структура выражается либо полно и тогда она совпадает со структурой законодательного нормативного предписания, либо она «урезается» до констатации какого-либо факта или признака правового понятия (явления).

Поэтому нет смысла искать в отправных (учредительных) нормах гипотезу, диспозицию или санкцию. Они имеют иные структурные элементы.

Традиционно и широко распространено до сих пор в литературе мнение о трехчленном строении юридической нормы (гипотеза, диспозиция, санкция). Данная точка зрения подвергалась критической оценке со стороны ряда ученых. Учитывая специализацию юридических норм в регулировании и охране общественных отношений, они считают, что реально существующая норма-правило поведения имеет не три, а меньшее количество элементов. Получило известную поддержку мнение о наличии 2-элементной структуры: гипотеза и диспозиция, диспозиция и санкция.

Наиболее распространенной является точка зрения о трехчленной структуре логической нормы. Логическая норма - это выделяемое логическим образом общее правило, которое воплощает органические связи между нормативными предписаниями и обладает полным набором свойств, раскрывающих их государственно-властную, регулятивную природу. В соответствии с этим выделяется и структура юридической нормы. Логическая норма имеет в своем составе три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию.

Логическая структура юридической нормы-правила поведения воссоздается мыслительным путем и представляет собой формулу: «Если... то... иначе... (в противном случае...)». Для воссоздания логической структуры, кроме требований и правил логики, необходимо хорошее знание законодательства, юридической техники, системообразующих связей правовых норм и механизма их действия.

Трехчленная логическая структура норм права - правил поведения имеет исключительно большое значение для правотворческой и правоприменительной деятельности, так как она позволяет создавать жизнеспособную, проверенную практикой, эффективную систему государственно-правового воздействия на поведение человека.

В правоприменительной деятельности логико-юридическая структура нормы выступает в качестве программы индивидуальных действий правоприменителя или лица, реализующего норму в иных формах. Она раскрывает механизм воплощения субъективных прав и юридических обязанностей в фактическом поведении субъектов. Формула трехчленного строения юридической нормы-правила поведения, таким образом, отражает механизм воздействия права на поведение субъектов и выступает одновременно в качестве структуры правового нормативного предписания.

Гипотеза, диспозиция, санкция - структурные элементы юридической нормы-правила поведения.

Гипотеза - элемент юридической нормы, указывающий на жизненные обстоятельства, при наличии которых реализуется ее диспозиция.

Посредством гипотезы определенный абстрактный вариант поведения «привязывается» к конкретному жизненному случаю, субъекту, времени и месту. Обобщение социальных ситуаций приводит генетически к формированию модели поведения, а каждая из этих ситуаций «вдыхает жизнь в правило поведения», переводит его на уровень отдельного случая, придает ему предметный характер. В рамках гипотезы осуществляется диалектическое взаимодействие общего и отдельного. Гипотеза - необходимый элемент структуры юридической нормы-правила поведения, выступает условием обязательности диспозиции. Ее предположительный характер не ставит под сомнение достоверность существования обстоятельств, с которыми связывается действие (бездействие) правила поведения, и не колеблет его обязательности, а подчеркивает лишь ситуативность этих обстоятельств. Нельзя согласиться в этой связи с тем, что уголовно-правовые нормы не имеют гипотезы потому, что предположительный характер несовместим с категоричностью этих норм.

Диспозиция - это элемент юридической нормы, указывающей на правило поведения, которому должны следовать участники правоотношений.

Наиболее простым способом формулирования диспозиции нормы является указание в ней дозволяемых и запрещаемых действий (бездействия) без описания признаков данных деяний. Таким путем создаются нормы с простой диспозицией. Это имеет место тогда, когда речь идет о широко известных и всем само собой понятных действиях (например, убийство). В других случаях, когда нельзя ограничиться лишь наименованием предписываемого действия в силу его малоизвестности или разноречивости, нормы издаются с описательной диспозицией. В данном случае в диспозиции формулируются существенные признаки действия (например, описание кражи как тайного похищения имущества).

Санкция юридической нормы содержит описание неблагоприятных последствий для правонарушителя, мер государственного принуждения, наказания.

В зависимости от способа, которым санкции охраняют правопорядок, обеспечивают исполнение предусмотренных в нормах обязанностей, санкции делятся на правовосстановительные и штрафные (карательные).

По степени определенности санкции делятся на относительно-определенные (в них указан высший и низший предел наказания), абсолютно-определенные (содержат строго определенную меру наказания) и альтернативные (позволяющие сделать выбор) санкции.

25. Классификация правовых норм может быть осуществлена по различным основаниям.

1. По предмету правового регулирования нормы права подразделяются на конституционные, административные, гражданские, уголовные, процессуальные и т. д. Иными словами, их видовая принадлежность определяется тем, к каким отраслям права они относятся. Правовые нормы каждой отрасли права регулируют качественно однородную и относительно самостоятельную группу общественных отношений, что и обусловливает подразделение норм права на институты и отрасли права.

Нормы права также подразделяются на «материальные» и процессуальные. Нормы «материального» права устанавливают права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т. д. Нормы процессуального права регулируют отношения, связанные с осуществлением, реализацией права. Главная особенность норм процессуального права – это их процедурный характер. Нормы процессуального права призваны обеспечить специальный порядок досудебной и судебной защиты общественных отношений, урегулированных правом.

2. По методу правового регулирования правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. Императивные нормы предусматривают строго обязательное выполнение субъектами правоотношений предписаний, предусмотренных в правилах поведения, т. е. не допускают никаких отклонений от содержащегося в норме предписания. Императивные нормы содержат абсолютно определенное правило, которое не может быть никем изменено. В основном это нормы административного, финансового, уголовного, некоторые нормы гражданского и трудового права.

Диспозитивные нормы оставляют определенный простор субъектам права для свободного волеизъявления, т. е. они сами могут договориться по вопросам реализации субъективных прав и обязанностей. В этих нормах содержатся относительно определенные диспозиции. Преимущественно эти нормы реализуются в гражданско-правовых отношениях.

3. По функциональной направленности правовые нормы делятся прежде всего на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы устанавливают взаимные права и обязанности субъектов правоотношений, т. е. возможные пределы поведения субъектов права. А охранительные нормы устанавливают и регламентируют меры юридической ответственности к лицам, нарушившим субъективные права участников правоотношений. По форме изложения нормы права могут быть управомочивающими («Каждый имеет право на жизнь» – ст. 20 Конституции РФ), обязывающими («Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» – ст. 58 Конституции РФ) и запрещающими («Запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами» – ст. 60 ТК РФ).

Различие – в расставляемых акцентах: на предоставлении права, запрете или обязанности. В управомочивающих нормах делается акцент на предоставление права, в обязывающих нормах на субъекта правоотношений четко возлагается обязанность совершать определенные действия, а в запрещающих – обязанность не совершать то или иное действие.

Необходимо учитывать также, что многие правовые нормы могут содержать в себе одновременно и правомочие, и обязанность, а иногда и запрет, потому что каждое субъективное право предполагает наличие соответствующей юридической обязанности, а юридическая обязанность – запрет совершать определенные действия, нарушающие правомочия субъекта права.

4. Нормы-принципы – это нормы, закрепляющие основополагающие, исходные начала права. Они не создают непосредственно прав и обязанностей, а указывают принципиальное направление правового регулирования, в чем и заключается их функциональное предназначение. В главе 1 Конституции Российской Федерации «Основы конституционного строя» содержатся нормы, закрепляющие принципы организации и деятельности государственного строя в Российской Федерации. Например, ст. 10 Конституции РФ гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Как видим, в данной статье закреплен принцип «разделения властей». А нормы права, содержащиеся в главе 7 Конституции РФ «Судебная власть», устанавливают правовые принципы организации и деятельности судебной власти в Российской Федерации. Нормы-принципы получают логическое развитие и конкретизацию в других правовых нормах, что не исключает их прямого действия. Суд и правоприменительные органы могут на них ссылаться при рассмотрении конкретного юридического дела для обоснования и усиления авторитетности принимаемого решения.

5. Дефинитивные нормы дают определения юридических понятий и категорий таких, как преступление, наказание, штраф, сделка и т. д. Например, «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания» (ст. 14 Уголовного кодекса РФ).

6. По кругу лиц, на которых распространяются правовые нормы, различаются общие и специальные нормы. Общие нормы распространяют свое действие на всех лиц данной территории, а специальные – действуют лишь в отношении определенной категории субъектов (военнослужащих, пенсионеров, женщин и др.).

 

26. Понятие правотворчества (правообразования) обычно употребляется в двух смыслах: образование (происхождение) права; образование отдельного юридического закона или более широкого нормативного правового акта. До настоящего времени не имеет однозначного решения проблема соотношения права и закона. Существует точка зрения о том, что только государство является единственным и исключительным источником права, которое формируется посредством принимаемых им законов. В данном подходе просматривается понимание равенства между правом и законом. Более распространенной является другая точка зрения. Она заключается в том, что право как регулятор общественных отношений считается "по меньшей мере относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону, например, в качестве надысторичного естественного права или в качестве права общественного, социально-исторически обусловленного, рождающегося в объективных общественных отношениях".

Например, М.Н. Марченко считает, что государство обладает исключительными полномочиями по формированию законов, но не права. "Государство монополизирует законотворческую, а вовсе не правотворческую деятельность, ибо законотворчество и правотворчество, а вместе с ними закон как результат процесса законотворчества и право как продукт правотворчества, согласно развиваемым при таком подходе воззрениям, отнюдь не всегда совпадают".

В то же время он признает, что часть законов носит правовой характер. Критерии, позволяющие делить законы на правовые и неправовые, а также разграничение права и закона теория пока еще не выработала.

Под правотворчеством условимся понимать вид государственной деятельности, заключающийся в процессе формирования и придания официальной формы в виде закона волеизъявлению, соответствующему интересам большинства населения.

Различают три способа правотворчества: непосредственная правоустановительная деятельность полномочных государственных органов; санкционирование государственными органами норм, которые сложились независимо от них в виде обычая (делового обыкновения) или выработаны негосударственными организациями; непосредственное правотворчество народа, проводимое в форме всенародного голосования (референдума).

К принципам правотворчества относятся: научность, демократизм, непосредственное правотворчество народа, плановость; обоснованность, целесообразность, объективность, системность.Некоторые исследователи обоснованно считают, что из множества используемых юридической наукой категорий только один термин содержит "творческую" составляющую - это "правотворчество".Из самого понимания сущности демократии следует, что законодательная инициатива должна принадлежать непосредственно народу (как единственному источнику и носителю власти) или выборному представительному органу государства (парламенту - основным предназначением которого является выражение воли народа посредством осуществления правотворческого процесса).В каждом государстве круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, определяется на конституционном и законодательном уровнях. Этот перечень имеет достаточно жесткий ограничительный характер. В противном случае работа национальных парламентов была бы практически парализована и носила хаотический характер от большого количества желающих поучаствовать в этом процессе.В зависимости от круга субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, выделяют следующие ее виды: парламентская, правительственная (или главы государства), народная и специальная. В практике российской действительности применяются все известные международному сообществу методы, в том числе и народной инициативы (право на референдум).Создание современной теории правотворчества, базирующейся на принципах, отражающих разнообразные аспекты правового бытия, является одной из базовых задач, решение которой позволит устранить некоторые проблемы методологического характера.

Субъекты правотворчества: государство в лице уполномоченных органов либо в лице непосредственно всего народа (при референдуме); органы местного самоуправления (которые не являются государственными органами, что закреплено в Конституции); в редких случаях – физические лица и любые организации, когда они управомочены принимать локальные нормативно-правовые акты. Например работодатель может утвердить правила внутреннего распорядка, которые содержат правовые нормы обязательные для всех работников организации. В большинстве случаев частные лица и их организации вправе совершать не нормативные, а индивидуальные правовые акты, например сделки, которые создают права и обязанности лишь для участников этой сделки. Такая деятельность правотворчеством не является, так как никаких правовых норм не создает.

Виды правотворчества

Правотворчество — богатое по содержанию явление, сверхсложная деятельность по формулированию общих правил поведения.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни); правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ); правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра); правотворчество органов местного самоуправления; локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации); правотворчество общественных организации (например, профсоюзов).

В различных государствах в правотворческой деятельности есть как общее, так и особенное. Говоря об общности правотворческой деятельности различных государств, следует обратить внимание прежде всего па общность ее целей, заключающихся в стремлении законодателя каждой страны создать на своей территории единую и эффективную систему права.

Особенно это проявляется, в частности, в наличии у стран своих видов правотворческой деятельности, в существовании различной процедуры принятия и вступления в силу пормативно-правовых актов и т. д.

Так, в Великобритании правотворческая деятельность осуществляется в таких ее формах, как: законодательная деятельность парламента, принимающего законы (статуты); правотворческая деятельность судебных органов, создающих прецеденты (судебная практика); правотворческая деятельность центральных органов государственного управления и местных органов государственной власти (самоуправления), издающих свои собственные нормативно-правовые акты и имеющих дело с правовыми обычаями.

В странах романо-германской правовой семьи правотворческая деятельность осуществляется иначе. Имеются свои особенности и у других правовых систем.

В зависимости от значимости правотворчество делится на:1. законотворчество (правотворчество высших представительных органов — парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой);2. делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента, по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа);3. подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам — президентом, правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций). Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах. Кроме всего прочего, подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связано с «непрозрачностью» процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.

 

 

27. Законы Российской Федерации принимаются в определенном порядке, который осуществляется в законодательном процессе – совокупности действий, через которые осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания РФ. Законодательный процесс в Российской Федерации, таким образом, состоит из нескольких стадий.Первой стадией законодательного процесса является законодательная инициатива – внесение на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Право на совершение такого процесса называют правом законодательной инициативы.Конституция РФ определяет две группы субъектов права законодательной инициативы: 1) субъекты, право законодательной инициативы которых не связано какими-либо компетенционными рамками. В соответствии с Конституцией РФ правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ; 2) субъекты, которые пользуются правом законодательной инициативы лишь по вопросам их ведения. Это право принадлежит Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ.Согласно Регламенту Государственной Думы право законодательной инициативы имеет также группа депутатов, составляющих комитет Государственной Думы.В соответствии со ст. 104 Конституции РФ законопроекты вносятся в Государственную Думу. Причем законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, восполняемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены лишь при наличии заключения Правительства РФ.

Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественных объединений, граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть внесены в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы.

Право законодательной инициативы осуществляется в форме: законопроектов и поправок к законопроектам; законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов; законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ либо признании этих законов утратившими силу; предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Вторая стадия – предварительное рассмотрение законопроектов.Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту.

Третья стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Это рассмотрение осуществляется в трех чтениях, если Государственной Думой применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение.

Четвертая стадия законодательного процесса – принятие закона.Совет Государственной Думы назначает в отведенный для этого день недели третье чтение законопроекта для голосования с целью его принятия в качестве закона. При третьем чтении законопроекта уже не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов (2/3) от общего числа депутатов.

 

28. Существуют следующие источники права: в идеальном смысле слова (правосознание); в материальном смысле слова (материальные условия жизни общества, которые объективно вызвали появление права как регулятора общественных отношений); в формальном смысле слова (формы права).

Первой формой права стал правовой обычай – правило поведения, которое в результате многократного применения делалось привычкой, передавалось из поколения в поколение и позднее было санкционировано государством в качестве общеобязательного.

Второй формой права является судебный прецедент – решение по конкретному делу, которое является обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел или которое служит примерным образцом толкования закона, не имеющим обязательной силы. Судебный прецедент является главным источником права в США, Великобритании, Канаде, Австралии и других странах, которые относятся к англосаксонской системе общего права. Судебный прецедент не является всеми решениями суда, а только тех правовых принципов, которые были применены судом при решении дела.

Date: 2015-08-15; view: 406; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию