Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Историческая справка





Роспись шекснинская золочёнка была распространена на небольшой территории, бассейне верховьев рек Тошни, Согожи, Углы, на территории Домшинского, Любомировского, Братковского и части Чебсарского сельсоветов Шекснинского района Вологодской области. В основном, росписи в данной местности встречаются на прялках. В фондах Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (далее ВГМЗ) имеется 21 прялка и 2 трепала с шекснинской золочёнкой, созданных в конце 19- начале 20 века и 13 предметов сувенирного характера, выполненных современными мастерами. Примечательно форма прялок. В сравнении большими и массивными северными(каргопольскими, кирилловскими) прялки этого региона легкие, небольших размеров с маленькой трапециевидной лопасткой, высокой прямоугольной ножкой-столбиком и широким или лопатообразным устойчивым донцем.

Формирование росписи шекснинская золоченка шло под влиянием многочисленных факторов. Прежде всего, необходимо учитывать традиционный уклад жизни населения, любовь жителей к красному цвету, который в древности имел семантическое значение. По мнению Б.А. Рыбакова, красный цвет был цветом Рода, Творца Вселенной и человека. Представление о нем связывалось с огнем.

Перед росписью мастера грунтовали дерево, использовали красные охры. Для наведения фона брали краски, перетертые с олифой, возможно, наносили слои несколько раз, предпочитая тонкие лессировочные. Этот факт также указывает на то, что технологически мастера росписи много взяли от иконописи. Узоры писали, возможно, оловянным порошком, растертым также на олифе, вероятно, с добавлением смолы. Для черной разживки применяли фабричные краски либо сажу, растертую на олифе. Готовую роспись покрывали в несколько слоев густой или более жидкой олифой. Под слоем олифы серебряный цвет превращался в золотой. Прялка, в современном мире утратила свое бытовое назначение и стала историей, поэтому мы расписываем деревянные изделия разные по внешнему виду и по назначению.

Росписи выполнялись по жесткой композиционной схеме, и представляли собой стилизованные растительные и геометрические орнаменты на красных, бардовых, реже охристых фонах. Золотой цвет росписи в сочетании с черным контуром и красным фоном составлял яркую контрастную праздничную гамму и был созвучен красочному строю древних икон. Часто приходится слышать от людей, незнакомых с росписью шекснинская золочёнка, что они напоминают золотую хохлому.

Мастера на лопастках прялок изображали раскадистый куст или переплетенные ветки с сидящей на них стилизованной птицей. Птица писалась в профиль с поворотом головы вправо - " птица с оглядкой" и была больше похожа на сокола. Тело птицы у одних мастеров вытянутое и несколько уплощенное, у других более округлое. Хвост с разработкой отдельных перьев зачастую переходит в пучок трав или листьев, крыло чуть приподнятое вверх, голова увенчана небольшим хохолком. На голове выделялись большие круглые или с удлиненным разрезом век глаза, клюв загнутый, отчего многие птицы кажутся хищными.

На некоторых лопастках изображено только одно Древо (куст) без птицы. Раскидистые ветви с мягко- изогнутыми стеблями, подвижными листьями и тюльпанообразными цветами занимают практически всю плоскость лопастки. Среди листвы мастера помещали круглые завитки с ягодами и своеобразные плоды.

Рисунок заключался в рамочку по контурам лопастки. По верхнему краю шел орнамент из полукружий, пересеченных углами с вогнутыми сторонами или перекрещенных волнистых линий с острыми мысами, а по боковым сторонам и низу сдвоенные полуовальные или прямые линии. Художник словно обрамлял вход этот сказочный мир, изображенный на семантически значимой части прялки.

Расписные прялки, как правило, покупали дочерям в приданое. По сведениям местных жителей, купить такую прялку могли в основном состоятельные родители, так как она стоила дорого. Это объясняет, почему в музейной коллекции имеются незначительные собрания или даже единичные экспонаты предметы с шекснинской золочёнкой.

"Еще совсем недавно народному искусству, в том числе и росписям, предрекали физическую гибель из-за потери интереса к нему населения. И действительно, многие промыслы и даже целые области народного искусства утратили свое значение в быту, что привело их к быстрому исчезновению. Однако, не успев лишиться, казалось бы, обреченной на гибель области своей культуры, человечества тут же ощутило острую потребность в ней". Эти слова были сказаны А. С. Канцедикасом в 1977 году, но как они актуальны и сегодня!

 

 

Date: 2015-08-15; view: 498; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию