Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Паралингвистические явления





Звуковые параметры а) интенсивность; б) высота тона; в) продолжительность звука  
Качества речевых проявлений голоса Неречевые проявления голоса  
1. Диапазон голоса: Широкий - узкий 1. Характерные звуки: а) смех – хихиканье – смешки сдавливаемые – хныканье – всхлипыванье – плач; б) шепот – крик; в) вздох – стон; г) рычание – визг; д) икота – зевота и т. п.  
2. Модуляции высоты голоса: плавные - резкие  
3. Дикция: отчетливая - неразборчивая  
4. Темп речи: быстрый - медленный  
2. Звуки – разделители: а) назализации (включения в речь типа «хм-м-м…», «э-э-э…») и т. п.; б) кашель, фырканье, сопение, шиканье, прищелкивание языком и подражание звукам животных и т. п. в) «нулевые звуки» - т. е. паузы  
5. Ритм речи: равномерный - прерывистый  
6. Тембр: раскатистый, хриплый, скрипучий и т. п.  

 

Вместе с тем сама по себе громкость голоса не является эффективным средством воздействия на других людей. Говорить громче бывает легче, если одновременно повышать частоту – это и есть разговор «на повышенных тонах». Если повышение тона переходит определенный допустимый уровень (разный для разных людей), то это воспринимается как покушение на личное достоинство и часто вызывает реакцию: «Не кричите на меня!». В конфликтной ситуации повышение тона вообще недопустимо – фактически это одна из распространенных причин того, что деловые разногласия по поводу конкретного вопроса перерастают в разрушительный межличностный конфликт.

Наиболее эффективной является тактика постоянного изменения громкости голоса. Парадоксально, но факт: то, что сказано более тихим голосом на фоне громкой речи, привлекает гораздо большее внимание, чем сказанное еще громче.

Темп речи. Люди говорят быстро:

ü когда они взволнованы или обеспокоены чем-либо;

ü когда говорят о личных трудностях;

ü когда хотят в чем-то убедить собеседника или уговорить его.

Медленная речь может свидетельствовать об усталости, угнетенном состоянии или горе, а с другой стороны – о высокомерии.

Если один собеседник увеличивает длину высказываний, то другой тоже это делает. Удлиняются также высказывания того собеседника, в чьих словах усомнились.

Ритм речи и назализации. Сбивчивая, прерывистая речь, как правило, указывает на стресс, волнение, нервно-психическое напряжение. Когда люди говорят на трудные для себя темы, они чаще запинаются, неправильно строят фразы. Слушатели, однако, не всегда делают поправку на волнение говорящего. Чем более прерывиста его речь, чем больше в ней запинок, назализаций (э…э…э), слов-паразитов («значит», «так сказать» и т. п.), тем более некомпетентным он кажется слушателям. А иногда людям кажется, что собеседник потому так запинается и сбивается в своей речи, что настроен их обмануть.

Пауза. Если человек не обращает внимания на то, что его прерывают, это означает, что он больше ориентируется на себя, а если он с трудом выносит паузы в разговоре – что он больше ориентируется на межличностные взаимодействия.

Умение держать паузу – порой незаменимое средство ведения разговора. Несколько секунд молчания могут быть красноречивее слов, они помогают собраться с мыслями, дают возможность овладеть собой, привлечь или переключить внимание.

Интонация. В жизни мы обычно все паралингвистические компоненты общения обозначаем понятием «тон голоса». Но ведь существует еще и специфическое понятие «интонация». Интонация – это не только модуляции высоты тона («вопросительная интонация», «повествовательная интонация») и способ подчеркивания каких-то элементов высказывания (логическое ударение). Это способ выражения чувств, эмоций, отношения говорящего к собственным словам и к тем людям, к которым он обращается (властная интонация, насмешливая, ироническая, уверенная и т. п.). По образному выражению М. Бахтина, «в интонации соприкасается говорящий со слушающим».

Психологической наукой интонации еще очень мало изучены. Они слишком многообразны и индивидуальны, чтобы можно было составить какую-либо «азбуку» интонаций. Может быть, поэтому люди в процессе общения больше доверяют не своим ушам, воспринимающим интонации и вообще «тон» голоса, а своим глазам, воспринимающим позы, жесты, мимику, взгляд и т. д.

Если положительные или отрицательные интонации голоса еще можно распознать достаточно точно, то с распознаванием конкретных эмоций дело обстоит гораздо сложнее. Установлено лишь, что энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, а печаль, горе и усталость – мягким и приглушенным, с понижением интонации к концу каждой фразы. Распознаванию эмоций по голосу можно научиться путем … работы над собственным голосом! Доказано, что те люди, которые более точно передают эмоции голосом, точнее судят об эмоциях других людей по их голосам.

Важно помнить, что если между тем, что вы говорите, и тем, как вы говорите, существует расхождение, люди больше будут доверять тону голоса. Расхождение – признак наличия подтекста, скрытого смысла, который интуитивно воспринимается нами как истинный.

Теперь отвлечемся от речи и перейдем к рассмотрению чисто неречевых характеристик общения, которые, на первый взгляд, вряд ли могут указывать на какой-то скрытый смысл… Но так ли это на самом деле?

 

Date: 2015-08-15; view: 857; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию