Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неречевые средства общения





Бессловесный язык поз, жестов, мимики является, по крайней мере, не менее древним, чем язык слов. Высказывались даже предположения, что устная речь развивалась как вариант жестикуляции. У человеческих младенцев язык тела – это такое же фундаментальное средство самовыражения, как и крик. Ребенок вполне осмысленно может общаться с помощью жестов, не прибегая к словам, которые ему еще не доступны. По-видимому, жестами детям овладеть легче, чем словами. В экспериментах Уильяма Стокои было установлено, что в семьях, где глухие родители общаются между собой с помощью знаковой системы жестов, дети начинают «произносить» с помощью жестов первые предложения на 6-10 месяцев раньше, чем дети в обычных семьях – с помощью слов.

По мере того, как человек овладевает речью – и каждый человек в детстве, и человечество в целом в своей истории, неречевые средства общения постепенно отходят на второй план. Тем не менее, в непосредственном, живом общении людей словесное сообщение всегда сопровождается несловесным, и это «сопровождение» - вовсе не случайно подобранные аккорды, а нечто важное для восприятия смысла речевого сообщения. Между речевым и неречевым сообщениями возможны три типа соотношений.

1. Неречевое сообщение согласуется с речевым, поддерживает или усиливает его (например, симпатия к данному человеку, выраженная словесно, подчеркивается объятиями).

2. Неречевое сообщение противоречит речевому (например, женщина сообщает, что она счастлива в браке, и при этом качает головой из стороны в сторону, как будто отрицает собственные слова). Эксперименты М. Аргайла показали, что в случаях, когда текст речевого сообщения вступал в противоречие с его неречевым оформлением, речевое сообщение слушатель игнорировал.

Неречевое поведение меньше подвержено влиянию условностей, лучше выражает истинные чувства и мотивы. Поэтому мы часто совершенно неосознанно больше доверяем интонации, естественности звучания голоса мимике, жестикуляции, чем буквальному содержанию сообщения.

3. Неречевое сообщение касается совершенно иного предмета, чем речевое. Например, несколько человек говорят о погоде, а на неречевом уровне происходит коммуникация, касающаяся отношений между этими людьми. Этот внутренний добавочный смысл коммуникации может оказаться на самом деле основным ее содержанием – тем подтекстом, который нежелательно или невозможно в данной ситуации сформулировать в словах и высказать напрямик.

Таким образом, для того чтобы лучше понимать людей и быть для них более понятным самому, необходимо владеть неречевыми средствами общения - умением передавать (кодировать, выражать) бессловесную информацию и умением воспринимать («читать») ее.

Большинство форм неречевого поведения являются приобретенными, человек учится им на протяжении жизни, наследуя от природы лишь первичное выражение эмоций. Приблизительно к шести годам ребенок овладевает языком лица (мимикой). Овладение жестами продолжается и в подростковом возрасте. Почему же речь мы понимаем гораздо лучше, чем язык поз, движений, жестов и мимики?

Во-первых, значение позы, жеста, выражения лица и т. п. зависит от того, к какой культуре, нации, социальной группе принадлежит человек. Например, кивки головой, которые нами воспринимаются как утвердительные, у болгар, индусов и турок означают отрицание.

Во-вторых, значение неречевых реакций определяется конкретной ситуацией, в которой они используются, и индивидуальными особенностями человека. Лишь немногие жесты в любой ситуации и у всех людей данной культуры означают одно и то же.

В-третьих, мы в разной степени можем осознавать значение своих неречевых реакций и владеть ими. Существуют, например, осознаваемые реакции, которыми мы совершенно не в состоянии управлять – молодой человек краснеет, когда в комнату входит девушка. А бывают и такие реакции, которыми в принципе мы в состоянии овладеть (даже не будучи йогами), однако не контролируем их потому, что совершенно не осознаем; например, во время выступления оратор то застегивает, то расстегивает пуговицу на пиджаке или перекладывает с места на место листки доклада, одергивает рукава и т. п. Рассмотрим это на примере таблицы.

 

Неречевые реакции
Произвольные Непроизвольные
Осознаваемые Неосознаваемые Осознаваемые Неосознаваемые
Позы, движения, жесты, улыбка, взгляд   Привычные действия; одновременное закуривание с другим человеком или принятие той же позы (как проявление симпатии); позы, движения, жесты, которые в данный момент не осознаются   Покраснение лица, испарина, учащение пульса   Расширение зрачков в ответ на зрительный стимул возбуждающего содержания (например, при предъявлении фотографий красивых женщин зрачки мужчин увеличивались вдвое)

 

Как было установлено Р. Розенталем, люди гораздо точнее оценивают свою способность передавать неречевые сигналы, чем воспринимать их. Причина, по-видимому, в том, что, выражая свои эмоции, мы получаем более непосредственную и обязательную (навязанную) обратную связь, чем в том случае, когда мы даем понять, что «расшифровали» эмоциональные выражения других людей. Может быть, обратная связь о том, что мы расшифровали, - это нечто такое, чего нам не хотят открыть, а обратная связь о том, что мы сами передали, - это то, чего от нас не могут скрыть.

Поскольку с детства человек учится не только выражать, но и скрывать свои мысли и эмоции, самыми верными информаторами о состоянии другого человека должны быть непроизвольные и неосознанные реакции. Именно в них необходимо разбираться, чтобы уметь «читать» неречевые сообщения. Для того же, чтобы уметь передавать неречевые сообщения, нужно научиться владеть своими произвольными реакциями, в том числе неосознанными.

Начнем с рассмотрения более близкой к речи системы неречевых средств – с характеристик звучащей речи, зачастую скрывающих ее истинный смысл (подтекст).

 

Date: 2015-08-15; view: 5265; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию